вторник, 31 декабря 2013 г.

ЕЖИК В ТУПИКЕ



В фильме Федерико Феллини «Амаркорд» в сказочном тумане, преображающем действительность, теряется дед семейства и бродит белый буйвол, но старик, в конце концов, находит выход из тумана. Подобная история произошла с ёжиком из чуда чудного Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой. Он тоже выбрался из тумана к звездам. Тогда было время, далекое от всесилья фильмов ужасов. Сегодня – это один из самых востребованных жанров. Отсюда и название этих заметок.
«Премию Елене Камбуровой должен был вручить Юрий Норштейн. Он обращается к залу с такими словами: «Вы все услышали здесь слова доктора Рошаля о том, что в стране не хватает 120 тысяч врачей. Я сразу связал это в голове монтажно с тем, что Путин сказал, что Сергей Магнитский умер от сердечной недостаточности. Я думаю, Магнитский умер от сердечной недостаточности у Путина…». Зал взорвался оглушительными овациями, не дав Юрию закончить речь». Из СМИ.
 Юрий Норштейн далеко не в первый раз говорит то, о чем думает. «Нет света, нет свободного дыхания» - это слова из интервью  2010 года. Плюс его откровенная ненависть к продюсерскому кинематографу в России и неприятие нынешнего Союза кинематографистов под руководством Н. Михалкова. На этот раз он высказал свою гражданскую позицию  в связи с последним скандалом вокруг «Закона Димы Яковлева». Закон, признаемся, мерзейший. Мракобесы в России одерживают одну победу за другой. Атмосфера сгущается до полнейшей идеологической духоты. Что правда, то правда. Перед большим художником обычный российский выбор: ползай у трона – получишь возможность работы. Откажешься, предпочтешь голос совести и правды, – пеняй на себя. Норштейн выбрал последний путь. Он и при советах не очень умел молчать. Вот и решил, что и на старости лет прислуживать властям – дело постыдное. «Промолчи – попадешь в палачи» - пел другой замечательный еврей А. Галич. Вот Юрий Норштейн и не промолчал. Но не все так просто. Мир не раскрасить в два цвета: белый и черный. Потери по художественной части очевидны. Да и надежды на другую власть в России нет никакой. Ему бы, Норштейну, вместо хождения по тусовкам, разборок с Путиным и «ненавистным капитализмом» (о чем он недавно заявил в замечательном документальном фильме «Вышел ёжик из тумана») завершить свой  шедевр «Шинель», над которым режиссер работает последние 30 лет. Вот была бы радость людям! Живо искусство! Жива российская культура! Жив гений человеческий! Кому, как не Норштейну, творить свой великий мир, не имеющий никакого отношения к грязи извечных политических игр. Получается, что «совок» душил художника, но все-таки давал, хоть и редко, но работать, а нынче тупик: знаменитой студии не существует, денег нет - и остается только жаловаться на судьбу и ругать правительство.
 Из интервью Норштейна «Новой газете»: «Сегодня все против всех. Все диктует конкуренция, жажда обойти другого. Охота к мгновенному успеху. Под успехом подразумевается сорванный куш, который и определяет положение в обществе. Нечистая на руку чернь становится элитой, на которую равняются, которая остальных презирает».
 В одном из откликов в Интернете на это интервью читаю: « За последние 25 лет люди устали от всего. От борьбы, от нестабильности, от бездушия. В результате делают выбор - чем бороться - проще уехать. За последние 10 лет эмигрировало в 2 раза больше людей, чем в 90-е. Я, кстати, тоже мечтаю отсюда уехать. Не потому, что мне плевать на родину, а потому что я хочу просто жить и обеспечить своему ребенку будущее. Сегодня будущего у России нет! Может это конечно и моя слабость, но 25 лет из моей жизни достаточно большой кусок».
 И рядом: «Юрий Норштейн высказался. Очевидно, потому что больше не может молчать. Его видение современности выстрадано. В России борьба добра и зла с начала 20 го века превратилась в Гражданскую войну, которая длится по сей день и на которой россияне истребляют друг-друга... и физически, и, что страшнее всего, морально».
 Тут же вспоминают о том, о чем сам Норштейн (отец православного сына-художника – иконописца), похоже, хотел бы забыть: « Не думаю, что он глупец. Скорее всего, очень продуманное заявление. Так что, одна ему дорога: чемодан-вокзал-Израиль».  Нет, никакой Израиль Норштейну не нужен. Ему необходим Гоголь и могучий пласт российской культуры, в которой он вырос. В этом обычная трагедия еврейского гения в России, оторванного от национального сознания и очага. Извечная проблема, как сохранить гармонию между служением стране, в которой родился и людям, рядом с которыми вырос, и верностью своему народу, с его древними традициями и культурой.  
 Норштейн справедливо обвиняет во всех грехах нынешнюю, неуклюжую, криминальную попытку русского капитализма. Но вот что писал о недавнем социализме в СССР другой большой художник от кино Евгений Габрилович: " Нас приучали туфтить, величать мерзавцев, возносить то, что невыносимо, поносить горячо желаемое. Мы восхваляли убийц, проклинали искренность…Это была эра подлизывания, подглядывания и ябед. И безучастия. Веры всему, что приказано, и неверия ничему … Не думаю, чтобы партия научила нас истине, но двоедушию она нас научила. Надолго. На несколько поколений вперед" «Последняя книга».  Выходит, куда не кинь – везде клин. И некуда деваться творцу, особенно еврейской национальности. Мало того, видимо искусство и жизнь, во всех ее низменных проявлениях, находятся в вечном конфликте, борьбе с переменным успехом. Ныне по всему миру очевиден тяжелейший кризис. Впрочем, Сомерсетом Моэмом был это кризис предсказан 70 лет назад: «Я вполне допускаю, что, достигнув достаточно высокого уровня цивилизации, человечество по собственной воле вернется к варварству, или же откатится назад просто от неспособности поддерживать высокий уровень». Моэм писал это, думая о наступлении фашизма и коммунизма. Нынче атаку на современную цивилизацию ведет варварство ислама и убогость масскульта.
 Вот почему проблема большого художника, к великому сожалению, не только в Путине, в гибели замечательной студии мультфильмов или бандитском капитализме в России. Уверен, ничего не изменится, если нынешний хозяин Кремля отпустит завтра миллиард зеленью на «долгоиграющий» шедевр Норштейна. Не поможет это, вопреки замечательному четверостишию Гарика Губермана: «Еврей опасен за пределом \ Занятий, силы отнимающих. \ Когда еврей не занят делом, \ Он занят счастьем окружающих».
 Насчет «счастья окружающих» читаю у того же Е. Габриловича: «"Я — еврей. Однако — как бы это поточнее сказать — еврей как бы сбоку. Я не знаю ни языка, ни обычаев, ни молитв. Да, я счастлив, что принадлежу к народу, который так много сделал для человечества. Но взошел-то я из других корней, созрел на других грядках. На других происшествиях и легендах. Прирос к другому народу… Сколько ни хлещут меня, как ни охаживают, ни хлобыстают, обзывая всем самым поносным и тем, что я тут чужой, пришлый, что я из гнусного племени, которое губит, клевещет и гадит, как ни плюют мне в рыло, я весь от рождения в России, люблю, чувствую, понимаю ее не хуже тех, кто с гармошкой и в плисовых шароварах…".
 Вот и Норштейн любит Россию, заботится о «счастье окружающих» и знать не хочет, что сам он останется представителем «гнусного племени», даже  прославив родину очередным шедевром. Кстати, общественностью начат сбор подписей с просьбой к правительству «инициировать создание условий для работы Норштейна и Ярбусовой, назначение им пожизненного финансирования всех их мультфильмов». Но тут Юрий Борисович, будто бы специально, сжигает за собой все мосты, которые и раньше-то тлели и раскачивались. Видимо понимает, что  главная проблема не в продюсерском кино, равнодушии Кремля или юдофобии.  Художник ХХ века вдруг оказался не в своем времени, на чужой планете, где нет смысла жаловаться, плакать и искать виновных. Автор и режиссер упомянутого «Амаркорда» сказал об этом точно: «Мой зритель умер»….
 И все же, кто-то еще сидит, затаив дыхание, когда смотрит волшебную сказку «Ёжик в тумане», шедевры того же Феллини или Чаплина все еще расходятся миллионными тиражами, романы Диккенса и Льва Толстого переиздаются, пьесы Антона Чехова идут по всему миру. Очевиден тревожный дефицит новой, молодой крови, но искусство живо. Все кризисы рано или поздно кончаются. А политики, поголовно больные «сердечной недостаточностью», везде, всюду и всегда, останутся политиками – людьми какого-то особого мира, враждебного всей той радости творческих открытий, которой и живы Божьи души от Адама и Евы до наших дней.

АТЕИЗМ И КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ. Корней Чуковский и Михаил Пришвин.





Делаю различие между верой в Бога и верой Богу. Я не могу похвастаться тем, что в Бога верю, но моя вера в его Закон, в слова им сказанные, незыблема.  Ничего не поделаешь  - парадокс этот существует в моем сознании. Не веря в Создателя, я убежден, что только ему было под силу дать людям Библию. И нет у меня  выбора. Человек обязан, даже обречен во что-то и кому-то верить. Верить людям, даже персонам значительным, «громким» не могу. При внимательном и подробном анализе очевидна сомнительность или вторичность их умозаключений.
 Дело здесь не в моей гордыне или, не дай Бог, мизантропии автора. Я и сам себе не склонен верить в первую очередь. И точно знаю, что величайшие несчастья человеческого рода, именуемые массовым психозом, напрямую связаны с готовностью толп идти на убой по зову себе подобного существа, наделенного гипнотическими способностями убийцы, пошляка и шарлатана.
 Человек не имеет права быть авторитетом. Человек – авторитет - мгновенно становится идолом, а люди, поверившие ему, язычниками – идолопоклонниками. Моисей – Моше был рупором Бога. Все остальные лидеры масс в еврейской истории, да и не только еврейской, – люди грешные, чьи поступки издавна и открыто существуют на весах добра и зла.
 Культ личности глубоко чужд человеку, верящему одному лишь Богу, но близок и понятен атеисту. Вера в миф непосредственно связано с культом личности, с атеизмом и социализмом.
 Мне возразят: разве вера в пришествие Машиаха – это не миф. Нет, не миф, просто потому, что это вера в неизбежность победы добра в каждом живом существе на земле, вера, не требующая насилия одного человека над другим. Вера, требующая только одного: самой веры и таланта ждать
 Я бы хотел проиллюстрировать сказанное близким русскоязычному читателю примером.






 Два замечательных писателя: Корней Чуковский и Михаил Пришвин. Оба чудом сохранили себя в сталинской мясорубке. Оба обогатили отечественную словесность. И Пришвин, и Чуковский считались, и не без оснований, глубоко порядочными, интеллигентными, в полном смысле этого слова, людьми. Но Михаил Михайлович Пришвин был глубоко верующим человеком, а Корней Иванович Чуковский с молодых лет верил в догматы социализма и считал себя атеистом, о чем и заявлял неоднократно. 

 Передо мной два дневника: дневник Пришвина, и дневник Чуковского. Идет 1930 год. Страшный год раскулачивания, создания колхозов, возвращения в рабовладельческий строй, где государство становится полновластным хозяином своих подданных.
 Как оценивает эти события человек веры в слова Бога – Михаил Пришвин 1 февраля указанного года: «Долго не понимал значения ожесточенной травли «кулаков» и ненависти к ним в то время, когда государственная власть, можно сказать, испепелила все их достояние. Теперь только ясно понял причину злости: все они даровитые люди и единственные организаторы прежнего производства, которыми до сих пор, через 12 лет, мы живем в значительной степени. Все эти люди, достигая своего, не знали счета рабочим часам своего дня. И так работают все организаторы производства в стране. Ныне работают все по часам, а без часов, не помня живота своего, не за страх, а за совесть, только очень немногие».
 В июне 1930 года атеист и социалист Чуковский отмечает в своем дневнике: «Через десять лет вся тысячелетняя крестьянская Русь будет совершенно иной, переродится магически – и у нее настанет такая счастливая жизнь, о которой народники даже не смели мечтать, и все это благодаря колхозам».  Однажды Чуковский написал Маршаку: «Могли погибнуть ты и я, но, к счастью, есть на свете у нас могучие друзья, которым имя — дети!» Корней Иванович лукавил. Спасли его и Маршака не только дети.
   Нужно отметить, что с годами, особенно в конце жизни, Корней Иванович Чуковский осознал всю дьявольскую природу русского социализма, но и в тридцатом году он был взрослым, сорокавосьмилетним дядей, а не наивным юношей со взглядом горящим.
 Вера в колхозы и не в слова Творца напрямую связана с верой в праведный гений человека. В том же году Чуковский пишет: « Вечером был у Тынянова. Говорил ему свои мысли о колхозах. Он говорит: я думаю тоже. Я историк. И восхищаюсь Сталиным, как историк. В историческом аспекте Сталин как автор колхозов, величайший из гениев, перестраивающих мир».
 Пройдут годы, возросшая нищета, голодомор в Украине, террор ОГПУ, разгром оппозиции, «Кировский поток», но Корней Чуковский записывает в своем дневнике 22 апреля 1936 года: «Вдруг появляются Каганович, Ворошилов, Андреев, Жданов, Сталин. Что сделалось с залом! А ОН стоял немного утомленный, задумчивый и величавый. Чувствовалась огромная привычка к власти, сила и в то же время что-то женственное, мягкое. Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные, одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его – просто видеть – для всех нас было счастьем…. Домой мы шли вместе с Пастернаком и оба упивались нашей радостью».
 Корней Чуковский – старик. 21 марта 1953 года, после смерти вождя народов, он записывает в дневнике: «Вторым говорил Всеволод Иванов. Он подробно описал встречу Сталина с писателями на квартире Горького – это было очень поэтично и взволнованно. Именно во время этой встречи Сталин произнес бессмертные слова об «инженерах человеческих душ».
 Вернемся к Пришвину, к его ясному и точному видению своего времени, повторим, видению религиозного человека: «… существуют лица у нас, везде и всюду, столь убежденные, что никакая сила не может остановить их. Мой собеседник, думая о них, сказал: « А  с о ц и а л и з м  у нас растет:. После он оговорился: « Я не знаю, впрочем, социализм ли из этого выйдет». «Может быть, фашизм?» - спросил я. «Может быть». ».
 Записано это в том же, 1930 году, когда Гитлер еще не пришел к власти, а СССР не превратился в страну одних охранников и заключенных, в державу ГУЛАГа.
 Вера Богу не позволила Михаилу Пришвину верить большевикам. Атеизм вызвал искренний восторг умного и талантливого писателя - Корнея Ивановича Чуковского, возможность впадать в эйфорию при виде усатого людоеда.
 Михаил Михайлович Пришвин не был человеком церковных традиций, его вера в Бога была далека от догмы и фанатизма. Я могу поставить рядом две дневниковые записи этого замечательного писателя: «Вещь может быть, конечно, талантливой и без юмора, но юмор есть признак таланта, и почти безошибочно можно сказать, что автор вещи смешной талантливый человек» В том же, необыкновенно тяжелом 1951 году, Пришвин пишет: «Улыбка – это единственное, чего не хватает в Евангелии». Надо думать, и всего того, что следует за улыбкой человека. Но это уже другая тема, вернемся к нашей.
 У Корнея Ивановича Чуковского с юмором был полный порядок, как и с талантом, но вот и он был безумен вместе со своим временем. Безумен, потому что, будучи человеком скромнейшим, помнящим всю жизнь о заветах А.П. Чехова, все-таки верил, что есть у потомков Адама право на проповедь истины в конечной инстанции, и нет и быть не может над этой «истиной» Божьего суда и Божьего слова.
 Все, написанное выше, имеет прямое отношения к нынешним проблемам Израиля, к проказе социализма и невежественного атеизма, пожирающей корни Еврейского государства, его мораль, его обороноспособность.
 Все верно: своему возникновению Израиль обязан во многом социализму (правда с еврейским лицом) и людям, отвернувшимся от Создателя, в том числе и потому, что Он не смог предотвратить Холокост. Но история мира полна парадоксов. Собственно – парадокс, как правило, становится нормой на любом ее витке. И вот прежний цемент становится прахом, металл старых убеждений безнадежно ржавеет. И то, что казалось прежде несокрушимым и верным, становится своей собственной противоположностью.
 Сегодня пережитки социализма в жизни Израиля и тупое богоборчество грозят разрушить Еврейское государство, сделать его беззащитным перед агрессией соседей.
 Знаю, что сразу же обрушится на мою голову гнев ряда читателей, испытывал гнев этот не однажды. С пеной на губах мне напомнят все грехи «пейсатых», продажность некоторых религиозных партий, фанатизм идиотов от религии…. Невольно мои оппоненты станут приводить свои выводы, основываясь на пороках людского племени, с чем я и не собираюсь спорить, но разговор-то в этих заметках был затеян совсем о другом.

 Я и не собираюсь всех евреев звать в синагогу. Сам бываю там крайне редко, но верю я только словам Всевышнего, сказанным моим предкам у горы Синай, верю Книге, написанной Гением и не верю самовлюбленному и корыстному бреду, который несут израильские социалисты и атеисты всех мастей последние годы, старательно разрушая с помощью этого бреда свое собственное государство. В этой статье я и попытался напомнить читателям о некоторых «русскоязычных» фактах, на которых и зиждется моя вера.

КАК ОТДЕЛИТЬ ОЛИМПИАДУ ОТ ПОЛИТИКИ




«Гринпис России» сразу после оглашения результатов голосования в Гватемале заявил, что с этого момента МОК наравне с российским правительством несет полную ответственность за ущерб объекту Всемирного природного наследия ЮНЕСКО» «Западный Кавказ».

«После принятия в России закона о запрете гей-пропаганды многие западные политики, общественные деятели и звезды шоу-бизнеса призвали бойкотировать Олимпиаду в Сочи». Из СМИ
 
«Не стоит рисковать жизнями своих граждан, поверив показухе и бахвальству кремля. Слова московских преступников пусты, так же как и договор с ними не стоит той бумаги, на которой он написан. Мы сделаем все, что бы с помощью Аллаха к этому времени (2014 г.) с построенных спортивных сооружений  Сочи зазвучал Азан кавказских моджахедов.
Если, по воле Аллаха, к этому времени победа к мусульманам еще не придет, мы будем атаковать любого из так называемых «участников олимпиады», кто представляет страны, воюющие против Ислама и мусульман. ИншаАлла, мы найдем силы и средства омрачить это мероприятие, призванное показать миру, что войны на Кавказе нет.
Сочи, как и любой другой уголок оккупированного Русней Кавказа является зоной военных действий. Незачем на землях мусульман проводить языческие сборища и игры».
                                             КАВКАЗ-ЦЕНТР


 Как же все сложно в этом мире. Либералы призывают мировую общественность к бойкоту Олимпиады, так как Путин и его политика, в ряде моментов, эту общественность не устраивают. Но рядом с либералами, плечом к плечу, стоят фанатики нового джихада. Дай им волю -  эти слуги Аллаха перережут в один момент  друзей – единомышленников – защитников прав гей - меньшинств. А кто, наверняка, за олимпиаду, так это спортсмены. Четыре года он вкалывали на каторге тренировок, мечтая о наградах, деньгах и славе – и вдруг…. Нет, мне их жалко. А Путин? Ну что делать, если он Владимир Владимирович, а не Джон, Франсуа или Ганс. Есть у меня предложение: решительно отделить спорт от политики, как церковь от государства. И отныне устраивать Олимпиады на ничейном, необитаемом, подходящем острове на деньги всех членов МОК. И все спекуляции вокруг этого спортивного праздника сразу прекратятся. 

ФАРБЕР НА СВОБОДЕ


Путин приказал ( даже не приказал, а только намекнул) - и Илья Фарбер оказался на свободе, отсидев 2 года в камере. Я вот о чем думаю: неужели власти не понимают, что приказами -намеками этими они полностью дискредитируют судебную систему в России. Можно бы было понять что-то, если бы за освобождением школьного учителя последовало наказание тех, кто без доказательств посадил Фарбера за решетку. Но - тишина. Значит, будут новые Фарберы, а на всех Путина не хватит. 

http://www.mk.ru/social/justice/article/2013/12/31/966736-ilya-farber-osvobozhden-po-udo.html

ФИЛИПСЫ - РОДНЯ КАРЛА МАРКСА

                                                              Антон Фредерик Филипс

Прочел  в статье Леона Коваля этот текст:
« Маркса крестили семи лет от роду, а его мать, если верить Мерингу, так и не приняла крещения. Она сохранила связи со своей знаменитой теперь и богатой тогда и теперь семьей голландских евреев Филиппсов. Кормили философа, как я теперь понимаю, в основном, Филипсы (нам рассказывали, что это делал Энгельс), и Маркс всю жизнь принимал "грязные еврейские деньги". (Маркс: "Деньги это ревнивый бог Израиля").
 И подумал – Филипсы (телевизоры, электробритвы и пр.) неужто и они – евреи. Раскрыл книгу Фредерика Филипса «Формула успеха», а там читаю в главе «Моя родословная»: «В 18 веке Филип Филипс, торговец еврейского происхождения, женился на Ребекке Ван Крефельт и поселился в маленьком нидерландском городке Венендале».
 Никуда от них не деться, от евреев. Прадед Фредерика, правда, крестился в 1826 году, но женился на девице Софии Пресбург. Автор мемуаров отмечает при этом, что его прабабка знала иврит. Дед знаменитого предпринимателя был одним из 12 детей этой пары.

Вторым фактором было наследство, полученное Марксом от матери в начале 1861 года (мать еще была жива). Мать уплатила все долги Карлуши и дополнительно к этому, через исполнителя ее завещания, своего дядю Леона Филипса (Леон Филипс, дядя Маркса, был основателем одной из богатейших промышленных компаний Европы, Филипс Электрикал Компани), очень преуспевающего промышленника, Маркс получил 160 английских фунтов стерлингов. Часть этой суммы он потратил на турне по Европе

Следующим, после женитьбы, неотложным вопросом был финансовый. Фрау Маркс, уставшая финансировать вечно безденежного сына, в сердцах бросила, что не отдаст причитающуюся ему после смерти отца часть наследства. Молодой Маркс затеял судебную тяжбу, которая растянулась на несколько лет. И, как победоносно рапортуют официальные биографы, с помощью своего дяди, голландского банкира Леона Филипса, смог получить свою долю наследства и наконец обрел материальную независимость. Впрочем, деньги почему-то никогда не задерживались в его руках…
А в 1863 году Маркс увлекся своей племянницей Антуанеттой Филипс, которая была моложе дядюшки на девятнадцать лет...
С четвертого столетия новой эры ведет свою историю еврейская община древнего немецкого города Трира. Евреи всегда играли заметную роль в жизни города на Мозеле, а один из них обрел поистине всемирную известность. Этого человека звали Карл Маркс.
Старый город. Bruckenstrasse, 10. Типичный мещанский дом в барочном стиле был построен в 1727 году. В апреле 1818 года в нем поселился адвокат Генрих (Гирш) Маркс, в семье которого месяцем позже родился сын Карл. Сегодня на Bruckenstrasse, 10 располагается дом-музей Карла Маркса (“Karl-Marx Haus”).
В 1928 году участок земли вместе с домом выкупили немецкие социал-демократы, в планы которых входило создание мемориального музея. Замысел не удалось воплотить в жизнь – в мае 1933 года здание конфисковали нацисты. Лишь после войны дом вернулся в собственность прежних владельцев, открывших, наконец, в 1968 году музей. Пятнадцать лет спустя, после реконструкции, “Karl-Marx Haus” обрел свой современный вид.
Экспозиция музея повествует как о жизни и творчестве гениального мыслителя, так и об истории социализма. К предметам особой гордости можно отнести редкие издания, фотографии, рукописи. Почетное место отведено и исследованному до XV века генеалогическому древу Маркса.
Одиннадцать предков Карла Маркса по отцовской линии были раввинами, причем семеро из них – в Трире. Трирским раввином был и дед Маркса Мордехай Галеви1. Дед по материнской линии – уроженец Братиславы Исаак Прессбург – исполнял раввинские обязанности в Нимвегене (Нидерланды). Таким образом, при заключении брака между Гиршем Марксом и Генриеттой Прессбург была соблюдена давняя еврейская традиция: дети раввинов вступают в брак с равными себе по статусу.
Согласно генеалогическому древу, Карл Маркс – потомок династии Каценелленбогенов, основанной выдающимся раввином и галахистом Меиром бен Исааком (известен также как Махараш, 1475 – 1565), переселившимся из немецкого городка в земле Гессен в итальянскую Падую2.
Около 1541 года в семье сына Махараша – падуанского раввина Самуила Иуды появился на свет мальчик Шауль (Саул), которому суждено было вписать яркую страницу в историю литовского еврейства.
Отправившись на учебу в Великое княжество Литовское, Шауль Каценелленбоген (более известен как Шауль Валь) остался в Бресте (в XVI веке – одна из крупнейших еврейских общин Великого княжества Литовского) до конца жизни. Успех сопутствовал брестскому ешиботнику, а позднее преподавателю Талмуда Шаулю Валю на ниве коммерции. Ему покровительствовали могущественный магнат князь Николай Радзивилл Сиротка и даже сам король Польский и Великий князь Литовский Стефан Баторий. Последний предоставил Шаулю Валю в 1578 году привилегию на добычу и продажу соли на территории всего Великого Княжества Литовского. Как один из старшин Брестского кагала, Шауль Валь стоял на защите интересов брестского еврейства3.
Шауль Валь – герой легенд. Согласно одной из них, после смерти Стефана Батория, в 1586 году старшина Брестского кагала был избран на одну ночь королем Речи Посполитой. Хотя подлинность легенды и вызывает большие сомнения, стоит отметить, что она ярко отражает то могущество и влияние, которого литовским евреям удалось достигнуть во второй половине XVI века. В 1589 году Великий князь Литовский и Король Польский Сигизмунд III Ваза удостоил Шауля Валя почетного титула “королевского слуги”.
Точный год смерти Шауля Валя неизвестен (скорее всего, 1617–1622). Его сыновья – учредитель Литовского Ваада (1623) брестский раввин Меир Махараш и львовский раввин Авраам Каценелленбоген прославились далеко за пределами Речи Посполитой.
Генеалогическое древо трирского потомка Шауля Валя – Карла Маркса изобилует неожиданностями.
По материнской линии он связан с Генрихом Гейне и голландским банкиром Лионом Филипсом, женой которого была сестра Генриетты Прессбург – София. Отметим, что с семьей Филипса, основателя одноименной фирмы, Маркс поддерживал впоследствии дружеские отношения.
В 1849 году основоположник научного социализма перебрался в Лондон, где и прожил до самой смерти (1883). В то же время широкую известность в британской столице обрело имя другого потомка “короля” Шауля Валя – сэра Бенджамина Самуэля Филипса (1811–1889), который в 1859 году был избран шерифом, а шестью годами позже – лордом-мэром Лондона. 5
Если общественный деятель Бенджамин Самуэль Филипс вел борьбу за еврейское равноправие в Восточной Европе, то Карл Маркс не стал продолжателем славной династии. В 1816 году лютеранином стал его отец, крестивший в 1824 году детей, а год спустя – жену.
 Кредиторами Маркса были почти все его друзья и знакомые, а также ростовщики, банкиры и лавочники. Женни ездила просить денег у Леона Филипса, преуспевающего голландского коммерсанта и родного дяди Маркса по материнской линии (любопытно, что сыновья этого дядюшки Леона Жерар и Антон основали концерн "Филипс"). В самые тяжелые времена приходилось всей семьей жить на жалование Елены Демут, которым она беспрекословно делилась со своими хозяевами.
У истоков этой компании стояли братья Жерар и Антон, которым в Голландии в канун двухтысячного года было посмертно присвоено звание лучших предпринимателей XX-го столетия. "Филипс" дал миру массовое производство ламп и радиоприемников, электробритв и магнитофонов, телевизоров и компьютеров, лазерных дисков и медицинской техники. Это общеизвестно, к тому же на свете есть компании и покруче. Но я - о другом: братья Филипс принесли миру не только новые технологии, но и, что гораздо более существенно, пример новых отношений в производстве. Девиз концерна - "Цифры важны, но люди важнее" - неизменно соблюдается здесь из поколения в поколение.
В восемнадцатом веке Филип Филипс, торговец еврейского происхождения, унаследовал семейное дело - торговлю табаком и текстилем. Он упорно расширял бизнес, выкраивая по гульдену на образование своих десяти сыновей, которые проявили немалые способности к учению и практическим делам. С годами они добавили к торговле табаком небольшую фабрику по производству хлопковой ваты, заведение по обжариванию кофейных зерен и газораспределительную станцию.

. «К сожалению, нам не удалось близко пообщаться с рабочими и техническим персоналом на заводах, где мы были, и с людьми на улице, нас слишком тесно опекали работники Интуриста. Зато с высокими чиновниками от торговли и электроламповой промышленности познакомились близко, они оказались куда менее компетентными, чем те, с которыми имел дело отец. Правда, все они очень оживлялись, когда узнавали от нас, что Карл Маркс работал над своим "Капиталом" в доме моего прадеда Лиона Филипса, и по этому поводу было выпито несчетное количество водки». Из интервью Фредерика Филипса.

ВСЕ НЕ ЛЮБЯТ ЕВРЕЕВ



 «Почему нас все не любят?» - вечный еврейский стон, вопрос без ответа, а почему?
Да потому, что не так он задается, как-то абстрактно, неопределенно, с недопустимой дозой легитимации этой самой нелюбви.
 Что значит НАС? Кто имеется в виду? Евреи. А ты кто – еврей. Значит, не любят тебя лично. Вот и спрашивай в лоб:  «Почему все МЕНЯ не любят?» Теперь вопрос этот выглядит правильно.
Ты парень честный, порядочный, работящий, семьянин, человек долга, никаких особых грехов за собой не числишь. Так за что же им ВСЕМ тебя не любить? Мало того, ты с ними ВСЕМИ совсем не знаком. В глаза их не видел, да и они тебя. Тут что-то не так.
 Эти ВСЕ не только ТЕБЯ не любят. Они еще испытывают недобрые чувства к твоему соседу, вполне приличному мужику - еврею, его трехлетней дочурке и соседу соседа и даже к нашей дворничихе Басе Кантор. За что эти ВСЕ ненавидят бедную Басю Кантор совершенно непонятно.
 Теперь разберемся со словом ВСЕ. Следует понимать за словом этим стоит огромный, жирный плюс, но так ли это? ВСЕ – это множество, это толпа, это масса. ВСЕ – это самосуд, ВСЕ – это погром, ВСЕ – это коллективный психоз. Как тут не вспомнить: «ВСЕ люди Земли», «ВСЁ прогрессивное человечество», «ВСЕ, как один, встанем….» и прочий бред на эту тему.
 ВСЕ – это минус, не просто жирный, но и кровавый. Коперник был прав. ВСЕ не правы. Джордано Бруно был прав. ВСЕ совершенно зря сожгли его на костре. Альберт Эйнштейн был прав. ВСЕ немцы фашисткой Германии зря считали его физику физикой еврейской – и только.
 Перейдем к иным сравнительным характеристикам. Прав был Вольфганг Амадей Моцарт, а вот толпу придурков, получающих кайф от попсы никак не могу считать правой. Прав был Иван Бунин, проклинающий совдепию, а не миллионы вопящих: «Смерть врагам народа!» Могу этот список продолжить до бесконечности.
 Так уж устроено человечество. За словом ВСЕ – ложь и безумие, а правда и норма только за «одиноким голосом человека», как замечательно назвал один из своих фильмов Александр Сокуров, который, кстати, тоже прав, делая кино практически ВСЕМ непонятное.
  Так что перестанем терзать себя неким враждебным евреям множеством, пусть это множество гордо именуется даже Генеральной Ассамблеей ООН. Ненависть эта всегда была и есть только на пользу народу еврейскому, прямым доказательством его правоты и сегодня, и в тысячелетиях.
 Скажут: «Эти ВСЕ ненавидят не ТЕБЯ лично, а некую еврейскую «закулису», которая всегда стремилась и стремится  поработить человечество». Но здесь, с этого бреда и мифа, и начинается самое страшное. Масса психопатов, зараженных безумием зависти и ненависти, пытается истребить народ, совершивший уникальную попытку быть народом отдельным, быть личностью перед толпой, быть гением перед бездарностью, быть жизнью перед смертью. Так было, так есть и так будет. Пытались вавилоняне и ассирийцы, римляне и греки, большевики, нацисты… Ныне погромным, юдофобским безумием заражены толпы под зеленым флагом ислама в сцепке, как обычно, с либералами, социалистами и прочей «правозащитной» публикой.
 Знаменитый демограф Мальтус зря опасался, что возросшее без меры население приведет к продовольственному кризису. Хватит ли у человеческой индивидуальности, у Богодуховной сути человека сил противостоять все возрастающей мощи черни, толпы – вот вопрос вопросов.
 Здесь не место гордыне, расизму, шовинизму. Человеческих отходов среди евреев не меньше, чем среди папуасов или датчан, и я не зря упомянул Ивана Бунина, Коперника или Моцарта. Толпа всегда стремилась истребить «избранный народ», без учета его национальной принадлежности.
 Вот почему не спрашивай: «Почему  ВСЕ НАС ненавидят?» Не спрашивай, потому что здесь нет вопроса, есть вечная история борьбы добра со злом, самого содержания бытия потомков Адама и Евы, самой печальной, но неизбежной формулы истории человеческой цивилизации.

 Терпи, понимай, сопротивляйся злу и не задавай  лишних вопросов.

ХОТТАБЫЧ ОТ ГИНЗБУРГА


Сказка – ложь, да в ней намёк…
 


Эту книгу знаменитого советского писателя Лазаря Гинзбурга, читал каждый из вас.

Речь идёт о «Старике Хоттабыче»...

Если и не читал, то уж точно смотрел одноименное кино. Даже если не смотрел, то слышал название.



Не заметили никаких неточностей? Нет? Фамилия автора не смутила? Что ж, продолжим.
Спросите любого русского человека: «Знаете ли вы кто такой Хоттабыч?"»

Ответ будет утвердительный, не сомневайтесь.

Некоторыe даже вспомнят полное имя старика. Дескать, Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Кто-то поведает подробности сказочного повествования. Кто-то будет осведомлен о заимствовании сюжета сказки у английского писателя Томаса Энсти Гатри, писавшего под псевдонимом Ф. Энсти.



Но, нас эта повесть интересует в несколько другом аспекте. В эзотерическом, так сказать. Стоит покопаться в тексте «Хоттабыча» внимательнее, всплывает множество «нюансов», о которых хочется
рассказать подробнее.


Л.И.Лагин (1903-1979)

Итак, начнём с фамилии автора на обложке книги - Лагин. ЛазарьЛагин.

По одной версии, составление первых букв имени и настоящей фамилии.
ЛАзарь ГИНзбург. Наиболее распространенный вариант.

Но их, вариантов, несколько и насколько достоверен каждый из них, неизвестно, мы приводим наиболее распространённый…

Далее, перейдя непосредственно к произведению. Дотошно вчитываясь в текст «Хоттабыча», мы обнаружим удивительные вещи. Старик из бутылки, точнее - джинн из глиняного кувшина, хоть и одет изначально в арабские одежды, бормочет свои заклинания на еврейском языке!



Читаем первый вариант книги.
«Вместо ответа Хоттабыч, кряхтя, вырвал из бороды тринадцать волосков, мелко их изорвал, выкрикнул какое-то странное слово «лехододиликраскало»...
Меня удивляет, почему это пропустила цензура! И почему Лагина не посадили в 38- ом, когда была опубликована эта сказка? Вы не знаете значения этого заклинания? Неудивительно.

Это же известнейший еврейский гимн, который ортодоксальные иудеи поют перед каждой субботой!

«Лехо доди ликрас кало, пней шабес некабело».

Что означает «иди, мой друг, навстречу невесте, встретим лик Субботы». Это вам не какой-то там «трах-тибидох-тах-тах», которого, кстати, нет в тексте.



Впрочем, люди «в штатском» приходили с ордером на арест в дом Лагина чуть ли не каждый день (ордер был действителен только в течение суток). Но Лазаря дома не было. Он был в длительных командировках. То на Крайнем Севере, плавал на ледоколе возле Шпицбергена. И именно там у писателя родилась идея сказки … о старике Хоттабыче. То в Средней Азии…

Это его и спасло. А точнее, спас лично Фадеев, тогдашний глава советских писателей. Отплатив, таким образом, добром за добро, ведь когда-то именно Лагин распознал писательский талант Фадеева.

Но, вернёмся к Хоттабычу.

Какая такая «невеста» упоминается в этом « странном слове»?

В первом издании чётко говорится - Вольке Костылькову 13 лет. Это значит, что тот уже достиг совершеннолетия, с еврейской точки зрения.

В иудейской традиции невестой называют Субботу.

В кинотеатре рассерженный Хоттабыч вспоминает, что он настолько
могущественный джинн, что с ним «ничего не мог поделать сам Сулейман ибн Дауд».

Кто такой этот Сулейман? Всё просто - царь Соломон. Шломо бен Давид. Соломон, как известно, носил кольцо с надписью «всё пройдёт». И кольцо это повелевало джиннами. Помните, как гонялся Хоттабыч за иностранцем Ванденталлесом, думая, что тот владеет заветным кольцом?



- Да позволено будет мне узнать, что ты, о бриллиант моей души,
подразумеваешь под этим неизвестным мне словом «балда»? -
осведомился с любопытством старик Хоттабыч. Волька от смущения покраснел, как помидор.
- Понимаешь ли...... как тебе сказать... э-э-э... ну, в общем, слово «балда» означает «мудрец».



Нужно заметить, что над этой фразой я тоже смеялся. В детстве. Но,оказывается, смеялся последним автор. И вот почему.
По-еврейски «баал дат» означает... правильно, «мудрец»!
Не совралВолька Костыльков! Этого не знали только советские партийные идеологи.

Всё это цитирование объясняется просто.

Детство писателя Гинзбуга прошло в Витебске, местечке, где он родился 21 ноября 1903 года и где до революции на 17 христианских церквей приходилась 51 синагога. Здесь же, в Витебске, он окончил хедер.
Отсюда нужно искать корни Хоттабыча и его иудейских высказываний.



Лазарь был первым из пятерых детей Иосифа Файвелевича Гинзбурга и Ханны Лазаревны.



Отец работал плотогоном. Скопив денег, семья переехала в Минск, где отец открыл скобяную лавку.

В Минске Лазарь заканчивает среднюю школу и сразу отправляется добровольцем на Гражданскую войну. Посчитаем, сколько же ему тогда было лет – 15!

В 17-летнем возрасте вступает в партию, а уже потом – в комсомол. Становится одним из руководителей комсомола Беларуси.



Литературную деятельность Лазарь Лагин начал как рабкор и поэт в 1922 году.

Стихи свои он показал Маяковскому,который одобрительно о них отозвался. В анналах семьи осталась фраза: «Дорогой Лазарь, что же вы мне не приносите свои новые стихи?» На что Лагин будто бы ответил: «Как вы, Владимир Владимирович, не могу. А хуже не хочется».

Пройдет немало лет, и в предисловии к одной из своих книг он вспомнит о первых стихотворных пробах: «Говоря откровенно, у меня имеется немалая заслуга перед отечественной литературой: я вовремя и навеки перестал писать стихи».



У Лазаря Лагина было чудесное чувство юмора, и он никогда не боялся смеяться над самим собой. Это позволяют себе только очень сильные люди.
Лазарь учился на вокальном отделении Минской консерватории. Через год сбежал, не справился с теоретическими дисциплинами. А любовь к музыке сохранилась на всю жизнь, любил он петь старинные романсы, у него был красивый голос.

Пролетят годы учебы в Московском институте народного хозяйства на отделении политэкономии, затем – служба в армии, аспирантура в институте Красной профессуры. Оттуда он был отозван на постоянную работу в газету «Правда».
С 1934 года Лазарь Лагин – заместитель главного редактора, а потом, до последних дней жизни – корреспондент журнала «Крокодил».
С 1936 года – он член Союза писателей СССР.



Семья переедет в Москву. Отец Иосиф Файвелевич, окончив курсы, станет самым грамотным наборщиком в газете “Известия”.

Повесть-сказка »Старик Хоттабыч», была впервые опубликована в 1938 году в журнале «Пионер».

Перечитайте «Старика Хоттабыча» и задайте себе вопросы: кто такой
царь джинов Джирджим ибн Реджмус? Почему его тётку зовут Икриша? Что означает название королевства Бенэм и города Сокке?

А знаете ли вы, что в Иерусалиме, при входе в старый город, есть громадная площадь Омара Юсуфа ибн Хоттаба. Оказывается, на самом деле был такой царь.

Прочитав другие произведения Лазаря Лагина, мы лишь утвердимся правильности наших суждений - иудейские названия сплошь и рядом.
Например, в романе «Патент АВ»: город Бакбук переводится с иврита
«бутылка», несимпатичные персонажи Эдуф – «раб», другой - Цфардейа - «лягушка». И т.д.



За это произведение Лагин получил, кстати сказать, Сталинскую премию.

И это в то время, когда происходит борьба с космополитами! И уже осуждены и даже расстреляны Бронштейн, Розенфельд и Аронов, которых мы знаем под фамилиями Троцкий, Каменев, Зиновьев.
Неудивительно, что не раскусили борцы за «правильную» идеологию
еврейских насмешек Гинзбурга.

К тому времени все советские писатели имели благозвучные фамилии. Штейнкман стал Михаилом Светловым. Фридлянд - Кольцовым. Гликберг переродился в Сашу Черного. Зильбера мы помним как Вениамина Каверина, создателя «Двух капитанов».

Вот и уроженец Витебска Гинзбург вошёл в историю как Лазарь Лагин,
автор детской сказки «Старик Хоттабыч», которая, говоря словами
своего героя-джинна, всего лишь «удивительная история, которая, будь она написана иглами в уголках глаз, послужила бы назиданием для поучающихся».



P.S.



В 1940 году книга вышла отдельным изданием. С тех пор она переиздается многократно, переведена на многие языки. Есть издания на английском, немецком, чешском,китайском…

После выхода «Старика Хоттабыча» Лазарь Лагин получает всесоюзную известность. Правда, в те годы известность была чревата последствиями. «Известные» были на виду у всех, в том числе у тех, кто репрессировал и решал: жить человеку дальше или нет.
Уже после войны в конце сороковых годов идеологический отдел ЦК решил, что в повести «Старик Хоттабыч» не совсем правильно, по их мнению, расставлены акценты, и рекомендовал в новое издание внести соответствующие коррективы.



Ослушаться было бессмысленно.

Когда Лазарь Лагин собственноручно кромсал собственное детище, не выдержало сердце – случился инфаркт.
Первая редакция «Хоттабыча» во многом отличается от второй, в которой писатель вынужден был поместить «сталинские», как он говорил, «приметы».



И с каждым новым изданием книжка от агиток становилась все толще, а ее автор – все мрачнее.
Только после ухода из жизни Лазаря Лагина его верный друг Аркадий Стругацкий опубликовал в своем издательстве первоначальный вариант.

Лагин был человеком не робкого десятка. И не раз доказывал это.

Он мог отсидеться в кабинетах подальше от фронта на вполне законных основаниях. Но прошел всю Великую Отечественную войну от Малой земли до Бухареста.

Прошел, не особенно кланяясь пулям и собственному начальству. Он сочиняет листовки, заметки и даже песни, выступает перед моряками.



С первых же дней войны Лазарь Лагин в составе Черноморского флота участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Керчи и Новороссийска. Войну закончил в Румынии с Дунайской флотилией. Был награжден боевыми медалями и орденом Отечественной войны II степени. Вторым орденом – Трудового Красного Знамени – он был награжден к 70-летию.

Из воспоминаний дочери писателя кандидата искусствоведения, члена Союза журналистов Натальи Лагиной:
«Как, спросите, становится человек писателем-сатириком? А непонятно как. Вследствие смешения взрывоопасных компонентов. Гремучая смесь природного дара, глубоко личного понимания политэкономии и любви».



В послевоенные годы Лазарь Лагин написал несколько романов: «Патент АВ» (1947 г.), «Остров разочарования» (1951 г.), «Атавия Проксима» (1956 г.), «Съеденный архипелаг» (1963 г.).Особняком стоит сильная и острая повесть «Майор Велл Эндъю» (1962), своеобразное дополнение к «Войне миров» Г.Уэллса, посвящённая проблеме коллаборационизма.

Написанные в редком для нашей литературы жанре памфлета, они привлекали остро занимательным сюжетом и социальной направленностью.
Пресса конца 1960-х годов писала: «Лагинский памфлет представляет собой как бы продолжение уэльсовской “Войны миров»…
Говорят, что Лазарь Иосифович придавал этим произведениям большее значение, чем «Старику Хоттабычу».



И сегодня эти книги несут в себе огромный заряд энергии писателя-фантаста высокого уровня. Хотя и являются символами эпохи строительства коммунизма и противостояния двух идеологий.

Иногда ловишь себя на мысли, что в некоторых закрученных фантастических сюжетах современных голливудских фильмов давно уже было что-то придумано Лагиным.



В 1979 году всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку с мюзиклом композитора Г. Гладкова «Хоттабыч». И запели герои известной повести-сказки голосами популярных актеров М.Боярского, Л. Гурченко, И. Муравьевой…
Лазарю Иосифовичу Лагину уже не пришлось увидеть пластинку. Его не стало 16 июня 1979 года.



В Москве на улице Черняховского стоит дом, приметный мемориальной доской с надписью «Здесь жил писатель Константин Симонов…». В этом доме последние годы жил и Лазарь Иосифович Лагин. Правда, мемориальной доски, свидетельствующей об этом, до сих пор нет.

Странно и обидно…

В его квартире многое напоминает о прежнем владельце. Здесь хранятся репродукции картин Шагала и альбом с видами Витебска.

В кабинете главное место занимает старенькая печатная машинка. Иногда, как и много лет назад, слышится стук ее клавишей. Наталья Лазаревна, дочь писателя, отдает предпочтение машинке перед компьютером, который есть в доме.
Всюду стопки книг, газет, журналов.

Со стен на вас смотрят глаза Олеши, Светлова, Ильфа, Зощенко. Лазарь Иосифович дружил с этими людьми. Они бывали в этом доме…

Квартира Лазаря Лагина, как музей. А может быть, здесь и должен быть музей.

Отец завещал дочери должность хранителя…

ТЕРРОР. ОПЫТ ИЗРАИЛЯ

 
 В годы второй интифады я был журналистом. Значит, приходилось постоянно ездить. Машины не было. Перемещался по стране на общественном транспорте. Помню, как после первых взрывов был страх, невольно приглядывался к пассажирам. Потом привык - и перестал даже думать о возможном убийце рядом со мной. И, если честно, стало легче и веселей.  Только о детях думал постоянно: как они, где? Вас призывают быть бдительными, но бдительность - это не только дело полезное, но и страх. За страхом - паника и паралич воли. Именно этого и добиваются слуги Аллаха. Израиль не стал перед этой сволочью на колени. Не станет, уверен в этом, и Россия. Сотня психопатов не страшней Наполеона или Гитлера. Но опыт есть опыт. Далее только его малая часть.

http://9tv.co.il/video/2013/12/30/45533.html

ПРАЗДНИК ОБРЕЗАНИЯ




Что мир празднует в новогоднюю ночь?
Казалось бы, каждый знает, что празднуется с приходом Нового Года.
Приход Деда Мороза со Снегурочкой. Или – как в странах Западной Европы и США – Санта Клауса. Ну и, разумеется, сам Новый Год. 
Новая цифра на календаре, которая человечество не может не радовать. Даже если отмечается какая-то заведомая чепуха – вроде чуда зажжения ёлки рубильником, Змея Горыныча и Бабы Яги. Веру в которых дети теряют лет в восемь.

Так да не так.

Зададимся казалось бы самым очевидным вопросом. 1 января наступит Новый 2014 год от… от чего? От какого события? От какой даты берёт начало Новая Эра? 

От Рождества Христова – дружно ответит цивилизованный мир. 

А коль это так – а по убеждению миллиардов людей на Земном шаре это бесспорно так, не зря же Новая эра обозначается буквами: от Р.Х. – ответьте на следующий вопрос: Если Новая Эра отсчитывается от Рождества Христова, то почему же Рождество приходит на неделю раньше, чем Новый Год – причём на один и тот же временной интервал, восемь дней – и в Католическом, и в Православном мире (то есть и по Григорианскому, и по Юлианскому календарям)??!

Почему Рождество наступает не в Новый Год, коль скоро от него отсчитывается Новая Эра, а, как сказали бы коммунисты, досрочно?

Ответ, который даёт подавляющее большинство во всех странах: «сдвиг приблизительно на неделю связан с високосными годами» – абсурден: за 20 веков сдвиг между календарями произошёл на 13 дней, а не на восемь – как известно со школы каждому, даже не очень образованному, человеку. 

Ну и в чем же дело? – меланхолично спрашивает практически каждый, кому я задавал этот вопрос. С подчёркнутым равнодушием, которое само по себе знаменательно и требует самоанализа. Елико далеко не случайно, а уходит в глубину подсознания. Индивидуального и коллективного.

Что ж, напомню и расскажу. 

Дело было, само собой разумеется, в древнем Риме. Где главным праздником года были Сатурналии – в честь Бога Времени. Начинавшиеся 17 декабря и длившиеся неделю. В это непохожее на никакое другое время Сатурна-Времени господа садились за один стол с рабами, школьники прерывали учёбу, устраивались карнавалы, люди обменивались подарками, преступников запрещалось казнить…

Это был самый любимый праздник. За которым следовал Новый Год, отождествлявшийся с Янусом. Который был богом двуликим не потому что двуличный, а потому что у него, согласно верованиям римлян, было два лица: старым, бородатым лицом Янус смотрит в прошлое, а молодым – в будущее. Замечательный символизм! Куда мудрее, чем вера в деда Мороза и бабу Ягу в наше время. Не так ли?

С приходом христианства традиционные праздники менялись на праздники новой религии.

При этом, для того чтобы не отвратить римлян от новых верований и тем более не разгневать, старались совместить новые праздники с традиционными, а не просто отменить те, которые имели тысячелетнюю привычку отмечать их. 

Именно поэтому самый светлый праздник Новой Веры – Рождество – был перенесён на Зиму (хотя из Евангелий очевидно, что Христос родился весной). Праздники начинавшиеся Рождеством, в Христианстве тоже длились неделю – а заканчивались непосредственно в Новый Год! Казалось бы, всё возвышенно и логично. Всё да не всё. 

Почему же в таком случае Рождество было решено отмечать 25 декабря, а не начинать с него Новый Год? Получается, что Христос родился на восемь дней раньше Эры, начавшейся – как сегодня известно каждому – с Его рождения. Абсурдно, не правда ли? Или как минимум, странновато.

Да в том то и дело, что Новая Эра – как её предписали отсчитывать Отцы Церкви – началась вовсе не с Рождества Христова.

А с другого праздника Христианства. Который почитали величайшим, начав отсчет Новой Эры с него. С ДНЯ ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДА.

Иисус, как и положено еврейскому мальчику, был обрезан на восьмой день.

Согласно иудейской традиции (почитаемой и первохристианами, и Отцами Церкви, и христианами первого тысячелетия Христианства) в этот момент мальчик, принадлежащий к Народу Книги, объединяется с Господом. Что, в случае Иисуса, означало единение Отца с Сыном. Вертикаль (небо-земля) вместо горизонтали (прошлое-будущее), отмечавшейся в Януарий: возвышенная символика! Именно День Обрезания Господня был главным праздником христианства на протяжении более чем тысячелетия: мудрый, сакральный символ! 

Во время Крестовых походов летоисчисление ещё велось от Обрезания Господня (как и должно было быть!). В книгах и летописях так и писали: то то и то то произошло через две недели после (или, к примеру, за десять дней до) Праздника Обрезания Господня. И это правильно. Потому что именно со дня Обрезания Иисуса ведёт начало Новая Эра!

Восемь дней от Рождества до дня Обрезания Господа считались священным временем.

По возвышенности и духовности не только не уступая, но и (говоря объективно, без религиозных пристрастий) превосходя Сатурналии. 

Почему же это переменилось? Как человечество могло позабыть – и активно, сознательно позабыть – что именно празднует под Новый Год и с чего берёт начало Новая Эра? Почему время от Рождества до Нового Года перестало быть священным, сакральным? Почему церковь разрешила в этом, единственном (!) случае заведомо языческие обычаи? Елочки, веточки, Дед Мороз, Санта Клаус с Подарками, Баба Яга с Змеем Горынычем, пляски снегурочек и снежинок, шар, падающий на Таймс Сквер – всё что угодно, лишь бы забыть то, что именно празднуется в – не побоюсь этого утверждения – самый любимый праздник всего человечества: и религиозного, и не очень! 

Как могло позабыться – и позабыться активно, по формуле не знаю и не хочу знать – с чего отсчитывается не что-то второстепенное, а Новая Эра! Вопрос, требующий тщательного изучения историками ввиду колоссальной важности для современности.

Но и без профессионального анализа ясно: сокрытие столь важного факта – и не от кого то, а от миллиардов людей! – могло быть обусловлено только одним: антисемитизмом.

Проявившимся в отдалении (из века в век далее) первой части Священного Писания (в переводе на русский именуемой Ветхий Завет) от Завета Нового в сознании верующих и клира. 

Вдумайся, читатель. Если Отцы Церкви, христиане первого тысячелетия христианства и даже Крестоносцы (либерализмом вообще и любовью к народу Книги в частности не отличавшиеся) знали, что Новая Эра отсчитывается от Обрезания Господа, почитали и уважали этот Великий День, то почему же современное человечество не знает, что празднует? И даже ещё того удивительнее: активно не хочет знать!

Независимо от политических убеждений и вероисповедания читателя, размышляя об этом, он шаг за шагом неизбежно придёт к выводу о связи между нацизмом и национализмом любого рода с антисемитизмом как его первоосновой.

Ведь древний мир религиозных войн не знал. Не знал и расовой ненависти. Потому и существовали так называемые языческие и варварские цивилизации (Египта, Китая, Индии, Двуречья) по три тысячи лет, что в них не было ни нацизма, ни религиозной непримиримости. Не было погромов на почве религии в Древнем и Языческом мире, подобных еврейским и Варфоломеевской Ночи, явившимся предвестниками современного исламского, ирландского и прочего религиозного терроризма. 

В любом случае, человечество должно наконец вспомнить, что празднует с приходом Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января. И от того, насколько трезво и здраво будет к этому относиться, зависит его будущее. Наше общее будущее.

(Юрий Магаршак)

Статья Юрия Магаршака нуждается в комментариях.

Прежде всего, она предполагает читателя, обладающего некоторой общей культурой. 

Постсоветский «интеллигент», как правило, ничего или почти ничего не знает. А потому, поведанная автором история производит на него ошеломляющее впечатление. Между тем, в плане изложения фактического материала здесь всё правильно.

Впрочем, можно дополнить.

Празднование Рождества устанавливается в IV веке и смыслово связано с зимним солнцестоянием. Символика простая. Увеличение продолжительности дня символизирует победу жизни над смертью. 

В это время одним из самых сильных конкурентов христианства был митраизм. Историки культуры и религиоведы фиксируют переклички и сходные моменты в ритуалах и представлениях конкурирующих культов. Есть предположение – день Рождества выбран таким образом, чтобы вытеснить день рождения Митры, который праздновался 25 декабря.

В любом случае, обряд обрезания падает на первое января.

Отметим, что праздник Обрезания Господня по сей день празднуется как католической, так и православной церковью первого января. В России Обрезание Господне широко известно как «Старый Новый год», так как до введения нового стиля совпадало с началом нового года.

Обрезание Господе празднуется, но, как бы это сказать, празднуется тихо.

Если из Рождества и Нового года сделаны шумные празднества, захватывающие и объединяющие всё общество от атеистов до кришнаитов, то Обрезание Господне стало сугубо церковным праздником. В православной церкви в этот день празднуется память святителя Василия Великого. В эту службу включаются песнопения, посвящённые празднованию Обрезания.

Мотивы, по которым сюжет Обрезания Господня очевидно отошёл на второй план, заслуживают специального обсуждения. Мир не склонен вспоминать о том, что Спаситель был рожден в еврейской семье.

Эта проблема не имеет отношения к Спасителю. Эта – наша проблема.

И.Г.Яковенко

УДАЧИ!


Самое, на мой взгляд, точное поздравление с Новым Годом придумал мой добрый знакомый - Хаим Соколин: "С тех  пор, как  узнал,  что сказал    Черчилль  Уинстон,  свожу  пожелания к одному слову.  А сказал он    следующее:  "У пассажиров Титаника было все - здоровье,  богатство,  положение  в обществе.  Но спаслись  те, у кого была удача.  Поэтому  я всегда желаю близким и друзьям  только удачи"
Удачи  в  Новом Году!

ЧЕЛОВЕК И ТОЛПА




 «… Когда начинают действовать инстинкты толпы, любое проявление  безумия кажется естественным»
                                                 Роберт Меншел «Рынки и безумство толпы».

  Мальтус, полагавший, что гибель мира нашего обусловлена приростом населения, не мог предположить, что прирост этот чреват не «физическими» бедами, а духовным перерождением человечества.
        
 «Индивид умер, да здравствует масса! Вот тот суровый факт, который открывает для себя наблюдатель современного общества. В результате упорной и ожесточенной борьбы массы, кажется, повсюду одержали поразительную и бесповоротную победу. Именно они ставят новые вопросы и вынуждают изобретать новые ответы, поскольку их сила является реальностью, с которой отныне нужно считаться»
                                                               Серж Московичи «Век толп».

 За словесной шелухой, продиктованной, чаще всего, болевым шоком, травмами разного рода, современное общество не может или не хочет понять истинный смысл, так называемой, исламской революции. Чаще всего, мы слышим о каком-то столкновении цивилизаций. Определение верное, но лишь отчасти.
 Нет и быть не может цивилизации, способной защитить человечество от попыток  суицида, характерного в упомянутый «век толп». Видимо, под «цивилизацией» нужно понимать не комплекс развитых демократических институтов на фоне достижений научно-технического прогресса, а степень склонности человеческих существ к массовому психозу,  вытесняющему понятия личности и личной ответственности за все, что происходит с человеком.
 Исламофашизм – еще одно определение, чью правомочность, как будто, доказывает иерархия целей, предназначенных к уничтожению, где на первом месте, как и в случае с германским нацизмом, оказались евреи.
 Но здесь ясно просматривается не «конфликт цивилизаций», а конфликт  личности и толпы, не имеющий никого отношения к ядерному оружию или компьютерам. И конфликт этот гораздо серьезней, чем можно себе представить, просто потому, что история  его теряется в глубине веков.
 Российские исследователи и прежде, и теперь только в исключительных случаях пишут о феномене толп. Слишком укоренилось в гуманитарной традиции России уважительное, порой, до рабского поклонения, отношение к самому слову «народ». Другое дело Запад, где развитие демократии напрямую было связано с трезвым и ясным взглядом на формы человеческих сообществ.
  Толпа безумна и крайне опасна, хотя бы потому, что любого человека способна подчинить своей злой воле.

 «Развитые умственные способности людей, из которых состоит толпа, не противоречат этому принципу. Эти способности не имеют значения. С того самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и ученый становятся одинаково неспособными соображать».
                                                              Густав Ле Бон

  Октябрь заставил ряд русских интеллектуалов, далеко не последних в табели о рангах,  взглянуть на  «униженных и оскорбленных» совсем с других позиций. Сегодня все чаще слышишь, что революция большевиков была победой охлоса, черни, толпы.
 Демагогия, порожденная социализмом Запада, навязывает Израилю свои схемы, в то время как Еврейское государство имеет дело не, с так называемым, «угнетенным арабским народом Палестины», а с обыкновенной толпой, то есть с собранием психически неполноценных особей. Конфликт личности и толпы нельзя разрешить мирными переговорами, отдачей земель и даже  обычной подкормкой этой самой толпы.
 Вспомним 11 сентября. Каждый нормальный человек печалился в одиночку, оплакивая жертвы чудовищного теракта. Эти мгновенно собрались в радостно вопящие толпы, готовые плясать над трупами ни в чем неповинных жертв.

«Толпа – это люди по своей воле опустившиеся до животного состояния».
                                                                                                              Эмерсон

 Впрочем, животных обижать не хочется. Звери не нужны идолы. Толпа и язычество связаны накрепко, а потому и возникает у безумцев в толпе пещерное, первобытное нервное возбуждение. Радость, разрядка от человеческого жертвоприношения тоже неизбежная «пища» толп.
  Неважно кто погиб. Ненависть к Америке и Израилю – всего лишь ширма. Сам «институт» шахидов – самоубийц вызывает у соседей Еврейского государства и гордость, и сознания собственного величия по той же причине: языческой страсти к человеческому жертвоприношению.
 Ислам виноват? «Восток дело тонкое»? Все это, повторим, всего лишь попытки упростить проблему. Вспомним Германию Гитлера,  Китай Мао или СССР. Толпы, толпы, толпы! Безумие толпы – и только.
 Глупы, если не подлы, вздохи левых Израиля о каком-то угнетенном, обездоленном народе. Психопаты территорий, Ирана, Ирака и т.д. беснуются ради самого беснования.

 «Я убежден, что все толпы одержимы тысячью демонов. Психологию этих людей поражает эпидемия массовой истерии».
                                                                                                            Зигмунд Фрейд

 «Пораженные эпидемией» используют любой   повод, чтобы собраться в толпу. Включите телевизор. Идет привычный репортаж из Газы. И будто все эти существа мужского пола с одинаковыми лицами  только и ждут сигнала выйти на улицу. Это их работа: орать, стрелять в воздух, проклинать врага. Это их театр, это их суть, национальная идея, наконец.
 Скандалы. Не то сказал Папа Римский, не так датчане изобразили пророка. Все это предлог, чтобы мгновенно превратиться в грозно гудящий осиный рой.

 «Толпа – слепое чудище о многих головах,
  Сплошное нестроение, лишенное рассудка»
                                            Шекспир

 Ну, какой может быть «мирный процесс» с людьми, лишенными рассудка. Сама история нацизма говорит о том, что подобное помешательство масс, не проходит само по себе в результате компромисса и уговоров. Буйно - помешанному может помочь только смирительная рубашка.

 «Толпу можно уговорит на что угодно».
                                                                    Джон Рескин.

 Толпу территорий уговорили, что все их проблемы решаться просто, если утопить евреев в море и забрать их землю. Но вспомним, что на развалинах синагог Гуш Катифа мгновенно выросли не обещанные многоэтажные дома, а позиции для пуска ракет. Несчастных безумцев просто уговорили, что никакое созидание, никакое творчество не способно спасти от нищеты, а единственный путь в рай на земле и на небе – ненависть и разрушения. Их уговаривают вот уже десятки лет. Народ, превращенный в толпу, готов идти по пути зла по первому зову.
 Толпа формирует свой рынок труда, в котором нет места  созиданию.

 «Масса никогда не поднимается до уровня своего лучшего представителя: напротив, она опускается до уровня самого худшего».
                                                                  Гэнри Дэвид Торо   

 Вполне возможно, что среди соседей Израиля живут люди нормальные, не подверженные психозам ненависти, но они беспомощны. Они одиноки на обочине политической жизни. Их голос не может быть услышан не только из-за глухоты толп. Голос этот тонет в омуте страха.
 Считается, что лучший из худших - председатель Абу Мазен. Этот «ученый» стал соратником усопшего раиса, защитив в России диссертацию, в которой «неопровержимо» доказал, что Катастрофа европейского еврейства – миф.
 Журналисты Израиля почему-то не спрашивают господина председателя об этом. Почему? Стыдно и страшно, что с таким человеком приходится садиться за стол переговоров, просто потому, что больше не с кем?
 Принято считать, что толпа бывает и силой, действующей во благо. Не верю в это. Помню, как в начале девяностых стоял в толпе новоявленных демократов на Дворцовой площади в Питере, слушал речь Собчака, прерываемую бурными овациями. Толпа жила одним разумом, одной волей, одними надеждами, Мне стало неуютно и страшно и не потому, что я не был согласен с лозунгами на площади. Я не был согласен с  т о л п о й  - вот в чем дело. Помню, что ушел, не дождавшись конца митинга, ушел с тяжелым сердцем.
 Митинг на Дворцовой шел под либеральными лозунгами. Никто в толпе собравшихся не стрелял в воздух, не требовал убить кого-то, растоптать, разрушить. И все же… Я убежден, что в любой толпе есть нечто зловещее, сулящее не благо, а очередную беду.

 Почему вновь мешают толпе Израиль и евреи? «Избранный народ», избранный самой судьбой на одиночество, на противостояние толпе – всегда будет под ударом. Народ глубоко «личностный», без устали генерирующий таланты – вызов толпе. Народ, который несмотря на все усилия ассимилянтов, продолжает хранить свое первородство – не может не вызывать злобную зависть и ненависть толпы.

 « Среди других легко жить по расхожим понятиям. В одиночестве легко жить по своим собственным. Но истинно велик тот, кто в гуще толпы спокойно хранит независимость одиночества».
                                                               Ралф Эмерсон

 Что делать? Да, ничего особенного. Драться, не испытывая страха перед толпой безумцев и верить, что рано или поздно любое зло уничтожает само себя.   

 «Конфликт личности и массы возник задолго до нас, и будет существовать еще долго после нас. Но люди, способные не поддаться окружающей панике, люди, действующие по собственным убеждениям, а не по правилам толпы, в конце концов, оказываются правы – всегда»
                                                         Роберт Б. Меншел