среда, 3 июля 2013 г.

СПЕШУ ПОДЕЛИТЬСЯ, РАССКАЗ Г, ДАНЕЛИЯ



C именем жены Тонино Гуэрро - Лоры, бывшей жены советского кинематографиста Александра Яблочкина, cвязан  рассказ Г. Данелия - о том,   как  его  хоронили.
Невысокий, лысый, пожилой, Александр Ефремович Яблочкин был веселым, заводным и очень нравился женщинам. И пока не встретил свою голубоглазую Лору, слыл известным сердцеедом. Лору Яблочкин боготворил и, когда говорил о ней, -- светился. Лора тоже любила Сашеньку (так она его называла), и жили они хорошо и дружно. Супруги Яблочкины были людьми хлебосольными, и я часто бывал у них в гостях в доме напротив <<Мосфильма>>. В малюсенькую комнатку, которую они называли гостиной (из однокомнатной квартиры Яблочкин сделал двухкомнатную), набивалось так много народу, что сейчас я не могу понять, как мы все умудрялись там разместиться. Помню только, что было очень весело.
Умер Саша на проходной, в тот день, когда мы должны были сдавать картину Сизову. Предъявил пропуск и упал. Ему было 59 лет. Хоронили Александра Ефремовича на Востряковском кладбище. Яблочкина любили, и попрощаться с ним пришло много народу. Режиссеры, с которыми работал Яблочкин, пробили и оркестр. Гроб поставили возле могилы на специальные подставки. Рядом стояли близкие, родные и раввин.
<<Мосфильм>> был против раввина, но родные настояли. Раввин был маленький, очень старенький, лет под девяносто, в черной шляпе и легоньком потрепанном черном пальто, в круглых очках в металлической оправе, с сизым носом. Был конец ноября, дул холодный ветер, выпал даже снег. Ребе посинел и дрожал. Я предложил ему свой шарф, он отказался, сказал, что не положено. Люди рассредоточились вокруг могил, а оркестр расположился чуть поодаль, у забора. Зампрофорга студии Савелий Ивасков, который распоряжался этими похоронами, договорился с дирижером оркестра, что
даст ему знак рукой, когда начинать играть. Потом встал в торце могилы и сказал раввину:
-- Приступай, батюшка.
-- Ребе, -- поправила его сестра Яблочкина.
-- Ну ребе.
Раввин наклонился к сестре и начал по бумажке что-то уточнять.
-- Ладно, отец, начинай! Холодно, народ замерз, -- недовольно сказал Ивасков. (Он более других возражал против еврейского священника.)
Раввин посмотрел на него, вздохнул и начал читать на идиш заупокойную молитву. А когда дошел до родственников, пропел на русском:
-- И сестра Мария, и сын его Гриша, и дочь его Лора... (Лора была намного
моложе мужа.)
-- Отец! -- прервал его Ивасков и отрицательно помахал рукой.
И тут же грянул гимн Советского Союза. От неожиданности ребе вздрогнул, поскользнулся и чуть не упал -- я
успел подхватить его. Земля заледенела, и было очень скользко.
-- Стоп, стоп! -- закричал Ивасков. -- Кто там поближе -- остановите их!
Оркестр замолк.
-- Рубен Артемович, сигнал был не вам! -- крикнул Ивасков дирижеру.
И сказал сестре, чтобы она объяснила товарищу, кто есть кто. Мария сказала раввину, что Гриша не сын, а племянник, а Лора не дочка, а жена. Тот кивнул и начал петь сначала. И когда дошел до родственников, пропел, что сестра Мария, племянник Гриша и дочь Гриши -- Лора.
-- Ну, стоп, стоп! -- Ивасков опять махнул рукой. -- Сколько можно?!
И снова грянул гимн.
-- Прекратите! Остановите музыку! -- заорал Ивасков.
Оркестр замолк.
-- Рубен Артемович, для вас сигнал будет двумя руками! -- крикнул Ивасков дирижеру. -- Двумя! -- И повернулся к раввину: -- Отец, вы, я извиняюсь, по-русски понимаете? Вы можете сказать по-человечески, что гражданка Лора Яблочкина не дочка, а жена?! Супруга, понимаете?!
-- Понимаю.
-- Ну и давайте внимательней! А то некрасиво получается, похороны все-таки!
Раввин начал снова и, когда дошел до опасного места, сделал паузу и пропел очень четко:
-- Сестра -- Мария, племянник -- Гриша. И не дочь! -- он поверх очков победно посмотрел на Иваскова. -- А жена племянника Гриши -- гражданка Лора Яблочкина!
-- У, ёб! -- взревел Ивасков.
Поскользнулся и полетел в могилу. Падая, он взмахнул двумя руками. И снова грянул гимн Советского Союза.
И тут уже мы не смогли сдержаться. Саша, прости меня! Но я тоже ржал. Ты говорил, что твой любимый жанр трагикомедия. В этом жанре и прошли твои похороны. Когда придет время и мне уходить, я очень хочу уйти так же. Не болея и внезапно, никого не мучая. И чтобы на моих похоронах тоже плакали и смеялись.

