понедельник, 25 февраля 2013 г.

МУЗЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ старые заметки с новыми впечатлениями.


«Когда я вышел из Еврейского музея, было уже совсем темно. Я прошел метров пятьдесят и наткнулся на человека с бейсбольной битой. Опираясь на нее, он стоял на трамвайных рельсах и смотрел на меня. Пытаясь прикинуть подходящий случаю тип толерантности, я слегка сбавил шаг.
— Иди-иди, — сказал мужчина, не меняя позы. — Я не тебя жду».    Алексей Яблоков – спецкор московской газеты «Ведомости».
 Скоро буду в столице России и обязательно этот музей навещу. Плевать мне и моей ярко выраженной физиономии на того типа с бейсбольной битой. Отобьемся. А сам музей, уверен в этом, взят под бдительную охрану. Вот в этом и вся соль, так как  людям толерантным никакой музей не нужен, а для разного рода мрази – он только повод для агрессии.
 Прежде евреев в столицах России можно было встретить только на экранах телевизоров, да у синагог и в самих синагогах. Теперь появился еще один объект для ненависти. Уверен, в разных коричневых и зеленых кругах активно обсуждаются планы по его уничтожению.
 Музей задумали и построили либералы, убежденные, что воспитательные, наглядные меры, здоровая культурная политика - смогут воспитать подрастающее поколение в нужном русле доброты, терпимости, человеколюбия. Сервантес, Рабле, Шекспир, Диккенс, Бальзак, Гюго, Пушкин и Толстой не смогли этого добиться, а они, либералы, обязательно добьются. В нашем случае, с помощью этого замечательного музея.
 Вот посетят его школьники Вася или Маша, узнают историю еврейского народа и, вернувшись, скажут строго своему родителю: «Плохо ты говоришь, папа: жид да жид. Не жид, а еврей». И папе станет стыдно и горько, что он такой дремучий тип, далекий от толерантности. Пойдет он на футбол и больше не станет орать вместе с фанатами: «Русские вперед!», заметив, что в любимой команде половина чернокожих, а остальные – лица кавказской национальности.
 Нет, конечно же, не одной историей, как пишут, славен новый еврейский музей в Москве. Он построен, чтобы выразить глубокую благодарность коренному народу за теплый прием потомков Иакова. Вот президент Израиля так и сказал на открытии музея: «"Я приехал сюда, как президент государства еврейского народа... Я приехал сюда, чтобы сказать вам и всему русскому народу – спасибо. Спасибо за тысячу лет гостеприимства. Тысячу лет существования, которые Великая Россия подарила моему небольшому народу. Это благодарность древняя – возможно, уже седоволосая, но по-прежнему свежая и бодрая....».
 Я, увы, не так свеж и бодр, как Шимон Перес, хотя и гораздо моложе, но тоже уверен, что на пути обид, счетов, склок и разногласий нельзя добиться положительных результатов. Я тоже благодарен России за то, что выучила она меня, подарила могучую отечественную культуру, хорошо, как правило, кормила, да и обижала, если честно, не так уж часто. Я громко и искренне говорю спасибо своей родине. Но и на путях лжи, причем откровенной лжи, далеко не уедешь. При всех плюсах свой личной биографии не могу не отметить, что не было дня в моей сознательной жизни, когда бы я не вспомнил, что родился евреем и нация эта, с точки зрения значительной части местного населения, весьма подозрительна по разным причинам. Затем к памяти о настоящем прибавилась память о прошлом, в котором были убиты родители моих родителей, затем… В общем, каждый из наших читателей найдет свое, множество этого «затем». В любом случае, как же так получилось, что подавляющее большинство жестоковыйного племени покинуло свою родину, сделав это дружно и незамедлительно, как только организовался «один метр неохраняемой границы»? Что это? Вопиющая неблагодарность за добро и кров, как об этом говорит наш президент? Или нормальная реакция народа, так и не дождавшегося толерантности по отношению к самому себе?
 Понимаю Шимона Переса, богатых московских евреев, выдвинувших идею Еврейского музея, и построивших его, понимаю и В. Путина, поддержавшего строительство толерантного учреждения своей месячной зарплатой в 161 тысячу рублей. Тишь, гладь и благодать – вечная мечта власть имущих. Улица беспокоит, тревожит их, но музейными припарками буйных не излечить. Можно было весь музей посвятить истории погромов и Холокоста, но это только умножит ряды местных неонацистов. Отметим, что в России нынче режут и бьют, в основном, лиц восточной, южной или кавказской национальности. Поможет ли  узбекам, таджикам, грузинам или нигерийцам свой личный музей толерантности? Не думаю. Здесь нужна иная, долгая, кропотливая, «тихая» работа с подрастающим поколением: дома, в детских садах и школах. Тяжелая, рутинная работа, далекая от музейного строительства и бурных торжеств на эту тему. А  подобная работа еще и не начиналась. Да и как вылечить невежество, зависть и ненависть? Прислали мне недавно видеофильм, в котором доказывается, что князь Владимир и его матушка были евреями, и христианство на Руси появилось в результате происков зловредных иудеев. Народ языческий, исконный и посконный навязанной вере сопротивлялся, как мог, но Владимир кровавыми репрессиями, как Троцкий и Свердлов, заставили новую веру принять. Это насчет тысячи лет гостеприимства, о которых рассказал президент Израиля.
 Не думаю, что в ближайшие 50 лет в России наступит  некое подобие толерантности, даже в том случае, если последний еврей покинет северную державу. «Свято место пусто не бывает». Не думаю так же, что упомянутых евреев удержит в России свой музей. Как бы не отпугнул  при первой атаке бритоголовых на  учреждение, которое в юдофобских сайтах уже называют «наглым вызовом и оскорблением русских патриотов». Уверен, что упомянутый тип с бейсбольной битой все еще ждет кого-то на трамвайной остановке.
    В последний свой приезд в Москву я посетил «Музей     толерантности». Место, где он расположен, мне памятно. Когда-то жил поблизости, на Трифоновской улице, сдавая вступительные экзамены во ВГИК. Если честно, парня с битой на трамвайной остановке не обнаружил, но охраняется этот «очаг культуры» с предельной бдительностью. В самом же музее очень все технологично, современно, изобретательно. Главная цель этой либеральной выставки, как я понял, доказать посетителям, что евреи тоже люди, а не зловредные насекомые, паразиты и пр. Вот и я в этом, в очередной раз, убедился. Спасибо устроителям. Я много чего «нового» узнал в этом музее. Узнал, что была «черта оседлости», в которой, кстати, судя по экспонатам, евреи не так уж плохо жили и активно размножались на отпущенном им для жительства пространстве. Узнал, что был «Нюренбергский процесс» над нацистскими преступниками и даже «Дело Бейлиса», узнал и о Холокосте… В общем, полезный музей построили, внутри бывших гаражей – замечательного творения Константина Мельникова. Бродил я по этому музею, просвещался среди редких посетителей, явно не титульной национальности и вдруг подумал, что, по сути дела, всё это фасад, если не афиша чего-то мифического, желаемого, в попытке отгородиться от настоящего, о котором писал несколько лет назад Бенедикт Сарнов: «По улицам российских городов маршируют чернорубашечники, по команде вскидывают руки в нацистском приветствии и выкрикивают что-то похожее на «хайль Гитлер». На книжных лотках свободно лежит «Майн кампф». Выходят сотни фашистских газет, в которых — в открытую — прославляют Гитлера, рассуждают о всемирном еврейском заговоре и восторгаются «Протоколами Сионских мудрецов». На каком-то лотке я увидел (и купил) брошюру, озаглавленную простенько и мило: «Жиды». В каком-то из российских городов «вервольфы» по идеологическим мотивам убили несколько человек и, в назидание, отрезали им уши. Судили их «за бытовое преступление»... Всего этого в теперешней нашей жизни навалом».
 Нынешняя власть Кремля делает успешные попытки расчистки идеологического поля. Кто-то частый гость в теле и радио эфире, кто-то сетует, что его не пускают на трибуну перед массами. Но эти «кто-то» никак не русские, слегка замаскированные, нацисты. Эти, по-прежнему, везде и всюду желанные гости. Здесь толерантность и демократия в действии. Погромная агитация в России успешно набирает обороты. Бытовой антисемитизм тайными ходами перетекает в государственный. И никакими музеями толерантности этот факт не утаить и не скрасить, даже поместив в гаражах на улице Образцова библиотеку Шнеерсона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий