вторник, 26 ноября 2013 г.

УМЕНИЕ ЖИТЬ



 Вот темочку выбрал. Мне самому сколько раз говорили: «Ну, не умеешь ты, старик, жить». Я никогда не спорил, потому что понятие не имел, что такое «уметь жить».
 Однако, встречал многих, кто знал на этот вопрос точный ответ.
 М.М Жванецкий советовал: «Не умеешь жить – умей смеяться».
 Другой российский сатирик и юморист утешил всех живущих скопом: «Жизнь – это тоже отпуск. Только с того света.
 Одна неизвестная личность пошутила и вовсе печально: «Хорошо не просто там, где нас нет, а там, где нас никогда не было!»
 Она же убеждена: «Мало найти свое место в жизни, надо еще найти его первым».
 А вот еще один перл Инкогнито: «Мало знать себе цену – надо еще поьзоваться спросом».
 Выходит, превзошел ты искусство жизни или не знаешь, не ведаешь, с какого конца за эту жизнь взяться – итог один. Полный хаос царит в этой области.
 Помню, на один из моих фильмов в России великодушно отсыпал денежек один симпатичный олигарх. Сидим мы с ним в ресторане, празднуем заключение договора, а тут подходит к нему один из «мальчиков» и, сияя, докладывает что-то боссу на ушко. Тот  премного доволен, подмигивает мне, жалкому просителю, и говорит: «Жить нужно уметь, дорогой мой».
 Всего лишь через неделю в машину этого олигарха бросили на ходу противотанковую гранату. Он лишился ноги, а черепно – мозговое ранение на всю жизнь, как сказали врачи, сделало его инвалидом.
 Да что там жалкий пример из жизни российских олигархов! Древних авторов очень полезно читать в пересказе М.М. Зощенко: «Кай Юлий Цеарь отдал распоряжение по войскам украшать оружие золотом, серебром и драгоценными камнями. Он рассчитывал, что благодаря этому солдаты при отступлении не будут бросать оружие. Так и оказалось». «Голубая книга».
 Ну, умел жить этот Цезарь? Бесспорно, а что толку – зарезали, беднягу, как собаку оружием простым, не украшенным драгоценными металлами.
 Сам Зощенко, в отличие от Цезаря, совсем жить не умел. Умер он затравленным и нищим, а книги его читает народ запоем и читать будет еще долго. Вот и разберись в этом умении.
 Нет, тема эта настолько глубока и безмерна, что вновь придется отделаться чистым стебом, даже не пытаясь заглянуть вглубь предмета.
 Начну с глубокомысленной шутки современного философа П.С. Таранова: «Жизнь для человека только тогда жизнь, когда она беспрерывно дополняется этим самым «для».
 Только вектор Таранов не обозначил. Жизнь для человека, или человек для жизни. Мне вот, по наивности, кажется, что только во втором случае умножение «для» и дает нам подлинное счастье, которое многие путают с умением жить.
 Один остряк, по имени и фамилии Мендель Маранц, шутит в интернете: «В конце концов, что такое жизнь? Путешествие. Что такое смерть? Цель. Что такое мужчина? Пассажир. Что такое женщина? Багаж».
 Как же все просто: уметь жить – это весело путешествовать к смерти с хорошим багажом. И нет проблем. Только бы отхватить билеты в бизнес -классе.
 Вот здесь я полностью согласен с Гильбертом Честертоном: «Говорят, что путешествия обогащают ум; однако сначала надо его иметь». Впрочем, умение жить к уму никакого отношения не имеет, как и к другим нашим достоинствам. Умение жить – это особый талант, которым природа наделяет далеко не каждого.
 Большую часть жизни я провел рядом с теми, кто жить умел не лучшим образом. Разный характер, нрав, судьбу дал Бог этим людям. Но когда  встречался с людьми, жить умеющими, всегда поражался удивительному сходству их портретов. Мне всегда казалось, и не без оснований, что эти люди знают и умеют то, что другим совершенно недоступно, как раз за счет подобия, однообразия приемов.
 Помню один полезный совет: «Не озирайся в поисках ножа и вилки. Пока ты тратишь время на глупые условности, сосед все сожрет руками».
 Английский драматург Гильберт, судя по всему, был убежден, что умение жить напрямую связано с примитивностью мировоззрения. Вот что он писал по этому поводу: «Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения».
 Категорически не согласен. Как раз у тех, кто умеет жить, своя точка зрения отсутствует напрочь. Так что же, мы должны признать, что эти люди с самым широким горизонтом?
 Впрочем, «точка зрения» – интереснейшая позиция для изучения  искусства жизни. Дело, видимо, не в том, какое место вы занимаете на нашей грешной планете, а в том, как смотрите на эту планету, а, значит, и на себя.
 Генрих Гейне: «Мир выглядит юной красавицей или Брокенской ведьмой в зависимости от того, через какие очки на него смотришь».
  Но это все лирика. У большей части человечества подобные очки и вовсе отсутствуют. А личности с нормальным зрением дают, как правило, вульгарные рекомендации: « Искусство жизни состоит в простом порядке вещей: меньше думай, больше делай».
 Вот и здесь я не совсем согласен. Все-таки совершать поступки нужно, хоть с каким-то, но умом.
 Некто Адамс пишет: « Если ешь слона, не пытайся запихать его в рот целиком».
 Вот это верно. Большая часть человечества торопливо и глупо  питается. Только люди, умеющие жить, поглощают слона частями, с чувством толком и расстановкой. Значит, даже они умеют обдумывать свои поступки.
 Двинемся дальше по извилистой тропе полезных советов, необходимых в искусстве жить.
 "Жизнь - это рынок, где нужно уметь себя продать", - утверждал Самуил Маршак. У Маршака было, что продать, а как быть тем, у кого и продать-то нечего?
 Знаменитая домохозяйка Агнесса Аллен писала: «В большинстве случаев попасть внутрь легче, чем выбраться наружу».
 Вот уж правило железное. В связи с ним не могу не вспомнить еще один отрывок из «Голубой книги» Зощенко: «Любовник Екатерины Первой, камергер Монс, был казнен Петром. Несчастного посадили на кол, а голову потом отрезали и положили в банку со спиртом. И эту банку Петр велел поставить в комнате Екатерины. Когда эту голову принесли, Екатерина сказала придворным:
-         Вот, господа, до чего доводит разврат придворных!»
Лицемерие первой императрицы оставим на ее совести. Не в нем дело, а в этом бедолаге Монсе, который наверняка думал о себе, что он настоящий пройдоха, и умеет жить, а на самом деле, забираясь в постель Екатерины, он должен был сразу подумать, как из нее выбраться.
 Очень мне нравится грустное замечание английского философа Самуэла Батлера: «Есть два основополагающих закона: один общий, другой частный. Согласно общему, каждый может, если постарается, добиться того, что хочет. Согласно же частному, каждый человек в отдельности является исключением из закона общего».
 Убежден, люди жить умеющие добиваются в своей жизни не того, чего хотят, а того, что могут, и мгновенно выпадают из закона Батлера. Умеющие жить вовсе не так амбициозны, как кажется. Они ведут себя гораздо скромнее, чем это может показаться.
 Вот Иосиф Сталин не стал тем, кем хотел:  поэтом, а стал тем, чем мог: людоедом и вождем советского народа. Такой же точный выбор сделали Нерон, Гитлер, Мао и многие другие знаменитые личности в истории нашей цивилизации.
Все же остальные люди, жить не умеющие, тянутся за тем, что добыть никак невозможно. Вот и маются, и страдают, и не знают, как выбраться из капкана привычного, утомительного, губительного быта.
 Вот потянуло меня привычно на исторические примеры. Но должен сказать, что образованность по этой части жить, если честно, не очень помогает. Прав был малоизвестный философ Вольф: «Пренебрегающие изучением прошлого обречены на повторение его ошибок. Изучающие прошлое найдут другие способы ошибаться».
 Саша Гитри тоже удачно сострил на эту тему: «Источник нашей мудрости – наш опыт. Источник нашего опыта  – наша глупость».
 Спасает человека мечта, надежда. Даже когда он жить совершенно не умеет, человек надеется, что умение это впереди. Но тут же подворачивается скептик и циник, вроде американского писателя Амброза Бирса, и без проволочек вставит свое словцо: «Будущее – это период времени, когда наши дела идут прекрасно, наши друзья – настоящие друзья, а наше счастье не вызывает ни малейшего сомнения».
 Не верьте скептикам и циникам. Тот же Бирс дошел до полного отрицания умения человека жить: «Год – это период из трехсот шестидесяти пяти разочарований». Ну, кто с этим может согласиться? Мы и держимся на этой земле, только потому, что «день на день не приходится».
 Некоторые знаменитые личности убеждены, что искусство жить - напрямую связано с возможностями глубокого анализа своей собственной персоны, критического отношения к ней.
 Курт Воннегут утверждал: «Будьте осмотрительны в выборе того, кем вы притворяетесь, ибо вы и есть тот, кем вы притворяетесь».
 Совет, которому невозможно следовать по многим причинам…. Кстати, и честно говоря, человека можно научить чему угодно, только не умению жить.
 Индира Ганди: «Мой дед однажды сказал мне, что все люди делятся на тех, кто работает, и на тех, кто ставит себе в заслугу результаты этой работы. Он советовал мне постараться попасть в первую группу: в ней меньше конкуренции».
 Вот тоже благой и замаскированный совет, но нет более верного пути к жизненному успеху, чем научится ставить себе в заслугу результаты работы других.
 Нет, все – таки, появится когда-нибудь честный учебник, подчеркиваю – ч е с т н ы й,  в котором без прикрас будут собраны всевозможные способы, с помощью которых человек сможет постичь науку умения жить.
   Многим, например, кажется, что искусство это напрямую связано с умением нравится «хозяевам жизни». Что же, и в этом есть доля правды. Часто обидной правды. Вот, например, что писал Вовенарг: «Если человек рожден с высокой и мужественной душой, если он работящ, горд, честолюбив, чужд низкопоклонства, а ум его глубок и скрытен, я могу смело сказать, что у него есть все необходимое, чтобы его не замечали вельможи и высокопоставленные особы: они больше, чем остальные, бояться тех, кем не могут помыкать».
 Грустное замечание. Не в нем ли причина, что правят человечеством люди жить умеющие  за счет других жизней. Жизней тех, кто жить не умеет.
 Впрочем, и здесь правда жизни далека от примитивных оценок, а потому  приведу в заключение слова Навалиса: «Большинство людей сами не знают, как они в действительности интересны, какие в действительности интереснейшие вещи они говорят. Если бы кто-нибудь дал им подлинное представление о самих себе – воспроизвел и прокомментировал их речи, - они пришли бы в глубочайшее изумление от самих себя, что помогло бы им обнаружить в себе совершенно новый мир».

 К чему это я? Да к тому, что многие из нас даже не догадываются, как здорово они умеют жить, а ворчат и жалуются только потому, что кто-то, как им кажется, умеет жить еще лучше.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий