Художник Валентина Брусина
Русский гений, будто заранее понимал, что спасти человека, изменить
что-либо в этой "юдоли печали" практически невозможно. Он никогда не
звал к мужеству сопротивления несчастьям и злу. (Слабые в художественном смысле
произведения, так называемых, революционеров-демократов не в счет).
"Манком" русского искусства, следствием "жалостливости"
всегда был обычай скрывать
"диагноз", не говорить человеку, что сам он отвечает за мир, в
котором живет, сам виноват в том, что мир этот несовершенен, пошл или
невыразимо скучен.
Русская муза всегда была "иссечена кнутом", вдернута на дыбу
нищеты и бесправия народа. Русский гений сам стремился попасть в "ловушку
дьявола". Так Иосиф Бродский
называл концентрацию на зле, невольное подчинение этому злу.
Мудрец Израиль Бешт говорил задолго до Бродского: "В печали
зло". Но голос русской культуры всегда был печален, настоян на слезах и
муке. Хмель от такого "ерша" был чудовищен, и погубил он до времени
ни одного гения "сумеречного края".
Великий роман Михаила Булгакова возник не на голом месте. В нем Сатана
перерождался настолько, что терял свои родовые качества. В поисках виновного
зло утратило фатальные черты. Роман – стон, роман – жалоба, роман – реквием по
самому себе…. На краю бездны отчаяния никто не в силах помочь человеку, кроме
Сатаны…. Накануне октябрьского переворота была еще, пусть слабая, но надежда. В
России двадцатых-тридцатых годов прошлого века надежды на золотой век не
осталось совсем. На ее месте появился чудовищный во лжи, настоянный на яде
иллюзий, миф коммунизма.
"Природы вековечная давильня перемешала смерть и бытие в один
клубок, но мысль была бессильна соединить два таинства ее". Великого поэта
Николая Заболоцкого жестоко пытали в застенках НКВД. Он знал, о чем писал, и с
полным правом говорил о невозможности соединения смерти и жизни в абсурдности,
ирреальности бытия.
Евреи России охотно приняли предложенные отечественной культурой
правила игры. Они напрочь забыли о том, что в основе иудаизма полное отделение
жизни от смерти в законах кашрута, в невозможности смешать мясо и молоко, в
категорическом отторжении крови, в характере еврейских праздников, в традициях
фанатичного чадолюбия….
Впрочем, художественная культура России была противоположна не только
еврейским ценностям. "Жизнеутверждающая мертвечина" социалистического
реализма иной раз кажется вполне
логическим концом (коллапсом) великой культуры старой России….
Есть в замечательном русском языке страшное слово
"отмучился". Не умер, скончался, погиб и так далее, а очень
часто отмучился. Слово, во многом, как
мне кажется, ключевое, определяющее. Жизнь русского человека на протяжении
веков была и не жизнью вовсе, а смертной мукой.
Все евреи, в разной степени, конечно, - дети Иова многострадального.
Бедняги, не утратившего чистоту и веру под гнетом самых тяжких испытаний. В
летописях Торы много крови, мук и
страданий, но нет даже намека на выход из боли с помощью суицида. Нет
сладостного упоения трупным запахом. "Думай о смерти!" – это
придумано кем угодно, только не евреями. Вот уже четыре тысячи лет дети Иакова
живы, потому что упрямо не хотят даже думать о смерти. В сказанном нет ни
грамма расизма. Я говорю о культуре, в которой художник любой национальности
принимает общие правила игры…
Зачем возник Израиль? Вполне возможно и родина предков евреям нужна,
чтобы стать другими, вспомнив о культе радости и жизнелюбия. Начать жить с
верой в неисчерпаемость мира и в бесконечность пути к Творцу.
Ковчег Ноя все еще плывет через тысячелетия истории. Бури, рифы, отмели
не смогли погубить его, пустить ко дну. Истинные страдания не давали команде
ковчега плакать, а моря пролитой крови не позволяли молиться идолу смерти.
"Да будут прокляты вещатели Апокалипсиса! – сказано в Талмуде.
Пусть сладкоголосые сирены родины зовут путешественников. Пусть поют.…
Какой у них восхитительный голос – стон, как он красив и даже гениален…. Не
запечатывай уши воском. Только привяжи себя накрепко к мачте, чтобы не дать
самому себе команду к повороту, смене галса. Я не хочу конца путешествия ни себе, своим детям и внукам.
Это больно – быть привязанным к мачте, но все проходит…. Не исчезнет,
просто затихнет и этот чужой, упоительный голос печали и неизбывной тоски…Как там у Александра Пушкина: " Фигурально иль буквально всей семьей,
От ямщика до первого поэта,
Мы все поем уныло...Грустный вой,
Песнь русская. Известная примета.
От ямщика до первого поэта,
Мы все поем уныло...Грустный вой,
Песнь русская. Известная примета.
Очень хорошо! Прекрасно!
ОтветитьУдалить