вторник, 17 декабря 2013 г.

СПЕШУ ПОДЕЛИТЬСЯ 17 ДЕКАБРЯ


Эта статья появилась лет пять назад, а словно вчера написана.
Галина Рубинштейн

НАСЛЕДИЕ РИББЕНТРОПА – НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
ИЛИ В ЗАЩИТУ СВАСТИКИ 

     В психологии для выявления особенностей личности часто пользуются методом “ассоциативного ряда”: называют какое-то слово или словосочетание, определяющее некое понятие, и просят перечислить все те слова, которые возникают у Вас в голове при этом.
     1. Пусть названо слово “свастика”, тогда ассоциативным рядом к этому слову будут:  фашизм, Германия, Вторая мировая война, концлагеря, миллионы жертв, Катастрофа мирового еврейства... Таким или очень близким к нему, с небольшими вариациями, будет ассоциативный ряд у большинства жителей Израиля, России, стран Европы, США  (за исключением членов неофашистских организаций, карьерных дипломатов, многих профессиональных политиков и страдающих болезнью Альцгеймера). О некоторых из перечисленных в скобках четырех категорий граждан поговорим чуть позднее.
     Реакция на слово “свастика” закономерна, ведь этот знак являлся политическим символом нацистского режима в Германии, и с 1933 года до 1945 года свастика отдельно или под имперским орлом (на белом или черном кружке на красного знамени) была символом “Третьего рейха”.
     В настоящее время кое-где изображать свастику для публичного обозрения даже запрещено законодательством и считается предосудительным с точки зрения морали и права. Используется же свастика современными неофашистами для осквернения еврейских захоронений, синагог, вообще любой недвижимости, принадлежащей Израилю или еврейским общинам в разных странах мира.
     Если обратиться к истории самого этого символа, то оказывавется, что свастика как знак не родилась в головах идеологов “третьего рейха”, а, согласно “Энциклопедии символов” Ганса Бидермана (перевод с немецкого, Москва, Изд-во “Республика”,1996г.), “наблюдается уже ок.2000г. до н.э. в культуре Мохенджо-Даро (культуре Инда) и в древнем  Китае как символ четырехкратного ориентирования по частям света. Ок.700г. он принимает там значение числа 10 000 (“бесконечность”). В индобуддийском культурном пространстве он рассматривается как “Печать сердца Будды”, а в Тибете считается знаком счастья и талисманом....Его роль в качестве политического символа нацистского режима имеет своим истоком романтически завышенную, порождающую сознание превосходства оценку “германского духа” на рубеже столетий” (прошлых двух столетий, разумеется).
                                               *    *    *    *    *    *
         2. Теперь рассмотрим ассоциативный ряд, возникающий при произнесении словосочетания  “мир в обмен на территории”. Таковым будет: арабо-израильский конфликт, Ближний Восток,ословские соглашения, Иерусалим, Рамалла, Арафат...  Стоп!!! Здесь этот ряд раздваивается (претерпевает бифуркацию, как говорят математики).
     Если человек, строящий ассоциативный ряд, противник “ословских соглашений”, то вышеперечисленный ряд продолжится понятиями: террор, шахиды, двойной стандарт, взрывы, смерть, исчезновение государства Израиль с карты мира...
      Сторонник ословских соглашений продолжит ассоциативный ряд, начиная с точки раздвоения, понятиями типа мирный договор, арабское государство Палестина, признание Израиля арабами, Нобелевская премия мира и евро, евро, евро...  (Право, тут грех не вспомнить попугая главного пирата Джона Сильвера из “Острова сокровищ” с его неизменным криком “пиастры, пиастры, пиастры!”). Евро-то поступают  в виде грантов, вспомоществований, зарплат, командировочных и поощрений ради того, чтобы “архитекторы Осло” и их сторонники лучше вбивали в голову среднего израильтянина великие “идеи Осло”.
     Я довольно давно задавалась вопросом: кому конкретно принадлежит авторство самой словесной формулировки “мир в обмен на территории”. Не будучи историком по профессии, не находила ответа. Да и вся история подготовки и подписания ословского соглашения весьма туманна... И вдруг в израильской газете “Время” от 21.03.2002 года, в статье Георга Морделя “Две правды и одна страна” я нахожу ответ на этот мой вопрос. Георг Мордель пишет: “В книге Дж. Тейлора “The Origins of the Second World War” нашел: это Риббентроп (министр иностранных дел Германии) сказал Чемберлену (премьер-министру Великобритании): “Чехословакия обязана вернуть нам судетские земли, и на этом будут исчерпаны наши территориальные претензии к Европе. Мир в обмен на территории – вот наше условие”.”
     Европейские “шалом-ахшавники” 1938 года воплотили в жизнь принцип Риббентропа в Мюнхенском сговоре. Что вышло – известно всем. Поговаривают, что Риббентроп, мол, обманул европейцев. Что ж, это-то так, да только обмануты были те, кто хотел быть обманутым - трудно поверить, что Чемберлен и его европейские коллеги были элементарно глупы. Вероятнее всего, они предпочитали “мир сейчас”, сиюминутно, а о временной длительности этого мира предпочитали не задумываться...
    (Любопытно отметить, что по словам генерала Гальдера на Нюрнбергсклм процессе именно этот сговор помешал немецким генералам осуществить тогда же, в 1938 г., военный переворот со свержением Гитлера!)
     Вернемся, однако, в наши палестины. Закономерно возникает вопрос: наши “архитекторы Осло”, под гром Евросоюзовских фанфар поднявшие на щит принцип Риббентропа “мир в обмен на территории”, знали ли, кому принадлежит авторство этой весьма и весьма сомнительной идеи?  Если знали, но не указали автора, то это попахивает плагиатом; если же не знали и идея возникла независимо от Риббентропа в одной из “архитекторских” голов, то, логически, это может означать лишь одно, что мыслительный процесс в этой голове проходил созвучно оному в голове господина Риббентропа. (Парадоксально, но именно “левые” любят называть  противников Осло, “правых”, фашистами!).
     Итак, мы рассмотрели “жизненный путь” небольшого значка по имени “свастика” и принципа “мир в обмен на территории” Риббентропа. Как различна их судьба! Свастика из мирного, доброго, жизнеутверждающего символа была превращена в олицетворение самой большой трагедии 20-го века, а принцип Риббентропа из символа позорного Мюнхенского сговора 1938-го года был превращен “архитекторами Осло” в знамя многотрудного процесса построения сомнительного “Нового Ближнего Востока”. Парадокс, да и только! Не знаю, как у Вас, читающих эти строки, а у меня уже на всю оставшуюся жизнь образовалась неразрывная ассоциативная связь: свастика « принцип Риббентропа, или, чуть-чуть другими словами, связь исламистский фашизм « принцип “мир в обмен на территории”.
                                               *    *    *    *    *    *
        P.S. Очень хочется спросить власть-  и деньги-имущих господ из стран Евросоюза, согласны ли они будут предоставлять гранты, пожертвования, денежные (в евро) поощрения на изучение миротворческого наследия министра иностранных дел “Тысячелетнего Третьего Рейха” Йоахима фон Риббентропа, повешенного по приговору Международного Нюрнбергского трибунала?  Или такая формулировка ословского принципа “мир в обмен на территории” слегка коробит их нежные души миротворцев? Право, не стоит смущаться, господа, ведь Вы уже, собственно говоря, наградили именно этот принцип Риббентропа Нобелевской премией Мира!


E-mail: perelman@vms.huji.ac.il (for Dr G.M.Rubinstein)

Комментариев нет:

Отправить комментарий