среда, 17 июля 2013 г.

РАСПЯТИЕ И ЕВРЕИ из дневника



                                             Марк Шагал "Желтое распятие".

Отец похоронен на кладбище Ашкелона. Две ракеты из Газы взорвались неподалеку от его могилы…даже мертвого отца попыталось достать безумие ХХ1 века. В истории рода человеческого не было страшнее двадцатого столетия, прожитого отцом почти полностью. И мне до сих пор не ясно, каким чудом, вопреки своему времени, он умудрился выжить и остаться самим собой.Сегодня мне кажется, что он родился тем, кем и умер почти в 90 лет.
 У моего отца был странный взгляд христианство. Он считал, что каждый еврей после Иисуса обречен нести свой крест на Голгофу. И быть распятым во искуплении грехов всего человечества. Спорить на эту тему он не желал. Не буду и сейчас с ним спорить.
 Мы тогда проводили лето в Ассари, в Латвии, на побережье. Я шел мимо старого кладбища. Почву там ровнял бульдозер. Красиво он работал – увлекся. И вдруг увидел, что нож машины приближается к торчащей из земли деревянной руке. Рванул через кусты и достал прямо из-под ковша бульдозера фигурку Христа. Она и сейчас цела. Могилы и креста, к которому и был прибит мой трофей, давно уже нет на свете, но Спаситель, спасенный еврейским подростком, цел и невредим. С собой, в Израиль, я его не взял.

«Нет надежды, что всеобщее бесстыдство породит новую нравственность…. Некоторые теологи считают, что Иисус сознательно сделал все, чтобы взойти на Голгофу, обеспечив этим бессмертие своему учению. Спектакль остался жить в веках, и, пропагандируя учение Спасителя, попы непрестанно подогревают слезливое умиление верующих перед распятием». Отар Иоселиани «Прощание с невинным мастерством комедианта».

 Все так, но думаю, что и Отар Иоселиани тоже спас деревянного Христа из-под безжалостного ковша бульдозера. Я бы назвал подобное эстетическим гуманизмом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий