Поздравляю, друзья, с праздником, и хочу напомнить, что и ХАНУКА - великое предупреждение, так как соблазн ассимиляции всегда с нами. Всегда были и есть те, кто боролся и борется сегодня с "религиозным засильем". И сегодня мы расколоты, как и 2 т. с лишним лет назад. Каждый раз, зажигая очередную свечу, вспоминайте об этом: "Восстание Маккавеев (Хасмонеев) против селевкидов вспыхнуло в 167 году до н. э.. Перед восстанием народ был расколот на эллинизированных евреев (которые переняли обычаи, а иногда и религию, греков) и евреев-ортодоксов. По всей стране было распространено поклонение языческим богам. Верхушка еврейского руководства также была эллинизирована".
пятница, 20 декабря 2019 г.
Сладкие парочки Гитлер-Геббельс и Хрущёв-Суслов в руководстве искусством были сиамскими близнецами
2 New Concepts in Arts*
Сладкие парочки Гитлер-Геббельс и Хрущёв-Суслов в руководстве искусством были сиамскими близнецами
Ури Мазлтов
Сладкие парочки тоталитарного искусства: слева Гитлер-Геббельс, справа - Суслов-Хрущёв
Сходство между официальной живописью и скульптурой в Гитлеровской Германии и официальной скульптурой и живопистью в Советском Союзе было отмечено ранее (НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИИ В СТАЛИНСКОМ СССР И ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ БЫЛА ОДИНАКОВА http://newconcepts. club/website/articles/3630. html, Тоталитарное искусство http://newconcepts. club/website/articles/3645. html). Однако сходство, приближающееся к тождественности, с которым “Дегенеративное Искусство” при Гитлере и “Авангардное искусство” во время хрущевской оттепели, были разгромлены, не известно широкой публике и поражает.
В Германии с 1936 года работала комиссия, изымавшая произведения Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна, Жерико, Ван Гога, Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Марка Шагала, Оскара Кокошки, Георга Гросса, Эгона Шиле. Возглавить комиссию было поручено президенту Имперской палаты изобразительных искусств Адольфу Циглеру. Большинство из 13000 конфискованных картин не уничтожалось (подобно книгам, сжигавшимся в то же время), а выгодно продавалось за рубеж. Так же, как лучшие эрмитажные картины продавались в тридцатые Годы в Америку по приказанию Сталина. Апогеем деятельности по обличению и запрету дегенеративного искусства, того самого, которое после падения гитлеровского режима стало золотым фондом культуры двадцатого века, была открывшаяся в 1938 году в Мюнхене ВЫСТАВКА ДЕГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВА (Entartete Kunst) ко торую по указанию Гитлера курировал Геббельс. Выставку Entartete Kunst сразу после ее открытия посетили Фюрер Немецкого Народа и Глава Рейхспропаганды, сопровождавшиеся Главными Партайгеноссэ страны. Аполеем борьбы Коммунистической Партии и её Компетентных Органов против нонконформистского искусства стала выставка в Манеже, которую посетил заранее настроенный против авангардной живописи пожелавшими остаться для Истории незивестными личностями Никита Хрущёв в сопровождении Свиты Вождей. Знакомых советским людям по портретам, которые они по праздникам носили на палочках.
===========
Мюнхенский дом искусства
Один из экспонатов выставки дегенеративного искусства "Черное пятно" Василия Кандинскго. (1921).
10 июля 1938 года Гитлер вместе с Геббельсом (справа от Гитлера) посетили выставку "арийского искусства" - то есть искусства, в отличие от "дегенеративного", правильного. Которое стало высочайше одобренным направлением Искусства Третьего Райха.
============================== ==========
В СССР через семнадцать лет после победы над Фашизмом, произошло нечто аналогичное. В то время, как после смерти Сталина, казалось, наступает эра либерализма во всём, в Москве по указанию главного идеолога СССР Суслова (факт скрывавшийся ввиду того, что Суслов оставался на своем посту после свержения Хрущева еще двадцать лет вплоть до своей смерти) в Манеже (самом большом выставочном зале Москвы) была открыта выставка художников-авангардистов « Новая реальность». Выставка была приурочена к 30-летию московского отделения Союза художников СССР. 1 декабря 1962 года выставку посетил председатель Совета Министров Никита Хрущёв, в сопровождении Главного Идеолога Суслова и других Высоких Персон из своего Окружения.
Поворотный момент Советской Истории: КУЛЬТУРА превращается в КУЛЬТ УРА. Хрущев (в центре), приведенный на выставку Серым Кардиналом Воинствующего Безбожия Сусловым (справа), уничтожает выставку авангардистов.
В центре - Хрущев учит скульптора Неизвестного. Справа от Хрущева - серый кардинал Советской Идеологии Михаил Суслов. Любивший оставаться в тени.
«Слушайте, вы педерасты или нормальные люди?!… Что вы на самом деле!» Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев (в центре) Справа - куратор советского искусства с разгрома выставки авангардитсов в Манеже до своего последнего вздоха Михаил Суслов
Идите, показывайте вашу мазню - произносит Хрущёв
«Когда я вот посмотрел, насмотрелся на это, я спросил его: «Слушайте, товарищи, господа, вы, вижу, настоящие мужчины, потому что не педерасты. вы ё…ри».
«Вы всё чувствуете, что вы ходите в панталонах коротких? Нет, вы уже в штанах!» Никита Хрущёв
«Это педерастия в искусстве! Так почему, я говорю, педерастам — 10 лет, а этим — орден должен быть?»
Исторический момент наступившей после смерти Сталина "Оттепели": во время уничтожения выставки Авангардистов первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев обзывает скульптора-фронтовика Эрнста Неизвестного "ГОВНОМ СОБАЧЬИМ". После которого грубые нападки на художников-нонконформистов в Советском Союзе стали "нормальными". Крайняя слева - Министр Культуры СССР Фурцева. В центре - Алексей Косыгин, ставший после свержения Никиты Хрущёва Леонидом Брежневым Председателем Совета Министров. Из-за плеча Косыгина выглядывает Леонид Брежнев
«Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства — вызывает».
Слева от Неизвестного - безучастный Михаил Суслов. На втором плане между головами Хрущёва и Неизвестного - лицо Леонида Брежнева узнаваемое по Бровям
Как видим, сходство между разгромом авангаристского искусства в Гитлеровской Германии и разгромом авангардистского, независимого от власти искусства в Советской России было на удивление сходным.
Но есть различие.
Выставка ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО после Мюнхена была показана в десятках городов Германии. В то время, как выставку Авангардного Искусства после ее разгрома Хрущевым официально не показывали нигде. Искусство, не соответствующее соц.социалистическим требованиям, оставалось гонимым и неофициальным вплоть до наступления Горбачевской Перестройки. В процессе которой Советского Союза не стало.
Послесловие к эпитафии. Оно же аппендикс без слов.
Изваянное Энстом Неизвестным, обхаянным на выставке в Манеже Главой Государства, лицо Хрущёва Которое во время их темпераментной встречи скульптор отлично запомнил. (снимок слева). Справа - лицо Никиты Хрущёва работы Эрнста Неизвестного, соорудившего памятник на могиле обхаявшего его и вынудившего эмигрировать Советского Лидера.
1000 ПОСТРАДАВШИХ ОТ АНТИСЕМИТОВ ВО ФРАНЦИИ ПОСЕТИЛИ ИЗРАИЛЬ
20 Декабря 2019, 15:15
1000 ПОСТРАДАВШИХ ОТ АНТИСЕМИТОВ ВО ФРАНЦИИ ПОСЕТИЛИ ИЗРАИЛЬ
На этой неделе 1000 учеников еврейских школ прибыли в Израиль в рамках проекта «Bac Bleu Blanc», который организовало образовательное подразделение еврейского агентства Israel Experience. Студенты с еврейскими корнями из Франции могут получить образование в израильских университетах, а также совершить алию. В рамках программы они совершают поездку по Израилю.
Школы, которые участвую в программе, поддерживают детей, которые хотят переехать в Израиль, потому что во Франции нет безопасных условий для безопасной жизни евреев.
Дети, которые приехали в Израиль, рассказали, что они даже не могли заниматься физкультурой на свежем воздухе, так как в них постоянно кидали камни и обзывали. Еврейские девочки рассказывают, как старшие подростки их избивают.
Israel Experiencе также предоставили статистику, согласно которой 40% участников программы остались жить в Израиле. В этот раз дети посетят курорты Израиля на Мертвом море, а также несколько университетов, в которые они смогут поступить в дальнейшем.
Выйдет в срок: британский парламент одобрил брексит-план Джонсона
Выйдет в срок: британский парламент одобрил брексит-план Джонсона
Палата общин британского парламента одобрила законопроект о выходе страны из Евросоюза, предложенный премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном.
Как сообщает "Би-би-си", план Джонсона, ранее согласованный с ЕС, поддержали 358 депутатов, 234 проголосовали против.
Ожидается, что в ближайшие недели законопроект поддержит и верхняя палата парламента, после чего документ подпишет королева Елизавета II. В этом случае Великобритания сможет выйти из состава Евросоюза в ранее заявленный срок — до 31 января 2020 года.
По соглашению с Евросоюзом 31 января Британия выйдет из ЕС лишь формально: она потеряет представительство и право голоса в органах власти ЕС, но останется в экономическом пространстве союза до конца 2020 года.
В течение этих 11 месяцев стороны должны будут договориться о новых условиях торговли и сотрудничества, но и оппозиция в Британии, и представители ЕС полагают, что за такой короткий срок сделать это невозможно.
23 июня 2016 года в Великобритании состоялся референдум о выходе страны из Евросоюза. Сторонники "развода" с ЕС выиграли 51,89% голосов. С того времени срок выхода неоднократно переносили, вначале согласовывая условия с Брюсселем, затем утвержденный с ЕС план несколько раз отклонял британский парламент.
Консул Израиля в Украине: «Спасти Нааму, заложницу Кремля!»
Консул Израиля в Украине: «Спасти Нааму, заложницу Кремля!»
«Наама стала дипломатической узницей. Ею будут решать проблемы. С помощью нее будут манипулировать Израилем»
Ян Голд, 20/12/19 13:47
Share
Наама Иссахар в российских застенках
'חדשות הערב', כאן 11
Почетный консул Израиля в западном регионе Украины Олег Вишняков написал на своей странице в Facebook пост, который начал словами: «Спасти Нааму, заложницу Кремля!», а далее разложил по полочкам всю суть российского «правосудия», принимающего заведомо несправедливые решения по указке режима Путина. Также почетный консул Израиля предполагает, что взяв Нааму Иссахар в заложницы, президент России намерен манипулировать Израилем
Вишняков написал следующее:
«Вчера в Москве отклонили апелляцию израильтянки Наамы Иссахар. Приговор - 7,5 лет российской тюрьмы остался без изменений...
Интересно, что оказывается, Наама все время говорила следователям, что это не ее наркотики и что она не знает, как они попали к ней, но ей всегда отвечали:
«Это твоя сумка – в ней наркотики, а это уже преступление»
Нааму заставили подписать документ на русском, но она добавила своей рукой, что не понимает русского языка. Изначально показания против себя она дала из-за того, что не до конца понимала, что происходит.
Переводчики вообще отдельная тема: Когда Наама захотела ознакомиться с вещдоками — переводчик сообщил, что она этого делать не хочет.
Что это вообще такое?! Я, конечно, могу предположить, что переводчик учил английский (с Наамой по-английски, если не ошибаюсь, говорят) еще в совке и ему такое трудно...
Но, скорее всего, Наама стала дипломатической узницей. Ею будут решать проблемы. С помощью нее будут манипулировать Израилем. Да...в Белокаменной кто-то возомнил себя властелином мира! И решил, что может творить, что захочет.
P.S. ...В зале суда плакала сестра и мама Наамы. Сама узница как будто была готова к такому, она приняла новость спокойно, но грустно.
Естественно, когда тебя называют контрабандисткой наркотиков, за 9,6 грамм гашиша в кармане, да еще, как выяснилось, не твоего – чему удивляться?!
Я только надеюсь, что наша Наама не сломлена, что это просто усталость...»
Прокурор Гаагского трибунала заподозрила Израиль в военных преступлениях
Прокурор Гаагского трибунала заподозрила Израиль в военных преступлениях
Главный прокурор Международного уголовного суда (МУСа) в Гааге Фату Бенсуда заявила в пятницу, что по итогам проверки, продолжавшейся около пяти лет, она находит основания для "начала расследования подозрений в совершении военных преступлений израильскими силовыми структурами в секторе Газа, на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме".
Бенсуда направила запрос в МУС на проведение такого расследования, в рамках которого на вопросы следователей должны будут отвечать высокопоставленные израильские политики и военные.
Однако, даже в случае, если МУС удовлетворит ходатайство своего главного прокурора, навряд ли расследование, инициированное палестинской администрацией, завершится судебным разбирательством и вынесением приговоров.
Юрисконсульт правительства Авихай Мандельблит обнародовал сегодня израильскую позицию в отношении МУСа и его расследований.
Мандельблит заявил, что Израиль, не являясь государством-членом МУСа, не признает его полномочия по рассмотрению дел в отношении израильских граждан и совершенных ими деяний на контролируемых еврейским государством территориях.
Мандельблит также отметил, что Палестинская Автономия, несмотря на подписание ею Римского статуса, не является суверенным государством и потому, согласно Уставу МУСа, не может инициировать какие-либо иски в этой международной организации.
Мандельблит подчеркнул, что палестинская сторона пытается использовать МУС для достижения своих политических целей, в том числе и касающихся территориального спора, который, в соответствии с Норвежскими соглашениями, должен быть урегулирован в ходе мирных израильско-палестинских переговоров.
"Не для этого был создан МУС и у него нет полномочий и возможности заниматься этими вопросами, тем более, что на это нет взаимного согласия двух сторон", — заявил юрисконсульт правительства.
С осуждением заявления главного прокурора МУСа выступил и премьер-министр Биньямин Нетаниягу.
"Это черный день для правды и справедливости. Превратили международный уголовный суд в политическое оружие в борьбе против Израиля. Хотят представить факт, что евреи живут в Эрец Исраэль, на своей родине, как военное преступление. Это абсурд. Мы будет бороться за наши права и за историческую правду любыми возможными путями", — заявил Нетаниягу, назвав решение Бенсуда безосновательным и скандальным.
ЕВРЕЙ-АНТИСЕМИТ, ВРАГ ИЗРАИЛЯ НАЗВАЛ НЕТАНИЯГУ РАСИСТОМ
Возможный кандидат в президенты США от демократов назвал Нетаниягу "расистом"
Сенатор от американского штата Вермонт Берни Сандерс заявил, что "не верит в официальную версию израильских властей, утверждающих, что столкновения в Газе, в ходе которых погибли палестинские манифестанты, были "демонстрациями террора".
Это заявление Сандерс сделал во время теледебатов, состоявшихся в рамках праймериз Демократической партии США, по результатам которых определится кандидат от демократов на пост президента на выборах 2020 года, передает американский телеканал "Си-эн-эн".
"Израиль обладает правом не только на существование, но и на существование в условиях мира и безопасности. Однако внешняя политика Соединенных Штатов не должна быть исключительно произраильской. Мы также должны быть за палестинцев", — добавил сенатор.
При этом Сандерс обрушился с резкой критикой на премьер-министра еврейского государства Биньямина Нетаниягу, назвав того "расистом".
"Мы должны понимать, что нынешний руководитель Израиля, которому предъявлены обвинения во взяточничестве, с моей точки зрения, является расистом. Нам нужны единые правила игры на Ближнем Востоке, которые бы учитывали ужасающий кризис в Газе, где 60-70% молодежи не имеют занятости", — отметил сенатор.
УДИВИТЕЛЬНО!
Владимир Дашкевич
Хотел бы поделиться одним откровением из замечательной книги Владимира Дашкевича "Великое культурное одичание". Книга эта есть в цифре и Интернете, но мне удалось достать 700 стр. том с большим трудом. Дашкевич - талантливый композитор, достаточно вспомнить о его музыке к фильмам "Бумбараш" или "Приключения Шерлока Холмса". Итак:
"Как-то летом автор отдыхал на Лианозовском пруду (Лианозово - окраина Москвы). Автор загорал и купался, так же поступали и многочисленные дачники. Рядом находилось Лианозовское кладбище. Неожиданно грянул духовой оркестр, и под марш Шопена появилась похоронная процессия, сопровождающая гроб какого-то генерала. И вдруг под эту музыку все собаки на пруду - дворняги, болонки, овчарки, пудели - отчаянно завыли, подпевая оркестру. Они чуяли смерть и испытывали сострадание, в то время, как их хозяева равнодушно грели на солнце животы и спины. Никогда больше я не испытывал такого потрясения. Я понял - в основе музыки лежит страдание и сострадание. Это был язык, который воспринимали люди и животные"
Хотел бы поделиться одним откровением из замечательной книги Владимира Дашкевича "Великое культурное одичание". Книга эта есть в цифре и Интернете, но мне удалось достать 700 стр. том с большим трудом. Дашкевич - талантливый композитор, достаточно вспомнить о его музыке к фильмам "Бумбараш" или "Приключения Шерлока Холмса". Итак:
"Как-то летом автор отдыхал на Лианозовском пруду (Лианозово - окраина Москвы). Автор загорал и купался, так же поступали и многочисленные дачники. Рядом находилось Лианозовское кладбище. Неожиданно грянул духовой оркестр, и под марш Шопена появилась похоронная процессия, сопровождающая гроб какого-то генерала. И вдруг под эту музыку все собаки на пруду - дворняги, болонки, овчарки, пудели - отчаянно завыли, подпевая оркестру. Они чуяли смерть и испытывали сострадание, в то время, как их хозяева равнодушно грели на солнце животы и спины. Никогда больше я не испытывал такого потрясения. Я понял - в основе музыки лежит страдание и сострадание. Это был язык, который воспринимали люди и животные"
КРАСОТА В СТИЛЕ РЕТРО
Превращения фильма Александр Невский из советского в антисоветский и снова в советско-патриотический
Превращения фильма Александр Невский из советского в антисоветский и снова в советско-патриотический
Фильм АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Эйзенштейна, триумфально прошедший по всем советским экранам, после заключения пакта МОЛОТОВ-РИББЕНТРОП запретили к показам. Как обвиняющий немецких псов-рыцарей.
Но к счастью не смыли с пленки, как БЕЖИН ЛУГ по Бабелю, поставленный после ареста Бабеля. После нападения Гитлера на СССР фильм разрешили, потому что он снова стал советско-патриотичным.
Апология в эпоху всеобщей гибели
ЭФРАИМ
БАУХ
Апология
в эпоху всеобщей гибели
На пороге двадцатого
века, в 1900 году, умирает впавший в безумие Фридрих Ницше, обозначивший
дремлющий вирус «властвования над миром» своей книгой «Воля к власти», которая
не дает покоя человечеству по сей день.
1933 год обозначил девятнадцать
столетий со дня распятия Христа и восхождения «Антихриста» (так называется
последняя написанная Ницше книга) – Гитлера.
Нельзя сказать, что это не предчувствовали великие умы Европы – два
еврея – Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд – и один немец – Мартин Хайдеггер,
прочитавший в те годы целые циклы лекций и написавший статьи, которые были
собраны им в книгу «Ницше».
В
издательстве «Владимир Даль» в Санкт-Петербурге вышла в русском переводе эта
книга в двух томах, как существенный вклад в мировую «Ницшеану». Вместе с
комментариями и послесловием два тома насчитывают более тысячи страниц. В
случае с Хайдеггером – гений и равнодушие, как подвид злодейства – совместимы.
1.
Начнем с
того, что через Хайдеггера, толкующего Ницше, мы узнаем самого Хайдеггера. Это
как мы смотрим в некий бинокль. Только пока непонятно, кого мы видим в
объективе и кого – если смотреть через объектив в окуляр – увеличенного Ницше и
уменьшенного Хайдеггера, или – наоборот.
Толкование всегда – любопытство, соревнование, попытка увидеть себя
глазами другого, особенно, если этот другой давно мёртв, непозволительно велик
и, главное, не может ответить.
Ощущается
зависть Хайдеггера к дьявольской раскованности Ницше, которой ему, Хайдеггеру,
не дано. Но не оставляет желание погреться у этого обжигающего огня. При этом, Хайдеггер воздвигает безопасную
дистанцию из частокола накатывающих усыпляющее гладко слов – в противовес
резкой, ироничной, себя не щадящей, даже наслаждающейся этим издевательством
над собой, насквозь пронизанной восклицаниями и вопрошанием, иногда скачущей в
каком-то безумном танце, философской
прозе Ницше.
Невероятно
количество умственной энергии, которое Хайдеггер тратит на толкование Ницше,
пытаясь проложить собственную «просеку» в дикорастущем массиве философии
последнего, где с трудом протоптанная тропа тут же зарастает на глазах.
В книге «Иск
Истории» я лишь коснулся роли Ницше и Хайдеггера в истории Европы последних
веков. Ни Кант, ни Гегель, ни даже Шопенгауэр, от которого критически
отталкивался Ницше, не вызывают такого живого интереса, как Ницше – феномен его
личности и философии. Слишком близко и нерасторжимо связан он с историей ХХ-го
да и ХХ1-го начавшегося века, хотя умер в 1900 году – в преддверии ХХ-го,
которому он напророчил тяжкую участь.
Двухтомник
«Ницше» это, по сути, собрание лекций, читанных Мартином Хайдеггером в
университете Фрейбурга–в–Брейсгау в течение пяти лет – с 1936 по 1940 годы, к
которым примыкают статьи, написанные в 1940-1946.
Удивительнее всего, что этот, можно сказать, невероятный творческий
подъем философа, считающего себя стоящим в цепи столпов великой немецкой
философии – Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, – приходится на годы властвования
Гитлера, победного начала развязанной фюрером Второй мировой войны и полного
его краха.
Книга,
которая лишь теперь переведена на русский язык, вышла в оригинале в 1961 году в
Штутгарте, в издательстве «J. G. Cotta’sche Buchhandlung Nachvloger GmbH».
К этому
следует прибавить вышедшие в свет – соответственно в 1942 и 1943 годах – в дни
разгрома вермахта под Сталинградом, две лекции «Учение Платона об истине» и «О
сущности истины».
Любопытна
амплитуда движения мысли Хайдеггера в этих двух томах. Если, памятуя великое
открытие общей теории относительности Эйнштейна об искривлении пространства,
приложить её к искривлению духа, то в этих двух томах «Ницшеаны» Хайдеггера
удивительно прослеживается духовная кривая хайдеггеровской философии, ее филистерская
подоплека, которой, кстати, страдали почти все крупные немецкие философы,
самоуверенно определявшие ход европейской мысли.
В самом
деле, основоположник экзистенциализма Кьеркегор считал истинным философом
Сократа, который во имя своих принципов выпил яд, в то время как Гегель,
дававший указания миру, как себя вести, со спокойной совестью надевал ночной
колпак и домашние туфли, направляясь к постели.
Задавшись
целью дать исчерпывающую всеохватную картину мировой философии на основе
собственного понимания «Бытия» и «Времени» в главной своей книге «Бытие и
Время» (1927), Хайдеггер ушел далеко в прошлое, к грекам, которые, по сути, и
заложили начала этого феномена любви к мудрствованию – «философии».
Это может
показаться несколько примитивным на фоне весьма сложного изложения Хайдеггером
своих постулатов, но трудно избавиться от ощущения, что внезапно охватившие
массовым психозом германскую массу истерические речи Гитлера, прозвучали
«божественным глаголом» в ушах философа, заставив его душу встрепенуться. И он
единым махом перескакивает от греков, через Канта, Гегеля, всех европейских
философов – к Ницше.
Гениальный
разрушитель всех предшествовавших ему философий и вер, дикое дитя, чей стиль
афоризмов можно истолковывать и так и этак, Ницше даже такому крупному
философу, как Хайдеггер, кажется в высшей степени подходящим к возникшей
злободневной ситуации, которая уже изначально истекает не просто злобой дня, а
откровенным всепобеждающим злом.
До
Хайдеггера толкователями Ницше были явные посредственности. Книга «Воля к власти» не была завершена
Ницше, а собрана из оставленных им разрозненных фрагментов его сестрой и
Питером Гастом, отобранных по их
прихоти. Они, как отмечает сам Хайдеггер, слепили из черновиков Ницше по
собственному отбору книгу «Воля к власти», которой, по сути, Хайдеггер с
привычной для него дотошностью «вопрошания» и «углубляющего познания» посвящает свои два этих увесистых тома.
Во всей
долгой, «вопрошающей время и бытие» жизни Хайдеггера не было такого резкого приближения
к реальности, как время лекций и статей в период с 1936 по 1946 год. В эти
годы, когда мир истекал по воле к власти германцев кровью, Хайдеггер жил и
дышал, как «пробудившийся орел».
Он не погнушался такие понятия Ницше, как
«нигилизм», «вечное возвращение», «сверхчеловек» – возвести на уровень своих
сложнейших исследований и доказательств, как бы стараясь не видеть – и это
ощутимо между строк – откровенные слабости этих понятий в размышлениях
человека, всегда пребывавшего на грани между разумом и безумием. Всеми силами
своего незаурядного ума Хайдеггер пытался возвести эти, в достаточной степени,
сомнительные понятия на уровень постулатов, исчерпывающе объясняющих реальность
не только Третьего рейха, но и все бытие и время мира, что, по сути, было
стократ более опасно, чем потуги издателей и интерпретаторов Ницше.
Однако
близится расплата, крах неминуем.
Кривая
размышлений Хайдеггера идет вниз, на убыль, колеблется и опять все более
удаляется в прошлое, к поэту Гельдерлину и далее – вновь к грекам, главным
образом, как и в начале своего пути, к Платону.
В общем,
как будто ничего такого особенного не произошло. На уровне высоких размышлений,
предположений, за и против, и так далее, в философии такое случалось не раз. В
конце концов, всё опять возвращается к дискуссии, отвечает ли философ, как те
же Гегель, Ницше, Маркс и примкнувший к ним Хайдеггер, за страшные последствия
своих концепций.
А
дискуссия, при всей своей громкости, дело келейное, отделенное толстыми стенами
бытия и времени от грохота пушек, залпов расстрельных команд, пламени
крематориев и газа душегубок.
Духовная
амплитуда, как о ней дискутируют философы, имеет свои законы.
Но в
своем, я бы сказал, великом равнодушии к происшедшему рядом с ним, Хайдеггер
переплюнул всех немецких и мировых философов.
2.
В кратком
предисловии автор сетует на то, что в «написанном и напечатанном, к сожалению,
утрачиваются преимущества устного изложения».
И вправду,
не ощущается напряжения воли и даже некоторого экстаза на лицах студентов,
завтрашних солдат, от учащающего дыхание пафоса в голосе герра профессора. И
зря он сокрушается: этот пафос устного изложения достаточно ощутим в тексте
лекции, даже после того, как из него при редактировании были изъяты повторы,
паузы и всяческие импровизации.
Окрылённость окружающей аудитории в дни, когда немецкие ястребы рушат
Лондон, убивая женщин, детей и стариков, долетает до ушей студентов
победоносным «Полётом валькирий» Рихарда Вагнера, именем героя оперы которого
«Зигфрид» Гитлер назвал знаменитую линию германских укреплений.
Так
искусство в Третьем Рейхе не просто марширует в ногу, а сплетается с искусством
войны.
Первая
глава книги так и озаглавлена «Воля к власти как искусство».
Эпиграф к
книге Хайдеггер берет из Ницше:
«…Я нахожу
жизнь… всё более таинственной: с того самого дня, когда сквозь меня прошла
великая освободительница – мысль о том, что жизнь может быть экспериментом
познающего». (Весёлая наука. Die froliche Wissenshaft. 1882).
Эксперимент этот вбрасывает людскую массу в трещину, ширящуюся в бездну,
эксперимент этот несет не высоты духа, а его ядовитую сущность.
Жизнь есть
жизнь, а не эксперимент, который может завершиться взрывом смеси в колбе или
реторте волевых изъявлений.
Одним из
главных стержней, пронизывающих эту тысячу страниц, является разбор,
отталкивание, но, главным образом, притяжение к книге Ницше «Воля к власти («Der Wille zur Macht») – во всяком случае, до возникновения подспудной, за текстом, тревоги, от
ощущения, что всё приближается к полному краху.
«Для
многих отвлеченное мышление – тягота, для меня же, в добрый час, – праздник и
упоение», - столь же упоенно начинает цитировать Ницше лектор, разъясняя, что
праздник этот Ницше «мыслит» в «ракурсе воли к власти». В праздник входят:
гордость, задор, развязность, насмешка над всякой серьезностью и порядочностью;
божественное «да» самому себе, сказанное из животной полноты и совершенства…»
«Праздники, – продолжает Хайдеггер мысль Ницше, выдерживая свой особый
стиль письма и в устном выражении, – требуют долгой и тщательной подготовки. В
этом семестре мы хотим подготовиться к такому празднику, даже если не достигнем
самого торжества и предощутим лишь празднество праздника мысли и постигнем, что
есть размышление и каков признак исконного бытия в подлинном вопрошании».
Знаменательные слова Хайдеггера (том первый, стр.106):
«…Из этого
указания (Гёльдерлина) мы смутно догадываемся, что по-разному именуемое
противоборство дионисийского и аполлонического, священной страсти и трезвого
изображения, представляет собой сокровенный закон стиля в историческом
предназначении немцев, и что однажды мы должны оказаться готовыми и
подготовленными к его оформлению. Эта противоположность – не формула, с помощью
которой мы могли бы описывать одну лишь «культуру». Этим противоборством
Гёльдерлин и Ницше поставили знак вопроса в задаче, стоящей перед немцами –
найти себя в Истории. Поймем ли мы этот знак? Ясно одно: История отомстит нам,
если мы его не поймем…»
Грешит ли, ловчит против самого себя Хайдеггер,
обвиняя учения, «стремящиеся осчастливить мир» – социализм, христианство, – и
не просто закрывая глаза на гибельное безумие национал-социализма, а
противопоставляя его им как положительную теорию?
Ницше
называет «созданное Вагнером – бесформенное» - «блудливой инструментовкой» («Воля
к власти»). И порождением этого громокипящего, несущего смерть хаоса, является
нацизм, внешне выступающий в наводящей страх четкости шагистики, штандартов,
значков и петлиц.
Активное и реактивное – по Ницше – классическое и
романтическое. Романтика – ностальгия по прошлым мифам, а у немецких мифов –
ядовитое жало.
По Ницше – грозное начинание немецкого идеализма
заключается в стремлении осмыслить зло как принадлежащее сущности абсолюта.
Великие философы – Лейбниц, Шеллинг, Кант, Гегель,
Шопенгауэр -–отличаются тем, что умеют извлекать «рациональное зерно» один у
другого. И это несмотря на то, что Шопенгауэр называет Шеллинга «вертопрахом»,
а Гегеля – «неотесанным шарлатаном». Но они связаны цепочкой, чтобы подобно
крестьянам в поле, сеять «разумное, доброе, вечное». Не подобна ли эта цепочка,
если взглянуть на нее ретроспективно назад, - цепочке слепцов из картины
Брейгеля, держащейся за руки и бредущей к пропасти?
Немецкая
романтика – со склонностью к самоубийству в духе героя романа Гете «Страдания
молодого Вертера» - расширяется в самоубийство нации, возжаждавшей всего мира –
Дойчланд юбер алес – и подтолкнувшей весь мир к грани самоубийства. И то, что
мир не исчез, можно считать чудом Бога, не пожелавшего гибели своему творению и
разрушившего очередную Вавилонскую башню. Читая бесконечные рассуждения
Хайдеггера о власти, «господствующем центре», такие, казалось бы, наукообразные
и далекие от реальности, не можешь отделаться от чувства, что всё это диктуется
страхом перед Третьим Рейхом.
Удивительно,
как откровенная схоластика впрямую психологически, через филистерскую душу
философа, читающего лекции студентам, поглядывающим на окна аудитории с
неотвязным ощущением, что за окнами бушует война, его, Хайдеггера, рассуждения,
связанные с его личным воодушевлением, рожденным страхом, по сути, предают их
будущее, предавая их молодые жизни ранней гибели.
Удивительно,
как этот выдающийся философ функционирует в этой двусмысленной ситуации, внушая
молодому поколению ура-патриотизм и ощущение интеллектуального превосходства,
при этом пребывая в перманентном страхе перед властью. Он не ребёнок, он
отлично знает, что такое гестапо, СД, СС. И потому сам в себе взращивает уверенность,
что живет в эпоху стремительно «возрастающей» воли к власти. И вовсе не
удивительно, что Хайдеггер, написавший создавшую ему славу книги «Бытие и
Время», занимавшийся проблемой Бытия и Ничто, их взаимовлиянием и вторжением
одного в другое, именно в эти страшные для Европы годы обращается к «Воле к
власти» Ницше. В этой книге ему видится ключ к феномену «воли власти»,
обретающему реальность на глазах в истинно тевтонском исполнении. Страх ли,
восторг ли соприсутствия при воплощении этого феномена, обожание ли пророка
Ницше покрывает малейшее сомнение, дурное предчувствие, что весь этот
триумфально-победный вал «воли к власти» в течение считанных лет (миг истории,
кровавый, безумный, беспощадный, но все же – миг), разобьется о стену
сопротивления и рухнет в небытие, в Ничто – не философское, а самое что ни на
есть реальное. И останется, по выражению Ницше, «полем обломков».
Цитируя Ницше, Хайдеггер в ослеплении говорит о
сверхчеловеке и ничтожности «человечества», сам того не понимая, что
предсказывает, вопреки Ницше, обратное: «Ценность есть наивысшее количество
власти, которое человек может себе усвоить – человек, а не человечество!
Человечество, несомненно, скорее средство, чем цель. Речь идет о типе:
человечество просто материал для опыта, огромный излишек неудавшегося: поле
обломков».
Хайдеггер
видит сущность сущего и его постижении в цепи поколений, не как в прихоти
какого-либо одного философа или их цепочки, а как «необходимости истории вот-бытия». Dasein – выражение Хайдеггера, означающее сущее в настоящий миг существования,
безотносительно от состояния духа и тела. Одно «чистое» сущее. Он ни на секунду
не делает скидки на возможную ошибочность этого пути. А ведь путь этот уже на
его глазах превращается в «прокрустово ложе», которое отольется кровью и
гибелью сотен миллионов жизней.
Этакая «смертоносная самоуверенность», дорого
обойдется миру. Путь всегда опасен тем, что может оказаться тупиком или
оборваться пропастью.
Развязывая инстинкты толпы, и навязывая ей свою
волю, философ или политик уже повязан с этой массой и массовой всегда
разрушительной волей к власти над ближним и желанием гибели дальним.
Самое страшное, когда эта разрушительная воля массы
стискивается маршеобразными формами и ненависть обретает волю «строя». Тогда
гибель структурируется, становится теорией – расовой ли, классовой – и пошла –
косить в официальном порядке человеческие жизни вне зависимости от вины или
невиновности. Скорее всего – невиновности.
И навязавший волю, уже не властен над нею и
становится убийцей по необходимости, хотя конец его известен «наперёд».
Эта слепая, сама себя освобождающая от всяческих уз
сдерживания сила, принимается за «волю к власти». Она разворачивается сама
собой, параллельно ли, вне зависимости от цепочки бредущих слепцов, развязавших
эти узы.
Мысль, как
феномен, сама по себе, своей основе, и есть миф. Хотя позже она выставляет себя
логосом в противовес мифу. И в течение всего своего существования борется с
этой своей основой. Ее влечет соразмерный холод абстракции. И при этом она как
бы даже любит запутываться и нередко выдавать ложные постулаты за истину.
Забыв свою родословную, мысль дорого платит за это.
Мир ее возникновения ускользнул в забвение, за бытие, но держит ее. В своей
погоне за вопрошанием Хайдеггер иногда походит на прилипчивого зануду, не
отстающего от цепочки мыслей, которые пускают дымовую завесу, чтобы сбежать от
него хотя бы на время.
Хайдеггер видит мир как массу предметов, число и
теснота которых все увеличивается, загружает, а вернее, перегружает все пространство.
И все же
они погружены в некий свет, некое беспредметное «озарение», которое и таит в
себе истинную сущность мира. И это озарение дает ощущение ненадежности
всего сущего. Как же, докопавшись до этого, Хайдеггер пошел на поводу
опредмеченности сверх меры нацизма, его техники уничтожения человека,
определенного им как «зияние».
***
Во втором томе своей книги «Ницше» Хайдеггер
повторяет: «Согласно Шеллингу и Гегелю – воля и знание составляют разум».
Вспомним Пушкина:
На
свете счастья нет, а есть покой и воля…
Знание это – покой, ибо рождает уверенность в
собственном существовании. Но «знание» еще и «сила» (т.е.воля).
Французская легкость Пушкина особенно подчеркивает
натужную, иногда неподъемную тяжесть германского гения. Тяжесть и тягостность
ощущается в вывесках и рекламах немецких городов – в этих длиннотах, с трудом,
грузно прочитываемых немецких слов. Ницше выводила из себя – тяжесть немецкого
языка в сравнении с легкостью итальянского и французского. Нордическая тяга к
земной не заёмной мистике – без традиционного Бога – по сути, тяга к
самоубийству.
Вспоминается Август Стриндберг.
Воздух Стокгольма, веющий на меня со всех углов
Стриндбергом, возведшим женоненавистничество в принцип человеческого
существования. Его явно ненормальное отношение к Ницше на фоне зависти к
восхвалению последним, да еще евреем – Брандесом, не давало ему покоя. В
кабинете Генрика Ибсена – над его письменным столом – портрет Стриндберга.
Нордические гении. В извивах души нордического гения шевелится смесь тяги к
самоубийству с ненавистью к южному иудейскому племени, опередившему их северное
звериное язычество с великой долей – «Юбер алес», открытием Единого Бога, и по
их слепому убеждению, укравших у них эту идею, а не наоборот. Рассуждения,
скрываемые на самом дне, а скорее в бездне их нордической души: ну и что, что
они открыли Бога, защитить-то они его не могут, а мы можем, потому что их
ничтожно мало, и это их вечное наказание, а нас – много.
Суицидность нордических народов, явно находящаяся в
психологическом ареале германского характера, их покорность судьбе, все же не
позволила им породить чудовищную бойню, в которую германцы ввергли мир в
середине двадцатого века.
Мысль о «вечном возвращении того же самого» в
смысле метафизико-исторической завершенности, пленившая Ницше, говорит о
том же самом, о чем говорит завершающая Новое время «воля к власти» как
основная особенность существенности сущего. Воля к власти есть возвышение над
собой, как вхождение в возможность становления утверждающего повеления, чье
возвышение над собой в сокровенной глубине переходит в постоянство становления,
навязываемое массе, в противовес дурной бесконечности Эвклида. Искривление же
пространства Эйнштейна, геометрически доказанного Миньковским-Лобачевским,
кривизна возвращает бег духа, жалящего самого себя в хвост.
В политике, которая, несомненно, должна быть
областью, изучаемой психоаналитиками, такое искривление и замыкание духа на
себе самом ведет к гибели. В литературе и философии всякое гениальное открытие разомкнуто
в вечность.
«Вечное возвращение» в самой его отвратительной
германской интерпретации – антисемитизме – извечная изнанка немецкого духа.
По Ницше – каждая философия являет собой не
безличную систему мышления, а невольную исповедь. Выходит, и в исповеди можно
быть неискренним. И это уже входит в категорию циничности последнего и нового
века – «Гений и злодейство совместимы».