«Арабо – израильский конфликт». Никогда не
нравилось это словосочетания, сводящее проблему
до полного примитива.
Время от времени тот или иной народ по ряду
причин превращается в толпу, существующую по законам, далеким от здравого
смысла и человеколюбия. Тем самым, противостояние толпы и личности становится
подлинным содержанием трагедии, именуемой историей человеческих сообществ.
Всегда был этот поединок: толпы с личностью.
ХХ век, век большевизма и фашизма, продемонстрировал, чем может завершиться
победа толп. Новый век готовит
очередную атаку на личностное начало в человеке. Теперь уже не под красным и
коричневым знаменем, а под зеленым.
Все красивые слова, выработанные для
оправдания того или иного вида агрессии – всего лишь повод для атаки на
личность. Предприимчивость, творчество, страсть к познанию – все это ненавидят
толпы – собрание ленивых, бездарных и невежественных.
- Победила улица! – с восторгом сообщает
житель Каракаса по поводу победы Уго Чавеса
на последних выборах в Венесуэле. Улица – это толпа. Цели улицы никогда
не отличалась разнообразием. Масса
надеется, что накопленные богатства, без труда, попадут ей в руки. И ведет ее к
обычному грабежу коллективное подсознание, а не красивый словесный камуфляж,
издавна формулируемый, как стремление к свободе, равенству и братству.
- Отнять и поделить! – вот вечный лозунг
коллективного дебила - Шарикова из повести Михаила Булгакова.
Выдающийся современный психолог Серж Московичи счел борьбу толпы и
личности завершенной:
«Индивид умер, да здравствует масса! Вот тот
суровый факт, который открывает для себя наблюдатель современного общества. В
результате упорной и ожесточенной борьбы массы, кажется, повсюду одержали
поразительную и бесповоротную победу. Именно они ставят новые вопросы и
вынуждают изобретать новые ответы, поскольку их сила является реальностью, с
которой отныне нужно считаться»
Серж Московичи «Век толп».
Не думаю, что победа так уж бесповоротна, да и
одержана она далеко не везде. Включаю телевизор: толпы наших соседей в
очередной раз заполнили улицы Газы. Не имеет значение, что заставило собраться
вместе этих несчастных. Ясно одно: только сбившись в гудящий рой, они обретают
уверенность в своей правоте и неизбежной победе. Все лица в толпе похожи одно на другое, все
лица одинаково искажены ненавистью и жаждой крови. Все эти люди не умеют и не
хотят работать. Долгие годы дрессуры научили их только убийству и разбою. Им
кажется, что одно лишь участие в этом сборище есть труд, единственно нужный и
необходимый. Вся эта демагогия о свободе и независимости, о правах человека –
оправдание низменных страстей, которыми цементируются любые толпы.
« А все ли люди – это люди? –
писал Навалис. – Ведь и совершенно иные существа, нежели люди, могут выступать
в человеческом обличье». Толпа – прямой путь к полному расчеловечиванию
личности.
Они кричат и стреляют в воздух. В атмосфере
покоя и тишины массы бессильны. Только в динамике, причем шумной, - они
обретают чувство своей правоты и значимости.
«В советских фильмах, я заметил, очень много лишнего шума…. Что-то
подобное я ощущал в ресторанах на Брайтоне. Где больше шума, там и собирается
народ. Может в шуме легче быть никем».
Сергей Довлатов
«Соло на ундервуде».
«Быть никем» - это и значит быть в толпе, быть
с толпой. Шум без толпы существовать может: ну, там: грохот водопада, шелест
листвы, пение птичек, а вот толпа без шума невозможна. Без шума, переходящего в
вой и грохот, и постоянного желания действия массы распадаются на мириады
капель и каждая из них неизбежно становится личностью.
Толпа победила в Иране. Персы красивый народ.
Почему они выбрали в вожди узкоглазого урода, недоноска? Альбер Камю писал в эссе «Бунтующий человек»:
«Даже сама телесная сущность Гитлера, посредственная и банальная, не
ограничивала его страсть к движению, позволяя раствориться в человеческой
массе. Лишь действие гарантировало ему стабильность. «Быть» значило для него
«делать». Вот почему Гитлер и его режим не могли обходиться без врагов».
Израиль и евреи – враги президента Ирана. И разве тут дело в каких-то
«арабских землях, оккупированных сионистами». Чем бы взял толпу безумцев
господин президент. Урод этот без потомков Иакова – пустое место.
Каждый вождь толпы неизбежно становится
языческим идолом. Без, так называемого, культа личности массами овладевает
хаос. Без вождя толпа начинает пожирать сама себя изнутри, опять же не в
идеологических или религиозных спорах, а в растерянности перед непонятным и
диким духом демократии.
Сегодня в Газе, Иудеи и Самарии происходит
именно это. Толпа терзает себя сама вовсе не потому, что не может решить: имеет
ли Израиль право на существование? Какое там правительство национального
единства Хамаса и Фатха. Толпам нужен вождь, а с идолом очевидная проблема, нет нынче лидера у арабов
территорий.
Но «свято место пусто не бывает». Рано или
поздно такой лидер должен появиться, одолеть своих противников и направить массы на очередные кровавые
подвиги. Глядишь, и новый лауреат Нобелевки появится, вроде усопшего в Париже
раиса.
«Примечательно, что в школе мы
учимся относиться к людям, совершавшим все эти дикости, с уважением; даже
почитать их как великих мужей. Мы приучены покоряться так называемой
политической мудрости государственных руководителей – и настолько привыкли ко
всем таким явлениям, что большинство из нас не может понять, насколько глупо,
насколько вредно для человечества историческое поведение народов» - писал
лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц.
Ничего не поделаешь, смысл существования толпы
именно в этом «историческом поведении народов», когда совершенно неважно, к
чему оно ведет. Главное – чтобы было.
Что первично - толпа или вождь? Конечно же –
толпа: масса ленивых, жадных и глупых людей, мечтающих о перманентном переделе собственности, а
попросту говоря, о грабежах и убийствах.
Адольф Гитлер чуть ли не до последних дней
своей власти пользовался рабской покорностью немецкого народа. Он грабил,
убивал, но умел делиться. Он делился с толпой тем, что удалось добыть во
Франции, Голландии, Польше, России… Ныне у диктаторов, вождей толп, появилось
возможность подкармливать массы даже без грабежей и убийств. Нефть, газ,
минеральные ресурсы – вот на чем держаться тоталитарные режимы сегодня.
Мало того, подобная подкормка толпы не угрожает власти вождя, но
только сокрушительные поражения
мгновенно превращают «общественных животных» в одиночек, страдальцев,
наполненных тоской по великому прошлому, но эта тоска вновь заставляет
обиженных сбиваться в массы, готовые к
реваншу.
Бертольд Брехт писал о немецком фашизме: «Идут бараны, бьют в барабаны.
Шкуру для них дают сами бараны». Только ли о нацизме писал Брехт?
Толпе нужен вождь, как стаду пастух. «Человек
животное общественное». Животное толпы. Идти за вождем, принимая подачки, – есть
добровольное согласие быть в стаде. Все
попытки, так называемых, цивилизованных стран навязать толпам демократию и смешны и наивны. Толпе
нужны съедобные помои в корыте, а не деликатесы, нужны вожди, а не авторитеты,
догмы, а не знания, нужна жизнь под ударами плети, а не труд в покое.
Лев Толстой не мог быть знаком с современными
достижениями психологической науки, а потому он писал: "Если плохие люди
на земле объединяются ради того, чтобы творить зло, то, значит, задача хороших
людей - также объединиться, но ради сопротивления и противостояния им".
Слова Толстого, такие заманчивые для мутной
людской совести, тиражировались неоднократно. И в самом деле, все так просто:
вот наладим «интернационал добрых людей» - и заживем по-божески. Но не
получается. Увы, хорошие люди, потому и хороши, что не умеют сбиваться в толпы.
Разум не позволяет, совесть, Бог, наконец
«Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным образом,
но они же становятся безнравственными и неразумными, когда собираются вместе»,
- писал Серж Московичи.
Личность беззащитна, одиночка обречен? Но вот
уже сорок веков живет в одиночестве народ еврейский, всеми силами сопротивляясь
атакам толп. Смысл современного противостояния только в этом. Так было в период
костров Инквизиции, во времена геноцида, устроенного Богданом Хмельницким , в
годы Холокоста.
Еврей, воспитанный своим Богом, на культе
знаний и подлинном монотеизме, упрямо держится за личностное начало в человеке
и не желает растворяться в толпе.
«Это было половодье страха, - писал Стендаль в
«Воспитании чувств» -… триумфальное равенство тупых животных, тот же уровень
кровавой мерзости, поскольку фанатизм корысти уравновешивался лихорадкой
желаний».
« Кровь. Фанатизм корысти и
лихорадка желаний» - вот под каким лозунгом сбиваются в толпы соседи Еврейского
государства. Именно так, а не по причине либеральной галиматьи, давно взятой на
вооружение не только арабами-политиканами, но и левыми Израиля. Принято считать, что либералы – миротворцы местного разлива наделены каким-то особым, высоким
интеллектом, но на самом деле заняты они только одним: оправданием толп и
поведение их продиктовано невежеством и
паническим страхом перед агрессивным множеством, страхом растерянной, вконец
ослабевшей личности, готовой
превратиться с покорную скотину под бичом надсмотрщика.
Кто кого? Не знаю. Знаю только, что за
личностью человека жизнь и свет. За толпой - мрак и смерть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий