Глава службы военной разведки ЦАХАЛа (АМАН), генерал-майор Аарон Халива на конференции, проводимой Институтом исследований национальной безопасности (INSS), в своей речи большое внимание уделил Ирану. Он заявил, что по мере усиления давления на Тегеран, его реакция на различные события становится все более агрессивной. По словам Халива, Иран – повсюду.
"Я не уверен, что в мире хорошо понимают мощь, которой обладает Иран на глобальном уровне. Но, если в Лондоне готовятся к возможному удару Ирана, они знают, о чем говорят. США готовятся к иранскому террору", – заявил глава АМАН.
Говоря о том, что Иран пытается вмешиваться во все события, генерал-майор Халива привел в пример то, что Тегеран думал о том, чтобы нанести удар по Чемпионату мира по футболу в Дохе, но его от этого удерживает возможная реакция Катара.
Комментируя сотрудничество Москвы и Тегерана, глава военной разведки отметил, что от России Иран за свою помощь может требовать финансовую помощь, а также плату в виде разведданых и оружия.
Аарон Халива также заявил, что в ближайшее время следует ожидать более агрессивных действий Ирана в регионе и в мире.
Телеканал "Кешет" сообщил о прогрессе на коалиционных переговорах по вопросу распределения портфелей.
Согласно опубликованной информации, глава "Ционут Датит" получит пост министра финансов. Партия Смотрича получит также портфель министра в министерстве обороны с полномочиями, касающимися гражданских вопросов в Иудее и Самарии.
Арье Дери возглавит МВД. ШАС получит также министерство развития Негева и Галилеи и министерство по делам религий. На минрелигий претендовала также партия "Ционут Датит". Сохранение этого министерства за ШАС может считаться большим достижением Арье Дери.
Дери будет исполняющим обязанности премьер-министра.
Партия "Оцма Иегудит" получит портфели министра внутренней безопасности и министра сельского хозяйства. Ранее в "Оцма Иегудит" заявляли, что не откажутся от требования возглавить министерство развития Негева и Галилеи. Намерение передать партии Итамара Бен-Гвира министерство сельского хозяйства является "компенсацией", однако источники в "Оцма Иегудит" отмечают, что с ними этот вопрос никто не согласовывал.
В "Ликуде" поспешили опровергнуть эту информацию. Ультраортодоксальный журналист Яаков Ривлин цитирует слова "очень высокопоставленного" источника в "Ликуде": "Все публикации последних часов и минут неточны. Будьте готовы к неожиданностям", – сказал источник.
Отметим, что публикации о прогрессе на переговорах появились после длительной встречи главы "Ликуда" Биньямина Нетаниягу и лидера "Ционут Датит" Бецалеля Смотрича, а также рабочих групп на переговорах между партиями.
В "Ционут Датит" отказались прокомментировать эту информацию. Как сообщает "Аруц 7", через несколько часов ожидается еще одна встреча между Биньямином Нетаниягу и Бецалелем Смотричем.
Отметим, что даже если будет достигнуто соглашение по распределению портфелей, перед Нетаниягу останется немало проблем. Ему предстоит согласовать с коалиционными партнерами основные принципы работы правительства, его повестку дня, а также сообщить депутатам от "Ликуда", какие портфели они получат. Ожидается, что правительство будет приведено к присяге не ранее 28 ноября.
Сообщение о предстоящем мероприятии, вероятно, появилось на сайтах готовивших его организаций значительно раньше, но внимание на него обратили всего за несколько дней до даты его запланированного проведения. Назначено оно было на 9 ноября – день, когда многие люди в мире коллективно вспоминают о том, что 84 года назад даже самые беспечные и патриотичные евреи в Германии должны были понять, что их ожидает: в так называемую "Хрустальную ночь" горели синагоги, разъяренные толпы врывались в дома и гнали беспомощных евреев по улицам, а тысячи были заперты в концентрационных лагерях. Достаточно горько, хотя уже стало привычным, что в этот день политики повсюду льют крокодильи слезы и провозглашают вечное и ничего не значащее "Никогда больше!" Но в этом году нашлись германские институции, политики и чиновники, которым этого показалось мало и которые решили откровенно плюнуть в память о жертвах Холокоста.
Одно из них, представляя себя, сообщает на своем сайте: "Как глобально активный культурный институт Федеративной Республики Германия, мы стремимся содействовать взаимопониманию между Германией, Европой и миром". О том, как своеобразно реализуется это "взаимопонимание" отделением Института им. Гёте в Тель-Авиве, еврейская пресса уже не раз писала. Так что не слишком удивительно, что именно этот "культурный институт" запланировал именно 9 ноября дискуссию на тему "Понимание боли других". В этот день вместе с не менее известным своей антиизраильской позицией Фондом им. Розы Люксембург (организацией, близкой к партии-преемнице СЕПГ) они решили пригласить поразмышлять на тему "Холокост, Накба и культура памяти". Они, видимо, сочли, что один Холокост в этот день не способен привлечь достаточно внимания, а потому его нужно соотнести, например, с тем, что палестинские арабы называют "Накба" ("катастрофа"). И поясняют: "Спустя почти 75 лет после его основания, память в Израиле остается политически спорной территорией. Евреи сосредоточены на Холокосте, а палестинцы – на роковом 1948 г., когда сотни тысяч людей бежали и были изгнаны еврейскими боевиками, что по-арабски известно как Накба (катастрофа). В своей книге "Понимание чужой боли“ журналистка Шарлотта Видеман выступает за новую эмпатическую культуру памяти, которая учитывает интересы разных сторон и поощряет солидарность вместо конкуренции между жертвами".
Это не только исторически неверно, и не только является оскорблением для каждого человека, чей интеллект хотя бы на вершок выше асфальта. Следует иметь в виду, что этот бред несут представители той самой "культурной нации", чьи бабушки и дедушки жгли синагоги, гнали евреев по улицам, а позже отправляли их в газовые печи, приступив к осуществлению самого страшного и масштабного из всех насильственных преступлений современности – систематическому уничтожению европейского еврейства.
Нужно быть полнейшим подлецом и негодяем, чтобы назвать "соревнованием жертв" ссылку на то обстоятельство, что в 1948 г. арабские пропагандисты по всему Израилю призывали проживающих в стране "братьев и сестер" не стоять на пути арабских армий, которые хотели "загнать евреев в море", а запереть свои дома и на время укрыться где-либо. Им обещали, что через некоторое время они смогут вернуться в "свободную от евреев" страну. Арабские "братья", однако, были не в восторге, поэтому потомки этих людей по сей день нередко не могут влиться в общества соседних арабских стран и содержатся в лагерях беженцев как получатели помощи от ЕС, поскольку не должны конкурировать с местным населением на рынке труда.
Нужно быть либо полным невежей, либо полным негодяем, чтобы делать подобные сравнения. Нельзя исключить, что в Фонде им. Розы Люксембург и Институте им. Гёте достаточно и тех и других. Но ведь есть же Министерство иностранных дел ФРГ, щедро финансирующее Институт им. Гёте, и государственные организации, не менее щедро и, видимо, бесконтрольно осыпающие деньгами налогоплательщиков сомнительные партийные фонды. Неужели там не нашлось никого, способного остановить это безумие? объяснить ответственным недопустимость подобных параллелей? Увы, с этим были проблемы и прежде, а уже при нынешнем правительстве…
Пришлось реагировать другим. МИД Израиля призвал отменить запланированное мероприятие, подчеркнув: "Министерство иностранных дел испытывает шок и отвращение от вопиющего презрения к Холокосту, а также от циничного и манипулятивного намерения связать два события с единственной целью – опорочить Израиль… Наша позиция состоит в том, что проведение такого мероприятия постыдно, оно не должно проводиться вообще, а не только в годовщину "Хрустальной ночи".
Бывший посол Израиля в ООН, а ныне посол в Германии Рон Просор подверг критике не только тему конференции, но и то, что в качестве места ее проведения выбран Израиль: "В день памяти ноябрьских погромов 1938 г. в Германии Институт им. Гёте и Фонд им. Розы Люксембург решили преуменьшить трагедию Холокоста. А из всех мест для проведения конференции выбрали именно Израиль. Это возмутительно".
Руководитель мемориального комплекса "Яд ва-Шем" Дани Даян заявил, что речь идет о "недопустимом искажении Холокоста". Матан Пелег, генеральный директор объединения "Им Тирцу" и автор книги "Государство на продажу", в которой раскрывается глубина участия и влияния зарубежных стран на происходящее в Израиле, сказал: "Новое правительство должно пересмотреть отношения с Германией. Мы благодарим немцев за помощь в нашей защите, но невозможно, чтобы в то же время Германия продвигала в органах, финансируемых федеральным правительством, нарратив о равнозначности Накбы и Холокоста. Это то, что должно быть немедленно остановлено…"
Мерав Хаджадж из форума "Выбирая жизнь", который представляет семьи погибших, сказала: "Правительство Германии позорит память о Холокосте, позорит павших солдат и семьи погибших. Накба – это выдуманная концепция, цель которой состоит в том, чтобы отрицать существование Государства Израиль. Мы заплатили очень высокую цену за защиту этой страны, правительство Германии должно вмешаться в защиту права Израиля на существование".
Раввин Авраам Купер, один из руководителей Центра Симона Визенталя (SWC), выступил со следующим заявлением: "То, что любой немец произносит "Шоа" и "Накба" на одном дыхании, достойно презрения. Нет ничего плохого в том, чтобы изучить чувства палестинцев, но связывать палестино-израильский конфликт с "окончательным решением еврейского вопроса" нацистской Германией, в результате которого было убито 6 млн невинных евреев, в том числе 1,5 млн еврейских детей, – это чудовищное оскорбление жертв Катастрофы, еврейского Государства Израиль, людей, переживших Катастрофу, и исторической правды. Проведение подобной дискуссии в Израиле в годовщину "Хрустальной ночи" фондом левой немецкой политической партии в уважаемым Институтом им. Гёте является одиозной провокацией. SWC призывает Институт им. Гёте отменить проведение этого мероприятия и призывает премьер-министра Израиля Лапида потребовать этого. Германия и Израиль на протяжении десятилетий работали над тем, чтобы выстроить новые отношения из пепла нацистского Холокоста и установили прочные связи. Но ни один немец, независимо от его политической принадлежности, не имеет права участвовать в принижении Катастрофы или способствовать дальнейшему распространению большой лжи о том, что Израиль относится к палестинцам так же, как нацисты относились к евреям".
Живущий и работающий в Берлине израильский журналист Эльдад Бек, сын жертвы Холокоста, написал в Facebook: "Вся эта история с конференцией… дошла до меня на следующий день после посещения Освенцима. Суть очень проста: если мы не дадим немцам понять, что того, что было в наших отношениях, с сегодняшнего дня больше не будет, и мы больше не готовы принимать их патологическое лицемерие в отношении памяти о Холокосте и уроках, извлеченных из него, мы предадим память всех жертв Холокоста. Мы станем причиной их повторного убийства немцами. Послание должно быть более четким: все немецкие подрывные действия против памяти о Холокосте и против существования еврейского государства должны быть остановлены… Правила игру нужно полностью изменить. Не устраивает немцев? Пусть идут в ад. За справедливость!"
В Германии реакция была весьма сдержанной. Еврейские функционеры промолчали, не желая злить прикармливающее их правительство. Президент Германско-израильского общества Фолькер Бек обратился в Институт им. Гёте и МИД ФРГ (тот самый, который ранее заявляло, что "уникальность Холокоста никогда не должна ставиться под сомнение и является само собой разумеющимся для внешней культурной и образовательной политики Германии и элементарной основой для сотрудничества со всеми посредническими организациями") с просьбой отменить дискуссию или хотя бы перенести ее на другую дату. В Фонде им. Розы Люксембург промямлили нечто невнятное, призванное означать осознание допущенного промаха, но лишь в выборе даты. Институт им. Гёте сообщил: "Память о Холокосте и увековечивание памяти его жертв – центральные направления работы института, им посвящено множество проектов. Сожалеем, что выбор даты дискуссионного мероприятия вызвал возмущение. Поэтому, после консультаций с участниками конференции, было решено перенести ее на 13 ноября".
Да простят нас читатели за некоторую пошлость, но уж больно это похоже на старый советский анекдот. Поздно вечером приходит мужик домой. Вдребезги пьяный и с мокрыми штанами. На недоуменный вопрос жены по поводу штанов объясняет: "Да это я мочился на улице. Подошел мент и заорал: "Ты что делаешь! Спрячь сейчас же и перестань!" А я спрятал, но назло ему не перестал".
В начале 1990‑х годов на одном культурном мероприятии в Тель‑Авиве я познакомился с пожилым еврейским актером, приехавшим в Израиль из Румынии. Назову его здесь Гедалья Грин. Это был высокий грузный мужчина, немного полысевший, с красноватым лицом. Он носил очки с толстыми линзами и всегда выглядел аккуратно, со вкусом одетым. В тель‑авивском городском ландшафте он смотрелся удивительно по‑европейски. Мы подружились, время от времени встречались в кафе на улице Бен‑Иеуда, несколько раз я бывал у него дома, недалеко от тель‑авивского порта. Мне очень нравилось беседовать с Гедальей на идише, вернее, слушать его воспоминания из жизни еврейского театра, которые он передавал необычайно интересно, густо приправляя свои рассказы юмором.
Кроме того, мы обсуждали новости идиш‑бранжи в Израиле, и Грин всегда старался остудить мой юношеский пыл и мое неизменное желание улучшить ситуацию с идишем в стране. Он всеми силами старался увести меня от моего максималистского и бескомпромиссного подхода, при этом прекрасно понимая и поддерживая мои идеи и стремления. Одновременно он пытался меня убедить в том, что с разными людьми нужно ладить, иногда закрывая глаза на глупость и недостатки, меньше бороться и всегда искать пути к сотрудничеству.
На мои возражения он отвечал: «Я старше тебя более чем на сорок лет, прожил жизнь, прошел через огонь и воду и даю тебе мудрые советы “без гроша денег”. Спустя годы ты вспомнишь меня и скажешь сам себе: “А ведь Гедалья Грин был прав…”»
И действительно, вспоминая те времена, я понимаю, насколько был тогда наивным и вместе с тем непримиримым максималистом. Разумеется, с возрастом мир перестает видеться только в черно‑белом цвете, начинаешь замечать многочисленные краски, оттенки, отблески… И сегодня я нередко и совершенно искренне говорю себе: «Гедалья Грин таки был прав».
В конце 1990‑х годов в Тель‑Авиве разгорелся острый конфликт между двумя ведущими организациями в области культуры идиша. Все это широко обсуждалось в идишской прессе, сопровождалось многочисленными спорами, скандалами и обоюдно обвиняющими письмами. Вместо того чтобы объединить усилия на благо угасающих искорок идиша, которые тогда еще теплились в Израиле, оба сообщества буквально пили кровь друг друга. Поскольку в указанное время я работал в одной из этих организаций, то принимал упомянутый конфликт близко к сердцу, пропуская через себя все его нюансы. В один из дней я пришел к Гедалье Грину домой и выплакал перед ним свою душу, при этом поклявшись, что никогда в жизни не прощу противоборствующую сторону и моя нога не ступит на их порог. Гедалья выслушал меня внимательно, спокойно улыбнулся и сказал:
— Прошу тебя, воздержись от своих клятв и бойкотов, это совершенно излишне. Откуда ты можешь знать, какие сюрпризы преподнесет тебе жизнь? Не будь настолько упертым, ты ведь знаешь, как говорят, что с бедой нужно переспать ночь. Сейчас ты разгорячен, поэтому, не задумываясь, наложил на кого‑то херем , погоди, остынь немного…
— Я поклялся совершенно осознанно и не знаю, что должно произойти, чтобы я поменял свое мнение и нарушил эту клятву, — настаивал я на своем, не будучи готов ни к какому компромиссу.
— Если так, — сказал Гедалья, — то послушай‑ка мою собственную историю, возможно, она смягчит тебя и научит отказываться от ненужных обетов.
Гедалья уселся поглубже в кресло, снял очки, задумался на мгновение и с серьезным лицом начал рассказывать.
— Даже и не знаю, с чего начать… Я ведь говорил тебе, что родом из Черновиц . Я рос в состоятельной семье, мой отец был зубным врачом, а мать — преподавателем фортепиано. У нас была красивая квартира в самом центре города, буквально напротив «Темпеля» . Ты ведь знаешь Черновицы… Мой отец хотел, чтобы я пошел по его стопам, и был уверен, что я тоже стану изучать стоматологию, но я мечтал о чем‑то другом… С детства я был влюблен в еврейский театр, ходил на все спектакли по нескольку раз, большинство текстов знал наизусть. Моя мечта заключалась в игре на сцене, при этом у меня был красивый голос и я неплохо пел. Отцу не нравилось мое увлечение театром, но после долгих уговоров он разрешил мне учиться в драматической студии. С пятнадцати лет я почти каждый день после обычной школы бежал в «Тойнби‑Халле» , где посещал занятия по сценическому искусству. Мы не просто ставили и играли пьесы, там была серьезная учебная программа и удивительные педагоги, которые вкладывали в нас всю душу. Иногда я размышляю о том, что знания, полученные нами в ту пору, не уступают сегодняшним университетским.
Когда началась война, нас всех услали в гетто в Транснистрию . Что мы там пережили, я не должен тебе рассказывать, ты сам знаешь достаточно. Мои родители, оба, остались навечно в Бершади, а мы с сестрой выжили. Я был здоровым парнем и работал тяжело за пределами гетто, поэтому кусок хлеба, по крайней мере, у нас был.
После освобождения мы с сестрой поехали обратно в Черновицы, где я быстро понял, что жить под советской властью будет невыносимо. Мы не захотели оставаться в советском «раю». Зимой 1946 года всеми правдами и неправдами нам удалось перейти границу и добраться до Бухареста. Поскольку румынский был моим вторым родным языком, я довольно легко устроился на временную работу, чтобы не нуждаться в самом необходимом. Мы сняли комнатку, сестра пошла на медицинские курсы. Тем не менее я был полон надежды, что начну новую жизнь, а главное, смогу играть в театре.
Как только в августе 1948 года я услышал объявление о создании государственного еврейского театра, я сразу побежал туда на прослушивания. К счастью, меня тут же приняли в труппу, а когда я рассказал, что перед войной учился в черновицкой театральной студии и назвал имена своих педагогов, всякие вопросы вообще отпали.
Что я могу тебе сказать? В тот момент в мире не было человека счастливее, чем я. Понимаешь, когда мечтаешь о какой‑то возвышенной вещи и мечта превращается в явь, что может быть лучше и красивее?
На этой фразе Гедалья разволновался: его лицо еще больше раскраснелось, при этом он оживленно жестикулировал. Его настроение передалось и мне.
— Вас приняли в труппу театра или на конкретную роль? — поинтересовался я.
— Конечно, в труппу, на полную ставку. Я тогда был переполнен радостью, — продолжил он, — но только со стороны кажется, что театр — это сцена, свет рампы, цветы и аплодисменты. На самом деле это тяжкий ежедневный труд. Порой «выплевываешь легкие», пока роль не станет такой, какой должна быть. Но я каждый день благодарю судьбу за то, что осуществилась моя мечта.
Еврейскому театру в Бухаресте я обязан не только моей профессиональной карьерой, но и моей чудесной семьей. Осенью 1949 года в труппу приняли актрису неземной красоты. Когда я увидел ее, сразу влюбился по уши, прикипел к ней и твердо решил: она будет моей женой. Думаешь, я не сдержал слова? Вот же она! — Гедалья громко рассмеялся и кивком головы указал на свою жену Перл, которая хлопотала на кухне.
— И что, она сразу поддалась вашему напору? — попытался я поддержать шутливое настроение.
— Послушай, если я для себя окончательно решил, то у нее уже не оставалось другого выбора. Тогда было так, теперь все наоборот: она — хозяйка в доме, а мое мнение никого не интересует, — рассмеялся он еще громче. — Короче, мы поженились, жили вполне прилично, через год родился наш сын, его назвали Беньомин, в честь моего отца.
Все было неплохо. Мы оба работали в театре. Возможно, не всем известно, что жизнь за кулисами не так красива, как спектакль на сцене. В каждом театре взращиваются тонны эго, не прекращается внутренняя борьба, процветает зависть, которая зачастую приводит к ненависти. Есть интриги, сплетни, наговоры, а чего нет?.. Твои сегодняшние проблемы — это просто детские игры по сравнению с тем, на что я насмотрелся и чего наслушался по ту сторону театрального занавеса. Но вопреки всему было и много хорошего. Была дружба, собирались вместе, весело проводили время. Во время гастролей еще больше сближались.
У меня в театре были хорошие друзья, но лучшим другом был… ну, так и быть, его звали Гершл… — Гедалья немного поколебался и решил не называть фамилию. — Мы были больше чем друзья, буквально братья, не имели друг от друга никаких секретов. Он родился в местечке Строжинец, очень недалеко от Черновиц, во время войны также был в Транснистрии, в Шаргородском гетто. Но познакомились мы уже в Бухаресте, в театре.
В гетто он тоже потерял всех своих близких и с тех пор жил в постоянной депрессии. У меня хотя бы была сестра, а он остался совсем один на свете — одинок, как камень. Я действительно любил его как родного брата, он глубоко вошел в мое сердце. И я всеми силами старался вернуть его к нормальной жизни. С девушками ему не фартило, он знакомился, но более чем пару раз с ним ни одна не встречалась. Кому хочется арайнкрихн мит а гезунтн коп ин кранкн бэт . Такой вот горемыка. При этом Гершл был исключительно талантлив, потрясающий актер, шикарный голос!.. На сцене он оживал и расцветал, буквально приобретая нешоме‑йетирэ , но после спектакля снова возвращался к своей морэ‑шхойрэ . Моя Перл почти сразу заметила, что он начал прикладываться к бутылке. Меня это очень страшило, потому что в его душевном состоянии можно было легко превратиться в пьяницу и абсолютно деградировать. Много часов мы проводили в беседах. Гершл изливал передо мной свою сердечную горечь, а я непрестанно искал тему за темой, только чтобы вытащить его из того темного угла, в который он сам себя заточил. Мы были одного возраста, несмотря на все пережитое, я был полон жизнелюбия, а он в свои двадцать шесть имел старую измученную душу. Разумеется, я не психолог, но считал своим долгом вернуть этого парня ко внутреннему равновесию, излечить его израненное сердце и отвлечь, насколько было возможно.
Короче, в конце 1950‑х годов положение в Румынии ухудшилось. Экономически страна всегда была отсталой, к этому мы уже привыкли, но политическая ситуация обострилась не на шутку. Мегаломанские планы коммунистов росли и буйствовали, секуритате свирепствовала, число арестов росло, и, естественно, те евреи, которые там еще оставались, первыми попадали под подозрение. В начале 1960‑х не проходило пары месяцев, чтобы кого‑то из театра не вызвали на допрос или не арестовали. Перл, боясь остаться одна с ребенком на руках, умоляла меня уйти из театра и найти другую работу. Но я не представлял свою жизнь без сцены и ничего не хотел слушать. Я был далек от политики и считал, что мне нечего бояться.
Однажды, придя в театр, это было в декабре 1960 года, я узнал от вахтера, что ночью забрали Гершла. Неподдельный ужас охватил меня, я оцепенел, будто получил бревном по голове. Зная о своем друге все, вплоть до интимных подробностей, я понимал, что его связь с политикой была такой же правдой, как и то, что я — прима китайского балета. «Что за глупость? — твердил я себе. — Конечно, трудно ручаться за других, кто может быть уверен, что творится за чужой дверью? Но Гершл?.. Это невозможно, готов отдать голову на отсечение!» Я ходил как в воду опущенный, не зная, что делать и, будучи не в состоянии играть на сцене, попросил отпуск в театре. Но это был лишь первый удар…
2 февраля 1961 года пришла моя очередь. Ночью в нашу квартиру ввалились двое из секуритате, буквально стащили меня с кровати, с завязанными глазами посадили в автомобиль и куда‑то повезли. Спустя время, тянувшееся мучительно долго, меня втолкнули в какую‑то ужасающую комнатку, освещенную тусклым светом, где стояли стол и стул. Следователь, худой смуглый румын с крупными густыми усами, предъявил мне обвинение в ведении в театре националистической антикоммунистической агитации, распространении запрещенных материалов, подталкивающих евреев подавать прошения на выезд в Израиль. Разумеется, я все отрицал, сопротивляясь изо всех сил, утверждал, что это высосано из пальца. Но на каждое мое возражение был ответ, что имеются свидетели, письменно подтвердившие эти обвинения.
Вначале следователь говорил ровно, даже создавалось впечатление, что он на моей стороне и хочет помочь. Но вдруг в мгновение ока он вскочил и схватил меня за чуприну… Да, не смейся, у меня когда‑то была красивая чуприна, — Гедалья саркастически усмехнулся. — Следователь заорал и, дико глядя на меня, с размаху ударил по лицу. Из носа хлынула кровь. А я продолжал повторять, что не знаю, о чем он говорит, и мне не в чем признаваться… Тогда пышноусый румын вновь натянул на физиономию заботливую гримасу и спокойно спросил:
— Ты хорошо знаешь своего коллегу Гершла Д.?
— Да, я его знаю хорошо, мы близкие друзья, мне известно, что полтора месяца назад его арестовали. Могу поклясться, что он тоже ни в чем не виноват.
— Вот тааааак? — следователь вдруг начал растягивать слова. — Ты знаешь его почерк?
— Да, я знаю его почерк, — все еще не ожидая подвоха, ответил я.
— Ты веришь ему? — спросил он далее.
— Как себе самому, — подтвердил я.
— Если так, то прочти этот документ, — он достал из ящика стола лист и протянул его мне.
Я узнал почерк Гершла. А когда начал читать, у меня потемнело в глазах… до обморока. Он писал то, что даже сам сатана не смог бы выдумать: я агитировал его на действия против власти; принуждал к распространению среди евреев запрещенной литературы; втянул его в нелегальную деятельность; заставлял встречаться с различными шпионами и так далее… Что сказать? Это был самый страшный момент в моей жизни. Я ощутил себя хуже, чем в гетто: ведь там было понятно, кто враг, а кто жертва, но здесь… Человек, которого я считал ближайшим другом, да что там другом — родным братом, перед кем я полностью раскрыл свое сердце и кого истинно любил… Теперь он оговорил, осрамил меня, он поставил под угрозу не только мою жизнь, но и жизнь моей семьи… В тот момент я потерял над собой контроль, истерический плач вырвался из моего горла. Беспомощность и обида душили меня, а слезы ослепляли глаза. С трудом успокоившись, я взглянул на подонка, следователя из секуритате: он сидел, явно получая удовольствие, и садистская улыбка играла под его усами.
— Гедалья, вы сидели по политическому обвинению? Я ведь не знал… — будучи огорошен этим фактом, пробормотал я.
— Да, мой друг, меня осудили на четыре года, но освободили через год и девять месяцев. Я был помещен в тюрьму для политзаключенных в районе города Яссы . Условия там были ужасающие. В камере сидели примерно пятнадцать человек, наказание было совершенно иезуитское: нельзя было делать абсолютно ничего — ни разговаривать, ни шептать, ни читать, ни играть в карты, ни петь… Ничего.
— Но ведь люди там находились круглосуточно, что‑то же они делали? — удивился я.
— Говорю тебе: НИ‑ЧЕ‑ГО!!! — Гедалья заметно разнервничался. — Каждые пару минут охранник заглядывал в окошко двери и если что‑либо замечал, начинал дико орать и избивать нагайкой. Ничего означает ничего.
— Гедалья, — я никак не мог успокоиться, — ведь так можно было сойти с ума!
— Ну а кто сказал, что не сходили с ума? Немало людей на моих глазах лишались рассудка, тогда их переводили в другое отделение. Единственное, что оставалось, — это внутренний диалог с самим собой. Чтобы удержаться в здравом уме, я про себя, часами, повторял наизусть все свои роли. Разбуди меня сейчас среди ночи, я вспомню все тексты до единого. Из‑за избытка времени в голову потоком текли мысли, и одна из них особенно не давала мне покоя: отомстить Гершлу. Я видел и во сне, и наяву, как после освобождения встречаю его и разбиваю ему физиономию, рву его на куски, не оставляя на его теле живого места. Изо дня в день воображал я эту сцену, месть стала движущей силой моей жизни. Ты себе и представить такого не сможешь, но я хотел дожить до освобождения прежде всего для того, чтобы расквитаться с ним. Я поклялся себе, что как только выйду из заключения, тут же стану его искать. Если к тому времени он все еще будет в тюрьме, я добьюсь свидания, приду и плюну ему в рожу. А если его уже не окажется в живых, я плюну на его могилу, как только ее отыщу. Огонь мести пылал во мне, и невозможно было его остудить. Тем временем Перл добралась до хорошего адвоката, она буквально свернула горы и добилась полного пересмотра моего дела. Через год и девять месяцев я был на свободе.
Вернувшись домой, я сразу начал выяснять, где Гершл, и узнал, что его освободили полгода назад и ему удалось выехать в Израиль. Тогда я решил, что мы сделаем алию. Скорее всего, тебе это покажется неимоверным: не сионизм подтолкнул меня к алие, а жажда мести. Из‑за позиции сионизма по отношению к идишу я никогда не был его горячим сторонником, так осталось и по сей день. Я живу здесь уже тридцать три года, люблю эту страну, близко переживаю все, что в ней происходит. Но то, что здесь сотворили с идишем, я простить не могу. Это выше моего понимания. Они гордятся тем, что выкопали из «сырой земли» мертвый язык и возродили его к жизни. А при этом живой, сердечный, бурлящий, животрепещущий язык собственных отцов и дедов зарыли глубоко в могилу! Но это другая тема.
Не думай, что так уж легко было покинуть Румынию. Пока это получилось, можно было увидеть гринэ верэм . Разумеется, в Бухаресте в еврейский театр я уже не вернулся. До отъезда я от раза к разу перебивался случайными заработками: пел в ресторане, помогал в типографии… Короче, с Б‑жьей помощью в конце 1964 года мы прибыли в Израиль. Нас поселили в Гиват‑Шмуэль, недалеко от Петах‑Тиквы. Что, ты думаешь, я сделал первым делом? А ну угадай! — кивнул мне Гедалья.
— Конечно, пошли искать Гершла, — уверенно ответил я.
— Почти угадал, — Грин загадочно улыбнулся, будто намекая, что не все так просто. — Я сразу написал в «Сохнут» и попросил найти Гершла. Через какое‑то время мне пришел ответ с его адресом в Беэр‑Шеве. Тем временем в Тель‑Авиве я встретил актера, с которым играл когда‑то в Бухаресте, и он рассказал мне, что случайно увидел Гершла здесь, в Израиле, и что тот буквально превратился в доходягу, ни дать ни взять живой труп. Невеселая новость не остудила мой пыл и жажду мести, но заставила задуматься. На протяжении четырех лет в своем воображении я постоянно рисовал эту сцену, как прихожу и ломаю ему все кости. Но сейчас, когда у меня был адрес и я точно знал, где его найти, я почему‑то не торопился этого делать. От природы я никогда не был воякой, с детства стремился разрешать все миром. Как же я сейчас пойду избивать человека, которого жизнь уже и так побила? Тем не менее жажда мести не утихала.
К тому времени я уже выступил с несколькими концертами, но постоянной работы еще не нашел. Чуть ли не с первого гонорара я купил себе боксерские перчатки и в течение нескольких месяцев посещал тренировки. Прежде, как ты понимаешь, я имел такое же представление об этом виде спорта, как и о полетах в космос. Но бокс пошел мне на пользу: я укрепил тело, выучил определенные приемы и через несколько месяцев почувствовал, что готов к осуществлению мести. Перл рыдала передо мной и умоляла, чтобы я этого не делал. А я твердил, что должен посмотреть ему в глаза, и нет той силы, которая способна меня удержать!
Выбрал день, когда физически и эмоционально готов был к поездке, положил в сумку боксерские печатки и поехал на тахана‑мерказит . В те годы поездка в Беэр‑Шеву, кажется, занимала почти три часа, не то что сейчас. И сам город выглядел заброшенным местечком посреди пустыни. Короче, я приехал туда и отыскал нужный адрес. Это был шикун‑олим , такой типичный для того времени длинный дом с маленькими квартирками, а вокруг — пески и камни, ни тебе деревца, ни травинки.
Я нашел нужный подъезд, постучал в дверь, и вот он, на пороге стоит Гершл… Это был тот самый момент, которого я ждал четыре года. Сейчас, согласно моей клятве и плану, я должен был вмазать ему по физиономии и поломать все кости. Нам обоим тогда было по сорок три года, в общем‑то молодые еще люди. Но я увидел перед собой ссутулившегося старика с глубокой вмятиной на лбу, абсолютно седого, с погасшими глазами. Несколько мгновений мы стояли друг напротив друга молча. А потом, внезапно обнявшись, долго‑долго обливались слезами… Я не знаю, сколько времени проплакали мы, прижавшись плечом к плечу. Мне показалось, что это длилось целую вечность. Уже позже, когда мы сидели в его комнате за бутылкой водки, я сказал ему:
— Гершл, я ведь пришел сюда, чтобы тебя изничтожить. Четыре года я ждал момента, когда смогу тебе отомстить, специально пошел заниматься боксом, даже купил боксерские перчатки… Почему все так, а?..
— Гедалька, — ответил он, — можешь меня уничтожить, и ты на сто процентов будешь прав. Может, даже стоит это сделать, моя жизнь все равно не стоит выеденного яйца, я за нее не держусь.
— Но объясни мне, как ты мог меня так оговорить и написать обо мне такую ложь?
— Ой, Гедалька, если бы ты знал, как меня били, — из глаз Гершла снова брызнул фонтан слез. — Вэй‑вэй, я не мог выдержать их побои, что мне оставалось делать?.. На свете есть герои, но я не герой. В тот момент мне легче было умереть, чем терпеть их удары. Если бы тогда мне приказали написать, что у меня есть рога и хвост, я бы это мгновенно сделал, я не мог больше этого выносить…
— Вот тебе и вся история с моей клятвой… Ты уже понял, почему я тебе ее рассказал? — воскликнул Гедалья.
— А что стало с Гершлом? Вы продолжили поддерживать отношения после той встречи? — спросил я.
— Да, мы остались близкими друзьями, после всего пережитого я его простил. В Израиле Гершл стал религиозным, прослужил много лет кантором в синагоге в Беэр‑Шеве. Я продолжил здесь играть в театре, а он со сценой расстался навсегда. Позже он сошелся с женщиной, приехавшей из Польши, детей у них не было. К моему сыну и внукам Гершл относился как к своим родным. Он покинул этот мир четыре года назад.
Гедалья встал с кресла, сделал несколько шагов по гостиной, подошел к большому окну, смотревшему на море, и менторским тоном обратился ко мне:
— Видишь, что стало с моей клятвой? Ты понял? Так вот, сделай вывод для себя, что никогда не стоит клясться. Можешь давать обеты и планировать сколько хочешь, но а менч трахт, ун Гот лахт . Ты никогда не можешь знать, куда повернется дрейдл и как жизни вздумается скорректировать твои планы…
Самолеты на запчасти. Как долго смогут летать лайнеры в РФ
21 ноября, 2022 - 21:52
Вопреки прогнозам многих экспертов, после введения санкций в отношении РФ из-за войны против Украины российская гражданская авиация пока не прекратила свое существование. После вторжения России в соседнюю страну западные страны закрыли свое небо для российских самолетов. Многочисленные авиакомпании прекратили сотрудничество с российскими партнерами, а авиастроители Airbus и Boeing перестали поставлять в Россию запчасти для авиалайнеров.
Многие считали, что российская гражданская авиация в такой ситуации не продержится и двух недель. Но полгода спустя все выглядит не так. Для большинства российских пассажиров, во всяком случае внутри страны, ничего не изменилось. Как это возможно?
"Все зависит от комбинации различных причин", - говорит американский авиационный эксперт Ричард Абулафиа из консалтинговой фирмы AeorDynamic Advisory. "Санкции, которые можно обойти, имеющийся запас комплектующих, креативное решение проблем и разбор на запчасти существующего авиапарка", - поясняет эксперт.
Российские авиакомпании до войны имели более 800 самолетов, большинство из которых были произведены на Западе. В общей сложности в 2019 году, до пандемии коронавируса, более 120 млн пассажиров воспользовались услугами российских авиалиний, такие данные предоставляет "Аэрофлот". Более половины из них пользовались международными рейсами. С момента начала полномасштабной войны РФ против Украины эти интернациональные маршруты из-за санкций почти полностью отменены.
По мнению Абулафия, сокращение количества международных маршрутов почти на 50 процентов стало одновременно благом для российской авиации. Поскольку пониженный спрос на полеты позволяет разбирать на запчасти самолеты, которые вынужденно остаются на земле: "Приоритет России - сохранить внутренние рейсы. И если больше не нужно заботиться о том, как обслуживать международные маршруты, то можно высвободившиеся ресурсы и запасные части использовать для нужд авиации внутри страны".
С этим согласна и российский эксперт по гражданской авиации Анастасия Дагаева: "На фоне того, что количество рейсов сокращается, все больше самолетов остаются на земле и нет возможности получить критически важные комплектующие, разбор самолетов на запчасти, конечно, является выходом из ситуации".
Российская гражданская авиация использует почти исключительно современные пассажирские Boeing и Airbus. Эти самолеты по большей части были в лизинге и принадлежат иностранным инвесторам. Это стало возможным благодаря договору от 2001 года, подписанному в Кейптауне, объясняет эксперт. "Договор позволяет инвесторам исходить из того, что все государства-участники имеют низкий кредитный риск. Это привело к тому что, такая развивающаяся страна, как Россия в нулевые годы смогла обновить свой устаревший авиапарк советского времени". С современными западными авиалайнерами в России были введены и новые стандарты безопасности, и западные интервалы обслуживания, говорит эксперт, что "привело к массивному повышению безопасности и эффективности авиаперевозок".
"Мы украли эти самолеты"
После вторжения России в Украину многие иностранные инвесторы потребовали от России вернуть лизинговые самолеты - около 500 машин стоимостью более 10 млрд долларов. Но в марте президент Путин подписал закон, согласно которому стала возможна перерегистрация этих авиалайнеров в России. "В конечном итоге мы украли эти самолеты, - говорит российский эксперт Вадим Лукашевич, подчеркивая с некоторой долей иронии, что "сейчас наша задача украсть комплектующие. Сегодня это вопрос выживания гражданской авиации".
Большой надеждой для российской гражданской авиации был также Иран. Страна, находящаяся в международной изоляции, живущая под санкциями десятки лет, разработала разные методы их обходить. Но надежды на Иран не оправдались
"Иран использовал самолеты 70-х и 80-х годов. Эти машины не так зависят от софта или полупроводников, - говорит эксперт Ричард Абулафиа. - А Россия использует современные самолеты, которые очень нуждаются именно в этих технологиях. Санкции представляют собой огромную проблему для российской авиации. У России нет собственных значительных мощностей для производства гражданских самолетов".
Из-за войны в Украине доступа к рынку запчастей для самолетов у России практически нет. Что, по словам американского эксперта, в скором времени приведет к тому, что у России не останется комплектующих. "Выискивать некоторые детали тут и там, разбирать на запчасти действующие машины - этого может хватить максимум на год, а что будет потом никто не знает", - говорит Абулафиа. Кроме того, поскольку Россия нарушила кейптаунский договор, лизинговые компании в будущем не захотят рисковать и она может остаться вообще без новых самолетов.
Как стало известно, депутат Кнессета Матан Кахана («Ха-Махане ха-Мамлахти») подверг критике уходящего премьер-министра Яира Лапида в связи с его реакцией на требование партии «Ха-Ционут ха-Датит» и «Яадут ха-Тора» об упорядоченном разделении между мужчинами и женщинами на любом публичном мероприятии, что не должно рассматриваться, как «дискриминация».
«Есть сообщества, для которых гендерная сегрегация является образом жизни. Не допускать в этих местах публичных мероприятий с гендерной сегрегацией – просто принуждение. Ни один гражданин Израиля не обязан участвовать в этих мероприятиях или учиться в учреждениях, где практикуется такая сегрегация. Те, кто желает ультраортодоксальной интеграции в израильское общество, не могут навязывать свой образ жизни другим», - указал Кахана.
Ранее Лапид заявил, что «пока в Иране смелые женщины борются за свои права, в Израиле Смотрич сотоварищи пытаются отправить женщин за барьеры, и ввести в закон разделение между женщинами. и мужчины. Где находится «Ликуд»? Почему они молчат? Здесь вам не Иран!».
Напомним, что, выдвинув своё требование, лидеры партий «Ха-Ционут ха-Датит» и «Яадут ха-Тора» делали упор на культурные мероприятия религиозной и ультраортодоксальной общественности, учебу, государственные и общественные службы, - как об этом сообщает корреспондент газеты Исраэль Хайом.
Согласно имеющимся данным, это требование мотивировано желанием избежать «судебного преследования», с которым в прошлом сталкивались должностные лица судебной системы, – такие, как бывший заместитель генерального прокурора Дина Зильбер, которые приложили огромные усилия для предотвращения разделения по гендерному признаку.
Феминистские лобби и другие организации также были чрезвычайно активны в прошлом, пытаясь запретить разделение между мужчинами и женщинами в общественных местах, – даже на мероприятиях, посвященных религиозному сообществу.
Источники, близкие к ходу коалиционных переговоров, подчеркивают, что требование, выдвигаемое религиозными и ультраортодоксальными партиями, продиктовано не желанием ввести в Израиле гендерную сегрегацию и не желанием же исключить женщин из общественной жизни, но как закрепленное в законе обеспечение такого разделения на мероприятиях и в предоставлении услуг для ультраортодоксальной и религиозной общественности.
Напомним, что в настоящее время закон запрещает дискриминацию при предоставлении государственных услуг или «эксплуатации» общественных мест по признаку пола или принадлежности к общественному сектору. Исключения допускаются только при наличии того, что считается подлинным оправданием в соответствии с длинным списком условий.
Кроме того, в законе утверждается, что разделение по гендерному признаку наносит ущерб праву на равенство, закрепленному в Основном законе государства Израиль.
Во время своего пребывания в должности, бывший юрисконсульт правительства, д-р Авихай Мандельблит представил краткую информацию о существующих правилах, в соответствии с которыми местные органы власти могут разрешать проведение публичных мероприятий с разделением по гендерному признаку при выполнении определенных условий, – включая признание того, что проведение мероприятия без такого разделения привело бы к исключению частей сообщества, и предпочтению сделать такое разделение добровольным, а не принудительным.
Тем не менее, события недалёкого прошлого привели к значительным трениям между религиозной общественностью и судами, в связи с чем нельзя не вспомнить примечательный инцидент, произошедший несколько лет назад, когда Верховный суд запретил разделение по гендерному признаку на мероприятии, ориентированном на харедим, на котором должен был выступить хасидский певец Мотти Стейнмец.
Теперь «Яадут ха-Тора» и «Ха-Ционут ха-Датит» хотят твердо установить в законом порядке, что проведение публичных мероприятий и предоставление государственных услуг с разделением мужчин и женщин не будут считаться дискриминационными, и предотвратить в будущем возникновение ситуаций, которые ущемляют возможность того или иного общественного сектора поддерживать свой образ жизни.