Футуристические прогнозы заместителя председателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева, которые тот опубликовал в "Телеграме" 26 декабря, не оценил по достоинству не только американский бизнесмен Илон Маск, но и российский предприниматель Евгений Пригожин.
"Да, я ознакомился с "прогнозами" и не могу никак прокомментировать эротические фантазии. Конечно, любая фантазия имеет место. Но мне кажется, что братья Стругацкие в этом лучше меня разбираются", – так ответил хозяин частной военной компании "Группа Вагнера" на вопрос корреспондента агентства "РИА Новости" о предсказаниях Медведева.
Сотрудница издания Людмила также попросила Пригожина дать собственный прогноз на 2023 год, поскольку он "часто находится в зоне СВО", а "именно спецоперация сегодня определяет и настоящее, и будущее мировой экономики и главных ключевых вопросов во всех сферах".
На эту часть вопроса Пригожин отказался отвечать, сообщив, что он "хорошо погружен в обстановку на фронте", но это его "маленький секрет".
Политолог Аббас Галлямов считает, что высказывание Пригожина в адрес Медведева может говорить о том, что зампред Совета безопасности РФ слишком непопулярен, а глава наемников только выразил общее мнение российской элиты.
"Интересно, что сделал он это без всякой на то необходимости. То есть конфликт с руководством Министерства обороны — функционален, там есть реальные противоречия и сущностные претензии. Оскорбление Медведева в этом смысле — диаметрально противоположно. В нем нет попытки решить какую-то проблему, это оскорбление ради оскорбления", — написал политолог в "Телеграме".
Напомним, в своем посте Медведев поздравил с наступающим годом "англосаксонских друзей и их радостно похрюкивающих подсвинков" и предрек развал Евросоюза, гражданскую войну в США, резкое повышений стоимости газа и нефти и другие апокалиптические события. Глава компаний "Тесла" и "Спейс-икс" Илон Маск назвал эти прогнозы "абсурдными".
Однако российский журналист Олег Кашин призвал серьезно относится к заявлениям бывшего российского президента.
"Над Медведевым всегда смеялась даже официальная российская пропаганда, по ТВ показывали кадры, где премьер будто спит с закрытыми глазами. Или вот кадры, когда он смотрит в закрытый бинокль. Но, наверное, в этой ситуации быть дурачком — не худшая позиция. Это может быть стартом для взлета ракеты в будущем", — сказал он в программе "Воздух".
По мнению Кашина, "Железный Димон" вполне может заменить нынешнего президента, поскольку "людей такого дара — оставаться в обойме и претендовать на что-то — рядом с Путиным не так много".
Американская компания "Спейс-икс" вывела на орбиту первую партию спутников системы "Старлинк" нового, второго поколения. Ракета-носитель "Фалькон-9" с 54 аппаратами "усовершенствованной" сети стартовала с мыса Канаверал во Флориде. Компания транслировала запуск в социальных сетях.
Примерно через восемь минут после старта первая ступень ракеты вернулась на Землю, совершив посадку на "недостаточно авторитетную" платформу (название A Shortfall of Gravitas можно еще перевести как "недостаток гравитации") в Атлантическом океане. Это был уже 60-й запуск "Спейс-икс" в этом году — для сравнения, в 2021 году их было 31. Первая ступень "Фалькона-9" в этой миссии совершила свой 11-й полет.ые спутники, развернутые на орбите, не требуют дополнительного оборудования – к ним можно подключаться прямо со смартфона. В "Спейс-икс" заявили, что сеть "Старлинк" второго поколения будет превышать по мощности все 3 300 спутников, которые сейчас работают на орбите.
До конца 2024 года компания планирует запустить 2000 аппаратов нового поколения — это позволит полностью закрыть "мертвые мобильные зоны" в США и обеспечить потоковое интернет-соединение всем американским абонентам сотовой связи. В начале декабря компания Илона Маска обратилась в Федеральную комиссию по связи (FCC) за разрешением на запуск 30 000 таких аппаратов. Комиссия пока одобрила вывод на орбиту 7 500 спутников.
Угроза "Капитолия-2" в Израиле: Ярив Левин созвал чрезвычайное совещание
Спикер Кнессета Ярив Левин созвал сегодня чрезвычайное совещание в своем кабинете в Кнессете.
На совещании присутствовали комиссар полиции Коби Шабтай, начальник Иерусалимского округа Дорон Турджеман, глава охраны Кнессета Юваль Хен и другие сотрудники полиции и охраны Кнессета.
На встрече также присутствовали будущий спикер Кнессета Амир Охана и следующий председатель коалиции Офир Кац, который как ожидается, завтра будет председательствовать на пленарном заседании в качестве заместителя спикера.
По словам источников, присутствовавших на заседании, во время встречи спикер Кнессета Левин выразил обеспокоенность руководству полиции в связи с возможностью "инцидента Капитолий-2". Левин опасается, что противники будущего правительства ворвутся в здание или блокируют подъездные пути к нему во время инаугурации, и попросил сообщить, как они будут готовиться к этому.
Также сообщается о том, что, что поскольку Амир Охана поднял вопрос о необходимости подготовиться к тому, что депутаты Кнессета будут участвовать в демонстрациях, и что им должно быть разрешено проводить демонстрации, соблюдая закон.
Со стороны полиции были высказаны опасения по поводу перекрытия дорог и того, что члены Кнессета не смогут попасть в него вовремя для принятия присяги. С самого утра сотрудники полиции Израиля проводят патрулирование вокруг Кнессета, готовясь к завтрашней церемонии принятия присяги.
А. К. Кнессет, к счастью, в Иерусалиме - и такое там невозможно. Был бы в Тель-Авиве - тогда вполне возможно.
28 декабря 1925 года покончил с собой Сергей Есенин.
Максим Горький с некоторым удивлением заметил, что лучшее, что написано о Есенине , принадлежит Льву Троцкому.
Похороны поэта были организованы правительством. Но из членов советского руководства в них принял участие только Троцкий. Он был знаком с поэтом, принимал его у себя. Как писал Есенин жене – принимал изумительно.
А 1 января в «Правде» появилась статья Троцкого «Памяти Сергея Есенина». Естественно,после ссылки Льва Давидовича, статья эта не перепечатывалась, даже фраза из письма Горького с оценкой статьи была вымарана
Вообще в двадцатые – тридцатые годы руководство страны внимательно читало литературу. У Троцкого были свои любимцы, у Бухарина другие. Тот же Николай Иванович Бухарин на смерть Есенина откликнулся «злыми заметками». Напомню, что в 1934 году Бухарин на съезде писателей делал доклад о поэзии…Не вспоминаю уже про Сталина с его знаменитым звонком Пастернаку, чтоб узнать – мастер ли Мандельштам…
Сейчас в сети и в Википедии, и в других сайтах есть статья Троцкого об Есенине.. В своих воспоминаниях перепечатал её и художник Юрий Анненков, хорошо знавший обоих. И я подумал, что правильно показать эту статью своим читателям.
Кстати, сразу объясняю. Что версию об убийстве поэта не приемлю, это от лукавого. Тем более о причастности к ней троцкистов.
Лев Троцкий
Памяти Сергея Есенина
Мы потеряли Есенина — такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И как трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, — может быть, со всеми нами. Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки! Он ушел из жизни без крикливой обиды, без ноты протеста, — не хлопнув дверью, а тихо прикрыв ее рукою, из которой сочилась кровь. В этом месте поэтический и человеческий образ Есенина вспыхнул незабываемым прощальным светом.
Есенин слагал острые песни «хулигана» и придавал свою неповторимую, есенинскую напевность озорным звукам кабацкой Москвы. Он нередко кичился резким жестом, грубым словом. Но подо всем этим трепетала совсем особая нежность неогражденной, незащищенной души. Полунапускной грубостью Есенин прикрывался от сурового времени, в какое родился, — прикрывался, но не прикрылся. Больше не могу, сказал 27 декабря побежденный жизнью поэт, сказал без вызова и упрека… О полунапускной грубости говорить приходится потому, что Есенин не просто выбирал свою форму, а впитывал ее в себя из условий нашего совсем не мягкого, совсем не нежного времени. Прикрываясь маской озорства и отдавая этой маске внутреннюю, значит, не случайную дань, Есенин всегда, видимо, чувствовал себя не от мира сего. Это не в похвалу, ибо по причине именно этой неотмирности мы лишились Есенина. Но и не в укор, — мыслимо ли бросать укор вдогонку лиричнейшему поэту, которого мы не сумели сохранить для себя?
Наше время — суровое время, может быть, одно из суровейших в истории так называемого цивилизованного человечества. Революционер, рожденный для этих десятилетий, одержим неистовым патриотизмом своей эпохи, — своего отечества, своего времени. Есенин не был революционером. Автор «Пугачева» и «Баллады о двадцати шести» был интимнейшим лириком. Эпоха же наша — не лирическая. В этом главная причина того, почему самовольно и так рано ушел от нас и от своей эпохи Сергей Есенин.
Корни у Есенина глубоко народные, и, как все в нем, народность его неподдельная. Об этом бесспорнее всего свидетельствует не поэма о народном бунте, а опять-таки лирика его:
Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.
Этот образ осени и многие другие образы его поражали сперва, как немотивированная дерзость. Но поэт заставил нас почувствовать крестьянские корни своего образа и глубоко принять его в себя. Фет так не сказал бы, а Тютчев еще менее. Крестьянская подоплека, творческим даром преломленная и утонченная, у Есенина крепка. Но в этой крепости крестьянской подоплеки причина личной некрепости Есенина: из старого его вырвало с корнем, а в новом корень не принялся. Город не укрепил, а расшатал и изранил его. Поездка по чужим странам, по Европе и за океан не выровняла его. Тегеран он воспринял несравненно глубже, чем Нью-Йорк. В Персии лирическая интимность на рязанских корнях нашла для себя больше сродного, чем в культурных центрах Европы и Америки.
Есенин не враждебен революции и никак уж не чужд ей; наоборот, он порывался к ней всегда — на один лад в 1918 г.:
Мать моя — родина, я большевик.
На другой — в последние годы:
Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Революция вломилась и в структуры его стиха, и в образ, сперва нагроможденный, а затем очищенный. В крушении старого Есенин ничего не терял и ни о чем не жалел. Нет, поэт не был чужд революции, — он был несроден ей. Есенин интимен, нежен, лиричен, — революция публична, эпична, катастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой.
Кем-то сказано, что каждый носит в себе пружину своей судьбы, а жизнь разворачивает эту пружину до конца. В этом только часть правды. Творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и — сломалась.
У Есенина немало драгоценных строф, насыщенных эпохой. Ею овеяно все его творчество. А в то же время Есенин «не от мира сего». Он не поэт революции.
Приемлю все, — как есть, все принимаю.
Готов идти по выбитым следам,
Отдам всю душу Октябрю и Маю.
Но только лиры милой не отдам.
Его лирическая пружина могла бы развернуться до конца только в условиях гармонического, счастливого, с песней живущего общества, где не борьба царит, а дружба, любовь, нежное, участие.
Такое время придет. За нынешней эпохой, в утробе которой скрывается еще много беспощадных и спасительных боев человека с человеком, придут иные времена, — те самые, которые нынешней борьбой подготовляются. Личность человеческая расцветет тогда настоящим цветом. А вместе с нею и лирика. Революция впервые отвоюет для каждого человека право не только на хлеб, но и на лирику. Кому писал Есенин кровью в свой последний час? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который еще не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, Есенин — песнями. Поэт погиб потому, что был несроден революции. Но во имя будущего она навсегда усыновит его.
К смерти Есенин тянулся почти с первых годов творчества, сознавая внутреннюю свою незащищенность. В одной из последних песен Есенин прощается с цветами:
Ну, что ж, любимые, — ну, что ж,
Я видел вас и видел землю,
И эту гробовую дрожь,
Как ласку новую, приемлю…
Только теперь, после 27 декабря, можем мы все, мало знавшие или совсем не знавшие поэта, до конца оценить интимную искренность есенинской лирики, где каждая почти строчка написана кровью пораненных жил. Там острая горечь утраты. Но и не выходя из личного круга, Есенин находил меланхолическое и трогательное утешение в предчувствии скорого своего ухода из жизни:
И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне,
Как о цветке неповторимом.
И в нашем сознании скорбь острая и совсем еще свежая умеряется мыслью, что этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказавши о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом — о себе самом.
Пусть же в чествовании памяти поэта не будет ничего упадочного и расслабляющего. Пружина, заложенная в нашу эпоху, неизмеримо могущественнее личной пружины, заложенной в каждого из нас. Спираль истории развернется до конца. Не противиться ей должно, а помогать сознательными усилиями мысли и воли. Будем готовить будущее! Будем завоевывать для каждого и каждой право на хлеб и право на песню.
Умер поэт. Да здравствует поэзия! Сорвалось в обрыв незащищенное человеческое дитя. Да здравствует творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин.»
А чтоб понять настроение самого Сергея Александровича советую прочесть одно из лучших его произведений – «Черный человек», завершенное в 1925 году.
«Есть группа, которая получила большинство и хочет реализовать это безумие, и мы не заинтересованы в том, чтобы быть ее частью», - уверенно сказала Шаша-Битон". Из СМИ.
Почти все школы и Университеты Израиля под контролем левого центра. Студенты и даже дети под постоянным прессом лево-либеральных, разрушительных идей. Профессоров и учителей иных взглядов преследуют, шельмуют, а часто лишают работы. Никакой свободы и демократии в большей части образовательной системы Израиля нет, и, похоже, никогда и не было. К счастью, есть ЦАХАЛ и сама жизнь. Эти учителя успешно перевоспитывают нашу молодежь: лечат от настоящего безумия предательских, лживых, нео-марскистких идей, которые, видимо, и исповедует Шаша Битон. Я не о том, будто в неокрепшие головы нужно вбивать одни лишь консервативные идеи. Следует, насколько это возможно, освободить детей и молодежь от политики и дать им то, что и должны давать школы и университеты - знания.
Когда работал в газете, меня "добоожелатели" учили уму-разуму: "Не трогай ты левых. Они агрессивны, жестоки и мстительны. Целее будешь. Лучше критикуй правых. Эти делом заняты, им некогда обращать внимание на тявкающих из подворотни. Так и досидишь в газете до пособия по старости". Не послушался, не досидел - и слава Б-гу.
С Нетаниягу себя никак не сравниваю. Но сам результат выборов заставил Биби замутить гнилое болото левизны. Не очень-то он и хотел этого, занятый, как всегда, упомянутым делом, но от самого характера коалиции никуда ему не деться. Отсюда и злобная, истеричная, лживая реакция левотни. Никогда они не умели проигрывать в честной драке и презирали, в глубине души, демократию, с обязательной свободой слова для тех, с кем они не согласны.
Сам себя спросил о самом удивительном, непостижимом в том мире, в котором еще квартирую. Нет, это не превращение коронавируса в обычный грипп, не таяние ледников Гренландии, не резкий поворот к АЭС, не президент Джо Байден и т.д. Ничто, на мой взгляд, не сравнится с высочайшим рейтингом старичка Вовы Путина в России. "Добрый" дедушка, чуть ли не каждый день, обещает всему живому на земле смерть от ядерной зимы. Всему, подчеркну. Он сам, возможно, и спрячется в спец. бункере, но русский народ, вместе с его "русским миром", неизбежно исчезнет. Так вот, совершенно невозможно понять, как можно одобрять политику того, кто честно признается в том, что отправит тебя на тот свет. Есть объяснение: даже в России никто Вовану не верит, все понимают: он, как обычно, лжет и пугает врагов бомбой. Допустим, но как можно доверять и любить патологического лжеца. Путин, правда, смягчил как-то обещанную массовую гибель своего населения: обещав райские кущи исключительно русскому народу, когда как всё человечество будет гореть в аду. Неужели кто-то принял за правду страшную, циничную шутку вождя? Быть такого не может: не так уж дик и невежественен народ русский. Утверждают так же: не Путину население верит, а своему холодильнику: пока железный ящик полон жратвой - и любой хозяин страны пригож. Согласен - повод убедительный, но от ядерной чумы в холодильник не спрячешься. Подозреваю: мне сразу же начнут поминать, самый известный и печальный приговор народу северной державы: его, мол, "умом не понять и рассудком не измерить". А в этом-то и самое страшное. Поэт - классик, в припадке любви к России, поставил своему же народу самый страшный, медицинский диагноз. Умом нельзя понять только тех, кто ума лишен, больных психически. И всё это не расизм, а очень похоже на правду, если вспомнить, как, в прошлом веке, немецкий народ фанатично и упорно строил рейх фюрера, а советский - коммунизм.
Король Иордании Абдалла II в интервью телеканалу CNN выразил обеспокоенность по поводу прихода в Израиле к власти "самого правого правительства в его истории".
В беседе с журналисткой Бекки Андерсон Абдалла II говорил о том, что в Иордании существует обеспокоенность по поводу тех израильских сил, которые добиваются изменения исторического статус-кво в Иерусалиме, и отметил, что у Аммана на этот счет имеются свои "красные линии".
"Если они хотят вступить с нами в конфликт, мы - готовы. Мне всегда хочется верить, что стакан наполовину полон, но у нас есть свои "красные линии". И если они захотят их подвинуть, мы с этим разберемся", - сказал он.
Собеседник CNN также предупредил, что от новой интифады, если она произойдет, не выиграют ни израильтяне, ни палестинцы.
На вопрос о Бен-Гвире король Иордании ответил, что за ним внимательно наблюдает не только Амман, но и весь мир. "Я верю, что в Израиле немало людей, которые обеспокоены не меньше нашего", - сказал он.
Вместе с тем Абдалла II отметил, что израильтяне имеют право выбирать тех, кого хотят видеть во главе страны, добавив: "Мы будем работать с кем угодно".
Раздел 42, позволяющий властям быстро высылать мигрантов, нелегально пересекающих границу между США и Мексикой, будет действовать на время дальнейшего рассмотрения Верховным судом иска, поданного 19 республиканскими штатами
Верховный суд США в понедельник оставил в силе постановление эпохи пандемии COVID, позволяющее американским властям быстро высылать нелегальных мигрантов, задержанных на границе США и Мексики. Данное решение является временным. Оно было принято с целью дальнейшего рассмотрения иска, поданного 19 штатами, оспаривающими решение администрации Джо Байдена о прекращении действия Раздела 42.
Суд удовлетворил просьбу группы генеральных прокуроров 19 республиканских штатов рассмотреть вопрос о том, могут ли они вмешаться в спор по поводу чрезвычайного приказа, известного как Раздел 42, и оспорить решение суда низшей инстанции о признании политики недействительной.
Представители республиканских штатов утверждают, что отмена действия Раздела 42 может привести к увеличению уже рекордного количества нелегальных пересечений американо-мексиканской границы.
Консервативный судья Нил Горсач вместе с тремя либеральными членами суда — судьями Соней Сотомайор, Еленой Каган и Кетанджи Браун Джексон — выразили несогласие с сегодняшним постановлением, которое оставило в силе действие Раздела 42.
Раздел 42 впервые был введен в действие в марте 2020 года при бывшем президенте Дональде Трампе в начале пандемии COVID-19.
Президент Джо Байден сохранял ограничения в силе более года после вступления в должность в 2021 году, несмотря на обещание отказаться от жесткой иммиграционной политики администрации Трампа.
Американские пограничники задержали в 2022 финансовом году рекордные 2,2 миллиона мигрантов на юго-западной границе страны. Почти половина задержанных были быстро высланы из США в соответствии с Разделом 42.
Администрация Байдена попыталась отменить Раздел 42 после того, как в апреле органы здравоохранения заявили, что такие ограничения больше не нужны для предотвращения распространения COVID-19, но эта попытка была заблокирована федеральным судьей в Луизиане.
Отдельно группа мигрантов-соискателей убежища, представленная Американским союзом гражданских свобод (ACLU), подала в суд на администрацию из-за этой политики, утверждая, что высылка в Мексику подвергла их риску похищений и нападений.
В этом случае окружной судья Эммет Салливан 15 ноября встал на сторону мигрантов и постановил, что Раздел 42, который использовался для высылки сотен тысяч людей с момента его создания, был незаконным. Салливан при этом предоставил администрации Байдена время до 21 декабря, чтобы подготовиться к окончанию действия ограничений.
Недовольные решением суда низшей инстанции генеральные прокуроры республиканских штатов попытались вмешаться в процесс, чтобы продолжить защиту Раздела 42 в суде. Когда 16 декабря федеральный апелляционный суд отказался приостановить исполнение решения судьи Салливана, республиканцы передали дело в Верховный суд.
В Белом доме заявили, что администрация выполнит сегодняшнее решение Верховного суда.
«В то же время мы продолжаем нашу подготовку к безопасному, упорядоченному и гуманному управлению границей, когда Раздел 42 в конечном итоге будет отменен, и продолжим расширять законные пути для иммиграции», — говорится в заявлении пресс-секретаря Белого дома Карин Жан-Пьер.
Губернатор штата Нью-Йорк Кэти Хокул заявила, что она намерена жёстко бороться с теми, кто будет заниматься спекуляцией во время стихийного бедствия, сообщает 27 декабря телеканал Fox News.
Она предупредила, что взвинчивание цен будет преследоваться в судебном порядке.
«Завышение цен является незаконным. У нас есть генеральная прокуратура, и наше государство готово расследовать любые жалобы на взвинчивание цен», — сказала Хокул.
Она заклеймила позором тех, кто в такой тяжёлый момент наживается на предметах первой необходимости, и пригрозила им тяжёлыми последствиями.
Хокул также добавила, что власти очень внимательно будут следить за деятельностью страховых компаний, чтобы все пострадавшие от стихии получили положенные им страховые премии.
Напомним, что на штат Нью-Йорк обрушились сильнейшие снегопады, в результате чего погибли десятки человек.
«Большой дырой» в долгосрочной стратегии Соединённых Штатов является в современных геополитических условиях торговая и внешнеэкономическая политика американского президента Джо Байдена. Об этом 28 декабря говорится в статье газеты Independent.
Уточняется, что, хотя президент США ранее назвал нынешнее десятилетие «решающим», эти слова вряд ли отражают период, когда великие державы начали соперничество и созданный американской стороной миропорядок могут «насильственно разрушить» Россия и Китай.
Также указывается, что, по мнению издания, Россия является для американской стороны «неотложной» проблемой, а Китай — «более серьезной угрозой», так как он способен свергнуть США «с трона выдающейся мировой державы».
Кроме того, отмечается, что Байден ранее «смягчил» желание разделить мир на «демократии и автократии» после ряда региональных встреч на высшем уровне.
«Большая дыра в его стратегии — отсутствие привлекательной экономической и торговой политики, которая могла бы еще теснее связать союзников и друзей», — говорится в публикации.
Помимо того, уточняется, что во внешнеэкономической политике нынешней администрации США слишком «много протекционизма»: субсидии в «зелёные» технологии и производство полупроводников, а также ограничение доступа КНР к передовым чипам.
«Эта политика вызывает напряжённость в отношениях с европейскими и азиатскими союзниками, ограничивая доступ к американскому рынку, ограничивая экспорт в Китай и отвлекая инвестиции», — поясняется в статье.
27 декабря бывший госсекретарь Соединенных Штатов Америки Генри Киссинджер в интервью The Wall Street Journal назвал причину современного «вакуума лидерства», имеющего прямое отношение к действующим руководителям государств.
Что такое «благословенное» изгнание? Где пребывает Всевышний? И когда будет обеспечено триединство Израиля? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ваигаш.
После Второй мировой войны в Касабланке встретились два еврея, и один заявил другому: «У каждого еврея, которого вы здесь встретите, есть какой-то проект или идея, которую они готовы воплотить в жизнь ради своего народа и своего языка. Кто-то открывает клуб иврита в Сафи, кто-то в Эс-Сувейре, а через два дня – еще в каком-нибудь городе, где будут преподавать уроки иврита молодым и старым… Кто-то создает хор, исполняющий песни на иврите, и строит школы с преподаванием на иврите. А кто-то сочиняет песни на иврите… Есть те, кто пишет ивритско-французский словарь, и есть другие, пишущие учебники для еврейских школ, а также речи для еврейских клубов…»
Об этом рассказывает журналистка Haaretz Энесс Элиас.
Она цитирует диалог, описанный историком Давидом Геджем в книге «Свет на Западе: еврейская культура в Марокко, 1912–1956». Именно эти годы, по мнению исследователя, отмечены расцветом еврейской культуры в североафриканской стране. Даже если творчество марокканских евреев было ограниченным по объему, оно включало прозу, научную литературу, поэзию и переводы, которые в совокупности составили значительный культурный пласт.
Основная мысль Геджа в том, что расцвет еврейского языка и культуры в Марокко в начале и середине прошлого века был образцом для организации подобных процессов во всем мире.
Опираясь на теорию политолога Бенедикта Андерсона о «воображаемых сообществах», которые, среди прочего, объясняют силу письменного слова формированием национального самосознания, Гедж подчеркивает: «Распространение текстов на иврите среди евреев диаспоры создало чувство единой национальной идентичности и помогло создать воображаемое трансграничное сообщество, которое было объединено языком и культурой».
В книге «Свет на Западе» Гедж, специалист по евреям в исламских странах, преподающий в Еврейском университете в Иерусалиме, подробно рассказывает о еврейской культуре в Марокко. Он буквально воскрешает утраченную историю путем тщательной архивной работы. В числе его источников сотни писем марокканских активистов, пропагандировавших иврит среди людей, живших на Земле Израиля, а также тексты, раскрывающие совокупность творческих усилий, одновременно трогательных, забавных, обыденных и при этом исторически значимых.
Марокканское еврейство в рассматриваемый период находилось в стадии секуляризации, начавшейся в 19 веке и набравшей обороты в начале 20-го, когда появилась вестернизированная элита.
Эта элита по большей части состояла из выпускников различных учебных заведений, связанных с организацией «Всемирного альянса исраэлитов», базировавшегося в Париже и распространявшего французский язык и культуру. Прозападные евреи могли выезжать за пределы Марокко благодаря глобальной сети альянса. Они обменивались идеями, привозили домой всякие новшества и воспринимали вестернизацию как культурный и символический капитал.
Когда же среди евреев Марокко, наряду с французским, распространился иврит, — среди прочего через газеты и книги, ввозимые в страну купцами и иммигрантами, — это сделало возможным появление «текстовой сети», как называет ее Гедж. Иврит предоставил евреям возможность общаться друг с другом, не привязываясь к тому или иному месту, а лишь в силу общей национальной идентичности.
Образованные евреи Марокко, которые жили в основном на побережье, в Касабланке и Танжере, на заре 20 века начали писать для еврейской прессы Европы, рассказывая истории о жизни своей общины.
Одним из таких авторов был поэт и ученый раввин Давид Элькаим из Эс-Сувейры, что на западе Марокко. Он писал для выходившего в Варшаве журнала Hatzfira. Как и другие марокканские евреи, Элькаим читал все значимые книги и газеты своего времени, превосходно описывал опыт образованной элиты своей страны и демонстрировал исключительное владение ивритом.
Элькаим — один из создателей канона бакашот, или молитвенных песен: это «явный случай шаатнеза, созданного в Марокко», — пишет Гедж, сравнивая одежду из смешанной льняно-шерстяной ткани, запрещенной галахой, с контаминацией «движения Просвещения и национального движения, а внутри него — нового еврейского движения».
Автор книги описывает различные учреждения в Марокко, которые распространяли иврит и оставили после себя обширную документацию. Одним из них была газета «Ор Хамаарав» («Свет Запада»), издававшаяся на иудео-арабском диалекте, а также на иврите и французском в Касабланке в 1922-1923 годах. Ее издатели, братья Шломо и Авраам Хадида, также владели небольшим магазином возле синагоги в городской меллахе (еврейском квартале).
Наряду с религиозными книгами, братья продавали учебники по грамматике иврита, а также газеты из Палестины, Туниса и Европы. Магазин стал местом для встречи раввинов, ученых и других хорошо образованных людей, большинство которых принадлежало к местной европеизированной общине. Газета братьев Хадида, выходившая два раза в месяц, была переведена на иудео-арабский язык с целью охватить аудиторию, не принадлежащую к образованной элите.
Столкновение взглядов на иудаизм
Вторая мировая война привела к драматическим изменениям в еврейской общине Марокко. При режиме Виши те немногие евреи, которые занимали государственные должности, были уволены, им запретили заниматься свободными профессиями. Евреям, проживавшим в европейских кварталах марокканских городов, было приказано покинуть свои дома и переселиться в меллахи.
Как пишет Гедж, «для европеизированных и прозападных евреев мечта об интеграции рухнула». После войны сионистские организации, обосновавшиеся в стране в 1930-е годы, и «Всемирный альянс исраэлитов» объединили свои усилия, убежденные, что национальный дом еврейского народа находится на Земле Израиля.
Однако в Марокко были и те люди, которые выступали против светских взглядов, характерных для выпускников школ альянса.
После войны сирийский еврей Йосеф Шама основал образовательную сеть под названием «Оцар ха-Тора». Цель его заключалась в том, чтобы использовать современные методы обучения в воспитании религиозной еврейской идентичности, а не национальной или универсальной. В 1951 году в Марокко прибыли первые эмиссары движения «Хабад» и через несколько лет, с согласия раввинов общины, создали ряд учебных заведений, в том числе ешивы в городах, а также семинарии для девочек и талмуд-торы для мальчиков в отдаленных районах.
По словам Геджа, «Хабад» принес в Марокко ортодоксальный иудаизм. Его учреждения можно было обнаружить более чем в 50 деревнях, в том числе весьма изолированных, в южной части страны — там, где альянс никогда не работал. В отличие от «Оцар ха-Тора» и альянса, «Хабад» использовал консервативный религиозный подход в обучении как учеников, так и учителей. Учебная программа была сосредоточена на Торе и текстах на иврите. Появление этого движения ознаменовало зарождение ультраортодоксии в Марокко.
В те же годы еврейские общины по всему миру вели жаркие споры о природе еврейского образования. Положение западноевропейского еврейства после Холокоста беспокоило многих лидеров общин, и они стремились подчеркнуть ценность традиционного еврейского образования. Гедж говорит, что эти же опасения разделяли прозападные и европеизированные евреи во многих общинах исламского мира.
Между тем, еще в 1916 году марокканский журналист Хаим Толедано писал, что религия теряет свою способность объединять еврейскую общину, особенно молодое ее поколение, получившее образование в школах альянса. Многие западные евреи поколения Толедано не хотели давать своим детям религиозное образование, но в то же время не хотели и полного разрыва с религией. Вместо этого они стремились добавить больше материалов, связанных с Торой и ивритом, в учебную программу «Всемирного альянса исраэлитов».
«Цивилизационная миссия»
Альянс никогда не пытался интегрировать культуру марокканского еврейства, с ее традиционалистским характером, в западную культуру. Наоборот, он способствовал именно западной культуре и стремился вестернизировать евреев исламского мира. Лидеры альянса осуждали традиционные еврейские обычаи, передававшиеся из поколения в поколение, и ритуалы, которые они считали суевериями.
Гедж пишет, что альянс смотрел свысока также на арабский язык и культуру и в результате не использовал иудео-арабский в своих учреждениях. Он утверждает, что на преподавателей альянса влияла «цивилизационная миссия» организации, но не всегда в лучшую сторону. Например, в учебном заведении в Касабланке будущие учителя знали о сионистской культуре рабочих на Земле Израиля, о кибуцах, службах общественного здравоохранения, о политических лидерах и культурных деятелях, включая Зеева Жаботинского, Шауля Черниховского, Рахель Блувштейн, Хаима-Нахмана Бялика и Ахад ха-Ама. Они знали об истории еврейского народа, но ничего не знали об истории евреев Марокко.
Несмотря на мощный культурный натиск Запада, сионистским деятелям из Европы и Земли Израиля не удалось стать лидерами марокканских евреев: они были маргинализированы представителями более широкого сообщества.
В Марокко, как и в большей части исламского мира, еврейская культура укоренилась в виде традиционной и религиозной. Светская культура не развилась так, как в Европе. Иврит укоренялся не только в школах и в прессе, но и в синагогальном богослужении. «Хоры пели на собраниях «Онег Шабат», сочинения писались для литературных конкурсов на уроках иврита, а пьесы на иврите ставились по праздникам», — рассказывает Гедж.
Так, раввин Давид Бузагло, знаменитый создатель пиютов (литургической поэзии), считался звездой клуба «Любители языка» в Касабланке — ассоциации, занимавшейся распространением иврита и культуры. Многие из его стихов, положенных на музыку популярного певца Абд аль-Ваххаба, демонстрируют естественную интеграцию популярного с сакральным, традиционного с современным. Этот синтез был характерен для евреев Марокко и способствовал распространению иврита и еврейской культуры в широких массах.