пятница, 22 марта 2019 г.

22 марта День водных ресурсов: израильские инновации

22 марта День водных ресурсов: израильские инновации

 9TV 
minzdrav-preduprezhdaet--vodu-izpod-krana-v-izraile-mozhno-pit
Во всем мире 22 марта отмечают День водных ресурсов.
Об успехах Израиля в переработке сточных вод и опреснения морских вод рассказали на сайте РИА Новости, приводя пример завода «Шафдан», перерабатывающего 130 миллионов сточных вод в год и почти столько же возвращающего для промышленных и бытовых нужд, орошения сельхозугодий, заполнения бассейнов и городских фонтанов.
«Наша цель – не потерять ни капли воды, которая остается на поверхности земли или стекает в канализацию. Мы возвращаем ей вторую жизнь… Вторая после Израиля страна по уровню подобной обработки канализационной воды — Испания. Там удается на выходе получать лишь 13% очищенной от загрязнений воды», — рассказал генеральный директор завода «Шафдан» Марк Окун. 
«Шафдан», по его словам, в состоянии превратить любую сточную воду в питьевую. «В принципе, ее вполне можно пускать к водопроводным кранам – она соответствует всем принятым стандартам. Но в Израиле достаточно питьевой воды из других источников – 45 мощных опреснителей морской воды по всей стране успешно справляются с этой задачей».
Всему, что «остается в осадке», на «Шафдане» тоже находят применение – огромное количество продуктов получается из грязи в прямом смысле слова. Тринадцать тысяч тонн грязи, содержащей всевозможные токсичные элементы, ежедневно поступает вместе с водой на предприятие. А через две недели благодаря уникальной обработке с применением нанотехнологий ее превращают в удобрения высшего класса и специальным транспортом отправляют на поля. «Нет вредных элементов, есть плохие фильтры», — говорят на заводе. Неслучайно его девиз: «Возвращаем природе с любовью».
Как и опреснение, очистка стоков требует больших энергетических затрат, однако в последнее время они на 90% компенсируются биогазом, который извлекает «Шафдан» в процессе переработки канализационных вод. Еще один секрет успеха — сведение к минимуму потерь воды при транспортировке потребителям. В Израиле этот показатель самый низкий в мире — 7%-8% против 30% в других странах.
ТЭГИ: 

Facebook годами хранила пароли сотен миллионов пользователей в незашифрованном виде. Доступ к ним имели тысячи сотрудников соцсети

Facebook годами хранила пароли сотен миллионов пользователей в незашифрованном виде. Доступ к ним имели тысячи сотрудников соцсети

Социальная сеть Facebook в очередной раз за последние месяцы оказалась в центре скандала, связанного с утечкой данных пользователей. Компания признала, что пароли сотен миллионов пользователей соцсети хранились в незашифрованном виде и были доступны сотрудникам Facebook.
Photo copyright: pixabay.com
Первым об инциденте сообщил на своем сайте исследователь в области кибербезопасности Брайн Кребс, а вскоре сообщение с описанием ситуации было опубликовано в блоге Facebook. Как следует из этого поста, факт хранения во внутренней сети Facebook пользовательских паролей в текстовом виде обнаружился в ходе обычной проверки безопасности в январе. При этом пароли должны были храниться в зашифрованном виде, но почему-то не прошли процесс шифрования.
Сколько именно сотрудников соцсети имели доступ к этим паролям в Facebook не уточнили, но, по данным источника Кребса в Facebook, речь может идти о 20 тыс. сотрудников (другой источник сообщил, что запросы на данные, среди которых могли быть пароли, делали около 2 тыс. разработчиков). Также в публикации на сайте исследователя утверждается, что некоторые пароли хранились в виде текста с 2012 года, а инцидент затронул от 200 до 600 млн пользователей.
В сообщении Facebook не приводятся точные данные о количестве затронутых пользователей, но говорится, что уведомления о случившемся получат сотни миллионов пользователей приложения Facebook Lite (облегченная версия обычного мобильного приложения соцсети), десятки миллионов других пользователей Facebook и десятки тысяч пользователей принадлежащего компании сервиса Instagram.
Хотя в Facebook утверждают, что этот инцидент не привел к утечке паролей за пределы компании, пользователям, пароли которых хранились в незашифрованном виде, рекомендуется сменить их, а также рассмотреть возможность использования физического USB-ключа безопасности или двухфакторной аутентификации для дополнительной защиты учетной записи. В последнем случае при каждом входе в профиль необходимо дополнительно вводить одноразовый код безопасности, который приходит на устройство через отдельное приложение.

Сила языка: мы переводим наши мысли в слова, но слова также влияют на то, как мы думаем

Сила языка: мы переводим наши мысли в слова, но слова также влияют на то, как мы думаем

Вы когда-нибудь волновались в студенческие годы или после них о том, что для достижения ваших целей осталось не так много времени? Если да, то было бы легче передать это чувство другим, если бы было подходящее слово? В немецком языке есть такое слово. Это чувство паники, связанное с потерей каких-либо возможностей, называется Torschlusspanik.
Photo copyright: pixabay.com
В немецком языке есть множество таких терминов, которые состоят из двух, трех или более слов, связанных в одном суперслове или составном слове. Сложные слова особенно сильны, потому что они означают намного больше, чем сумма их частей. Например, Torschlusspanik буквально состоит из «ворота» – «закрытие» – «паника».
Если вы поздно пришли на вокзал и увидели, что двери вашего поезда все еще открыты, возможно, вы испытали конкретную форму Torschlusspanik, когда раздался сигнал о том, что двери вот-вот закроются. Но это сложное слово немецкого языка связано не только с буквальным значением. Оно означает то, что жизнь постепенно закрывает перед вами дверь возможностей.
В английском тоже много сложных слов. Некоторые включают в себя довольно конкретные слова, такие как «seahorse» (морской конек), «butterfly» (бабочка) или «turtleneck» (водолазка). Другие – более абстрактные, такие как «backwards» (назад) или «whatsoever» (что угодно). И, конечно же, в английском языке тоже есть суперслова, как в немецком или французском, и их значение часто отличается от значения их частей. Морской конек – это не лошадь, бабочка – не муха, черепахи не носят водолазки и т. д.
Одна замечательная особенность составных слов заключается в том, что они вообще плохо переводятся с одного языка на другой, по крайней мере, когда речь идет о буквальном переводе их составных частей. Кто бы мог подумать, что «carry-sheets» (нести-листы) – это кошелек?
Возникает вопрос: что происходит, когда слова тяжело переводятся с одного языка на другой? Например, что происходит, когда носитель немецкого языка пытается передать по-английски, что такое приступ Torschlusspanik? Естественно, он будет использовать другие слова, примеры, чтобы собеседник понял, что он пытается сказать.
Но тогда возникает другой, более важный вопрос: есть ли у людей доступ к другим понятиям, если их слова не переводятся на другой язык? Возьмите, к примеру, случай с hiraeth, прекрасное уэльское слово, известное своей непереводимостью. Hiraeth означает чувство, связанное с горько-сладким воспоминанием о том, что вы упустили что-то или кого-то, и в то же время вы благодарны за то, что они есть.
Hiraeth – это не ностальгия, не мука, не разочарование, не тоска, не сожаление. И нет, это не тоска по дому, поскольку hiraeth также передает чувство, когда кто-то делает кому-то предложение пожениться, но получает отказ, вряд ли это тоска по дому.

Разные слова, разные умы?

Слово на уэльском языке ставит фундаментальный вопрос о языковых-мыслительных отношениях. Этим вопросом заинтересовались еще философы древней Греции, например Геродот (450 г. до н.э.), и этот вопрос вновь возник в середине прошлого века под влиянием Эдварда Сэпира и его ученика Бенджамина Ли Уорфа. Теперь он известен как гипотеза лингвистической относительности.
Лингвистическая относительность – это идея о том, что язык, зарождающийся в человеческой мысли и выражающий ее, может влиять на мысль в ответ. Итак, могут ли разные слова или грамматические конструкции «формировать» разное мышление у носителей языков?
Хотя для некоторых эта идея интуитивно понятна, были сделаны преувеличенные заявления, касающиеся разнообразия лексики некоторых языков. Все это побудило выдающихся лингвистов написать сатирические эссе. Например, «Обман великого эскимосского словаря», где Джефф Пуллум критикует предположение о количестве слов, используемых эскимосами для обозначения снега. Тем не менее, независимо от того, сколько на самом деле слов для снега в эскимосском языке, работа Пуллума не отвечает на важный вопрос: что мы на самом деле знаем о том, что эскимосы думают о снеге?
Независимо от того, какими бы яростными ни были критики гипотезы языковой относительности, экспериментальные исследования начинают развиваться. Например, исследования Панос Атанасопулоса из Ланкастерского университета показали, что наличие конкретных слов для различения цветовых категорий тесно связано с оценкой цветовых контрастов. Таким образом, он указывает, что носители греческого языка, у которых есть разные определения светло и темно-синего (ghalazio и ble соответственно), склонны различать соответствующие оттенки синего, в отличие от носителей английского языка, которые используют один и тот же базовый термин «синий» (blue).
Но ученые, включая Стивена Пинкера из Гарварда, не впечатлены. Они утверждают, что такие результаты тривиальны и неинтересны, потому что люди, участвующие в экспериментах, скорее всего, используют язык в своей голове, чтобы назвать цвета – поэтому их поведение поверхностно зависит от языка, в то время как все видят мир одинаково.
Я полагаю, что для продвижения в этой дискуссии нам нужно приблизиться к человеческому мозгу, измеряя восприятие более непосредственно. Теперь это возможно благодаря нейронауке и, что невероятно, ранним результатам в пользу интуиции Сэпира и Уорфа.
Так что, да, нравится вам это или нет, вполне возможно, что наличие разных слов означает наличие разно структурированных умов.

Гомер Симпсон объединился с Микки Маусом: Disney приобрёл 21 Century Fox

Гомер Симпсон объединился с Микки Маусом: Disney приобрёл 21 Century Fox

Сделка стала одной из самых знаменательных в истории киноиндустрии
Photo copyright: pixabay.com
В сделке Walt Disney Co и 20th Century Fox поставлена точка: Disney официально приобрела за 71 миллиард долларов студию и её права на самые кассовые фильмы всех времен «Аватар», «Симпсонов», «Людей Икс» и другие, сообщается на официальном сайте объединенной компании.
Продажа знаменует собой конец эпохи для Руперта Мердока, 88-летнего медиамагната, который управлял студией Fox почти четыре десятилетия. Disney получит портфель, который включает 104-летнюю студию 20th Century Fox, FX и National Geographic, некоторые кабельные телеканалы, а также увеличит до 60% долю владения онлайн-видеосервисом Hulu. По условиям сделки акционеры Fox получат $ 38 за акцию наличными или акции Disney.
Из непроданных активов 21st Century Fox будет образована новая компания New Fox, объединяющая вещательную компанию Fox Broadcasting, Fox News, региональные телестанции Fox TV, а также кабельные каналы Fox Sports и Fox News. Новая компания уже выстраивает систему работы и котируется на бирже. Кроме того, в собственности семейства Мердоков сохранилась компания News Corporation, контролирующая активы в области печатных СМИ.
Для того, чтобы получить разрешение регуляторов на сделку, Disney согласилась продать 22 региональные спортивные сети Fox в США, свою половину каналов A&E в Европе и спортивную сеть Fox в Бразилии.
Боб Айгер, генеральный директор Disney:Это необычный и исторически важный момент для всех нас. Это то, что представляет значительную долгосрочную ценность для компании и акционеров. Соединив творческий контент Disney и 21st Century Fox, мы создадим выдающуюся глобальную развлекательную компанию, чтобы отражать все самые невероятные динамичные особенности нашей эпохи.
Боб Айгер и ранее сообщал о планах компании включить контент Fox в свои бизнес-планы вплоть до интеграции франшиз, а также вывода Hulu на глобальный рынок.
Сделка стала одной из самых крупных и драматичных в индустрии развлечений. Слияние компаний сократит число крупных голливудских студий до пяти, что приведёт к тысячам увольнений в кино- и телевизионном бизнесе. В Disney перейдут 15400 сотрудников Fox, новая Fox Corp. сохранит ещё около 7000. По оценке Hollywood Reporter, 4000 рабочих мест будет ликвидировано. Тем не менее, продажа студии сделает Руперта Мердока и его детей ещё богаче. По оценке Bloomberg, состояние Мердока после закрытия сделки достигнет $19,3 млрд, но уменьшится сразу до $7,3 млрд после передачи упомянутой выше доли его детям.
Первые кадровые перестановки в управляющем аппарате уже произошли. Так, Питер Райс, который был президентом 21st Century Fox, председателем и генеральным директором Fox Networks Group, теперь станет председателем Walt Disney Television и сопредседателем Disney Media Networks. Он заменяет на этих должностях Бена Шервуда, который покинет компанию. Рита Ферро, названная президентом Disney advertising sales в сентябре прошлого года, будет контролировать все медиаобъекты Disney, включая новые активы от Fox.
Ранее сообщалось, что сумма сделки составит $52,4 млрд. За несколько месяцев тяжёлых переговоров она стала почти на $20 млрд больше. Это произошло после того, как в переговоры вмешался медиагигант Comcast, который также заявил о своем намерении выдвинуть FOX встречное предложение о покупке.

ПОДКОП ПОД РЕПУТАЦИЮ КЛАССИКА

Подкоп под репутацию классика

При продаже искусства продается, конечно, сама работа, но в еще большей степени продается мнение о ней.
Photo copyright: Gazanfarulla Khan. CC BY-ND 2.0
Провинция отличается от столицы прежде всего определенностью. В провинции точно знают, что надо носить, читать и смотреть. В столице же, где куется настоящее и отчасти будущее такой уверенности вы не встретите. Хаос, брауновское движение молекул, муравейник.
Английские критики, встречаясь с новым и непонятным, на всякий случай ведут себя осторожно. Кто его знает, обругаешь, а это потом станет известным и популярным. Получается порой как в сказке о Голом короле – платье его величества и несомненные достоинства шитья существуют только в воображении, но возражать никто не смеет. Прослывешь неучем и невеждой. В таком случае лучше всего сказать что-нибудь неопределенное, например HOW INTERESTING!
Английское слово conceptual – концептуальный начинается со слога “CON”, что на разговорном языке означает «надувательство, разводку, лохотрон». CON ARTIST – значит, «жулик».
Удивительно, но известнейший концептуальный артист Damien Hirst в газете Independent удостоился именно такого сокращения. Статья называется «Продавайте, пока не поздно…» Дэймиен Херст – один из самых успешных и богатых британских художников, в 2008 году он поставил мировой рекорд продав на разных аукционах своих работ на 118 миллионов фунтов, почти 180 миллионов долларов.
Напомним его этапы большого пути. В 1992 году известный коллекционер Чарльз Саачи заказал ему работу «Физическая невозможность смерти в сознании живого человека».
Это была акула, залитая формалином. На покупку акулы и формальдегида, на изготовление, ушло 50 тысяч, но мастер галерейного дела устроил работе такую славу, что в 2005-м она ушла с аукциона за 10 миллионов зелеными.
За полтора миллиона продалась работа «Гимн», огромная модель человеческого скелета. Художник, окрыленный большими деньгами, замахнулся на грандиозный проект «Ради Божественной Любви» – череп Гомо Сапиенса, утыканный бриллиантами, всего 8601 штука. Глаз не оторвать, цена – 80 миллионов. Были и другие работы, и немало, ибо наш герой любит трудиться и выдает на-гора обильно.
При продаже искусства продается, конечно, сама работа, но в еще большей степени продается мнение о ней. Так, полотно известного мастера вмиг обесценивается, когда выясняется, что оно – подделка. Тот холст, те же краски и рама. Только что стоило миллионы и вдруг бац! – не стоит почти ничего. Что изменилось? Мнение.
Конечно, череп с бриллиантами совершенно обесцениться не может, но все остальное в наследии Херста поплывет, если мнение о нем переменится. За подкоп под репутацию классика взялся известный галерейщик Джулиан Сполдинг.
«Король – голый, – пишет он в газете Индепедент, – когда придет понимание, что все это не искусство, вся структура рухнет. Херсту не место в музее Тэйта. Он не художник. К примеру, его акула, за 12 миллионов, на самом деле не стоит ни копейки, и не потому, что это великое искусство, хорошее искусство или плохое искусство, а потому что к искусству это вообще не имеет никакого отношения».
Как вы быть может почувствовали, я цитирую господина Сполдинга с некоторым злорадством, поскольку он выражает некоторые мои тайные мысли.
Объективности ради должен признать, что момент оперативности упущен. Как говорят в народе – поздняк метаться. Дэймиан Херст из гениев и классиков так просто не уйдет, даже если сам того захочет.
Коллекционеры на позволят. Денежная масса.
Сева Новгородцев
Источник: Facebook

Почему Пурим актуален сегодня, как никогда?

Почему Пурим актуален сегодня, как никогда?

Если вы следите за тем, что происходит в мире, наверняка у вас все чаще возникают мысли, а не сошел ли мир с ума? Стали привычными жесткие заголовки новостей, националистические лозунги и призывы к насилию, репортажи о взрывах антисемитизма, дроблении союзов и стран на осколки.
Photo copyright: StateofIsrael. CC BY 2.0
Принято считать, что правильный диагноз – половина лечения. Но в эпоху засилья фальшивых новостей и “постправды”, когда идет целенаправленное распространение лживых новостей и слухи в социальных сетях влияют на нас больше, чем происходящее в действительности, “жители города Сузы находятся в растерянности” – нам все труднее разобраться, кто прав, кто виноват.

Кому можно доверять?

Еще в древнем Персидском царстве две с половиной тысячи лет назад было несколько влиятельных групп, которые пытались убедить остальных в своей правоте. В те времена, как и сегодня, непросто было понять, кто из них прав, кто виноват. Каббала говорит, что и тогда, и сейчас, люди действовали исходя из своей эгоистической природы.
Человеку свойственно использовать других ради своей пользы. Винить в этом можно только наш необузданный эгоизм, который олицетворяет Аман. С ним мы знакомимся, читая “Свиток Эстер”. Аман символизирует силу, направленную против построения хороших отношений между людьми. Он не дает нам выслушать других людей, считаться с ними, подталкивает нас подавлять всех, превалировать над остальными.
Аману противостоит Мордехай, на первый взгляд, персонаж менее харизматичный. Однако Мордехай обладает большой внутренней силой и является носителем методики объединения, позволяющей прийти к гармонии в отношениях между людьми. Он хорошо понимает причину, по которой жители города Сузы оказались в трудном положении. Ведь пока отношения между людьми строятся на чистом эгоизме, что на языке “Свитка Эстер” означает – люди порабощены Аманом, эти отношения очень легко любым вмешательством разрушить как карточный домик.
Мордехай решает действовать и призывает людей соблюдать единственное правило: подняться над возникающими разногласиями и конфликтами. Он предупреждает, чтобы люди не поддавались на обманные ухищрения и соблазны Амана, предлагает построить сплоченное общество над всеми разногласиями. В основе методики, которую хочет реализовать Мордехай, лежит стремление к единству, скрытое в глубине сердца еврейского народа, подталкивающее его к объединению.
Аман не собирается уступать Мордехаю. Он требует истребить всех евреев. Методика объединения народа, которую предлагает Мордехай, ему чужда.
Изначально евреи стремились жить, соблюдая закон “любви к ближнему как к себе”. Даже тогда, когда это стремление к любви ослабевало, его можно было снова пробудить. Евреи понимали, что могут достигнуть счастья и благополучия только на основе отношений любви и братства. И эта внутренняя потребность к любви всегда заставляла евреев опасаться Амана.
Аман не терпит такого отношения и требует уничтожить евреев. Когда царь Ахашверош соглашается с Аманом и разрешает истребить евреев, Мордехай обращается за помощью к царице Эстер. Эстер соглашается помочь. Она говорит Мордехаю: “Иди и собери всех евреев! Скажи им, чтобы все вместе постились три дня, объединились между собой, и тогда я попрошу за них царя”.
Три дня евреи стараются подняться над своим эгоизмом и объединиться. В итоге они достигают такой силы объединения, что им удается спастись.

Современный Вавилон

История Пурима актуальна и сегодня. Для этого достаточно взглянуть на евреев в любой стране и особенно в Америке. Сущность Амана – заботиться только о себе – приводит нас к безудержной гонке в погоне за материальными благами, стремлению к власти и эксплуатации других людей. Зачастую нам кажется, что, преуспев в этой гонке, мы станем счастливыми.
Ценности, основанные на любви к ближнему, которые предложил евреям Мордехай, сегодня многим кажутся наивными. Нам кажется, что Аман побеждает, что его подход к жизни – правильный. Американские евреи при помощи денег и сильных позиций во властной элите добились огромного влияния в обществе. В политике и бизнесе, в средствах массовой информации и спорте – везде сильный использует слабого в своих целях. И действительно, в таком жестком, агрессивном мире, казалось бы, нет места объединению и любви к ближнему.
Но это не так! Именно мы, евреи, можем реализовать между собой и во всем мире принципы и ценности, основанные на взаимной ответственности и любви к ближнему. Вместо нас никто этого не сделает.
В первую очередь мы должны показать миру пример настоящего объединения. Если мы не выполним эту свою уникальную миссию, мир будет еще больше оказывать на нас давление. Мы переживаем невиданные с тридцатых годов прошлого века волны антисемитизма, призывы к бойкоту Израиля, ухудшение отношения к нам со стороны европейцев и американцев.
Нас снова и снова обвиняют во всех бедах человечества без всякой на то причины. Мы должны понимать, что результирующей составляющей всех обвинений является направленный к нам призыв: проснуться и начать действовать строго в соответствии со своим предназначением. Евреи должны осознать свою роль, объединиться, и помочь всему человечеству сплотиться и жить по законам любви и взаимной ответственности.

“Иди и собери всех евреев!”

Сегодня призыв Эстер и Мордехая по-прежнему важен и актуален. Решение всех наших проблем в том, чтобы объединиться и подняться над разделяющим нас эгоизмом. Мы знаем немало примеров, когда евреи объединяются в трудные времена. Но этого недостаточно, нам надо научиться быть сплоченными постоянно.
Мы должны поддерживать объединение и любовь друг к другу над всеми различиями и разногласиями, как братья в одной семье, как различные цветы в одном букете. Кто оказывается правым в сложной ситуации? Тот, кто поднимается над противоречиями и разногласиями, для кого единство превыше всего.
Наш народ должен стать символом единства и любви, “светом для всех народов”, примером для подражания в отношениях друг к другу. В одиночку никто не справится с этой задачей, но мы можем сделать это вместе.
Пурим – это совершенное состояние, которое мы должны ощутить. Если мы “повесим на дереве” эгоизм, который нас разделяет, если “посадим на коня” любовь к ближнему, то сможем реализовать внутреннюю суть праздника Пурим, принеся в мир действительно радость и веселье.
С веселым праздником Пурим!
Михаэль Лайтман (философия PhD, биокибернетика MSc) – ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК)

ТРИУМФ ЛИЛИТ

Триумф Лилит

В далёком 1976 году я участвовал в Межзональном турнире в швейцарском городе Биле. В ресторане Дворца Конгрессов ко мне за столик подсел молодой человек, наверное, студент. Его интересовало: почему в СССР преследуют таких достойных людей, как Сахаров и Солженицын? Я постарался не слишком клеветать на страну, которую представлял, но ответ всё же получился мрачным. Парень загрустил, а потом пожаловался в ответ: «У нас тоже немало проблем… половые, сексуальные…» Я поразился: как можно сравнивать зло тоталитаризма с мелочами вроде сексуальных неудобств моего собеседника, по предположению моего амстердамского товарища, наблюдавшего со стороны нашу беседу, гея?
Photo copyright: pixabay.com
Сейчас, вспоминая моё недоумение, я понимаю принципиальное различие этих двух проблем: сегодня именами Сахарова и Солженицына в Москве названы проспекты и площади, им поставлены памятники. Напротив, проблемы пола не исчезли. Это антагонистические противоречия, вечные.
Проблемы пола присутствуют в жизни со времени сотворения человека и связаны, вероятно, с двойной природой женщин. Первая женщина была сотворена вместе с Адамом: «И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ… МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ» (Бытие 1:27), вторая – позже: «И НАВЕЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ СОН НА ЧЕЛОВЕКА, И КОГДА УСНУЛ ОН, ВЗЯЛ ОН ОДНО ИЗ РЕБЕР ЕГО И ЗАКРЫЛ ПЛОТЬЮ МЕСТО ЕГО. И ПЕРЕУСТРОИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ РЕБРО, КОТОРОЕ ОН ВЗЯЛ У ЧЕЛОВЕКА, В ЖЕНУ, И ПРИВЕЛ ЕЕ К ЧЕЛОВЕКУ. И СКАЗАЛ ЧЕЛОВЕК: “НА ЭТОТ РАЗ – ЭТО КОСТЬ ОТ КОСТИ МОЕЙ И ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ МОЕЙ; ОНА НАРЕЧЕНА БУДЕТ ЖЕНОЮ, ИБО ОТ МУЖА ВЗЯТА ОНА”. ПОЭТОМУ ОСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕК ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ И ПРИЛЕПЛЯЕТСЯ К ЖЕНЕ СВОЕЙ, И ОНИ СТАНОВЯТСЯ ОДНОЙ ПЛОТЬЮ (2:21-24).
О первой женщине – демонической Лилит – упоминают ещё шумеры – в их версии эпоса о Гильгамеше: слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть. Каббала тоже говорит про неё. Лилит является первой феминисткой. Она мужененавистница – сбежала от Адама. Известна Лилит и как вредительница деторождения, и как детоубийца. Одним словом – ведьма. В русском фольклоре ближе всех к ней Баба Яга.
Впрочем, вторая женщина – Ева, тоже сразу втравила Адама в беду. Тот аккуратно, хотя и недолго, соблюдал наказ Создателя относительно Запретного плода. Но Ева, соблазнённая Змеем, его нарушила. По мнению некоторых комментаторов, Змей соблазнил Еву и в общепринятом смысле.
Отведав плод, Ева стала смертной. Движимая, по мнению комментаторов, ревностью – она умрёт, а Адам женится на другой – Ева настояла, чтобы запретный плод отведал и муж.
Союз Адама и Евы стал прообразом парной разнополой семьи. Ему следуют семьи наших праотцов и праматерей. В такой семье сперва женятся, и лишь потом развивают супружеские отношения. Например, впервые увидев Ривку, «ВВЕЛ ЕЕ ИЦХАК В ШАТЕР САРЫ, МАТЕРИ СВОЕЙ, И ВЗЯЛ РИВКУ, И ОНА СТАЛА ЕМУ ЖЕНОЮ, И ОН ПОЛЮБИЛ ЕЕ». Именно в таком порядке. Впрочем, Якову после того, как он впервые увидел Рахель и влюбился в неё, пришлось проработать за неё 7 лет, а из-за махинации своего тестя Лавана, так все 14. Но это из-за его бедности, жениться он готов был сразу.
Женщина была товаром, и дорогим: богатые дары за Ривку, 7 лет службы неимущего Якова. Царь Шхема Хамор торговал у Якова его дочь Дину в жёны своему сыну так: «ЧТО НИ СКАЖЕТЕ МНЕ, Я ДАМ. ВОЗЛОЖИТЕ НА МЕНЯ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВЫКУП И ДАРЫ, И Я ДАМ, КАК СКАЖЕТЕ МНЕ; ТОЛЬКО ОТДАЙТЕ ЕМУ ДЕВИЦУ В ЖЕНЫ!» (34:11-12).
Удивительно, у ортодоксальных евреев брачная технология мало чем изменилась с библейских времён. Она включает исследование потенциальных претендентов, знакомство, сватовство. У более либеральных модерн ортодоксов – пара свиданий молодых людей в людных местах вроде лобби отеля или кафе, у более строгих – один визит потенциального жениха в дом девушки. Потом, если молодые люди приглянулись друг другу, следуют предложение и помолвка. Как бы не относиться к этой рутине – традиционные еврейские семьи, как правило прочны, в них живут любовь супругов друг к другу и к детям.
В нееврейских цивилизациях сексуальная жизнь всегда была куда экзотичнее. Геродот описал Храмовую проституцию в Вавилоне: «Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу». О культовой проституции в Финикии свидетельствовал Блаженный Августин. Практика индийской храмовой проституции была официально запрещена лишь в 1988 году.
Историк Древней Греции Андре Боннар сообщает, что бережливые спартанцы часто брали на трёх-четырёх братьев одну жену. Это позволяло, среди прочего, экономить на небольшом количестве детей.
Женщины в Греции, пишет он, «начиная с первых веков истории находились в положении, близком к рабскому. Супруги были нужны лишь затем, чтобы расчетливо вести хозяйство и рожать детей, желательно мальчиков, которые нужны хозяину. Куртизанки же играли на флейте на перекрестках, танцевали на пирах философов или же услаждали ночи своих повелителей. Говорить ли о рабынях!..»
Тема отношения к детям в изложении Боннара: «Во всех греческих городах (кроме Фив) отцу семейства было предоставлено право избавляться от своих детей при их рождении как ему заблагорассудится. Чуть не ежедневно можно было видеть новорожденных, брошенных на обочинах дорог, иногда на ступенях храмов. Во всех городах греческого мира (кроме Афин) глава семьи мог продавать своих подросших детей работорговцам. В богатых семьях этим правом пользовались широко – так спасали от дробления родовое наследство». В Спарте новорожденных, родившихся слабыми, сбрасывали в пропасть.
Владимир Соловьёв в книге о Мухаммеде пишет о существовавшей в Аравии традиции закапывать избыточных новорожденных девочек живыми в землю. Мухаммед прекратил этот обычай. Возможно, это связано с законом о многожёнстве, включённом им в шариат.
Существовало в древности и целое государство Лолит-мужененавистниц – амазонок. Те рождённых ими мальчиков убивали, а девочек сохраняли.
Отношение полов изменил возникший в средневековье культ любви. Это, наверное, самое ценное, что внесло в Западную культуру рыцарство.
Рыцарю положено было завести себе «прекрасную даму», которой он писал стихи и посвящал подвиги. Отношения рыцаря и его прекрасной дамы предполагались идеальными и целомудренными. Как в представлении Дон Кихота у Сервантеса.
Одну из рыцарских легенд пересказал в «Голубой книге» Зощенко: «Какой-то рыцарь, отправляясь в поход, поручил жену своему другу. Друг влюбился в жену. Жена влюбилась в него. Но клятва верности, конечно, ненарушима.
И вот, чтобы сохранить и испытать эту верность, они спят в одной постели, положив между собой обоюдоострый меч.
Меч-то, может быть, они и положили, и спали, может быть, они тоже в одной постели, – этот исторический факт мы опровергать не будем, – но что касается всего остального, то, извините, сомневаемся».
Со времён рыцарства тема любви стала основной в европейской культуре. Любовь, со всеми её сложностями, стало принято считать высшей ценностью. Самое знаменитое любовное стихотворение в русской поэзии – пушкинское «Я помню чудное мгновенье…», посвящено Анне Керн. Правда строка о ней же из письма поэта другу цитированию не поддаётся.
Культ “вечной женственности” из рыцарских времён возродил в своей философии и поэзии Владимир Соловьёв:
Знайте же: вечная женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод.

Соловьёву следовал Александр Блок, например, циклом ««Стихов о Прекрасной Даме». «Прекрасной дамой» Блок, а за ним Андрей Белый, избрали жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву. Правда, сама Л.Д. была скорее от корня Лилит. В воспоминаниях она описывает, как тяготилась своей единственной непрошенной беременностью и каким облегчением для неё стала ранняя смерть младенца.

* * *

Но вот в наши дни в Америке история цивилизации как история любви закончилась. В американках возобладал дух Лилит, дух феминизма. Мужчин в целом они признали явлением негативным, а главным злом общества феминистки определили toxic masculinity (отравленное мужское начало). Они печатают статьи, вроде “Научно доказано: ядовитая мужественность – это тяжелейшая патология” или “Нет будущего без обезвреживания токсичных мужчин”. Можно посочувствовать нынешним мальчикам, в которых педагоги-женщины будут изживать их мужскую токсичность.
В университетах и колледжах привилась «hook up» культура, предписывающая молодым людям иметь секс без каких-либо личных отношений. Какие уж там «прекрасные дамы»! Тут полная противоположность любви.
С этой опросчённостью секса в колледжах связано, определённо, большое количество безосновательных обвинений студентками своих партнёров в изнасилованиях, порой через много месяцев после «hook up» секса. Лилит Хиллари Клинтон сформулировала политику: «Всем обвинительницам нужно незамедлительно верить». Массачусетский окружной судья Ф.Деннис Сейлор заметил, что рутинные осуждения студентов за изнасилования «ближе к Салему 1692 года (место обвинения и сожжения «Салемских ведьм»), чем к сегодняшнему Бостону (главному студенческому городу Америки)».
Рельефнее всего торжество Лилит в американской жизни проявилось в отношении убийства младенцев. В нескольких штатах разрешено убивать оформившихся младенцев до самого момента их первого плача, или даже позже. Губернатор Вирджинии Ральф Нортэм, поддержав убийство младенцев, объявил приоритет права женщины не быть матерью над правом ребенка на жизнь. Это и понятно – ребёнок не голосует.
Естественно – в стране торжествующих Лилит победа на выборах Дональда Трампа – успешного, уверенного в себе традиционного белого мужчины (сейчас качество «белый мужчина» признано отдельным злом), к тому же женолюба, обладателя toxic masculinity, вызвало яростное негодование. Уже на следующий день после вступления Трампа в должность десятки тысяч ведьм в розовых чепчиках, вопя и матерясь, провели «Женский марш» протеста. Они заподозрили, что может оказаться под угрозой их право убивать младенцев. Другой подобный по накалу шабаш буйствовал во время утверждения членом Верховного суда консервативного Бретта Кавано. Очевидно, по той же причине – не затруднят ли для Лилит убийство их младенцев?
Естественным представляется антисемитизм американского содружества Лилит. Ведь ещё Бабель в эссе «Одесса», как бы дразня Лилит, определил: «Они (евреи) женятся для того, чтобы не быть одинокими, любят для того, чтобы жить в веках… чадолюбивы потому, что это же очень хорошо и нужно – любить своих детей». Израиль – единственная из цивилизованных стран, в которой женщины заводят достаточно детей. Недаром ведьма Линда Сарсур – палестинская арабка и одна из руководительниц «Женского марша», провозгласила, что невозможно быть одновременно феминисткой и поддерживать Израиль.
Феминистки из евреек и не рвутся поддерживать Израиль, иные даже антисемитизм считают оправданным. На оплакивании в университете Нью-Йорка жертв расстрела мусульман в Новой Зеландии палестинская арабка Leen Dweik и еврейка Rose Asaf родом из Израиля атаковали сильно беременную Челси Клинтон. Две Лилит, по их словам, «непоколебимые в солидарности с палестинцами в их борьбе за свободу и права человека», обвинили президентскую дочку в том, что причиной теракта стало её осуждение антисемитизма конгрессменши-мусульманки Ilhan Omar.
В сегодняшней Америке Лилит торжествуют.
Борис Гулько