среда, 30 сентября 2020 г.

Двадцать самых умных людей в истории России

 Двадцать самых умных людей в истории России

1

В русской истории было много умных людей. Гениальные математики, химики, физики, геологи, философы - они сделали вклад и в русскую, и в мировую науку…

Климент Смолятич

clip_image012

Климент Смолятич был одним из виднейших русских средневековых мыслителей. Митрополит Киевский и всея Руси (1147—1155), церковный писатель, первый русский богослов, второй митрополит русского происхождения.

Смолятич считался самым высокообразованным человеком своего времени. В летописи он упоминается как такой «книжник и философ, каких в Русской земле ещё не бывало».

Кирик Новгородец

letopisec

Кирик Новгородец - математик, писатель, летописец и музыкант XII века; автор первого русского математического и астрономического трактата «Учение о числах»; рассчитал мельчайший воспринимаемый отрезок времени.

Кирик был диаконом и доместиком Антониева монастыря в Новгороде. Также он считается предполагаемым автором «Вопрошания Кирикова».

Михаил Ломоносов

lect-01-02-021

Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк. Человек под два метра, обладающий огромной силой, не стеснявшийся пускать ее в ход, и готовый дать в глаз - если требовала справедливость. Михаил Ломоносов - практически супермен.

Дмитрий Менделеев

6

Русский Да Винчи, гениальный отец периодической таблицы элементов, Менделеев был разносторонним ученым и общественным деятелем. Так, он внес значительный и неоценимый вклад в нефтяную деятельность.

Менделеев говорил: «Нефть – не топливо! Топить можно и ассигнациями!». С его подачи был отменен варварский четырехлетний откуп на нефтяные месторождения. Затем Менделеев предложил транспортировать нефть по трубам, разработал масла на основе отходов нефтепереработки, которые стоили в несколько раз дешевле, чем керосин. Таким образом, Россия смогла не только отказаться от экспорта керосина из Америки, но и импортировать нефтепродукты в Европу.

Менделеева трижды выдвигали на Нобелевскую премию, но он так ее и не получил. Что не удивительно.

Николай Лобачевский

clip_image005

Шестикратный ректор Казанского университета, профессор, первые изданные им учебники были осуждены за использование и продвижение метрической системы мер. Лобачевский опроверг пятый постулат Евклида, назвав аксиому параллельности «произвольным ограничением».

Лобачевским были разработаны совершенно новые тригонометрия неевклидова пространства и дифференциальная геометрия с вычислением длин, объемов, площадей.

Признание пришло к ученому уже после смерти, его идеи нашли продолжение в трудах таких математиков как Клейн, Бельтрами и Пуанкаре. Осознание того, что геометрия Лобачевского не антагония, а альтернатива геометрии Евклида дало толчок для новых мощных открытий и исследований в математике и физике.

Софья Ковалевская

26424-0

«Профессор Соня» - первая женщина-профессор в мире и первая в России женщина - член-корреспондент Петербургской академии наук. Ковалевская была не только гениальным математиком и механиком, но и отличилась на литературном поприще.

Путь Ковалевской в науке был непростым, что было связано, в первую очередь, с гендерными предрассудками.

Николай Данилевский

clip_image019

Мыслитель мирового масштаба, заложивший основы цивилизационного подхода к истории. Без его трудов не было бы ни Шпенглера, ни Тойнби. Николай Данилевский одной из главных болезней России видел «европейничанье», смотрение на мир через «европейские очки».

Он считал, что у России особый путь, который должен корениться на православной культуре и монархии, мечтал о создании Всеславянского союза и был уверен, что России ни в коем случае нельзя идти по пути Америки.

Иван Павлов

fb056d313195

Гениальный русский ученый, Иван Павлов получил свою заслуженную Нобелевскую награду в 1904 году «за работу по физиологии пищеварения». Павлов - уникальный ученый мирового масштаба, сумевший сформировать свою школу в непростых условиях строящегося государства, к которому ученый предъявлял немалые претензии.

Кроме того, Павлов занимался коллекционированием картин, растений, бабочек, марок, книг. Научные изыскания привели его к отказу от мясной пищи.

Владимир Бехтерев

clip_image024

Великий русский психиатр и невропатолог, Владимир Бехтерев несколько раз номинировался на Нобелевскую премию, массово лечил пьяниц гипнозом, изучал парапсихологию и психологию толпы, детскую психологию и телепатию.

Бехтерев проложил путь к созданию так называемых «атласов мозга». Один из создателей таких атласов, немецкий профессор Копш, сказал: «Знают прекрасно устройство мозга только двое – Бог и Бехтерев».

Константин Циолковский

clip_image025

Циолковский был гением. Многие свои открытия он сделал интуитивно. Теоретик космизма, он много и плодотворно работал и над прикладными вещами, над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя. Заслуги Циолковского высоко оценивали не только отечественные учёные, но и создатель первых ракет Вернер Фон Браун.

Циолковский был с причудами. Так, он отстаивал евгенику, верил в катовое устройство общества и считал, что преступников нужно расщеплять на атомы.

Николай Кондратьев

clip_image027

В мировой экономической науке Николай Кондратьев известен, прежде всего, как автор концепции «длинных волн», в которой он развивал идею о множественности экономических циклов.

Особенно популярной эта концепция стала во второй половине ХХ века. Исследованные Кондратьевым полувековые циклы в современной науке называют «кондратьевскими».

Судьба русского гения экономики сложилась трагически. В 1938 году, после 8 лет заключения, он был расстрелян. Реабилитирован был только в 1987.

Лев Выготский

clip_image028

Лев Выготский - выдающийся русский психолог, создатель культурно-исторической теории. Выготский совершил настоящую революцию в дефектологии, подарил надежду на полноценную жизнь людям с ограниченными возможностями. Когда западное общество устало от «жизни по-Фрейду», оно переключилось на «жизнь по-Выгодскому».

После перевода работы Выготского «Мышление и речь» на английский и японский языки, русский психолог стал по-настоящему культовой фигурой. Стивен Тулмин из Чикагского университета даже назвал свою статью о Выготском, опубликованную в «Нью-Йорк ревю», «Моцарт в психологии».

Петр Кропоткин

284578_original

«Отец анархизма» и вечный бунтарь Петр Кропоткин, отказавшийся на смертном одре от предложеного Лениным спецпайка и особых условий лечения, был одним из самых просвещенных людей своего времени.

Своим главным вкладом в науку Кропоткин считал свои работы по изучению горных хребтов Азии. За них он был удостоен Золотой медали Русского географического общества. Также Кропоткин внес большой клад в изучение Ледникового периода.

Владимир Вернадский

clip_image009

Знаменитый минеролог, исследователь земной коры, «отец» советской ядерной программы. Вернадский был одним из первых людей, кто обратил внимание на евгенику, занимался геологией, биохимией, геохимией, метеоритикой. и многим другим.

Но, пожалуй, главный его вклад - это описание законов биосферы Земли и ноосферы как составной ее части. Тут уж научная прозорливость российского ученого просто уникальна.

Лев Ландау

doc6dom4bgwqdh130c0c31k

Лев Ландау - явление совершенно уникальное. Он был вундеркиндом, не растерявшим своего таланта в зрелом возрасте. В 13 лет окончил 10 классов, а в 14 поступил сразу на два факультета: химический и физико-математический.

За особые заслуги Ландау был переведён из Бакинского в Ленинградский университет. Ландау получил 3 Государственные премии СССР, звание Героя Социалистического Труда и был избран членом Академии наук СССР, Дании, Нидерландов и США.

В 1962 году шведская королевская академия присудила Ландау Нобелевскую премию «за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия».
Награждение впервые в истории произошло в московской больнице, поскольку незадолго до вручения Ландау попал в автокатастрофу.

Михаил Бахтин

clip_image023

Один из немногих русских мыслителей и литературоведов, канонизированных на Западе. Его книги о творчестве Достоевского и Рабле «взорвали» литературный инстеблишмент, его работа «К философии поступка» стала настольной книгой интеллектуалов всего мира.

Бахтина из казахстанской ссылки в Москвув 1969 году привез Андропов. Он же обеспечил «великому хромцу» протекцию. Издавали и переводили Бахтина массово. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский Центр, ведущий научную и учебную работу.

Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции и в Японии, где вышло первое в мире его собрание сочинений, а также издано большое число монографий и работ о нём.

Андрей Колмогоров

kolmogorov-m

Андрей Колмогоров был одним из величайших математиков XX века, основатель большой научной школы. Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Сталинской премии, член многих научных академий по всему миру, почетный доктор университетов от Парижа до Калькутты. 

Колмогоров - автор аксиом теории вероятностей и множества теорем, автор уравнения, неравенства, среднего, пространства и сложности Колмогорова

Георгий Гамов

clip_image020

Отец теории «горячей Вселенной», в 24 года Гамов выполнил работу нобелевского уровня, разработав теорию альфа-распада, в 28 - стал самым молодым членом-корреспондентом Академии наук за всю историю ее существования. Он был ещё и полглотом - говорил свободной на шести языках.

Гамов стал одной из самых ярких звезд в астрофизике и космологии. Он первым рассчитал модели звезд с термоядерными реакциями, предложил модель оболочки красного гиганта, исследовал роль нейтрино при вспышках новых и сверхновых звезд.

В 1954 году Гамов первым поставил проблему генетического кода. Уже после смерти Гамова Нобеля за его расшифровку получили американцы.

Сергей Аверинцев

14-averintsev_tv_kultura

Сергей Аверинцев, ученик Алексея Лосева, был одним из самых ярких филологов, культурологов, библеистов и переводчиков ХХ века. Он исследовал различные пласты европейской, в том числе христианской, культуры – от античности до современности.

Литературовед, философ и культуролог Никита Струве писал об Аверинцеве: «Большой ученый, библеист, патролог, тонкий литературовед, поэт, возродивший традицию духовных стихов, Аверинцев предстоит перед моим взором не в меньшей мере как смиренный ученик и яркий свидетель Христа. Лучи веры освещали все его творчество».

Жорес Алферов

d7fbb27a44c1276e541ff2a31c849268

Сегодня каждый человек пользуется плодами открытий Жореса Алферова, русского лауреата Нобелевской премии 2000 года. Во всех мобильных телефонах есть гетероструктурные полупроводники, созданные Алфёровым. Вся оптиковолоконная связь работает на его полупроводниках и «лазере Алфёрова».

Без «лазера Алфёрова» были бы невозможны проигрыватели компакт-дисков и дисководы современных компьютеров. Открытия Жореса Ивановича используются и в фарах автомобилей, и в светофорах, и в оборудовании супермаркетов — декодерах товарных ярлыков. При этом прозрения ученого,которые привели к качественным изменениям в развитии всей электронной техники Алфёров сделал ещё в 1962-1974 годах.

Алексей Рудевич

"КОЛОНН ТУТ ПОНАСТАВИЛИ!"


 

Михаил Ардов "Монография о графомане"

А вот ещё запомнившийся мне рассказ Льва Мирова. Если в концерте, который
он вёл со своим тогдашним партнёром Евсеем Дарским, участвовала Русланова, на непременно с кем-нибудь за кулисами ссорилась.
Чаще всего именно с ним, с Мировым. То она требовала, чтобы её выпустили на сцену раньше срока, то, наоборот, позже, то предъявляла ещё какие - нибудь претензии.
И всегда это оканчивалось скандалом и криком.
Как-то Миров пожаловался на это Дарскому, и тот , как более опытный, объяснил партнёру;
- Русланова таким образом настраивается на выступление. Ссора для неё вроде разминки.
И вот Миров с Дарским, предварительно сговорившись с прочими участниками концерта ,
поставили своеобразный опыт. Когда приблизился момент выхода Руслановой , все до одного
спрятались и из укрытий наблюдали за певицей.
Она походила по комнатам , поискала людей, но - тщетно.
Тогда , проходя мимо колонны, она как бы ненароком задела её плечом и буквально взревела;
- Колонн тут понаставили!!!

Компания "Модерна" отчиталась об успешном испытании вакцины от коронавируса на пожилых людях

 



Компания "Модерна" отчиталась об успешном испытании вакцины от коронавируса на пожилых людях

Американская компания "Модерна" отчиталась о клинических испытаниях вакцины от коронавирусной инфекции mRNA-1273 на пожилых людях. Результаты опубликованы в "Медицинском журнале Новой Англии".


Это исследование стало продолжением более ранней фазы испытаний, проводившихся на добровольцах в возрасте от 18 до 55 лет.

В тестировании принимали участие 40 человек, которых разделили на две группы по возрасту: от 56 до 70 лет и старше 71 года. Всем участникам последовательно вводили две дозы вакцины по 25 или 100 мкг с интервалом 28 дней.

Исследователи утверждают, что результаты испытаний обнадеживает – у всех добровольцев вакцина вызвала иммунные ответы – примерно такие же, как у молодых людей.

Среди побочных эффектов отмечались головная боль, слабость, озноб, мышечные боли, боль в месте укола. "Это очень похоже на то, как реагирует организм пожилых людей на сильные дозы вакцины от гриппа", — сказал один из участников проекта. Ученые будут еще более года наблюдать за добровольцами, для того чтобы оценить влияние вакцины на организм пожилых людей в долгосрочной перспективе.

В настоящее время вакцина mRNA-1273 проходит третью фазу тестирования, в которой принимают участие 30 тысяч добровольцев в 90 районах США. Ранее американский президент Дональд Трамп пообещал, что вакцина от коронавируса в США будет готова к широкому использованию в конце октября.

На сегодняшний день лишь одна страна — Россия — заявила о начале массовой вакцинации населения. Препарат "Спутник V" был зарегистрирован в августе без завершения третьей фазы клинических испытаний. Из-за этого на Западе высказали большие сомнения о безопасности этой вакцины и ее эффективности.

Суета вокруг вакцины: мировые ученые заподозрили фальсификацию в отчете об испытаниях "Спутника V"

КОММЕНТАРИИ

Про поправку к Закону о возвращении

 

Про поправку к Закону о возвращении

Бецалель Смотрич выступает с трибуны Кнесета

.

Эстер Сегаль — ЦиклопедияЭстер Сегаль

 

А я все про поправку к закону о возвращении, предложенную Смотричем.

Плюсы этого предложения мне понятны.

А вот насчет минусов…

Противники данной поправки, объясните мне, что плохого в том, чтобы внуку еврея, который в любви своей к государству Израиль устремился в оное не сразу после падения железного занавеса, не во время войн и интифад, а только сейчас; который женился на нееврейке, родил детей, дождался внуков и теперь собирается их всех привезти в Обетованную; который ничего не знает ни об истории, ни о традиции этой земли, НЕ дать гражданство?

Он (или она, потому что, естественно, все выше сказанное относится и женщинам) — большой патриот своей доисторической родины и своего народа? Отлично! Всегда есть вариант пройти гиюр и получить заслуженное гражданство.

Его дети и внуки — патриоты? Отлично! И для них открыт тот же путь.

Они праведники народов мира? Отлично! Даже в Талмуде прописано, что «поселенец» любой национальности может здесь жить (и, соответственно, получать гражданство), в случае, если он уважает еврейскую традицию.

Уважаешь и знаешь? Умница! Докажи это, пройдя экзамен!

Последнее, кстати, относится ко всем!

Итак, что в этом плохого? Аргументируйте!

Следующие варианты ответа не предлагать:

  1. Гитлер убивал еврейских внуков, а мы теперь их пускать не будем?!

(Неправда, не убивал. А вот геев, цыган, чернокожих, психически нездоровых, да, убивал — так может, им всем тоже дать гражданство заодно? И, к тому же, не стоит предлагать устанавливать законы еврейского государства на основе нацистского мировоззрения.)

2.  אחד במאי - WikiwandНаши деды строили Израиль, а вы нас пускать не хотите?!

(Неправда, они его не строили. А если бы строили, вы бы здесь родились и вас бы звали Хаимом, Гадом, Двиром, Авигайлью и Ципорой.)

3. Сталин создал Израиль и спас тех, кто сюда переехал в 40-х! Будьте благодарны ему и пустите бывших советских граждан в страну в качестве благоданости!

(Неправда. Не создавал. Не спасал — уничтожал напару с Гитлером. И мы ему не благодарны, мы его ненавидим.)

4.  Израиль — местечковая захолустная страна. А вот они приедут и облагородят нас великой культурой!

(Спасибо, не надо! Мы народ Книги. Читать и так умеем: и ТАНАХ, и Мопассана.)

כשאיווט ולפיד זעקו "חילול השם" • צפו - כיכר השבת5. А что это Смотрич набросился на русских? Пусть лучше займется эфиопами!

(К эфиопам относится все то же самое, не беспокойтесь.)

6. А вот, не надо этого расизма! 

(То есть, вы считаете, что все остальные страны мира, которые даже связанным с ними этнически, и исторически лицам НЕ дают гражданства без предварительных жестких экзаменов, а остальным вообще не дают, являются расистскими государствами? Пишите петиции в консульства этих стран.)

 

А все остальные аргументы жду!

 

МАОФ

Сентябрь 2020

Дорога в Вашингтон всегда проходит через Тель-Авив

 Дорога в Вашингтон всегда проходит через Тель-Авив | Фото:30.09 18:58   MIGnews.com

Дорога в Вашингтон всегда проходит через Тель-Авив

Как пишет в воскресенье лондонская газета Asharq Al-Awsat, в последнее время в дипломатических коридорах широко распространено мнение о тайных переговорах между Израилем и Сирией.

Так, Ибрагим Хамиди, старший редактор Asharq Al-Awsat , утверждает, что Сирия послала первый явный «мирный сигнал» после подписания Израилем соглашений с Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном.

В отличие от своего союзника, Ирана, Сирия официально не осуждала аврамистическое соглашение.

«Она промолчала, - подчеркивает Хамиди. «Молчание здесь - политическая позиция».

Хамиди отметил, что современная история показала, что всякий раз, когда Сирия была на грани серьезных преобразований или изоляции, единственным «выходом» было возобновление переговоров с Израилем.

«Дорога в Вашингтон всегда проходит через Тель-Авив», - сказал Хамиди, приведя два исторических примера.

В 2008 году Израиль и Сирия вели секретные переговоры, с помощью которых Сирия намеревалась выйти из состояния изоляции после убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири в 2005 году.

Сирия также вступила в прямые переговоры с Израилем в 2000 году, после того как распад Советского Союза привел к преобразованиям в регионе и в мире.

И, хотя, ни одно из этих усилий не привело к долгосрочному мирному соглашению, они помогли уменьшить изоляцию Сирии на мировой арене.

Еврейский «Поход детей»

 


Неразрезанные страницы

Еврейский «Поход детей»

Алекс Тарн 25 сентября 2020
Поделиться602
 
Твитнуть
 
Поделиться

Знаменитый «Крестовый поход детей» из Европы в Святую землю состоялся в начале XIII века и закончился трагически: из десятков тысяч его малолетних участников мало кто уцелел. Почти все дети погибли от голода и лишений, а самые выносливые стали добычей работорговцев. Но не поэтому его название стало нарицательным — человеческая история видела к тому времени столько зверств, что гибель тридцати тысяч детей вряд ли могла кого‑то потрясти. Скорее, средневековых историков и пропагандистов привлек сильный визуальный образ. Колонна беззащитных детей, медленно бредущих к великой цели по пыльным дорогам бренности… — такая картина просто обречена на кассовый успех.

Но здесь речь пойдет о другом «походе детей». Правда, его трудно назвать «крестовым» — ведь участниками этого похода были только еврейские юноши, то бишь нехристи по сути своей. Да и двигался он в противоположном направлении — из Святой земли в сторону Европы. К счастью, заложенный в нем трагический потенциал не успел реализоваться. Но что нам эти тонкости? Главное — визуальный образ, не так ли? Однако обо всем по порядку.

При султанах, которые по традиции видели себя халифами, то есть верховными вождями исламского мира, армия Османской империи формировалась исключительно из мусульман — ведь любая война, которую ведет халиф, автоматически представляет собой священный джихад. Так что евреи и христиане от службы освобождались, выплачивая взамен не слишком обременительный налог.

Но в 1908 году грянула революция «младотурок», через год султан Абдул‑Хамид II слетел с престола, и новые власти торжественно объявили о полном уравнении в правах. Одним из этих новообретенных прав стало право на армейскую службу — иными словами, теперь военнообязанными объявлялись все без исключения подданные империи. Нельзя сказать, что этот подарок привел в восторг евреев Эрец‑Исраэль, хотя значительная их часть сохраняла иностранное (преимущественно российское или австрийское) подданство и потому призыву не подлежала. Более того, в стране действовал режим так называемых «капитуляций», при котором иностранцы пребывали под защитой консулов соответствующих держав.

А вот что касается евреев — турецких подданных, то они крепко призадумались. Ешиботники  Иерусалима даже вышли к могиле праматери Рахели с молитвой об отмене военного призыва. Люди побогаче откупались взятками, которые, само собой, выросли многократно по сравнению с прежним налогом и достигали значительной по тем временам суммы в тысячу франков. Другие выправляли фальшивые документы об иностранном подданстве. Третьи пускались в бега: Элиэзер Бен‑Йеуда с горечью писал, что из‑за нового закона Страна может вовсе лишиться уроженцев призывного возраста.

В итоге с 1908 года и до начала Первой мировой войны из еврейского населения Страны встало под ружье не более нескольких десятков солдат — в основном выходцев из бедных сефардских  семей, которым было некуда бежать и нечем откупиться. Этот факт повергал в смущение тех вождей ишува, которые публично клялись в своей верности османскому отечеству. Среди них выделялись лидеры социалистов («Поалей Цион») — Давид Бен‑Гурион, Ицхак Бен‑Цви, Исраэль Шохат и другие. Будущее еврейского ишува виделось им в тесной связи с турецкой державой, и они писали зажигательные статьи, уговаривая молодежь принимать османское подданство, записываться добровольцами в офицерские школы или по меньшей мере отправляться на учебу в университеты Стамбула и Измира (а не Парижа, Цюриха и Гёттингена).

Но сторонников «османизации» мало кто слушал. До войны в офицерские школы империи были приняты всего 4 (прописью: четыре) еврея из Эрец‑Исраэль. По причине редкости данного явления герои известны поименно: Карми Айзенберг из Реховота, Авшалом Гисин из Петах‑Тиквы, а также Гершон Блюм и Цви Шапиро из Шфейи. Рассказывают, что последний, услышав от турецкого однокашника обыденное в Турции выражение «грязный еврей», немедленно пустил в ход кулаки и так избил обидчика, что того едва не отчислили за непригодность. Цви пошел под суд и отправился бы в тюрьму на шесть недель, если бы не заступничество одного из влиятельных евреев.

— Понимаете, — сказал тот начальнику школы. — Этот парень родился на Святой земле и воспитан иначе, чем мы, евреи диаспоры…

Этот довод настолько удивил начальника, что тот отменил наказание.

 

Карми Айзенберг воевал на Балканах (1912 – 1913), а затем на Кавказе, там попал в русский плен, где и умер. Авшалом Гисин в Первую мировую служил в турецком Генштабе, а при британском мандате отвечал за охрану Петах‑Тиквы и погиб на полях родного мошава. Драчун Цви Шапиро всю войну был на тяжелом участке фронта в районе проливов и, вернувшись в Страну, стал одним из создателей «Хаганы».

Что и говорить, несколько десятков солдат и четыре офицера за весь предвоенный период — небогатый урожай. Впрочем, в те годы турецкие власти смотрели сквозь пальцы на систематическое уклонение евреев от призыва — прежде всего потому, что сомневались в их боевых качествах. Однако с началом Первой мировой все кардинально поменялось. Во‑первых, были отменены «капитуляции», то есть консульская защита иностранных подданных. Во‑вторых, «иностранцев» поставили перед выбором: либо уезжать из Страны, либо получать турецкий паспорт и, следовательно, вставать под ружье. И, наконец, в‑третьих, турки перестали снисходительно относиться к попыткам «закосить» от армии, ведь серьезная война требовала большого количества солдат.

Уже говорилось о невзгодах, которые пришли в Эрец‑Исраэль с Первой мировой войной: голод, тиф, безработица. Казалось бы, в этой отчаянной ситуации армия представляла собой спасительную возможность перейти на казенный счет, получить гарантированное пропитание и крышу над головой. Но это лишь на первый взгляд. В насквозь коррумпированной Османской империи разворовывалось буквально все, солдаты ходили голые, босые и зачастую были голоднее, чем гражданское население.

Сюда следует прибавить и хроническое недоверие Стамбула к евреям Эрец‑Исраэль. В принципе, трудно было ожидать иного, ведь сионисты не держали в секрете своих сепаратистских планов. Да и годы повального уклонения от военной службы не прошли бесследно. Поэтому даже тех, кто добровольно записывался в армию, отправляли не в военные части, а в «амалийю» — турецкий аналог стройбата. В амалийе не кормили вовсе, зато работы были крайне тяжелы. Оттуда мало кто возвращался.

Неудивительно, что военнообязанные евреи всеми силами стремились избежать призыва. Способов «закосить» было несколько, почти все — традиционные, дошедшие до наших дней. Например, записаться в священнослужители (их не призывали). Так, множество жителей четырех святых городов (Иерусалима, Тверии, Хеврона и Цфата) вдруг заделались резниками, моэлями, хазанами  или синагогальными служками. Характерен пример Кфар‑Савы, где до 1914 года никто не соблюдал традицию, и вдруг в одночасье мошав стал оплотом ортодоксальной веры: все мужчины теперь поголовно исполняли хоть какую‑нибудь, но чрезвычайно священную обязанность.

Другие спасались взятками, фальшивыми документами, бегством. Забавный момент: проще всего было йеменским евреям, которые, будучи пойманными и доставленными на призывной пункт, тут же объявляли себя бедуинами (а бедуинов в армию не брали). В самом деле, попробуй отличи: похожее гортанное арабское произношение, такая же смуглая кожа… Разве что глаза похитрее, но в глаза еще заглянуть надо.

«Османская» партия Нового ишува с болью в сердце взирала на эту уклонистскую кампанию, считая ее не только позорной, но и губительной для будущей еврейской автономии. Дабы спасти ситуацию, руководители «Поалей Цион» выдвинули идею: организовать сугубо еврейские боевые части для обороны Эрец‑Исраэль (само собой, под командованием турецких офицеров). Расчет был прост: в этих частях можно будет обеспечить приемлемые условия службы, и уклонение прекратится.

Действуя личным примером, в проект подразделения записалась вся редакция партийной газеты «А‑Ахдут» в составе Бен‑Цви, Бен‑Гуриона, Кармона, Бренера и других. Набралось сорок человек. Такие же группы были собраны в Яффе и Петах‑Тикве (откуда Авраам Шапиро привел 15 конников). Увы, Джемаль‑паша в Иерусалиме и Хасан‑бек в Яффе снова не поверили в искренность еврейских намерений. Идея добровольческих частей была загублена на корню. Было вдвойне обидно оттого, что власти всячески поддерживали создание арабских мусульманских милиций (в ряде случаев им даже передавалось оружие, конфискованное у «А‑Шомера» и других групп еврейской самообороны).

Положение казалось отчаянным: турки, раздраженные систематическим уклонением от призыва, грозили ишуву серьезными санкциями. Но не идти же помирать на строительных работах в амалийе… Спасение пришло с неожиданной стороны — от детей. Впрочем, почему с неожиданной? Разве не твердили им в гимназиях, что именно от них зависит будущее Эрец‑Исраэль? И гимназисты трех средних учебных заведений (тель‑авивской «Герцлии» и двух иерусалимских школ — «Еврейской гимназии» и «Педагогического колледжа») почти единодушно приняли османское подданство, откликнувшись таким образом на призыв лидеров Нового ишува. При этом подразумевалось, что на следующий год после «османизации» все выпускники запишутся добровольцами в офицерскую школу в Стамбуле.

Тогда, в начале 1915 года, казалось, что через год война уже закончится и можно будет спустить дело на тормозах. Тем временем власти получили желаемое, и угроза преследований отодвинулась на неопределенный срок. Впрочем, часть выпускников была почти сразу мобилизована и направлена в офицерскую школу в Баальбеке; среди них был и будущий министр иностранных дел Израиля Моше Шарет (тогда еще Мойше Черток). Почти все они уцелели (лишь один кадет умер от тифа). А сейчас — вот ведь как повернулось — в Баальбеке своих офицеров готовит шиитская армия «Хизбаллы».

Еврейские офицеры на службе турецкой армии. В центре стоит Мойше Черток (Моше Шарет). 1916

Но надежды на то, что проблема рассосется сама собой, оказались напрасными. Год пролетел быстро, война и не думала заканчиваться, и весной 1916 года, в Песах, пришло время платить по векселям. Выпускники «Герцлии» (кстати, эту же гимназию окончил впоследствии Натан Альтерман) исполнили обещание, представ пред сонные очи чиновников Хасан‑бека. По заведенному турками обыкновению их тут же отправили… в тюрьму. Да‑да, путь турецкого призывника обычно начинался именно там — чтоб не сбежал раньше времени. Ребятам было по 18–19 лет. Чтобы представить себе их состояние, вообразите себе эту тюрьму: обнесенный высокой стеной двор, изобилующий нечистотами, тифозными вшами и людьми, больше напоминающими диких зверей (преимущественно иракскими арабами‑дезертирами). Там‑то, в этом жутком дворе, и начался «крестовый» поход детей по спасению чести, достоинства и самого существования еврейского ишува.

Потом было еще много всякого — плохого и хорошего. Была дорога на поезде до Дамаска, долгое ожидание в пересыльном пункте, посадка на поезд в сторону Стамбула. Линия Багдад–Стамбул была тогда еще не достроена, так что путешествие включало тяжелый пеший переход через перевал между Аманскими и Таврскими горами. Если историкам и пропагандистам требуется сильный визуальный образ, то вот он: колонна еврейских детей, медленно бредущих по каменистым тропам к неведомому, но, несомненно, крайне неприятному личному будущему во имя будущего своей Страны.

К счастью, против всех ожиданий, офицерская школа на берегу Мраморного моря оказалась весьма неплохой. Высшее начальство было немецкое, турецкие офицеры в равной степени презирали всех, кто не турок, и никак не выделяли евреев среди прочих варваров. Главные проблемы заключались в незнании турецкого языка и в крайней враждебности арабов — а они попадались и среди однокашников, и среди мелкого начальства. И снова помогло заступничество евреев Стамбула: по их просьбе немецкий начальник школы объединил еврейских кадетов (числом около сотни) в одну роту, приставил к ним учителей языка и дал в командиры своего личного адъютанта.

С этим турецким офицером ребятам особенно повезло: молодой человек был умен, образован и чрезвычайно амбициозен. Он вознамерился непременно сделать вверенное ему подразделение лучшим в школе и мало‑помалу заразил кадетов своими амбициями. Система муштры была прусской, много внимания уделялось шагистике. Довольно скоро еврейская рота превратилась в образцовую по части церемониального марша. Главный секрет заключался даже не в продолжительности тренировок, а в… песнях. Заунывная турецкая музыка не слишком подходит для команды «запевай!», зато песни Эрец‑Исраэль легли под ноги шагающей части как влитые. «Жиру — жир!» — командовал турецкий офицер, и еврейская рота, поняв его правильно («ширу шир» — «пойте песню»), заводила на иврите: «Ой, страна моя, страна отцов…»

Еврейские гимназисты — призывники‑новобранцы турецкой армии. 1917

Когда они строем проходили по районам Стамбула, местное население сбегалось как на концерт. Пришло время сдавать экзамены, и кадеты заволновались не на шутку, ведь успех на плацу и на стрельбище означал близкую отправку на фронт. И все же рота оказалась лучшей по всем показателям.

Что было с ними дальше? Война подходила к концу, англичане захватили Газу, все понимали, что Османская империя вот‑вот капитулирует. И без того шаткое доверие турецких властей к евреям еще больше пошатнулось после раскрытия организации «Нили», которая шпионила в пользу Англии. Турки старались не назначать еврейских офицеров на ключевые посты, опасаясь предательства и дезертирства — тем более что такие случаи действительно имели место. В качестве примера можно привести Дова Хоза (будущего основателя «Хаганы», чьим именем названы в Израиле улицы городов и поселков) — он дезертировал, за что был заочно осужден и приговорен к смерти. К счастью для Дова, Османская империя пала раньше, чем успела привести приговор в исполнение.

Но все же такие случаи были единичными. Подавляющее большинство еврейских офицеров турецкой армии с честью следовали принятой присяге. Да‑да, наперекор всему: уже определившемуся исходу войны, досадному (хотя и объяснимому) недоверию командования, собственным национальным устремлениям. Лишь в 1919 году, когда войска Антанты заняли Стамбул, еврейские офицеры покинули армию — покинули упорядоченно, как и подобает честным солдатам. А именно: прибыли в столицу для оформления законной демобилизации в Министерстве внутренних дел.

Впереди у них была еще масса забот. У еврейского ишува все только начиналось, и армейский опыт бывших кадетов немедленно пригодился, но турецкий «поход гимназистов», «поход детей Святой земли» на этом завершился. Впоследствии эта история не слишком афишировалась, как и вообще все, что было связано с «османизацией» и сотрудничеством лидеров ишува с турками. Что, в общем, понятно: зачем вспоминать о прошлых ошибках? Куда перспективнее выглядят рассказы о том, как ликующие жители Иерусалима приветствовали генерала Алленби.

Но уж больно красив он, этот сугубо визуальный образ щуплых еврейских гимназистов, бредущих по горной анатолийской тропе. На первый взгляд они идут налегке (вещи погружены на мулов), но это только на первый. В действительности эти дети несут на своих плечах будущее Земли Израиля.