вторник, 23 июля 2019 г.

МАРАЗМ КРЕПЧАЕТ

Маразм крепчает

Мы уже привыкли, когда умерших в России «известных» евреев отпевают после смерти. Многие из таких отпетых крестились, по разным причинам, в молодости, ещё в советские времена.
Мода, личное обаяние А. Меня, фронда и т. д. Единицы из этих людей стали настоящими христианами. Подавляющее большинство осталось в «аморфном» светском состоянии. Но они стареют, умирают. И их русские близкие совершают над ними этот обряд. Всё объяснимо. Грустно, но объяснимо.
Но год назад произошло совершенно необъяснимое действо – в Воронеже перезахоронили Матвея Шенкмана, руководившего в период 2-й мировой войны заводом, на котором производили знаменитые самолёты-штурмовики Ил – 2. Перезахоронение сопровождалось отпеванием. Останки Шенкмана были уложены в красный гроб с православным крестом. Уж он-то, Матвей (Мордке) Шенкман, точно не был крещён. Ни в детстве, ни в молодости. Родился в местечке на Волыни, затем комсомольская юность и т. д.
Зачем было нужно это действо? Можно конечно сказать – «мистика». Но я скажу то, что вынесено в заголовок.
Зеев Вагнер

О ПОСЛЕДНЕМ ФИЛЬМЕ ГЕРЦА ФРАНКА


 Соня Тучинская. «Еще раз про любовь» — о фильме Герца Франка «За чертой страха»



Мне повезло. Просто купила билет на «Beyond the fear» («За чертой страха»), шедшего в рамках сан-франциского Фестиваля Еврейского Кино. Пародоксальным образом, моим израильским друзьям посмотреть фильм своего же израильского режиссера не удалось. В Израиле было два крошечных показа, куда они не поспели. Фильм там травили на тот же гнусный манер, что и его героев, с конечной целью не допустить его в нормальный прокат. Цель была достигнута. Жаль. «За чертой страха» — абсолютный шедевр документалистики, которому к тому же суждено было стать последним творением Герца Франка. Я видела многие его работы, начиная с тех, что сделаны еще в Риге, но этот фильм — итог его духовных усилий и озарений, вершина, к которой он подымался всю свою жизнь. Великий Франк умер, не успев доснять его до конца.
Господи, каких людей Ты приводишь в этот мир…Лариса и Игаль. Но ни одна любовная история ни до ни после не вызвала в Израиле такой общенациональной истерии, как фантастическая история их любви. Кто знает, смягчились бы необрезанные сердца особо ретивых израильтян, доведись им увидеть эту драму мудрыми, любящими глазами еврейского кино-ребе — Герца Франка?
Лариса благородно сдержана и в тоже время детски открыта. Каким-то непостижимым образом это в ней сочетает=81я. Она, как бы опровергая обывательски расхожее мнение, что с ее стороны это был чисто политический жест, рассказывает, что когда начала писать Игалю в тюрьму, отношения ее с мужем уже оставляли желать лучшего. Вначале ей было просто любопытно, что же за человек — Игаль Амир. Его ждала безоблачная карьера адвоката, а он решился пойти на убийство религиозно почитаемой в Израиле персоны, а значит на то, чтобы быть проклятым своим собственным народом, ради блага которого, как он его понимал, он и поставил на кон свою жизнь и свободу. Если помнить, что Лариса закончила в свое время знаменитую 57-ую московскую школу, известную своими давними диссидентскими традициями, то ничего странного в ее интересе к главному заключенному израильского застенка не обнаружится. Ну, а кроме того, извечное, женское, милосердное — поддержать, утешить страдальца, обреченного на пожизненное без пароля, всеми отверженного парию… В процессе переписки обнаружилось, что их связывает несколько большее, чем близость политических воззрений и общность религиозного мироощущения. Обнаружилось всего лишь навсего то, что ближе человека не может быть в ее жизни.
Но фильм Франка не только о таинстве любви, а о много большем. Он и о тех, по кому рикошетом ударило решение Ларисы стать женой Государственного Преступника номер один. Поведение брошенного мужа, который стоял с Ларисой под хупой еще в далекой Москве, достойно отдельного сюжета. Он и после развода остался их верным другом и преданным помощником. Сопровождал Ларису в то отдаленное узилB8ще D0 пустыне Негев, в предместье Бер-Шевы, где они держат Игаля. Был на брит-миле их — Ларисы и Игаля — сына. Он (брошенный муж) говорит Франку, что поступок Ларисы ничего общего не имеет с политикой, с правыми и левыми, а вызван только и единственно — любовью. И он это понимает и не смеет судить ее — мать четырех их общих детей.
Но за сверх-благородного альтруиста — первого мужа Ларисы, берут реванш израильтяне. Мужчины и женщины, левые и правые, совершившие алию и сабры, ашкенази и сефарды, еврейские интеллектуалы и простые еврейские обыватели. За десять лет, пока снимался фильм, сотням жителям Страны задал Герц Франк вопрос — «что вы думаете о поступке Ларисы ?» И только единицы не бросили в нее камень. Ее, религиозную еврейку, доктора философии, к тому же не нарушившую ни единой буквы закона, называют русской проституткой, подстилкой «врага народа» и прочее. Почти у всех респондентов, когда говорят о ней — на лицах недоумение, отвращение, а то и ненависть с сопутствующей ей праведной пеной на губах. А израильские газеты и зомбоящик, откуда вначале неслись требования народных еврейских масс вообще запретить им интимные свидания. Потом пошли в ход изощренные издевательства над зачатым ими ребенком. Потом, когда ребенок уже появился на свет, «масса» дружно желала им всем смерти. А первые свидания, которые проходили под следящими камерами. Тихо, как и все, что она делает, не скрывая однако брезгливого отвращения, Лариса вспоминает о «собачьих свадьбах», которые им вначале «обустраивала» бдительная тюремная администрация.
А между тем лицо и голос этой женщины, легко сравнимой по силе духа с отважными героинями еврейского эпоса, поражают какой-то невероятной женственностью, спокойствием, чистотой, тишиной. Такая кротость в этих глазах, в прелестнейшей тишайшей улыбке. ..Заплакала Лариса только один раз, когда говорила, что кольцо ненависти вокруг нее сжимается. И еще сказала, что не сомневается, что если бы уронила случайно маленького, когда несла его в машину после брит-милы, то ногами ее компатриотов евреев он был бы затоптан насмерть. И когда видишь как беснуется обезумевшая от ненависти толпа вокруг нее, бережно прижимающей к себе конверт с младенцем, то веришь, что и вправду — затопчут. Одна знаменитая картина Босха невольно вспоминается…
Герц Франк в своем фильме не скрывает мучительных своих сомнений. А имеет ли он право влезать с камерой в чужую жизнь, где так неразделимо переплелись любовь, смерть, рождение, верность, предательство и опять любовь? Как же нам всем повезло, что художник в нем взял верх над моралистом, и он, как режиссер и оператор снял, не до конца правда, эту поэтичнейшую и поучительнейшую ленту. В 2013- ом Франка не стало. Его коллега и ученица Мария Кравченко досняла фильм с огромным тактом и в совершенном согласии с его неповторимой кино-стилистикой.
Землю Израиля, от улочек Иерусалима до лунных пейзажей Негева Франк снял гениально, с той пронзительной печалью, которая всегда сопутствует истиной любви, к женщине ли, к Стране ли. Снял неотразимо и завораживающе поэтично. На эти кадры, как на с82ержень насажена вся суть и плоть этой потрясающей документальной киноповести. Эти отступления работают как естественные, с аккуратной периодичностью наступающие паузы. Они намеренно отвлекают зрителя от сюжета, неправдоподобного до такой степени, что ни у одного литератора не хватило бы дерзости придумать его. Эти паузы дают ему, зрителю, отдышаться, подумать. Воздействие их многократно усиливается изумительной, как бы специально написанной «под них» музыкой. Каждый может решать сам, зачем нужно было так много экранного времени посвящать вечной красоте земли Израиля. Может быть для того, чтобы более внятно прозвучали слова самого Франка, оброненные им в начале фильма. Слова о том, что неотчуждаемые права евреев на Землю Израиля имеют библейское происхождение и никаких других прав, у них на эту землю не было, нет и не будет. Дальше Франк не идет, и никаких политических деклараций не делает. Но те, кто в придачу к ушам и глазам, не разучился видеть жизнь сегодняшнего Израиля через призму трагической истории своего народа, — такой зритель, памятуя о «позоре Осло», на годы ввергшем Израиль в пучину кровавого арабского террора, до всего дойдет сам и уровень авторской мысли и чувств будет ему более чем внятен.
За неимением места только мельком упомянем о прекрасных историях из Танаха и Талмуда, которые Игаль, слегка адаптировав их для малого дитяти, рассказывает перед сном по телефону своему чудом явившемуся в этот мир сыну. Эти неспешные беседы отца и сына о «добре и зле», которыми как бы «прошит» весь фильм, мало того, что задают ритм повествованию, но еще и чрезвычайно важны для понимания того, что хотел сказать нам Герц Франк. Ребенок видит мир черно-белым. В жизни взрослых понятия «добро, зло, преступление, предательство » давно потеряли свою первозданную однозначность, перепутались так, что не распутать.
Необычайной искренности добивается Франк и от персонажей «второго плана», тех самых сородичей главных героев, судьбы которых необратимо изменились вслед судьбе Ларисы и Игаля. Несчастная мать Игаля. Его отец с прекрасным ликом древнееврейского пророка. Оба они до конца жизни обречены носить позорное клеймо «родителей убийцы». Так их припечатывают праведные соседи — неутомимые обличители Зла на Земле. Как будто мало старикам ужасающего сознания, что и в день их ухода старший сын, вместо того, чтобы читать по ним Кадиш, будет все так же сидеть в своей казенной квартире с зарешеченными окнами. Старшие девочки Ларисы рассказывают, через какой ад унижений и ненависти пришлось им пройти в школе. Но для них все это уже позади. А вот как объяснить младшему, почему отец никогда не вернется домой. Лариса еще не знает, как ей поступить с этим. В конце фильма она высказывает удивительную мысль, что нельзя и не нужно уберегать детей от того, через что мы сознательно проходим сами. Пока они малы, они вместе с нами должны пройти через последствия нашего выбора. Когда они вырастут, они сделают свой выбор сами. Франк не боится показать нам, какими страшными душевными муками, каким жгучим чувством вины перед детьми и пеD1вым мужем заплатила эта удивительная женщина за свой поступок.
Зрители Еврейских Кинофестивалей в Сан-Франциско на добрые три четверти принадлежат к вредоносной (для нас для всех) разновидности нашей же породы под названием Progressive Jews. Их неизбывной приверженности безумной идее «Двух государств для двух народов» религиозная убежденность Франка в праве евреев на эту землю чужда и враждебна. А что касается Ицхака Рабина, то день его памяти давно превратился в Израиле в языческий ритуал из серии «очистительной и животворящей жертвы вечно умирающего и воскресающего Б-га». Площадь же, носящая теперь имя Рабина, где почти 20 лет назад пуля Игаля оборвала его жизнь, для либеральных евреев Америки и Израиля стало местом языческого же идолопоклонства.
Но, вот она, «великая сила искусства» в действии — все 80 минут в зале стояла гробовая тишина. Такая случается только при общей захваченности зала действом на сцене или на экране. «Прогрессивные», так же как и мы с мужем, были без оглядки вовлечены в трагическую и прекрасную историю жизни Ларисы. Но безошибочно учуяв, что фильм Франка — это истиный гимн Ларисе, это выраженный языком искусства восторг перед силой и бескорыстием ее любви, они убоялись своих идеологически невыдержанных эмоций, и не поддержали нас в конце фильма.
А в конце фильма, уже под титры, мы, совершенно потрясенные, (я к тому же еще и зареванная), поднялись и стали хлопать, сколько было сил, не рассчитывая, впрочем, что наши соседи по залу нам последуют. И правильно. Не можем мы на них рассчитыва=82ь ни в чем, дажB5 в этом. Раздалось несколько пугливых хлопков, и все. Их идеология запрещает им, несчастным зашоренным прогрессистам, разделять восторг по отношению к женщине, которая, прочти они о ее жизни у Шекспира или Некрасова, вызвала бы у них же величайшую расстроганность и уважение. Не доказано, но и не исключено, что Франк разглядел в поступке Ларисы аналогию с историей жен декабристов, спасших своих мужей, между прочим, государственных преступников первого ранга, от психического и физического распада. К слову, все диалоги Франка с Ларисой идут в фильме на русском.
Фестиваль этот покатится на восточное побережье Америки с остановками в городах со значимым еврейским присутствием. Не пропустите. В нашем городе «Большого Содома» (показ был в Окланде, но это все равно) мы сидели в полупустом зале. Но в консервативных городах, типа Атланты и Милуоки, билеты на этот фильм будут по всей видимости раскуплены в первые же два дня. "http://blogs.7iskusstv.com/?p=74202"
AI&PIISRAEL

УТВЕРЖДАЮ, КАК СВИДЕТЕЛЬ.



23.07.19
Мирон Я. Амусья,
профессор физики

Утверждаю, как свидетель! - II
(О сегодняшних реконструкциях событий прошлого - Блокада Ленинграда)

Описывайте крупные события, свидетелями которых являетесь. Помните, что в глазах потомков того, что современники не описали, просто не было. Повторяю - не описанного просто не было.
Из лекции на истфаке Университета. (Цитирую по памяти)

С хвостом годов
я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.
В. Маяковский «Во весь голос»

         Я давно собирался записать своё мнение по поводу ряда изысков сравнительно последнего времени, связанных с Ленинградской блокадой. Тому же самому, но в отношении общей истории ВОВ, я посвятил недавнюю заметку с почти таким же, как и данная, заголовком. В этом смысле то, что предлагаю вниманию сейчас, есть продолжение уже написанного, однако с совершенно иными, и самостоятельно важными, конкретными примерами. Как и в общей истории ВОВ, опять-таки, быстрое исчезновение участников или просто свидетелей Ленинградской блокады будто подстёгивает к ней общественный интерес. В ходу оказываются странные построения, полуфантастические гипотезы.
         О самой Блокаде я уже писал, и приводил имеющиеся у меня документы и хорошо знакомые факты в заметках: Военное детство. (Обычный мальчик в необычных условиях),  «Незабываемые месяцы (Блокада Ленинграда и маленький мальчик)» и «Слух, оказавшийся реальностью (Об одном отголоске ленинградской блокады)». Здесь остановлюсь в основном на критике того, что говорят про блокаду другие, в первую очередь, так называемые «историки-ревизионисты». Я воспользуюсь тем же методом, что и в предыдущей заметке. Иными словами, буду полагаться на память – свою и близких, добавляя к ней соображения, которые кажутся мне логичными. Я намерен полемизировать и с некоторыми современниками блокады, притом потратившими большие усилия на её описание.
         Основное внимание собираюсь уделить начальному периоду Блокады, с 8 сентября, когда, согласно официальной историографии, нацистские войска кольцо блокады замкнули, и до 15 марта 1942, когда мои близкие и я с ними были из Ленинграда эвакуированы. Замечу, что к этому моменту, начиная с 25 декабря 1942, норма выдачи хлеба иждивенцам и детям была 200 г, т.е. почти вдвое больше, чем те ужасные 125 грамм нехлеба, которые вкупе с холодом и привели к особо интенсивной смертности от голода. После январско-февральского максимума (примерно 130000 человек в месяц) смертность неуклонно убывала, но приблизилась к естественной лишь спусти сравнительно длинный, многомесячный промежуток времени, поскольку самое тяжёлое в смысле продовольствия время блокады – с середины ноября 1941 до середины января 1942 - тяжелейшим образом сказались на здоровье и переживших эти самые тяжёлые месяцы.
         Напомню, что летне-осеннее наступление нацистской армии в направлении Ленинграда развивалось стремительно. Фактически, она достигла уже близких подступов к городу уже к концу августа – середине сентября 1941. Нередко гости города, да и сами ленинградцы после войны, задавались вопросом – почему немцы не взяли город, единственным природным препятствием к которому были едва заметные Пулковские высоты, сходу, примерно к концу сентября 1941? Сегодня изучающие оборону Ленинграда «историки-ревизионисты» или просто непричастные, пишущие на эту тему, сводят дело к якобы существовавшему приказу Гитлера: «Стоять! Ни шагу вперёд
         Отмечу, что коль такой приказ на самом деле был, его существование лишь чуть смещает цель вопроса, превратив его в «А почему Гитлер приостановил, точнее, просто запретил взятие Ленинграда?». Ну не считать же причиной остановки наступления якобы нежелание Гитлера кормить население большого города, окажись он в руках немцев. Замечу, что соображения о прокорме населения ни Парижа, ни Варшавы, ни Киева, тоже вполне крупных населённых пунктов, не мешали нацистам эти города захватывать. Проблема прокорма не воспрепятствовала немцам в начале ВОВ собрать в виде пленных миллиона два солдат Красной армии.
         Если не считать Гитлера клиническим идиотом, каким его уместно рисовала советская пропаганда в годы войны, сомнительно, чтобы он просто взял и захотел подержать свои войска в осенне-зимний период в землянках и окопах. Это определённо было более тяжёлым испытанием для его армии, чем зимовка в тёплых квартирах (выбирай – не хочу!) большого города. Значит, вывод однозначен – взять город, а после этого удерживать его при контратаках (приходилось, вероятно, считаться и с такой возможностью) Гитлер не мог. Слишком велика была роль Ленинграда для СССР и как промышленного, и как научного центра, и как места средоточия враждебной, хотя и близкой по методу действий, идеологии, чтобы Гитлер добровольно отменил взятие города. Не взял потому, что взять и удержать город, по трезвому размышлению, оказалось вне его возможностей и это стало проясняться уже в начале сентября 1941. Московское направление было стратегически важнее, а Ленинград в кольце мог подождать.
         Я не случайно выделил Блокаду из общего списка событий ВОВ. Я кое-что про неё помню – и непосредственно, и через тогдашнюю реакцию окружающих взрослых. Читал у «историков-ревизионистов» их размышления о том, что будто бы изначально был (или почти изначально возник) план сдачи Ленинграда немцам. Именно в связи с этим планом из города начали многое, например – продукты питания, вывозить, и никто его не готовил к сопротивлению немцам. Будто бы у Сталина была к исторически строптивому городу – свидетелю и виновнику его когдатошних огорчений и унижений, личная неприязнь. Подготовку к боям в центре города в виде строительства огневых точек в углах зданий на ряде улиц помню сам. Как минимум два крупных, заранее построенных бомбоубежища видел и помню сам. Что касается роли личной неприязни, то гораздо больший урон престижу Сталина нанесла бы сдача Ленинграда, чем его оборона, сколь бы тяжёлой она ни была. Вообще, высокопоставленные деятели редко действуют на основании простых эмоций. У них доминирует, и тому множество доказательств, расчёт и соображения выгоды, иногда – идеологии.
         Сделаю замечание, отвлекаясь чуть в сторону от темы. Вообще вина Сталина в развязывании ВМВ состоит, на мой взгляд, не в подготовке нападения на Германию в 1941, якобы превентивно отражаемого Гитлером начиная с 22.06.1941, но в развитии у Запада страха перед «встающим с колен СССР», который (страх) диктовал им выращивание нацизма как противоядия. Не нуждайся они в противоядии от Сталина, выросшего на идее «мировой революции», не помни на Западе экспортированных из РСФСР революций в Венгрии, Германии, польского похода в 1920, в котором Сталин играл вполне заметную роль, не были бы лидеры Запада поначалу столь снисходительны и терпимы к «г-ну Гитлеру». Запад имел основания ожидать, что укрепившийся Гитлер двинет свои силы на Восток, туда, где «много пищи» в виде больших, однако столь малых на Западе, земель и огромных природных ресурсов, и «есть опора живому телу» в виде множества потенциальных рабов.
         А он взял, да и начал с Запада… Пойди Гитлер на Восток раньше и успешней, ликвидируй он идущую оттуда угрозу – за это можно было бы простить ему и мелкие шалости вроде сокращения гражданских свобод, равно как и парочку еврейских погромов. Он, Гитлер, собственно, и пошёл поначалу на Восток. Но не по воздуху же ему было лететь – на пути была Чехословакия. Её ему и сдали. Труднее было сдать, не реагируя, Польшу. Тем более, что перед походом на Восток Гитлер обзавёлся там уже открытым союзником и помощником, пусть и временным, в лице СССР.
         Не видел, и не вижу оснований для смены настроения Сталина – от сдачи Ленинграда, до отстаивания его в весьма трудных условиях. Равно как не вижу оснований для трактовки голода как преднамеренно организованного. Помню красное небо от горящих Бадаевских складов, помню недоумение взрослых по поводу сообщений о том, что основные запасы продовольствия города были сосредоточены на этих складах. Паника была, смена оценок ситуации, как и самой ситуации на фронте – имели место, а оснований для разговоров об умышленности организации голода – не вижу. И дело здесь не в том, что нахожусь во власти иллюзии «гуманизма» Сталина. Просто, голод был ему, как правителю страны, в период войны во всех отношениях вреден. Именно поэтому пропаганда пыталась в сообщениях на весь СССР представить жизнь в осаждённом городе как текущую сравнительно нормально, без нелестных для всемогущей власти подробностей. Кстати, с той же целью скрывалась паника, грабежи и бегство из Москвы в октябре 1941.
         С дистанции лет, и во многом благодаря деятельности «историков-ревизионистов» возникли вопросы, которых хочу особо коснуться, начиная с того, осмысленны ли слова «кольцо блокады», или никакого кольца вовсе и не было. На базе дневников и газетной публикации предметом дискуссии стал вопрос о том, был ли голод всеобщим для всех, кроме начальства. Доводил ли голод своих жертв до того, что нередким стало людоедство, и почти нацело ушёл человеческий элемент из человеческих отношений, или люди оставались людьми - несмотря на труднейшую ситуацию.
         По всем этим вопросам давно собирался высказать своё мнение, и намерен сделать это в настоящей заметке. Считаю это тем более важным, что имею свои, пусть и детские, воспоминания, и спорить намерен как с умозрительными построениями сравнительно недавнего времени, так и с другими воспоминаниями, как личными, так и вторично-третичными. Ходом времени, эти последние воспоминания становятся всё более распространёнными. Помню, как недавно, во время очередного спора о блокаде, мой собеседник, известный телеведущий и депутат Кнессета, утверждая иную, нежели моя, точку зрения, сказал: «Ну я-то знаю это точно. Мне говорила моя бабушка». А бабушка, как оказалось, моложе меня, и родилась хоть и в Ленинграде, но уже после ВОВ!
         Отчётливо помню, что голод нарастал быстро, с падением норм выдачи хлеба вплоть до 125 грамм для неработающего или ребёнка и практически полным прекращением выдачи остальных продуктов. В этом пункте нет расхождений в обильной мемуарной литературе. А такой литературы, содержащей описание того, что происходило с городом и в городе в дни Блокады, довольно много. Одно из известнейших собраний воспоминаний очевидцев – «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина. Сравнительно недавно познакомился с воспоминаниями Д. Лихачёва. Приведу абзац из его описания: «Развилось своеобразное блокадное воровство. Мальчишки, особенно страдавшие от голода (подросткам нужно больше пищи), бросались на хлеб и сразу начинали его есть. Они не пытались убежать: только бы съесть побольше, пока не отняли. Они заранее поднимали воротники, ожидая побоев, ложились на хлеб и ели, ели, ели. А на лестницах домов ожидали другие воры и у ослабевших отнимали продукты, карточки, паспорта. Особенно трудно было пожилым. Те, у которых были отняты карточки, не могли их восстановить. Достаточно было таким ослабевшим не поесть день или два, как они не могли ходить, а когда переставали действовать ноги — наступал конец».
Из физики знаю, что крайне сложно доказать отсутствие чего-то. Можно лишь указать вероятность, с какой данное явление или эффект не обнаружены. Мы жили на Петроградской, на ул. Скороходова, Лихачёв – в районе Пушкинского дома, насколько понял. Булочная у нас была напротив дома. Ни об одном случае нападения и отъёма карточек родители или родственники и знакомые не упоминали. Я, кого мама часто брала с собою в булочную, куда шли с нашего второго этажа, затем через подворотню, поскольку жили во внутреннем флигеле, и пересекали улицу, ни одного подобного случая не видел. Замечу, что к нам приходили люди – через весь город прошли в темноте дальние родственники папы, семнадцатилетние брат и сестра. У них на груди были круглые и плоские, светящиеся (фосфоресцирующие?) тонкие, сантиметров под 10 в диаметре, значки – для того, чтобы в кромешной тьме зимних вечеров и ночей города не столкнуться с встречными. Кроме как после ВОВ в музее обороны Ленинграда я этих значков не видел. Эти брат и сестра, как потом выяснилось, были эвакуированы летом 1942 на Северный Кавказ, где погибли во время летнего немецкого наступления. Поскольку мама недавно родила, нас навещала вскоре умершая мамина сестра с площади Льва Толстого. Иногда подкармливал со своего пайка её муж по пути в увольнительную домой из своей фронтовой части. Я об этом говорю подробно, поскольку никто из перечисленных с каннибализмом не сталкивался, и о нём не говорил.
О каннибализме во время блокады я услышал впервые много позже ВОВ. Разговоры резко усилились после публикации упомянутой выше книги Адамовича и Гранина, где одна из блокадниц чуть ли не признаётся в каннибализме. Я говорил Даниилу Александровичу, что опрос пожилой, никому не известной женщины, проводимый двумя очень известными писателями, просто толкает её воспользоваться последним в жизни шансом «заиметь биографию». Поэтому результатам такого опроса доверия мало. Гранин ссылался на другие примеры, я – на многие контр-примеры. Таким считаю, например, статью одного сотрудника ФТИ, которому в годы блокады было 12-14 лет. Он практически без надзора взрослых массу времени, вплоть до очень позднего вечера, с парой однолеток проводил на улице. В статье он вызывал Гранина на публичный спор, утверждая, что каннибализма в городе не было. Такое утверждение прямо противоречит официальным сведениям НКВД, говорящим о широкой распространённости этого явления. Однако к этим сведениям доверия не испытываю: чем выше преступность, тем ниже вероятность перевода сотрудников НКВД в действующую армию, чего явно хотели далеко не все. И война с блокадой способствовали фабрикации дел, об одном из которых я писал в третьей из упомянутых выше заметок.
Лихачёв подробно описывает ситуацию людоедства, о чём нельзя читать без содрогания: «У валявшихся на улицах трупов обрезали мягкие части. Началось людоедство! Сперва трупы раздевали, потом обрезали до костей, мяса на них почти не было, обрезанные и голые трупы были страшны. Людоедство это нельзя осуждать огульно. По большей части оно не было сознательным. Тот, кто обрезал труп, редко ел это мясо сам. Он либо продавал это мясо, обманывая покупателя, либо кормил им своих близких, чтобы сохранить им жизнь. Ведь самое важное в еде — белки. Добыть эти белки было неоткуда. Когда умирает ребенок и знаешь, что его может спасти только мясо, — отрежешь у трупа…
Но были и такие мерзавцы, которые убивали людей, чтобы добыть их мясо для продажи. В огромном красном доме бывшего Человеколюбивого общества обнаружили следующее. Кто-то якобы торговал картошкой. Покупателю предлагали заглянуть под диван, где лежала картошка, и, когда он наклонялся, следовал удар топором в затылок. Преступление было обнаружено каким-то покупателем, который заметил на полу несмытую кровь. Были найдены кости многих людей. Так съели одну из служащих Издательства АН СССР — Вавилову. Она пошла за мясом (ей сказали адрес, где можно было выменять вещи на мясо) и не вернулась. Погибла где-то около Сытного рынка. Она сравнительно хорошо выглядела. Мы боялись выводить детей на улицу даже днём».
Мы жили около Сытного рынка, папа вынужден был ходить туда продавать вещи (в семье ведь была сестра-младенец), но ни он, ни родственники, ни те, с кем говорил сравнительно недавно, ничего подобного не видели, и о таком ужасе не слыхали. Кстати, мяса добыть ему не удавалось. Моя тётя (в блокаду выжила), жившая в районе ул. Маяковской (?) продала белый концертный рояль за буханку хлеба в тщетной попытке накормить и спасти от смерти мужа, т.е. моего дядю. Мясо, остро необходимое, ей тоже не попадалось. Но незаконная торговли продовольствием – хлебом, сахаром -существовала – это определённо. С чем-то более изысканным мои родные и знакомые не встречались.
         Совсем недавно прочитал воспоминания писателя В. Улина о своём старшем товарище, преподавателе матмеха ЛГУ Д. Владимирове, подростком 12-14 лет жившем в блокадном Ленинграде. Улин пишет: «Прочитав немодерированные (по современной терминологии) записки простого свидетеля тех дней, я посмотрел на историю блокады под несколько иным углом зрения. Мне увиделась истинная правда тех лет: медленное угасание жизни при осознании безысходности. … Простые слова автора о том, что несмотря на бесчисленные слухи, он не видел свидетельств поедания человеческого мяса, подействовали на меня сильнее, нежели все прочитанные до той поры книги и просмотренные (не по одному разу) фильмы, художественные и документальные».
         На основании того, что знаю о блокаде сам, знали мои близкие, записали позднее люди самого активного из необременённых семейными заботами возраста – 12-14 лет и чуть старше – случаи людоедства в блокадном Ленинграде не встречались. Значит, если они и были, то весьма редко. Что касается осознания безысходности или медленного угасания жизни – в своём микромире я видел острое желание выжить, и необсуждаемую уверенность в том, что это удастся. По-моему, поиск топлива, чего-то съедобного, вроде, например, где-то затерявшегося столярного клея, принос воды (в нашем случае – из Невки) – всё это оставляло мало времени для столь общих рассуждений. Вероятно, такие чувства были уделом тех, увы, очень многих, кто осознал, что не уцелеет.
         В этой заметке я неоднократно пользовался словом Блокада, имея в виду то, что традиционно называется Кольцом блокады Ленинграда. Её «частично снимали» в 1943, безуспешно «пытались прорвать» в 1942, и наконец «полностью сняли» в январе 1944. И вот сравнительно недавно М. Солонин, порывшись в тогдашнем «окаменевшем дерьме», вдруг обнаружил, что сплошного кольца не было, а была все годы в нём существенная дыра, о чём рядовые ленинградцы якобы не знали. А чиновники, воспользуйся они тогда, в прошлом, советом из будущего, могли с помощью имеющихся на бумаге барж и продовольствия в стране, создать такой запас еды, что городу пришлось бы на самом деле переживать не мнимую блокаду, а реальное изобилие. Так что же, все эти ленинградцы с их попытками и прорывами были просто недотёпами, не видевшими очевидное? Нет, конечно. Люди многое знали, и полными недотёпами не были, как полными тёпами не стали и сейчас.
         Наличие в кольце блокады участка, не занятого немцами, было общеизвестно в Ленинграде, и не требует всяких поздних откровений. Помню, как мы покидали Ленинград. Путь начинался рано утром с пешего похода мимо нескольких вяло горевших домов до Финляндского вокзала, где мы сели в поезд, в плацкартный вагон и поехали до какой-то станции, в пасмурный день (так, видно, выпало) по Дороге жизни через Ладогу. Утверждение в воспоминаниях Лихачёва (написанное позднее с чьих-то слов, поскольку сам он был эвакуирован в мае 1942), будто Ладогу по льду пересекали только ночью, противоречит моему личному опыту. Я был в кузове, и слышал крик людей «Ворона!», когда они увидели пролетевшую над нами птицу, поскольку всех птиц в городе съели. По пересечении Ладоги, в Кобоне, нас перегрузили в теплушки, и повезли далеше. Поскольку мы оборону немцев не прорывали, каждому было ясно, что пользовались той частью расположенной около Ленинграда суши, которая по той или иной причине немцами захвачена не была. Таким образом, тот факт, что в кольце есть часть, немцами не захваченная, знали в городе все, кому не лень.
         Нередко можно прочитать, будто в осаждённом городе вся бюрократическая, как и иная жизнь, за исключением нескольких особо важных военных заводов, просто исчезла. Но у меня есть документ того времени, с решением об эвакуации папы и его семьи, включая меня и моей умершей на пути в Вологду сестры-младенца. На основе этого документа было выписано удостоверение эвакуированного (так называемая эвакосправка), предъявление которой было необходимо для поездки и получения какой-никакой еды в пути. Каждая выдача или кормёжка отмечена штампом с датой. Кстати, у меня хранится справка, удостоверяющая, что папа прошёл регулярную врачебную комиссию 25.12.1941, с подписями двух врачей и печатью. По дате видно, что это пик голода и смертности в Ленинграде, а сами документы – свидетельства работы в городе, несмотря на исключительную тяжесть положения, по меньшей мере, каких-то административных структур.
         Что касается неиспользования альтернативных железной дороге путей снабжения города, говорящего, якобы, чуть ли не об исполнении плана по поголовному умерщвлению жителей ненавистного Сталину города, то здесь меня гложут сомнения. Уместно вспомнить старое «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. А по ним ходить». Кстати, видя, как в феврале 2019 прохожие в Санкт-Петербурге, и я в их числе, совершают неописуемые пируэты, чтоб избежать членовредительства различной степени тяжести, а некоторые – и смерти, думал о том, как наши времена опишут новые поколения «историков-ревизионистов». Они наверняка выяснят, что техники хватало не только для уборки снега и льда с проезжей части дорог, но и самих этих дорог, что от безделья томились легионы бумажных снегоуборщиков и крышеочистителей, Их легко предсказуемый вывод – начальство рвалось изничтожить всё население города Петра. И опять забудут, что, хотя выгода и личный интерес правят миром, головотяпство, даже со взломом, никто и никогда не отменял, да и не отменит.
         Недавно некий «эксперт» из непричастных, на основании каких-то документов, пришёл к выводу, что интенсивность немецких артиллерийских обстрелов Ленинграда была малой. Новость эта, с помощью «внезапно прозревших» интернет-рассыльных, на какое-то время заполонила сеть и шла в разряде «разоблачения мифов». Естественно, никто из близких мне людей полного числа падающих на город снарядов не знал, но обстрелы к октябрю 1941 стали важным фактором ведущихся против города военных действий. Помню, как мама вышла в булочную, а тут начался обстрел. Мама долго не возвращалась, что наполнило меня ужасом. В ходе этого обстрела снаряд получил буквально каждый дом на нашей улице. Папа как-то видел куски тел жертв обстрела, примёрзших к стене дома, около которого взрыв их настиг. Снаряды были большие, тяжёлые. Видел такой, естественно – неразорвавшийся, в комнате моего одноклассника ещё в конце 1946. Если пользоваться цифрами Википедии – с октября по декабрь по городу выпускали в среднем 300 снарядов в сутки. Гораздо меньше, чем в ходе битвы за Берлин в 1945, но более, чем достаточно для осознания угрозы.
         Заметку эту хочу закончить самой скользкой темой – про жрущее в три горло начальство, равнодушно взирающее на страдающий народ. Общая посылка утверждения правильна – и охотно жрало начальство всегда, и вполне, как правило, оно к народу равнодушно. А отношение к еврейскому народу в частности проявилось в период реэвакуации, когда председатель Ленгорисполкома П. Попков, опять же по тем слухам, которые для меня поважнее некоторых документов будут, вычёркивал еврейские фамилии из списков тех, кому эту самую реэвакуацию разрешали.
            Однако уместно помнить про нюанс – не все тогдашние начальники могли бы пристроиться у немцев, победи те. Не для них старался «бесноватый фюрер». Поэтому даже не очень идейные понимали, что в борьбе с нацизмом у них нет иной возможности продолжить хорошую или просто сносную жизнь, кроме как победить. А сделать это они могли лишь с решающей помощью населения своей страны.
         Толчком к дискуссии на эту тему о «жратве» послужила фотография работающего на полную мощность цеха пирожных на кондитерской фабрике в блокадном Ленинграде, и дневник одного средней руки партработника, попавшего в стационар, где он «обжирался», когда другие массами мёрли с голоду. Подозрение, что это какие-то недавние подделки быстро отпали. Но остался вопрос – зачем вполне официозный, известный фотокорреспондент ТАСС А. Михайлов, делает, а пропагандистский рупор, на который он работает, распространяет снимок (а без распространения он был не нужен), показывающий, как в блокаду «жировали» А. Жданов и Ко? Чтоб разоблачить их с опозданием на 70 лет? А ведь те, кто способны учиться, давно выучили, что даже кирпич ни с того, ни с сего на голову упасть не может. А тут снимок от самого массового агентства воюющей не на жизнь, а насмерть страны. Ответ я вижу в том, что дали задание продемонстрировать, что санкции, простите, Блокада «нам нипочём». Кто постарше, может вспомнить, что был период, когда и атомная бомба была для «читателя газет» в СССР тем, как позднее смертельные угрозы прозвали в КНР - «бумажным тигром».
         Замечу, что, не зная деталей, слышал со времён блокады про так называемые стационары, в которых поправляли здоровье дистрофикам-ленинградцам. В Ленинграде в стационаре не были, но в Ярославле нас поместили в стационар, где помогали перейти к нормальному использованию сравнительно нормальной еды. Так получилось, что в самый голодный период Блокады к нам переехал жить муж маминой сестры, т.е. мой дядя, по должности главный инженер завода №218 «Пирометр», единственного тогда в СССР завода авиационных приборов. Просто наши фасады разделял один дом, а двор был общий. Дома у нас собиралось нередко вся верхушка завода, которую регулярно вызывали в Смольный. Дядя ел отдельно, но что он ел – я видел. До фото А. Михайлова, насколько помню, было ужасно далеко. Сотрудник ФТИ, разработчик знаменитого прогибометра, столь важного для Дороги жизни, тоже рассказывал о своих частых визитах в Смольный. Он не сравнивал их столовую с физтеховской, но и про пирожное изобилие никогда, несмотря на наши частые и явно откровенные разговоры касательно Дороги жизни и сопутствующей ей встреч и дел, не упоминал.
         Ситуация со снабжением города менялась, замечу, в некоторые моменты быстро. Помню, что уже в начале января выдали по карточкам (иного пути для нас не было) яичный порошок, сушёный лук и картофель, сливочное масло. Всё американское. Кстати, это вызвало всплеск смертности из-за того, что организм дистрофика требовал очень аккуратного питания.
         Недавно довелось читать интервью женщины, работавшей, насколько помню, кратковременно подсобной работницей в так называемом Елисеевском магазине. Она рассказала, что там был специальный вход «для начальников», через которые те уносили самую изысканную еду. Признаюсь, ничего про этот распределитель не слышал, а потому не верю, поскольку такую дверь в таком месте было просто невозможно скрыть от многих глаз. Мало сомнений в том, что случайно на склоне лет оказавшаяся интервьюируемой, она выжимала всё из этой явно неожиданной возможности.
         Не сомневаюсь, что руководство города и армии обеспечивалось продовольствием существенно лучше, чем иждивенец или красноармеец. Всё дело в масштабе этой разницы, недавними публикациями доведённой, нередко на основе недостаточно тщательно интерпретированных документов, до гротеска.

Санкт-Петербург


ХАМАС: "Мы отказались от переговоров с США"

ХАМАС: "Мы отказались от переговоров с США"
Фото: Getty Images
ХАМАС: "Мы отказались от переговоров с США"
Заместитель руководителя политбюро движения ХАМАС - о ближневосточном урегулировании
Заместитель руководителя политбюро палестинского движения ХАМАС Муса Абу Марзук встретился во вторник в Москве с заместителем главы МИД РФ Михаилом Богдановым. Они обсудили перспективы примирения между ведущими палестинскими силами - ХАМАСом, контролирующим сектор Газа, и ФАТХом, сохраняющим власть на Западном берегу реки Иордан. В Москве считают, что от успешного решения этого вопроса зависит урегулирование палестино-израильского конфликта. Могут ли палестинцы объединиться, чтобы противостоять планам США реализовать "сделку века" на Ближнем Востоке, кто спонсирует ХАМАС и может ли это движение договориться с Израилем, господин Абу Марзук рассказал в интервью корреспонденту “Ъ” Марианне Беленькой.
- Вы были в России чуть меньше шести месяцев назад, в феврале. Что изменилось с того момента, что нового вам сказали в Москве?
- Я был в Москве несколько раз, в этом году уже действительно второй раз, мы были здесь шесть месяцев назад. Вы спрашиваете - что нового произошло? Вокруг палестинской проблемы всегда есть что-то новое. Палестинская проблема - это ключ ко всему Ближнему Востоку, она оказывает влияние на весь регион. Арабо-израильский конфликт - ось, которая задает порядок отношений во всем регионе. Мы очень ответственно подходим к роли России в решении палестинской проблемы. То, что на какое-то время США стали в одиночку играть на этом поле, негативно сказалось на ситуации. Трамп сменил внешнеполитический курс США, отказался от резолюций СБ ООН. Он принимает идеологические решения, не имеющие ничего общего с политикой. Например, он говорил о решении проблемы арабо-израильского конфликта, о так называемой "сделке века", ни с кем не советуясь, не принимая во внимание исторический опыт США в регионе. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы мир был не однополярным, и даже не двухполярным, а многополярным.
Но кроме России, нет другой страны, которая могла бы предложить в нашем регионе решение, способное противостоять позиции США.
И мы хотели бы видеть четкую позицию России, чтобы она участвовала в решении палестинской проблемы, особенно через ХАМАС, так как именно ХАМАС наиболее эффективен сейчас в решении палестинской проблемы. Мы несколько раз отказывались от переговоров с американцами.
Движение ХАМАС было основано в декабре 1987 года, в том числе на базе палестинских отделений движения "Братьев-мусульман" (запрещено в РФ). ХАМАС - аббревиатура от полного арабского названия "Харакат аль-Мукаввама аль-Исламия", что в переводе означает "Движение исламского сопротивления". Поддерживает тесные идеологические контакты с руководством Катара и Турции, а также является частью "оси сопротивления", куда входят Иран, ливанское движение "Хизбалла" и другие палестинские группировки, продолжающие борьбу с Израилем. После раскола 2007 года ХАМАС контролирует сектор Газа, а ФАТХ, лидером которого является президент Палестины Махмуд Аббас,- Западный берег реки Иордан.
- А США предлагали вам переговоры?
- У них есть закон, который определяет ХАМАС как террористическую организацию. Однако они никогда не отказываются вести переговоры, если это в их интересах. Только недавно мы были свидетелями переговоров с афганскими талибами (запрещены в РФ.- “Ъ”). США используют разные инструменты для политического давления: "списки террористов", финансовые санкции, блокада. Это такая "мягкая сила", эффект от которой как от войн. 
США знают, что ХАМАС - ключевой игрок, который может противостоять американской "сделке века". 
Согласно плану Трампа, в будущем Западный берег реки Иордан превратится в кантоны, большая часть палестинской земли должна уйти Израилю, а некое палестинское образование будет создано в секторе Газа, который сейчас находится в очень тяжелом экономическом состоянии из-за блокады. И тут приходят американцы и протягивают руку помощи Газе - политической и экономической. США пробовали провести переговоры с ХАМАСом, но ХАМАС от этого диалога отказался. Поэтому мы приветствуем роль российских друзей, чтобы они пришли в Газу и стали главным звеном через контакты с нами в секторе Газа и Палестине. 
- Можно ли противостоять "сделке века"? Есть ли какие-то конкретные идеи? 
- Россия может играть важную роль в поощрении палестинских властей к восстановлению единства среди палестинцев. Россия может оказывать давление на Израиль, чтобы он снял блокаду с сектора Газа. Россия - единственная сила, которая смогла собрать разные палестинские силы за одним столом. Египет пытался собрать всех вместе, но ФАТХ отказался, а России ФАТХ сказал "да", и мы собрались в феврале в Москве. Кроме того, Москва может играть важную роль в СБ ООН. 
- Однако несмотря на все усилия России, на февральской встрече в Москве палестинские группировки все же отказались ставить подписи под совместным документом. Может ли сейчас общая борьба со "сделкой века" послужить объединению ХАМАСа и ФАТХа? 
- У нас на самом деле много общего. Но все мы нуждаемся в смелых решениях президента Абу Мазена (Махмуда Аббаса.- “Ъ”) по ситуации в регионе. Мы придерживаемся одинаковых взглядов на форумы по Ближнему Востоку, которые проводили в этом году США в Варшаве и Манаме. Мы одинаково против создания отдельных образований в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Мы одинаково хотим видеть независимое палестинское государство и Организацию освобождения Палестины в качестве законного представителя его интересов. Есть много вопросов, вокруг которых мы можем объединиться. Однако есть вопросы, касающиеся политической жизни, и тут у нас есть разногласия, которые Россия нам может помочь решить. 
- Почему все-таки нет соглашения между ХАМАСом и ФАТХом? 
- Соглашений как раз вагон и маленькая тележка. Есть десятки соглашений. 
- Но нет конца конфликта… 
- Да, мы не завершили конфликт, поэтому я поддерживаю, чтобы наши друзья помогли нам его решить. Десятки соглашений, подписанных нами, были полезны, но мы не смогли реализовать их по тем или иным причинам. И наверное, без посредника тут не обойтись. И то, что палестинская проблема находится в опасной ситуации, может подтолкнуть нас к тому, чтобы быть вместе. 
- О чем вы договорились с Израилем в мае после очередного витка эскалации вокруг сектора Газа? Можно ли это назвать перемирием? 
- Есть соглашение о затишье, заключенное при посредничестве Египта между нами и сионистским образованием (Израилем.- “Ъ”). И их сторона все время эти обязательства нарушает. Например, на днях их снайпер убил палестинского гражданина у разделительного забора, к которому тот приблизился. Израиль признал ошибку и извинился, но это все равно ненормально. Что касается обязательств, то Израиль, который фактически контролирует суверенитет Газы, держа сектор в блокаде, взял на себя обязательства создать промышленную зону, расширить рыболовную зону, провести линию электричества, обеспечить запасы топлива для электростанции в Газе, разрешить 5 тыс. палестинских рабочих въезд в Израиль через КПП "Эрез", а также допустить в Газу сотни товаров двойного назначения. Все это Израиль обязался сделать, но не выполнил. 
- Какие были обязательства Палестины? 
- С нашей стороны мы обязались снизить уровень эскалации, снизить накал демонстраций, не запускать в сторону Израиля горящие воздушные шары, ракеты и дроны. Мы выполняем свои обязательства. Но так как Израиль не выполняет свои, ситуация периодически выходит из-под контроля. 
- На какой срок было подписано соглашение - шесть месяцев? 
- Да, примерно так. До конца года. Реализация соглашений увязана с финансовой помощью из Катара, которая рассчитана на шесть месяцев. Каждый месяц - $25 млн. Из них $10 млн на топливо для электростанции, $5 млн для бедных семей и $10 млн на зарплаты служащим. 
- А что ХАМАС планирует делать после истечения этих договоренностей в следующем году? 
- Ответим на этот вопрос в следующем году, дай бог. 
- Но что изменится? Ведь Израиль не поменяет свою позицию по отношению к ХАМАСу… 
- Не важно, как Израиль смотрит на ХАМАС, главное, что он не видит другую сторону, с которой можно говорить, кроме нас. И ему придется взаимодействовать с ХАМАСом И ХАМАС тоже придется иметь дело с Израилем, несмотря на то, что мы смотрим на него, как на силу, которая оккупировала нашу землю. У них есть свои взгляды, у нас - свои, но мы те две силы, которые находятся на этой земле, и нам приходится взаимодействовать. И нам нужна третья сила, чтобы была посредником между нами. 

Image with no description
Палестинские боевики ХАМАСа принимают участие в военном шоу в секторе Газа. Фото: Getty Images


- Несмотря на договоренности между ХАМАСом и Израилем, недавно ШАБАК (общая служба безопасности Израиля) обнаружила на Западном берегу реки Иордан "террористическую сеть" ХАМАСа… 
- Мы будем создавать одну, вторую и третью сеть. Это наше дело, как воевать с оккупантами. Когда они закончат оккупацию на Западном берегу, то и мы прекратим. 
- На днях один из руководителей ХАМАС заявил о возможном возобновлении отношений между движением и руководством Сирии. Это действительно так? 
- Пока еще рано отвечать на этот вопрос, решение еще не принято. 
На протяжении десятилетий зарубежная штаб-квартира ХАМАСа находилась в Дамаске. После начала сирийского конфликта лидеры движения, включая его тогдашнего главу Халеда Машааля, отказались поддерживать Башара Асада и сменили Дамаск на Доху. Это, помимо прочего, внесло также напряжение в отношения между ХАМАСом и Тегераном, хотя Иран все же, в отличие от сирийского руководства, попытался сохранить союз внутри "оси сопротивления". 
- Но все же обсуждали ли вы этот вопрос с Анкарой и Дохой? 
- У нас со всеми хорошие отношения, мы со всеми говорим, с Ираном, Анкарой и Дохой, в том числе и по поводу Сирии. И мы подняли тему восстановления Сирии в Лиге арабских государств на встрече с господином Богдановым среди других важных вопросов. 
- А были ли сигналы со стороны Дамаска о том, что они готовы возобновить отношения с вами? 
- Много всяких противоречивых сигналов из разных уст и с их стороны, и с нашей. И позитивные, и негативные. Но как руководство и как движение мы еще не приняли решение. 
- Как санкции, которые США ввели против Ирана, отразились на поддержке вашего движения со стороны Тегерана? 
- Да, ситуация очень тяжелая, мы с пониманием относимся к той ситуации, в которой оказался Иран из-за США. И мы на переговорах в Москве попросили наших друзей помочь Ирану преодолеть этот кризис. 
- Так Иран продолжает вам помогать? 
- Ситуация тяжелая. 
- То есть вся помощь, которая вам поступает, в основном из Катара? 
- У нас есть разные друзья, но я их вам не назову, потому что США ждут, чтобы мы назвали тех, кто нам помогает, чтобы наложить на них санкции. Это нелегкое дело, как ХАМАС получает свои доходы. 
- В заключение хотелось бы уточнить: ждать ли визита в Москву лидера ХАМАСа Исмаила Хании? Еще в феврале шла речь, что он прилетит сюда весной. 
- Да, в феврале говорили, что визит будет в апреле. В апреле попросили отложить на неопределенный срок. Сегодня мы повторили нашу просьбу о визите Исмаила Хании в Москву, но даты нет. 
- Почему? 
- Египет не дает ему выехать из сектора Газа.
Источник: Коммерсантъ

Проблема Сур-Бахера, проблема мира в мире!

М.Гольденберг. Проблема Сур-Бахера, проблема мира в мире!


Израиль взялся за снос незаконно построенных арабских домов в Иерусалиме. Более 7 лет тому назад командование ЦАХАЛа заявило, что это строительство угрожает безопасности Израиля и его гражданам, когда арабским снайпером, не делается разницы между ребенком в коляске, 10-12-летней девочкой или мальчиком, солдатом, полицейским, и т д…
Я бы хотел, чтобы международный уголовный суд, который вообще не касаются дела Израиля, но должен был бы осуждаться арабский терроризм в Израиле, нагло молчит, притворяясь, что он ничего не видит, ничего не знает. То же самое относится и к руководству Европейского Союза. Которые просто не понимают, что из дома напротив, или с его крыши может раздаться выстрел в ваше окно, или в то же окно влетит ракета, произведенная в Иране, но выпущенная арабскими террористами.
Так вот для того, чтобы террористы не получали возможность, как поощрение, разрешение на такую стрельбу, и сносятся подобные строения, на что Верховный суд Израиля проволокитив это дело семь долгих лет выдал свое разрешение. А ведь можно в таком случае обвинить в терроризме и «белый, чистый и пушистый, БАГАЦ – основу демократии». Что-то я не слышал, чтобы кто-то учинил такой иск. 
Ну а что говорят наши враги, которые, в принципе, живут за наш счет? И кричит, что «снос домов в Иерусалиме –это этнические чистки». И пытается сплотить мировое сообщество против Израиля из-за сноса незаконных домов в квартале Сур-Бахер. Воду они пью нашу, и воруют, где только могут её, под любым предлогом. Электричеством пользуются нашим, и годами за неё не платят. Продовольствие и гуманитарку получают за счет налогоплательщиков стран ЕС, США, Канады, и арабских стран. Оружие и инструкторов они получают от Хизбаллы и Ирана, а значит и России. Международный террорист, агент КГБ «Кротов» председатель автономии Махмуд Аббас, или в просторечии «Абу Пахан», призвал международное сообщество выстрелить себе в голову, и взять на себя ответственность и предоставить террористам защиту, и врет на весь белый свет громко и бестыдно, считая, что так он выглядит убедительнее, и респектабельнее в мире. И это человек по которому плачет виселица! И он называет все это «бойней». Но никто не обращает внимание на горящие в Израиле поля и леса. Это Россия большая, и там в Иркутской области горит Один миллион гектаров тайги. Видимо это международное сообщество получит у меня прозвище «международное стыдобище». А теперь вопрос? Почему это «стыдобище!!!» поддерживает террор? А просто так! В силу своей врожденной с момента рождения юдофобией. Кто-то слышал, чтобы оскверняли английские, французские, американские германские, финские, датские, бельгийские, кладбища и крушили памятники? Я лично не слышал никогда. Так вот, все страны где разрушают наши памятники на могилах нашего народа неизлечимо больны уже не только смертельными метастазами юдофобии? Они обречены этой юдофобией на смерть.
У арабов есть правило: Построили трассу, все строительство устремляется к трассе. Построили поселение, и все их строительство устремляется к забору этого форпоста, чтобы он потом не мог развиваться дальше. Недоброй памяти Шимона Переса, который своим решением, наплевав на Суд, который велел снести во времена президента Эзера Вейцмана 10.000 незаконных арабских построек, отменил это решение, предпочитая, чтобы этой проблемой занимались после него, за что наш народ ему «премного благодарен!» А жилые дома, построенные в районе Вади-аль-Хуммус в Сур-Бахере, это арабский квартал, расположенный полностью в Иерусалиме.
И вот нас осудил Европейский Союз, «Европейское стыдобище» за снос незаконных арабских зданий, заявив, что снос подрывает «жизнеспособность решения о двух государствах». Европейский союз официально осудил Израиль за снос незаконных арабских зданий, заявив, что снос подрывает «жизнеспособность решения о двух государствах». Извините меня! Никакой «сделки века» не будет, если в результате работы над ней не будет принято решение выселить «к чертовой бабушке», в одну, или две арабские страны всех арабов Израиля, поголовно, создав «инженерный трансфер в течении последующих 4-5 лет. Это реально. И об этом надо говорить. Тогда решается проблема мира. Хамас, как иранский фронт, исчезает, и исчезает война на два фронта, которая может вспыхнуть в любую минуту.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ И БОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ


 Какая, всё-таки, удивительная каша царит в головах нынешних, либеральных мыслителей, но, возможно, все проще: они старательно подгоняют "новые" идеи под старые схемы марксизма-ленинизма. Привожу цитату из книги израильтянина Юваля Ноя Харари "21 урок для 21-го века": 
"Либеральная вера в чувства и свободный выбор индивида не являются ни естественными, ни древними. Тысячелетиями люди верили, что источник власти - божественные законы, а не человеческое сердце, а потому нужно благословлять слово Божие, а не свободу человека. Только в последние несколько веков источник власти переместился от богов, обитающих в небесах, к людям из плоти и крови".
 Такой, получается, урок. Атеист и открытый гей - Харари, человек "из плоти и крови", свергает богов "обитающих в небесах" и собирается строить новый мир по велению "человеческого сердца". Типичный бред современного язычества. Не знаю, какой Емельян Ярославский вдохновлял Харари, но, кроме своих первобытных соображений, надо бы было профессору ЕВРЕЙСКОГО, Иерусалимского университета познакомиться с более серьёзными трудами на затронутую тему, всемирной историей. При знакомстве он бы узнал, что сердца у людей бывают разными: и добрыми, и злыми, и чистыми и мрачными, жестокими и подлыми. И Закон-то Божий появился вовсе не с целью получить над ними власть, а чтобы, хоть как-то, уменьшить произвол злых и глупых сердец, ограничить свободу именно тех людей, кто может принести в мир нищету, войны и даже смерть всего живого. Не думаю, конечно, что тихий, сравнительно скромный, молодой человек - Харари намерен разрушить тот мир, в котором живёт, но недавно пришлось познакомиться с письмами юноши - Якова Свердлова: прекрасные тексты, где нет ни грана кровожадной ненависти, а есть светлая мечта и вера в тот замечательный мир свободы, равенства и братства, который построят большевики - люди "из плоти и крови" по велению своих замечательных сердец. И они построили империю лжи и смерти, свергнув ненавистный им, и нашему новоявленному язычнику, Закон Божий.

Барак извинился перед семьями убитых во время Интифады арабов

תמונה ללא תיאור
 Фото:Reuters

Барак извинился перед семьями убитых во время Интифады арабов

Бывший премьер-министр Израиля Эхуд Барак принес извинения за события октября 2000 года, во время которых было убито порядка ста израильских и палестинских арабов, несколько сотен получило ранения. 

"Я несу ответственность за все, что произошло во время моего пребывания на посту премьер-министра, включая события в октябре. Нет места убийству демонстрантов силами безопасности их страны. Я выражаю свою скорбь и приношу извинения семьям и близким погибших. Я могу быть тем, кто положит конец конфликту", — заявил Барак.

Беспорядки, о которых идет речь, получили позже название "Интифада Аль-Акса" (Вторая Интифада). Они были спровоцированы визитом тогдашнего лидера оппозиции и председателя "Ликуда" Ариэля Шарона на Храмовую гору в Иерусалиме.
Волнения начались 27 сентября 2000 года с ряда терактов, в результате которых погибли 6 израильтян, многие были ранены. 12 октября 2000 года толпа линчевала в Рамалле двух израильских резервистов — Вадима Нуржица и Йосефа Авраами. Убийство военнослужащих показывали в прямом эфире, армия до последнего момента не вмешивалась.
А.К. Пугает и настораживает не само обличье этого человека - оно давно известно. По-настоящему, страшно то, что он и не думает суть свою скрывать, а, напротив, стремится продемонстрировать миру всё своё природное уродство.