В
Израиле не увидишь никогда, ни при каких обстоятельствах, дохлых мух на
потемневшей от времени вате между двумя
грязными стеклами…Что еще? Не знаю. Можно, наверно, вспомнить еще о чем - то,
но для этого рассказа достаточно тех засохших мух на старой вате между оконными
рамами…
Благословенны детали, часто, даже сплошь и
рядом, ничего не значащие. Непонятно, почему именно они застревают в памяти.
Что-то важное, существенное исчезает, а ерунда остается с нами надолго.
Иногда
я понимаю, почему так происходит. Видимо, вслед за мелочами цепляется то, что
забывать никак нельзя. За пустяком, как за паровозом, по рельсам памяти тянутся
«вагоны» сущности человеческой, напоминая о тех моментах, когда и происходит
формирование твоего «я».
Те
дохлые мухи на почерневшей вате – именно такой случай.
В
шестом классе или седьмом, не помню уж точно, подступила телесная маята:
петушиное время, когда человеку очень уж хочется понравиться, причем всему
миру, а не только девицам, тоже испытывающим душевное томление в предчувствии
всех радостей любви и деторождения.
Помню
точно, что заболел тогда словесным поносом в достаточно острой форме, когда
подростку начинает казаться, что звуками своей речи он способен заворожить весь
мир.
Особенно хотелось выступать перед теми, кто
мне нравился. Рыжий Юра нравился и даже очень. Он был гораздо старше меня,
одевался стильно, так мне, по крайней мере, казалось, умел играть на гитаре, и
учился в университете им. Жданова.
Мы
тогда шли рядом по Литейному проспекту, и я все говорил, говорил, говорил. Как
мне казалось, умно говорил и красиво. А рыжий Юра шел рядом молча.
У
магазина “Спорттовары” ( это точно было там) Юра остановился и сказал грубо:
“Ты много говоришь. Умный любит слушать. Дурак - говорить”.
Опешил
тогда от такого хамства. Хотел ответить грубостью, но вовремя остановил сам
себя, догадавшись, что не все уроки жизни нужно встречать в штыки.
Расстаться с Юрой тогда не мог. Мы шли к нему домой по
какому-то важному делу. Просто замолчал обиженно, пока не увидел почерневшую от
времени вату в его коморке на мансарде.
На этой
вате, между двумя грязными стеклами, лежали, кверху лапками те самые дохлые
мухи.
- Мухи дохлые, - сказал я.
- Спящие? - нехотя возразил Юра – Летом отогреются,
проснуться и улетят.
- Как это? - опешил я.
-
Форточку открою - они и улетят.
- Врешь ты все, - сказал я. - Нет у тебя
форточки.
- Да ну? –
удивился Юра, повернувшись к окну. - И на самом деле нет.
Потом он взял со стула гитару, коснулся струн,
будто поздоровался с инструментом. Двумя аккордами дело и ограничилось.
Теперь
я понимаю, что он тоже хотел мне понравиться, и с этой целью поднял гитару, а
потом стал возиться с большим приемником “Рига”. Собственно, он не с самим
приемником стал возиться, а с проводом антенны. Он этим проводом чуть ли не всю
комнату опутал. В стенах полно было скоб. Он цеплял проволоку за эти скобы и
ходил из угла в угол.
На
одной из скоб висел фото – портрет красивой девицы в легком купальнике. Рыжий
Юра повернул красавицу могучей грудью к стене, и этим тоже меня обидел. Обидел
пошлым напоминанием, что не на все можно смотреть детям до шестнадцати лет.
Злость
моя нашла глупый выход, как это обычно и случается. Некоторое время молча наблюдал за возней Юры с антенной,
потом не выдержал и задал игривым, пошлым шепотом вопрос: “Юра, ты шпион?”
- Вроде того? - буркнул он, завешивая двери
толстым одеялом. - Помоги.
Помог, и кажется мне теперь, что помню острый
запах пыли от того тяжелого, шерстяного одеяла.
Ту же
операцию Юра проделал с окном, содрав для этого дырявый плед с узкого топчана.
-
Зачем
это? – спросил я.
-
Светомаскировка,
- буркнул Юра. – На случай бомбежки.
-
Кончай
шутить, - сказал я. – Война давно кончилась.
-
Господи!
– сказал рыжий Юра. – Наша война никогда не кончается.
-
Это какая
война? – удивился я.
-
Бесконечная, - буркнул рыжий Юра.
Потом он сел перед приемником на стул с высокой, резной спинкой. Я бы
тоже устроился рядом с ним, но никаких сидений, кроме этого странного стула,
похожего на трон, в коморке Юры не было.
У окна
стоял топчан, накрытый скомканный простыней. Сесть на него я не решился.
А Юра
будто забыл обо мне. Он сидел у зеленого глаза приемника, осторожно вращая
ручку настройки.
-
Ночной
эфир струит зефир, - сказал я, демонстрируя знание классики.
-
Что? – не
поворачиваясь ко мне, сердито спросил Юра.
Он не
хотел слушать меня. Он был занят другим, шуршащим, воркующим, бормочущим,
взвизгивающим, звучащим на все лады, надо думать, совсем не болтливым
собеседником.
В моей
семье не было в то время лампового приемника. Был громкоговоритель на кухне.
Небольшой этот ящик из фанеры всегда громко говорил одним и тем же голосом, и
мыслил он плоско, однообразно, скучно, и музыку передавал одну и ту же: марши,
веселые песни или классику.
Радио в
коморке Юры завораживало многозвучьем, разноголосьем, свободой выбора. Все
звуки были невнятны, хаотичны, приблизительны. Возникая из ниоткуда, они вдруг
уходили в никуда, уплывали, таяли ….
Слушать
всю эту какофонию звуков было невыразимо приятно. Приемник в тесной, пыльной и
грязной коморке Юры с засохшими мухами на почерневшей вате между стеклами рам,
будто уносил за границы стен, поднимал над крышами города в свободном полете, к
небу.
Темная
вертикальная планка скользила по светящемуся полю панели, щелкал тумблер,
переключающий волны…. И вдруг – планка замерла, поймав внятный, необыкновенно
глубокий и выразительный голос.
Голос
пел на английском языке. Понял на каком, так как освоил к тому времени азы
этого языка. И не только понял, но и смог перевести некоторые фразы.
-
Let is my people go, - пел бас, надежно пойманный радиоприемником рыжего Юры.
Он
больше не трогал ручку настройки. Он слушал. Помню, что впервые, наверно, в
моей короткой жизни не стало силы в ногах. Я должен был сесть. И сел на топчан,
машинально отвернув простыню.
В той
моей жизни было много музыки, музыки замечательной, великой. Неподалеку от
нашего дома находилась Филармония. Стоячие места за боковыми креслами у колонн
стоили всего 10 копеек. Часто ходил на концерты и слушал, стоя, музыку
Бетховена, Грига, Баха, Моцарта….
А тут
не было сил оставаться на ногах. Голос оглушил, подмял, лег какой-то радостной
тяжестью на плечи, проник в легкие, в гортань, в мозг, заполнил меня всего,
подчинил своей, зовущей куда-то, воле.
Рыжий
Юра, сгорбившись, одно плечо выше другого, сидел на стуле с высокой спинкой. Он
не шевелился.
Мы
слушали голос…. Он ушел, как-то сразу, будто сорвался в пропасть с самой
низкой, невозможной по глубине, ноты.
-
Что это
было? – спросил я, переведя дыхание.
Рыжий
молчал.
-
Что это было? – крикнул я.
-
Армстронг,
- Юра повернулся вместе со стулом, и по лицу рыжего я понял, что ему понравился
мой крик. – Пел Армстронг – негр из США, американец. Любишь джаз?
-
Еще бы?
Очень люблю…. А кто такой Мозес? -
быстро спросил я, вспоминая слова песни и затем, чтобы сменить скользкую тему,
так как прежде и слово «джаз» слышал не часто.
- Моисей, - вздохнув, ответил
Юра. - Слышал о Моисее?
В тот
год я думал, что обязан знать все на свете. Мало того, был у в
е р е н, что все знаю.
- А как
же, - сказал я. - Он еще Иисуса Христа крестил.
-
Убью, -
сказал рыжий Юра. - Засушу и положу на вату кверху лапками вместе с мухами.
Уйди от меня, сгинь! – он снова повернулся к своему волшебному аппарату. Вновь
темная полоска поползла по светлому полю и волшебная разноголосица
заполнила комнатенку с низкими
потолками.
Поднялся. Теперь я мог стоять. И был способен
доказать, что я не такой уж безнадежный идиот.
Марк Шагал
Марк Шагал
-
Могу
перевести, - сказал я ломающимся голосом. – Он пел: « Давай, мой народ,
пойдем!» Это слова Мозеса?
-
Моисея, -
буркнул Юра. – Он говорит – Моисей: «Отпусти народ мой».
-
Кого
отпустить, негров? – спросил я. – И куда?
-
Господи!
– выдохнул Юра, поднялся и уставился на меня. – Ты дикий, совсем дикий, ты –
чудовище. Слушай ….
Он
говорил долго. Хорошо помню ту лекцию рыжего Юры. Я слушал его, потрясенный
открытием мира, прежде мне неведомого. Открытием своего народа и самого себя.
То, о чем рассказывал хозяин коморки в большом, доходном доме на Литейном
проспекте, стало продолжением голоса
чернокожего певца.
Бас
Армстронга, казалось, зазвучал вновь и сделал слова рыжего Юры особо
убедительными. Это теперь я понимаю, что думал Армстронг о своем, униженном и
бесправном народе, некогда перемещенном насильно из одной точки географического
пространства в другую.
Но
тогда я думал, что поет этот мощный бас обо мне, и слова псалма Армстронга
написаны о моем народе, и призыв двинуться в путь обращен прямо ко мне.
Минут
через пять рыжий Юра устал просвещать дикаря и вернулся к приемнику, и снова
забыл обо мне, увлеченный охотой за неведомыми звуками.
Я
остался. Я ждал долго, пока он выключит приемник, поднимется, дернет острыми
локтями за спину, с кряхтеньем расправляя лопатки, потом подойдет к окну и
сдернет плед.
Дневной
свет зальет его коморку, и тогда я будто впервые увижу почерневшую от давней
гари из труб вату, а на ней высохших мух. Мух, которые по уверению рыжего Юры
летом оживут и улетят на свободу через несуществующую в окне форточку.
Из книги "Рассказы о русском Изрпиле"
Из книги "Рассказы о русском Изрпиле"
Комментариев нет:
Отправить комментарий