суббота, 1 июня 2019 г.

Как теперь выглядит дача Любви Орловой и Григория Александрова

Как теперь выглядит дача Любви Орловой и Григория Александрова

История о том, что адвокат Добровинский сделал с домом Любови Орловой и Григория Александрова, с их большим участком и маленькими тайнами.
Мы стоим у парапета, я рассматриваю сверху участок. «Помните снимок, где Орлова и Александров на балконе? – спрашивает Добровинский. – Мы с вами сейчас точно на этом месте». Показывает рукой влево: «Вот дача Утёсова, а вон – Познера, но за деревьями их не видно. А там жил Саша Абдулов».
Огромный участок – гектар! – супругам Любови Орловой и Григорию Александрову Сталин выделил в 1937 году, когда во Внуково только начали строить элитный советский поселок. Так вождь отблагодарил пару за комедию «Веселые ребята». Критики встретили ее сердито: подражание Голливуду и вообще чуждая нам развлекуха! Насчет подражания они были правы. Александров снял «Ребят» сразу после возвращения из Америки, где подружился с самим Чарли Чаплиным. Сталин лично закрыл вопрос с чуждостью. Ему устроили просмотр, ждали вердикта. Он повернулся и сказал: «Так смеялся, будто два месяца в отпуске побывал». Эта фраза и решила дальнейшую судьбу Александрова с ­Орловой: они стали богами.
Дачу Александров захотел строить по подобию голливудской виллы Чаплина. Идея была правильной и остроумной: сюда будут приезжать кинематографисты со всего мира, они должны видеть, как живут советский режиссер и советская актриса. Не хуже, чем на Голливудских холмах.
Вот и нынешний хозяин подтвердит: «На этой даче действительно побывали все – Федерико Феллини с Джульеттой Мазиной, Марчелло Мастроянни, София Лорен, Клаудия Кардинале, Жан Маре...» В пятилетнем возрасте тут оказался Саша Добровинский, это было в 1959 году. Его мама приятельствовала с Орловой, и маленький Саша был приглашен на день рождения Гриши, внука Александрова. (Тут надо быстро пояснить, что у Александрова от первого брака имелся сын Дуглас, который поменял потом имя на Василий. С Орловой у них, как известно, детей не было.) «Мама объяснила, что мы едем к очень известным людям и надо вести себя прилично. Помню, что из детей была еще дочь Трояновского, нашего посла в США. У нас за столом сидел сам Григорий Васильевич, очень мило с нами играл, заказал для всех мороженое. Но сильнее всего меня тогда потряс камин. Такого в СССР не было, это считалось признаком буржуазности. А у них был! Потом к нам спустилась Любовь Петровна. Я встал, наклонил голову и вежливо поздоровался. Орлова спросила у мамы: «Люсенька, это ваш? Как хо­рошо воспитан!» Обменялась с мамой несколькими фразами на французском. Но с нами не осталась, за ней приехала машина».
АКТРИСА ЛЮБОВЬ ОРЛОВА С МУЖЕМ, РЕЖИССЕРОМ ГРИГОРИЕМ АЛЕКСАНДРОВЫМ, НА БАЛКОНЕ ДАЧИ, 1941.
АКТРИСА ЛЮБОВЬ ОРЛОВА С МУЖЕМ, РЕЖИССЕРОМ ГРИГОРИЕМ АЛЕКСАНДРОВЫМ, НА БАЛКОНЕ ДАЧИ, 1941.
БОКОВОЙ ФЛИГЕЛЬ ВОССТАНОВЛЕННОЙ В КАМНЕ ДАЧИ ОРЛОВОЙ И АЛЕКСАНДРОВА.
БОКОВОЙ ФЛИГЕЛЬ ВОССТАНОВЛЕННОЙ В КАМНЕ ДАЧИ ОРЛОВОЙ И АЛЕКСАНДРОВА.
Спустя годы Добровинский снова попал на легендарную дачу, уже студентом экономического факультета ВГИКа. С ним учился Гриша Александров-младший, который к тому моменту, после смерти Орловой, по сути завладел дачей. Гриша с юности любил выпить (что его и погубило), тусовки устраивал лихие. Студент Добровинский тогда и представить не мог, что гуляет на своей будущей недвижимости.
«Я не хотела эту дачу, – говорит Марина Добровинская. – Мы снимали прекрасный дом в Нахабино, в Moscow Country Club, где есть всё плюс любимый гольф для Александра Андреевича. Архив надо было сохранить, а дом продать. Я с ним даже знакомиться не хотела. Но как-то мы ехали мимо, мужу надо было зайти сюда. Остановились на дороге, я решила остаться в машине. Александр Андреевич говорит: "Ну пойдем, хотя бы посмотришь!" Когда увидела этот участок, по которому ходили эти люди, увидела эти деревья, решила, что такое надо оставить себе».
Понятно, что дом был в ужасном состоянии. Он хоть и копировал голливудскую виллу, но выстроен был из дерева. Практически сгнил. Гриша-младший тут давно не жил, сдавал чужим людям. Хотя на даче лежал огромный архив. Александров ведь хранил все. Вообще все. Не выбрасывал даже билеты и чеки из ресторанов. Письма. Бумаги, связанные с работой. В том числе с Сергеем Эйзенштейном.
Внук Гриша потихоньку транжирил сокровища, продавал, когда нужны были деньги. А они всегда ему были нужны. Однажды попросил у Добровинского в долг. Тот приехал на дачу и с трудом ее узнал. Это было похоже на руины великой эпохи. На него сразу же упала какая-то дверь, лестница на второй этаж грозилась обрушиться следом. Гриша сидел в тулупе возле обогревателя – дело было зимой. Камин, который некогда потряс маленького адвоката, не действовал. (Если кому интересно, то в 1998-м дача была еще ничего – там, немного прибравшись, сняли клип Алсу «Зимний сон».)
«И вдруг я увидел совершенно феноменальные фотографии. Они просто валялись на полу, бумаги и письма лежали в грязных коробках. Гриша сказал, что может мне продать часть этого архива. Я купил, начал все это дело смотреть. Там были потрясающие вещи!» Но многое было потеряно навсегда. Разворовано. Когда галерист Емельян Захаров узнал, что Добровинский покупает архив, он воскликнул: «О, да это удача! Я помню там две превосходные фотографии Ман Рэя!» Но никакого Ман Рэя Добровинский уже не нашел: «Пару лет назад они появились на аукционе. Одна ушла за €350 000, вторая – за €270 000. Так что ценность вещей, которые здесь были, можно представить хотя бы по этим цифрам».
Минуло полтора года, Гриша долг не вернул, зато предложил купить остальную часть архива. Бешеный коллекционер Добровинский резко ухватился за предложение. Гриша добавил: «Но продам только вместе с дачей».
МАРИНА И АЛЕКСАНДР ДОБРОВИНСКИЕ У КАМИНА С ЭМБЛЕМОЙ «МОСФИЛЬМА». КРЕСЛО DOMINIQUE, ФРАНЦИЯ, 1929. НА ПОЛКАХ: КОЛЛЕКЦИЯ СТЕКЛА ЛЮБОВИ ОРЛОВОЙ.
МАРИНА И АЛЕКСАНДР ДОБРОВИНСКИЕ У КАМИНА С ЭМБЛЕМОЙ «МОСФИЛЬМА». КРЕСЛО DOMINIQUE, ФРАНЦИЯ, 1929. НА ПОЛКАХ: КОЛЛЕКЦИЯ СТЕКЛА ЛЮБОВИ ОРЛОВОЙ.
Пришлось приобрести руину. Добровинский уже тогда понимал, что отреставрировать это нельзя. Позже выяснилось, что от знаменитого сталинского гектара осталось меньше половины – Гриша распродавал дедушкин участок по кусочкам. Адвокат шаг за шагом восстановил историческую справедливость. Выкупил кусочки обратно. Так что теперь там снова гектар.
Пусть с утратами, но в его руках оказался архив. Новый хозяин привлек к работе киноведов и том за томом его публикует – на свои деньги. В том числе дневник Александрова, который тот вел всю жизнь, но никогда никому не показывал.
А с дачей что делать? Воссоздать в камне. На старом фундаменте. Так что все объемы, вся планировка сохранены. Да, мы с Добровинским стоим уже на новом балконе, но в историческом пространстве занимаем ту же точку. Летнюю столовую пришлось остеклить, чтобы пользоваться и зимой. Планировку спальни на втором этаже супруги сделали почти как при прежних легендарных хозяевах. С раздвижной стеной, расписанной в китайском стиле («Орлова любила chinoiserie», – поясняет Александр Андреевич). Тут самое время и место рассказать об их отношениях. Начав издалека.
СПАЛЬНЯ С ПЕРЕГОРОДКАМИ В СТИЛЕ ШИНУАЗРИ.
СПАЛЬНЯ С ПЕРЕГОРОДКАМИ В СТИЛЕ ШИНУАЗРИ.
В начале 1920-х годов Григорий Александров – актер Театра Пролеткульта. Он был высоким, крепкого сложения, в прошлом циркач. Его заметил Сергей Эйзенштейн, который работал в театре художником-декоратором. Намеревался делать новое революционное искусство, начав почему-то с пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В его спектакле Александров революционно ходил по канату. Он очень нравился Эйзенштейну, тот решил сделать из парня кинорежиссера, потому что сам бредил кино, – скоро, в 1925 году, он выпустит фильм «Броненосец "Потёмкин"», который теперь считается классикой, шедевром, каноном. Александрову было негде ночевать, Эйзенштейн поселил его у себя. Они жили в одной комнате. Да, Эйзенштейн был геем. В архиве Добровинского есть фотографии весьма откровенного содержания, которые он тоже планирует издавать, очевидно, под грифом 18+. Но Эйзенштейн, старше всего на пять лет, был и учителем канатоходца. В 1927-м на афишах фильма «Октябрь» стояли рядом имена двух режиссеров – Эйзенштейна и Александрова. Конечно, это был фильм Эйзенштейна, а Александров – так, на подхвате. Но это был колоссальный аванс любимому ученику. Потом они отправятся в трехлетнее турне по Европе, Америке, Мексике. В Париже снимут первый, кажется, в истории музыкальный клип – «Сентиментальный романс». Потом Эйзенштейн отплывет из Марселя в Нью-Йорк в каюте первого класса, а Александров еще задержится в Париже – разбираться с долгами учителя. И отправится вслед за ним, с палубным билетом. Да, потом Голливуд, где Александров будет педантично записывать все. Чтобы творить уже советский Голливуд. Чего Эйзенштейн ему не простит: Гриша предал их искусство. Не простит и бурного романа с Орловой: Гриша предал их любовь.
«Но я считаю, что как режиссер Александров был абсолютно прав, – говорит Добровинский. – Делать то, что вызовет улыбку, значительно сложнее, чем то, что выдавит слезу. Александров снял два абсолютно голливудских фильма – "Веселые ребята" и "Цирк". Потом, уже чуть слабее, – "Волгу-Волгу". А затем был очень плохой фильм "Светлый путь". Когда Эйзенштейн его увидел, он сказал: "Наверное, у моего Гриши закончились голливудские записки". И эти слова стали для Александрова клеймом на всю жизнь».
КОЛЛЕКЦИЯ КИНОПЛАКАТОВ АЛЕКСАНДРА ДОБРОВИНСКОГО
КОЛЛЕКЦИЯ КИНОПЛАКАТОВ АЛЕКСАНДРА ДОБРОВИНСКОГО
КАМИН СУМЕЛ ПЕРЕЖИТЬ ВСЕ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЭТИМ ДОМОМ, – И РАЗРУХУ, И ВОЗРОЖДЕНИЕ.
КАМИН СУМЕЛ ПЕРЕЖИТЬ ВСЕ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЭТИМ ДОМОМ, – И РАЗРУХУ, И ВОЗРОЖДЕНИЕ.
Адвокат уверен, что сперва у режиссера с Орловой была настоящая страсть, об этом свидетельствует их переписка. Хотя они всю жизнь оставались на «вы». Это были многослойные отношения – мужа и жены, режиссера и актрисы, Пигмалиона и Галатеи. Но был и еще один аспект. «Понимаете, – говорит Добровинский. – Ведь Александров сделал жену неуязвимой. За что она была благодарна ему всю жизнь». Не надо забывать о прошлых грехах Любови Орловой. Она была дворянского происхождения, это раз. Ее первым мужем был крупный хозяйственник, которого арестовали в 1930 году. Это два. И наконец, до Александрова у нее случился бурный роман с сотрудником немецкого посольства, который катал актрису по Москве на сверкающем «мерседесе». Одного этого хватило бы на лагерь, а не на звания и Сталинские премии. Благодаря Александрову она стала звездой СССР номер один, и даже Берия ничего не мог с ней поделать, хотя планы у него, судя по всему, были.
Дистанция между супругами сохранялась всю жизнь. Но друг без друга они не могли. «Надо помнить, – объясняет Добровинский, – что с 1960 года Александров ничего не снимал, а Орлова работала в театре, давала концерты, зарабатывала им на жизнь. Они сроднились и держались до конца». Последней фразой Орловой, когда Александров приехал в больницу, где она умирала, была: «Как долго вы ехали...»
Александр Андреевич водит меня по дому, показывает советские киноафиши на стенах. Это уже его собрание, оно огромное – около двух тысяч единиц хранения. В архиве режиссера Александрова он нашел всего один плакат – «Веселых ребят». Остальными, возможно, топили камин беспечные жильцы. Камин Добровинский, разумеется, восстановил. Его задняя стенка – чугунная панель с рабочим и колхозницей, эмблема «Мосфильма». Она была найдена в сарае и отреставрирована.
В доме есть скромная коллекция стекла. Любовь Орлова собирала его, но хаотично, безо всякой идеи. А из обстановки почти ничего не осталось, только вешалка и столик. Поэтому для столовой была куплена французская мебель 1929 года, стиль ар-деко – с целью поддержать дух эпохи. Портреты на стенах – это Александров, Эйзенштейн, Орлова. «Вы не найдете здесь ни одной нашей фотографии или наших дочерей, – объясняет Александр Андреевич. – Тут пространство прежних хозяев». На том же участке он строит музей. Бесплатный, открытый для всех. Нет, сам не будет водить экскурсии, хотя о жизни этой пары плюс Эйзенштейн знает гораздо больше, чем им бы хотелось.
«Простите, – говорю, – а призраки не приходят?» – «Бывают! Чаще всего Любовь Петровна. Но иногда и Григорий Васильевич».
Позже, когда мы остались вдвоем с Мариной Добровинской и я разглядывал винные бутылки на стеллаже в светлой кухне, мне захотелось развить метафизическую тему. Спросил, не изменились ли ее отношения с мужем после того, как они поселились здесь, в месте, где бродят тени. Марина очень смеялась: «Нет! Мы вместе уже два­дцать пять лет. Цельная самодостаточная пара. Но если по секрету, то в нашем тандеме я – Александров, а мой муж – Орлова. Он звезда, можно даже сказать дива. Хотя режиссер – тоже он».
НА СТЕНЕ КУХНИ: РАБОТЫ ХЕЛЬМУТА НЬЮТОНА И ИРВИНА ПЕННА.
НА СТЕНЕ КУХНИ: РАБОТЫ ХЕЛЬМУТА НЬЮТОНА И ИРВИНА ПЕННА.
НА СТЕНЕ КУХНИ: РАБОТА WALKING IN PARIS, LINDA EVANGELISTA & KRISTEN MCMENAMY СТИВЕНА МАЙЗЕЛА, 1992.
НА СТЕНЕ КУХНИ: РАБОТА WALKING IN PARIS, LINDA EVANGELISTA & KRISTEN MCMENAMY СТИВЕНА МАЙЗЕЛА, 1992.
АДВОКАТ АЛЕКСАНДР ДОБРОВИНСКИЙ НА ДАЧЕ ВО ВНУКОВО. НА СТЕНЕ: ПЛАКАТЫ ФИЛЬМОВ «СТАРОЕ И НОВОЕ», 1928, И «ПОСЛЕДНИЙ ИЗВОЗЧИК БЕРЛИНА», 1926. АВТОР ОБОИХ – НИКОЛАЙ ПРУСАКОВ. В УГЛУ: ФРАНЦУЗСКИЙ СВЕТИЛЬНИК АР-ДЕКО, 1928. НА ПОДОКОННИКЕ: ЛАМПА ИЗ США, 1950-Е.
АДВОКАТ АЛЕКСАНДР ДОБРОВИНСКИЙ НА ДАЧЕ ВО ВНУКОВО. НА СТЕНЕ: ПЛАКАТЫ ФИЛЬМОВ «СТАРОЕ И НОВОЕ», 1928, И «ПОСЛЕДНИЙ ИЗВОЗЧИК БЕРЛИНА», 1926. АВТОР ОБОИХ – НИКОЛАЙ ПРУСАКОВ. В УГЛУ: ФРАНЦУЗСКИЙ СВЕТИЛЬНИК АР-ДЕКО, 1928. НА ПОДОКОННИКЕ: ЛАМПА ИЗ США, 1950-Е.
Алексей Беляков

ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА 1 ИЮНЯ

https://echo.msk.ru/programs/code/2436565-echo/

Последняя треть "Кода доступа" выше любых похвал!


РЫНОК С ЗАЗЫВАЛАМИ


 Подумал вот о чем: можно ли представить хоть один из фильмов  мировой классики, разбитым на части рекламой прокладок, сладостей или шампуней? Попробуем себе представить: начинается фильм Феллини "8.5" - чудовищная душная пробка, а тут веселая девица рекомендует вам лекарство от изжоги. Или, в том же фильме, Гвидо Ансельми прячется под стол от назойливых журналистов, а тут... В общем, если вспомнить любой фильм классиков кино, никак не втиснуть туда рекламу. Почему? Всё просто: этот кинематограф был самодостаточен. Он существовал, рожденный талантами авторов, для нашей, зрителей, радости или печали, ради любви или ненависти. Он успешно, без посредников, продавал сам себя. Сегодня, все (или почти все), что мы смотрим в кинотеатре или на экране ТВ существует ради купли-продажи. Самодостаточность искусства исчезла вместе с самим искусством. Мы стали жить ради желудка, гладкой кожи лица и пилюль от импотенции. Возможно, и мы сами перестали быть самодостаточными. Реклама победила Чаплина и Джерми, Тарковского и Германа... Реклама, незаметно, исподволь, одержала верх над нашим желанием понять самих себя и мир, в котором мы живём. Видимо, попытки эти оказались бесплодными - и вся наша жизнь сегодня превратилась в сплошной рынок с зазывалами.

Возвратом Саакашвили, Зеленский напугал истеблишмент не только на Украине, но на всем постсоветском пространстве

Возвратом Саакашвили, Зеленский напугал истеблишмент не только на Украине, но на всем постсоветском пространстве

Если российскому телеведущему отрубить голову, то он еще три часа будет говорить об Украине. Эта грубоватая шутка из интернета доказала свою справедливость в день прибытия в Киев Михаила Саакашвили. Фамилия бывшего грузинского президента не звучала только из утюга. Российские мастера телепропаганды, опасающиеся разносить в пух и прах только что избранного президента Владимира Зеленского, радостно обвинили его в русофобии, авторитаризме и выполнении заданий «вашингтонского обкома», напомнили о войне 2008 года и конечно же о жевании галстука. Справедливости ради заметим, что триумфальное возвращение Саакашвили вызвало откровенное раздражение не только в Москве, но и в Тбилиси. Представители грузинской элиты тут же высказали опасение, что его пребывание на Украине может нанести ущерб отношениям с Грузией. Нового украинского лидера заклинали не назначать Саакашвили ни на какой существенный пост. Более того, было даже предложено направить в Киев запрос об экстрадиции — бывший президент осужден на родине по двум уголовным делам.

Надо сказать, что и украинские политики без особого восторга отнеслись к решению Владимира Зеленского о возвращении Саакашвили украинского гражданства. Его второе пришествие явно усложняет и без того крайне запутанную внутриполитическую ситуацию. Строятся самые разные предположения относительно того, чем займется вернувшийся Саакашвили. Все прикидывают, какую роль сыграет его партия «Движение новых сил» на грядущих в июле выборах. То, что будут подвергнуты беспощадной критике бывший президент Петр Порошенко и его партия, не вызывает сомнений. Не исключено, что «Движение новых сил» выступит спойлером для партий — оппонентов Зеленского. Наконец, зная об отвратительных отношениях Саакашвили с олигархом Коломойским и министром внутренних дел Арсеном Аваковым, многочисленные аналитики предполагают, что, вернув бывшего грузинского лидера, Зеленский хочет избавиться от влияния тех, кто оказывал ему поддержку в ходе президентской гонки.
Не берусь судить, насколько все эти теории соответствуют реальному положению дел. В конце концов, это не имеет сейчас большого значения. В первые дни своего президентства Владимир Зеленский пока не располагает серьезными инструментами для формирования и проведения внятного курса. Ему еще предстоит обеспечить себе поддержку в будущей Раде, сформировать ответственное правительство. Сейчас же он обречен делать символические жесты. И они у него получаются. Чего стоит призыв к чиновникам не вешать его портреты в кабинетах. И возращение Саакашвили украинского гражданства — в том же ряду. Саакашвили, при всей его противоречивости и неоднозначности, является для постсоветского пространства символом борьбы с коррупцией. Причем, что для этого пространства вещь невиданная, — борьбы чрезвычайно успешной. Даже недоброжелатели Саакашвили вынуждены признать: ему удалось осуществить чрезвычайно успешные реформы.
Он ликвидировал коррупцию там, где, казалось, ее изжить невозможно — в правоохранительной системе. Прозрачные, построенные из стеклянных панелей полицейские участки, где просто негде укрыться, чтобы получить взятку, несколько минут для получения любой справки, уничтожение системы блата при поступлении в вузы — все это результаты, достигнутые в чрезвычайно короткие сроки. Добавим довольно успешные экономические реформы. Саакашвили и его помощники запомнились своей «несистемностью», способностью разрушать устоявшиеся клановые связи. Однако жизнь без коррупции, этой привычной смазки для шестеренок государственных учреждений, оказалась сложной для сограждан Саакашвили, пожелавших традиционного государства и, в конце концов, изгнавших его из страны.
Нет сомнений, что коррупция является одной из главных, если не самой главной проблемой Украины. Чиновничество этой страны, что называется, на корню куплено противоборствующими олигархическими кланами. Любые реформы (которые неизбежно задевали интересы того или иного олигарха) благополучно проваливались. Как проваливались и многократно объявленные крестовые походы против самой коррупции. И вот в страну вернулся человек, который пусть и потерпел поражение в этой борьбе в бытность одесским губернатором, но, по крайней мере, выиграл несколько сражений. Зеленский, вернув Саакашвили, сделал еще один важный жест. И, судя по реакции, немало напугал истеблишмент не только на Украине, но на всем постсоветском пространстве. Ведь, если на этот раз получится, куда деваться всем этим вымогателям и взяточникам, кувшинным рылам, представляющим собой основу постсоветской государственности?

35 музеев мира, которые можно посетить онлайн

35 музеев мира, которые можно посетить онлайн

35 музеев мира, которые можно посетить онлайн
Мир культуры становится все более дигитальным. Ведущие музеи оцифровывают свои коллекции и выкладывают в свободный доступ изображения шедевров. Помимо туров с обзором 360-градусов, видеоанонсов и трансляций своих главных выставок, а также тематических конференций и специальных программ. Основные из них доступны на https://artsandculture.google.com/
США
Метрополитен-музей (Нью-Йорк). Один из крупнейших музеев мира предлагает взглянуть онлайн на более 200 000 экспонатов, среди которых картины Ван Гога, Джексона Поллока и Пабло Пикассо.
Музей Соломона Гуггенхайма.
Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк). Старейший и один из самых посещаемых музеев современного искусства в мире. Collection Online — это1700 работ более чем 625 художников. 
Национальная галерея искусств (Вашингтон). Здесь представлена одна из лучших в мире коллекций американских и европейских мастеров. 
Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк). Американское искусство XX-XXI веков: живопись, скульптура, графика, фотография и видеоарт. Более 23 000 работ 3500 авторов выложено онлайн.
Чикагский институт искусств (Чикаго). Не только высшее учебное заведение, но и художественный музей, который славится обширной коллекцией импрессионистов и американского искусства.
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Около 1830-1833. Из собрания Метрополитен-музея.
Коллекция Фрика (Нью-Йорк) — частная коллекция старой западноевропейской живописи, в которую вршли работы Брейгеля-старшего, Тициана, Эль Греко, Рембрандта, Веласкеса.
Национальный музей женского искусства (Вашингтон). Единственный в мире художественный музей, где экспонируются произведения искусства, созданные только женщинами.
Национальный музей естественной истории (Вашингтон). В нем представлены не только образцы растений, животных, ископаемых и минералов, но также археологические и культурные артефакты.
Белый дом (Вашингтон). Онлайн-тур предлагает познакомиться с интерьерами официальной резиденции президента США.
Национальный музей ВВС США (Дейтон) — один из старейших и крупнейших авиакосмических музеев мира.​
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1505. Из собрания Лувра.
Франция
Лувр (Париж) — онлайн-прогулка по некоторым галереям дворца-музея.
Версальский дворец (Версаль) — памятник французской архитектуры и первый в Европе грандиозный проект, создавший индустрию люкса.
Часовня Сент-Шапель (Париж) — один из самых знаменитых и популярных памятников готической архитектуры.
Великобритания
Британский музей (Лондон) — около 8 млн объектов, самые интересные из которых можно посмотреть онлайн.
Британская галерея Тейт (Лондон) — художественный музей с самым крупным собранием британского искусства с 1500 года до наших дней, включая шедевр Милле «Офелия».
Стоунхендж (графство Уилтшир) — таинственный археологический памятник, к которому можно «прикоснуться» по интернету.
Джон Эверетт Милле. Офелия. 1852. Из собрания Британской галереи Тейт.
Италия
Галерея Уффици (Флоренция) — картина Боттичелли «Рождение Венеры» и не только в виртуальной прогулке по одному из старейших музеев Европы.
Сикстинская капелла (Ватикан) — памятник эпохи Возрождения с фресками Микеланджело, Боттичелли, Перуджино. В онлайн-пространстве их можно рассмотреть подробно, не толкаясь с другими туристами.
Капитолийские музеи (Рим) — старейший публичный музей в мире с великолепной коллекцией скульптуры, включая символ Рима, «Капитолийскую волчицу».
Австрия
Музей истории искусств (Вена) — здание в стиле итальянского Ренессанса хранит полотна Рафаэля, Брейгеля, Караваджо, Рубенса и других гениальных художников.
Галерея Бельведер (Вена) — художественный музей во дворце Бельведер с коллекцией живописи разных эпох. Известен хранящимся здесь «Поцелуем» Густава Климта и скандалом вокруг картины «Золотая Адель».
Винсент Ван Гог. Ваза с пятнадцатью подсолнухами. 1889. Из собрания Музея Винсента Ван Гога в Амстердаме.
Нидерланды
Музей Ван Гога (Амстердам) — полное представление о творчестве одного из самых маргинальных и популярных по сей день гениев живописи, а также работах его современников.
Королевская художественная галерея Маурицхейс (Гаага) — картинная галерея с богатой коллекцией «золотого века» голландского искусства: работ Яна Вермеера, Рембрандта ван Рейна, Франса Халса и др.
Испания
Театр-музей Дали (Фигерас) — шанс познакомиться с самой крупной и разнообразной коллекцией работ знаменитого художника-сюрреалиста.
Германия
Старая национальная галерея (Берлин) — предлагает ознакомится с искусством XIX века из коллекции Фонда прусского культурного наследия.
Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810. Из собрания Старой национальной галереи.
Финляндия
Атенеум (Хельсинки) — главный художественный музей Финляндии с самой большой в стране коллекцией картин, скульптур, графики и рисунков.
Греция
Музей Акрополя (Афины) — археологический музей, в котором хранится более 3000 знаменитых артефактов Афинского Акрополя, самого значительного святилища древнего города.
Австралия
Художественная галерея Нового Южного Уэльса (Сидней) — самая большая в Сиднее и одна из крупнейших в Австралии.
Новая Зеландия
Национальный музей Новой Зеландии (Веллингтон) — иллюстрирует особенности природы, быта, традиций, культуры Новой Зеландии и тихоокеанских островов: от древних артефактов до современого искусства.
Хидэ Каваниси. Закат. 1894-1965. Работы художника представлены в Художественном музее Кобе Юкари.
Япония
Художественный музей Кобе Юкари (Кобе) знакомит с произведениями японских художников, живших и работавших в Кобе, начиная со второй половины XIX века.
Южная Корея
Национальный музей Кореи (Сеул) — крупнейший исторический и художественный музей и культурный центр Республики Корея.
Индонезия
Храм Прамбанан (остров Ява) — комплекс раннесредневековых индуистских храмов начала X века, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Якоб Йорданс. Пир Клеопатры. 1653. Из собрания Эрмитажа.
Россия
Эрмитаж (Санкт-Петербург). Google Arts & Culture позволяет побродить по залам музея, а проект «В фокусе» дает возможность не только рассмотреть в деталях работы из собрания Эрмитажа, но и заглянуть за закрытые двери музейных хранилищ и реставрационных лабораторий.
Государственная Третьяковская галерея (Москва). Виртуальная прогулка среди выдающихся работ российских художников без очередей на вход.
Музей Михаила Булгакова (Москва). Способ виртуально попасть в кабинет писателя, познакомиться с архивными фотографиями и посмотреть «изнутри» на роман «Мастер и Маргарита».
Теги:
Автор: