воскресенье, 2 июня 2013 г.

МАСТЕР И КРИТИКИ о кино






Вчерашний вечер завершился большим подарком: российский канал «Культура» в рамках передачи: «Смотрим… Обсуждаем»  показал новый фильм Ким Ки Дука «Ариран».  Ким Ки Дук – один из немногих, по нынешним временам, великих мастеров в кинематографе. «Амиран» - сильнейшая, искренняя, новаторская,  глубоко национальная по духу, лента. Казалось, смотри и учись, старайся понять, о чем тебе хотел сказать большой мастер… И здесь началось обсуждение. В студии молодежь и солидные критики. И все они, практически хором, стали учить, поправлять и разоблачать Ким Ки Дука. Ну, со студентами ВГИКа и прочей молодежью все понятно. Эти уверены, что именно с них кинематограф начнется и ими же закончится. Но критики из «президиума» повели себя точно так же. Один, с напускной печалью, жалел беднягу-режиссера, пребывающего в очевидном кризисе, другой вскрывал всю подноготную ошибок Ким Ки Дука, третий советовал мастеру, как впредь нужно снимать кино, четвертый с садизмом патологоанатома старался «разъять музыку, как труп»…
 Нет, я понимаю, что и критики вынуждены зарабатывать деньги, и каждый из них должен казаться Единицей, а не нулём. Я понимаю, что они тоже считают себя творческими людьми, но нужно же иметь стыд и совесть и знать азы этики профессии. Знать то, что каждый большой талант ( а в этом Кик Ки Дуку никто, никогда не отказывал) имеет полное право творить по своим, собственным законам. Он сам «заказывает музыку», а понимаете ли вы о чем речь, слышите ли «музыку автора» – это ваша проблема, а не его. У вас есть полное право принимать и не принимать то, что делает мастер, но нет права судить и поучать большого художника. Трудно представить себе, что перед критиками ставятся полотна Веласкеса, Рембрандта или Брейгеля – и начинают эти искусствоведы учить классиков, как нужно было писать картины. Ким Ки Дук «провинился» перед кино-знатоками в Москве только тем, что еще жив. Вот и вся разница. Буду откровенен – наглость, хамство, воинствующее невежество критиков от искусства (особенно в кино) стали опаснейшим симптомом нынешних времен. Все это сродни стилю "работы" чиновных работников от кино в СССР: тот же апломб, та же убежденность, что им доступна истина в конечной инстанции, те же интонации хозяина жизни.  Я понимаю, что Ким Ки Дуку глубоко безразлично то, о чем болтают о нем в далекой Москве. Его армия «болельщиков» так велика, что «свистки» и «улюлюканье» он просто и не услышит. Проблема в самих критиках и в отечественном кинематографе, пропитанном коррупцией, алчностью, живущем при отсутствии подлинных авторитетов. Далеко не в последнюю очередь и в самой критике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий