понедельник, 11 марта 2013 г.

КУДА ВЕДЕТ УЛИЦА ЛЕЙБОВИЧА? из дневника



Иешагу Лейбовичу – врагу государства Израиль - столица этого государства дарит посмертную память в виде улицы его имени. Ученый, философ, верный слуга еврейского Бога, был убежден, что народ Торы предназначен быть жертвой зла, но никогда – палачом. Он считал, что любое насилие, причиненное кому-либо евреем, умножает грехи человечества до космических размеров. Знаток Торы не хотел помнить, что Господь привел евреев в Ханаан, и Он же позволил огнем и мечом отвоевать эту землю.
 Лейбович, видимо, полагал, что Бог оставил евреев. Увел их в галут 20 веков назад, а возвращаться на Землю Обетованную до прихода машиаха не велел. Убежденный враг социалистов-атеистов просто должен был быть противником государства, ими созданного. Беда в том, что при всей своей мудрости Лейбович полагал, что именно ему известна истина в конечной инстанции, а потому был греховен не меньше, чем любой человек, способный на насилие: пусть над душой и разумом, но не телом. Профессор нес в себе фанатизм веры, и как ему удавалось примерить Бога Торы с этим фанатизмом совершенно непонятно.
 Гордыня – вот еще один грех, которым судьба наградила талантливого ученого. Дело обычное. Лейбович был не только гуманитарием,  видимо, был убежден, что рано или поздно человечество сможет «поверить алгеброй гармонию». Вот ученый пишет: «Возможно, мы обнаружим в науках о человеке проекцию на систему духовных ценностей, и, таким образом, сможем все-таки прийти к научному обоснованию духовных ценностей» Зачем глубоко верующему человеку, кроме Закона Божьего, еще какое-то обоснование отмеченных ценностей, не совсем понятно. Тем более, что любая наука, несмотря на свою красоту и возможности прогресса, слепа и способна на чудовищные преступления против человеческого рода.
 «Непротивление злу насилием» - все это было, за всем этим не только невольная дань христианству, но и забвение урока истории, в которой очередные благие намерения стали дорогой в ад.
 Как найти гармонию между текстами на Скрижалях и законами природы, где Закон  сохранения вида – один из самых главных? Мне кажется, что гармония эта давно найдена в иудаизме, так как в Талмуде сказано: «Ребенок выше Бога». Это и есть наглядный протест против фанатизма веры. Попытаемся все упростить. Народная мудрость гласит: «На Бога надейся, а сам не плошай». Это значит: сумей защитить своего ребенка, будущее своего народа, при любых обстоятельствах и любым способом.  

 Когда я буду в Иерусалиме, то непременно обойду стороной улицу Лейбовича. Я не верю, что эта улица ведет к Храму.

Комментариев нет:

Отправить комментарий