БЕЗУМИЕ ПОГОДЫ В РОССИИ


Петр Яковлевич Чаадаев считал, что губят Россию неоглядные пространства, соизмеримые с бесконечностью.Жить в бесконечности и ставить перед собой реальные,разумные цели - невозможно. Отсюда и его знаменитое: "... тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании… Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя".
 На этот раз в Москве подумал, что несчастная судьба России не только в пространствах, которые сами по себе противятся Закону и Порядку, но и в климате. Территория России - поле яростных сражений Севера и Юга, Льда и Пламени.. 30 июня 2013 г., в полдень, при жарком солнце и чистом небе, - 31 градус. Вечером налетела буря, с ливнем и холодом в 19 градусов по Цельсию. Это уже не капризы природы, а ее безумие. Коварна природа России, внезапна, вероломна и носит, я бы сказал, предательский характер.Психика человека с трудом выдерживает борьбу засухи с потопом, лютого холода и с испепеляющей жарой.Климат - сила, с которой человеку не совладать, отсюда и покорность силе вообще при бессилии бунта..  Ну, чистый Достоевский. Когда-нибудь ученые найдут связь между  капризами природы и характером человека. В  любом случае, жить и развиваться в атмосфере. когда "покой нам только снится" - трудно, если вообще возможно. И здесь одно спасение в "застое",отмеченном Чаадаевым.

СТАРЫЙ СПОР О ВЕЧНОМ


Лет десять мои статьи и рассказы печатала "Еврейская газета" в Москве. Затем издательская политика изменилась: не стало в газете Л. Радзиховского, не стало и меня. Жаль, утрата даже скромнейшей трибуны - потеря. Были читатели, была полемика. Привожу свой ответ на одно из писем.

Еврейских голосов в России так мало, что печатать письма с очевидным юдофобским душком, якобы под прикрытием Торы, да еще в еврейской газете, я бы поостерегся. Что это: «В традиции наряду с проблемой личного греха и покаяния рассматривается и покаяние всей общины. Община не просто собрание людей, работающих совместно ради общего блага, а метафизическое единство, индивидуальность, живое целое. Иудаизм утверждает целостность и единство Кнессет Исраэль, еврейской общины. И связь с общиной состоит и в том, что мне стыдно за грехи Урицкого, Троцкого, Березовского, их грехи лежат на всей общине, а значит, и на мне.Тора считает, что все евреи ответственны друг за друга. Если по каким-либо уважительным причинам человек не может исполнить заповедь, это обязан сделать за него другой. Нарушение закона одним-единственным евреем кладет пятно на весь народ — этим пронизана вся Библия».
Где, в какой части ТАНАХа, взял читатель Г. Ефитов («ЕС» № 462) материал для этого опаснейшего пассажа с оправданием антисемитизма, погромов и Холокоста. В иудаизме нет и быть не может даже намека на коллективную вину потомков Иакова.
«Кровавый навет» — это из другого литературного наследия. Здесь указанный читатель что-то перепутал. Мне, человеку, стыдно за тяжкие грехи детей Адама и Евы любой нации, но каяться именно за проступки евреев я вовсе не собираюсь. У меня нет чувства родства с Генрихом Ягодой или Львом Троцким, тем более, что выродки эти и евреями-то себя не считали. Мне бы в голову не пришло призывать своего приятеля-американца каяться за грехи Рокфеллера или Аль Капоне, а русский мой друг вовсе не должен посыпать голову пеплом, памятуя о Ежове или Власове..
Мало того, призыв к коллективному покаянию просто лжив, так как неосуществим. Нам бы, уважаемый Г. Ефитов, в своих собственных грехах разобраться. Логика коллективной вины — вещь крайне опасная.
Есть категория евреев, считающих, что Б-г наказал жестоковыйный народ гитлеровским геноцидом, потому что они, особенно в Германии, слишком уж эмансипировались. Подлейший и глупый трюк, за которым стоит обычная, малодушная тяга переложить вину палача на голову жертвы.
По логике Г. Ефитова, все этносы мира давно уже должны были сгореть со стыда, а так как еврейский народ — один из самых древних в мире, то его удивительную живучесть можно объяснить лишь каким-то особым свойством — не краснеть в нужный момент, о чем с завистью и ненавистью сообщают нам постоянно юдофобы всех мастей.
Нет, Г. Ефитов, я каяться и краснеть за грехи Евно Азефа или Якова Свердлова не собираюсь. Я считаю себя представителем совсем другого народа, просто потому, что к народопоклонникам себя не отношу. И моя община, как вы пишете, никакого отношения к указанной выше мрази не имеет.

 Сказанное в этом давнем ответе читателю вовсе не отменяет особую ответственность народа Торы перед Всевышним. Для иного народа смертный грех не в зачет, для еврея - за любым грешком - наказание. Увы, это так. И никакое покаяние потомкам Иакова не поможет.  Мистика? Возможно. Но за мистикой этой - история народа еврейского.

ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ, ЧТО ЭТО? Новый закон Путина.

 

"Президент России Владимир Путин одобрил изменения в УК РФ, вводящие наказание за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан. Теперь за оскорбление чувств верующих будут наказывать штрафами до 500 тыс. руб. и тюремными сроками до трех лет лишения свободы". Из СМИ
Вот здесь начинается самое интересное: каких граждан новый закон касается? Это что же теперь теперь вся российская юдофобская рать молчать должна? При царе-батюшке говорила, при Сталине, пр Хрущеве, при Горбачеве,при Ельцине прямо соловьем разливалась, а при Путине велено молчать? Нет, здесь что-то не то? А как самой официальной православной церкви нельзя теперь про "кровавый навет" детишкам поминать, про то, что "жиды нашего Христа распяли"? Писал недавно о сатирике Задорнове. Он со сцены поносил последними словами святого для всех монотеистических религий, вождя и героя народа еврейского - Моисея. Нынче 3 года ему за такое? Тонкое дело. Получается, если скинхед написал на доме рядом с синагогой: "Бей жидов!" - он неподсуден, а если на самой синагоге - должен заплатить 500 т. р.. Нет, мало понятый закон, по крайней мере в той его части, которая касается иудеев Р.Ф. и мира. Думаю, как обычно, пойдут они, народ Торы, отдельной строкой и ни одна книжонка, не просто оскорбляющая чувства верующих иудеев, но нацистского, погромного содержания не исчезнет с полок российских магазинов, как не прекратят свою черносотенную пропаганду разные прохановы и шевченко. Что делать?Евреи, как это давно установлено, - нация бесчувственная.