четверг, 17 октября 2019 г.

Поговорим немного о курдах, израильтяне, и глупости левозакрученных критиков Трампа


Четверг, 17 октября 2019 г.

Поговорим немного о курдах, израильтяне, и глупости левозакрученных критиков Трампа

Поговорим немного о курдах, израильтяне, и глупости левозакрученных критиков Трампа


Во всём мире, от дермократически настроенных американцев, до совершенно миролюбивых членов ЕС, типа Франции, или Германии, вплоть ДО Израиля, поднялись волны осуждения президента Трампа, за то, что он отказался бросить американские войска на защиту сирийско-курдских маоистов, опасных в перспективе для Америки НЕ меньше американских "сандерсов", от турецкой армии. И "деланием" утверждений, что такие действия США ставят под вопрос возможность того, что Америка "НЕ сольёт" любого другого своего союзника!

Рассмотрим, для начала сам вопрос - ЕСТЬ ЛИ, И ГДЕ,  у США союзники вообще?
Да, США, теоретически, имеют - ДЕ ЮРЕ, в союзниках по НАТО большинство стран ЕС, но, ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ЭТИ СОЮЗНИКИ, за небольшим исключением, ТОЛЬКО ПАРАЗИТИРУЮТ на оборонном бюджете США, НЕ ВНОСЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО ФИНАСОВОГО ВКЛАДА В ВОЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЛОКА НАТО ДАЖЕ В ТАКИХ МИНИМАЛЬНО УТВЕРЖДЁННЫХ НОРМАХ, КАК 2% ОТ ВВП!
ЯРЧАЙШИЙ ПРИМЕР ГЕРМАНИЯ - только 1% ВВП тратится на оборону!

Не говоря уже о том, что "оборонный" министр, гинеколог по специальности, по факту лишила Германию силовой дееспособности.(;-)))

Да, страны Прибалтики, и Польша, помня, как Франция и Англия сдали их СССР в 1939 году, действительно союзники США, понимающие, что ТОЛЬКО США способны их защитить, если, ВДРУГ, сегодняшний миниссср захочет и у них провести референдум по присоединению к России, НО, НА НИХ и кончаются все реальные союзники США в Европе.

Посмотрим на возможных союзников США во всем мире - ЕСЛИ и там не победит клинический либерализм, как в Канаде, это Австралия и Новая Зеландия, безусловно  Япония и, БЕЗУСЛОВНО, Израиль!

Латиноамериканский континент, в силу происходящих в нём негативных этнических, и социальных, процессов, никаких реальных союзников Америке дать не может.

Африканский континент можно вспоминать только в юмористическом плане, а Индия НИКОГДА не станет таким союзником США, который мог бы быть абсолютно надёжным.
Они - индийцы, слишком запуганы Китаем, и реальной силовой составляющей обладают только для возможной войны с Пакистаном.

Таким образом, действия президента Трампа, отказывающегося тратить ресурсы и человеческие жизни для спасения курдских коммунистических фанатиков вполне оправданны и морально, и стратегически.

Теперь, дав негативную, но вполне реальную, картину того, что ФАКТИЧЕСКИЕ НЕ союзники США, та же Франция и Германия, даже заикаться не должны, что Америка может их "бросить". Это ОНИ регулярно, и разнообразно, постоянно "кидают" США.

Рассмотрев ситуацию с сирийскими курдами внешне политически,  взглянем на неё с региональных позиций.

Возможно у многих возникнет инстинктивное желание скептически улыбнуться, при моём заявлении, что, ПОСЛЕ ДЕЙСТВИЙ США НА СЕВЕРЕ СИРИИ, СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ СТАЛА - ДЕ ФАКТО, СОЮЗНИКОМ ИЗРАИЛЯ!

Да, г-да, успешное русско-сирийское заполнение американского вакуума, вместо турецких войск, привело сразу к нескольким результатам, недоступным обывательскому мышлению.

ТЕПЕРЬ ВСЯ ТЕРРИТОРИЯ Сирии контролируется войсками президента Асада, и союзных ему российских войск, в силу чего России придётся, во первых - тратить значительно больше ресурсов на Сирию, чем было ДО СИХ ПОР, причём не допуская возможности Асаду полностью снова "задвинуть" курдов, а ВО ВТОРЫХ - теперь это будет первоочередной русской задачей - НЕ ДОПУСТИТЬ с территории Сирии никаких силовых акций против Израиля, поскольку, ТЕПЕРЬ, последствия таковых могут оказаться крайне не желательными для самого российского контингента, размещённого теперь на территории ВСЕЙ Сирии.

Взвесив все эти факторы, лично я считаю, что действия президента Трампа исходили из более полного понимания ситуации, чем вопли тех политиков, которые стремились опять втянуть Америку в войну, оставив за собой право на неё  же и "лаять из подворотни".

Эдмонд Сарно 

МОЁ "ДЕЛО БЕЙЛИСА"


Мне было 29 лет, когда написал эту небольшую повесть. Подарили редкие материалы о том, давнем суде - вот и решился. Сегодня я бы справился с подобным текстом без фокусов, гораздо проще, но в молодости так хочется быть особенным, единственным и т.д. Текст этот был опубликован отдельным изданием 20 лет назад "Новостями недели", но "цифру" найти не удалось. Печатаю обнаруженную, небольшую часть.

Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ
 ДЕЛО БЕЙЛИСА

 ВЕЧНОЕ ДЕЛО НАШЕ
Этот отчет - труд коллективный.
Двое написали его. Двое одноруких, одноглазых, одноногих, разделивших единый мозг на два полушария: немую страсть и болтливость мысли.
Миллион распятых, зарезанных, удушенных газом, пристреленных в затылок составили этот отчет.
И еще один человек, потерявший имя, - Человек Без Имени.
Горьким молчанием, шепотом и криком написаны эти строчки. В тексте этом нет ни­чего, что может привлечь слабое сердце и больную совесть. В нем нет плавности чтива, любовных услад, пустых надежд и сладкой паутины сюжета. В нем есть начало, но нет конца. Каждый неизбежно продлит его своей историей, своей молитвой или своим равнодушием.
В отчете этом много цинизма и чести, пустой бравады и искренней боли. В нем есть трусость, и есть мужество... В нем много - и ничего.
Человек Без Имени не считает антисемитизм самой гнусной игрой из всех гадостей, изобретенных человечеством. Он помнит, например, о работорговле или привычке вес­ти войны.
Но он - еврей. И знает о своем еврействе достаточно, чтобы сделать попытку выразить это знание в словах, записанных на бумаге.
Он вправе сделать это, так как всему живому на земле свойственно издавать звуки. Человек лишь научился преображать эти звуки более сложной связью и запечатленностью.
Человек Без Имени пишет иудейский отчет по-русски. Но если бы первыми словами его детства были слова на языке Торы, он, возможно, и не стал бы его писать.
В отчете использованы документы процесса над Бейлисом, а также изречения раз­ных знаменитостей. Подбор сделан тенденциозно.
Но Человек Без Имени знает - депо не в том, в чем стараются убедить, а в том, чему хотят верить.
Истина достаточно банальная, но в этом отчете полно банальных мыслей. Он написан без должной серьезности Человеком Без Имени, который мог бы сочинить сам слова известного сонга:
ЕСЛИ ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ, ТЕБЕ ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ.

 ЧТО ЭТО - ДЕЛО БЕИЛИСА?
"Правосудие россиян поймало за руку кровавую жидовскую банду, пьющую кровь невинных христианских младенцев! Но выпустило ее, подкупленное сребрениками иудеев и ложным гуманизмом неискушенной публики".
Это ответ в "коричневых тонах".
"Мендель Бейлис был обвинен в садистском убийстве ребенка, преследующем ритуальные цели. Бейлис был оправдан за полным отсутствием улик".
Это ответ бесцветный.
"Дело Бейлиса было первой попыткой русского нацизма ожесточить юдофобство государственной политики. Потерпев поражение, Черная сотня на время отошла в тень, чтобы уступить место более радикальному течению - большевизму.
Дряхлый кентавр интеллигентского жидоедства и тупых предрассудков черни - русский фашизм - страдал извечной бедой всякой отечественной идеи - был половинчат и был труслив".
Это ответ Человека Без Имени.
ЗНАК
Придумаем исполнителей: музыкантов с прекрасными иконными ликами непорочных дев. И вот какой состав оркестра: треугольники, колокольчики, ксилофоны, арфы и нежные бутылочки из-под молока для грудных младенцев.
Оркестр необходим, потому что имя первого героя отчета музыкально: Иннокентий Третий, Третий Иннокентий.
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля,
Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До.
Если вы слышите музыку, можно приступить к делу.
Папа Иннокентий Третий в добром городе Авиньоне, петом 1237 года, первым додумался пришить к шкуре еврея желтый лоскут позора и чести.
Шил так: туфлей священной, чтобы не поранить пальцы, втыкал иглу в кожу, протягивал вощеную нить крепкими зубами.
Он шил, сдерживая тычками корчи иудея, и слушал документ, читаемый птичьим голосом безбородого монаха.
- Означенный Мендель Бейпис, - читал монах. - Жид, бичевавший Христа, учителя нашего, проповедует речью глаз и лукавством поступков "мудрость" маймонидову, в коей утверждается, что лишь четыре вида приобретений доступны человеку на этом свете.
Монах сделал паузу, чтобы Папа мог усладить свой слух нежным перезвоном колокольцев. Папа слушал, пришивая лоскут, а еврей корчился, вопя от боли.
Монах продолжил:
- Учение их утверждает, что низшая ступень оных приобретений есть блага материальные.
В паузе Иннокентий сказал:
- Мы избавим его от них. - и скрепил узелком порванную нить.
Монах продолжил:
- Далее отмечается здоровье физическое - благо несомненное, но ставится оно также невысоко, как общее у человека с животным.
- Мы лишим его здоровья, - в паузе сказал Папа.
И вновь зазвучали нежные язычки колокольчиков.
Монах продолжил:
- В еретическом учении их указывается, что неоспоримо выше здоровья стоит доблесть нравственных качеств, но и они (эти качества) не есть вершина пирамиды, ибо теряют всякий смысл вне общества себе подобных.
- Мы избавим его от этого общества! - засмеялся Папа.
И колокольчики увлекли голубую струю музыки к золотым камням водопада.
Тем временем монах продолжил:
- Вершина же (с их точки зрения) есть совершенство умственных качеств. Из вели-
ких благ - величайшее.
И монах, свернув манускрипт, потупил
взор. Иннокентий отпустил его вялым взма-
хом руки. Сказал, страдая:
- Безумие' Ересь!.. Никогда не постигнет
ум Господа нашего. Душа способна - разум
никогда!.. Ты виновен, Мендель Бейпис! Ты
виновен и приговариваешься к пытке. Тебя
начнут пытать с этого часа, а закончат в
день Страшного суда, если суд этот не на-
ступит раньше для твоего племени, чем для
других племен... Не пытайся убежать или
скрыться, ибо к коже твоей пришит желтый
лоскут - круг. Пришит навсегда! - Папа закрепил нитку узелком, оборвал ее.
И вновь зазвучал волшебный оркестр,
смягчая тяжелый воздух покоев звоном ко-
локольчиков и пением арфы.
- Аминь! - поднял руку Папа.
Музыка! Как прекрасно это слово. И все
же, все же... Человек Без Имени больше ни
разу не вспомнит о нем.
Благословил Иннокентий... И в июне 1244
года началось так, как начинается всегда -
в городе Труа, во Франции, было сожжено
24 воза, груженных иудейской мудростью
Талмуда.
Там же, в 1288 году, сожгли на костре три-
надцать евреев, испивших крови христиан-
ских младенцев в целях ритуальных,
В Шиноне. в 1317 году, сожгли двоих, об-
виненных в том же.
В Лондоне и Париже, в Мадриде и Лисса-
боне...
И теперь уже другой монах, тихий и седо-
бородый хронист Фабриций, выводил в
сумраке кельи буковки своих знаменитых
летописей:
 «От чумы гибнут тысячи людей, земле-
трясения. раскапывают землю, засуха пожи-
рает урожай - за все сжигают еврейскую мас-
су".
Массу...
Благословенны времена средневековья. В
XX веке из этой массы наловчились варить
мыпо, а пеплом сожженных иудеев удобрять
поля. Впрочем, из пепла евреев так и не успе-
пи изобрести зубную пасту, а многим она бы
пришлась по вкусу,
Прежде чем сочинить этот отчет, Человек
Без Имени написал десяток скверных сцена-
риев. и он знает, как сделать эту мысль кине-
матографически точной; он предлагает снять
на пленку пухлый тюбик с пастой, на котором
будет написано - Ж.Д.
О кинематографе
Человек Без Имени утверждает, что. хотя игру
в кинематограф трудно назвать невинной заба-
вой, есть в ней свои любопытные стороны.
Например, можно снять отдельно ноги Герин-
га в цивильных брюках, туловище Руди Гесса
в домашней курточке, а голову Альберта Энш-
тейна. С помощью монтажа нетрудно будет
убедить каждого, что перед ним не кто иной,
как отец "Теории относительности", запечат-
ленный на пленке от ботинок до макушки.
Человек Без Имени видит кощунство в по-
добном опыте, но отмечает, что жизнь способ-
на и на более чудовищные трюки.
Например, ирония судьбы может сочетать
браком голубоглазую жидоедку из города Смо-
ленска с местечковым евреем из Черновиц. В
        Монтаже вполне вероятен милый младенец
| совсем не похожий на чудовище.
бывают  шутки и похлеще,
Человеку Без Имени нравится, как "волшеб-
ный фонарь" лихо и непринужденно тасует вре-
мя.

Обвиняемые по делу «Нового величия» Крюков и Костыленков вскрыли вены в суде

Обвиняемые по делу «Нового величия» Крюков и Костыленков вскрыли вены в суде
17 октября 2019, 17:53
5 447
9
Фигурант дела «Нового величия» Руслан Костыленков вскрыл вены в Люблинском районном суде Москвы. Об этом «Медиазоне» сообщил Максим Пашков, адвокат Марии Дубовик, обвиняемой по этому же делу.
Аквариум в зале суда / Фото: Максим Пашков
В суд приехали врачи. Как уточнил Пашков, Костыленков порезал вены лезвием, когда находился «в клетке». Спустя время он добавил, что тот порезал себе и шею.
Позднее стало известно, что во время судебного заседания вены вскрыл еще один обвиняемый — Вячеслав Крюков. Об этом «Медиазоне» рассказали адвокаты Александр Борков и Светлана Сидоркина.
Сидоркина защищает Руслана Костыленкова. По ее словам, фигуранты поранили себя после того, как судья отклонила ходатайство об изменении меры пресечения.
«Просто нервы сдали, свыше года они находятся под стражей. Половина не под стражей, хотя обвинения одинаковые. Все доказательства уже все исследовали, никакого состава преступления нет», — сказала адвокат.
Костыленков и Крюков находятся под стражей с марта 2018 года.
Обновлено в 18:16 и 18:27. Добавлена информация про Крюкова и комментарий Сидоркиной. Изменен заголовок. Добавлено уточнение, что Костыленков также порезал шею.

БАРСЕЛОНА ГОРИТ

17 октября 2019, 07:00

Барселона охвачена массовыми беспорядками

Этой ночью Барселона в буквальном смысле горела. Сначала демонстранты поджигали все, что попадало под руки, а потом пошли на открытое столкновение с полицией. Причем, наиболее агрессивно ведут себя люди, чьи лица скрыты масками.
Один из таких моментов удалось снять съемочной группе Первого канала. Человек бросает в полицейских бутылку с зажигательной смесью. Местные телеканалы добавляют: появились случаи, когда в таких бутылках кислота.
Город тонет в ультранасилии. В полицейских летят бутылки, камни. На линии огня оказываются случайные люди. Они чудом уцелели.
«В Барселоне сегодня идет гражданская война», — говорит женщина.
К радикальным группам протестующих обращается президент Каталонии Ким Торра: «Это должно прекратиться прямо сейчас!». Но никто не слышит.
Кому-то пришло в голову разобрать строительные леса. И в итоге здесь очень много металлических предметов, стальных труб в частности. И это может представлять серьезную опасность.
Люди с закрытыми лицами теперь вооружены. Если бы только дубьем. Все то, что нам так радостно показывают на камеру, тут же летит в полицейских. Каталонскую полицию здесь не любят, испанскую — ненавидят.
«Да, у национальной полиции и гвардии резиновые пули, но они в два раза больше, чем у нашей каталонской полиции. И они гораздо травмоопаснее. Те из нас, кто потерял зрение, потеряли его, скорее всего, из-за пуль именно испанской полиции», — говорит протестующий.
Радикалов всегда видно в толпе: возраст — визуально им до 30, кроссовки, одежда удобная для бега, обычно темного цвета, чтобы не выделяться. Лица скрывают. Некоторые говорят, они антифашисты. Здесь же мы видим, панков, анархистов — кого только нет.
«Система в Европе понимает лишь тогда, когда ты залезаешь к ней в карман за деньгами», — говорит протестующий.
То есть идея — нанести максимальный ущерб. Жители соседних домов дежурят у мусорных контейнеров, чтобы их не подожгли.
«И что, они мне потом квартиру подожгут? Думают, они единственные сторонники независимости? Я тоже за независимость, но я не хочу такого!» — говорит каталонец.
Из 20 тысяч сторонников независимости Каталонии, которые вечером вышли на улицы Барселоны, готовых к насилию визуально человек 500.
«Это все похоже на Ирак. Пожалуйста, скажите своим зрителям, что мы не такие. Мы — мирный народ», — говорит житель Каталонии.
Радикализация протеста идет очень быстро. Впервые мы увидели, как в полицию метнули бутылку с зажигательной смесью. Сообщается, что правоохранителей забрасывали также емкостями с кислотой. Отношение к прессе у радикалов тоже стало меняться.
Уже несколько раз к съемочной группе Первого канала подходили и спрашивали, кто они такие. Успокаивались, когда понимали, что иностранцы. А потом объясняли: опасаются полиции, которая под видом журналистов будет вести съемки, а потом использовать видео для опознания.
Огня гораздо больше, чем накануне. Горит проспект Сант-Жуан. По меньшей мере, сгорело шесть автомобилей, И никто не знает, когда все это прекратится. Барселона постепенно привыкает к такому ночному уличному освещению.
Похожая картина сразу в нескольких городах Каталонии. После массовых арестов, применения дубинок и слезоточивого газа ситуацию удалось взять под контроль, однако в Барселону стягиваются все новые демонстранты — пять больших колонн из пяти городов. Представители разных социальных слоев наметили на пятницу всеобщую забастовку.
Очередной виток напряженности в Каталонии связан с вынесением длительных тюремных сроков местным политикам, которые два года назад попытались довести до конца референдум о независимости от Мадрида.

ЕВРЕЙСКИЙ ПОГРОМ В СИБИРИ

תמונה ללא תיאור
 Автор: Андрей Филимонов Радио "Свобода"

Еврейский погром в Сибири. Реконструкция трагедии 1905 года

57 человек погибших, сгоревших заживо, растерзанных толпой, – с таким невероятным ожесточением "отметили" в Томске императорский Манифест "об усовершенствовании государственного порядка" от 17 октября 1905 года. Даже на фоне вспышек насилия, охватившего страну в первый год русской революции, масштабы томского погрома поразили свидетелей и современников этого события. 20 октября в центре города участники патриотической демонстрации подожгли здание Управления пути и тяги Сибирской железной дороги, в котором укрылись их противники – радикально настроенные студенты, эсеры и социал-демократы. Вместе с революционерами в огне погибли служащие железной дороги, получавшие в тот день зарплату.
"Пожар в здании железнодорожного управления начался в 18.00, к 20.00 он охватил все здание. Согласно воспоминаниям очевидцев и свидетельств официальных лиц, включая полицмейстера и губернатора, все, кто пытался покинуть горящее здание, беспощадно убивались и подвергались ограблению... Огонь, дошедший до третьего этажа и крыши, вызвал гибель всех находившихся там, из которых одни в отчаянии стреляли в толпу, другие оканчивали самоубийством или гибли со страшными воплями... Толпа спасшуюся жертву немедленно терзала, били дубинами, железками, гирями, а также наносили удары ножами, кинжалами... Трупы убитых были обезображены до неузнаваемости и обобраны до нитки, кроме того у некоторых трупов у рук были обрезаны пальцы, на которых были золотые кольца". Подобного рода примеры можно продолжать".
Профессор Новосибирского государственного университета Михаил Шиловский реконструировал ход событий этих октябрьских дней на основе архивных материалов, газетных публикаций и свидетельств очевидцев. Второе издание "Томского погрома" выпущено в 2019 году издательством "Параллель". В интервью редакции Сибирь.Реалии автор книги рассказал о причинах взаимной ненависти между томскими патриотами и либералами, приведшей к трагическим последствиям; о неспособности власти остановить кровопролитие и о странном приговоре по делу о массовых беспорядках 1905 года.
– Михаил Викторович, в 1905 году Томск был университетским, казалось бы, продвинутым и просвещенным городом. Как объяснить особую жестокость тех событий 20 октября?
– В своей книге я как раз и пытаюсь объяснить, что в Томске имело место противостояние: с одной стороны – традиционалисты, в лице Мещанского общества, а также городского крестьянства; с другой стороны – представители нарождающегося гражданского общества – студенты и железнодорожники. Ведь служащие управления железной дороги – это не простые рабочие, они были технической элитой своего времени. Две эти силы противостояли друг другу в условиях, когда вышел Манифест Николая Второго, заканчивающийся призывом поддержать монархию, самодержавие…
– То есть сам текст Манифеста был противоречив?
– Да, прочтите этот документ, он совсем небольшой. С одной стороны, в нем содержится обещание политических свобод, выборы Парламента, амнистия политзаключенным. А с другой стороны, призыв к верным силам, которые поддерживают власть, подавить смуту и консолидироваться.
– Получается, что царский Манифест спровоцировал столкновения либералов и консерваторов?
– Да. К тому же надо иметь в виду, что 20 октября отмечалась очередная годовщина вступления на престол Николая Второго, и это был праздник. Поэтому в Томске представители Мещанского общества на встрече с губернатором заявили, что они хотят пройти по городу с портретами царя и продемонстрировать свою преданность монарху. Такая ситуация предшествовала столкновениям: были два полюса, достаточно радикально настроенных, которые противостояли друг другу.
– А почему праздник в честь годовщины коронации Николая сопровождался еврейскими погромами?
– В первый день их не было. Погромы начались на следующий день – 21 октября. В первый день по городу прошла демонстрация патриотических сил. Толпа собралась у здания Мещанской управы, в центре города, там, где сейчас областная администрация. Взяли в Управе портрет царя и национальный флаг, потом зашли в полицейское управление, где забрали ещё один портрет Николая, и отправились вверх по Почтамтской улице, остановившись возле Городской думы, где в тот момент формировалась милиция.
"Согласно информации губернатора "патриотическая манифестация приблизилась к Городской думе с намерением здесь взять портрет царя; двери оказались запертыми, на стук же толпы из окон последовали два револьверных выстрела, которыми двое из манифестантов были ранены. Один из толпы хотел взять портрет царя, пройдя через задний ход, но был ранен и немедленно вернулся обратно в толпу". Полицмейстер в рапорте от 28 октября 1905 г. отметил, что два сделанных из управы выстрела не причинили никому вреда, "но привели толпу в ярость и она, разбив в Управлении стекла, с криком двинулась вдоль по Почтамтской улице".
– Кто были эти милиционеры, стрелявшие в толпу?
– В основном это были студенты-добровольцы. Через некоторое время они вышли из здания Думы, построились в колонну численностью около 50 человек и отправились вслед за демонстрантами. Они все вышли на площадь перед Троицким кафедральным собором. Участники патриотической демонстрации попросили архиерея Макария отслужить молебен. В этот момент подошедшие милиционеры-дружинники открыли по ним стрельбу из револьверов…
– Но перед этим толпа, двигавшаяся к собору, растерзала студента, который отказался снять фуражку перед портретом императора.
– Действительно, толпа избивала и преследовала студентов, а также евреев. Три человека были убиты ещё до того, как демонстрация достигла соборной площади. Патриоты с самого начала вели себя достаточно агрессивно. Их столкновение с милицией произошло на площади между собором и зданием железнодорожного управления, где как раз выдавали зарплату служащим, там находилось очень много людей. Причем надо заметить, что консервативные силы возмущало то обстоятельство, что в городе шла забастовка, и революционеры, либералы призывали полностью прекратить какую-либо производительную деятельность, какие-либо услуги оказывать: извозчикам – возить пассажиров, торговцам – продавать пироги… Вот эти все лавочники и прочие мещане страдали от забастовки экономически. И вдруг они увидели, что тем, кто бастует, – железнодорожникам – выдают зарплату, а их призывают, так скажем, полностью прекратить свою деятельность из солидарности с бастующими. Это сыграло раздражающую роль. И в конечном счете вылилось в ожесточенное столкновение, с поджогом здания, избиениями людей. На следующий день эти же люди, патриоты, собрались на той же площади, у особняка губернатора, где сейчас располагается Дом ученых, – их пытались увещевать архиепископ Макарий и губернатор Азанчевский-Азанчеев, но они все равно отправились громить еврейские магазины на Почтамтской улице. Заодно разгромили дом городского головы – Алексея Ивановича Макушина, брата знаменитого просветителя Петра Макушина. Обоим братьям пришлось скрываться от толпы. То есть еврейский погром имел второстепенное значение, он был таким протуберанцем после основной части этой трагедии.
– Вообще-то еврейские погромы для Сибири были не очень типичны?
– Да. Сибирские евреи отличались от ортодоксальных евреев российской черты оседлости. В Сибири, начиная с 1837 года, с указа Николая Первого, запрещалось свободно селиться евреям, и они появлялись тут как ссыльные – политические и уголовные. Причем не где попало, а только в определенных городах, например в Томске. При этом для сибирских евреев существовали разные ограничения, в частности, они не имели права избираться в городскую думу. Но, до 1905 года еврейский вопрос в Сибири не был таким острым, как в том же Кишиневе, Киеве и других городах черты оседлости.
– Почему томские погромщики считали евреев виновными в своих экономических проблемах?
– Во-первых, евреи для рядовых обывателей выступали как кредиторы, хозяева всяких мелочных лавочек и золотопромышленники. Вспомните более позднее событие – знаменитый Ленский расстрел 1912 года. Ленское золотопромышленное товарищество принадлежало семье Гинцбургов. Все это вызывало озлобление и негативное отношение к евреям как к эксплуататорам, которые дерут три шкуры. Во-вторых, в радикальных партиях эсеров и социал-демократов большая часть руководства состояла из евреев. Их процент был гораздо выше, чем доля евреев в общей численности населения. Причина понятна – антисемитская политика российского государства. Евреи были единственным этносом в империи, который подвергался официальной дискриминации. Та же черта оседлости, та же процентная норма при поступлении в вуз, к примеру, в Томский императорский университет разрешалось принимать только 6 процентов евреев от общего количества студентов. Это приводило к радикализации еврейской молодежи, играющей важную роль в нелегальных партиях и экстремистских организациях.
– Но при этом погромщики также ненавидели студентов и поляков. А их за что?
– Поляков ненавидели как представителей инновационно заряженного этноса, которые осваивали новые профессии и составляли серьезную конкуренцию традиционному купечеству и мещанскому сословию. Поэтому представители патриархального традиционного общества видели для себя угрозу как в поляках, так и в студентах.
– Но и студенты, эти "новые люди", передовая молодежь, также испытывали ненависть к "отсталой России" и её представителям. Цитирую вашу книгу: когда в томской городской думе собирались студенты-дружинники, они обещали "вытащить за бороду Макашку", имея в виду архиепископа Макария. То есть ненависть кипела с обеих сторон.
– Естественно. Почему и произошла томская трагедия – не работала нормальная мирная система разрешения общественных противоречий.
"Тем временем, "часу в третьем", А. И. Макушин беспрепятственно добрался до губернаторской резиденции: "Встречает сурово, не сразу подает руку. Говорит: вот что наделала Ваша милиция. Люди шли мирно, милиция набросилась и вызвала погром. Кто разрешил Вам милицию? Отвечаю: Дума постановила, а Вы согласились. – Я не разрешал Вам вооружения. – Отвечаю: о вооружении записано в копии думского постановления, имеющейся у Вас. – Все окружение губернатора, а их было порядочное количество, видимо разделяла его мнение, что погром действительно вызвала дневная охрана. – Чувствую себя в тяжелом положении, говорю: потом разберемся, кто виноват, а теперь я приехал по заявлению городских охранников, что Вы городскую охрану не признаете и приказали ее расстрелять. – Неправда. Я только сказал, чтобы они спасались, иначе их расстреляют. Но успокойтесь! Ваша охрана уже сдается войскам и будет уведена, куда следует".
"Томский погром 20–22 октября 1905 года"
– По итогам вашего исследования, кто является главным виновником трагедии?
– Прежде всего власть в лице томского губернатора, который в данных обстоятельствах вел себя совершенно беспомощно. В какой-то мере его можно подозревать, что он пытался с помощью патриотов-черносотенцев "навести порядок в городе" – запугать бастующих, студентов и либеральную интеллигенцию. В своей книге я привожу сравнение с лесным пожаром, когда его тушат с помощью встречного пала, чтобы две стихии, столкнувшись, взаимно ослабили свою разрушительную деятельность. За счет выжигания пространства они теряют свои ресурсы.
– Когда я читал вашу книгу, мне показалось, что к либералам вы относитесь без симпатии. Это так?
– Дело не в моей симпатии. Объективно, в 1905 году томские либералы были настроены достаточно радикально. Хотя либерализм – это теория, опирающаяся на ценность гражданских свобод, частной собственности, разделения властей и т.д. В данном случае, ситуация в Томске, начиная с 9 января 1905 года, нагревалась по нарастающей. И во многом этому способствовала либеральная общественность…
– Вы даже пишете об этом современным языком: "власть проигрывала либералам "пиар-кампанию".
– Профессора Томского императорского университета и Технологического института почти все были на стороне студентов. При этом не забывайте, что университетский профессор в Российской империи – это чиновник очень высокого ранга – статский советник и выше. Профессора, согласно Табелю о рангах, превосходили даже губернатора в своем статусном положении. Тот же Азанчевский-Азанчеев был статским советником (чиновник 5-го ранга), в то время как многие профессора имели четвертый класс – это аналогично чину генерал-майора. А томский профессор грамматики, известный гинеколог, вообще был тайным советником. И при всем этом, занимая такое высокое положение, они были настроены очень радикально. Как писал Леонид Лаврентьев, попечитель сибирского учебного округа, "я могу поручиться только за одного профессора, который занимает монархическую позицию, все остальные выступили в поддержку студентов".
Конечно, вузы находились под надзором Министерства образования, но даже министр не мог "наказать" профессора за его взгляды. Хотя двух профессоров – юристов Малиновского и Соболева – все-таки отстранили от должности и заставили уехать из Томска. Они были "виновны" в том, что крайне резко критиковали действия властей на страницах либеральных газет.
20 ноября в "Сибирской жизни" публикуется развернутая передовая статья "Еще к вопросу о причинах погрома". Она не подписана, но, исходя из журналистской практики того времени и содержания, можно предположить, что была написана редакторами М.И. Боголеповым и И.А. Малиновским. На основе анализа фактического материала из столичных и провинциальных газет, заявляют авторы, "мы пришли к следующим заключениям". Освободительное движение в России "стремилось к тому, чтобы обеспечить священные права человека на неприкосновенность и свободу, чтобы создать государственное управление при участии выборных представителей от народа". Это движение в октябре 1905 г. обратилось к "героическому и крайнему средству" – всеобщей политической забастовке, которая должна была остановить на время "жизнь всей страны". Реакционные элементы в создавшейся ситуации "решили пустить в ход темные силы".
"Итак, темный и необразованный народ оказался здесь жертвой своей темноты и той пропаганды человеконенавистничества и вражды к свободе, которую вели реакционные силы". Что понималось под реакционными силами – не расшифровывается. Одной из причин погрома статья называет бездействие гражданских и военных властей. В развитие последнего утверждения в том же номере воспроизводится цитированная выше резолюция представителей служащих всех служб и отделов Сибирской железной дороги по поводу событий в Томске, принятая на заседаниях 12–18 ноября 1905 г., в которой утверждалось, что события 20 октября "были организованы местной администрацией, так как последовательность действий доказывает исполнение заранее составленного плана и лично губернатора Азанчевского-Азанчеева". Поэтому его необходимо отдать под суд".
Власть оказалась в ловушке – она боялась всех: студентов, патриотов и даже армию
– Столкновения, подобные томским событиям, в 1905 году происходили во многих городах Российской империи, но нигде не достигали такого ожесточения.
– В первую очередь томские события сходны с ситуацией, которая имела место в Казани – тоже университетском городе, где студенты и профессора оказались в ситуации противостоянии с "патриотами". Но Казань была штабом военного округа и там было больше войск. В то время как в Томске местный городской батальон представлял для власти не меньшую опасность, чем радикалы или черносотенцы. Большая часть этих солдатиков, которые были призваны в армию с началом Русско-японской войны, они вовсе не хотели ехать на театр военных действий, и томскому губернатору они не казались надежной силой, которая могла бы остановить погромщиков. Власть оказалась в ловушке – она боялась всех: студентов, патриотов и даже армию.
– Суд по итогам этих трагических событий прошел в Томске только четыре года спустя, в 1909 году. В своей книге вы пишете, что "результатами судебного процесса остались не удовлетворены и "правые", и "левые". Черносотенная "Сибирская правда" и либеральная "Сибирская жизнь" синхронно заявили о наказании мелких сошек и отсутствии на скамье подсудимых истинных организаторов погромной акции (революционеры в лице евреев, поляков, студентов, железнодорожников – у "союзников", властные структуры, архиерей, купцы – у радикалов и либералов). Несколько человек получили мягкие приговоры за организацию массовых беспорядков. В чем причины такого решения суда?
– Я могу только предполагать, потому что судебное дело до сих пор не найдено. С чем связано такое долгое следствие? Наверное, дело в масштабах происшествия. В других сибирских городах тоже происходили волнения, но они были эпизодическими. А Томск по количеству привлеченных к дознанию и по количеству жертв находился на первом месте. Следствию надо было доказать, что конкретные люди виновны в смерти от пожара тех, кто оказался заперт в здании железнодорожного управления. Ведь погромщики действовали толпой, камер наблюдения тогда не было. А суду требовались конкретные улики и имена участников массовых беспорядков. Поэтому – кого смогли найти, тех и осудили.
Источник: "Сибирь. Реалии"
Все права защищены (с) РС. Печатается с разрешения Радио Свобода/Радио Свободная Европа, 2101 Коннектикут авеню, Вашингтон 20036, США
журналист, писатель