четверг, 13 июня 2013 г.

РАСПАД Семейный очерк



 Заключительный аккорд книги: «Пророки» звучит так: «Вот я посылаю к вам Эйлийу – пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их, дабы не пришел Я и не поразил землю истреблением».
 Тора, как правило, не ставит перед потомками Адама и Евы неисполнимых задач. Здесь не идет разговор о невозможной любви между ближними и дальними. Всевышний просит о мире в семье, между сыновьями и отцами, всего лишь.

  Крикливый у нас двор, шумный. Вот и сегодня утром, услышав истошные вопли, выглядываю из окна. Полная дама в шортах, майке и тапочках на босу ногу наседает на своего щуплого мужа, а при этом норовит сорвать оранжевую ленточку с антенны  его потрепанной машины.
 Женщина орет, проклиная правых экстремистов, мужчина, молча и безнадежно сопротивляется, время от времени взвизгивая и поминая фальцетом шайку бандитов, продающих родину.
 Все бы ладно, только рядом с родителями вертится девчонка лет семи и визжит так оглушительно, что все местные голуби поднимаются с насиженных мест и улетают в неизвестном направлении.
 - Хватит! Хватит! Хватит! – визжит девчонка и бьет кулачками то отца, то мать.
  Был бы волшебником, выдернул  из бороды волосинку, разорвал ее на части – и сразу же преобразил дикую сцену внизу. Жену заставил обнять и поцеловать мужа, а дочь опустить кулачки и посмотреть, с любовью, а не ненавистью, на папу с мамой.
 Глядишь, и судьба этого маленького человека сложится не так горько, как это бывает при фатальном воспитании семейным разладом.
 Любой гражданский разлад в обществе не возникает на голом месте. Нужна сознательная, хорошо продуманная провокация власти, чтобы заставить близких людей ненавидеть друг друга и решиться на фатальное разрушение семьи.
 Последние два года работал над сценарием о Марине Цветаевой. Судьба семьи великого поэта – это и попытка противостоять разрушительной агрессии Октября  и неизбежная капитуляция  перед злой силой революции.
 Можно сколько угодно обвинять палаческое, страшное время в гибели практически всей семьи великого поэта – Марины Цветаевой. Верно, само время не щадило эту семью, но смогла ли она сама противостоять времени?
 Вот прямое свидетельство в дневнике Георгия Эфрона, сына Цветаевой: «Процесс распада всех без исключения ценностей начался у меня  по-настоящему еще в детстве, когда я увидел семью в разладе, в ругани, без объединения. Семьи не было. Был ничем не связанный коллектив».
 Голод, устроенный диктатурой пролетариата, убил одну из сестер Георгия (Мура), чекисты расстреляли его отца, старшая сестра была отправлена в лагерь, сам Эфрон, ставший солдатом в 1944 году, погиб в первом же бою с фашистами.
 Семья Марины Цветаевой и Сергея Эфрона практически перестала существовать. Сколько таких семей было в России? Миллионы.
 Человек живет политикой, если больше нечем. Политикой живут сами политики, так как ничем другим жить не умеют. Нынешняя цивилизация выработала принципы равнодалекости политиков от простых граждан. Люди власти не мешают жить населению своих стран, а граждане принимают услуги власти за установленную и контролируемую плату.
 В Израиле это равновесие нарушено. Так уж сложилась история государства, вынужденного все 58 лет своего существования бороться за свою независимость. И как результат правительство Израиля время от времени чувство меры теряет, взваливая на свои плечи непосильную ношу судьбоносных решений, не задумываясь о роковой роли ошибок и невольно вынуждая граждан страны принимать пассивное участие в своих непродуманных проектах.
  Излишняя политизированность общества не воспитывает гражданина, а разрушает те основы, на которых это общество держится. Там, где нарушается равновесие между запросами государства и требованиями личности, - жди беды всеобщего распада.
 Далеко не всегда гражданская война идет в «горячем режиме», чаще всего ее огонь подспуден, глубинен, как пожар на торфяном поле.
 И ничто так не подтачивает основы государства, как семейная война. Брачные узы, сплошь и рядом, напоминают не цепи, а легкую паутину. По сути дела, людям нужен только предлог, чтобы расстаться. Осознать всю сложность создавшихся отношений они не в силах, гораздо проще найти «козла отпущения» и разорвать связи, освещенные годами союза, а то и десятилетиями. Тяжелые, жестокие, безумные времена этих «козлов» раздора пасут стадами.
 Вполне возможно «размежевание» и станет  предлогом, разрушившим семью моего соседа. В любом случае, очередная смута внутри общества и семьи,  непоправимо травмирует психику их дочери.
 Травмы психики. Есть теория, объясняющая сегодняшнее положение России множественностью травм, нанесенных народному организму и его психике. В конце концов, такой организм может и не выдержать. В безумии, он начинает утрачивать прежние позиции  и перестает воспроизводить сам себя.
 Мне скажут, что организм еврейского народа благополучно пережил и не такие травмы, как очередная напасть «размежевания», но трагедия галута носила совершенно иной характер. Религия, община, семья - вот что спасало еврейский народ в Российской империи, да и не только там, до прихода к власти большевиков. Вот  травмы Октябрьского переворота евреи СССР не вынесли. Распад семьи начался в годы гражданской войны, продолжился под воздействием НЭПа, а фашизм и государственная юдофобия в Стране Советов благополучно довершили, начатое Вл. Ульяновым в 1917 году.
 Итог плачевен. Шестимиллионная община в 1913 году сегодня сократилась в шесть раз. И какая была община! Какие великие имена, какой всплеск творческой силы дала она миру!
 Верно, практика сионизма  возродила Еврейское государство. Только вопрос – насколько оно является еврейским? С первых лет существования Израиля гражданская склока разрывала и травмировала тело и психику народа.
 Первые сионисты были людьми корней. Социалистические убеждения не мешали им искренне уважать веру и традиции своего народа. Дети тех сионистов поставили страну на грань подлинного распада. Израиль, пожалуй, единственная страна в мире, где существует партия, набирающая существенную часть голосов, за счет своего откровенного неприятия всего того, что сделало евреев евреями.
 По сути дела – это и есть пороховая дорожка, разделившая на две части народ Израиля. Достаточно одной искры, чтобы дорожка эта вспыхнула и окончательно разбила население страны на два непримиримых лагеря.
 Рано или поздно государственная практика нанесения травм своему собственному народу, может закончиться катастрофой: крушением дома, распадом семьи и государства. 
И это происходит, когда мы стоит, перед спаянным ненавистью врагом, только и ждущим благоприятного момента, чтобы устроить детям Иакова новый Холокост. История может простить власти физическое насилие над телом народа, бедность, даже голод, но не издевательство над его душой.
 Кому и зачем понадобилась истерика в нашем дворе, настоящая свара из-за оранжевой ленточки? Референдум – это то, что хоть в какой-то степени смогло бы смягчить опаснейший раздрай в обществе и государстве. Дорого? Но неужели полицейские и армейские операции по усмирению противников размежевания обойдутся казне дешевле? Торопливость, нетерпение, обиды нанесенные поселенцам, чье переселение организовано циничными, равнодушными и ленивыми руками – это тоже было необходимо?  Ошибки власти – вот что стоит нам дороже всего. Нам, потому что расплачиваться за травмы, нанесенные нам же, будет народ Израиля.
 Мне больно от того, что одна часть населения Еврейского государства называет убийцу безоружных арабов в автобусе, - героем, а вторая считает его же террористом и готова устроить в стране настоящую «охоту за ведьмами». Подобное и есть холодная, гражданская война, торжество нетерпимости и глупости.
 В конце концов, все нынешние страсти обратят себе на пользу очередные политики. Произойдет смена декораций, все временно «устаканится». Правда победит или неправда, не знаю. Да и есть ли она эта правда для всех шести миллионов жителей Израиля? Знаю только, что очередной шрам на сердце и совести нации останется и в любой момент он может начать кровоточить.
 Как это любили повторять на доисторической родине: «Дети смотрят на нас». Вспомним изречение из Талмуда: «Ребенок выше Бога», сохраним свои ценности, не поддадимся на провокацию неумных политиков, озабоченных лишь одной проблемой власти, отступим перед обезумевшим произволом, но не освободим в себе проклятые силы смерти, агрессии и раздора, способные разрушить главное: организм и психику «избранного народа», сделавшего попытку жить на своей земле и своим умом.   
                                                                            2002 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий