среда, 26 июня 2013 г.

БЛАГО ИЗГНАНИЯ о себе любимом




 Тогда я был в шоке. Мне 57 лет, но приходит в газету нашу новый главвред и показывает мне на дверь. Мне, такому замечательному, талантливому, способному давать в номер по шесть статей в неделю, причем вполне приличного качества.
 Ерунда все это! Пошел вон – и все. Куда деваться, что делать? Ни одна из проблем не решена. Детей все еще нужно тянуть, крыши над головой нет, да и сам еще жив пока. Надо же так плюхнуться: носом и в грязь на старости лет. Впрочем, не в первый раз «падаю». Прежде поднимался без труда, но возраст, силы уже не те, да и шансы найти источник пропитания в стране, где и среди молодых полно безработных, близки к нулю.
 В любой кризисной ситуации тянет меня к Торе. У текста  Книги есть одно удивительное свойство – мощный заряд покоя. Вот за покоем и метнулся. Открыл потрепанный фолиант, читаю: «Моше бежал от фараона, и остановился в стране мидьян и сел у колодца».
 Не выгнали Моисея, сам бежал от наказания за убийство надсмотрщика. Не было выхода. Бежал из сытой, обеспеченной жизни в чужую страну. Авраам ушел к Ханаану тоже не сам, а "изгнанный" Господом. История Исхода началась с изгнания Моисея. Уход, изгнание – в судьбе евреев сплошь и рядом - плюс, развитие, спасение.
 Был у тебя свой, добровольный исход в Ханаан, теперь изгнание. Ничего особенного, так и должно быть.
 Ты, конечно, не Моше. Бог и не думает говорить с тобой – человеком вне должной веры и традиций. И спасать тебе нужно всего лишь свое семейство, а не рабов египетских, но не бойся изгнания, не страшись новой жизни. Благодари судьбу, что гонит она тебя из подозрительного болота нищенского довольства. Не плачь, не отчаивайся, не жалуйся на судьбу. Она даровала тебе благо ИЗГНАНИЯ.
 Читал текст главы «Шмот» с какой-то странной, непривычной жадностью, будто впервые. Драчун был Моше. Он не только надсмотрщика убил, но и полез в драку с пастухами, которые хотели прогнать дочерей Реуэля. Великим борцом за справедливость был Моше. Свобода – это и есть победа справедливости. За свободу приходится драться, ничего не поделаешь.
 Не опускай руки, как лез всегда в драку, так и лезь. Особенно теперь, когда пассивность синоним поражения. Ты не оскорблен, не унижен, не побежден. Тебе нанесли удар  враги, почему ты должен ждать от них пощады? Ну, не враги, так обстоятельства – какая разница?
 Предложение заняться новым делом пришло практически в тот же день. Дело было не очень достойным, что-то вроде выпаса скота в пустыне. Но я знал, что Моше не смог бы совершить свой подвиг без знания  мертвых пространств, без умения выжить там, где это крайне трудно.
 Дело было сделано: копеечное, скудное дело, но за ним последовали предложения совсем другого порядка. Все стало на свои места. «Народ мой» вышел из плена нищеты и бездомности.
 В Торе сказано изгнанник – это «пришелец на чужой земле». Но чужая земля не может помешать человеку вернуться к самому себе, а это самое главное. Тысячелетия странствий помогли народу еврейскому усвоить этот урок. В очередном изгнании и я словно вернулся к себе самому, а потому сделал тот максимум, на который, видимо, способен.
 К чему  все это? К чему это бессмысленное, хвастливое Я,Я,Я? Не бойтесь изгнания, не бойтесь вылезти из теплой норы сытого рабства. Не бойтесь новой жизни. Кто знает, что там за мертвыми песками пустыни?
 Где-то читал о семени ячменя, найденном в гробнице фараона, спало это семя, казалось мертвым тысячи лет, но брошенное в воду воскресло, проросло. Так и человек сам не знает, какие великие силы возрождения заложены в нем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий