среда, 31 августа 2022 г.

Евгений Халдей и еврейский вопрос

 

Евгений Халдей и еврейский вопрос

 Ирина МАК
 3 июня 2021
 4812

Среди работ знаменитого советского фотографа Евгения Халдея — автора исторического снимка «Знамя победы над Рейхстагом» — есть, как ни странно, фотографии, до недавнего времени не опубликованные на родине. И факты его биографии до сих пор многим неизвестны, хотя более известного в мире советского фотографа трудно найти.  

Видел синагогу с трупами
Несколько лет назад на аукционе в США ушла за 200 тысяч долларов «лейка», принадлежавшая в годы вой­ны Евгению Халдею — та самая, которой было снято 2 мая 1945-го «Знамя победы…». Камеру выманили обманом — некто, сумевший втереться в доверие к старому человеку, напел ему, будто Музей фотографии в Лос-­Анджелесе мечтает выставить аппарат. Скандала тогда не случилось — продали и продали, не впервой.
Мне эту историю рассказала дочь фотографа Анна Халдей — мы обсуждали тогда выставку, открывшуюся в 2017 году в Московском Мультимедиа Арт Музее (Доме фотографии) к столетию легендарного фотокора. И там же я увидела под стеклом страницу журнала Time — снимок, на котором Халдей запечатлел в феврале 1945 году еврейскую пару в Будапеште: выжившие он и она, с не споротыми еще с пальто желтыми звездами, стоят в начале полуразрушенной улицы, которая кажется бесконечным проспектом, а на деле длиной от силы метров 100.
«Снимок этот 50 лет никуда не шел, ни на одну выставку, — вспоминал Халдей, — я пытался давать. И вот 50 лет Победы, в США к юбилею напечатали, а у нас до сих пор молчание. Не хотят». Это он рассказывал в фильме, снятом в 1996 году бельгийским документалистом Марком Анри Вайнбергом, большим поклонником его творчества. Названная в духе времени «Фотограф Сталина», эта картина единственная успела запечатлеть героя живым. Он там, среди прочего, рассказывает историю снимка с еврейской парой. «Вошли в Будапешт. Было страшно, я видел синагогу с трупами евреев, их никто не хоронил. А тут замечаю — идут муж и жена с желтыми звездами. И так меня поразило: город освободили, а они все носят эти звезды. Я был в кожаном пальто, они испугались, решили, что я эсесовец». Халдей обратился к ним на идише (он сказал «на немецко-­еврейском»): «Подождите!». Подошел и сорвал звезду с мужчины, потом с женщины. Они снова испугались, а Халдей им: «Alles ist gut». Догадался, что надо сказать ­какой-­нибудь еврейский пароль, произнес: «Шолом Алейхем». Они расплакались, упали фотографу на грудь.
Это одна из баек Халдея, которых великое множество, они продолжают и дополняют друг друга, позволяя представить себе его долгую жизнь, полную побед и разочарований.
«В ночную разведку идут, мурманское направление. Бойцы в плащ-палатках отражаются в воде. Семеро ушли в ночь, а утром вернулось четверо — трое погибли».
«Меня подвешивали в бомбардировщиках в бомболюк вместо бомбы, привязывали, и самолет поднимался в воздух».
«Приходит девочка из журнала Time, приносит конверт с журналом и деньги. 200 долларов за эту маленькую х…у», — рассказывает наш герой, и тут же спохватывается: «… Фотографию. На французский язык это, наверное, не переводимо. 200 долларов — все идет на колбасу». Пенсия его составляла в тот момент 30 долларов.
 

Самая трепетная съемка
Он замечает между делом: «Все руководители прошли через мой объектив. Самая трепетная была, конечно, съемка Сталина». Трепетная, разумеется, для фотографа, испытавшего именно что страх и трепет. Речь идет о кадрах с Потсдамской конференции, где Сталин с папиросой, Рузвельт в бабочке и Черчилль с трубкой. Перечисляя первых лиц, Евгений Ананьевич каждого называет по фамилии, и только Горбачева — по имени-­отчеству. Упоминает Ельцина — «а кто будет следующий, уже не знаю».
Через год после съемок, в 1997-м, Халдей умрет, совсем не старым — 80 лет. А за пару лет до этого в Перпиньяне, на ежегодном Международном фестивале фотожурналистики, состоится посвященная фотографу церемония. Президент Франции специальным указом присвоит Халдею звание Рыцаря ордена искусств и литературы. Устроят его выставку — как автора «Знамени победы…», пригласив для симметричности и автора американского «Знамени…» Джо Розенталя. А помимо этого, там откроют выставку великого Роберта Капы — фото из Вьетнама, где Капа погиб. Евгений Халдей с ним, так случилось, дружил, и сын Капы, прилетевший на вернисаж, будет вспоминать, как отец рассказывал ему о Халдее. Два еврея-­фотографа (настоящее имя Капы — Эндре Эрнё Фридман) быстро нашли общий язык, познакомившись во время вой­ны.

Разрушенный Севастополь и сожженный Мурманск
Это было в 1945 году в Карлсхорсте, в ставке Жукова, при подписании капитуляции. Через год они снова встретились в Нюрнберге, на процессе над нацистскими преступниками, и Капа подарил Халдею камеру «Speed Graphic», купленную специально для него.
В 1947-м Роберт Капа сам приедет в СССР. Ему не позволят вывезти из Союза непроявленные пленки, и единственным, кому Капа доверит проявку, окажется Халдей. А Нюрнберг останется моментом главного триумфа Халдея, даже большего, чем тот снимок со знаменем в Берлине. Три его фотографии фигурировали на процессе в качестве доказательств преступлений Гитлеровской Германии во Второй мировой вой­не: снятый с воздуха разрушенный Севастополь, двор ростовской тюрьмы с расстрелянными людьми и сожженный Мурманск — за день на город было сброшено 360 тысяч зажигательных бомб, деревянный Мурманск сгорел, остались одни печные трубы, торчавшие посреди разрухи.
В Нюрнберге Халдей сделал прославивший его снимок разрушенного города — в сумерках, наступления которых он несколько часов ждал, добиваясь правильного освещения и интонации, передающей ощущение трагедии. Много лет спустя, в Вене, на открытии персональной выставки, у него спросят, показывая на этот снимок, какую академию он заканчивал. А все образование было — четыре класса хедера, в котором преподавал дед со стороны отца.
Но действительно, прославил фотографа в Нюрберге не столько вид руин, сколько снимок Германа Геринга, остававшегося после смерти Гитлера и Геббельса главным преступником. Все фотокоры пытались его снять, а он не давался. Сложность состояла еще в том, что по залу, где шли заседания международного трибунала, нельзя было перемещаться — у фотографов были свои места, но оттуда невозможно было поймать нужный ракурс. И Халдей нашел выход — снимать с места, где сидел секретарь советского судьи. Тот должен был задержаться на обеде — Халдей пообещал ему за это две бутылки виски. За те несколько минут, что секретарь отсутствовал, щелкнул Геринга — и весь мир опубликовал этот снимок, потому что не было других.
 

Всю пленку истребил на этот снимок
Трудно сказать, о чем думал, глядя на Геринга, Евгений Ананьевич Халдей, 1917 года рождения, еврей, появившийся на свет в Юзовке (теперь Донецк) и потерявший на той вой­не отца и трех сводных сестер — немцы сбросили их в шахту вместе с другими евреями.
Еще раньше он потерял в погроме, устроенном накануне праздника Песах, деда и мать — пуля пробила ее тело насквозь, застряв под ребром сидевшего на коленях годовалого сына. Вместе с ними погибла мамина подруга и 17-летняя няня младенца, который был тогда не Евгением и даже не Ефимом, как указывают многие источники, а Хемой. Евгением он стал, попав в Фотохронику ТАСС.
Первую фотокамеру сделал сам, в 12 лет, работая мальчиком на посылках в фотоателье братьев Клейманов. Взял две картонные коробочки, вложил друг в друга, пристроил линзы от бабушкиных очков, вставил стеклянную пластину, положил магний в коробку изпод ваксы, и первым же кадром снял собор в Юзовке — его потом взорвали, и оказалось, что других фотографий здания нет.
Халдей продолжал снимать, работая на местном заводе — чистил паровозные топки в депо. А дома играл на скрипке. «Бабушка давала мне задание играть «Плач Израиля», — рассказывает он в фильме. — Я играл, она давала мне 5 копеек на мороженое». Он копил копейки и лет в 14 подписался на настоящий фотоаппарат. Ездил с агитбригадой, снимал, печатался в местной прессе, отправлял снимки в «Союзфото». В 1936-м, когда позвали в Москву, поселился на улице Станкевича, у Израиля Соломоновича Кишицера, мужского портного, которого знал с рождения — тот был тоже из Юзовки и помнил погром, в котором погибла мать будущего фотографа. И это был тот самый портной, который в 1945 году, накануне командировки Халдея в Берлин, за ночь сшил ему знамена из трех красных скатертей, добытых в ТАССе («пошел на склад, там был друг — завхоз Гриша Любинский, маленький такой еврей, спрашиваю: Гриша, где у тебя скатерти?»). Знамя номер три водрузили на Рейхстаг.
Кадр, понятно, постановочный, но вошедший в историю. Лучше всего она звучит в исполнении автора: «Все шли к Рейхстагу и Бранденбургским воротам, и я шел как все. 2 мая, 7 утра. Дым, копоть, стрельба, ворвался в Рейхстаг, вытащил флаг, и солдаты подходят. Я им: «Пошли на крышу». Их трое, я четвертый. Забрались на крышу, перед нами купол, а снизу пожар — нельзя было близко подойти. Нашли палку, нанизали флаг, и нужно было для композиции, чтобы открывался вид на Берлин, а не получалось. Договорились с одним солдатом, что будут его держать. И вот он полез, его держат за ноги, и тут я увидел композицию. Всю пленку истребил на этот снимок».
Потом, уже в Москве, начальство обнаружило у солдата часы на обеих руках — «Что, мародер?!». Пришлось фотографу выцарапывать вторые часы.

Руки не давали мне, называли космополитом
Происхождение Халдея в то время никого не смущало — мытарства начались в 1948-м. «В стране началось брожение, — вспоминает Халдей в фильме, — еврейский вопрос возник, стали люди менять фамилии, начали увольнять всех, особенно занятых на идеологическом фронте. Из Кинохроники ТАСС уволили всех кинооператоров-­участников вой­ны, тех, кто был евреем. Выгоняли пачками».
Халдей снимал спектакли ГОСЕТа и всех артистов, включая Михоэлса. А потом, в ожидании обыска, жег негативы и бил стеклянные пластины с довоенной съемкой. Его, конечно, уволили — четырех русских и его. Их через месяц взяли назад, а его нет. В 1990-х, когда рассекретили часть архивов, обнаружился документ, согласно которому Халдей не мог быть использован в работе органов Госпечати и должен был быть уволен по рекомендации КГБ.
«Руки не давали мне, называли космополитом. И жидом называли», — говорил Халдей, замечая, что помнит, кто это был. Но имен не называл. — Отмахивались от меня как от чумы. Мне удалось устроиться в журнал «Клуб», профсоюзный. Танцы, шманцы, библиотеки — это был мой репертуар».
В последний раз его уволили уже из «Правды», в 1970-х — «пришел новый начальник отдела кадров, открытый антисемит, говорит: не успокоюсь, пока хоть один еврей работает в газете». И как тут не вспомнить другие времена, но те же нравы. 1938 год, Вена, Аншлюс. Прославленный дирижер Карл Бём, занявший пост худрука Венской оперы после вынужденно уехавшего в Нью-­Йорк великого Бруно Вальтера, жалуется в письме, что не может вой­ти в здание оперы — пока там остается хоть один еврей.
Ирина МАК

Кто не знает Любочку?


Синенькая юбочка, ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?
Любу знают все!
А Вы знали, что Гитель Лейбовна Волова - это Агния Барто, детская писательница и поэтесса, автор сотен стихов, среди которых «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается», «Мы с Тамарой ходим парой» и эпохальное «Наша Таня громко плачет».
 А теперь некоторые менее известные факты о поэтессе.
1. Барто — это фамилия ее первого мужа, тоже поэта. Хотя она развелась с ним и вышла замуж за «самого красивого декана московских ВУЗов» энергетика Щегляева (на фото) — сохранила на всю жизнь ту фамилию, под которой приобрела известность как «детская» поэтесса.
2. Она автор замысла (и — в соавторстве с Риной Васильевной Зеленой — сценария) фильма «Подкидыш» — того самого, где Фаина Раневская «Муля, не нервируй меня».
3. В быту характер у нее был очень мягкий и покладистый, но когда дело касалось принципиальных вопросов, она умела настоять на своем. Например, с Маршаком, пытавшимся подправлять ее стиль, она разругалась капитально — и писала только по-своему.
4. Во время войны Агния Барто находилась вместе с мужем на Урале в эвакуации. Чтобы понять жизнь местных ребятишек, работавших на оборонных предприятиях, она освоила работу на токарном станке и работала токарем второго разряда.
6. В 1947 году она опубликовала поэму “Звенигород” — рассказ о детях, потерявших родителей во время войны. Поэму она написала после посещения детского дома в Звенигороде. В тексте она использовала свои разговоры с детьми. После выхода книги ей пришло письмо от женщины, во время войны потерявшей свою дочь. Обрывки детских воспоминаний, вошедшие в поэму, показались женщине знакомыми. Она надеялась, что Барто общалась с ее пропавшей дочерью… Так оно и оказалось: мать и дочь встретились спустя десять лет!
7. В 1965 году радиостанция “Маяк” начала транслировать передачу “Ищу_человека”. Поиск пропавших людей при помощи СМИ не был изобретением Агнии Барто — такая практика существовала во многих странах. Уникальность была в том, что в основе поиска лежали детские воспоминания. “Ребенок наблюдателен, он видит остро, точно, — писала Барто. — Не может ли детская память помочь в поисках?” Этой работе Агния Барто посвятила девять лет жизни. Ей удалось соединить почти тысячу разрушенных войной семей.
8. У нее никогда не было ни секретаря, ни даже рабочего кабинета — лишь квартира в Лаврушинском переулке и мансарда на даче в Ново-Дарьино, где стоял старинный ломберный столик и стопками громоздились книги.
9. Двери ее дома всегда были открыты для гостей. Она собирала за одним столом студентов МЭИ, академиков, начинающих поэтов и знаменитых актеров.
10. Имя поэтессы при рождении — Гитель Лейбовна Волова.
 Андрей ИНОСКИН

Катастрофа для газовой отрасли России, которую устроили себе сами

 

Катастрофа для газовой отрасли России, которую устроили себе сами

Для России газ стал настоящим оружием в экономической борьбе со странами Европы - это особенно ярко видно в последние месяцы. "Газпром" радикально снизил поставки по "Северному потоку", а в ночь на среду вообще приостановил поставки. Цены на газ находятся на исторических максимумах, а европейцы готовятся к холодной зиме. Выигрывает ли Россия от газовой войны с Европой или наоборот теряет проверенного платежеспособного клиента?

Этой ночью "Газпром" полностью остановил поставки по "Северному потоку" - своему основному газопроводу в Европу. Компания объясняет это техническими работами и обещает восстановить поставки уже 2 сентября.

Эти планы на прошлой неделе уже привели к резкому росту цен на газ: на бирже они превысили 3 тыс. долларов за тысячу кубометров.

Европейцы напрямую обвиняют Россию и "Газпром" в развязывании газовой войны.

"Россия нас шантажирует. Россия использует энергию как оружие", - заявила в конце июля председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Она призвала Европу быть готовой ко всем сценариям, в том числе к полному прекращению российских поставок.

Газовое противостояние особенно ярко проявилось в странствиях турбины для "Северного потока". Турбина была на ремонте в Канаде, которая не хотела ее возвращать из-за санкций, - она подпадает под определение товаров двойного назначения. После длительных переговоров с участием Германии турбину доставили в Европу, но в Россию она до сих пор не попала, хотя немецкие чиновники и заявляли, что она готова к отправке. "Газпром", как писали СМИ, был недоволен документацией и не принимал турбину, публично компания жаловалась на санкционный режим.

Отсутствие турбины дает "Газпрому" возможность объяснить, почему необходимо ограничивать прокачку газа по "Северному потоку". Логика проста: одной турбины нет из-за европейских санкций, а другие надо ремонтировать.

Но в Европе эту ситуацию воспринимают совсем иначе. 26 июля министры энергетики ЕС договорились сократить потребление газа на 15% с августа по март. Европейцы уже готовятся к холодной зиме без российского газа, например, в Германии отключают подсветку исторических зданий и ограничивают температуру кондиционирования.

На первый взгляд, Европа в газовой войне проигрывает. Инфляция в июле в еврозоне достигла рекордных 8,9%, а в странах Балтии - Эстонии, Латвии и Литве - она превысила 20%. Причина именно в росте цен на энергоресурсы - они во всей Европе растут на двузначные величины.

Агентство Блумберг сообщает о кризисе в Европе. А российская пропаганда рассказывает, как из-за санкций европейцы экономят на душе и аппаратах жизнеобеспеченности в больницах.

Однако Россия тоже несет потери от газовой войны: бюджет лишается части доходов, а в будущем, скорее всего, потеряет надежного платежеспособного покупателя газа. Потеряет навсегда. Сможет ли она заменить страны ЕС и не будет ли зависеть от тех немногих стран, которые готовы будут платить за российский газ - в первую очередь, Китая?

В 2021 году Евросоюз получил по газопроводам из России около 40% всего потребляемого газа и еще 5% в виде сжиженного природного газа (СПГ), писал независимый эксперт в области энергетики Сергей Вакуленко для сайта Фонда Карнеги.

Общий экспорт трубопроводного газа в прошлом году принес России 55 млрд долларов - и большая часть этой суммы была получена именно от европейских стран. Если Россия прекратит продавать газ в Европу, бюджет недосчитается примерно 40 млрд долларов в год, оценивал Вакуленко.

Эксперты говорят, что России будет сложно заменить европейских покупателей. Во-первых, это надежные и платежеспособные покупатели, которые в основном не копят перед "Газпромом" долги и вовремя оплачивают поставки. Во-вторых, Россия часто продает "дружественным" странам газ по "политическим" ценам, а остальным - по рыночным.

Инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов, например, считает, что более половины поставок в Европу можно будет заменить другими рынками не раньше 2030 года.

Более того, санкции, включая ограничения на трансфер технологий, и потеря европейского рынка приведут и к снижению добычи газа в России. Международное энергетические агентство оценивало эти потери (под ними они понимают разницу между прогнозом на этот год по сравнению с довоенными прогнозами) в 480 млрд кубометров газа в 2022-2025 годах. Если европейские страны будут ускоренно отказываться от российских поставок, потери добычи в России за три года могут составить около 550 млрд кубометров.

Еще одна вероятная потеря для России - это деньги, вложенные в газопровод "Северный поток - 2". Этот газопровод должен был стать альтернативой "Северному потоку". Его построили еще осенью 2021 года. Российская сторона неоднократно говорила, что он готов к запуску, но европейцы явно не готовы его запускать даже в случае отключения "Северного потока". Стоимость проекта оценивается в 11 млрд долларов.

"Россия потеряет европейские рынки и надежный источник пополнения федерального бюджета. Планы "Газпрома" придется сокращать, добычу газа придется сокращать, а это повлечет за собой безработицу, закрытие предприятий - не только газпромовских, но и компаний которые обслуживали "Газпром". Это экономическая катастрофа для газовой отрасли", - описывает последствия для экономики России в целом аналитик нефтегазового рынка Михаил Крутихин.

Как Евросоюз будет избавляться от энергозависимости от России?

"Довольно быстро наступит будущее, в котором Россия не будет поставлять в Европу ничего. Сохранятся небольшие объемы - 10-15 млрд ежегодно - в Южную Европу через "Турецкий поток". Но в целом Европа будет жить без российского газа, а Россия, "Газпром", соответственно, - без экспортных доходов от поставок", - прогнозирует президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов.

Шаг за шагом Европа будет отказываться от российского газа, согласен Суверов. Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Польша и Болгария уже фактически это сделали.

"Судя по всему, через два или максимум три года Россия полностью потеряет возможность поставлять газ в Европу", - считает Крутихин.

Эксперты объясняют, что заменить российский газ европейские страны смогут через поставки сжиженного газа (СПГ). Сжиженный газ получается путем охлаждения природного газа, после очистки, до -160°C, чтобы облегчить его хранение и транспортировку. При сжижении объем газа уменьшается в 600 раз. В отличие от природного газа, сжиженный газ находится в жидком состоянии. СПГ перевозят по морю в специальных танкерах-газовозах.

В этом году поставки СПГ в Европу выросли на 70%, пишет The Economist. Правда, стоит такой газ в Европе дороже, чем в Азии. Да и в Европе придется построить больше инфраструктуры для поставок такого газа.

У ЕС в запасе есть еще один возможный крупный поставщик газа - Катар. Однако эксперты говорят, что с ним предстоят серьезные переговоры.

"У Катара имеется огромное, практически бездонное месторождение, где можно добывать более высоким темпом. Но Катар хотел бы заключить долгосрочный контракт - с обязательствами по покупке определенных объемов и фиксированной ценой. А это противоречит политике Европы, выстраиваемой примерно с 2010 года - упор делается на конкурентные поставки, на отказ от долгосрочных контрактов", - объясняет Вакуленко.

В нынешних условиях Европе придется пойти на договоренности с Катаром, считает Салихов: "или у вас будут сумасшедшие цены на энергию, которые будут подрывать экономику, или же придется идти на какие-то компромиссы".

Еще одна потенциальная альтернатива - американские поставки СПГ. Ввод новой волны мощностей в США ожидается в период 2025-2027 годов. "Там будут очень большие мощности - дополнительно около 50 млн тонн в дополнение к существующим 80 млн тонн СПГ, что в сумме даст примерный эквивалент 170 млрд кубометров газа. Это вполне сопоставимо с тем, что Европа импортировала из России", - говорит Вакуленко.

Помимо поставок газа Европа может ускорить переход на альтернативную энергетику - к 2045 году она и так планировала заменить российский газ более экологичными аналогами.

"Цены, которые образовались в результате энергетической блокады из России, делают экономически оправданным все то, что раньше хотели делать из экологических соображений, но не могли собраться, потому что это не было оправдано экономически", - поясняет Вакуленко.

Куда Россия может переориентировать поставки?

Ключевая альтернатива для России сейчас - Китай. Однако эксперты сомневаются, что он сможет компенсировать выпадающие поставки из стран ЕС.

"Китаю не нужно столько же газа [сколько Европе]. Во всех китайских программных документах увеличение поставок из России, помимо "Силы Сибири", не предусмотрено", - говорит Михаил Крутихин.

Газопровод "Сила Сибири", поставляющий газ из Якутии в Азиатско-Тихоокеанский регион, был запущен в конце 2019 года. Его пропускная мощность составляет 38 млрд кубометров в год, в то время как объем транзита газа "Северному потоку" в 2021 году составил 59,2 млрд кубометров.

Если Россия потеряет большинство других покупателей газа, то Китай получит выгодную переговорную позицию, предполагает Вакуленко. Пекин сможет диктовать свои условия и предложить не самую выгодную для России цену.

Россия будет активно заниматься строительством трубопровода "Сила Сибири - 2", считает эксперт. Проект "Силы Сибири - 2" предполагает транзит между газовыми месторождениями Сибири и Китаем и соединяется с китайским газопроводом "Запад - Восток". "Газпром" сообщил о начале проектирования трубопровода в сентябре 2020 года. Однако объект может быть введен в эксплуатацию не раньше 2030 года.

Другим важным рынком для России остается Турция. Турецкие поставки составляют примерно 47,5 млрд кубометров в год - это значимый объем, отмечает Сергей Суверов.

Помимо Китая и Турции у России останется только южное европейское направление, говорит Михаил Крутихин. "Другого ничего не остается - остальные объемы [поставок] микроскопические", - отмечает он.

Инфраструктура, которая есть в России сейчас, не позволяет переориентировать поставки газа в другие страны, говорит Марсель Салихов. "Можно больше поставлять в Турцию - добавить небольшие дополнительные объемы. Возможно, более высокие объемы будут идти в Центральную Азию. Но все эти рынки суммарно меньше, чем поставки в Европейский союз. На основе той инфраструктуры, которая есть сейчас, перенаправить куда-то эти же объемы невозможно", - объясняет Салихов.

Строить новую инфраструктуру в условиях санкций тяжело. Россия, например, планировала построить завод по сжижению природного газа на Балтике рядом с местом вхождения в море трубы "Северного потока - 2". Но оборудование для подобных заводов в России не производят, а санкции запрещают их поставки.

Пока Китай и Турция не стали закупать больше российского газа, "Газпром" вынужден ежедневно сжигать его на 10 млн долларов, показывают данные независимой норвежской исследовательской компании Rystad Energy. Газ сжигают рядом с компрессорной станцией "Северного потока" - сейчас газопровод не работает, а до этого работал на 20% от своей мощности.

Посол Германии в Великобритании Мигель Бергер сказал, что Россия сжигает газ из-за невозможности его продать.

Инакомыслие как синоним здравомыслия

 

Инакомыслие как синоним здравомыслия

Василий Аксенов с мамой Евгенией Гинзбург. Фото: ostrovaksenov.ru

К 90-летию Василия Аксенова

В эти дни, когда отмечается 90-летие Василия Аксенова, нет особой нужды вспоминать о его книгах, которые и в нынешнее то время интересуют скорее славистов-филологов — узких специалистов по шестидесятникамчем нас с вами. А уж о поколении читателей, родившихся, скажем, в нулевые, и говорить не приходится. 

Трагедия его жизни была в том, что при всем кажущемся буржуазном благополучии эмигрантского периода его жизни (с 1980-го профессор русской литературы в нескольких американских университетах, и много чего прочего) ничего значительного он так и не написал. И это обстоятельство не могут изменить никакие внешние признаки успеха, выпавшие на его долю по возвращении на родину: в 2004 — Букеровская премия России за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки»; в том же году — трилогия «Московская сага» экранизирована в 24-серийном телевизионном сериале; в 2016 снят сериал по последнему его роману, написанному за два года до смерти, «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках». Один из героев романа, прозрачно скрытый, как и все остальные под слегка вымышленным именем, главный шестидесятник Советского Союза Евгений Евтушенко не без основания назвал этот роман позорнейшей в литературном отношении… клеветой на целое поколение.

Сказанное ничуть не противоречит тому факту, что в свое время под хемингуэевское обаяние ранних повестей и рассказов Аксенова подпало чуть ли не два поколения пост-сталинской советской интеллигенции. В лучшем его сборнике того времени «На полпути к Луне» был, в числе прочих, прелестный рассказ «Маленький Кит — лакировщик действительности», где в образе погружаемого в ванночку сына-младенца рассказчику видится «сосиска в бульоне», которая потом неизбежно всплывала в памяти целого поколения читателей при купании собственных чад.

… Но о его книгах пусть говорят те, у кого до сих пор есть надоба их перечитывать. А нам пристало в день аксеновского юбилея — о другом. О том, что, живя в Советской России, он, будучи успешным литератором, не говоря, что первым стилягой и главным плейбоем обеих столиц, был одним из зачинщиков и авторов самиздатного бесцензурного альманаха «Метрополь», вступался за гонимых и вообще позволял себе диссиденствовать, пусть и не с солженицынским безоглядом, а достаточно умеренно, но и на это нужно было тогда изрядное мужество. Ведь все книжные издательства, а значит, и судьба любой книги любого автора находились в те времена в одних отвратительных как «руки брадобрея» руках. Но самое удивительное, что, переместившись в религиозно обожаемую им и его богемным питерско-московским кругом Америку, он не растерял своей всегдашней иронии, а остался умным насмешливым циником, зорко прозрев «под новыми небесами» те пороки, которые нынче привели коллективный Запад к полному и окончательному краху всех его хваленых «ценностей».

Вот что он писал о пагубном диктате «прав меньшинств» и мультикультурализма в Америке в далеком 1995 году: «Рухнула американская мечта о плавильном котле наций. Наблюдается диктатура меньшинств — тоталитаризм от противного… существует настоящий культ меньшинств. Я понимаю, что за ним стоит двухвековая демократическая традиция, но это другая крайность, для демократии самоубийственная. Принадлежность к сексуальному или национальному меньшинству не кажется мне какой-то доминантой личности».

Но самое поразительное доказательство здраво- и свободомыслия Аксенова, то есть органической неспособности подчиняться любому диктату, включая, либеральный, он высказал в своем программном эссе «Исламский террор и позиция интеллигенции». Написан этот шедевр политико-философской публицистики ко второй годовщине взрывов жилых домов в Москве и других городах России. То есть, в том самом роковом сентябре 2001.

Чеченцы в то время, как сегодня, к примеру, правительство Зеленского, находились под нежнейшей защитой российских либералов, и по умолчанию, ничего предосудительного совершить не могли. И потому выходило так, что дома в 1999 взрывали не чеченские боевики, а сами путинские спецслужбы. Как, впрочем, и теракты на Дубровке в 2002 и Беслан в 2004, которые либералы без лишних раздумий повесили на власть предержащих, ну в том смысле, что она, власть, неправильно и малоэффективно реагировала на «действия» боевиков. А это, натурально, значительно большее преступление, чем сами «действия» по захвату заложников среди зрителей театрального шоу или первоклассников в школе.

А вот Аксёнов, в отличие от либеральной интеллигенции, которой сам без остатка принадлежал не только своими книгами, но и всей своей жизнью, начиная со славного имени его матери, стоящего на обложке «Крутого маршрута», — Аксенов в 2001 как раз погрузился в глубокие раздумья о месте интеллигенции во времена террора и ее позиции по отношению к властям. Вот что он, среди прочего, сказал в своем эссе по «Пятого сентября сего года (2001. — С. Т.) мне позвонили из одной московской уважаемой газеты. Молодой журналист бодро напомнил, что исполняется вторая годовщина ночных взрывов, уничтоживших жилые дома со спящими жильцами. Мы тут опрашиваем деятелей политики и культуры, хотелось бы, ВП, узнать и ваше мнение по поводу этих печальных событий и их последствий. Признаться, мне не особенно интересно было повторять то, что я уже многократно говорил в этой связи в разное время и в разных местах, в том числе и во время прошлогоднего московского конгресса ПЕН-клуба. Отказываться от повторов, однако, было некрасиво, и я повторился. Журналист, очевидно, моих прежних выступлений не читал и был ошеломлен. Как же так, ВП, значит, сейчас вы не считаете, что взрывы были устроены спецслужбами? Очевидно, он вычислил меня как человека, который должен принадлежать к числу тех, кто так считает. «Ни тогда не считал, ни сейчас не считаю, — ответил я. — Не думал так ни одной секунды». «Значит, вы считаете, что след ведет в…», — он не закончил фразы и даже как бы задохнулся от неожиданных предположений. «Не след туда ведет, а большая дорога, засыпанная гексогеном, — сказал я. — Только слепой не заметит». Далее последовал нервный диалог, в котором упоминались имена Басаева, Масхадова, Хаттаба и Усамы бин Ладена. Журналист никак не мог понять, как это либеральный писатель может быть на стороне спецслужб. Да вы поймите, мой друг, говорил я, у меня нет никаких симпатий к спецслужбам, когда они, скажем, разбираются с НТВ и «олигархами», однако это не они взрывали дома хотя бы потому, что это взрывали террористы, осуществляя свой глобальный план «исламской войны». Грубейшую дезу о спецслужбах подбросил Удугов, и просто удивительно, как легко на нее купились многие наши либералы. Да и не только наши».

К слову, упоминаемое в эссе интервью, имело место за 6 дней до взрыва Башен-Близнецов в Нью-Йорке.

В России исторически сложилась незыблемая установка, что либеральная интеллигенция всегда должна находиться в противостоянии действующей власти. Ну и действительно, вы за Николая Палкина, или за Герцена, придумавшего своему венценосному гонителю это прозвище? За кремлевских старцев или за гнобимого ими гения по имени Александр Солженицын?

Надо обладать изрядным мужеством, чтобы, не скрывая своих убеждений, выйти против «своих» с мыслью, что бывают ситуации, когда быть заодно с властью не зазорно, а напротив — добродетельно и благоразумно. Кажется, среди писательско-художественной элиты вменяемый голос Аксенова был тогда единственным. И голос этот подтверждает то, о чем с идиотическим упорством снова и снова пишет автор этих строк. О детской простоте подхода к сложнейшим социально-политическим проблемам гражданского общества. О том, что интеллектуалам еще важнее сбиваться в стадо, чем простецам, чтобы каждую минуту ощущать себя частью самого продвинутого и высокоморального фрагмента общества. О том, что парадоксальным образом, поголовье этого не по дням, а по часам растущего стада, часто пополняется людьми, на личностном уровне, нравственно безупречными.

Судя по всему, Аксенов следовал императиву Ежи Леца: «Не дай сбить себя с пути даже идущим в ту же сторону». Так или иначе, но его эссе — практическое согласие с этой мыслью.

Невозможно отказать себе в удовольствии привести еще одну совершенно убийственную для сегодняшних защитников «религии мира и добра» аксеновскую цитату: «Между тем даже и сейчас мир продолжает лицемерить или, если это выражение покажется слишком сильным, многого не договаривать. Повсеместно подчеркивается, что мы поднимаемся на войну не с исламом, а с террористами. Ну что ж, оставим балансировку политикам, однако мыслящий народ должен понимать, что уже по крайней мере двадцать лет идет война все-таки с исламом. Вернее, ислам ведет войну с нами, и с каждым годом, как мы видим, эта война становится все более непримиримой. Сформулированные аятоллой Хомейни тезисы окончательного противостояния христианской либеральной цивилизации в той или иной степени овладевают умами на огромных пространствах Земли. Разумеется, далеко не весь миллиард мусульман и даже далеко не все мусульманские страны питают яростную ненависть к демократиям западного толка, однако за эти годы в сердцевине ислама выделилось определенное ядро, так сказать, актив непримиримых. Называйте этих людей ваххабитами или хараджитами, или просто назовите их бесноватыми, но это именно они, самые исламистые исламисты, для которых даже остальные мусульмане остаются «нечистыми», образовали интернационал ненависти. А мы все еще пытаемся объяснить это явление при помощи каких-то концепций с неизбежным марксистским душком: последствие колониализма, неравномерное распределение богатства, придуманный какими-то дураками «золотой миллиард», коварный глобализм, пресловутый европоцентризм. Явление между тем точнее объясняется при помощи психиатрии: маниакально-депрессивный синдром, комплексы неполноценности и превосходства, комплексы садизма и мазохизма, гипертрофированная мегаломания. Последняя часть диагноза все чаще всплывает на поверхность: Усама, оказывается, пребывает в полной уверенности, что это он со товарищи разрушил Советский Союз и что, сделав такое большое дело, Америку-то разрушит без труда, Басаев, вступая в Дагестан, не сомневался, что он поджигает весь Кавказ и разваливает РФ, Арафат потому и не подписывал никаких соглашений, что собирался покончить с Израилем до конца теплого сезона. Словом, для борьбы с этим явлением нам понадобятся не столько гипотезы, сколько смирительные рубашки».

Where’s the beef? — как говорят американцы в таких случаях. То бишь, а к чему это все нагорожено? А вот к чему.

Не часто, но бывает так, что противостояние между конфликтующими сторонами проводит черту между Добром и Злом с вопиющей очевидностью. Вот, к примеру, Освенцим и ГУЛАГ, есть чистейшее бесспорное беспримесное Зло. В это бесспорное черно-белое кино напрашивается и так называемый израильско-палестинский конфликт. Одна сторона бесконечно идет на уступки «ради мира», вторая — так же неотступно нарушает все обязательства, так как нужен ей никакой не «мир», а нужен Ближний Восток без Израиля. Но значительно чаще конфликтные ситуации проявляются не в черно-белом, а в смешанном из разных цветов спектра колоре. И не надо их за уши притягивать к черно-белой формуле: Шаг влево, шаг вправо…

В эти страшные месяцы многие люди либерально-консервативных взглядов, (никакого противоречия в этом определении нет — Аксенов как раз из этих) увидели ситуацию именно черно-белой. 

Украина — белая и пушистая. Россия — воплощение абсолютного Зла.

Согласился бы с таким раскладом русский либерал Василий Аксенов? Непредвзятое прочтение старого, но не устаревшего эссе Аксенова, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

«Счастье придет по следам грядущих поколений…»

 

«Счастье придет по следам грядущих поколений…»

Рисунок12

Недавно некий господин решил «напомнить» мне, что Катастрофа — «дела давно минувших дней», ну, вроде монголо-татарского ига или Ледового побоища. Не понравилось человеку, что я не позволила проводить некорректные сравнения с темой Катастрофы. И далее не позволю.

«Делами давно минувших дней» они могут быть для кого-то. Не для нас. Эти «дела» нашему народу, методично уничтожаемому, только за свою принадлежность к еврейству, забыть не дано. Никогда. Горе может быть, если забудем… И потому сегодня хочется вспомнить о тех тяжелых и незабываемых днях.

В августе 1942 исполнилось 80 лет со дня гибели польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака, основателя варшавского еврейского дома сирот. 6 августа — день гибели его и воспитанников детского дома.

Дом сирот был уникальным детским домом, практически государством маленьких детей, которые росли людьми с чувством собственного достоинства. В нем была своя «конституция», существовали выборный детский парламент, товарищеский суд и судебный совет. Дети были не только воспитанниками, но и соратниками воспитателей.

А их главный воспитатель был с ними рядом до последнего мига. Когда в августе 1942 года пришел приказ о депортации дома сирот, Корчак, который мог выбрать жизнь, вместе со своей помощницей Стефанией Вильчинской, другими воспитателями и детьми отправился в товарном вагоне в Треблинку на верную смерть. Неоднократно ему было предложено покинуть гетто и спастись. Но спасти предлагали только его, без детей. Говорят, что руководители юденрата даже в последнюю минуту пытались что-то сделать, опять же только для Корчака. Он отказался от всех вариантов спасения и остался верен детям, которые верили в него, отказался от всех предложений людей, ценивших его талант и готовых вывести его из гетто. Польский писатель Игорь Неверли был одним из таких людей и рассказывал об этом: «На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришел к нему, имея пропуск на два лица — техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак взглянул на меня так, что я съежился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения… Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в запломбированном вагоне и в газовой камере? И можно ли это все пережить?»

Сохранились воспоминания Эммануэля Рингельблюма, историка, педагога, создателя архива Варшавского гетто, который смог покинуть гетто, но был предан подростком-поляком и расстрелян в марте 1944 года. Вместе со всей семьей. Ему было всего 44…

А тогда, в конце лета 1942-го, Эммануэль стал свидетелем депортации дома сирот и оставил воспоминания об этом: «Нам сообщили, что ведут школу медсестер, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интерната я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти… Вдруг пришел приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда еще до сих пор не было. Выстроенные четверками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремленными вперед, державший двоих детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать — слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками». 

Так это было…

Януш Корчак… Это ему принадлежат слова: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается». И он, не имевший своих детей, был отцом этим деткам, оставшимся в одиночестве в жестоком беспощадном мире. Отцом до последней минуты. Первый отряд детей вел он, второй — его помощница и заместитель Стефания Вильчинская, которую дети очень любили.

Стефания Вильчинская
Стефания Вильчинская

Пани Стефа была для них мамой, и сиделкой, и другом. Всем… Она несколько раз получала предложения от близких друзей — покинуть варшавское гетто и, возможно, могла бы спастись. Но осталась с детьми до конца. По воспоминаниям секретаря варшавской еврейской общины Наума Ремба, в отличие от толпы кричащих людей, загоняемых нацистами в поезда, приютские дети шли «со спокойным достоинством»: «Это было похоже не на погрузку в товарные вагоны, а на марш молчаливого протеста против режима убийц… Такой процессии еще не видели глаза человека».

О чем они говорили с детьми, как готовили их к смерти, мне страшно думать об этом. Страшно до боли в сердце…

Это ли не героизм, о котором мы тоже должны помнить, когда вспоминаем о Катастрофе? Никогда мое сердце не сможет спокойно воспринимать то, что происходило в те годы. 

80 лет со дня гибели дома сирот, а значит, младшие воспитанники сиротского приюта сегодня могли бы быть среди нас! И никакие это не «дела давно минувших дней»! Их, маленькими детьми, удушили в газовых камерах за то, что они евреи. Уничтожили будущих врачей, адвокатов, ученых, музыкантов, портных… Мам и пап своих будущих детей.

Хотели уничтожить все наше будущее. Не вышло. И ни у кого не выйдет! И наши дети, наши сыновья и дочери, молодые израильтяне — главное доказательство тому.

***

Родился Януш Корчак совсем под другим именем. 22 июля 1878 года в столице Польши, в еврейской семье Гольдшмидт появился мальчик. Его назвали в честь деда — Хиршем. Хирш Гольдшмидт был известным в Варшаве врачом. Отец мальчика, Юзеф Гольдшмидт, — преуспевающим адвокатом. Семья была достаточно ассимилированная, и ребенку добавили польское имя Хенрик.

Мальчик вырос, выбрал, как и дед, стезю врача. Но в мире он больше известен, как педагог, писатель, мыслитель. И человек необыкновенной силы воли.

«…Я решил провести последние годы жизни в Эрец-Исраэль, пока что в Иерусалиме, там буду учить иврит, чтобы через год перебраться в кибуц. Причина — там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей». Это письмо, опубликованное выше, он написал своим друзьям, супругам Лихтенштейн, оно датировано 29 марта 1937 года.

Последние годы жизни он провел не там, где мечтал. А там, где был очень-очень нужен. А память о нем, его героизме, преданности и умении дарить свет в самые темные дни, передаются из поколения в поколение.

Его мысли, простые и незамысловатые, на самом деле — источник мудрости:

— Здоровье — это главное жизненное благо. 

— Уважайте текущий час и сегодняшний день!.. Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится… 

— Детское «дай», даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим «нет», а от этих первых «не дам», «нельзя», «не разрешаю» зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы.

— Люби своего ребенка любым — не талантливым, не удачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

— От удара не так больно, как от слова.

— Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 

— Детей нет, есть люди.

***

Рисунок14

Преклоняешься перед этим человеком… В нечеловеческих условиях он продолжал учить, лечить, воспитывать детей, которые фактически уже были обречены. В его приюте дети, страдающие от голода и лишений, ставили детские спектакли, что кажется просто невероятным!

До последних дней он пытался спасти своих подопечных от депортации, предложив в детском доме организовать фабрику по пошиву военной формы, тем самым доказывая, что дети могут быть полезны оккупантам.

Но наступило 6 августа 1942 года… 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в лагерь смерти Треблинку. С ними были их воспитатели.

Педагогический авторитет и талант прозаика Януша Корчака были столь велики, что порождали легенды. Одна из них: в момент погрузки в вагон к нему подошел один из немецких офицеров, поклонников его творчества и протянул лист бумаги. Всемирно известному педагогу-новатору гитлеровцы дарили жизнь. Он отказался. Ушел вместе с детьми в небо…

Вторая легенда долго тоже волновала людей. Якобы вагон с детьми был отцеплен по дороге, и они спаслись… Людям хотелось верить в хорошее. Пусть даже нереальное.

(«Википедия», Ян Богдан Шмелевский)
(«Википедия», Ян Богдан Шмелевский)

Сегодня, спустя годы, зная, что это всего лишь легенды, думая о Старом Докторе, хотя был он совсем не старый, всего 64 года, думая с содроганием и грустью, хочется все-таки вспомнить и что-то светлое. И подарить всем его фразу: «Счастье придет по следам грядущих поколений, которые научатся не забывать собственное детство».

Хорошо бы нам всем научиться быть счастливыми. Научиться видеть свет… Помнить этого Человека. И подвиг всех воспитателей еврейского дома сирот в Варшаве. Стефания Вильчинская, Генрик Астерблаум, Бальбина Гжиб, Роза Липец-Якубовская, Сабина Лейзорович, Наталья Поз, Роза Штокман, Дора Сольницкая, Генрик Азрылевич, Бронятовская, Штернфальд…

Их имена вспоминают редко. А ведь каждый из них мог попробовать спасти свою жизнь, но предпочел смерть, чтобы быть до конца рядом с чужими детьми. Которые стали родными. Чтобы не так было страшно им в последние минуты их коротких жизней…

Светлая память!

Лина ГОРОДЕЦКАЯ 

9tv.co.il

ОСНОВА МИРА

 

Основа мира

chagall_famille

Семья. Рисунок М.Шагала

 

Борис Гулько

 

На чём покоится мир? В трёх слонов уже не верят. Висеть сам по себе он не может – нужна точка опоры.

Мир, я уверен, покоится на половой любви мужчины и женщины. Из неё проистекают другие любови: к своим детям и к родителям; к своей земле. И самая духовная – любовь к Создателю.

Хотя каждый религиозный еврей дважды в день – утром и вечером повторяет в своей главной молитве «Шма»:

«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим…»,

любовь эта непроста. Ведь представить её Объект человеческое воображение не может.

Наверное, поэтому христиане, воспринявшие религию от евреев, облегчили себе путь, перенеся любовь к Творцу на объект, который описали евангелисты и позволило представлять искусство – на Иисуса из Назарета, изображаемого на иконах и в скульптурах.

Black Madonna (La Moreneta), a photo from Barcelona, Catalonia | TrekEarth
«Черная мадонна». Монастырь Монсеррат, Испания.

Иконописные изображения распространили религиозную любовь христиан и на образ матери и младенца – вполне человеческое чувство. А изображение мадонны, у великих художников – прекраснейшей из женщин (хотя в Евангелиях не сказано, что она была хороша собой), возвращает нас к исходному человеческому чувству – к половой любви.

Из этой любви родились не только искусство и культура а, в конечном счёте – всё.

Игорь Губерман, в дополнение к словесности крупный коллекционер икон, лаконично описал наш путь:

Бог шёл путём простых решений,
И как мы что не назови,
все виды наших отношений —
лишь разновидности любви.

Только я бы не называл это решение простым. Оно сверхсложно.

Жизнь на Земле существует около 4 млрд лет. И человеческая цивилизация на ней – не первая. Поражает совершенством общественная жизнь муравьёв. У них сложнейшее разделение социальных функций, высокая трудовая этика.

Недаром царь Шломо поучал в своих притчах:

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на пути его, и сделайся мудрым» (6:6).

Впечатляет и организация жизни пчёл. Кто из животного мира, к которому принадлежим и мы, смог бы как они танцем объяснить своим товаркам – где находится найденное цветущее цветочное или гречишное поле? А у пчёл, как и у муравьёв, отсутствует даже кора головного мозга, которым так гордится наш вид!

Неандертальцы, анатомически почти не отличимые от гомо сапиенс, разве что несколько большим объёмом мозга (что представляется достоинством), существовали на Земле уже около полмиллиона лет назад. Они, полагают, владели речью. За свой срок они добились немногого, по сравнению, например, с цивилизацией муравьёв.

Создать мем "человек, семейство гоминиды, эволюция гоминидов" - Картинки - Meme-arsenal.com
Гоминиды

По научной классификации мы составляем с неандертальцами, а также с большими человекообразными обезьянами, семейство наиболее прогрессивных приматов — гоминидов. Первый привет от них – самый старый обнаруженный наскальный рисунок, наши предки оставили нам 45 500 лет назад. Другая метка: Первая аграрная революция началась около 10 000 лет назад.

Критическое цивилизационное событие произошло 5782 года назад: Творец создал первых людей – Адама и Еву. Выдающийся мудрец XIII века РАМБАН предположил, что фразы книги Бытия

«Сказал Бог: «Сделаем человека в образе Нашем…» (1:26)

и следующая за ней

«Сотворил Бог человека в образе Его» (1:27)

могут относиться к разнесённым по времени событиям. Первая – к получеловеку-полузверю, каким был неандерталец. По каббале у такого существа могла наличествовать только животная душа – нефеш. Адаму же Бог «вдунул в его ноздри животворящую душу (нешама – Божественная душа), и ожил человек» (2:7).

Можно предположить, что отличие Адама от гоминида, имеющего только животную душу, определяющее присутствие в нём нешамы, заключено в его парности. Тора рассказывает об этом ключевом событии создания – обретении человеком нешамы, так:

Сотворение картина. Путеводитель по национальному музею Марка Шагала в Ницце (2)
М.Шагал. Сотворение

«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему. . . И перестроил Господь Бог ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел ее к человеку. И сказал человек: сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью» (2:18-24).

Гоминид не знает любви. Любовь – «прилепится (мужчина) к жене своей», известна только людям. На этом чувстве построены общественная жизнь: семья – это уже общество; а также культура: литература, музыка, изобразительное искусство. На ней построена наша цивилизация.

Чтобы механизм человеческого общества, построенный на столь эфемерном фундаменте, работал, в инструкции к его использованию – в Танахе и в томах Талмуда, даны масса правил по его эксплуатации. Нарушение их нарушает функционирование всего механизма, и в конце может разрушить его.

«Берни Рельеф» или «Королева ночи»
Лилит. Каменный барельеф. 17-18 вв до н.э. Британский музуй

Дело усложнил ещё один элемент системы, заложенный уже при сотворении. Цитированное из Торы разъяснение: «сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей» показывает, что была предыдущая попытка. При ней получилась не подмога мужчине, а наоборот: мужененавистница, радикальная феминистка, одним словом – ведьма. Имя ей было – Лилит.

Какой вырастет девочка – подмогой мужчине Евой или губительницей его Лилит, зависит от верного функционирования общества, следования его инструкциям Создателя, и ещё от удачи мужчины. Мой знакомый был женат 5 раз, и каждый раз ему доставалась Лилит. Такая вот незадача.

Сегодня мы наблюдаем стремительную деформацию самого динамичного современного общества – американского – под влиянием изменений в области пола и любви.

Сексуальная революция началась в США в 60-70 годы прошлого века. Молодёжь отменила заповеданную ТАНАХом библейскую исключительность отношений мужчины и женщины. Чтобы стать одной плотью, отпала надобность прилепляться к жене своей. Кажется, стало удобней.

На переходе от прошлого века к этому стало ещё удобнее: студенчество Америки приняло хук-ап культуру. При ней секс стал чисто техническим, эмоциональная привязанность сексуальных партнёров была признана не только не желанной, но, наоборот, ненужной, и была отменена.

После равнодушия сексуальных партнёров, следующей стадией прогресса стала неприязнь партнёрши к партнёру. Знаковым этапом на этом пути явилось движение #me too, вспыхнувшее в 2017 году. Началось оно с восстания актрис, вступавших для получения ролей в интимные отношения с Харви Вайнштейном, почему-то спродюсировавшим лучшие фильмы Голливуда, приносившие «Оскаров» снимавшимся у него. Поэтому сниматься в фильмах Вайнштейна было заманчиво. Продюсеру уже впаяли за секс с актрисами 23 года тюрьмы, а впереди процессы ещё лет на сто. Замелькали обвинения других мужчин в случившемся (или не случившемся) годы и десятилетия назад. Актёр Дрейфус удивился, прочтя в газете смутное обвинение его коллегой-актрисой в чём-то сексуальном, произошедшем 20 лет назад: «Странно – последние 20 лет мы с ней, вроде, такие близкие друзья».

Me Too! - hillary clinton 666 | Meme Generator

Законодательную базу под движение #me too подвела главная Лилит США Хиллари Клинтон девизом: «Верьте женщине!». Клевета (обвинение без доказательств) на мужчин стала обыденной и принимаемой обществом. На этом пути знаковым стало слушанье по утверждению членом Верховного суда США Бретта Кавано. Обвинительница откровенно лгала, при полном отсутствии свидетелей не способная придумать ни места, ни времени «преступления» (Кавано на школьной вечеринке лет 30 назад, она утверждала, пытался стянуть с неё купальник). Во время слушанья на галерее Конгресса бушевали толпы Лилит, а потом они бесновались на улицах Вашингтона. Зрелище было – как в фильме ужасов.

Корнем мирового зла быстро развивающаяся современная американская «наука Лилит» определила врождённый дефект мужчин: мужское качество «masculinity» (не знаю – есть ли соответствующий термин в русском). Перед педагогической наукой поставлена задача – избавлять мальчиков от этой напасти.

Общество пришло, таким образом, к сути проблемы: ошибки двоичности природы людей, идущей от Создателя. Современная наука разрешила её. Теперь нас… LGTBQIA2S+. Кажется, ещё где-то таятся М и Ж. Но их можно исправить, превратив М в Ж, и наоборот.

Староверы протестуют, они утверждают, что пропагандируемые операции по смене пола детей, стерилизуя, калечат их. Указывают на высокий уровень самоубийств среди сменивших пол. Новая публикация University of Washington Medicine показала, что уровень депрессий среди детей, прошедших операции по смене пола, не снизился. Но останавливать прогресс уже поздно…

Недавно в интернете появился репортаж об организуемых американскими школами экскурсиях младшеклассников на сексуальные шоу извращенцев (классифицировать их, учитывая их многообразие, всё сложнее), чтобы подготовить детей к жизни в «дивном новом мире».

*    *    *

Семейная любовь сохраняла евреев сквозь геноциды и изгнания, в ужасе долгих веков рассеяния. Бабель ёмко описал «большой еврейский секрет»:

«Они (евреи) женятся для того, чтобы не быть одинокими, любят для того, чтобы жить в веках… чадолюбивы потому, что это же очень хорошо и нужно — любить своих детей».

В сегодняшнем Западном мире распадающихся семейных отношений, отмирания любви и семьи как института, демографического угасания, израильское общество стоит особняком. Выглядит природным чудом – израильтянки имеют в среднем вдвое больше детей, чем европеянки.

Американизация ведёт наступление и в Израиле. На последних выборах здесь – в 2021 году, нынешней администрации США удалось посредством подставной организации Lincoln project расколоть партию Ликуд и с помощью отщепенцев лишить премьерства наиболее популярного лидера Израиля Беньямина Нетаньяху, проводившего национальную политику. Образовавшееся «правительство перемен» за год обанкротилось, но пока сохраняет власть.

«Сменный» премьер-министр Лапид, обещавший администрации Байдена политику покорности, «без сюрпризов», следует ей в вопросах безопасности, например относительно ядерной сделки с Ираном.

«Они (Лапид и Ганц) просто не сделали ничего, чтобы оказать давление на администрацию США не подписывать это соглашение»

– пожаловался на «переменщиков» Нетаньяху.

Lapid attends event for LGBTQ group: 'Most of the public is with us' | The Times of Israel

Попыткой подладить евреев Израиля под американскую секс-революцию стало выступление Лапида, единственное такого рода выступление премьер-министра Израиля, случившееся в Шаббат 27 августа, перед организацией LGTBQ (прогресс в Израиле дорос лишь до пяти полов) Израиля – IGY.

Лапид заявил:

«Наша миссия как людей, которые верят в уважение и равенство для всех, заключается в том, чтобы кричать и бороться не меньше, чем гомофобы и расисты. Они проигрывают эту войну. Они останутся расистами и гомофобами, но их дети такими не будут».

Берёт оторопь, когда осознаёшь – какими видит будущих еврейских детей премьер-министр Израиля.

Война традиционным евреям, которую объявил Лапид, не первая такого рода. С 166 года до н.э. в Земле Израиля бушевала война традиционных евреев под руководством Хасмонеев против эллинизированных, принявших губительную греческую секс-этику. В 160-м году до н.э. традиционные, вроде, победили.

Но единство евреев не вернулось, гражданские войны продолжались, и в 63 году до н.э. Иудея утратила независимость.

Согласны ли израильтяне на сползание нынешнего Израиля в духовную зависимость от байденовской Америки, принятие её этики, покажут грядущие выборы 1 ноября.

 

Август 2022