пятница, 2 апреля 2021 г.

Конгресс русскоязычных евреев просит Путина сохранить жизнь арестованному Шпигелю

 

Конгресс русскоязычных евреев просит Путина сохранить жизнь арестованному Шпигелю

Члены Всемирного конгресса русскоязычного еврейства, лидеры региональных отделений международного правозащитного движения "Мир без нацизма", руководители международных общественных организаций, представляющих ветеранов Второй мировой войны, бывших узников гетто и концлагерей попросили у президента РФ Владимира Путина спасти от смерти экс-сенатора и бизнесмена Бориса Шпигеля, арестованного по делу о взятке губернатору Пензенской области.

"Последние события, связанные с арестом господина Шпигеля, не могут оставить равнодушными сотни людей, включая его коллег и партнеров по общественной и благотворительной работе. Нам достоверно известно, что Борис Шпигель — тяжелобольной человек. Сейчас его жизнь находится под смертельной угрозой. Пожалуйста, помогите сохранить ему жизнь", — цитирует РБК обращение.

Авторы письма напомнили российскому лидеру о заслугах Шпигеля, который "объединил усилия политических, общественных и религиозных лидеров разных стран в активном противостоянии проявлениям ненависти, основанной на ксенофобии, антисемитизме, героизации нацистских преступников, отрицании Холокоста, искажении исторических фактов, ведущих к новому развитию фашизма и неонацизма". Благодаря Шпигелю были проведены "многочисленные антинацистские конференции, в том числе в европейских столицах, Москве, Вашингтоне, Нью-Йорке (ООН)", подчеркивают авторы письма. Кроме того, при участии Шпигеля была подписана Антинацистская хартия и издана "Белая книга нацизма" о проявлении радикального национализма в разных странах.









00:24
/
08:32
×

Среди подписавшихся — председатель исполнительного комитета Всемирного конгресса русскоязычного еврейства Рита Хазанова, сооснователь Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен, почетный президент американской Ассоциации переживших Холокост - выходцев из бывшего СССР Борис Лерман, президент Нью-Йоркской Ассоциации бывших узников гетто и концлагерей Павел Вишневецкий и другие.

Бориса Шпигеля арестовали 23 марта. Его обвинили в даче взятки в особо крупном размере губернатору Пензенской области Ивану Белозерцеву. Бизнесмен не признает своей вины,  арест он называет заказным. По словам Шпигеля, его просто "решили выкинуть с рынка" из-за того, что он отказался поделиться бизнесом.

Шпигель - инвалид, он страдает рядом хронических заболеваний. После задержания бизнесмена уже несколько раз госпитализировали.

История жизни «еврейского Шерлока Холмса»

 2_Tidhar_for_Details

История жизни «еврейского Шерлока Холмса»

В начале 1919 года в отдаленное еврейское поселение бывшей османской Палестины пришел молодой йеменский рабочий Саадия. Названный так в честь то ли известного талмудиста Саадии Гаона, то ли средневекового библейского комментатора Саади Бен-Давида аль-Адени, а может, и просто – именем своего йеменского дедушки.

Саадия неплохо говорил на иврите, носил окладистую бороду и пейсы. Трудился за троих – чувствовался опыт работы на плантациях. Однако через два дня йеменец куда-то пропал, прямо в разгар рабочего дня. Хватились рабочего не сразу и, ко всеобщему ужасу, нашли убитым в конюшне.

Кто убил «йеменца»? 

Последним с ним разговаривал проезжавший через колонию солдат 40-го батальона Еврейского легиона по имени Давид. Батальон накануне вывели из Египта, и солдаты, набранные из местных евреев, возвращались домой.

Прибывшие на место представители властей быстро установили, что в турецких документах Саадия значился как Абад Эль-Кадар, и происходил вовсе не из йеменских евреев, а из местной мусульманской семьи. До недавнего времени работал в Ришон-ле-Ционе.

Вскоре по стране поползли слухи об исчезновениях «йеменцев», устраивающихся на работу в еврейские колонии. Причем все эти случаи удивительным образом совпадали с появлением в тех местах нескольких английских солдат, которыми командовал молодой житель Яффо по имени Давид.

На самом деле Давид, случайно узнав от приятеля-араба, что против евреев готовится провокация, спланировал и успешно провел свою первую операцию по ликвидации террористов. Арабские предводители придумали хитроумный план: под видом йеменских евреев отправить свою молодежь на разведку в еврейские поселения, располагавшиеся вдали от центра и армейских баз. В задачу «Саадии» и его товарищей входило внедрение в ряды еврейских колонистов под видом «йеменских братьев», сбор информации о количестве оружия и бойцов и сдача последних в полицию. После арестов этих бойцов путь для нападения на еврейские колонии был бы открыт.

Смотрите "Детали-ТВ"

Вскоре личность «Давида из Яффо», который устранял шпионов, была раскрыта. Давида Тидхара (тогда – Тодрасовича) и его семью хорошо знали в Палестине.

Чудо в Святой Земле

Его родители были выходцами из Пружан Гродненской губернии: Эстер-Рахель, урожденная Нюрнберг, и Моше-Бецалель Тодрасович, активист движения «Хибат Цион», репатриировались в Землю Израиля в 1891 году. Несмотря на недружелюбие Палестины и жалобы вернувшихся в белорусское местечко несостоявшихся «колонистов», Моше-Бецалель Тодрасович решил твердо: евреи должны жить на Святой Земле. Эстер-Рахель не хотела бросать родню и привычную обстановку, но муж пообещал, что в Эрец-Исраэль у них в семье снова будет пополнение. Тогда как в Российской империи супруги похоронили пятерых детей и практически отчаялись вырастить наследников.

Оставив успешное дело по торговле зерном, Тодрасовичи перебрались в Яффу, входившую тогда в состав Османской империи. И тут произошло чудо: Бог послал Эстер-Рахель сына и дочь. Девочка впоследствии умерла, но мальчик выжил и радовал родителей своим крепким здоровьем и живым умом.

Давид учился в религиозной школе «Ша’арей Тора», затем в религиозно-сионистской школе «Тахкемони», и наконец – в школе немецко-еврейского общества «Эзра». Но уже с ранних лет стало понятно, что мудрецом Торы мальчику не стать. Учебникам и Талмуду он предпочитал спорт и уличные драки. Еврейских детей постоянно задирали и местные арабские школьники, и юные жители немецкой колонии в Яффо. Им, конечно, нужно было дать отпор! Давид сколотил собственную «ватагу» из ашкеназов и сефардов, и вскоре заработал себе отличную репутацию на узких улочках Яффо.

Но главной страстью Тидхара был футбол. В 1913 году он стал инициатором создания и форвардом футбольной команды «Маккаби Тель-Авив». А поскольку юным спортсменам нужен был соперник, Давид предложил местным арабам вместо драк состязаться на футбольном поле.

В самый разгар Первой мировой войны, в январе 1915 года, губернатор Яффо Хасан-Бек потребовал от представителей еврейского ишува взнос на покупку нового самолета для турецкой армии. Чтобы собрать деньги, Давид Тидхар организовал благотворительные спортивные состязания. Члены «Маккаби» боролись в легкоатлетических видах спорта и футболе с солдатами турецкой армии. Со стороны турков соорганизатором мероприятия был молодой офицер Мустафа Кемаль Ататюрк: подполковник Кемаль-паша водил дружбу с Тидхаром и в свое время попросил футболистов «Маккаби» научить его  офицеров этой диковинной для турков английской игре в мяч.

Соревнования длились восемь дней, зрители щедро жертвовали деньги, которые были переданы властям Турции на покупку самолета. Но, невзирая на лояльность своих подданных, Хасан-Бек приказал конфисковать у евреев оружие. Над ишувом нависла очередная опасность: узнав об этом, арабы приготовились атаковать беззащитный Тель-Авив. Тогда Давид Тидхар отправился со своим другом Меиром Ротбергом, одним из основателей «Хаганы», в Иерусалим за оружием. Две корзины с «аргументами» смельчаки привезли обычным пассажирским поездом «Иерусалим-Яффа», ловко уйдя от патруля.

Вскоре жителей еврейских кварталов Яффы и вовсе выгнали из домов и депортировали на север. А Тидхара в 1917 году призвали в османскую армию. Ничего серьезного еврею не доверили – отправили на заготовку древесины для паровозов в лес недалеко от Кафр-Каны.

Высылая иностранцев из Палестины и постоянно притесняя даже тех евреев, которые удостоились чести носить «тарбуш» (то есть имели подданство Османской империи), Хасан-Бек добился лишь того, что английских солдат здесь встречали, как освободителей. С радостью воспринял появление англичан и Давид.

«Преступники и преступления в Стране Израиля»

В середине ноября 1917 года молодой человек вернулся вместе с английскими войсками в Яффу, где стал цензором английской разведки. Скоро ему начали доверять и более ответственные задания: несколько раз он переходил через линию фронта между Петах-Тиквой и Яффой в расположение турецкой армии, где наблюдал за противником и собирал оперативные данные. А после того, как стали создаваться еврейские батальоны, Давид Тидхар записался в 40-й батальон королевских стрелков английской армии и ушел с ним воевать в Египет. А вернувшись в начале 1919 года из Каира, блеснул в операции с разоблачением «йеменцев».

В декабре 1921 года Давид Тидхар был официально приглашен служить в полицию британского мандата. Вскоре после курса стал начальником полиции «нового города» Иерусалима. Полиция должна была решать здесь почти все местные проблемы – от многочисленных ночных краж и дебошей отпрысков известных в городе арабских семей до межобщинного противостояния и контроля за соблюдением субботы.

Свой увлекательный опыт блюстителя порядка Тидхар собрал в первой своей книге – «Преступники и преступления в Стране Израиля». Она вышла в 1924 году, став первым изданием такого рода в Эрец-Исраэль. А в 1926 году ее автор, разругавшись с англичанами, уволился из полиции и открыл в Тель-Авиве весьма диковинное для Ближнего Востока предприятие – первое в стране «Частное сыскное и информационное бюро». Занимался абсолютно всем: от предоставления банкам сведений о платежеспособности их клиентов до поиска пропавших людей – причем весьма успешно.

Одной из причин его разлада с властями была дискриминация со стороны  полицейского руководства. Англичане поставили еврейских офицеров полиции под начало английских сержантов. В статье на страницах еженедельника «Ха-Ишув» Тидхар, в свойственной ему резкой и остроумной манере, задался вопросом: если английское правительство делит своих подданных по национальному признаку, почему бы ему не приставить чистокровного английского сержанта и к главному инспектору полиции Артуру Маврогордато, чей отец – грек, а только мать – англичанка? На горизонте замаячил судебный иск. Резонно опасаясь мести со стороны Маврогордато, Тидхар в 1927 году был вынужден закрыть на неопределенное время свое детективное бюро и, оставив на родине молодую жену и маленькую дочку, бежать в Каир.

«Нелегальные еврейки» и другие истории из жизни

В Египте он довольно быстро устроился в местную полицию цензором корреспонденции на идише и иврите – как нельзя кстати пришелся опыт военных лет и, на удивление, положительная характеристика из полиции Иерусалима. В свободное время Давид участвовал в деятельности местного еврейского клуба, обучал всех желающих ивриту и даже наладил связи между египетскими спортсменами и их коллегами из еврейского ишува. Но это была лишь видимая сторона его дела. В то же время Тидхар пристально наблюдал за действиями сирийско-палестинского конгресса, и особенно – известного арабского лидера Абдуррахмана Шахбендера, готовившего восстание на территории мандата. И во время палестинских беспорядков в августе 1929 года Тидхар предложил свой план урегулирования руководству полиции. Впрочем, ответа от англичан так и не поступило.

Он жил в Египте до конца 1931 года, а вернувшись в Тель-Авив, вновь занялся частными расследованиями, не забывая помогать и еврейской общине, зачастую – весьма оригинальным образом. Так, из частых командировок в Каир сыщик всегда приезжал с новой женщиной. Своей Ривке он оставался верен до гроба, зато под видом «любимой супруги» умудрился нелегально ввезти в Эрец-Исраэль с дюжину евреек, не имевших въездной визы.

Захватывающих историй из практики у сыщика было в избытке. Популярность детективной литературы в мире набирала обороты. И в жизни Тидхара произошел новый поворот: он стал настоящим еврейским Шерлоком Холмсом. Идея пришла в голову журналисту Шломо Бен-Исраэлю (Гельферу). Уроженец Бреста, Бен-Исраэль имел большой опыт написания популярных книг и был секретарем писателя Авигдора Амеири, известного своей любовью к неканонической литературе.

Бен-Исраэль решил создать рынок детективной литературы на иврите, начав с серии небольших доступных книг. Главным героем серии должен был стать персонаж из реальной жизни. Это была довольно оригинальная идея, хотя и не совсем новая – на Западе подобный прием использовался вовсю. В Соединенных Штатах в конце XIX века публиковались рассказы о реальном детективе Пинкертоне, а «десятицентовые романы» о Буффало Билле, известном американском предпринимателе и ковбое, пользовались бешеной популярностью.

Бен-Исраэль думал не только о финансовом успехе своего предприятия, но и планировал найти в Эрец-Исраэль персонажа, который мог бы показать героизм сабров – коренных жителей страны.

Тидхар, увлекавшийся литературой, с энтузиазмом откликнулся на предложение журналиста. Вместе они стали издавать «Ха-Балаш» («Детектив») – серию коротеньких захватывающих детективных историй. Всего вышло 28 книг, тексты которых были написаны Бен-Исраэлем – частично по мотивам аналогичных западных изданий, но c местным колоритом, частично основанных на реальных случаях из полицейской и частной детективной практики Тидхара.

Рассказы, которые Бен-Исраэль печатал в виде 32-страничных буклетов с фотографией Тидхара на обложке, имели колоссальный успех и продавались по цене в 5 пенни – стоимость порции мороженого или стакана содовой. Тиражи некоторых буклетов из первых выпусков даже допечатывались из-за высокого спроса! Тидхар представал в этих историях всемогущим детективом, который вместе со своими помощниками Саадией-Йеменцем и Иермияху решает каверзные загадки, с которыми не справляются беспомощные представители английской полиции. И все это происходит в подмандатной Палестине, в Тель-Авиве и Хайфе, на улицах, хорошо известных читателям…

Но очень быстро Тидхара стала тяготить его популярность: читатели ежедневно осаждали его офис и мешали заниматься серьезными делами. А дел было много. На протяжении 1930-х годов услуги Тидхара понадобились во время поисков террористов из банды шейха Изз ад-Дин аль-Кассама «Черная рука» в Хайфе; в расследовании загадочного убийства инженера Якова Цвингера и начальника политотдела Еврейского агентства Хаима Арлозорова. А во время событий 19 апреля 1936 года Тидхар лично перевозил в Тель-Авив евреев, оставшихся в Яффе в арабских домах. Мечась по городу во время перестрелок и погромов, он спас десятки жизней.

Не только детективы

Но даже помогая «Хагане», «Лехи» и «Эцель», инициируя огромное количество общественных мероприятий, участвуя в развитии Тель-Авивского музея искусств и строительстве «Дома Жаботинского», ведя переговоры с арабскими лидерами, сыщик никогда не забывал главную свою страсть – литературу.

С 1946 года до самой своей смерти он редактировал и издавал «Энциклопедию пионеров ишува и его строителей: люди и фотопортреты». За 24 года ему удалось подготовить материалы по истории старого и нового ишува в 19 томах, содержащую 5 816 страниц с данными на более чем 6 000 человек. Для сбора материалов Тидхар составил и разослал тысячи анкет, которые по его просьбе заполняли интересовавшие его персонажи или их потомки. Зачастую, правда, приходилось проводить целые детективные расследования. Иногда – уличать людей в предоставлении ложной информации, или, наоборот, вытаскивать на свет никому не известных «скромных героев».

Благодаря Колледжу Туро и семье Тидхара, его фундаментальная «Энциклопедия» была оцифрована и стала доступна для читателей в интернете.

В 1963 году он опубликовал мемуары «На службе отечества: 1912-1960. Воспоминания, персоналии, документы и фотографии», в которых рассказывал о своей 48-летней общественной работе. А в 1966 году Тидхар издал книгу, посвященную израильской масонской ложе «Баркай», членом которой он состоял с 1926 года.

В последние годы жизни у сыщика начались проблемы с сердцем, он несколько раз попадал в больницу, но, невзирая на требования врачей, каждый день в шесть утра садился за работу.

Истинный сын своего народа, отважный и разносторонне талантливый, он был не только героем и строителем Эрец-Исраэль, но и одним из ярчайших летописцев воссозданной еврейской государственности. 15 декабря 1970 года, в возрасте 73 лет легендарный Давид Тидхар скончался в Тель-Авиве и был похоронен на кладбище Кирьят-Шауль.

«Детали» – в сотрудничестве с проектом «Еврейские герои»˜


Проект «Еврейские герои» действует под эгидой фонда «НАДАВ». Сотрудники проекта работают в архивах стран, находящихся на территории бывшего Советского Союза. Их цель – увековечить имена евреев, чей поступок незаслуженно стерся из человеческой памяти. В этой рубрике «Детали» продолжат публиковать рассказы о жизни евреев, чей вклад в цивилизацию и  борьбу с различными формами тоталитаризма стал фактом истории.

Хаг самэах! «В седьмой день – священное собрание»

 Хаг самэах!

«В седьмой день – священное собрание»

Седьмой день Песаха – не отдельный праздник, но его значение в еврейской традиции очень велико: в этот день евреи перешли Красное море

Хатуль Б.Б., 

Песах – праздник свободы и весны
Песах – праздник свободы и весны
Istock

Песах – один из самых древних еврейских праздников, неразрывно связанный с важнейшим событий в нашей истории, Исходом из Египта.

Ранее, поздравляя евреев Израиля и диаспоры с наступлением Песаха7 канал подробно рассказал об Исходе, произошедшем около 3300 лет назад, а точнее, в 2448 году по еврейскому календарю.

Также было описаны законы и обычаи празднования Песаха, рассказано о главной заповеди праздника – рассказывать об истории Исхода, об устройстве пасхальной трапезы («седера» («порядок» на иврите)), о чтении Агады, и о том, как проводят Песах современные израильтяне – религиозные и светские.

Однако, седьмой, последний день Песаха (в диаспоре – седьмой и восьмой) – это особый день, хотя и не отделённый от дней «холь ха-моэд». О нем в Торе сказано: «В седьмой день – священное собрание, никакой работы не делайте» (Ваикра, 23,8). Что же произошло в этот день такого, что он заслужил отдельного упоминания и стал днем «священного собрания»?

Наши мудрецы говорят, что в седьмой день Песаха Всевышний совершил для наших отцов великие чудеса при переходе через Красное море, воды которого, по Б-жьей воле, расступились перед евреями, а затем сомкнулись над головой фараона и египтян. Так погибли ненавистники нашего народа в далекой древности, так же продолжают они гибнуть на протяжении всей нашей истории!

Отмечать этот день нужно по правилам «йом това», – праздничного дня, прямо указанного в Торе (в отличие от, например, Пурима и Хануки), в радостной атмосфере, с пением и танцами.

В этот день (в этом году – 3 апреля) нельзя работать, совершая «будничные» действия. А накануне вечером и на утро устраивают праздничную трапезу. Однако, эта трапеза не является еще одним седером, проводимый только в «заход» праздника.

В седьмой день религиозные евреи молятся в синагогах также по правилам «йом това» – таким образом, служба похожа на субботнюю, но имеет определённые отличия. В частности, читается «Хазкарат Нешамот» – молитва поминания погибших. Кроме того, в некоторых общинах и ешивах существует традиция в этот день идти к водоёму и петь отрывок из Торы, посвящённый событиям Исхода: Песнь Моря (Шират Ха-Ям) – благодарственный гимн, исполненный евреями на морском берегу, как сказано: «И взяла Мирьям, пророчица, тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею с тимпанами и свирелями. И отозвалась Мирьям: «Пойте Б-гу» (Шмот 15:20-21).

Среди ультраортодоксальных евреев существует обычай бодрствовать всю ночь седьмого дня Песаха: в это время они изучают Тору, переходя от Пятикнижья к Невиим (Книгам пророков), а потом – к Ктувим (Священному Писанию), и завершают ночь чтением рассказа о переходе через Красное море из каббалистической книги «Зоар».

Источник: Evrofilm - еврейский медиа портал (приведено в сокращении)