Будущий депутат Кнессета Боаз Бисмут сказал в студии 7 канала, что новое правительство будет сформировано в течение ближайшей недели, как и планировал Биньямин Нетаньяху. При этом партиям правого блока не следует испытывать страх относительно их основных линий.
“Нетаньяху станет премьер министром, и он хочет добиться успеха. Он услышал израильскую общественность, которая просила его создать однородное правое правительство, способное действовать. Основные линии и направления правительства будут правыми. Я уверен, что правому блоку нечего бояться. Напротив, чем быстрее будут достигнуты коалиционные договоренности, тем скорее удастся завершить дни действующей власти, и это неотложное дело", - говорит Бисмут.
Также он отметил: “Общественность сказала свое слово и хочет правого правительства, и у нас нет оправдания тому, что на этот раз мы не добьемся успеха. Ведь у нас есть не только сильный “Ликуд”, но и сильные правые партнеры. Вот почему у нас будет однородное правительство. Мы не исключаем, что в будущем присоединятся и другие, принявшие наши основные линии. Но это не будет происходить за счет сторон блока. Мы сделаем так, чтобы израильские правые очень гордились нами”.
Кроме того Боаз Бисмут сделал такой акцент в интервью: “В ходе кампании мы говорили, что будем работать над исправлением судебной системы, и мы выполним это обещание. Реформы будут проводиться разумно и в диалоге. Мы пришли, чтобы спасти демократию от безумия, до которого довели нас левые. Мы пришли, чтобы совершенствоваться и модернизироваться ради всего народа Израиля. Мы не мстительны, и не говорим — что они сделали нам, то мы сделаем им”.
Зеленский: Мы не будем "кормить врага" деталями спецопераций ВСУ
Президент Украины Владимир Зеленский выступил перед украинцами с вечерним видеообращением.
"В информационном пространстве сегодня очень много радостей – и понятно почему. Но наши эмоции должны быть сдержанными – всегда во время войны.
Кормить врага всеми деталями наших операций точно не стану. То ли на юге, то ли на востоке, то ли где-нибудь еще – когда будет наш результат, каждый это увидит. Обязательно.
Может, это звучит не так, как кто-то сейчас ожидает, Может, не так, как в новостях. Но нужно понимать: никто ниоткуда просто так не уходит, если не чувствует силы. Враг не делает нам подарков, не делает «жестов доброй воли». Мы все за это боремся.
А когда борешься, надо понимать, что каждый шаг – это всегда сопротивление врагу, это всегда потеря жизней наших героев.
Поэтому мы двигаемся очень аккуратно, без эмоций, без лишнего риска. В интересах освобождения всей нашей земли – и чтобы потерь было меньше.
Именно так мы обеспечим освобождение Херсона, Каховки, Донецка, других городов.
Но это будет следствием наших усилий, наших оборонительных операций. Тех, которые сейчас продолжаются, и тех, которые еще планируем".
· Конституция США отличается от других стран тем, что она действительно имеет высшую юридическую силу
Да-да, такое бывает в нормальном обществе.
· Если Совок и Россия, как его преемница, успели сменить 5 конституций всего за последние 100 лет, то в США гордятся тем что их конституция получила всего 27 поправок более, чем за 200 лет.
· Первые 10 поправок приняты в 1791 году и закрепляют биль о правах, в числе которых право хранить и носить оружие - это 2-ая поправка.
То есть прямо в конституции написано, что население США официально может быть вооружено, и обычным гражданам есть чем защитить себя.
Обычно американцы не знают, у кого из их знакомых есть оружие, да никто особо и не делится таким владением. У американцев зарегистрировано 270 миллионов единиц оружия, и это только официально. Это самый высокий показатель в мире. Бывает, что перед домом владельца оружия или даже на машинах висит табличка Armed (Вооружен).
Так что, оружие нужно иметь или нет?
Всё-таки лучше его иметь, так как полиция не всегда может вовремя прийти на помощь. Граждане США убивают в 2 раза больше преступников, чем полиция, когда обороняются.
Считается, что если преступник точно знает, что в доме живёт владелец оружия, то он туда не пойдёт. Есть даже такое выражение: «Где никогда не бывает перестрелок? На оружейных выставках». И это правда. В подобных местах, где куча оружия, не произойдёт чего-то плохого.
Первые результаты на выборах в США становятся ранними индикаторами надвигающейся “красной волны” в Америке.
Подвели итоги голосования (https://dailycaller.com/2022/11/08/guam-gop-delegate-james-moylan/) на Гуаме. Остров впервые с 1990 года избрал республиканского делегата в Конгресс с правом совещательного голоса. По опросам он отставал от конкурента-демократки на 13%. Но в итоге выиграл с отрывом аж в 5%.
Если те же самые результаты экстраполируются на всю Америку, то её сегодня ждёт действительно сокрушительная республиканская победа.
Сенатор-демократ от Нью-Джерси Боб Менендес находится под следствием федерального правительства по обвинению в преступной деятельности – СНОВА.
Как сообщает CNN, расследование в отношении Менендеса ведет прокуратура США по Южному округу Нью-Йорка.
В октябре 2017 года сенатор-демократ Боб Менендес предстал перед судом по обвинению в получении взятки. Его обвинили в сборе более 700 000 долларов наличными, связанных с его кампанией, и тысяч долларов в виде бесплатных гостиничных номеров и полетов на самолете, в результате чего общее количество уголовных обвинений против него достигло двенадцати.
Четыре проститутки признались, что участвовали в сексуальных контактах в Доминиканской Республике с Салмоном Мелгеном и сенатором Бобом Менендесом (демократ от Нью-Джерси).
После того, как присяжные по делу о взяточничестве против Менендеса не могли принять решение более недели, судья в конце концов объявил неправильное судебное разбирательство и закрыл дело.
Согласно заявлению, опубликованному CBS News политическим советником, работающим на Менендеса, неясно, каковы масштабы расследования.
Майкл Солиман, политический стратег-ветеран демократов из Нью-Джерси, сообщил CBS News, что сенатор Менендес знает об объявленном сегодня расследовании.
Стратег сказал, что, как всегда, сенатор готов оказать любую помощь, которую может запросить он или его офис, и он готов сделать это, если будут сделаны какие-либо официальные запросы.
Согласно отчету, опубликованному The New York Times, сенатор США Боб Менендес, который пять лет назад избежал осуждения по обвинению в коррупции, в настоящее время является объектом федерального расследования, связанного с компанией из Нью-Джерси, которая сертифицирует халяльное мясо, экспортируемое для продажи. в Египет.
Согласно отчету, опубликованному в конце прошлой недели в The New York Times, агенты ФБР сотрудничали с прокуратурой США в Южном округе Нью-Йорка в расследовании деловых операций IS EG Halal, стартапа из Нью-Джерси. по данным Министерства сельского хозяйства США (USDA), у которых не было известного опыта халяльной сертификации.
Хотя объем расследования неизвестен, по словам двух человек, знакомых с расследованием, обыск в настоящее время связан с текущим расследованием Менендеса, который возглавляет влиятельный сенатский комитет по международным отношениям.
Президент Ицхак Герцог продолжает обсуждать с представителями партий, прошедших в Кнессет 25-го созыва, кому следует доверить формирование правительства. Во время визита к президенту представителей ШАС была сделана аудиозапись, о которой Ицхак Герцог не знал. Эта запись, попав в социальные сети, возмутила правый лагерь.
На записи можно услышать, как Герцог предупреждает депутатов от ШАСа: "У вас есть партнер, вызывающий беспокойство в других странах. Я об этом говорил ему лично. И это точно не для публикации". На этом запись обрывается.
Сайт 0404.co.il пишет, что Ицхак Герцог не оправдал доверие, оказанное ему израильтянами, ему не удалось на посту президента сохранять нейтралитет, он продолжает продвигать левые идеи, в которые продолжает верить.
О том, что Герцог во время консультаций с другими партиями говорил о Бен-Гвире, написали и сообщили вечером 9 ноября все ведущие СМИ.
В канцелярии президента заверяют, что Герцог не говорил "за спиной депутата", так как все, что было сказано на встрече с ШАС, президент ранее сказал лично Бен-Гвиру.
Итамар Бен-Гвир, в свою очередь, сказал, что он встречался и продолжит встречаться с дипломатами со всего мира, чтобы разъяснить им позицию "Оцма Иегудит" и показать, что он не выступает "против всех арабов".
«Из всех оставшихся конвертиков нераспечатанного счастья Лейба вытащил себе поездку в Биробиджан. Он, кстати, предварительно узнал у приехавших обратно, что в Еврейской области водятся нестерпимые мухи из египетской породы, о которых упоминается в святом писании. Он также узнал, что это божественное насекомое, происходящее из святого писания, продолжает терзать его соплеменников на новой родине». В 1936 году в восьмом номере журнала «Трибуна еврейской советской общественности» был опубликован рассказ Переца Маркиша «Отречение».
Журнал «Трибуна еврейской советской общественности» (позже просто «Трибуна») начал выходить в Москве в 1927 году в издательстве «Дер Эмес» как орган ОЗЕТа (Общества по землеустройству еврейских трудящихся). Главным редактором его стал Семен Диманштейн.
Еврейское землеустройство и переселение в Биробиджан были важнейшими темами издания, однако не менее интенсивно на его страницах освещалась общественная жизнь и «культурное строительство» евреев в различных регионах СССР, публиковались материалы о положении евреев в других странах, а также сообщения о случаях антисемитизма.
Среди авторов были ведущие деятели советского еврейства 1920–1930-х годов.
Еврейское бюро (наследник Евсекции) в 1930 году было закрыто в порядке реализации решения о ликвидации национальных секций в ВКП(б). Однако журнал продолжал выходить до 1937 года. Драматический тон и содержание заметки «От редакции», подписанной С. Диманштейном, свидетельствуют об атмосфере последних месяцев работы журнала и пророчествуют о трагическом финале судьбы его главного редактора.
В чем был самый отвратительный грех Содома и Гоморры? Что такое «вопль Содомский»? И законы какого государства можно обходить? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Вайера.
О результатах некоторых кампаний по выборам в Сенат пока нельзя говорить с определенностью
ВАШИНГТОН – Судьба политических амбиций Джо Байдена на оставшуюся часть его президентского срока висит на волоске, в то время как страна ожидает результатов промежуточных выборов, по итогам которых определится, какая политическая партия будет контролировать Конгресс в ближайшие два года.
По состоянию на ранее утро среды предварительные результаты некоторых кампаний по выборам в Сенат были слишком близки, чтобы делать окончательные выводы, и представители избирательных органов предупредили, что на подведение итогов может уйти несколько дней.
На голосование были поставлены все 435 мест в Палате представителей и 35 из 100 мест в Сенате.
В настоящее время места в Сенате разделены ровно пополам между демократами и республиканцами, и решающий голос принадлежит вице-президенту, демократу Камале Харрис, поэтому для контроля над палатой республиканцам нужно получить лишь одно дополнительное место.
Обычно партии, одновременно контролирующие исполнительную и законодательную ветви власти, теряют места на промежуточных выборах.
Границы многих округов по выборам в Конгресс определены таким образом, что это дает неоправданное преимущество одной партии, что осложняет попытки оппозиционных кандидатов сместить действующих законодателей.
Более 45 миллионов человек проголосовали досрочно – лично или по почте. Некоторые аналитики предсказывают, что число проголосовавших превысит показатель промежуточных выборов 2018 года, составивший 115 миллионов человек.
Во многих штатах наряду с выборами проводятся референдумы по самым разным вопросам, в том числе связанным с абортами, спортивными ставками и марихуаной.
В Мэриленде избиратели решили легализовать каннабис, но в некоторых других штатах подобные инициативы, похоже, потерпят поражение.
Результаты голосования в двух штатах уже можно признать историческими.
Мэриленд избрал своего первого чернокожего губернатора, которым стал демократ Уэс Мур.
В Массачусетсе приступит к работе первая женщина-губернатор демократ Мора Хили, которая также станет первой открытой лесбиянкой в стране на посту руководителя исполнительной власти штата.
Губернатором Арканзаса, как и ожидалось, избрана бывший пресс-секретарь президента Дональда Трампа республиканка Сара Хакаби Сандерс. Ее отец, Майк Хакаби, занимал пост губернатора в течение десяти лет.
В одной ключевой губернаторской гонке, во Флориде, Рон Десантис с легкостью добился переизбрания.
Некоторые республиканцы подталкивают Десантиса к тому, чтобы бросить вызов Трампу в борьбе за номинацию на пост президента от Республиканской партии, и он не исключает выдвижения своей кандидатуры.
Трамп, который живет во Флориде, заявил, что он проголосовал за Десантиса на выборах губернатора.
При этом экс-президент пренебрежительно высказывался о возможных притязаниях Десантиса на Белый дом. Накануне выборов, на митинге в Огайо, Трамп сообщил, что он сделает большое заявление 15 ноября. По мнению политологов, оно станет началом его президентской предвыборной кампании 2024 года.
Согласно недавнему опросу Исследовательского центра Пью, более трех четвертей избирателей заявили, что экономическая ситуация оказала самое большое влияние на их выбор при голосовании.
Подросткам, 2100 лет тому назад занимавшимся спортом в иерусалимском гимнасии , хирургически устраняли следы обрезания: иначе их не допустили бы к состязаниям. В эллинистической империи, завоевавшей Иудею, спорт имел сакральный статус: через спорт можно было стать важной персоной и прослыть передовым: а спортом, естественно, всегда занимались нагишом. Как легко себе представить, в античности такие операции на гениталиях были мучительными, а не исключено, что и смертельными. Но мальчикам не хотелось упускать шанс на успех.
Этот занимательный факт я узнала в седьмом классе от учителя еврейской школы, который растолковывал мне и моим половозрелым одноклассникам историю Хануки: как эллинистическая тирания укрепилась в Древней Иудее при содействии примкнувших к ней евреев. Мне показалось, что этот учитель чересчур возбужденно говорил с подростками о пенисах, и я заподозрила, что он все выдумал. Дома я взяла с родительской книжной полки пыльную книгу — первый том «Истории евреев» Генриха Греца. И выяснила: это чистая правда, а еще — что случались вещи и похуже.
Грец языком ученых XIX века сообщал: мальчики подвергались «болезненной операции», «чтобы скрыть свою принадлежность к иудеям». Но затем немедля переключился на «неразборчивого в средствах» еврея по имени Менелай, чья история даже гнуснее. Менелай — а он был местный воротила и жаждал подольститься к новому режиму — предложил тирану Антиоху 300 золотых талантов взамен на назначение первосвященником Иерусалимского храма. Антиох согласился, но имелась одна маленькая загвоздка — 300 золотых талантов у Менелая не нашлось. Проблему он решил, похитив из Храма священные золотые сосуды и отдав их Антиоху в счет оплаты. Когда соплеменники‑евреи возмутились и восстали против Менелая, тот заявил Антиоху, что на самом деле эти евреи работают на египтян, недругов Антиоха.
Гнусность, что и говорить, но Менелай на этом не остановился. Как пишет Грец, Менелай, чтобы скрыть свое преступление, не только облыжно обвинил евреев в государственной измене, но и «возвел напраслину на иудаизм; сказал, что Закон Моисея исполнен ненависти к человечеству, поскольку запрещает евреям разделять трапезы с людьми других народов и проявлять хоть толику доброты к чужестранцам». В ответ на такую угрозу Антиох ввел в Иерусалим армию, захватил Храм и устроил массовую резню евреев. Спустя некоторое время после этого появились Маккавеи. Вот та часть истории, которую мы слышим обычно.
Дурацкий анекдот о том, почему мы отмечаем еврейские праздники («нас пытались уничтожить, но не смогли, так давайте пировать»), затушевывает колоссальную разницу между двумя праздниками, демонстрирующую совершенно разные варианты антисемитизма, — разницу между Пуримом и Ханукой. Сегодня эта разница актуальна как никогда, поскольку во всем мире на евреев обрушилась нарастающая волна антисемитизма, механизмы которого иногда просты, а иногда совершенно непостижимы. Ломая голову над этими странностями, я обнаруживаю, что возвращаюсь к запыленным старым книгам.
История Пурима, дошедшая до нас из Древней Персии, отлично вписывается в понимание «предубеждений» на уровне седьмого класса: злодей замечает, что евреи — Другие и, следовательно, отравляют «кровь и почву» , а потому решает избавиться от них. Нечто похожее мы теперь считаем правым антисемитизмом — и именно эту разновидность антисемитизма научили распознавать американских евреев: ведь многие из нас — потомки тех, кто выжил при погромах в Российской империи или в Холокост.
Антисемитизм «ханукальный» — а он может поднять голову как на правом, так и на левом фланге — совсем другое дело. Он не требует убийств или изгнания евреев — по крайней мере, не требует поначалу. Вместо этого он требует уничтожения еврейской цивилизации. Для этого процесса требуются не убитые евреи, а евреи, готовые поступиться любым конкретным аспектом еврейской цивилизации, который слывет отсталым.
Разумеется, иудаизм был отсталым всегда, даже когда возник как единственный на планете монотеизм с властным и незримым — вот ведь скукотища! — Б‑гом. Отсталость — более или менее фирменная черта иудаизма: именно поэтому передовые люди находят его столь опасным, и именно поэтому успех ханукального антисемитизма невозможен без тех евреев, которые готовы гнаться за последней модой. При Антиохе этой разновидности антисемитизма нужны были мальчики, добровольно подвергавшиеся болезненным операциям на гениталиях; и требовались они, чтобы доказать: мол, проблема не в евреях, а лишь в варварском характере еврейского закона. В советское время этой разновидности антисемитизма нужны были гордые интернационалисты, чтобы доказать: мол, проблема не в евреях, а лишь в мерзком шовинизме национальной идентичности евреев — включая то, что мы теперь называем сионизмом.
Вообще‑то советская власть всех перещеголяла. В 1918 году она создала целое ответвление своих правительственных структур исключительно для передовых евреев, чья (оплачиваемая) работа — да, за нее им еще и платили — состояла в гонениях на евреев «отсталых». Это ответвление называлось «Евсекция», и в ее недолгой и кровавой жизни можно найти зародыш нынешнего, якобы новаторского явления — евреев, которые, само собой, ни в коей мере не антисемиты (разве они могут быть антисемитами? они же евреи!), а просто антисионисты. Евсекция, будучи не антисемитской, а просто антисионистской, умудрилась подвергнуть гонениям, пересажать, подвергнуть пыткам и убить тысячи евреев — и все это продолжалось, пока репрессии не обрушились уже на ее руководство.
Антисемитизм в стиле Евсекции, он же ханукальный антисемитизм, всегда обещает евреям своего рода дворянство, предлагая шанс очиститься от всего, что окружающие почему‑то находит отталкивающим. Еврейские черты, считающиеся мерзкими, в каждой стране и в каждую эпоху разные, но они неизменно идут вразрез с теми конкретными ценностями, которые культура окружающих полагает «общечеловеческими».
Причина очевидна: на деле в этих конкретных ценностях нет ничего «общечеловеческого», а «общечеловеческая» в них разве что неуверенность в себе, свойственная обществам, которые надеются внедрить их. Не все полагают, что тот, кто занимается спортом нагишом, проживет свою жизнь не зря; не все верят, что Иисус — сын Божий; не все разделяют мнение, что родимые пятна мира излечит авторитарная плановая экономика; не все думают, что разрыв связей с твоей древней исторической родиной — свидетельство твоей добродетели. Особость евреев высвечивает высокомерие лицемерных лидеров общества, их крайнюю неуверенность в себе, их бесконечный страх перед любым предположением, что можно жить и по‑другому. Тогда эти неуверенные в себе лидеры заручаются помощью евреев, обещая им этакий значок «Отличника общечеловеческой добродетели». Поскольку иудаизм по самой своей природе не рвется в передовые, евреи, готовые играть по таким правилам, всегда найдутся.
Для меня, специалиста по идишской литературе, Евсекция стала зловещим пояснением к исследуемым темам. Но подробности ее истории открылись мне лишь недавно, почти так же, как в седьмом классе открылась биография Менелая: тоже в старой запыленной книге — изданном в 1972‑м труде историка Цви Гительмана под, казалось бы, занудным названием «Еврейские национальные чувства и советская политика: еврейские секции ВКП(б), 1917–1930». Это история Евсекции, и изложенные в ней сухим научным языком события ни в какие ворота не лезут.
Официальной целью Евсекции было распространение коммунистической идеологии в России среди широких еврейских масс — в среде, где в 1917 году большевиков было раз‑два и обчелся. В России еврейские революционеры были преимущественно бундовцами (социалистами), меньшевиками или троцкистами — а Ленина, вышедшего победителем, не поддерживали. Что до еврейских масс, то большинство составляли говорившие на идише жители небольших городков, во многих случаях разрушенных во время Первой мировой войны. Такие люди представляли собой доведенный до отчаяния пролетариат — самую подходящую для коммунистов аудиторию, но, чтобы обратить их в свою веру, компартии требовались люди, вхожие в эту среду и владеющие идишем.
Первое время среди большевиков было так мало евреев, что работу над идишскими агитками партия поневоле поручила двум норвежским евреям, обложившимся словарями. Но Гражданская война 1918–1920 годов в России лишила более 70% евреев всех источников регулярного дохода, а погромы в тот же период оборвали жизнь более 50 тыс. евреев, — большевизм же предлагал, по крайней мере, постоянную работу в госструктурах.
Некоторые евреи, вступившие в ряды большевиков, были искренними идеалистами. Другие после крайне жестокого антисемитского насилия на Гражданской войне, возможно, подсознательно следовали классической стратегии «придворных евреев», налаживая связи с режимом, чтобы тем самым обезопасить общину — и самих себя. Третьи, сознавая, что к большевизму община пришла запоздало, хотели, возможно, показать себя такими пламенными коммунистами, что остальные однопартийцы не шли с ними ни в какое сравнение. Так или иначе, как сказано в книге Гительмана, «за задачу по уничтожению старого порядка евсекции взялись с рвением, которое невозможно объяснить только большевистским энтузиазмом».
Старый порядок они и впрямь уничтожили. Вначале Евсекция закрыла кеилы — традиционные еврейские общинные организации в больших и малых городах России — упразднив их официально. Когда это не сработало, здания кеил сожгли. Российские евреи тогда списали этот раж на нетерпимое отношение нового режима к религии; как‑никак церкви и мечети тоже частенько становились мишенью нападок.
Но в 1919 году Евсекция на своей ежегодной конференции постановила, что закрыть традиционные еврейские институты еще недостаточно. Теперь она считала своей миссией подавление любой сионистской деятельности — от политических организаций до спортивных клубов. Причем Евсекция времени зря не теряла. Спустя несколько недель после конференции она успешно провела обыски в помещениях всех сионистских ассоциаций на Украине и арестовала всех их руководителей. В других регионах СССР арестовали еще тысячи человек.
Следующим шагом Евсекции стало уничтожение иврита в СССР; этого она добилась, закрыв все школы с преподаванием иврита, кому бы те ни подчинялись, а также притесняя тех, кто творил на иврите, — таких, как выдающийся поэт Хаим‑Нахман Бялик и знаменитые актеры театра «Габима»: все они бежали в Палестину. Труппа «Габимы» сбежала во время зарубежных гастролей; Бялик и другие крупные ивритские писатели получили разрешение на выезд по ходатайству друга Бялика — писателя Максима Горького.
Эту антиивритскую стратегию разработал лидер Евсекции Мойше Литваков, сам в прошлом ивритский писатель и сионист, когда‑то владелец знаменитой гигантской библиотеки ивритских книг. Литваков также был редактором газеты «Эмес», своего рода идишской версии «Правды», в ней часто печатались истории о раввинах, якобы совершавших преступления сексуального характера. В конце концов Литваков пожаловался, что «Эмес» «чересчур еврейская».
Евсекция создала новые еврейские школы, где преподавали на советизированном идише с прямо‑таки антисемитской орфографией: многие идишские слова ивритского происхождения писали иначе, с тем чтобы утаить их древние истоки. Школы — а их учебная программа включала и промывание мозгов россказнями о пагубности сионизма — возглавляла одна из руководительниц Евсекции Эстер Фрумкина .
Фрумкина — а она, внучка раввина и дочь знатока Торы, одно время была женой раввина — приложила руку к закрытию последних уцелевших в СССР раввинистических училищ. Когда оказалось, что для обращения еврейских масс в коммунистическую веру всего вышеперечисленного недостаточно, Евсекция даже стала устраивать в дни Великих праздников показательные суды, где костюмированные «свидетели» разоблачали иудаизм и сионизм. Одно такое разбирательство устроили в зале, где когда‑то — и десяти лет с тех пор не прошло — судили жертву последнего в царской России кровавого навета Менделя Бейлиса, обвиненного в убийстве христианского ребенка и использовании его крови для изготовления мацы.
Американским евреям — а им памятны рассказы дедушек и бабушек о гонениях, схожих с историей Пурима, — этот перечень издевательств может показаться скучноватым — пока мы не учтем: все это творили евреи. Руководители Евсекции скрупулезно следили за тем, чтобы эта лавина враждебности исходила только от евреев — а то еще, неровен час, кто‑то ошибочно заподозрил бы новый режим в антисемитизме. Нет‑нет, все обстояло наоборот: неослабно проводя в жизнь эту кампанию, преследовали сугубо благие намерения — освободить евреев от их худших недостатков. Евреи из Евсекции сами себя видели куда более истовыми евреями, чем те, кого они беспощадно травили.
В книге Гительмана не рассказывается о том, какой страшный конец ждал большинство руководителей Евсекции: в 1972 году об этом знали мало, кроме того факта, что их «репрессировали». Однако примерно двадцать пять лет назад, когда открыли советские архивы, всплыли ужасающие подробности их судеб: кто погиб от пули, кто в сибирском трудовом лагере, кто от пыток, кто из‑за отсутствия инсулина в тюремной больнице. В те времена один мой преподаватель идиша, размышляя о недолгом триумфе Евсекции, гадал вслух, какие мысли посещали людей типа Литвакова и Фрумкиной, когда они томились в тюрьме или мучились в ГУЛАГе до самой смерти. Испытывали ли они угрызения совести? Осознали ли они всю колоссальность своих преступлений?
Вопросы дельные, но теперь у меня напрашивается еще один вопрос. Когда в седьмом классе учитель еврейской школы рассказал мне о мальчиках из гимнасиев Иудеи, я недоумевала: как можно пойти на такое? Но теперь, когда я рассматриваю этих мальчиков в одном ряду с репрессированными лидерами Евсекции и многими другими, сделавшими похожий выбор, меня преследует другой вопрос: обрели ли они когда‑либо, прожив всю жизнь в муках, вожделенную цельность?