Правила общения на Уолл-стрит: «Не ужинать с коллегами женского пола. Не сидеть рядом с ними в самолете. Комнаты в отелях – на разных этажах. Избегайте собраний тет-а-тет».
Один менеджер-инвестор сказал, что он больше не встречается с сотрудницами в кабинетах, где нет окон, и старается держаться подальше в лифтах. Другой инвестор сказал: Никаких ужинов с женщинами моложе 35.
Все это бьет по карьерам женщин: их не приглашают выпивать после работы, где заводятся настоящие контакты, и боссы с ними не встречаются тет-а-тет, чтобы доверить им профессиональные секреты.
Начальница в ФБ горюет: «В руководстве компаний намного больше мужчин, и если они начнут серьезно избегать женщин, это ужасно. Потому что каждому, кто пытается сделать карьеру, нужна «рука» или mentor, который не только распознает твой талант, но и будет тебя проталкивать. Без контакта один-на-один такое менторство затруднительно.
В общем, как всегда и во всем: восстают Троцкие, а достается Бронштейнам; бесталанные лузерши устраивают движухи, а карьеры ломаются у тех, кто мог бы преуспеть.
Адвокат по занятости предупредил, чтобы мужчины не предпринимали радикальных шагов избегать женщин: «если вы будете активно избегать женщин из-за страха, что вас обвинят в харасменте, то вас могут обвинить в дискриминации по сексу».
Хануку в ряду еврейских праздников выделяет её зрелищность и загадочность. Ради чего любавичи в перестроечной Москве на Красной площади зажигали огни в огромной ханукальне, а советский военный оркестр наяривал Хаву Нагилу? В честь чего во всех углах нашего Фаер Лона в эту неделю каждый вечер загораются лампы в многочисленных уличных электрических ханукальнях?
Празднование Хануки установили во II веке до н. э. братья Маккавеи в честь победы ведомого ими восстания иудеев против ассимилированного еврейского истеблишмента и поддерживающих его войск греческого сирийского царства Селевкидов. Но эта победа стала вступлением к непримиримой вражде религиозных сект фарисеев и саддукеев, к их кровавой гражданской войне. В царствование саддукея Александра Яная из третьего поколения правителей династии Маккавеев враждебные ему фарисеи призвали на помощь из Сирии греческого царя Димитрия II. Коалиция фарисеев и греков разбила армию еврейского царя, и только неожиданно вспыхнувшее в Сирии восстание против Димитрия II спасло Иудею от возвращения её под правления Селевкидов.
Но вскоре сцепившиеся в войне за трон два сына Александра Яная пригласили разрешить их спор римского военачальника Гнея Помпея, и в 63 году до н.э. Иудея утратила независимость.
Политические последствия замечательной военной победы братьев Маккавеев оказались прискорбными, но духовные – велики. Эта победа развернула процесс эллинизации евреев и спасла иудаизм.
Существует два пути к постижению Всевышнего: интеллектуальный и через чудеса. Гениальный Авраам пришёл к единобожию, осмысляя окружающий мир. О таком пути пел Давид в псалме 19: «Небеса рассказывают о славе Бога, о деянии рук Его повествует небосвод». Но этот путь – для избранных, для тех, кто способен услышать это повествование небес.
Для большинства евреев путь к иудаизму проходил через чудо. После пересечения Красного моря посуху «узрел Израиль великую руку (великое деяние), которое совершил Господь над Египтом, и устрашился народ Господа, и поверили они в Господа и в Моше, Его раба» (Исход 14:31).
Победа армии Маккавеев была чудом. Иудеи в ханукальную неделю трижды в день благодарят в молитве Всевышнего – Он «отдал сильных в руки слабых, многочисленных – в руки немногих». В дни кризисов, во время войн участие Высшей Силы в нашей жизни становится заметнее.
Да и получение самим Моше его миссии от Всевышнего сопровождалось чудом: «Увидел он: и вот, терновник горит огнем, и терновник (огнем) не пожирается. И сказал Моше: «Приступлю же и посмотрю на это великое видение: почему не сгорает терновник» (3:2-3). Аналогичное чудо – несгорания, стало основной темой праздника Хануки: достаточное на один день оливковое масло из пузырька с печатью первосвященника горело в миноре очищенного от идолопоклонства Маккавеями Иерусалимского Храма 8 дней. Ханука – это празднование вмешательства чудес в нашу жизнь. То, что Ханука стала для наших поколений столь популярным праздником, показывает, что она затронула глубинные основы нашего бытия.
С начала 19 века эллинизация постепенно распространилась среди ашкеназских евреев. В страшной ВМВ выжили в основном ашкеназы трёх стран: Палестины, СССР и США. С ними-то и начали происходить чудеса, призванные спасти их от эллинизации.
29 ноября 1947 года СССР и США совместно поддержали в ООН создание государства Израиль. Ранее, с Фултонской речи Черчилля 5 марта 1946 года, началась Холодная война. СССР и США приблизились к грани реальной войны. Если что-то казалось выгодным СССР, то против этого неизменно возражали США, и наоборот. Если бы в ту пору одна из двух сверхдержав выступала против создания Израиля, принятое миром государство евреев возникнуть не могло. Как случилось, что одно из главных событий ХХ века состоялось с согласия обеих сверхдержав?
К осени 1947 года Сталин уже замышлял погубить советских евреев. Всего полтора месяца после голосования в ООН, на заснеженной улице Минска колёса грузовика по приказу Сталина раздавили тело председателя Советского антифашистского комитета, выдающегося режиссёра и актёра Соломона Михоэлса. Начиналась «борьба с космополитами». А уже 12 февраля 1953 года СССР разорвал дипотношения с юным Израилем.
Госдепартамент и министерство обороны США решительно выступали против поддержки их страной создания еврейского государства. Министр обороны США Джеймс Форрестол поучал президента Трумэна: «Вы просто не осознаете, что существует 40 млн арабов и только 400 тыс. евреев». Трудно понять, почему Трумэн пошёл против своих министров. Ведь вскоре он же нанёс Израилю удар в спину, присоединившись к, казалось, губительному для безоружного Израиля эмбарго ООН на поставки оружия на Ближний Восток. Только подвиг лидеров Чехословакии, нарушивших это эмбарго продажей Израилю необходимого ему оружия и поплатившихся за это жизнями (их казнил «за сионизм» Сталин) спас еврейское государство во время войны 1948 года.
Логическое продолжение той драмы: в начале 1953 года Сталин начал реализацию своего «окончательного решения еврейского вопроса». На середину марта были назначены публичные казни ведущих евреев-врачей на центральных площадях крупнейших советских городов. Хрущёв сообщил в мемуарах, что Сталин поручил ему, главе Московских городского и областного комитетов партии, организовать избиение евреев. Существует множество свидетельств о готовившейся высылке евреев «в отдалённые районы Восточной Сибири и Севера». Если бы убийства начались, их было бы уже не остановить. Члены Политбюро оказались бы «помазаны кровью». Но в последний момент жизнь Сталина оборвалась, и наши оказались спасены. Чтобы намекнуть, что это чудо, а не случайность, оно произошло на Пурим. В этот день евреи празднуют своё чудесное избавление от неминуемой гибели в древней Персии от рук злодея Амана.
К началу июня 1967 года советские Аманы подготовили уничтожение Израиля и населявших его евреев. Враги Израиля Египет и Сирия получили в изобилии самое совершенное советское оружие, чтобы «скинуть евреев в море». Также хорошо были готовы Иордания, а также находившийся на её территории иракский экспедиционный корпус. Иракцы немало отличились в начавшейся Шестидневной войне. Один из их пилотов даже повторил подвиг Николая Гастелло, направив свой самолёт на колонну израильтян. К счастью, евреи этот подвиг, как и в целом участие иракцев в войне, не заметили.
Молва донесла слова преподавателя Академии генерального штаба СССР, отказавшегося разбирать со слушателями ход Шестидневной войны: «Я занимаюсь реальными войнами, а не чудесами».
Следующее чудо вмешалось в судьбу советских евреев. К концу 60-х годов СССР был монолитной сверхдержавой с могучей армией и безжалостным всепронизывающим КГБ. Понятно, что многие евреи мечтали покинуть эту «империю зла». Но предположить, что у нас были на это шансы… Прошло всего 20 лет, СССР развалился, и все евреи, кто хотел – уехали.
Сегодня тревожно выглядит будущее американского еврейства. К концу обамовского 8-летия основная масса здешних евреев эллинизировалась. Прогрессивные ценности вытеснили из них этику ТАНАХа. Казалось, ничто не потревожит полное растворение евреев в левом конгломерате Америки. Так, в последние дни письмо в поддержку Линды Сарсур, «палестинки», ведущей яростную антиизраильскую деятельность в США, собрало несколько сот подписей раввинов и функционеров еврейских организаций. Подписанты «обязались сотрудничать с ней ради более справедливого и равноправного общества», то есть тоже бороться за разрушение Израиля.
Неожиданную роль в жизни американских евреев играет ныне празднование Хануки. Она стала их ответом красочному празднованию Рождества. Возвращаясь недавно из гостей, я повстречал дом, увитый, как многие дома христиан, сотнями лампочек. Но перед фасадом дома неожиданно сиял большой синий Маген Давид.
Картину разорванного самосознания ассимилированного американского еврея драматично представил новеллист М.Д.Лукас в эссе «Лицемерие Хануки», опубликованном «Нью-Йорк Таймс» 1-го декабря. Автор вдруг заметил, что «по сути, Ханука празднует торжество фундаментализма над космополитизмом. Ответом наших ассимилированных евреев на Рождество стал праздник порабощения фундаменталистами ассимилированных евреев… Но кто я, если не эллинизированный еврей?… Очевидно, что Маккавеи ненавидели бы меня – я ассимилирован и я – продукт смешанного брака… А что бы они сказали о моей привязанности к Берни Сандерсу?»
Но праздновать Рождество Лукас ещё не готов: «В этом году, из-за отсутствия лучшей альтернативы, я собираюсь попытаться отпраздновать Хануку со всеми её противоречиями… Я скажу молитву за эллинизированных евреев и за «предательских евреев» наших дней».
Чудом американской жизни стала победа Трампа на выборах 2016 года. Она не могла случиться никак. Против Трампа боролись госаппарат и все медиа. «Нью-Йорк Таймс» в день выборов щедро отводил на вероятность его победы 2%. Но победа случилась.
Президент в США – больше, чем главный администратор. Он – лицо страны, образец для подражания. Поэтому верность президента супруге оказывается важнее, чем ненужная или вредная война. Положение Клинтона пошатнули не бесстыдные трёхмесячные бомбёжки Сербии, а интрижка с Моникой. Обама продвинул ислам в число основных религий Америки, сделал борьбу с «исламофобией» одной из икон прогрессивизма, а Израиль превратил в государство-парию. Левые евреи приняли такую картину мира.
Сейчас лицо страны переменилось. Перед глазами поражённых евреев стоит сверхуспешный президент Трамп, передвинувший поддержку Израиля в центр своей внешней политики. Влиятельные, красивые Иванка и Джаред Кушнер – ортодоксальные иудеи и главные советники президента, перед выборами ездили молиться о его победе на могилу последнего любавического реббе. Легко сказать, что это – суеверие, и помочь не должно… Трамп победил.
Внуки президента США посещают еврейскую школу. Ханука в Белом доме праздновалась в этом году по ортодоксальному обряду, а не среди сброда, который приглашал на зажигание ханукальных свечей Обама. Конечно, «Нью-Йорк Таймс» и прочие левые медиа, которую читают и смотрят американские евреи, проклинают Трампа и его семью. Но со временем картина президентского семейства может начать на них действовать.
Чудо победы Маккавеев повлияло на ассимилированных античных евреев. Чудеса израильских будней привели к тому, что сейчас 80% тамошних евреев положительно отвечают на вопрос, верят ли они в Бога. Растворявшиеся в советских буднях советские евреи после чуда Шестидневной войны встрепенулись и героически пробили «Железный занавес».
Пробудятся ли в американских евреях, на фоне беспрецедентного расположения президента и его близких к Израилю, иудеи?
Французская республика своей ежегодной премией «Свобода-Равенство-Братство», вручаемой «организациям, вне зависимости от их национальной принадлежности или государственных границ, за конкретный вклад в защиту прав человека во Франции или за рубежом», отметила представителей Китая, Беларуси, Нигера, Колумбии и Израиля/ПА.
Израиль/ПА представлен в лице выдающихся правозащитников из организаций Бецелем (Иерусалим) и Аль-Хак (Рамалла).
Связка Бецелем/Аль-Хак тоже не случайна. Эти две (а по идейной составляющей – одна) организации совместными усилиями получают не только многочисленные премии, но и финансирование.
Если с Бецелем все давно ясно – есть в Израиле евреи, которые не прочь попилить международные бюджеты, проклиная свою страну и поддерживая ее врагов, – то об Аль-Хак (Al Haq) cкажу пару слов. (В принципе те, кто не знают ничего о Бецелем, могут спроецировать.)
Родилась Аль-Хак в 1979 году в Рамалле. Ее зачали в Женевской штаб-квартире Совета ООН по правам человека, а выносили и вскормили израильские левые радикалы. Примечательно, что эта была одна из первых, если вообще не первая, правозащитная организация в арабском мире.
Специализация у Аль-Хак была понятная: защищать права палестинского человечества в условиях сионисткой оккупации, что в основном выражалось и выражается в демонизации Израиля на всех доступных уровнях.
Чтобы добавить серьезности своей деятельности, Аль-Хак обзавелась юридической группой (не без помощи израильских единомышленников), которая сразу же принялась за масштабное исследование «О применении гуманитарного права к условиям израильской оккупации».
Труд этот я лично не читал, но, как отмечается в источниках, он получил высокую оценку в Женеве: отцы-зачинатели остались довольны первыми шагами своего крестника. А организация стала именоваться не только правозащитной, но еще и юридической.
Такие мелочи, как рабское положение арабской женщины, битвы хамул, казнокрадство, коррупция, сброс канализации в водные источники, правозащитников из Аль-Хак не интересовали: зачем заморачиваться, если все это можно свалить на Израиль.
С подачи Аль-Хак, например, мир узнает о палестинских жертвах во время антитеррористических операциях ЦАХАЛа – с тенденцией постоянного роста (а иногда удвоения и утроения) жертв, среди которых становится все больше женщин и детей и все меньше – боевиков.
В 1990 году, когда Аль-Хаг (совместно с Бецелем, разумеется) получила голландскую премию Geuzenpenning, после чего в прессе США ее (организацию) назвали «передовым отрядом Арафата», намекая, чей именно заказ отрабатывают правозащитники из Рамаллы.
Аль-Хак был среди тех, кто пытался привлечь к ответственности Великобританию за «международные преступления Израиля» на том основании, что эта страна была родиной Декларации Бальфура. Также велись дела – уже под крышей BDS – против британских компаний за работу «на оккупированных территориях».
В правлении организации с сомнением отнеслись к идее «двух государств», полагая, что хватит и одного с палестинским большинством.
На Всемирной конференции в Дурбане 2001 года правозащитники из Аль-Хак вели горячие споры о том, является ли сионизм эквивалентом расизма. На той же конференции был сформулирован лозунг «Конец сионизма равняется установлению мира».
Так, в 2013 году Аль-Хак развернула мощную пропагандистскую кампанию, доказывая, что Израиль «крадет воду у палестинцев». Задача – нарушить сотрудничество между «Мекорот» и голландскими водохозяйственными компаниями.
2015 году Аль-Хак была одним из лидеров кампании против Orange, что, по-видимому, и привело к прекращению работы этого бренда в Израиле.
В 2017 году Аль-Хак призвала к запрету на импорт товаров с «оккупированных территорий», а также оказывала давление на правительство Франции, чтобы то немедленно прекратило все финансовые связи с израильской банковской системой.
В специальном докладе министерства внутренней безопасности за 2018 года утверждается, что эта организация работает в координации и при непосредственном сотрудничестве с террористической организацией НФОП.
Шаван Джабарин, который возглавляет Аль-Хак с 2006 года, был одним из главарей НФОП и несколько раз по приговору израильских судов отбывал тюремные заключения за террор.
Долгие годы Джабарину отказывают в выезде из Израиля. Рассматривая одну из апелляций, судьи БАГАЦа, которым были предоставлены секретные материалы, записали в своем постановлении: «Не вызывает сомнения, что под личиной генерального директора правозащитной организации скрывается активист террористического формирования, не брезгующего ни убийствами, ни попытками убийства. Ничего общего с правами человека в деятельности этого человека не усматривается».
Джабарин – не единственный в Аль-Хак, у которого прошлое связано с террором. Зиад Мухаммад Шхаде Хамидиан, который более десяти лет работает в Аль-Хак и в настоящее время руководит в ней отделом, задерживался в 1996 году и в период с 2005 по 2007 год за террористическую деятельность в составе НФОП.
Захи Абдель-Хади Мухаммад Джарадат в течение нескольких лет работает в Аль-Хак в качестве одного из руководителей. За участие в терактах, организованных НФОП, получил четыре года лишения свободы
Можно еще много что написать по поводу лауреатов премии Французской республики, но в принципе и так понятно.
Vive la France! И никакого антисемитизма, ведь среди лауреатов евреи тоже.
На Йом Кипур 1948 года в Москве случилось знаменательное событие. Десятки тысяч московских евреев пришли к Хоральной синагоге приветствовать посла недавно образованного Израиля. Сталина это возмутило предельно, он заподозрил нас в отсутствии советского патриотизма. Евреев обвинили одновременно в противоречащих друг другу национализме и космополитизме и решили «изъять из обращения».
Болезненна тема отношения евреев к стране проживания. Весьма патриотичную группу являли некогда немецкие евреи. Они даже называли себя не евреями, а немцами Моисеева завета. Связь их с этим «заветом» тоже была хлипкой. Принятие христианства и смешанные браки среди немецких евреев были делом обыденным.
Немецкая цивилизация, давшая миру великих философов и композиторов, учёных и поэтов, была чрезвычайно привлекательной для центрально- и восточноевропейского еврейства. Кафка писал на немецком. Мандельштам призвал в стихотворении «К НЕМЕЦКОЙ РЕЧИ»:
Поучимся ж серьезности и чести
На западе у чуждого семейства.
Немецкие евреи проявили себя самоотверженными воинами в Первой мировой войне, многие были увенчаны всяческими «Железными Крестами». Но в 1933-м году Германия приняла Гитлера и отвергла своих евреев. Для тех это стало непереносимой душевной драмой.
Характерна судьба выкреста, выдающегося химика, Нобелевского лауреата Фрица Габера. Его метод получения аммиака из водорода и атмосферного азота обеспечил мир сельскохозяйственными удобрениями. Половина населения Земли ныне не умирает от голода благодаря открытию Габера. Другое направление деятельности Габера сделало его «отцом химического оружия». Габер был энтузиастом применения Германией отравляющих газов. Из-за стыда за это оружие покончила с собой жена Габера, помогавшая ему в исследованиях.
Патриотизм Габера запечатлён в его кредо: «В мирное время учёный принадлежит миру, но во время войны он принадлежит своей стране».
В 1933 году Габеру пришлось покинуть Германию. Хаим Вейцман предложил ему место ректора научно-исследовательского института в Палестине, носящего ныне имя самого Вейцмана. 65-летний Габер принял предложение, но не перенёс разлуки с Германией и по дороге в Палестину скончался.
Недавно В. Чернухин на израильском сайте «Хадашот» рассказал о предвоенных совместных усилиях нацистов и сионистских лидеров Палестины переселить немецких евреев в Землю Израиля. 25 августа 1933 года они даже подписали соглашение об этом, получившее название «Хаавара» (Перемещение). Когда-то советская пропаганда любила мусолить тему этого сотрудничества. Нацисты, следуя самоубийственной для своей страны идее изгнания из неё еврейского населения, даже нашли способ обеспечивать соглашавшихся уехать в Палестину евреев тысячью фунтов, необходимых для преодоления эмигрантской квоты, установленной Англией. Поборниками сионизма в ту пору являлись нацисты, а его врагом – Англия.
В Палестину перед войной перебрались, по разным источникам, то ли 60 000, то ли 80 000 из полумиллиона немецких евреев. 170 000 из оставшихся Германии, но не нашедших себе укрытия – погибли. Почему они не воспользовались Палестиной как убежищем?
Знакомые моей сестры Бэллы, живущей в поселении Долев в Шомроне, рассказали ей о судьбе их тёти, в середине 30-х годов приехавшей в Палестину. Пожив здесь совсем немного, она вернулась в Германию. Причина? В Палестине не было должной культурной жизни, «даже оперного театра», – жаловалась тётя. Больше о ней не слышали.
В 2010 году на турецком корабле Mavi Marmara, пытавшемся прорвать блокаду Газы, среди турецких террористов находилась и пережившая ребёнком Холокост немецкая еврейка Хеди Эпштейн. В интервью она рассказала, что её родители могли спастись, эмигрировав в Палестину, но, настроенные антисионистски, они предпочли погибнуть в родной Германии. 85-летняя Хеди хранит антисионистскую традицию своих родителей, но живёт в США. Патриотов Германии среди немецких евреев практически не осталось.
Патриотизм советских евреев первой половины ХХ века был в большой степени основан на идеологии. Вряд ли какая иная этническая группа граждан СССР относилась к коммунистической доктрине с таким пиететом, как евреи. Этапы увядания этого пиетета: террор 1937 года, выкосивший наиболее убеждённых евреев-коммунистов; антисемитская кампания «борьбы с безродными космополитами» 1948-53 годов и «дело врачей; разоблачения Хрущёвым преступлений правления Сталина в 1956-м году; чудо победы Израиля в Шестидневной войне 1967 года. Опасения Сталина оправдались – еврейский национализм напрочь вытеснил из наших душ советский патриотизм.
С конца 60-х годов борьба за эмиграцию захватила многих советских евреев. К 1988 году мы победили в этой борьбе. СССР развалился, и основная масса евреев покинула его развалины. Сейчас в России осталось примерно (насколько можно оценить число евреев, полу- и четверть евреев) 5-7% её прежнего еврейского населения.
От былого патриотизма русскоговорящих евреев осталась лишь наша привязанность к языку, богатому, гибкому и звучному. Особенно изысканным русским обладают почему-то писатели, подолгу живущие вне России. В старые времена это были Гоголь, Тургенев, в ХХ веке – Бунин, Набоков, в последние времена – Довлатов, Бродский, Канович, Акунин, Рубина.
Динамика патриотизма американских евреев является затейливой комбинацией патриотизма евреев российских и немецких. С начала ХХ века до Хрущёва (скорее даже до Солженицына с его «Архипелагом ГУЛАГ»), американские евреи верили в коммунистическую химеру более искренне, чем российские. Корнями многие из них были из тех же российских евреев, с тем же бэкграундом, но более энергичные, решившиеся на эмиграцию. И американские евреи, в отличие от своих незадачливых родственников, оставшихся в Российской империи, не наблюдали ужаса претворения марксовых теорий в жизнь. Поэтому идеализм американских евреев не подвергался испытанию реальностью. Впрочем, заметное число их уехало строить светлое будущее в СССР. Я встречал детей этих подвижников среди отказников 70-80-х годов.
Любовь к коммунизму у многих американских евреев была в ту пору много сильнее любви к своей стране, и часть их пошла в сталинские шпионы. Величайшим достижением этих стала передача Сталину секретов изготовления атомной бомбы. Казнённые на иэлектрическом стуле супруги Розенберг – далеко не единственная и даже не важная часть в цепи еврейских агентов Сталина. Даже отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер – из немецких евреев – имел коммунистические симпатии. Он был плотно окружён коммунистами (например, женой и братом), и из-за этого в 1954 году лишился допуска к секретным работам.
Некоторые левые евреи пострадали от Комиссии сенатора Маккарти по расследованию антиамериканской деятельности 1953-57 годов, о чём позже написали книги и сняли фильмы.
Сионизм американских евреев имел те же источники, что и у советских: провозглашение Израиля, Шестидневная война. Потом ещё советские евреи подтолкнули американских к участию в нашей борьбе за свободный выезд из СССР (Let My People Go!).
Патриотизм трёх четвертей американских евреев XXI века строится, как некогда у немецких, на преданности американской культуре. Только у них это не Кант и Гегель, не Бетховен и Вагнер, не Гёте и Шиллер, а берущий начало от марксистских движений первой половины ХХ века и идей молодёжного радикализма 60-х годов постмодернизм с его многочисленными симулякрами левых идеологий: социализмом, мультикультурализмом, политкорректностью, феминизмом, «разнообразием», чёрным расизмом, «равенством браков», «борьбой с исламофобией», бесконтрольной иммиграцией, антисионизмом и прочим. Об этих симулякрах я писал в эссе «Гиперреальность Америки». (http://kontinentusa.com/gipperrealnost-ameriki/)
Постмодернизм современных американских евреев, поскольку он включает в себя антисионизм, вытеснил у них национализм и приблизил к антисемитизму. В Америке расцвели еврейские антиизраильские организации, такие, как J-Street и New Israel Fund. Даже некогда респектабельная Антидиффамационная лига под руководством ставленника Обамы Д. Гринблатта стала антисионистской – осудила перенос американского посольства в Иерусалим, и даже враждебной евреям – способствовала карьерному росту близкого к Фаррахану антисемита Эллисона – ныне второго человека в Демпартии. Один из ведущих еврейских интеллектуалов Америки Денис Прегер в недавней публикации сообщил: «Как ни прискорбно это признать, но большинство лидеров движения BDS, призывающих мир бойкотировать Израиль, – левые евреи» (Цитаты из Прегера – в переводе Сони Тучинской).
Угроза американскому постмодернизму, представляемая президентом Трампом, его решительными действиями во внешней и внутренней политике, вызвала отвержение Трампа левыми евреями Америки. «Паства многих неортодоксальных синагог сидела шиву (траурное оплакивание), когда Дональд Трамп был избран президентом США» – пишет Прегер.
Патриотизм правой части американских евреев – в основном, ортодоксов и русскоязычных – основан в известной мере на поддержке Америкой, начиная с 1948 года, Израиля. Еврейский раскол отражается в партийной принадлежности: 75% евреев поддерживают Демпартию, заметно (а в годы президентства Обамы явно) антиизраильскую, а всего одна четвертая часть(25%) – произраильскую Республиканскую.
Этот раскол отчётливо виден в отношении американских евреев к ближайшим советникам Трампа – к его дочери Иванке и к Джареду Кушнеру – паре, которую история за заслуги перед евреями со временем сможет поставить в ряд с царицей Эстер и Мордехаем. С Кушнерами связывают резкий разворот из предельно враждебной Израилю политики Обамы к беспрецедентно благосклонной – нынешней администрации. Перенос посольства – только самое зримое проявление этой политики. Тут и отказ от ядерного договора с Ираном, и от абсурдного определения статуса «палестинский беженец» как наследуемого, и прекращение субсидирования палестинских террористических организаций, и закрытие представительства «Палестины» в Вашингтоне.
Но еврейские патриоты постмодернистской Америки открыто демонстрируют вражду по отношению к супругам Кушнер. Поводы: администрация Трампа препятствует эмиграции в США мусульман из наиболее опасных стран (похоже, левые евреи мечтают о буднях как во Франции, в которых мусульмане атакуют еврейские школы, стреляют по синагогам и убивают евреев в кошерных магазинах); Трамп не взял сторону в оценке потасовки в Шарлотсвилле, в которой штурмовики Антифы атаковали участников митинга в защиту памятников участникам армии Конфедерации.
Особенно омерзительна антитрамповская истерия в связи с убийством евреев в питтсбургской синагоге. Самого произраильского в истории США президента обвинили без малейшей причины в разжигании … антисемитизма. Когда Трамп прибыл в питтсбургскую синагогу «Эц а-хаим» (Древо жизни), чтобы почтить память погибших, его встретила массовая еврейская демонстрация протеста. Семья убитого в синагоге 71-летнего Даниэля Штерна заявила, что не желает, чтобы Трамп посетил их выразить сочувствие. Президент парижской группы «Проект Алладин», борющейся с отрицанием Холокоста, Лея Пизар – дочь прошедшего через Освенцим советника президента Кеннеди, написала: «Немыслимо, что Джаред может остаться связанным с администрацией после Питтсбурга» и назвала Кушнера «фиговым листом» президента.
В статье «Хороши ли Джаред и Иванка для евреев?» антиизраильская «Нью-Йорк Таймс» сообщает, что глава нью-йоркской иешивы рабби Эйтан Такер – приёмный сын известного сенатора Джозефа Либермана, предупредил Кушнеров: если те вернутся жить в Нью-Йорк, они будут отвергнуты местной еврейской общиной – «Они не будут изгнаны, но я не думаю, что в какой-то синагоге им в Шабат дадут приглашение к Торе».
Денис Прегер дал суровую оценку общине прогрессивных евреев Америки: «Невозможно переоценить масштаб ущерба, привносимого в мир левыми евреями Америки. Ущерб глобальный, нанесенный как иудаизму, так и самому еврейскому народу. А если смотреть правде в глаза, то и всей Америке».
Чтобы оценить справедливость этих слов, стоит сравнить патриотизм американских евреев с естественным патриотизмом жителей еврейской страны. Израильтяне отвергли социализм – партии с социалистической программой становятся в стране маргинальными. Более 80% израильских евреев приветствуют деятельность Трампа, связанную с Израилем. В США же – по опросу Американского Еврейского комитета за 2018 год – 41 процент американских евреев решительно не согласны с политикой Трампа относительно Израиля и 71 процент хранит негативные чувства к своему президенту.
Поддержка США необходима Израилю. Её обеспечивают миллионы евангельских христиан, для которых поразительные успехи еврейского государства служат подтверждением их религиозной доктрины. По опросам иудаизм является самой уважаемой религией среди американцев.
А что же американские левые евреи? Им предстоит судьба немецких евреев: либо обрести аутентичный еврейский патриотизм, либо исчезнуть (всё же не те времена: ассимилироваться).
США впервые за 75 лет (с 1943 г.) стали нетто-экспортером нефти и нефтепродуктов, передает Bloomberg со ссылкой на данные минэнерго страны.
Превышение экспорта нефти и нефтепродуктов над импортом за прошедшую неделю (24–30 ноября) составило 211 000 баррелей в сутки. В среднем в течение 2018 г. США фиксировали нетто-импорт на уровне более 2 млн баррелей в сутки. Экспорт американской нефти в отчетном периоде достиг рекордных 3,2 млн баррелей в сутки, по данным министерства.
Президент США Дональд Трамп 5 декабря выразил надежду на то, что ОПЕК сохранит поставки нефти на текущем уровне и не будет вводить дополнительные ограничения на ее добычу. «Надеюсь, что ОПЕК сохранит поставки нефти на их нынешнем уровне, не будет их ограничивать. Мир не хочет высоких цен на нефть, они ему не нужны», – написал Трамп в Twitter.
Он был звездой «Маккаби», легко добился руки и сердца красотки и даже в концлагере Терезиенштадт вошел в Совет старейшин. Пока жена томилась в бараке, он сделал предложение другой юной особе – спать с ним или отправиться в Освенцим. Девушка отказала ему и выжила – как и его жена.
Гертруда Клейнова, для близких просто Трауте или Труди, родилась в австро-венгерском городе Брюнн 13 августа 1918 года. Вскоре после ее рождения Первая мировая война закончилась – Чехословакия стала независимой, ее родной город стал называться Брно. С раннего детства девочке пришлось работать – помогать овдовевшей матери доставлять молоко соседям. Помимо этого, в жизни Труди были школа и спорт.
После уроков мальчишки-одноклассники помогали ей с бидонами и бутылками, чтобы поскорее вместе побежать в спортзал. Там, за столом для пинг-понга, Труди была королевой. Ни один мальчишка не мог ее обыграть. А кто-то из взрослых, увидев ее игру, посоветовал девочке заняться настольным теннисом всерьез и записаться в местный клуб «Маккаби». В «Маккаби» ее приняли с восторгом. Тренер Эрик Фогель сразу понял, что из девушки можно будет вырастить чемпионку. А звезда «Маккаби» – член сборной по настольному теннису Жак, или Якуб, Шалингер – влюбился в нее по уши. Якуб был старше Труди на 15 лет.
В 17 лет Труди впервые приняла участие в чемпионате Чехословакии по настольному теннису. И обыграла действующую чемпионку мира, легенду настольного тенниса Мари Кетнерову. После этой победы Труди стала членом сборной Чехословакии. В составе сборной она завоевала три золотых медали на первенстве мира: две – в командном зачете, одну – в парном.
В 21 год девушка вышла замуж за Якуба. В том же году Брно снова стал Брюнном, а Чехословакия – германским протекторатом Богемии и Моравии. Уже в начале декабря 1941 года из Брюнна был отправлен первый транспорт в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В эшелоне было ровно 1000 евреев. Кроме Гертруды, ее мужа и тренера, были и другие знаменитости. Например, композитор Павел Хаас. Перед войной премьера его оперы «Шарлатан» была одним из главных событий в культурной жизни Брно. После прихода немецких войск его произведения были запрещены к исполнению, а самому Хаасу и его жене новые власти запретили любое трудоустройство. Хаас продолжил писать музыку в Терезиенштадте, а в 1944 году погиб в газовой камере Освенцима. В том транспорте ехали и мать Гертруды, молочница Берта Клейнова, и сестра Якуба, Леонтина. Всего таких транспортов было десять.
До войны в Брно и окрестностях проживали 11 тысяч евреев – Холокост пережили 1033 человека.
Терезиенштадт не был лагерем уничтожения. Это был концлагерь, откуда потом уходили транспорты в Освенцим и другие места. В Терезиенштадте же существовало образцово-показательное «гетто для пожилых и отличившихся перед рейхом» евреев, использовавшееся в пропагандистских целях. Условия содержания были чуть-чуть лучше, чем в других лагерях. Но главное отличие Терезиенштадта от других лагерей было в еврейском внутреннем самоуправлении. Альтестенрат – Совет старейшин – занимался вопросами жилья, трудоустройства и культурной жизни гетто. Подготовкой списков депортируемых тоже занимался Совет старейшин.
dav
Любой обитатель Терезиенштадта больше всего боялся, что следующим транспортом отправят его. Хотя никто не знал, какая судьба ждет его в Освенциме или другом лагере, но все почему-то были уверены, что там будет гораздо хуже. От депортаций были защищены члены Совета старейшин и высокопоставленные функционеры.
В эту лагерную элиту вошел и Якуб Шалингер, занимавший должность в отделе труда.
Эрна Фишман родилась в Праге в 1920 году. Она была единственной дочерью Эмиля и Ольги Фишман, владельцев продуктовой лавки. Семья несколько раз переезжала. Сначала жили в небольшом городке Голчув-Еников, где дедушка Эрны был раввином. А в 1937 году переселились в Колин. Там у родителей по-прежнему был мелкий бизнес, а дочь тем временем закончила коммерческое училище и занималась делопроизводством в еврейской общине города. Колин был важным центром еврейской жизни и снабжал, например, кошерным мясом всю Прагу.
Зная об ограничениях на эмиграцию в британскую Палестину, евреи Колина попытались договориться с правительством Франции о создании сионистской колонии в Новой Каледонии. Однако проекту не суждено было сбыться. После гитлеровской оккупации Чехословакии Колин в январе 1940 года стал первым городом протектората Богемии и Моравии, в котором были конфискованы все еврейские магазины. Отец Эрны остался нищим и безработным. Мать и дочь, как и всех евреек города, заставили работать на мыловаренной фабрике.
Из 2202 евреев Колина и окрестностей до 9 мая 1945 года дожили 104 человека.
В июне 1942 года из Колина был отправлен первый транспорт в Терезиенштадт. Эрна с ее опытом делопроизводства получила работу в отделе труда. Однажды Якуб Шалингер провожал ее после работы домой и сказал, что хотел бы переспать с ней – детально объяснив, чем конкретно они будут заниматься. Эрна ответила, что у него есть жена, с которой она знакома, а у нее есть жених – так что спасибо, но нет. Тогда Якуб спросил, знает ли она, что через две недели из Терезиенштадта отходит новый транспорт на восток?
dav
Вскоре Эрна и ее родители получили извещение, что их отправляют этим транспортом. Отец смертельно побледнел, узнав эту новость. Мать была в ужасе. Эрна пошла к Якубу и напрямую спросила: «Это твоих рук дело?» И он ответил: «Да». А потом сказал, что если она примет сделанное ранее предложение, он успеет вычеркнуть ее имя из списков депортируемых. Для ее родителей он, увы, ничего сделать уже не может.
Эрна снова сказала: «Спасибо, нет».
Транспорт из Терезина, в котором находилась семья Фишман, 5 сентября 1942 года прибыл на станцию Раазику в протекторате Эстонии. К тому моменту в самой Эстонии еврейский вопрос был уже «решен», на территории протектората уничтожали евреев Восточной Европы. На перроне семью разделили. Отца увели вместе с другими мужчинами. Женщин распределили по двум шеренгам. Матери приказали встать в один ряд, а дочери – в другой, к молодым женщинам. Эрна сделала шаг вперед – к матери. Охранник ударил ее и толкнул обратно в «молодой» ряд, а потом произнес по-немецки: «Ты меня еще благодарить будешь».
Там, на перроне Эрна видела своих родителей в последний раз.
Всех прибывших из Терезина, кроме отобранных для работы 200 молодых женщин – также как и всех привезенных другим транспортом из Германии, – отвезли в лес, в урочище Калеви-Лийва, и расстреляли. Из 2000 человек, привезенных в Раазику в тот день, войну пережили 74 человека. Эрне и ее подругам по несчастью было приказано валить лес. Бревна нужны были для постройки концлагеря Ягала.
dav
Еще одной обязанностью девушек была сортировка личных вещей убитых. Самое ценное забирала себе охрана, самое ценное из самого ценного – комендант лагеря Александер Лаак, ставший к концу войны одним из богатейших людей Эстонии. В 1948 году Лаак поселился в Канаде как беженец, скрыв свое прошлое. На награбленные деньги он купил себе дом в Виннипеге. В 1960 году агентство ТАСС опубликовало сообщение, что нацистский преступник живет в Канаде. Лаак заявил канадским властям, что «все обвинения – ложь», но вскоре повесился в гараже собственного дома.
Вдова уверяла, что умереть преступнику кто-то помог.
Из концлагеря Ягала Эрну перевели в Таллин, где она работала на стройке. С приближением Советской армии ее снова перевезли – в концлагерь Штуттгоф. Затем – принудительные работы на заводе боеприпасов в Гамбурге. Гамбург бомбила авиация союзников. Эрне было страшно, но при этом она чувствовала, что те, кто сбрасывает бомбы, хотят того же, что и она – поражения гитлеровской Германии.
dav
И снова перевод в другой лагерь, Берген-Бельзен. Такого голода она не переживала ни в одном из тех лагерей, где была раньше. В Берген-Бельзене она заболела тифом. Она уже плохо понимала, что происходит, когда увидела перед собой солдата британской армии. Солдат поделился с ней своим пайком – банкой консервированной фасоли, но предупредил, что надо есть медленно. Эрна думала об одном: теперь она свободна и не может умереть.
После выздоровления она вернулась в Колин, в родной дом. Надеялась, что вот-вот вернутся и родители. Но из всей родни в Чехословакии кроме нее выжила только ее тетя из Бенешова. И еще были дальние родственники в Великобритании. В итоге Эрна переехала в Прагу, устроилась работать стенографисткой в Центральный Совет профсоюзов. Перепечатывала речи политиков, ходила на первомайские демонстрации. Выучила русский язык, перевела на чешский изданную в СССР книгу «КПСС в период Великой Отечественной войны».
Она пережила антисемитскую кампанию 1950-х. Вышла замуж – по любви, зная, что муж болен туберкулезом. Он скончался четыре года спустя, но Эрна успела родить ему сына. Потом вышла замуж повторно. В 1968 году – после ввода в Чехословакию советских танков – семья эмигрировала в Великобританию. А несколько лет назад вернулась на родину. В интервью чешскому телевидению Эрна – теперь уже Мейснерова – заявила:
«У меня была счастливая жизнь. У меня было два замечательных брака».
Гертруда и Якуб Шалингер, а также все их родственники и бывший тренер Эрик Фогель попали в Освенцим в конце 1944 года. Якуба в тот же день отправили в газовую камеру. Его мать, сестра и брат тоже не пережили Холокост. Не удалось выжить и матери Гертруды, Берте.
dav
Гертруда и Эрик Фогель поженились после войны. После прихода коммунистов к власти в Чехословакии в 1948 году они эмигрировали в США. Гертруда Фогель умерла от рака в 1976 году в Лас-Вегасе, Эрик Фогель пережил ее на четыре года. В 1994 году Труди Клейнова стала членом Международного еврейского спортивного зала славы в Нетании – посмертно.