Расизм – простое, примитивное, детское желание
подобия. В подобном мире жить и легче, и безопасней. В таком мире, как нам
кажется, будет меньше противоречий, несправедливости и страхов. В таком мире,
подобном твоему миру культурной традицией и даже внешностью его обитателей, жить
спокойней и легче. Атавистический, звериный инстинкт в человеке учит его доверию
только к себе самому и к тому, что на него похоже. В природе заяц доверяет зайцу, волк – волку, а черепаха – черепахе. Человек «заяц» ищет свой круг в компании людей - «зайцев». Человек – «волк» предпочитает общество «волков», а человек – «черепаха» начинает ненавидеть всех, кто движется со скоростью, превышающей один метр в секунду. Люди интуитивно стремятся жить в эгоизме подобия. В то время, как мир Божий, существует только благодаря своему неподобию. Иной раз мне кажется, что целью сотворения еврейского народа была попытка отучить человечество от расизма, дать ему возможность примириться с бесконечностью и многообразием Вселенной. Мало того, человечество, забывшее о расизме, сможет эту Вселенную понять хотя бы в какой-то, дозволенной Всевышним степени. Проще говоря, строгий монотеизм иудаизма – предполагает полный отказ от расовых принципов в человеческом сообществе. Убежден, что причина ненависти к евреем лежит именно в этой плоскости. Наиболее способный литературно и умственно юдофоб – В.В. Шульгин писал: «Я утверждаю, что расовый, или инстинктивный, антисемитизм имеет столько же оснований, то есть столь же почтенен или непочтенен, как всякие вообще инстинкты». Тот же Шульгин был убежден, что юдофобия бывает расовой, рассудочной, политической, иррациональной. Мне же кажется, что, в конечном итоге, любой антисемитизм – всего лишь разновидность расизма. Любая фанатичная идея стремится к подобию. Еврей, по своей природе, враг подобия. Вот почему потомки Авраама и сегодня главные враги исламской революции, провозгласившей новую догму расизма по религиозному признаку. Род людской исламские фанатики разделили на верных и неверных. Но среди неверных – самое упрямое и опасное племя - евреи. Об этом и раньше догадывалась инквизиция, большевизм и фашизм. По ТАЛМУДУ (трактат ГЕРИМ) желающим принять еврейство говорят так: « Зачем тебе становится евреем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него, как хоронит он своих сыновей и сынов своих сыновей, как убивают тех, кто совершил обрезание, или очищение в микве, или какую-нибудь другую заповедь, - так что их невозможно исполнить открыто, как у других народов». Евреи – народ, существующий не благодаря обстоятельствам, а вопреки им. И, казалось, каждый, существующий чудом на этой, пропитанной завистью и ненавистью планете, должен радоваться своему собрату по мужеству, по решимости быть евреем. Однако, и здесь мы стремимся быть «как все». Горские евреи снимали обувь перед входом в свою синагогу. Мой спутник пожал плечами: «Какие же это евреи?». Он – еврей по маме и папе – обрезан не был, в синагогу не ходил, да и ни в каких богов не верил, а все равно подверг сомнению еврейство людей, в среде которых атеисты встречались так же редко, как в центре России попадались в те времена люди верующие. Тогда, в азербайджанской Красной Слободе, и задумался впервые о природе еврейского расизма. Считал тогда и убежден в этом сегодня, что расизм этот – прямая дань ассимиляторским тенденциям. Не вижу здесь парадокса, так как все, что разрушает традиции и обычаи евреев – есть ассимиляция. Расизм в еврейской среде – один из горьких сюрпризов, который преподносит новоприбывшим общество Израиля. Право на «титульную нацию» оспаривается с особым жаром, от которого издалека разит обычной глупостью, корыстью и претензиями на привилегии. Особое, «искусственное» происхождение еврейского народа от слова Божьего, от идеи, от Завета, делает, как будто, невозможным расизм в еврейской среде. Однако, евреи не чужды этому атавистическому качеству. И любопытно, что именно независимое Еврейское государство и привело к росту расистских настроений в обществе. Передо мной труд «ортодокса от иудаизма», в котором старательно, на многих страницах, доказывается что евреи из Африки и Азии – вовсе не евреи по крови, а совершенно чуждый элемент, по странному стечению обстоятельств исповедующий иудаизм». Автор этого труда убежден, что только евреи, пришедшие из Европы, - настоящие потомки Авраама. Он пишет: «Черные – это черные, а белые – это белые. И этот факт не в состоянии изменить домыслы части наших мудрецов». Читаю письмо горского еврея. Этот почтенный старец убежден, что ассимилированные евреи Европы, « не сумевшие даже сохранить свои имена» утратили право называться евреями. В галуте евреи, не порывавшие свою связь с иудаизмом, невольно «адаптировались» к окружающей среде. Среда эта была разной, и разными становились оттенки иудаизма, как и цвет кожи на лицах евреев. По скупым солнцем она становилась белее, под жарким – неизбежно темнела. Но по всему миру некогда оброненное семя давало всходы. Достаточно вглядеться в лица фелашей, евреев из Эфиопии, чтобы убедиться в этом. Утверждают, что еврей, воспитанный на музыке Бетховена и поэзии Пушкина, - гораздо больший еврей, чем тот потомок Авраама, кто ничего не слышал о западной культуре, и ничего не признает, кроме восточных напевов и Торы. Из книги в книгу переходит рассказ о «диких» евреях их Йемена, которые пытались развести костер в самолете, на котором доставляли их в Израиль. Думаю, интернационализм, атеизм и социализм легли в основу еврейского расизма в Израиле. Как только падает цена веры, сразу возрастает цена расы. Но и здесь не все так просто. Многие из тех, кто голосует за партию ШАС убеждены, что среди новоприбывших евреев единицы. И западная цивилизация вытравила из душ потомков Авраама все еврейское. Специфический оттенок носит в нашем государстве акт принятия гиюра. Угнетение инородцев в Израиле – миф, но, тем не менее, как-то спокойней и верней принадлежать к «титульной» нации. Вот еще одно письмо читателя из Ашкелона: «Все, принявшие в Израиле гиюр, - лицемеры и ханжи. Они никогда не были и не будут евреями». Читаю у Хаима Донина, из книги «Быть евреем»: «… любой ребенок, рожденный еврейской женщиной, считается членом семьи. Но семья эта всегда была открыта для всех, кто разделял ее веру. Принявший иудаизм становится даже не названным братом сынов Израиля, но братом родным, равноправным, который полностью наследует как все привилегии народа, так и его обязанности и заветы. Прозелит вливается в еврейский народ, возлагая на себя духовную миссию будущего и связывая себя с общим прошлым». Нет, и здесь не все так просто. Издавна наши мудрецы говорили так: «Есть три вида геров: есть геры, подобные Аврааму, праотцу нашему, есть геры, подобные ослу, и есть геры, которые как гои абсолютно во всем». Верное замечание. Только и самих евреев можно разделить на все эти три категории. В любом случае, в подобных текстах из Талмуда нет ни тени расизма. «Еврейский народ трудно отнести к какой-либо категории, - писал Хаим Донин. – «классифицировать» в рамках той или иной научной теории. Это одна из сторон нашей уникальности, которая была увековечена повелением Всевышнего». Часто слышу: Израиль - искусственное государство. А какой еще мог создать свою страну «искусственный» народ, выведенный в «колбе», в «лаборатории» Божьего промысла. Всевышний знал, как будто, о всех опасностях, подстерегающих род человеческий. Расизм мы сможем смело отнести к особому виду гордыни, самого страшного греха, грозящего людям полным исчезновением. Свой «избранный народ» Бог постарался избавить от этого качества, отправил к Земле обетованной в презрении к расе, и возвеличив веру и Закон. Помню, как Майя бат Ави, человек уникального таланта и светлой души, рассказывала мне с болью о случайно подслушанном разговоре двух старушек. - Кто там погиб в Ливане? – спросила одна. Другая назвала фамилии. - А, черные, - с облегчением отмахнулась первая старушка. Судя по всему, евреями выходцев из Ирака или Ирана она не считала. Майя тогда сказала так: « Евреи-расисты подобны нищим, транжирящим свои последние гроши». Говорю с евреем из Марокко. Образованный он человек – мягкий, вежливый. И вот с этой мягкой вежливостью он утверждает так: « Евреи севера – это хазары, никакого отношения к коленам народа Израиля они не имеют. Вы – евреи Европы – потомки геров». - Значит, евреи второго сорта? – спросил я этого образованного человека. - Нет, - хитро улыбнулся знаток политкорректности. – Я этого не говорил. Великий принцип чистоты веры далек от принципа чистоты расы. Он, в конце концов, враждебен этому принципу – мифу, потому, что чистых рас нет в мире. Нет и быть не может. Чистая раса любого народа не могла бы просуществовать и несколько сотен лет. Ученые Лондонского университета открыли в обычном европейце до 70% семитских генов. На севере Европы их количество падает до 30%. Но не было найдено ни одного голубоглазого и русоволосого европейца без предка – семита. Какие гены носят в себе семиты? Это исследование еще впереди. Там, в Баку 1990 года, когда власти, после многих лет запрета, разрешили евреям быть евреями, мне не приходило в голову рассуждать на тему, кто настоящий еврей: я – ассимилированный до полной бесцветности сын офицера Красной Армии, или еврей с гор, снимающий с ног обувь, перед тем, как войти в синагогу. В тот год я был несказанно рад, что евреев на свете так много и все эти евреи не похожи друг на друга. Мне казалось, что в этой непохожести и есть залог жизненной силы нашего народа. Его «звездная множественность». Теперь, в Израиле, когда на одном ограниченном пространстве собрались евреи со всего мира, я думаю о том же, и убежден, что еврейский расизм, вскормленный общинным сознанием и корыстью политиканов, не менее разрушителен и враждебен нашему народу, чем понятная и неизбежная ненависть к народу Книги сопредельных народов. 2003 г. | 2003 г. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий