Талантливый театральный спектакль, если он не снят на пленку, исчезает. Есть в этом великая несправедливость. Тогда,12 лет назад, утратив свои куклы после арабского погрома, Леонид Хаит сделал попытку, и очень удачную, остаться на сцене с живыми актерами. Я был на премьере того спектакля, потом напечатал статью о нем. Пусть хоть она останется в чей-то благодарной памяти.
Сюжет пьесы Виктора
Славкина «Плохая квартира» – прост и реалистичен: в неназванной стране жилищный
кризис. Семья вынуждена жить в тире. Обедать под выстрелами, вести разговоры
под выстрелами, спать под выстрелами. В финале бедняги получают новую квартиру,
но в бане. Вот и весь внешний рисунок этого спектакля. Все остальное в
подтексте, как и положено в пьесе хорошей, в исполнении отличного коллектива
под руководством Леонида Хаита.
Кто-то из журналистов
охарактеризовал художественную, русскоязычную интеллигенцию в Израиле так: «
Нас мало, но мы в тельняшках». В труппе Хаита все замечательные мастера,
прекрасные актеры, все в «тельняшках»: и Павел Цитронель, и Ася Левина, и Елена
Хаит, и Алексей Макрецкий и Павел Бронштейн, и Матвей Черный.
Безукоризненны
сценография Михаила Курса и костюмы
Марины Дмитриенко.
Бурные аплодисменты и
море цветов по завершению премьеры были искренни, к месту и вполне заслужены.
Перед спектаклем
режиссер вспомнил о творчестве Эжена Ионеско, о театре абсурда. Он считает, что
молодой Славкин всецело был под влиянием этого драматурга.
Возможно, но, как мне
показалось, в премьерном спектакле было гораздо больше от Евгения Шварца, чем
от метода и стиля французского драматурга румынского происхождения, и дело тут
не только в образах-двойниках: Охотник у
Шварца « Обыкновенное чудо» - Стрелок в пьесе Славкина, Амалия в том же «Чуде»
и Мамаша в «Плохой квартире». Сама ткань этого трагифарса, по определению
Леонида Хаита, очень близка к горьким и
грустным сказкам Шварца.
Впрочем, дело не в
литературном генофонде, а в его качестве. Литературных родителей выбрал Славкин
первоклассных, да и собственного дара хватило этому драматургу, чтобы написать
вещь замечательную.
И Леонид Хаит сделал
точный выбор, представив эту пьесу русскоязычному зрителю в Израиле.
Критики после этой
премьеры будут писать, что аналогия налицо, что мы здесь живем в том же тире, существуем, и давно, в насквозь
простреливаемом пространстве, привыкли к этому и беспокоят нас, в большей
степени, назойливые мухи, как у Славкина, а не пули. Пройдет время, мы
поселимся в бане, передохнем, а там и обратно в тир.
Все так, но
мастерство режиссера спектакля в том, что не пошел он за внешним сходством, не
занялся спекуляцией на тему, а остался в глубине этой пьесы Славкина, в
человеческой истории, рассказанной с помощью сказочного сюжета.
Абсурд? Это еще как
посмотреть. Помню, в детстве пришлось целый год жить за фанерной перегородкой в
цехе Механического завода.
Зал мерказа Барбур на
премьере театра Хаита был битком набит народом взрослым, прекрасно помнящим в
каком фантастическом уродстве приходилось жить гражданам страны Советов.
Никакому Ионеско не придумать тех ужасов, с которыми большинству из нас
приходилось сталкиваться.
Так что недавние
реалии нашей родины вполне органично соединились с нашим бытием в Израиле.
Театр «Люди и звери» попал в цель.
Но, повторяю,
подлинная цена этого спектакля не во внешнем. Квартира несчастной семейки не
только насквозь простреливается, но еще и насквозь просматривается.
Люди привыкают жить
среди падающих мишеней, но даже не подозревают, что каждое их движение под
контролем оптического прицела. На сцене появляется Хозяин тира, и сразу становится
ясным, что жизнь в ненормальных, диких условиях, неизбежно должна привести к
сделке с совестью, к нравственному падению.
Хаит и здесь не
стремится к ярким краскам. Он не идет за простой и наивной схемой, в которой
среда определяет сознание. Стрелок в спектакле остается стрелком, а живые
мишени все-таки перестают быть прибыльной приманкой на этом диком стрельбище.
Впрочем, хозяин тира
недолго печалится. На место старых жильцов тут же приходят другие, как две
капли воды похожие на прежних.
Нет в спектакле
палачей и жертв. Леонид Хаит – настоящий художник. Он не пользуется только
белой и черной краской.
Семья живет в тире
вовсе не потому, что в стране жилищный кризис. Под выстрелами обитает семейство
бывшего бравого вояки: усатого подполковника, если верить портрету. На смену
одному семейству приходит другое, и вносит в плохую квартиру «икону» другого
вояки.
В обществе,
пропитанном духом милитаризма, невольно приходится жить под выстрелами.
Но дело не только в
воинственных предках. Фоном в спектакле существует мир нормы, покоя и красоты.
Это музыка Бетховена и Шопена. Возникает она постоянно, но обитатели тира сразу
же гневно бьют ногами в пол и музыка испуганно смолкает. Зато они же охотно
танцуют под бравурные звуки из цели - граммофона, ожившего после меткого
выстрела.
Да и цели в
квартире-тире характерные. Невидимые стрелки ведут пальбу по классическим
образам Леонардо, Микельанджело,Тинторетто, Рембрандта… Для них это не
классика, а голые бабы и мужики.
Мы видим не просто
тир, где живут под выстрелами люди, а уродливый отстойник китча и попсы. Другой
и не могла быть эта «Плохая квартира».
Автор пьесы был
уверен, что люди, живущие в безумном мире, сами становятся безумными. Безумие
человеческое в свою очередь воссоздает почву для безумного мира. И нет разрывов
в этом порочном круге.
Впрочем, разрыв есть.
Это наше ясное сознание всего того, что с нами происходит. Это способность
талантливого, художественного осмысления невозможности, абсурдности нашего
бытия. Разрывом стал и спектакль Леонида Хаита и его труппы. Глотком воздуха,
надеждой на спасение.
Получилось так по
причине особой скромности, что ли, этого спектакля. В нем нет рыданий,
натужности, дидактики. Безукоризненный вкус во всем и подлинно
аристократическое ( в смысле театральных традиций) воспитание.
В этом трагифарсе,
как мне показалось, не было ни фарса, ни трагедии, а была печальная притча, рассказанная с
улыбкой добрыми людьми и хорошими
актерами.
Притча, совершенно
еврейская по своему духу, пронизанная юмором и напрочь лишенная скуки. Другой
она и не могла быть. Уверен, спектакль этот ждет зрительский успех. Кто-то
получит лекарство от ностальгии, кто-то увидит себя, живущего в Гило, в тире на
сцене. Кто-то просто задумается о жизни человеческой.
В этом и хитрость
подлинного, художественного произведения. В этом и шансы на успех «Плохой
квартиры» в театре Леонида Хаита.«Люди и куклы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий