вторник, 30 июля 2013 г.

ФЕНОМЕН ИСААКА ЛЕВИТАНА



О гениальном художнике Исааке Левитане, хоть и жил он сравнительно недавно, известно немного, написано и того меньше. Две загадки поставил он перед своими биографами: как и чем жил сирота Левитан в детстве и отрочестве и почему  этот певец русской природы и русской души так и не крестился, хотя был далек от еврейской ортодоксии?
 Иван Васильевич Евдокимов в своей книге «Левитан» пишет :  "О Левитане  заговорили  как  о  человеке,  который  понял  и подметил подлинную  русскую красоту.  На картинах художника  ожили овеянные глубокой проницательной любовью  поэтические углы  нашей страны. До сих пор ни одному подкупающей правдивостью изобразить русскую природу. После  "Тихой обители" русскому  художнику не удавалось с  такой  интимностью, нежностью, лиризмом, во  всех новых произведениях Исаака Ильича  уже находили эти типичные черты а  полотне  те  разнообразные  и  глубокие ощущения,  которые русские  люди переживали от своей  природы, не умея дать имени им… Русские люди через пейзажи Левитана научились понимать национальную свою природу"
 Прямо какой-то Христос от живописи, но, и на самом, деле Евдокимов был не так уж далек от истины. Еврей Левитан был непревзойденным мастером русского пейзажа.  Причем именно русского. Он остался равнодушен к красотам Италии, Швейцарии и даже Финляндии.  
 И чем же Россия отплатила Левитану. Читаю практически на той же странице книги Евдокимова: « Но однажды в мастерскую  поспешно вошла Софья Петровна - и  налаженная жизнь  кончилась. Кувшинникова принесла неожиданные  и  неприятные вести. Удивительному художнику -  творцу  русского  пейзажа - пришлось  вспомнить  свою  национальность.  В Москве  началось очередное  гонение против евреев. Знаменитый Левитан должен был покинуть свой город. Ему дали срок - двадцать четыре часа».
 Отличный факт для книги покойного Солженицына «Двести лет вместе», но он старательно отбирал другие материалы. имеющие отдаленное отношение к сути дела.
 Но что же Левитан, которому «пришлось вспомнить свою национальность»? Ему стоило пойти в церковь, перекрестить лоб – и все – художник остался бы в Москве. Но не пошел, предпочел быть изгнанным и евреем, а был Исаак Ильич ближе к России, чем армия записных патриотов.
 Задумывались ли о феномене и тайне Левитана нынешние российские выкресты, вроде К. Райкина, Л. Улицкой, Д. Быкова или А. Кабакова? Думаю, что нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий