Сам свидетель происшедшего, а потому прошу мне верить.
Есть у нас сосед — тихий такой старичок по имени Володя. Его в России назвали
Велвелом, а потом переделали в Володю, и папа его стал не Натаном, а Николаем.
Только фамилия осталась у Владимира Николаевича первородная — Бердичевский. Но
и здесь не будем преувеличивать. И фамилия у старичка Володи
благоприобретенная. От места жительства прадеда, получившего некогда первую бумажку
с удостоверением личности.
В галуте переделке, естественно, подверглись не только
паспортные данные, но и психика человека. Все мы проходили на родине известный
процесс ассимиляции. Здесь уж ничего не поделаешь. Факты — вещь упрямая, и спорить
с ними не приходится. Разница между нами состоит, пожалуй, лишь в том, что кто-то
из нас сознает факт переделки своего сознания, а кто-то — нет.
Владимир Николаевич Бердичевский не сознавал и очень
мучился вынужденным своим присутствием в стране предков.
Ладно, все это эмоции. Перейдем к самой истории.
Как-то сосед застенчиво попросил меня помочь в приобретении красок.
— Каких? — спросил я.
— Черную хочу купить и белую, — ответил Бердичевский
застенчиво. — Я не художник, зачем мне другие цвета?
Продиктовал ему на иврите слово «краска» и черно-белую
гамму сказал, как обозначить. Научил, как магазин нужный найти. На том и
расстались. Мало ли зачем человеку краска нужна. Может, он решил ремонт
сделать, украсить свою скромную, арендованную квартирку.
Прошло дня два. Возвращаюсь домой за полночь. Смотрю,
из подъезда нашего выскользнул Владимир Николаевич с пакетиком черным. В
пакетике что-то тяжелое имеется. Меня он не заметил и направился поспешно в
сторону парка.
Грешен, домой тогда не очень хотелось. Дай, думаю,
тоже прогуляюсь, подышу свежим, ночном воздухе.
Вот идет-торопится мой сосед, а я за ним поспешаю.
Игру такую дурацкую придумал в шпионов, слежку устроил, но сам себя утешаю:
вот, думаю, придем в парк — я и откроюсь: «Привет, сосед! Как жизнь? Бессонница
небось замучила?»
Но в парке я соседа вдруг потерял из виду. Парк у нашего
дома новый разбили, но он велик, и всяких затей и строений там предостаточно.
Наконец, пометавшись, заметил Бердичевского на дальней аллее. Сидел он в грустной
задумчивости напротив саженцев акации, затем поднялся, вытащил из своего пакета
две банки с краской и кисть.
Тут я замер, не стал приближаться, наблюдая издали за
странными действиями соседа.
Он банку открыл, вооружился лохматой кистью и подошел
к тоненькому стволу акации. Окунул кисть в банку и стал дерево перекрашивать в
белый цвет. Дело несложное. Я, правда, пожалел, что не навел старичка на
пульверизатор, но иди знай, что он задумал. С одним саженцем сосед быстро
справился, к другому перешел, потом к третьему.
Сначала не мог понять, что происходит. Решил, что тронулся
Бердичевский, сошел с ума по причине душевного дискомфорта. Потом, когда он
другую кисть взял, потоньше, и стал на белых стволах изображать черные отметины,
— все понял. Это мой бедный Владимир Николаевич задумал полюбоваться березовой
рощей. В натуре таковой не имеется, так он решил восполнить пробел личным
творчеством.
Вот прекратил
сосед заниматься живописью, банки аккуратно опустил на дерн, кисти в тару с
растворителем. Снова присел на скамейку. Сидит и любуется березками, а на лице
морщинистом такое довольство, даже в свете парковых фонарей вижу, как у
Бердичевского радостно блестят глаза.
Ночь, в парке пусто, а на дальней аллее сидит у рукотворных
березок «русский» старик и радуется жизни. Он на родные стволики деревьев
смотрит. Он на крону с листвой чужой и жесткой внимания не обращает. Ему это
ни к чему.
А потом Бердичевский поднимается с легкостью юноши,
ступает шага два по направлению к рощице своей, подбоченившись, приседает,
пробует коленца выкинуть неуклюже и идет дробцами вокруг березок. Ну, прямо потеха.
Расшумелся старик. Слышу, он и напевать начал:
«Калинка, малинка, калинка моя1 В саду ягода-калинка,
малинка моя!»
Решил к нему не подходить. Нельзя человека в такой
момент тревожить, хотел было к дому направиться. Но тут увидел такое, что
представить и придумать себе совершенно невозможно.
В танце старика Бердичевского что-то неуловимо
изменилось. Петь он перестал, утих. Шаги стали плавными, плечи приподнялись, голова
свесилась набок. И, Господи! - большие пальцы рук ушли под воображаемые помочи,
под отвороты жилетки. Владимир Николаевич больше не танцевал "Калинку», Он
танцевал «Фрейлахс», если положено танцевать такое старикам, ночью, в парке, в
аллее акаций, выкрашенных под рощицу берез.
Из книги "Рассказы в дорогу". 2000 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий