Мой друг, талантливый режиссер – документалист
из России пишет: «Старик, иногда я чувствую себя настоящим инопланетянином,
случайно попавшим на Землю. Чувство это особенно обостряется, когда включаю
телевизор. Я перестаю понимать, зачем двигаются на экране люди, что они
говорят, и в чем заключается суть их надежд и желаний. Страшно, когда ты
узнаешь звуки родной речи, но не можешь разобрать суть сказанного. Это похоже
на психическое заболевание. Я не берусь оценивать тот мир, в который попал:
хорош он или плох, но я твердо знаю, что это не мой мир».
«Дружище, - пишу я в ответ. – Тебе всего лишь
45 лет. Держись. А телевизор включай, когда увидишь в программе послания с
нашей планеты. Все-таки не будет так одиноко. Да и шанс появится, что
когда-нибудь, не мы, так наши дети или внуки, вернуться туда, откуда мы
прибыли.
Недавно я получил такое послание, совершенно
неожиданный подарок. Ираклий Андронников – человек с моей планеты рассказывал о
том, как ему удалось найти два неизвестных стихотворения Михаила Юрьевича
Лермонтова.
Дважды
посмотрел этот фильм, которому скоро исполниться полвека. Я смаковал каждый его
кадр, каждое движение Андронникова, каждое его слово. Я понимал все, им сказанное.
Я узнавал в любом плане этой старой, ленфильмовской ленты Михаила Шапиро свой
мир. Иногда мне казалось, что это я стоял за камерой, я писал сценарий, я
разговаривал в паузах между съемками с Ираклием Лоусарбовичем.
Куда я попал? Кому в 21 веке нужны те поиски
Андронникова, кому нужен старый альбом, в котором сохранились строчки поэта из
века 19-го? Кому нужен весь тот пафос охоты за прекрасным? Кому нужны восторги,
ирония, наконец, талант «охотника»?
Мне нужны?… Может быть, вам? Вы тоже родом с
той, давно оставленной планеты?
Вот еще один удивительный фильм «До свидания
мальчики!» Бориса Балтера и Михаила Калика. Тоже недавнее послание телеэкрана.
Я знаю, в конце января этого года исполнилось 86 лет великому и потерянному в
нашем, равнодушном времени, режиссеру Михаилу Калику, и знаю, что он живет
где-то рядом, в Иерусалиме. Великому, потому что успел он снять свои фильмы –
шедевры. Потерянному, потому что не смог он сделать и малую толику того, что должен был сделать.
Мы – рядом. Михаил Калик – любовь моей юности.
Живое существо с нашей планеты. А видел его всего однажды: в буфете студии им.
Горького, в Москве. Сидел Калик в компании с пустым человеком, ел скучные
сосиски, и я так и не решился подойти к нему….Тихо, скрытно живет Калик в Израиле.
Он никогда не умел толкаться локтями. Он и теперь не желает этого делать. И,
видимо, просит только об одном, чтобы оставили его – инопланетянина в покое.
Семена Туманова – режиссера фильма «Ко мне,
Мухтар» - я знал. Одно время даже работали вместе. Человек этот снял
потрясающий фильм о собаке по повести Израиля Меттера. Помню, в год выпуска
фильма на экраны – 1965 –ый – он стал лидером проката, получив чуть ли не 30
миллионов зрителей.
И да простят меня диссиденты, борцы с
советской властью, мастера самиздата, в «легальном» фильме этом было больше
человечности и протеста, чем в дюжине откровенных, бичующих тоталитаризм Кремля,
опусов.
Диссидентами не были Никулин, Леонов,
Смоктуновский, Мордюкова, но именно эти талантливейшие люди раскачивали гнилую лодку
большевизма.
Еще одно удивительное послание – фильм «ЗЗ» –
Гии Данелия, Валентина Ежова и Виктора Конецкого. Читал этот замечательный
фильм «с листа», как партитуру известного и любимого с детства музыкального
произведения.
Как там играет Нона Мордюкова заведующую
облздравом! Одним ударом она разделалась с армией совслужащих, способных
задавить все живое в колыбели.
А Евгений Леонов?
- Господи! – словно кричит образ его Травкина.
– Да оставьте вы в покое простого и
честного человека. Дайте ему возможность жить так, как он живет, без вашей
идеологии, без ваших гимнов и маршей.
Добрым, человечным, еврейским духом был
пропитан весь кинематограф тех лет. Это потом, в восьмидесятых, Элем Климов
устал от жизни, и кисть этого большого мастера
стала злой и беспощадной.
Климов, снимавший «еврейские» фильмы с подачи
Александра Володина Семена Лунгина и
Ильи Нусинова, был совсем другим человеком.
«Похождения зубного врача», « Добро
пожаловать, или посторонним вход воспрещен» - вот послания высочайшего класса.
В первом фильме, рассказывающем о несчастной судьбе большого таланта, наши
цензоры благополучно «разобрались». Шедевру этому дали третью категорию,
напечатали семь десятков копий, и благополучно изгнали с экрана. Массовый
зритель увидел эту блестящую работу только в 1987 году.
А какие композиторы работали на кинематограф с
моей планеты: Шнитке, Таревердев, Баснер, Рыбников…. Какие люди пели!
«Добро пожаловать…», замаскировавшись под веселую комедию для
детей, на экраны вышел, но достаточно вспомнить Дынина – Евстигнеева, чтобы
согласиться с разящей силой политической сатиры в этом талантливейшем фильме.
Бесчеловечный режим разрешал тогда искусству
говорить на языке человечности. Вот и случилось, что сегодня мы получаем
послания с той планеты, где жила надежда и вера. Оттуда был изгнан Бог и Закон,
но искусство всеми силами старалось вернуть людям утраченную красоту и веру.
«Когда деревья были большими» – Кулиджанова,
Фигуровского и Гинзбурга – фильм –
молитва, обращенная к Богу, мольба о прощении. Сколько силы молитвы о ребенке
было в фильме Веры Пановой, Данелия и Таланкина «Сережа». Сколько высокого, религиозного чувства в картине
Виктора Эйсымонта «Жила была девочка». Я, пожалуй, не знаю более сильного
фильма о войне, чем эта простая история двух маленьких блокадниц.
Назвал, пожалуй, не более четверти из тех
удивительных фильмов давней поры. От одних имен Хуциева, Иоселиани, Алова и
Наумова, Митты, и многих других, становится радостно и спокойно.
Живы их лучшие фильмы, и она существует, наша
планета. Это мы заблудились сегодня в беспредельности Космоса. Ничего
страшного, только бы слышать иногда
сигналы оттуда.
В общем, я с нетерпением жду эти замечательные
послания с моей планеты: не только фильмы замечательных мастеров из СССР. Я жду
шедевры Чарли Чаплина, Орсона Уэллса, Федерико Феллини, Ингмара Бергмана …. Они
идут. Это «золотой фонд». Фонд этот не может исчезнуть, и он не исчезнет даже
тогда, когда мир наш окончательно превратиться в гигантский супермаркет. И
рекламу товаров мы станем воспринимать, как единственный вид киноискусства.
«Золотой фонд» не исчезнет по двум причинам:
не так много настоящего вокруг нас в эпоху повального суррогата, да и спрос на
доброту, любовь и талант не пропадет, пока живы на нашей земле люди.
И пока
мертвый экран нашего телевизора вдруг оживает чудом этих фильмов, не
иссякнет и надежда, что когда-нибудь люди вернуться к подлинным ценностям, на
оставленную планету, где было мало машин и меньше шума, но гораздо больше тепла
и человечности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий