Байден заявил, что не поддержит удар Израиля по ядерным объектам Ирана
время публикации: 02 октября 2024 г., 20:06 | последнее обновление: 02 октября 2024 г., 20:29
Президент США Джо Байден заявил, что он не поддержит план атаки на ядерные объекты Ирана, если он будет рассматриваться Израилем. Об этом сообщает сайт CNN.
"Ответ – нет", – сказал Байден в ответ на вопрос журналистов о перспективе нанесения Израилем ответного удара по объектам, связанным с ядерной программой Ирана. Байден также добавил, что Соединенные Штаты еще обсудят с израильтянами, каким может быть ответ.
При этом президент США отметил, что члены "Большой семерки" (G7), с которыми он разговаривал в среду, 2 октября, согласны с тем, что "ответ Израиля должен быть пропорциональным".
Еврейский Новый год – Рош ха-Шана – праздник чисто духовного содержания, являющийся особой вехой на жизненном пути каждого из нас...
Хатуль Б.Б.
2 минуты
Шана това ве-мэтука!צילום: איסטוק
Еврейский Новый год – Рош ха-Шана (отмечающийся в этом году 3 октября) – праздник чисто духовного содержания, являющийся особой вехой на жизненном пути каждого из нас, и тем днем, когда человек должен остановиться, оглянуться на свои поступки и мысли, с чем-то проститься, кого-то простить…
Существует предание, что в дни Рош ха-Шана (как известно, празднуемый в диаспоре два дня), всё сущее в этом мире проходит пред Б-гом, как стадо пред пастырем. Сам же Б-г внимательно и строго смотрит на это гомерическое шествие и отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «…кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого – скитания, кого – благополучие, а кого – терзания, кому суждена бедность, а кому – богатство».
Таким образом, Рош ха-Шана становится днями Суда, днями отчета сынов человеческих перед Всевышним. Совершенно очевидно, что дням Суда не приличествует атмосфера беззаботной веселости. Поэтому, в отличие от других праздников еврейского календаря, в Рош ха-Шана не читают благодарственную молитву «ха-ллель».
С другой стороны, искренняя же вера в то, что Б-г желает всем только добра, и своим милосердием «укротит» собственный же гнев, превращает этот день именно в праздник.
Подобно тому, как на праздниках трубят фанфары, возвещая нечто важное, памятное и достойное увековечивания, на Рош ха-Шана трубят в шофар, слушать который является главной заповедью праздника. Отрывистые и резкие, словно пробуждающие нас (и, что более важно, наши души!) звуки шофара призывают человека к раскаянию, к пересмотру порочного пути и осознанию смысла человеческой жизни. Шофар как бы взывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно! Очистите души свои и добрыми сделайте дела ваши!»
Поэтому Рош ха-Шана – время, когда евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, мы просим у Всевышнего мира, согласия, здоровья себе лично, своей семье, своей общине и всему Израилю в целом.
Кроме того, наши мудрецы подчеркивают, что Рош ха-Шана означает также «глава года», ибо как голова управляет всем тело, так Рош ха-Шана управляет деятельностью человека в течение всего года, начинающегося этим великим днем (днями). А значит, провести праздник необходимо в добре, душевном тепле, любви и покое – собственно, в том что одни называют «гармонией с внешним миром и самим собой», а другие – «счастьем».
В этот день, как и во всякий другой праздник, евреи не работают: разрешены только работы, связанные с приготовлением пищи. Вместо этого, люди дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко, а семья и ближние наши собираются за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.
Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. Самым же традиционным являются яблоко с медом, «осеняемое» благословением-пожеланием: «Да будет Воля Твоя, чтобы новый год был хорошим и сладостным».
В зависимости от местных традиций ритуальные новогодние блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают: рыбу (символ плодородия), голову (баранью или рыбную, соотв. у сефардов и ашкеназов) – чтобы быть «во главе», а не в хвосте», гранат, символизирующий число наших заслуг, которых «столько, сколько зернышек в гранате», нарезанную кружочками морковь – по форме и цвету она должна напоминать золотые монеты, а значит, богатство, круглую сладкую халу с изюмом – чтобы год был полным и здоровым, овощи и фрукты – символы обильного урожая наших полей и т.д.
Не стоит, однако, подавать на новогодний стол ничего острого, горького, соленого, дабы не навлечь остроту и горечь на весь наступающий год. Но более всего не стоит (во многих общинах откровенно нельзя) подавать на стол и вообще есть в это время орехи, ибо их название на иврите слишком похоже на слово «грех», что, как сами понимаете, совершенно неуместно в Рош ха-Шана.
Издревле существует обычай совершать обряд «ташлих («сбрасывание грехов»), ибо сказано: «И Ты сбросишь в глубины моря все их прегрешения» (Миха, 7, 19). В первый день Рош ха-Шана (когда праздник не выпадает на шаббат (субботу)) до захода солнца верующие евреи направляются к океану, морю, реке или ручью, где имеется рыба (!), и зачитывают «Тринадцать атрибутов Милосердия», чем символично отправляют свои грехи в морскую пучину. Живя в Израиле я сам неоднократно участвовал в этом ритуале, особенно красиво проводимом в Хайфе.
Источник: Evrofilm - еврейский медиа портал (приведено в сокращении)
По словам главы комиссии Джо Уилсона, прежний подход к России, предполагавший ее вовлечение в глобальную экономическую систему, потерпел провал
Хельсинкская комиссия - независимый орган при Конгрессе США, призванный контролировать соблюдение гуманитарных статей Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в странах, его подписавших, и оказывать давление на правительства тех из них, где эти статьи нарушаются, в понедельник, 30 сентября 2024 г. опубликовала доклад под названием «Противостояние России: быть готовыми к долгосрочной российской угрозе».
В докладе межпартийной комиссии, в которую входят сенаторы и члены Палаты представителей Конгресса, подчеркивается необходимость разработки долгосрочной и всеобъемлющей стратегии противостояния России, «которая продолжает действовать как имперская держава, угрожая своим соседям, США и всему демократическому миру», говорится в заявлении председателя комиссии, республиканца от штата Южная Каролина Джо Уилсона (Joe Wilson).
«Россия стала одной из самых серьезных угроз национальной безопасности и процветанию США в современном мире. Подход свободного мира, применявшийся в течение предыдущих тридцати лет, – вовлечь Россию в глобальную экономическую систему, сделать российских олигархов богатыми и относиться к России как к равной – потерпел решительный провал, – заявил конгрессмен Уилсон. – Злонамеренному российскому влиянию необходимо противостоять везде и всюду, с тем, чтобы американцы были в безопасности, наши союзы были прочными, а возглавляемый США глобальный порядок, обеспечивший беспрецедентный уровень человеческой свободы и процветания, оставался в неприкосновенности».
В докладе подчеркивается, что победа Украины – необходимый, но недостаточный шаг не только к тому, чтобы заставить Россию задуматься и провести реформы, но и к тому, чтобы противостоять российской агрессии в широком смысле слова.
«Победа Украины позволит сохранить суверенитет Украины как независимого демократического государства, а также не даст России осуществить дальнейшие завоевания в странах Вышеградской четверки, в Балтии, на Кавказе и за пределами (этих регионов)», – подчеркивается в документе.
В докладе утверждается, что Вашингтон должен пересмотреть подход к России, как это произошло в последние годы с позицией по отношению к Китаю, и соответствующим образом распределить ресурсы.
Комиссия призвала оказать Киеву «массированную» военную и гуманитарную помощь и позволить вооруженным силам Украины наносить удары вглубь территории России с помощью предоставленного США оружия.
В докладе подчеркивается, что ядерные угрозы со стороны России нельзя игнорировать. В документе содержится призыв разработать план действий в случае необходимости.
Авторы доклада призвали Вашингтон к усилению военной поддержки, экономических инвестиций, мер по поддержке сферы образования и демократических институтов в странах, которым угрожает Россия.
Дорогие друзья, читатели сайта и зрители 9 канала!Сегодня вечером еврейский народ по всему миру отмечает начало праздника Рош ха-Шана, еврейского нового года. Завершается 5784-й год по традиционному еврейскому летоисчислению, начинается 5785-й.
Уходящий год был одним из самых тяжелых в современной еврейской и израильской истории. Когда он начался, внутри израильского общества происходил серьезный раскол. Чем не преминули воспользоваться враги. На рассвете 7 октября тысячи боевиков ХАМАСа атаковали Израиль, сумев до последнего момента вводить в заблуждение израильтян и маскируя свои приготовления к атаке. Ее результатом стали многие сотни погибших, две с половиной сотни заложников, война в Газе, а теперь и сухопутная операция в Ливане, которая уже начинает пожинать свою скорбную жатву.
Но как раз в конце этого тяжелейшего года появились первые проблески надежды. И как уже не раз бывало в еврейской истории, ситуация обернута вспять. Израильская армия наносит болезненные удары по врагу, открываются новые возможности для переформатирования региона. Нам не стоит впадать в эйфорию, но мы можем высказать осторожную надежду на то, что начинающийся 5785-й год станет гораздо-гораздо лучше, чем уходящий.
Друзья, от всего сердца пожелаю всем нам устойчивого мира - после твердой и уверенной победы, разумеется, возвращения домой всех заложников, а также всех наших солдат, пусть они вернутся домой с миром, живые и здоровые.
В боях на юге Ливана погиб лейтенант Харель Этингер из Эли, сын раввина Ахиада Этингера, погибшего в теракте пять с половиной лет назад.
Эли Кенер
Харель Этингерבאדיבות המשפחה
Региональный совет Мате-Биньямин объявил в среду, что лейтенант Харель Этингер, житель поселения Эли, сын раввина Ахиада Этингера, погибшего в теракте пять с половиной лет назад, был убит в ходе боевых действий на юге Ливана.
У 23-летнего Хареля осталась мать Тамар и 11 братьев и сестер.
Глава Регионального совета Мате-Биньямин Исраэль Ганц сказал: «Большая потеря, которую трудно описать словами. Арель героически пал в боях за защиту народа Израиля и присоединился к святым, в том числе к своему отцу раввину Ахаиду, убитому террористами. Мы крепко и с любовью обнимаем дорогую мать Тамар, братьев и сестер и всю общину Эли. Враг не сломит наш дух. Народ Израиля будет доблестно сражаться до победы. Подробности о дате похорон будут предоставлены позже».
Поэт и литературный критик Адам Кирш читает даф йоми — лист Талмуда в день — вместе с евреями по всему миру и делится размышлениями о прочитанном. В этом отрывке мудрецы начинают спорить о религиозном календаре, а заканчивают разговором о религиозной искренности.
Отрывок Талмуда, который мы читаем на этой неделе, начался с вопроса исторического, но в то же время и космологического. В начале трактата «Рош а‑Шана» мы узнали, что в одних случаях первым днем года считается первое число месяца нисана, а в других — первое тишрея, когда мы празднуем Рош а‑Шана. Но в какой же из этих дней, задаются вопросом мудрецы, Б‑г сотворил мир? Рабби Меир утверждает, что первого нисана, а рабби Элиэзер — что первого тишрея; и каждый находит подтверждение своему мнению в библейском рассказе о сотворении мира.
Из первой главы книги Бытия мы узнаем, что, только создав мир, Б‑г сказал: «Да произведет земля растительность: растения с их семенами и различные виды деревьев на земле, которые приносят плод с семенем внутри» (Быт., 1:11). Время, когда дерево приносит плод, время сбора урожая наступает осенью, значит, «должно говорить, что это тишрей», — объясняет рабби Элиэзер. Но рабби Йеошуа иначе читает этот стих. По его мнению, мы должны искать не время созревания урожая, а время, когда будущий урожай только‑только начинает быть виден. Это, конечно, весна, значит, мир был создан в нисане.
Неважно, какой ответ вы предпочтете, но сам факт того, что такой вопрос мог быть задан, многое говорит нам о том, как мудрецы понимали время. Мы с вами не стали бы интересоваться датой Большого взрыва, поскольку время само по себе появилось только вместе со Вселенной. Когда возникла Вселенная, еще не было ни весны, ни осени, потому что эти названия мы дали земным временам года, а Вселенная существовала задолго до того, как возникла Земля. Мудрецы же, напротив, считают земной календарь предвечным — будто он существовал в сознании Б‑га до создания Земли. Для них земное время — это абсолютное время; когда они говорят, что первое нисана (или тишрея) — это первый день года, это потому, что этот день — годовщина начала времени. В противном случае зачем Б‑гу выбирать этот день для празднования Нового года?
Мудрецам присуща любовь к своего рода календарной аккуратности, что заставляет их полагать, будто почти все важные события священной истории произошли в одни и те же дни. «Рабби Элиэзер говорит: в тишрее был создан мир; в тишрее родились праотцы; в тишрее праотцы умерли; в Песах родился Ицхак; в Рош а‑Шана Б‑г вспомнил про Сару, Рахель и Хану, и они зачали; в Рош а‑Шана Йосеф вышел из темницы» и так далее, вплоть до прихода мессии, который также произойдет в тишрее. Рабби Йеошуа мыслит в том же ключе, только, по его мнению, все эти события произошли или произойдут в нисане, который он считает первым месяцем года.
Мудрецы объясняют все эти датировки с помощью не безупречно логичных, зато изобретательных прочтений Библии. К примеру, откуда известно, что праотцы умерли в тот же месяц, когда родились, более того, как утверждает Гемара, в тот же день месяца? Во Второзаконии Моше говорит в день своей смерти: «Сегодня мне сто двадцать лет». Мудрецы выделяют слово «сегодня»: значит, говорят они, дата его смерти совпала с датой рождения. Это соответствует другому библейскому стиху — из книги Исход: там Б‑г обещает Моше: «Число дней твоих Я исполню». Это означает, что Моше проживет сколько‑то полных лет — и ни днем меньше. И если Моше удостоился этой Б‑жественной милости, наверняка Авраам, Ицхак и Яаков тоже должны были снискать ее?
Еще примечательнее аргументация, доказывающая, что Ицхак родился в Песах. Здесь все как будто сказано прямо. В книге Бытия ангел, возвещающий Саре о скорой беременности, говорит, что ребенок родится «в назначенное время», используя еврейское слово «моэд», которое также используется для обозначения паломнических праздников: Песаха, Шавуот и Суккот. Все логично — если игнорировать тот вопиющий факт, что во времена Сары этих праздников еще не было и в помине. Исход из Египта, в честь которого празднуется Песах, еще не состоялся! Однако и здесь мудрецы представляют себе еврейский календарь как предвечную реальность, существующую в сознании Б‑га, так что те или иные даты учитываются еще до того, как они официально станут праздниками. «Страна уже принадлежала нам, а мы ей нет», — написал Роберт Фрост в стихотворении «Дар навсегда»; мудрецы считали, что Песах уже принадлежал нам до того, как мы стали принадлежать ему.
Комментарий Гемары на первую мишну в трактате «Рош а‑Шана» простирается до 15‑го листа — это исключительно длинный комментарий. И только на листе 16а, когда начинается обсуждение второй мишны, мудрецы обращают внимание на духовное значение праздника. В Рош а‑Шана, как мы не устаем повторять ежегодно, Б‑г записывает нас в Книгу жизни, а на Йом Кипур ставит печать на эту запись. За десять дней, отделяющих Йом Кипур от Рош а‑Шана, евреи должны усердно молиться Б‑гу, чтобы Он судил их милосердно и не вынес бы смертный приговор. Поэтому этот период носит название Грозные дни, или Дни трепета.
Стоит ненадолго задуматься об этой логике, и она вызовет у вас серьезное недоумение. Если Б‑г судит нас только десять дней в году, то зачем мы молимся Ему в остальные 355 дней? Получается, что больному человеку бессмысленно молиться Б‑гу об исцелении, раз Б‑г в прошедший Йом Кипур уже решил, будет ли он жить или умрет. Если в Йом Кипур Б‑г запечатывает наш приговор на весь следующий год, значит ли это, что покаяние после Йом Кипура уже не имеет смысла? А если человек совершит грех в марте, а умрет в апреле, значит ли это, что он был наказан не за свежесовершенный грех, а за грехи предыдущего года, которые Б‑г взвесил еще осенью? Если это так, то как же люди получают наказание за грехи, совершенные в последний год жизни?
Благодаря подобным сомнениям мудрецы начинают отходить от концепции Дней трепета почти сразу же после того, как они ее сформулировали. «Всех судят в Рош а‑Шана, а в Йом Кипур приговор скрепляется печатью», — говорит рабби Меир. Но рабби Йосе возражает ему: «Человека судят каждый день», а рабби Натан заходит еще дальше, утверждая, что «человека судят каждый час». Представление о незамедлительном Б‑жьем суде приносит больше эмоционального и морального удовлетворения, чем представление о десятидневном суде раз в году, и избавляет от некоторых парадоксальных последствий последнего.
Рабби Ицхак опровергает стандартный взгляд на окончательный суд в Йом Кипур с другой стороны, выдвигая идею о том, что после Йом Кипура можно вынудить Б‑га отменить тот или иной приговор. «Приговор человеку отменяется из‑за четырех видов действий», — поясняет он. Три из них — это как раз те, которых мы ожидаем: благотворительность, молитва и исправление своего поведения — все это может побудить Б‑га дать нам второй шанс. Четвертый же способ неожиданен: как ни странно, Ицхак считает, что смена имени также может изменить судьбу; а другие мудрецы добавляют к этому изменение места жительства. Это похоже на попытку обмануть Б‑га, как будто Он — или, скорее, ангел смерти — не сможет понять, где вы находитесь, если вы покинете город или возьмете себе псевдоним. Если вы готовы счесть это сущим суеверием, Гемара вас разубедит, предложив достойные библейские прецеденты. В конце концов, Сарра смогла зачать ребенка только после того, как сменила имя на Сару, а Авраам не стал праотцем великого народа, пока не покинул землю своего рождения.
Следом, однако, приводится барайта, которая, похоже, опровергает теорию рабби Ицхака о покаянии: «Если человек раскаивается между Рош а‑Шана и Йом Кипуром, он прощен; если же он не раскаивается <…> то даже если он потом принесет в жертву всех баранов <…> в мире, они не искупят его грехи». Как примирить эту строгую линию с более мягкой линией Ицхака? «Это несложно», — решают мудрецы. Для отдельного человека приговор, вынесенный в Йом Кипур, действительно обжалованию не подлежит; но в случае целой общины даже запоздалое раскаяние может побудить Б‑га передумать.
Наконец, в Рош а‑Шана, 17б мудрецы уточняют, что просить прощения у Б‑га не всегда достаточно; если вы обидели другого человека, вы должны просить прощения и у него тоже. Рабби Йосе объясняет это правило через притчу о человеке, который одалживает сто динаров у друга и жизнью царя клянется, что вернет долг. Когда приходит время и он не возвращает долг, он просит у царя прощения за то, что нарушил клятву, данную царским именем. «За оскорбление моего имени я прощаю тебя, — отвечает царь, — но ты все равно должен пойти и примириться со своим другом». Даже искренняя молитва, настаивает Талмуд, не заменит морального поведения.
Глядя на события наших дней из будущего, мы увидим их общий план и, наверное, заметим какие-то закономерности в том, как они разворачивались. Будут даны оценки и придумано название для нашей эпохи. Историки и философы выявят суть и определят смысл сегодняшних событий. Но не станем забегать вперед. Историю, как известно, пишут победители.
Сейчас видна лишь простая логика происходящего. Чтобы ее уяснить, пробежимся по ленте новостей в обратном порядке — от последних заголовков к событиям предыдущих месяцев.
Выступая на открытии Генеральной ассамблеи ООН, генеральный секретарь организации Антониу Гутерриш говорил об Израиле — самой большой проблеме, традиционно стоящей перед ООН. Касаясь событий на Украине, Гаити и в Южном Судане, вообще рассуждая о «морально невыносимой эпохе безнаказанности», он все равно говорил об Израиле.
То, что нападение ХАМАСа «не произошло в вакууме», было известно уже из предыдущих выступлений Гутерриша. А ракеты «Хезболлы», в течение года летевшие на северный Израиль и сделавшие беженцами сотни тысяч мирных граждан, ООН совершенно не интересовали, пока Израиль не был вынужден приступить к действиям, чтобы положить этому конец.
То, что ООН политически предвзята и не выполняет свои функции, что последняя Генассамблея, по словам израильского посла в ООН Дани Данона, стала «шоу лицемерия» — вещи очевидные. Вряд ли кто-нибудь ожидал от генсека ООН нового репертуара.
Тем не менее, его речь оказалась любопытной. Поток обычной лживой демагогии Гутерриша был особенно эмоционален. Генсек кипел вполне искренним негодованием. Что-то, очевидно, задело его за живое.
Они могут попирать международное право! Они могут нарушать Устав ООН! Они могут закрывать глаза на международные конвенции по правам человека и решения международных судов! Они могут показывать нос международному гуманитарному праву!..
И далее к сути:
Более 200 наших сотрудников были убиты, многие из них со своими семьями, и, тем не менее, женщины и мужчины Организации Объединенных Наций продолжают оказывать гуманитарную помощь. И я знаю, что вы присоединитесь ко мне в воздаянии особой дани уважения БАПОР и всем гуманитарным организациям в Газе. (Аплодисменты.)
В июне члены семей погибших в результате нападения ХАМАСа 7 октября, выжившие жертвы нападения и некоторые освобожденные из плена ХАМАСа заложники — всего 101 человек — подали иск к БАПОР в Федеральный суд США по южному округу Нью-Йорка. Согласно иску, БАПОР играло ключевую роль в подготовке и осуществлении нападения:
ХАМАС не совершил эти злодеяния без посторонней помощи. Ему помогали и подстрекали, среди прочего, вышеупомянутые обвиняемые, которые являются нынешними и бывшими высокопоставленными должностными лицами БАПОР, а также само БАПОР, которые вместе более десяти лет до нападения 7 октября помогали ХАМАСу наращивать террористическую инфраструктуру и персонал, необходимые для совершения теракта 7 октября, в том числе путем сознательного предоставления ХАМАСу долларов США наличными, которые были необходимы для оплаты контрабандистам оружия, взрывчатых веществ и других террористических материалов <…> Обвиняемые (БАПОР) были неоднократно предупреждены, что их деятельность оказывает непосредственное содействие ХАМАСу. Игнорируя эти предупреждения, обвиняемые продолжили свою деятельность. Произошедшие в результате злодеяния можно было предвидеть.
Среди обвиняемых — Филипп Лаззарини, глава БАПОР. В январе, когда стали известны факты непосредственного участия сотрудников БАПОР в нападении 7 октября, израильское правительство призвало Лаззарини уйти в отставку. Напомним, что предыдущий глава БАПОР Пьер Кренбюль был вынужден подать в отставку из-за череды коррупционных скандалов, после чего благополучно возглавил Международный Красный Крест.
Иск перечисляет уже известные примеры связей БАПОР с ХАМАСом: строительство объектов ХАМАСа внутри и под объектами БАПОР, использование объектов БАПОР в качестве объектов ХАМАСа, членство сотрудников БАПОР в ХАМАСе и, наконец, прямое участие сотрудников БАПОР в нападении 7 октября. Сотрудники БАПОР также держали у себя заложников, плененных ХАМАСом 7 октября.
Вот свидетельство Дины Хейман, освобожденной заложницы:
На следующий день после 7 октября двое террористов в масках забрали меня. Когда мы приближались к месту назначения, я заметила несколько бетонных зданий с логотипом БАПОР, и именно там я оставалась в течение семи недель. Террорист, который удерживал меня в течение 53 дней, работал учителем в школе БАПОР, он сам мне это подтвердил.
Согласно иску, «БАПОР использует учебники, одобренные ХАМАСом, а также учебную программу и руководства для учителей, внушающие детям с раннего возраста идеологию культа смерти, ненависти и геноцида, предсказуемо создавая следующее поколение новобранцев ХАМАСа, готовых совершать акты террора».
Репортер «Исраэль Хайом» Ариель Кахана в феврале посетил штаб-квартиру БАПОР в Газе:
Я своими глазами видел кабели, соединяющие комнату связи БАПОР на первом этаже здания с серверной комнатой ХАМАСа прямо под ней <…> Неужели Томас Уайт, директор БАПОР в секторе Газа с лета 2021 года, не замечал, как грузовики годами вывозили почву с территории, которой он управлял? Неужели он не задавался вопросом, кем были люди, гуляющие по его штаб-квартире? Неужели его не озадачивали компьютеры, кондиционеры, серверы, аккумуляторы, бетономешалки, кабели, плитка, стальные двери и даже мотоциклы, прибывавшие к нему на задний двор? Неужели он не замечал кабели, которые странным образом тянулись из его комнаты связи в неизвестном направлении под землю? Неужели у него ни разу не возникло подозрений, которые заставили бы его задуматься о докладе начальству в ООН?
Думается, начальство в ООН было не только в курсе, но и в доле. Иск утверждает, что БАПОР, среди прочего, занималось обналичкой «гуманитарной помощи» и отмыванием денег в Газе. Таким образом было «освоено» более миллиарда долларов со счета БАПОР в Нью-Йорке.
В ответ на иск в отношении БАПОР ООН в сентябре подала в Федеральный суд Нью-Йорка заявление, где утверждается, что Организация Объединенных Наций обладает иммунитетом против судебного преследования. ООН ссылается на «Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций» от 1946 года. Этот иммунитет, по мнению ООН, распространяется и на БАПОР — ее дочернюю организацию:
Поскольку ООН не отказалась от иммунитета в данном случае, ее дочерняя организация, БАПОР, продолжает пользоваться абсолютным иммунитетом от судебного преследования, и иск должен быть отклонен.
Министерство юстиции США заняло такую же позицию, выраженную в письме, поданном председательствующему судье Аналисе Торрес. Письмо пришло «по запросу ООН и в соответствии с договорными обязательствами США уважать иммунитеты ООН».
Жалоба истца не представляет собой правового основания для утверждения о том, что Организация Объединенных Наций отказалась от своего иммунитета. Следовательно, поскольку ООН не отказалась от иммунитета в данном случае, ее дочерняя организация, БАПОР, сохраняет полный иммунитет, а иск против БАПОР должен быть отклонен из-за отсутствия предметной юрисдикции.
Далее министерство юстиции США сообщает, что глава БАПОР Лаззарини и верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди пользуются дипломатическим иммунитетом в США.
В Конвенции 1946 года сказано, что «генеральный секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета любого должностного лица в любом конкретном случае». Имеется в виду, что при наличии фактических оснований полагать, что тем или иным должностным лицом ООН было совершено преступление, генеральный секретарь ООН обязан отказаться от иммунитета в отношении такого сотрудника для обеспечения осуществления правосудия.
В иске в отношении БАПОР изложены факты, позволяющие обоснованно полагать, что БАПОР допустило ряд нарушений. Факты эти должны быть исследованы и оценены судом. Однако генеральный секретарь ООН Гутерриш отказывается исполнить обязанность, отмеченную в Конвенции, — отказать в иммунитете своим подопечным, — и фактически препятствует правосудию.
Между тем ранее бывали прецеденты, когда ООН отказывалась от иммунитета, как, например, в скандальном коррупционном деле, связанном с программой «Нефть за продовольствие», в Ираке в 2005 году.
Адвокаты потерпевших от резни ХАМАСа утверждают, что «БАПОР не имеет права помогать и способствовать геноциду, массовым убийствам, массовым изнасилованиям и совершать другие нарушения фундаментальных прав человека безнаказанно». Также они утверждают, что иммунитет распространяется только на саму Организацию Объединенных Наций, а не на ее филиал, такой как БАПОР, сотрудники которого «скрывали свои отвратительные действия под прикрытием Организации Объединенных Наций».
Истцы ссылаются на принцип Jus Cogens — «императивной нормы» — то есть настолько основополагающих правил, что способствовать их нарушению означает нанести ущерб базовым нормам человеческой морали. Преступления ХАМАСа, как утверждают истцы, являются абсолютным архетипом тех действий, в отношении которых иммунитет не должен действовать.
Однако базовые нормы человеческой морали Гутерриша, по всей видимости, не касаются. Он считает, что обладает иммунитетом против них. Его дело — вещать с трибуны Генассамблеи о наступившей «эпохе безнаказанности» и о том, что ему это «морально невыносимо».
Quod licet Jovi, non licet bovi . Антониу Гутерриш негодует. Ведь это он и его подопечные выступают верховными арбитрами в вопросах морали и права. На этом зиждется их власть и благополучие. Всем остальным надлежит закрыть рот и подчиняться — иначе они объявляются врагами прогресса, угрозой демократии и разрушителями мирового порядка.
Заявление ООН о том, что БАПОР обладает иммунитетом от судебного преследования по иску жертв резни 7 октября, вызвало такое возмущение общественного мнения по всему политическому спектру, в том числе среди тех, кто обычно не входит в число симпатизирующих Израилю, что ООН предприняла совершенно уже позорные маневры в попытке сохранить лицо и «ценные кадры».
Стефан Дюжаррик, пресс-секретарь генерального секретаря ООН, заявил, что «требования ООН относительно иммунитета БАПОР относятся конкретно к иску и не распространяются на сотрудников ООН, предположительно принимавших участие в нападении 7 октября»:
Сообщения, которые мы видели в различных израильских СМИ, показывают, что они не очень информированы. ООН часто действовала четко и принимала меры против сотрудников, уличенных в совершении уголовных правонарушений, и передавала их национальным властям.
Другими словами, ООН уже готова пожертвовать рядовыми террористами, непосредственно принимавшими участие в резне, чтобы выгородить руководителей и бенефициаров предприятия. Стоит заметить, что до сих пор никакого расследования в отношении этих рядовых террористов инициировано не было, хотя это является прямой обязанностью генсека ООН Гутерриша.
Чтобы продвигать свои интересы, в распоряжении функционеров ООН есть мощнейший ресурс. Помимо прикрытия в виде эгиды ООН, со всеми вытекающими политическими, юридическими и пропагандистскими преимуществами и разнообразием рычагов влияния на мировые правительства, действует также Международный суд ООН. Напомним, что этот орган ныне рассматривает иск ЮАР к Израилю по поводу «геноцида» в Газе. О юридической абсурдности и политической подоплеке иска написано достаточно.
Другой суд — Международный уголовный суд — формально не является органом ООН. Однако не будет натяжкой сказать, что данный орган полностью координирован с работой всего международного бюрократического организма, чьей весомой частью является ООН. Этот международный суд, напомним, обвиняет в военных преступлениях нынешнее руководство Израиля вопреки собственному уставу, согласно которому его юрисдикция на Израиль распространяться не может.
Любопытна роль, которую играет министерство юстиции США в иске жертв резни 7 октября против БАПОР.
Ведь министерство юстиции США — орган федеральной исполнительной, а не судебной власти. Это орган правительства США — громадное учреждение, совмещающее в себе функции МВД, генеральной прокуратуры, ФСИН и имеющее массу специальных подразделений. Оно не может вмешиваться в работу судов, тем более подменять собою суд. Его прямое дело — обеспечивать соблюдение закона.
Исходя из своей функции, министерство юстиции в лице генерального прокурора может лишь инициировать возбуждение уголовных дел, расследований или проверок по фактам. Конечно, министерство юстиции может представлять свое мнение в суд по тому или иному делу. Но для чего ему понадобилось делать это в данном случае? Разве судьи окружного суда США не знают о том, что ООН обладает иммунитетом? Или они не в состоянии определить, должно ли вступать в силу требование «Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций» к генеральному секретарю ООН об отказе от иммунитета в данном конкретном случае? Ведь это, собственно, и является их непосредственной функцией?
Согласно собственному заявлению, министерство юстиции США сделало это «по запросу ООН».
По следам событий 7 октября сенатор-республиканец от Техаса Тед Круз и ряд других республиканцев в Сенате США обратились в министерство юстиции, к генеральному прокурору США с письмом, требующим открыть уголовное расследование в отношении БАПОР-США (UNWRA-USA).
БАПОР-США — некоммерческая организация с заявленной миссией «по поддержке работы БАПОР посредством сбора средств, образования и пропаганды в Соединенных Штатах».
Мы призываем вас возбудить уголовное дело в отношении БАПОР-США, его учредителей и руководства за сознательное оказание материальной поддержки иностранным террористическим организациям, включая ХАМАС. Эта поддержка способствовала и продолжает способствовать терроризму, включая террористическую атаку 7 октября, в ходе которой террористы убили или похитили десятки американцев и более 1200 израильтян.
БАПОР на протяжении десятилетий оказывало ХАМАСу и другим террористическим группам материальную поддержку, включая предоставление персонала, помещений и материальных ценностей. Эти мероприятия были поддержаны сбором средств БАПОР-США. Не может быть никаких сомнений в том, что БАПОР-США, его учредители и руководство знали об этой деятельности.
Администрация Байдена также направила сотни миллиардов долларов в сектор Газа, в основном через БАПОР. В первые недели работы администрация оценила, что «существует высокий риск того, что ХАМАС потенциально может получить косвенную выгоду от помощи США сектору Газа в нарушение американских законов, направленных против оказания помощи террористам». Чтобы облегчить предоставление такой помощи, администрация сначала выдала специальные лицензии, а затем в декабре 2022 года добавила генеральную лицензию в Правила глобальных санкций против терроризма. Эти действия были призваны оградить американских чиновников и организации, такие как БАПОР, от антитеррористических санкций <…> Однако администрация не освобождала и не может освобождать американских граждан от уголовных законов, запрещающих оказание материальной поддержки терроризму.
В возбуждении уголовного дела по изложенным фактам в отношении БАПОР-США министерством юстиции США было отказано.
Таким образом, поддержка БАПОР является предметом внутриполитической борьбы в США. «В то время как министерство юстиции работает сверхурочно, чтобы нарушить иммунитет президента Трампа, адвокаты генерального прокурора Гарленда заняты попытками установить иммунитет для Агентства ООН БАПОР от иска жертв резни евреев 7 октября. Это поразительно», — пишет юридический эксперт газеты The Sun А. Р. Хофман.
Поддержка министерством юстиции США позиции ООН в вопросе об иммунитете БАПОР от судебного преследования — продолжение политики нынешней администрации США. Или, скорее, политика нынешней администрации — это защита интересов правительственной американской и международной бюрократии. Для этой бюрократии ближневосточный конфликт — неиссякаемый источник политической власти и коррупционного дохода на протяжении 70 лет. Сегодня это особенно очевидно.
Коррумпированная бюрократия и террористы ХАМАСа используют идеологию для прикрытия своей деятельности. У функционеров это «левопрогрессивная» доктрина, противоречащая базовым ценностям демократии, у ХАМАСа — радикальный исламизм, противоречащий традиционному исламу. И те, и другие объявляют себя носителями идеалов — демократии и ислама. И тем, и другим удается оболванивать и запугивать широкие массы населения, зарабатывая на этом баснословные деньги и политическую власть. Более того, они друг другу в этом помогают. Тут и школы ООН в Газе, где воспитывают террористов, и демонстрации «за демократию» по всей Европе и США, где тон задают исламисты. И те, и другие ответственны за сегодняшнюю ситуацию на Ближнем Востоке и в мире. И тех, и других ждет позорный суд истории и потомков. Историю пишут победители.