среда, 21 ноября 2018 г.

ЧЕГО ЖЕ ОН ЖДЁТ?

Где ж этот пахарь? Чего же он ждет?

 1

Марк Аврутин


В буквальном переводе с иврита на русский, термин-топоним «рецуат Аза» должен бы, звучать: «полоса Газы».
Так, полоска шириной в несколько километров на юго-западе Страны. Сбоку припека… А напоминает школьно-хрестоматийное: «…лес обнажился, поля опустели. Только не сжата полоска одна…»


Так ли уж безобидно оружие — горящие покрышки?

Восьмой месяц на границе с Газой клубы черного дыма от горящих покрышек. Не пора ли задуматься о том, что несет людям эта дымовая завеса, и что скрывается за ней?
Уже заговорили о большой экологической проблеме, которую переживает Израиль, наряду с другими (политическими, социальными, экономическими), по-прежнему считающимися более важными. Да и на острие экологической проблемы отнюдь не горящие покрышки на границе с сектором Газы, а в первую очередь такие города повышенной опасности, как Беэр-Шева и Хайфа. Правда, все рассматриваемые проблемы связаны с деятельностью человека, что, в какой-то степени, объединяет их с проблемой на границе с Газой, где автомобильные покрышки тоже не сами по себе горят.
Похожее изображениеМне кажется, по обе стороны границы с Газой смех вызвало бы напоминание о «Конвенции», принятой в 1980-м году ООН, которая запрещает применения зажигательного оружия  и превращение лесов в объект нападения при помощи зажигательного оружия. Сколько их выгорело на юге Израиля. Да и кто причисляет воздушные шары и змеи к зажигательному оружию — это же не зажигательные напалмовые снаряды, в самом деле.
А, тем не менее, некогда цветущий юг Израиля, покрывавшийся красным ковром из цветов, превратился в черную выжженную пустошь. Люди, которые живут там под сенью огненного террора, помнят, как им объясняли, что в секторе Газы живут такие же люди, только очень голодные и несчастные, потому что у них все отбирают и съедают израильские поселенцы. А если оккупанты уйдут из Газы, там сразу начнется процветание, и перестанут прилетать к нам ракеты.  Но когда поселенцы и охранявшие их солдаты вышли из сектора Газы, ракет стало прилетать еще больше.

Обострение ситуации

Несмотря на недавние уступки (передача $15 млн. наличными, расширение зоны рыболовства и пр.), начался интенсивный ракетно-миномётный обстрел юга и восточной части Израиля. Поводом послужил инцидент, который произошел в ночь на 11 ноября, когда диверсионная группа израильского спецназа была обнаружена в глубине Газы. При попытке отойти на израильскую территорию, группа попала в засаду, устроенную террористами. Для обеспечения прикрытия прибывшего вертолета спасательного подразделения  для эвакуации солдат и доставки раненых в больницу звено самолетов ВВС начали сбрасывать бомбы на террористов.
Представители ЦАХАЛя заявили, что целью разведывательной операции было укрепление безопасности Израиля («размещение различных технических средств» на территории, контролируемой ХАМАСом?). Но настоящая цель операции спецназа остаётся неизвестной. Военная цензура наложила полный запрет на публикацию каких-либо сведений о характере этой тайной операции. Её проведение в момент, когда с ХАМАСом ценой немалых уступок была достигнута договоренность о «тишине в обмен на тишину», вызывает недоумение израильтян. А её провал поставил Израиль на грань новой войны с ХАМАСом.
Картинки по Ð·Ð°Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ñƒ beer sheva rocket attackВ общей сложности до прекращения огня было нанесено более 460 ракетно-минометных ударов, в результате которых в Израиле погибодин человек и более ста человек получили ранения.  Подчеркивая, что Израиль не заинтересован в войне в Газе, несмотря на интенсивные обстрелы южных районов страны, продолжались поставки в Газу продовольствия, удобрений и дизельного топлива.

Реакция на прекращение огня

Согласие руководства Израиля на прекращение огня вызвало недовольство не только жителей юга страны. Выразили недовольство многие депутаты Кнессета и представители различных ведомств.
МО Авигдор Либерман подал в отставку.
Картинки по Ð·Ð°Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ñƒ sderot rally attacs gazaНедовольные решением властей о прекращении огня жители южных районов страны собрались на стихийную протестную акцию при въезде в Сдерот. Митингующие обвиняли правительство в том, что оно пошло на уступки ХАМАСу и требовали продолжения военной операции в Газе до тех пор, пока не будет полностью уничтожен источник террора. Демонстранты перекрыли 34-е шоссе и скандировали: «Кучка террористов управляет нами. Мы – не граждане второго сорта!». 15 ноября демонстрация жителей юга страны и тех, кто им сочувствует, прошла в центре Тель-Авива — на перекрестке Азриэли и в его окрестностях.
Руководитель института исследований национальной безопасности генерал-майор запаса Амос Ядлин считает тактику израильских ответов ХАМАСу неэффективной. Израиль действует по правилам, навязанным ему ХАМАСом, не нанося ему серьезного ущерба. Правила справедливой войны допускают более серьезный удар по руководству ХАМАСа и военному крылу этой террористической группировки». На войне врагу не сообщают заранее о необходимости его эвакуации из его штаб-квартиры. Необходима кровь главарей ХАМАСа, которые прикрываются гражданским населениям в качестве живых щитов. Поэтому на войне неизбежны жертвы среди тех, кто и не причастен к террору.
Член комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне Моти Йогев сказал: «израильское правительство и ЦАХАЛ проявляют излишнюю сдержанность — и они нарушают свой долг и ответственность за защиту жителей юга».
Даже главный раввин России Берл Лазар выступил с осуждением ведущейся политики по отношению к сектору Газа. Он считает, что нужно было продолжать военные действия, чтобы окончательно уничтожить правительство ХАМАСа.
Картинки по Ð·Ð°Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ñƒ ‫נתניהו × ×™×–× ×§×•×˜ שבכ × ×ž× ×Ÿ ×™×©×™×‘×”â€¬â€ŽВ военно-политическом руководстве страны произошел раскол. Прекращение огня в секторе Газы поддержали начальник генштаба ЦАХАЛа Гади Айзенкот, глава военной разведки (АМАН), глава Службы общей безопасности (ШАБАК), глава внешней разведки (Мосад) и глава Совета по национальной безопасности при канцелярии премьер-министра. Силовики считают, что военные средства недопустимы при решении проблемы ХАМАСа.  Однако сказать, какие средства можно применить, чтобы ликвидировать террористическую угрозу, исходящую из Газы, никто из них не способен.  Премьер-министр Биньямин Нетаньяху поддержал мнение служб безопасности.
Сообщения о поддержке прекращения атак Авигдором Либерманом и Нафтали Беннетом пресс-службы их министерств опровергли как абсолютную ложь. Либерману напомнили, что он в свое время обещал в сорок восемь часов покончить с главарем ХАМАСа Исмаилом Хание, а закончилось всё тем, что теперь Либерман ушел — Исмаил Хание остался и в течение 48 часов покончил с Либерманом.
ПМ на встрече с главами местных советов, расположенных на границе с Газой, говорил о программе по укреплению южных районов стоимостью в полмиллиарда шекелей. Эти деньги предназначены для организации новых пунктов «скорой помощи», для поддержки неформального образования и оказания социальных услуг населению. Огромные вложения с учетом расходов на строительство подземной стены на границе с Газой явно свидетельствуют об отсутствия стремления у нынешнего руководства ликвидировать очаг терроризма.

Альтернативы принятой руководством самоубийственной концепции поведения

Похожее изображениеДело в том, что с недавних пор в ЦАХАЛе господствует лишь одна оригинальная концепция ведения боевых действий, призванная обеспечить ЦАХАЛу имидж самой гуманной армии в мире.
Данная, по сути, самоубийственная, концепция предполагает, что израильские солдаты будут прочесывать территорию Газы от дома к дому, становясь мишенями снайперов. При этом потери составят не менее 500 военнослужащих. А так палестинцы, выпустив по Израилю 470 ракет, убили «всего одного» человека, да и тот «оказался палестинским арабом». А ещё о сотне раненых и чудом оставшихся в живых, но на положении бомжей, вообще не говорят.
Альтернативные методы ведения боевых действий, наносящие врагу наибольший ущерб при наименьших потерях среди своих солдат, которыми пользуются все армии мира во время войн, руководством ЦАХАЛя отвергаются. А ведь в результате артподготовки и бомбардировок с применением современных тяжелых бомб, проникающих в подземные бункеры, боевики ХАМАСа могут быть полностью уничтожены. Кроме того, во время такой военной операции в Газе ЦАХАЛ смог бы продемонстрировать решимость и способность воевать общепринятыми, эффективными методами, не оставляя от врага камня на камне.
Это заставило бы и Хизбаллу на северной границе пересмотреть свои планы.
Нет, такая альтернатива даже не рассматривается. Тактике, ориентированной на ближайшие выборы, больше подходят разговоры о подготовке к серьезной войне против Ирана и Хизбаллы. Но это политиканство, рассчитанное на большинство,  — а это жители большого Тель –Авива —  может оказаться самоубийственным. Заявления Нетаньяху о стремлении избежать новой «ненужной войны» в Секторе Газы уже восприняты ХАМАСом, как возможность безнаказанно атаковать израильский тыл.
Эти заявления подкрепляются готовностью Израиля на такие уступки, которые похожи на полноценное содействие и кооперацию, а  значит, на легитимацию этой террористической организации. Неудача такого проекта может стоить стране последствий, превосходящих вред от шароновской ликвидации Гуш-Катифа.
Поставки в анклав всего необходимого (а теперь ещё и «налички») каждый раз дают возможность ХАМАСу восстанавливать свои силы. Неужели лидеры Израиля настолько слепы, что не видят: перемирия, раз за разом, со слабейшей стороной лишь укрепляют её?

Ноябрь 2018

О генеральской левизне в сионизме

Кибуцники...
Кибуцники...

О генеральской левизне в сионизме

 11

Восстановлено из архива, публикация — 28.06.2016

millerРеувен Миллер



Пришла пора немного дополнить четырехчастный сериал  «Как заметить слона?..», написанный в августе прошлого года (Ч. 1,234)
Под «слоном» я тогда имел в виду наших силовиков, точнее, их действия, не вполне, на мой взгляд, адекватные официальным целям деятельности. Слоновые действия, которые очень Любопытные граждане, прямо, по Дедушке Крылову, тем не менее, не замечают, отвлекшись на разных мелких насекомых.
Отмечу, что отдельные персоналии, упомянутые в сериале, за последние месяцы изменили свой статус. Кто вошел в сонм правителей, а кто – наоборот, пополнил ряды политических безработных. Часть последних, натянув камуфляж слона-скотинки серой, тихой, неприметно ищет место под солнцем, которое, кстати сказать, в этом году честно отрабатывает денюжки нобелиантов от глобального потеплен=D0я. Дргая часть, приняв позу «не могу олчать!», громко вопиет на всю Иудейскую пустыню, горы Шомрона и прочие солнцеизбыточные места Эрец Исраэль, требуя, опять же, места.
А многое, тайное всего менее года назад, стало явным. Оказалось, из каждой мало-мальски крупной щели торчат слоновьи уши, а то, и бивни.
Напомню, что в Израиле деление евреев на «правых» и «левых» несколько отличается от общепринятого в иных цивильных странах.  Главный водораздел у нас – отношение к перспективе сосуществования с арабским населением Эрец Исраэль.
Левые, как, впрочем, и их собр атья в мире – интернационалисты, и они мыслят в категориях толерантности и дружбы народов, вплоть до полного слияния со свободолюбивым «палестинским».
Правые же исходят из того, что мы – это одно, а арабы – другое. И нет в Западной Эрец Исраэль не только места и возможности для создания второго государства – арабского. А, уж, самые наиправейшие, — так те, даже, вообще, для проживания арабов в Еврейском национальном Государстве.
Но это, естественно, крайние точки, между которыми и лежит весь политический спектр еврейских граждан Страны и тех, кто отождествляет себя с нашим народом.
Политические события последних месяцев и, особенно, необычно жарких весны и начала лета, когда повышенный разогрев голов экспоненциально нагнетает мощь страстей, вынесли на широкие просторы очередной секрет Полишинеля о том, что руководство силовых структур: генералы и старшие офицеры, у нас сплошь – л=B5вые и ультралевые.
Между тем, результаты выборов этого =D0ека, если рассматривать их без подтасовок =B2 виде навязывания «свободного выбора» массированным промыванием избирательских мозгов левыми, по преимуществу, израильскими СМИ,  и фальсификаций, вроде диагноза «временной нетрудоспособности» ПМ Шарона (2006 г.), свидетельствуют, что среди израильских евреев доминируют правоориентированные!  Особенно, это было продемонстрировано на выборах главы правительства 2001 года и трех последних — в Кнессет.
Несколько дней назад с недоумением насчет такого диссонанса высказался, например, председатель парламентской коалиции, депутат-ликудник Давид Битон:
«На протяжении многих лет можно отследить, как люди, попадающие на должности глав «Моссада», ШАБАКа (Службы общей безопасности) или ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля) превращаются в левых, — сказал он. — Например, покойный Меир Даган был когда-то крайне правым, а после назначения на должность главы «Моссада» полностью поменял свои взгляды. Что касается ШАБАКа, то и там «кроме Дихтера, все перешли налево. Что-то происходит с ними в должности».
Попробуем обозначить причины. Исторические лежат на поверхности.
Кибуцный плакат времен Войны за независимость, посвященный 70-летию Сталина
У колыбели активного воссоздания Еврейского Государства звучали, заглушая иные, гимны социалистические. Буржуазные сионисты («ревизионисты») и и85 вооружнные формирования властями ишува были определены врагами, вплоть до открытия против =D0их боевых действий силами сионистов-социалистов.
Относительное снижение внутригражданской конфронтации произошло уже в 50-х годах, причем, при безраздельной государственной власти социалистов, длившейся еще с четверть века, на которые Израилю выпали две судьбоносные войны, грозившие его существованию: Шестидневная и Судного Дня… Несомненные победы Израиля в обеих (а иначе, вряд ли бы я писал сейчас эту статью!) вознесли армию, ее солдат, офицеров и генералов на высшие уровни престижности израильского общества.
Отставников «гражданка» принимала приоритетно, им доверялись управление бизнесами, производствами, научными учреждениями, они трудились на работах с привилегированными условиями труда… Причем, входным билетом служили не только реальные (и, как водится, легендарные) боевые заслуги, но и верность руководящей линии партии.
Таким образом, уже за первые 30 лет существования воссозданного Государства сложилась система «естественного» отбора кадров, «решающих все», что касающется обороны и безопасности.
Позже отставники стали подниматься в верхние слои политической элиты, занимая главные управленческие посты Государства. Моше Даян, Ицхак Рабин… Дальше: Эхуд Барак, Ариэль Шарон…
Их коллеги, конкуренты и оппоненты в политике: Рехавам Зеэви, Рафаэль Эйтан, Амрам Мицна, Амнон Липкин-Шахак, Матан Вильнаи, Эфраим Снэ, Шауль Мофаз… И, наконец, следующее поколение, о котором говор=т Давид Битон…
Генералы, генералы! Кругом одни генералы! Несть им числа!
Прогресс военного дела, мягко =D0оворя, не обошел Израиль. За десятилетия Страна по своему военно-технологическому развитию вошла в верхний рейтинг держав, способных наносить удары по противнику далеко за пределами своей территории и защищать ее высокотехнологичными методами.
Но, с другой стороны, у нас, на каждом шагу противник: когда откровенный, а, зачастую, латентный, действующий технологиями 19-го и гораздо более отдаленных веков. И именно, защита от него — самая грязная и непрестижная задача израильского военного дела.
Думаю, что из-за такого разброса задач: от проектов дистанционного, чуть ли не безлюдного, уничтожения иранских ядерных объектов, до выявления и ликвидации в соседнем с моим районе террористической ячейки ХАМАСа, состоящей, сплошь, из граждан Израиля, создает у силовиков состояние, напоминающее шизофреническое.
То есть, будучи непримиримыми к врагам дальним, желать мира с врагами ближними. Действительно, как там получится с Ираном? Кто знает? А эти могут, невзначай, в кафе прирезать или задавить на улице. Статистика-то велика!
И, отселектированные уже в нескольких поколениях левой фильтрацией, господа офицеры мечтают о мире в своем доме. Обратите внимание, я пишу не о призывниках, а о кадровых офицерах, чья специальность  не мир, а война!
В 60-70х гг ведомство т. Андропова Ю.В. тайно интриговало на Западе насчет создания пацифистских движенD0й и организаций отставных военных. Помните, к примеру «Генералы за мир» Герхардта Бастиана?
По какой-то странной случайности, а мож=т, в =одной струе, в те же годы Моше Даян передает Храмовую гору ВАКФу, лоббирует возвращение Синая Египту, уходу Израиля из Иудеи и Самарии.
Возможно, и он приложил руку к идее, впоследствии, реализованной Пересом и Рабином в соглашении Осло.
Полагаю, что суть идеи, кто бы ни был ее автором, была такова: использовать арабов для обеспечения безопасности Израиля и еврейского населения.
Прототип принципа был давно отработан. С конца 19-го века, когда все более раскручивалась еврейская алия в Эрец Исраэль, ее поток притягивал и поток арабский, из соседних стран. И евреи, даже те группы, что провозглашали «сво бодный труд на свободной земле», стали использовать труд арабский.
Это были и вульгарно-марксистские капиталистические отношения владельцев средств производства и наемных работников, и лицемерно- цивилизаторские идеи реальных колонистов-культуртрегеров…
Короче говоря, эта традиция привела к тому, что в сорокалетнем уже государстве Израиль жил довольно большой процент арабского населения, выполняющий определенный круг работ, игнорируемый населением еврейским. И все к этому привыкли.
И тогда-то, видимо, возникла идея:
Картинки по Ð·Ð°Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ñƒ рабин арафатЕсли арабы строят нам дома и выращивают наши апельсины, и нас это устраивает, то почему бы не =BFоручить им работу по защите нас от их террористов?
Что для этого надо? Заключить с их главарями «худну» и щедрой рукой оплачивать их работу! А мы са=ми, белые и пушистыD0, вместе с американцами и европейцами займемся проблемами так сказать, «звездных» войн!
И сделали Осло! Главой страны, если не забыли, был генерал Рабин!
Создали, под эгидой Израиля, так называемую «палестинскую полицию» — довольно прилично вооруженное формирование, за 20 лет все более становящееся вооруженным, самостоятельным и, следовательно, опасным. А, как скажите, могло получиться иначе? Особенно, если учесть непрекрещающуюся ни на день антиизраильскую политику и риторику главарей ПНА?
Координация между дивизией Газы и палестинской полицией сектора Газа, август 2005, шароновское «размежевание»
И левоотфильтрованные силовики, поставленные для борьбы с арабским террором, получили легальные, но, естественно, слабо контролируемые государством, каналы контактирования с «коллегами» из «палестинских» формирований.
А с ними, и возможности «взаимопонимания» — от простой человеческой симпатии, через возможное «куначество», до (не приведи, Господь!) – коррупции. И такая ситуация стала привычной и, возможно, приятной, резко облегчающей тяжелую солдатскую долю.
И будет так, пока не свергнуто иго Осло! Царствуй, лежа на боку!
И происходит перерождение, как в примере с недавно уволнным министром обороны Моше Яалоном, ликуднD0ком, т.е., правым «по паспорту». Понятия «свой» и «чужой» поменялись в его понятиях местами. И Моше открыл огонь по бывшим своим. Слава Господу, ему не дали далеко зайти!
А он солистом впрягся в генеральский хор затягивающий подлую, унылую и абсолютно безграмотную песню об опасности «фашизма».
Фашизм был ужасным явлением. Но всего лишь, в одной, отдельно взятой стране, и поизгалявшись над нею, был уничтожен. Более семидесяти лет назад. Точка.
Гораздо опаснее сегодня антифашизм, который уже восьмой десяток лет создает себе виртуальный жупел «фашизма», и под предлогом борьбы с ним, стремится задавить тоталитарными методами любые проявлениями народного, национального самосознания.
Но это уже другой сказ.
Июнь 2016

Запретная тема: Средневековье и естественные потребности человека

Запретная тема: 

Средневековье и естественные потребности человека

РЕДАКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Финские писатели Ари Турунен и Маркус Партанен рассказывают, почему раньше считалось нормальным «выпустить газы наружу» и как жили в городах без канализации. «Сноб» публикует отрывок из книги «Только после вас», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер»
17 НОЯБРЬ 2018 12:43
ЗАБРАТЬ СЕБЕ
Иллюстрация: Iconographic Collections / Wikipedia Commons

Газы

Есть те, кто приказывает, чтобы мальчики силою сжатых ягодиц удерживали внутри звуки, животом издаваемые, но подобная попытка соблюсти приличия вредна, поскольку вызывает болезни. Если есть выбор, то лучше выпустить газы в одиночестве. В противном случае следует, как водится, прикрыть кашлем непотребный звук.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
В Средние века прилюдно выпускать газы не считалось чем-то зазорным. Рожер I, носивший титул великого графа Сицилии, правил островом с 1071 по 1101 г. Бенедиктинский монах Гоффредо Малатерра отмечал, что этот человек, нормандец по происхождению, был прекраснейшим, велеречивейшим и наихрабрейшим правителем. Тем не менее он позволял себе публично портить воздух. Арабский историк Ибн аль-Асир пишет о том, как посол короля Балдуина посетил двор Рожера и предложил тому вместе отправиться завоевывать Северную Африку. Присутствовавшие при встрече дворяне с восторгом приняли это предложение, однако Рожер поднял ногу, издал крайне громкий и характерный звук и заявил, что это гораздо лучший совет, нежели тот, который дали сановники.
В Средние века полагали, что вонь кишечных газов — это запах самого дьявола. Поскольку на небесах все источало тонкие ароматы, люди верили, что ад является во всех отношениях противоположностью рая, — это же касалось и запахов. Считалось, что на шабашах колдуны и демоны катаются в моче и экскрементах, а также пьют и едят их. Во время процессов над ведьмами одним из главных обвинений против несчастных женщин было то, что они якобы целовали ледяной зад Сатаны. Таким образом, естественные выделения человеческого тела — кал, моча и сперма — использовались неестественным образом.
Телесные потребности и выделения в Средние века пробуждали в людях интерес, что приводило к самым разнообразным верованиям. Как же относились к публичному испусканию газов в пособиях по этикету? Эразм Роттердамский, как мы уже упоминали, уделял в своем труде внимание этому вопросу.
О болезнях: прислушайтесь к старой максиме о звуках, животом издаваемых. Если можно выпустить газы беззвучно, то сие будет наилучшим выходом, если же нет, то все же лучше выпустить воздух громко, нежели насильно удерживать его внутри.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
Сидя за столом, следовало избегать движений, которые могли породить звук, вызывающий ассоциации с порчей воздуха.
Качаться на сиденье, ерзая с одной ягодицы на другую, — это манера человека, часто пускающего ветры или притворяющегося, будто он так поступает.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
Подобные инструкции говорят о том, что еще во времена Эразма газы не являлись запретной темой, которую нельзя было бы обсуждать открыто и рационально. Эразм Роттердамский приводит аргумент медицинского характера: по его мнению, лучше уж пукнуть, нежели сдержаться и в итоге заболеть. Правда, он все же рекомендует по возможности соблюдать приличия, призывая либо пускать ветры беззвучно, либо маскировать конфуз кашлем или иным громким звуком. На практике, однако, дела обстояли иначе. Книги Франсуа Рабле, например, рисуют отличную картину нравов того времени и рассказывают, что в XVI в. к порче воздуха относились с изрядной долей юмора. Во всяком случае, проблема эта в те времена не слишком беспокоила посетителей постоялых дворов и пивных погребов.
Мартин Лютер, который не чурался никаких тем: критиковал церковь, откровенно писал о вине, женщинах и современных ему нравах, — обосновывал свою привычку пускать газы тем, что это превосходный способ отогнать дьявола: «Я могу противостоять бесам и чаще всего отпугиваю их раскатистым пуканьем».
«Громкие вопли, рыгание и отвратительная порча воздуха — этого достаточно, чтобы любого разумного человека заставить стыдиться своей природы» — вот мнение современника о посетителях английских пивнушек XVIII в. Интересно, что бытописателя шокировали «непристойные» запахи, а не само пьянство. В XIX столетии мнение медиков о том, надо ли сдерживаться, кардинально изменилось. Если во времена Эразма Роттердамского боялись, что это может привести к болезни, то теперь считалось, что портящий воздух человек попросту не желает контролировать низменные инстинкты.
Хотя в наши дни случайный пук может привести к неловкой ситуации, все же эта тема не является табу. Порча воздуха постоянно служит предметом шуток не только среди школьников, но и, например, обыгрывается в различных телешоу. За раскрепощающим смехом, однако, по-прежнему скрывается чувство неловкости, которое мы пытаемся смягчить с помощью веселья.

Дефекация и мочеиспускание

Невежливо приветствовать человека, который мочится или испражняется.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
По моему разумению, не следует также, выйдя по нужде и возвратясь, мыть руки пред всей честной компанией, ибо знающим, по какой причине он моет руки, может явиться в воображении кое-что нечистое. Оттого же нехорошо, наткнувшись дорогой на гадость, как иной раз случается, призывать спутников и на нее указывать. Еще хуже совать им под нос что-либо вонючее, как иные делают с великой настойчивостью, говоря: «Благоволите понюхать, как воняет!» — нет чтобы сказать: «Не обоняйте это, ибо оно воняет».
Джованни делла Каза. Галатео, или Об обычаях (1558)
Советы, приведенные в старинных пособиях по этикету, зачастую касаются времени, когда испражнения не являлись чем-то тайным и постыдным, но воспринимались как нечто совершенно обыденное. В Средние века и в эпоху Нового времени чернь справляла нужду где придется, зачастую без вспомогательной посуды или же при помощи горшка, содержимое которого позже выплескивалось прямо на улицу. Общественных туалетов, предназначенных для простонародья, было очень мало: так, к примеру, в конце XIII — начале XIV в. в районе Лондонского моста на 138 домов имелась лишь одна уборная, из-за чего жильцы ничтоже сумняшеся предпочитали справлять нужду прямо в текущую неподалеку Темзу. Также подходящими местами для отправления естественных надобностей считались внутренние дворики и темные переулки. Не было ничего необычного в том, что как в домах знати, так и в лачугах бедняков на видном месте красовался горшок с плавающими в нем экскрементами. Когда один лондонский купец, живший в XVII в., не нашел в чужом доме горшка, он без лишних экивоков помочился в камин. Дворяне также справляли нужду без особых стеснений, и порой дворцовые камины заменяли им нужники.
Из-за отсутствия канализации улицы европейских городов утопали в фекалиях. «Повсюду видны горы отбросов, а ноздри забивает тысяча отвратительных запахов», — отмечал современник.
В Эдинбурге, например, еще в XVIII в. пешеходам следовало соблюдать крайнюю осторожность и быть очень внимательными, чтобы не оказаться под душем из мочи и фекалий: ночные горшки раз в сутки опорожняли из окон прямо на мостовую. Вежливым считалось заранее громким голосом предупредить проходивших мимо, чтобы они успели убраться из-под окон. Выплеснутые испражнения оставались на улице до утра, когда городские службы принимались за очистку мостовых.
Поскольку столкнуться с фекалиями можно было повсеместно, к ним также относились вполне естественно (с точки зрения современного человека, даже слишком естественно). Так, кал порой использовали довольно оригинально, как можно узнать из написанной в XVI в. Циммернской хроники. Там рассказывается, что в последний вечер Великого поста во дворце графа Андерса Зонненберга на стол подали собачьи экскременты, которыми собравшие за ужином знатные дамы и господа в шутку измазали головы друг друга. Скорее всего, речь шла о каком-то ритуале, поскольку в хронике указано, что «в наши дни от сего обычая отказались, поскольку экскременты портят одежду и стены».
Когда в XVII в. у некоей дамы во время театрального представления в Лондоне приключился понос, бедная женщина вынуждена была справлять нужду на углу одной из деловых улиц столицы, поскольку публичных уборных практически не было. То есть Эразм Роттердамский не просто так писал, что невежливо приветствовать человека, который опорожняет кишечник. Советы, касающиеся испражнения и мочеиспускания, встречаются в пособиях по этикету XVI столетия, что указывает на уже тогда существовавшие попытки контролировать эту сферу человеческой жизни, однако в ту пору, в отличие от более позднего времени, о «постыдных» вещах еще можно было говорить относительно открыто. Справлять нужду на улице было совершенно нормальным явлением. О публичности этих процессов, которые ныне считаются интимными, свидетельствует, например, тот факт, что еще в XVIII в. на аристократических балах принято было на отдельном столе выставлять в ряд ночные горшки, для того чтобы дамы и господа могли после ужина справить естественные надобности.

Неспешное появление нужников

Разумеется, более предпочтительным вариантом, нежели ночной горшок, была уборная. В Средние века наиболее передовые в санитарном отношении помещения имелись в монастырях, где монахи и монахини жили в чистоте не только духовной, но и физической: отходы из уборных выводили либо по канализационным трубам, либо через специально выкопанные под нужниками канавы. Поскольку распорядок жизни в монастырях был строгим и подчинялся общим правилам, естественные нужды также справляли по часам, и поэтому монастырские туалеты зачастую оснащались большим количеством отверстий. Также в Средние века в дворянских замках были распространены общие для всех обитателей туалеты, которые стремились сделать более удобными, размещая их вблизи дымовой трубы, чтобы было теплее.
То есть нужники существовали уже давно, однако с приватностью в них дела обстояли плохо: так, в здании городской ратуши Йорка власти решили возвести стены в общественной уборной при зале переговоров лишь в XVII в. Открытыми были также и предназначенные для дворян туалеты, даже самые роскошные из них. Шикарный клозет был в ту пору таким же предметом гордости, как в наши дни дорогой автомобиль. Зародившаяся в эпоху Нового времени помпезная придворная культура оставила свой след на туалетных сиденьях, которые смягчали с помощью бархатных подушек и украшали вышивками и бахромой. При дворе Людовика XIV, например, таких ласкающих глаз приспособлений насчитывалось 264. Подобная роскошь объяснялась вовсе не пристрастием короля к гламуру; дело в том, что сиденье подчас заменяло трон: монархи, отправляя естественные потребности, могли одновременно заботиться о выполнении обязанностей, принимать гостей и провозглашать новости государственной важности. Так, к примеру, Людовик XIV объявил о своей помолвке, восседая на горшке.
Однако уже в XVII столетии почетное сиденье старались всячески прятать. Например, в жилищах французского дворянства можно было подчас обнаружить стопки скучно выглядевших книг, и под обложкой верхней из них скрывалось туалетное отверстие.
Несмотря на то что первый туалет со смывом появился лишь в XIX в., идею ватерклозета представил еще в 1569 г. сэр Джон Харингтон, крестник английской королевы Елизаветы I. А еще раньше Леонардо да Винчи, автор многочисленных изобретений, также пытался сконструировать приспособление, которое помогало бы справлять естественные потребности. Однако людей, живших в XVI в., ватерклозет нимало не интересовал. В элегантную эпоху туалеты и правда были роскошными, но это вовсе не означает, что на гигиену уборных обращали особое внимание.
Окончательно культура санитарных помещений изменилась лишь в XIX столетии, когда в Европе появилась канализация. Городские жители, однако, поначалу протестовали против канализационных труб, поскольку с их появлением лишились возможности продавать фермерам свой кал в качестве удобрения. С возникновением канализации человеческие экскременты в буквальном смысле слова провалились под землю.

Запретная тема: Средневековье и естественные потребности человека

Запретная тема: 

Средневековье и естественные потребности человека

РЕДАКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Финские писатели Ари Турунен и Маркус Партанен рассказывают, почему раньше считалось нормальным «выпустить газы наружу» и как жили в городах без канализации. «Сноб» публикует отрывок из книги «Только после вас», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер»
17 НОЯБРЬ 2018 12:43
ЗАБРАТЬ СЕБЕ
Иллюстрация: Iconographic Collections / Wikipedia Commons

Газы

Есть те, кто приказывает, чтобы мальчики силою сжатых ягодиц удерживали внутри звуки, животом издаваемые, но подобная попытка соблюсти приличия вредна, поскольку вызывает болезни. Если есть выбор, то лучше выпустить газы в одиночестве. В противном случае следует, как водится, прикрыть кашлем непотребный звук.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
В Средние века прилюдно выпускать газы не считалось чем-то зазорным. Рожер I, носивший титул великого графа Сицилии, правил островом с 1071 по 1101 г. Бенедиктинский монах Гоффредо Малатерра отмечал, что этот человек, нормандец по происхождению, был прекраснейшим, велеречивейшим и наихрабрейшим правителем. Тем не менее он позволял себе публично портить воздух. Арабский историк Ибн аль-Асир пишет о том, как посол короля Балдуина посетил двор Рожера и предложил тому вместе отправиться завоевывать Северную Африку. Присутствовавшие при встрече дворяне с восторгом приняли это предложение, однако Рожер поднял ногу, издал крайне громкий и характерный звук и заявил, что это гораздо лучший совет, нежели тот, который дали сановники.
В Средние века полагали, что вонь кишечных газов — это запах самого дьявола. Поскольку на небесах все источало тонкие ароматы, люди верили, что ад является во всех отношениях противоположностью рая, — это же касалось и запахов. Считалось, что на шабашах колдуны и демоны катаются в моче и экскрементах, а также пьют и едят их. Во время процессов над ведьмами одним из главных обвинений против несчастных женщин было то, что они якобы целовали ледяной зад Сатаны. Таким образом, естественные выделения человеческого тела — кал, моча и сперма — использовались неестественным образом.
Телесные потребности и выделения в Средние века пробуждали в людях интерес, что приводило к самым разнообразным верованиям. Как же относились к публичному испусканию газов в пособиях по этикету? Эразм Роттердамский, как мы уже упоминали, уделял в своем труде внимание этому вопросу.
О болезнях: прислушайтесь к старой максиме о звуках, животом издаваемых. Если можно выпустить газы беззвучно, то сие будет наилучшим выходом, если же нет, то все же лучше выпустить воздух громко, нежели насильно удерживать его внутри.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
Сидя за столом, следовало избегать движений, которые могли породить звук, вызывающий ассоциации с порчей воздуха.
Качаться на сиденье, ерзая с одной ягодицы на другую, — это манера человека, часто пускающего ветры или притворяющегося, будто он так поступает.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
Подобные инструкции говорят о том, что еще во времена Эразма газы не являлись запретной темой, которую нельзя было бы обсуждать открыто и рационально. Эразм Роттердамский приводит аргумент медицинского характера: по его мнению, лучше уж пукнуть, нежели сдержаться и в итоге заболеть. Правда, он все же рекомендует по возможности соблюдать приличия, призывая либо пускать ветры беззвучно, либо маскировать конфуз кашлем или иным громким звуком. На практике, однако, дела обстояли иначе. Книги Франсуа Рабле, например, рисуют отличную картину нравов того времени и рассказывают, что в XVI в. к порче воздуха относились с изрядной долей юмора. Во всяком случае, проблема эта в те времена не слишком беспокоила посетителей постоялых дворов и пивных погребов.
Мартин Лютер, который не чурался никаких тем: критиковал церковь, откровенно писал о вине, женщинах и современных ему нравах, — обосновывал свою привычку пускать газы тем, что это превосходный способ отогнать дьявола: «Я могу противостоять бесам и чаще всего отпугиваю их раскатистым пуканьем».
«Громкие вопли, рыгание и отвратительная порча воздуха — этого достаточно, чтобы любого разумного человека заставить стыдиться своей природы» — вот мнение современника о посетителях английских пивнушек XVIII в. Интересно, что бытописателя шокировали «непристойные» запахи, а не само пьянство. В XIX столетии мнение медиков о том, надо ли сдерживаться, кардинально изменилось. Если во времена Эразма Роттердамского боялись, что это может привести к болезни, то теперь считалось, что портящий воздух человек попросту не желает контролировать низменные инстинкты.
Хотя в наши дни случайный пук может привести к неловкой ситуации, все же эта тема не является табу. Порча воздуха постоянно служит предметом шуток не только среди школьников, но и, например, обыгрывается в различных телешоу. За раскрепощающим смехом, однако, по-прежнему скрывается чувство неловкости, которое мы пытаемся смягчить с помощью веселья.

Дефекация и мочеиспускание

Невежливо приветствовать человека, который мочится или испражняется.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
По моему разумению, не следует также, выйдя по нужде и возвратясь, мыть руки пред всей честной компанией, ибо знающим, по какой причине он моет руки, может явиться в воображении кое-что нечистое. Оттого же нехорошо, наткнувшись дорогой на гадость, как иной раз случается, призывать спутников и на нее указывать. Еще хуже совать им под нос что-либо вонючее, как иные делают с великой настойчивостью, говоря: «Благоволите понюхать, как воняет!» — нет чтобы сказать: «Не обоняйте это, ибо оно воняет».
Джованни делла Каза. Галатео, или Об обычаях (1558)
Советы, приведенные в старинных пособиях по этикету, зачастую касаются времени, когда испражнения не являлись чем-то тайным и постыдным, но воспринимались как нечто совершенно обыденное. В Средние века и в эпоху Нового времени чернь справляла нужду где придется, зачастую без вспомогательной посуды или же при помощи горшка, содержимое которого позже выплескивалось прямо на улицу. Общественных туалетов, предназначенных для простонародья, было очень мало: так, к примеру, в конце XIII — начале XIV в. в районе Лондонского моста на 138 домов имелась лишь одна уборная, из-за чего жильцы ничтоже сумняшеся предпочитали справлять нужду прямо в текущую неподалеку Темзу. Также подходящими местами для отправления естественных надобностей считались внутренние дворики и темные переулки. Не было ничего необычного в том, что как в домах знати, так и в лачугах бедняков на видном месте красовался горшок с плавающими в нем экскрементами. Когда один лондонский купец, живший в XVII в., не нашел в чужом доме горшка, он без лишних экивоков помочился в камин. Дворяне также справляли нужду без особых стеснений, и порой дворцовые камины заменяли им нужники.
Из-за отсутствия канализации улицы европейских городов утопали в фекалиях. «Повсюду видны горы отбросов, а ноздри забивает тысяча отвратительных запахов», — отмечал современник.
В Эдинбурге, например, еще в XVIII в. пешеходам следовало соблюдать крайнюю осторожность и быть очень внимательными, чтобы не оказаться под душем из мочи и фекалий: ночные горшки раз в сутки опорожняли из окон прямо на мостовую. Вежливым считалось заранее громким голосом предупредить проходивших мимо, чтобы они успели убраться из-под окон. Выплеснутые испражнения оставались на улице до утра, когда городские службы принимались за очистку мостовых.
Поскольку столкнуться с фекалиями можно было повсеместно, к ним также относились вполне естественно (с точки зрения современного человека, даже слишком естественно). Так, кал порой использовали довольно оригинально, как можно узнать из написанной в XVI в. Циммернской хроники. Там рассказывается, что в последний вечер Великого поста во дворце графа Андерса Зонненберга на стол подали собачьи экскременты, которыми собравшие за ужином знатные дамы и господа в шутку измазали головы друг друга. Скорее всего, речь шла о каком-то ритуале, поскольку в хронике указано, что «в наши дни от сего обычая отказались, поскольку экскременты портят одежду и стены».
Когда в XVII в. у некоей дамы во время театрального представления в Лондоне приключился понос, бедная женщина вынуждена была справлять нужду на углу одной из деловых улиц столицы, поскольку публичных уборных практически не было. То есть Эразм Роттердамский не просто так писал, что невежливо приветствовать человека, который опорожняет кишечник. Советы, касающиеся испражнения и мочеиспускания, встречаются в пособиях по этикету XVI столетия, что указывает на уже тогда существовавшие попытки контролировать эту сферу человеческой жизни, однако в ту пору, в отличие от более позднего времени, о «постыдных» вещах еще можно было говорить относительно открыто. Справлять нужду на улице было совершенно нормальным явлением. О публичности этих процессов, которые ныне считаются интимными, свидетельствует, например, тот факт, что еще в XVIII в. на аристократических балах принято было на отдельном столе выставлять в ряд ночные горшки, для того чтобы дамы и господа могли после ужина справить естественные надобности.

Неспешное появление нужников

Разумеется, более предпочтительным вариантом, нежели ночной горшок, была уборная. В Средние века наиболее передовые в санитарном отношении помещения имелись в монастырях, где монахи и монахини жили в чистоте не только духовной, но и физической: отходы из уборных выводили либо по канализационным трубам, либо через специально выкопанные под нужниками канавы. Поскольку распорядок жизни в монастырях был строгим и подчинялся общим правилам, естественные нужды также справляли по часам, и поэтому монастырские туалеты зачастую оснащались большим количеством отверстий. Также в Средние века в дворянских замках были распространены общие для всех обитателей туалеты, которые стремились сделать более удобными, размещая их вблизи дымовой трубы, чтобы было теплее.
То есть нужники существовали уже давно, однако с приватностью в них дела обстояли плохо: так, в здании городской ратуши Йорка власти решили возвести стены в общественной уборной при зале переговоров лишь в XVII в. Открытыми были также и предназначенные для дворян туалеты, даже самые роскошные из них. Шикарный клозет был в ту пору таким же предметом гордости, как в наши дни дорогой автомобиль. Зародившаяся в эпоху Нового времени помпезная придворная культура оставила свой след на туалетных сиденьях, которые смягчали с помощью бархатных подушек и украшали вышивками и бахромой. При дворе Людовика XIV, например, таких ласкающих глаз приспособлений насчитывалось 264. Подобная роскошь объяснялась вовсе не пристрастием короля к гламуру; дело в том, что сиденье подчас заменяло трон: монархи, отправляя естественные потребности, могли одновременно заботиться о выполнении обязанностей, принимать гостей и провозглашать новости государственной важности. Так, к примеру, Людовик XIV объявил о своей помолвке, восседая на горшке.
Однако уже в XVII столетии почетное сиденье старались всячески прятать. Например, в жилищах французского дворянства можно было подчас обнаружить стопки скучно выглядевших книг, и под обложкой верхней из них скрывалось туалетное отверстие.
Несмотря на то что первый туалет со смывом появился лишь в XIX в., идею ватерклозета представил еще в 1569 г. сэр Джон Харингтон, крестник английской королевы Елизаветы I. А еще раньше Леонардо да Винчи, автор многочисленных изобретений, также пытался сконструировать приспособление, которое помогало бы справлять естественные потребности. Однако людей, живших в XVI в., ватерклозет нимало не интересовал. В элегантную эпоху туалеты и правда были роскошными, но это вовсе не означает, что на гигиену уборных обращали особое внимание.
Окончательно культура санитарных помещений изменилась лишь в XIX столетии, когда в Европе появилась канализация. Городские жители, однако, поначалу протестовали против канализационных труб, поскольку с их появлением лишились возможности продавать фермерам свой кал в качестве удобрения. С возникновением канализации человеческие экскременты в буквальном смысле слова провалились под землю.

ВЫБОРЫ - ВЫБОРЫ. КАНДИДАТЫ - ИРОДЫ

Муниципальные выборы мы вроде как пережили. Демократия вещь, конечно, полезная, чего нельзя сказать о сопровождающих предвыборную борьбу страстях. И самым неприятным в минувшей избирательной кампании явлением стало агрессивное противопоставление русскоязычных избирателей религиозным.

Именно на этом противопоставлении многие кандидаты выстроили предвыборую борьбу в добром десятке городов Израиля, причем часть агитационных материалов уже балансировала на грани открытого антисемитизма. На этом противопоставлении с удовольствием паразитировали политиканы с обеих сторон баррикад – и «русские», и религиозные. И эта дешевая демагогия имела прекрасную питательную среду в тех городах, где «русские» и религиозные варятся себе помаленьку в параллельно существующих самообслуживающихся гетто.
Замечу, что муниципальная предвыборная борьба вовсе не обязана быть грязной. К примеру, в нашем Гуш-Эционе, несмотря на жаркие эмоции и неочевидные результаты выборов, все кандидаты вели себя по-человечески пристойно. Да и карту борьбы «русских» с религиозными разыграть у нас невозможно – наш мэр Шломо Неэман является одновременно и религиозным человеком, и русскоязычным уроженцем Биробиджана.
Да, большинство русскоязычных израильтян действительно настроены не религиозно. Но ведь то же самое можно сказать и о большинстве коренных израильтян! Однако среди коренных израильтян никакие политические силы, кроме самых маргинальных, не пытаются определить себя, в первую очередь, через борьбу с религией. А на «русской улице» это происходит сплошь и рядом.
Да, попытки насильственно насаждать религиозные нормы вполне реальны в современном Израиле. Но борьба с насильственным насаждением не тождественна борьбе с иудаизмом. И даже совершенно светский кандидат старается обычно в Израиле показать свою симпатию к иудаизму и включить религиозных людей в свою команду. И только «русские» кандидаты подняли на выборах знамя борьбы против иудаизма.
Основная причина этого явления, если вывести за скобки трудности репатриации, – это отсутствие на «русской улице» промежуточного звена между миром религиозным и миром светским. Это звено, складывающееся из совершенно разных по типу евреев, и образует истинную опору иудаизма вне зависимости от степени религиозности каждой отдельной личности.
Такой еврей традиционен, хотя обидится, если его так назовут. Ведь он почти не заглядывает в синагогу и ездит в субботу на машине к морю. Однако он воздержится от хлеба в Песах и от свинины во все дни года. И по-своему, пусть совсем не доктринально, но отметит главные еврейские праздники. А еще он учил в школе библейские сюжеты и выдержки из Талмуда и может напеть основные иудейские молитвы. Среди американских и израильских евреев таких традиционалистов большинство, а среди русскоязычных – считанные проценты. Исключением являются бухарская, грузинская и горская общины, но их с остальным русскоязычным еврейством объединяют, в сущности, только воспоминания об общем советском прошлом.
Почему среди нас так мало образованных по-еврейски – вполне понятно. Советская власть упорно трудилась семьдесят лет над истреблением любых традиций. И восполнить урон очень непросто, если вообще возможно. Так что нечего рассчитывать, что даже в будущем среди русскоязычных евреев будет много традиционалистов.
Однако во всей этой пёстрой когорте типажей между светским и религиозным миром есть еще один – их тянет к иудаизму не традиция, а интерес. В англоязычном и ивритоязычном мире совершенно чуждая иудейской традиции еврейская молодежь неожиданно бросается изучать Талмуд и хасидизм и штудирует каббалистические мистические книги – просто потому что это безумно интересно! А не оттого, что эти книги учили их деды.
Люди широкого мира, прикоснувшиеся к разным наукам и учениям, попробовавшие почти всё – от буддизма до психоанализа, захотели прикоснуться к иудаизму. И отсутствие таких людей среди русскоязычных – это истинная трагедия. И в этом надо винить уже не советскую власть, а нашего брата – религиозного еврея. За тридцать лет так и не смогли заинтересовать и зажечь сердца сотен тысяч думающих и ищущих себя светских евреев.
Если взглянуть на книги, которые издают для русскоязычных евреев, взглянуть на эти русские переводы, то в них всё то же самое – героическая готовность встать немедля «нерушимой стеной обороны стальной» на защиту еврейской традиции и умереть за веру, как будто на дворе до сих пор Советский Союз конца 1930-х годов и за соблюдение иудейских традиций сталинские тройки выдают сроки.
А ведь в иудаизме сколько всего произошло за последние десятилетия! Сколько течений мысли развилось! Множество ярчайших, не похожих один на другого мыслителей родилось. А какие дискуссии кипят! На иврите, английском и французском языках обсуждаются вопросы экологии и гомосексуализма, прав человека и медицинской этики, библейской критики и феминизма, искусства и музыки, медитации и секса. Не просто обсуждаются – а досконально разбираются. Но в этом не участвуют русскоязычные религиозные мыслители и раввины. И это кипение мысли не доходит до русскоязычного читателя.
Так что нечего винить авторов и потребителей примитивных «антирелигиозных» роликов и листовок. Как говорил один из хасидских учителей: «В того Б-га, в которого они не верят, я тоже не верю». А про настоящего им никто не рассказал.
 Меир Антопольский