понедельник, 18 ноября 2013 г.

ВЫЖИТЬ ВОПРЕКИ СЕБЕ




 Замечательная, на мой взгляд, книга Пола Эйдельберга « Еврейская государственная мудрость: чтобы Израиль не погиб», отлично переведенная на русский язык Элеонорой Шифриной- Полтинниковой, начинается невесело: 
 « Израиль разваливается. Основные причины его распада могут быть разделены на четыре категории: 
1.      Отсутствие единства как результат отсутствия еврейского государственного мышления и еврейской национальной цели.
2.      Отсутствие единства как результат изъянов политических и судебных институтов.
3.      Отсутствие единства как результат культурного многообразия и
4.      Отсутствие единства как результат конфликта между религиозными и светскими евреями.
 Но возможно ли единство это? И почему так получилось, что разобщены израильтяне чудовищно. И даже прямая угроза нового Холокоста неспособна объединить детей Иакова вокруг национальной идеи.
  « И была по всей земле речь одна и одни и те же слова….»
 Нет, как мне кажется, более удивительного рассказа в Торе, чем два десятка строк описания строительства Вавилонской башни. Почему Бог смешал языки и расшвырял людей по всей планете, породив, тем самым, войны, смерти, страдания, разрушения, мучительство и рабство? Чем могли ему помешать мирные одноязычные граждане, занятые обычным строительством высотного здания с похвальной целью познания окружающей среды. /
 Классический комментарий к Торе гласит: « Их объединенное желание придаст им силы и поможет достичь цели. Однако изначальное желание порочно: оно заключается в том, чтобы господствовать в мире, оттолкнуть Присутствие Всевышнего, реализовать план человека, а не Творца. Понятно, что претворение в жизнь такого желания в конечном итоге приведет к гибели мира, так как существование мира поддерживается Всевышним»./
 Наказание за гордыню? Ну, конечно! В чем еще могли быть виновны те замечательные строители? Да и  сегодня граждане Израиля отбывают тот срок пожизненного заключения в раздорах, в неспособности к единству.   /
 Так ли это плохо? Опасно, это так, иной раз смертельно опасны, но не менее чудовищны опыты единения человеческого рода./
 Сюжет Вавилонской башни повторялся в истории  многократно. Египтяне, Вавилон, Греки, Рим, крестоносцы, испанцы, англосаксы, арийцы, большевики – все указанные строители обжигали кирпичи и возводили стены своего высотного строения. /
 Одни использовали имя Бога. Другие, коммунисты и фашисты, пытались обойтись на строительстве без Его имени. /
 Сегодня закладывается фундамент новой Вавилонской башни. На сей раз зло гордыни пробует атаковать человечество с «черного хода», используя  природную, неодолимую тягу «мыслящего тростника» к получению удовольствий./
 Мы строим роскошные, языческие капища супермаркетов. И там толпимся рабами низменной страсти вокруг золотого тельца, забыв в очередной раз об Исходе и Скрижалях Завета./ 
 Производителю без лица и покупатель нужен безликий, и государства безликие. Продавец не поднимает взгляд выше вашего кошелька. Обществу потребления необходимы кремы и мази, сорта мыла для вашей физиономии. Но сама физиономия ему совершенно безразлична. /
 К новому безумию старые государства успели как-то сформироваться. Веками складывалось национальное лицо таких государств, как Россия, Англия, Франция, Дания, Швейцария и так далее.
  Не имеет значения, насколько это лицо симпатично или безобразно. Да и не может быть здесь объективных оценок. Дело в том, что лицо существует, приобрело четкие, не размытые очертания, а потому и есть на карте мира означенные государства. /
 Наличие лица и делает эти страны реально существующими субъектами международного права.
 Мы часто видим в газетах и на экранах телевидения физиономии людей,  заштрихованных по той или иной причине. Нет лица – нет человека, есть лишь знак его облика. Такой образ зыбок, мифичен, легко поддается любой форме копирования, но на самом деле, способен существовать и без маски./
 Человеку проще. Изменчивый, увы, облик, тем  не менее, дается ему при рождении, как визитная карточка до той поры, пока не скроет все его существо гробовая плита. /
 Государству лицо не дается при рождении. Оно сформировывается временем, сложившейся культурой, дальновидностью, мудростью его руководителей и рядовых граждан.
  Современный мир, мир открытого общества, общества потребления, стремится к безликости государственных образований. Такова его природа. /
 Нет никакого плана тайной секты, клуба «Жирных котов» или заговора жидо - масонов. Есть технический прогресс, развитие производительных сил и политический плюрализм, необходимый этому самому прогрессу и развитию. /
 Первичны «речь одна и одни и те же слова», вторично решение использовать согласие, чтобы начать строительства башни до небес. Подлинное зло в нашем мире не имеет четких, ясно обозначенных очертаний. Мрак отравляет наше сознание исподволь, невидимо. /
 Лозунги единства и демократии вновь захватили цивилизованный мир, способный успешно «обжигать кирпичи». И вся сложность  состоит в том, что борется с этой новой попыткой строительства Вавилонской башни зло еще более чудовищное – расизм и религиозные догмы. /
 И вновь евреи оказываются в самой опасной точке схватки: на полосе нейтральной. Мы хотим примкнуть к язычникам единства, но не способны сделать это из-за своей жестоковыйной природы, природы людей, некогда заключивших союз с Богом. И чье лицо запечатлено в единственном документе – в Торе. Иного зеркала не дано евреям, иного источника национального самосознания нет, и не будет.
 Один язык, одни слова…. Каким он был в библейской стране Шинар нам неведомо. Знаем, что ныне строители очередного города солнца говорят по-английски.   Команды должны понимать все строители. И все те, кому предстоит жить в спирали человеческого муравейника должны знать одни слова. Существование в одном доме немыслимо без подобного единства./
  Невыгодно, глупо производить обувь или компьютеры только для китайцев, индусов или арабов. Поточное, массовое, конвейерное производство может прогрессировать только при условии определенных и незыблемых стандартов./
 Развитие средств массовых коммуникаций, интернациональный характер ведущих производителей мира, всеобъемлющая и мощная информационная сеть – все это объединяет страны и континенты, и никак не способствует формированию отдельного государственного лица. Особенно физиономии тех стран, чье лицо все еще не выражено определенным образом. /
 Наш мир стоит перед новым, фантастическим экспериментом. Цивилизованные народы приступают к строительству новой Вавилонской башни, городу солнца, где все мы вновь начнем говорить на одном языке, понимать друг друга от рождения, заниматься одним и тем же делом, одеваться по одной моде, мыслить по общему лекалу и так далее и тому подобное. /
 Израиль был создан в самое тревожное время для всей человеческой цивилизации. Еврейское государство молодо, но формированию его лица помешала не молодость, а чудовищный идеологический разброд. Прав Пол Эйдельберг. Атеистам, иудеям, правым и левым помогла отстоять и отстроить свое государство угроза извне.  Талант, жизнелюбие, трудолюбие – общие качества для всех евреев на какое-то время позволили сотворить чудо, оживить мертвую землю и построить сильное государство,  но государство безликое, не сумевшее найти опору в своих корнях, отравленное страстью к подобию, и ненавистью к самому себе. /
 Сегодня Израиль находится в критической точке своего развития,  сражаясь на два фронта. Запад активно зовет евреев примкнуть к строительству новой Вавилонской башни до неба, арабский фашизм привычно и упрямо стремится к   полному уничтожению «оккупантов./
 Одни полагают, что выбора нет. Лучше стать страной Шинар и начать обжиг кирпичей, чем остаться Еврейским государством, и погибнуть  в ходе очередного Холокоста, другие упрямо верят предсказаниям Торы и видят спасения только в способности сохранить свой язык, свою культуру, и свои Храмы. /
 Суть споров вокруг иудаизма и демократии, как раз, в этом и состоит. Народу Торы не нужна демократия  в современной ее трактовке, считают одни евреи. Зачем она нам, если у нас есть Тора. Мы должны примкнуть к цивилизованному и просвещенному» большинству, считают другие, и жить по канонам молодой и прогрессивной цивилизации Запада. /
 Еврейское государство подобно  богатырю из анекдота. Одержал тот богатырь победу в кровавой битве, а потом остановился измученный у камня в поле. На камне выбито: « Налево пойдешь - в болоте сгинешь. Направо пойдешь – в пропасти погибнешь. Останешься на месте, дракон огнем спалит, а назад пути нет».
 И все-таки, не могу поверить в безопасность государства без своего лица. Будем «как все» - исчезнем еще быстрее, чем при попытке такое лицо обрести. Израиль  из соображений национальной безопасности просто обязано быть Еврейским государством./
  Франция –страна французов, Англия – англичан, Швеция – шведов, Израиль – евреев. В этом нет расизма и  ксенофобии. В этом законное требование ко всем гражданам  Еврейского государства уважать основы нашего национального существования, быть лояльными к канонам иудаизма, принимать, тем самым, посильное участия в создании лица государства, а не способствовать его окончательному исчезновению./
 Впрочем, самое сложное не обрести свое лицо, а признаться в  отсутствии такового. Пол Эйдельберг справедливо отмечает: « Израиль отчаянно нуждается в самокритике, если ему суждено сохраниться – стать Еврейским государством и выжить». /
 Но дело-то в том, что и распад Израиля идет под знаком самокритики. Левые партии только тем и заняты, что бичуют «еврейский расизм, империализм, эксплуататорскую суть нашего государства»./
 В этом и вся сложность, когда имеешь дело с народом, понимающим свободу, как право на безусловную ересь. В веселой байке о двух собравшихся евреев продемонстрировавших три точки зрения, нет ничего веселого. 
 Но в чем народ жестоковыйный виноват? Творец, прекратив опыт единения в Городе Солнца, обрек, тем самым, каждого еврея на свою точку зрения . Зачем? С какой целью? В результате получил Всевышний очередной всплеск человеческой гордыни и новую попытку возведения Вавилонской башни. Круг замкнулся.
 Не знаю, почему так вышло. И не могу знать. В любом случае, нет у меня своей точки зрения. Категорически от нее отказываюсь, а верю тому, что сказано в тех кратких строчках из Торы. Начнем стоить эту проклятую башню – и снова отправимся в рабство и кровь галута. /

 « … и оттуда рассеял их Бог по всей земле», - сказано в Книге Книг. 

                                                           2001 г.  

3 комментария:

  1. "В веселой байке о двух собравшихся евреев продемонстрировавших три точки зрения, нет ничего веселого."... Так говорят, что и там, где два хохла - там три атамана. (-: Сказано: "Дан закон. И не преступить". Народ Торы закрыл свет своей жестоковийностью, разъединённостью и скрытием постижения от остальных народов "закона, который не преступить". Осознание ими этого и правильного намерения и действия, определит "возврат" к исходному состоянию в 640 раз мощнее!

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить