Биби прокомментировал инструкцию для клерков Евровидения не указывать нигде в документах Иерусалим:
"Они не хотели Иерусалим на Евровидении, они получили Евровидение в Иерусалиме".
(Не зря израильтяне ночью болели за свою дурнушку-певицу на Евровидении)
Можно вспомнить и его блестящий ответ британскому журналисту
Журналист спросил: "Как же получилось, что намного больше палестинцев погибло в ходе этого конфликта, нежели израильтян?" (Самый неприятный из всех возможных вопросов).
Нетанияху: "Вы уверены, что вы хотите начать разговор именно с этого?
Журналист, (попадая в ловушку): "Почему нет?"
Нетаньяху: "Потому, что в период второй мировой войны немцев было убито больше, чем британцев и американцев вместе взятых, однако ни у кого не было никаких сомнений, что война была вызвана агрессией Германии.
И в ответ на немецкие бомбардировки Лондона британцы полностью стёрли с лица земли город Дрезден, при этом обрекли на смерть больше немецких гражданских лиц, чем число людей, погибших в Хиросиме.
Кроме того, я хотел бы напомнить вам, что в 1944 году, когда английская авиация (R.A.F. – Royal Air Force) попыталась бомбить штаб-квартиры Гестапо в Копенгагене, некоторые из этих бомб не достигли цели и упали на одну из датских детских больниц, убив 83-х маленьких детей.
Возможно, у вас есть еще другой вопрос? " А.К. Красиво, но для левой, красно-коричневой сволочи - мы - евреи - фашисты, а бедные "палестинцы" из КГБ - борцы за свободу, о чем и намекал журналист Биби.
Что это такое – блондинки? Отчего женщины бывают блондинками? И главное – правда ли, что через двести лет на Земле не останется ни одной блондинки?…
По цвету волос блондинки делятся на брюнеток (в том числе жгучих), шатенок, рыжих, русых, собственно блондинок (включая подвид платиновых), седых (возможен промежуточный вариант – чернобурка), а также крашеных. Внутри каждого класса (особенно последнего) существует множество оттенков. Парикмахеры, визажисты и другие блондинковеды могут их не только увидеть, но и описать известными и понятными любой блондинке специальными терминами.
В узком смысле блондинка – существо с ярко выраженными вторичными женскими половыми признаками и светлым волосяным покровом. В более широком смысле цвет волос – не самый существенный признак блондинки. Этимологически (этимология по-научному – смысл слова) блондинка – это квинтэссенция женственности, особенно в смысле отличий способа мышления от того, как устроены мозги у типичного мужика (по-политкорректному – мачо).
Эволюция блондинок
Когда предки блондинок жили на пальмах, цвет их шерсти, вполне возможно, был таким же разнообразным, как у их нынешних дальних родственниц: шерсть у обезьян бывает и примерно тех же цветов, что у нас с вами, и даже зеленой. Возможно, разной она была у тех пра-пра-прагоминидов, которые 5–6 миллионов лет назад решительно порвали с темным звериным прошлым и – с камнем в одной руке и дубиной в другой – устремились в светлое человеческое будущее.
Какого цвета была кожа у дрио-, австрало- и прочих -питеков, неизвестно. У современных обезьян безволосые части тела (в том числе лица) бывают всех цветов радуги, а на участках, покрытых шерстью, защищающей от избытка ультрафиолета, кожа обычно белая. Лишившись большей части волосяного покрова, белокожие блондинки обгорали под африканским солнцем настолько, что не могли принимать участие даже в самом главном процессе, необходимом для продолжения рода.
А поскольку волосы – это придатки кожи, цвет их у допотопных блондинок, скорее всего, тоже был таким же, как у нынешних негроафриканок. Потом первобытным блондинкам ударила в черную курчавую голову охота к перемене мест – скорее всего, потому, что они нарожали слишком много первобытных черненьких детишек и им слишком часто приходилось драться с соседками из-за бананов, а их самцам – из-за мест для охоты.
Когда через много-много десятков тысяч лет блондинки-путешественницы вместе со своими самцами и детенышами добрались до районов с умеренным, холодным и очень холодным климатом, среди них повымерли самые черные – теперь уже от рахита: толстый-толстый слой шоко… пардон, меланина! – пропускал в их кожу слишком мало ультрафиолета. В результате в Норвегии сейчас 3/4 населения составляют блондинки и блондины. А вот в южной Европе блондинки – большая редкость.
Примерно десять тысяч лет назад, когда предки нынешних блондинок вслед за стадами мамонтов и прочих шерстистых носорогов стали осваивать земли, освободившиеся от ледника, в их племени (возможно, всего-то человек из двадцати) блондинки победили брюнеток в борьбе за самца – главный ресурс окружающей среды, абсолютно необходимый для выживания. Потому что джентльмены предпочитают блондинок. Это не только название фильма с Мэрилин Монро, самой блондинистой блондинкой всех времен и народов. Это медицинский факт.
Гормоны блондинок
На самом деле джентльмены предпочитают по-разному, в том числе в зависимости от обстоятельств: для случайных или кратковременных связей внешность важнее, а вот для постоянного союза, освященного хождением вокруг аналоя и/или печатью в паспорте, внешняя привлекательность партнерши стоит в лучшем случае на пятом месте в списке из двух-трех десятков пунктов.
И цвет волос, если кто не знает, – это всего лишь один из компонентов этой самой привлекательности. Но остальные стати блондинок, а также брюнеток и рыженьких, пухленьких и стройненьких… ммм… предметом данной статьи, к сожалению, не являются. Тем более что к единому мнению мы все равно не придем: de gustibus et coloribus (non) est disputandum.
В самых подробных сборниках латинских народных пословиц эта фраза приводится именно в таком виде – «о вкусах и цветах (не) спорят». То есть не стоило бы, но спорят. Но, несмотря на фактическое разнообразие вкусов, на прямо поставленный теоретический вопрос: «Женщин с каким цветом волос вы предпочитаете?» – безмозглые мужики в большинстве социологически-сексологических опросов в два-три голоса против одного тупо отвечают: «Блондинок!» Потому что самцы блондинок думают о женщинах совсем не корой головных мозгов. Но и не тем, о чем вы подумали. А подкоркой и даже пояснично-крестцовым отделом спинного мозга.
Этим и объясняется распространенное среди сильной половины человечества мнение о том, что характерной чертой блондинок является пониженный интеллект: просто сами мужчины в их присутствии заметно глупеют. И виноваты в этом гормоны. Рядом с блондинками примитивные мужские организмы с помощью унаследованного от предков инстинкта чувствуют: в организмах блондинок обычно больше эстрогенов – женских половых гормонов, чем у брюнеток.
Следовательно, блондинка нарожает тебе больше детенышей и лучше их выкормит, чем брюнетка. Остальное для выживания вида менее существенно, даже то, что у брюнеток больше тестостерона – мужского полового гормона, повышающего дамскую страстность и заодно усиливающего рост волос (не на голове, а там, где эпиляция).
Каким образом половые гормоны связаны с цветом волос, науке почти неизвестно. Вроде бы они как-то участвуют в регуляции синтеза меланина. И тут-то мы подобрались к самому главному.
Цвет волос блондинок
Вся гамма натуральных цветов кожи, глаз и волос, от выгоревшей соломы до воронова крыла, обусловлена пигментом меланином.
Меланины (греч. mhlas – черный) – это пигменты, которые у позвоночных животных образуются в меланоцитах – специализированных клетках кожи, радужной оболочки глаз и – о чем сегодня мы в основном и говорим – волосяных фолликулов. Цвет волос (и кожи тоже) зависит и от количества меланинов, и от соотношения двух их форм – черно-коричневого эумеланина и желто-красного феомеланина, и от размера их гранул, и от глубины залегания (верхние слои кожи и оболочка волоса состоят из бесцветных полупрозрачных клеток), и от кучи других наследственных факторов, о которых науке толком ничего не известно.
Известны только общие принципы: у человека темный цвет волос является доминантным по отношению к светлому, а оба они – к рыжему. То есть если у огненно-рыжей блондинки и светло-русого блондина родится ребенок с черными волосами, придется вспомнить слова известного чешского ученого Б.С. Швейка: «Перекрестное скрещивание – это вообще очень интересная вещь… Представьте себе такой скандал: вы женитесь на какой-нибудь барышне. Белая, мерзавка, абсолютно, и в один прекрасный день – нате! – рожает вам негра. А если за девять месяцев до этого она была разок без вас в варьете и смотрела борьбу с участием негра…»
К названию вышеупомянутой комедии «Джентльмены предпочитают блондинок» джентльмены тут же придумали продолжение: «...но женятся на брюнетках, а спят с рыжими». Доля шутки тут, конечно, есть, но рыжих на всех не хватит: даже в относительно блондинистых странах рыжие (гомозиготно рецессивные по какому-то точно неизвестному науке гену) составляют всего около 2% населения.
Генетика блондинок
Меланины образуются из аминокислоты тирозина, причем для первой стадии цепочки реакций необходим фермент тирозиназа, и мутанты по тирозиназе у всех хордовых являются альбиносами. Мутации эти случаются даже у самых черных афронегритянцев, в результате чего рождаются эдакие негативы – негр негром, но абсолютно белый и с красной, как у вампира, радужкой в лишенных эумеланина глазах.
Такое яркое явление было изучено давным-давно, когда ни о какой расшифровке генома человека и даже отдельных генов ученые даже не мечтали. Тогдашними дедовскими методами они установили, что тирозиназа у человека кодируется геном ОСА1, расположенным в длинном плече 11-й хромосомы. В 1991 году человеческий ген тирозиназы был выделен и секвенирован с точностью до нуклеотида.
Все остальное в генетике блондинок покрыто неизвестным мраком или до невозможности запутано. Генов, имеющих отношение к цвету волос, понаоткрывали кучу, но цельной картины пока не сложилось – тем более что у генетики человека есть задачи поважнее. Поэтому гены, обеспечивающие разные аспекты блондинистости и брюнетистости, ученые обнаруживают в качестве побочных продуктов научной жизнедеятельности. Из них давно известно как минимум шесть основных, плюс то ли 30, то ли 100 более или менее важных. И все они действуют то независимо друг от друга, то однонаправленно, то в противоположные стороны, а то и прямо перпендикулярно.
Вот что пишут в ученых статьях о такой всем известной вещи, как от природы седая завлекательная прядь в волосах (у людей она обычно сочетается с голубыми глазами и снижением слуха, как у белых глухих кошек): «Меланоциты во время эмбриогенеза образуются из клеток нервного гребня и в процессе развития мигрируют в разные части зародыша. Мутации в генах EDN3, EDNRB, MITF, PAX3, SNAI2, SOX10 у человека нарушают процесс миграции, и в результате меланоциты не доходят до места назначения. Это приводит к развитию частичного альбинизма – синдрома Ваардербурга».
Ну и так далее – можно долго перечислять уже известные гены, функции их белков и их приблизительный вклад в формирование блондинистости, но в целом ясно, что пока с этим ничего не ясно. Одно можно сказать точно: блондинки никуда не денутся и будут всегда.
Легенда о вымирании блондинок
Глупую байку о том, что ровно-ровно через 200 лет, в 2200 году, блондинки исчезнут как биологический вид, запустил(а) по СМИ со ссылкой на неназванных «Германских Специалистов» и «Японских Ученых» анонимный(ая) блондин(ка). Это, по единодушному мнению настоящих, а не выдуманных ученых, включая даже представителей Всемирной организации здравоохранения, до которых с этим животрепещущим вопросом дошли чуть более здравомыслящие журналисты, – полный и абсолютный бред.
То есть, конечно, со временем из-за смешанных браков доминантных брюнеток станет больше, а рецессивных блондинок и рыжих – поменьше, но гены блондинистости из человеческой популяции никуда не денутся. Как и носительницы этих генов с соответствующими проявлениями в фенотипе (по-ученому – во внешнем виде).
Так что, дорогие блондинки и любители блондинок, не беспокойтесь за своих пра-пра-правнуков!
Для брюнеток
Меланоциты вырабатывают пигмент лишь в анагенной фазе роста волос. Их активность проявляется в присутствии специфических органелл – промеланосом и меланосом, структурно различающихся образованием эумеланина или феомеланина... Варианты цвета, оттенки волос зависят от комбинации обоих пигментов или от присутствия лишь одного из них, а также от рефракции света. Ультраструктура волос различного цвета варьирует по количеству, форме и степени меланизации эумеланосом или феомеланосом, по их распределению в цитоплазме кератиноцитов...
Среднее количество волос на голове у рыжих – около 80 000, у брюнеток – 100 000, у блондинок – 140 000. Зато у рыжих волосы самые толстые, у брюнеток – потоньше, а у блондинок – самые тонкие. Но это – с точностью до плюс-минус трех лаптей: за счет индивидуальных особенностей разброс толщины и особенно густоты волос может различаться на порядок. И это в норме, не считая проблемы выпадения волос вплоть до – тьфу-тьфу через плечо! – облысения.
Тест для блондинок
Блондинка участвует в конкурсе (в некоторых вариантах уточняется – с призом в 1 млн. евро). Ей задают вопросы:
1) Сколько лет длилась столетняя война? Варианты: а) 99, б) 100, в) 116, г) 150.
Блондинка пропускает вопрос.
2) В какой стране изобрели панаму? Варианты: а) Бразилия, б) Чили, в) Панама, г) Эквадор.
Блондинка просит помощи у студентов университета.
3) В каком месяце отмечается Октябрьская революция? Варианты: а) Январь, б) Сентябрь, в) Октябрь, г) Ноябрь.
Блондинка просит помощи у зала.
4) Как зовут короля Георга Шестого? Варианты: а) Альберт, б) Фредерик, в) Георг, г) Артур.
Блондинка достает гадальные карты.
5) От какого животного происходит название Канарских островов? Варианты: а) Канарейка, б) Кенгуру, с) Собака, г) Крыса.
Блондинка выходит из игры.
Если ты считаешь себя умным(ой) и посмеялся(лась) над блондинкой, то почитай правильные ответы.
1) Столетняя война длилась 116 лет, с 1337 по 1453 год.
2) Панама – эквадорская (или, скорее, инкская) народная соломенная шляпа. Она вошла в моду и получила свое нынешнее название сто лет назад: такими шляпами защищались от солнца строители Панамского канала.
3) Октябрьская революция отмечается в ноябре.
4) Имя короля Великобритании Георга VI – Альберт Фредерик Артур Джордж Виндзор. Под именем Георг он был коронован в 1936 году, после отречения своего брата Эдуарда VIII.
5) Название «Канарские острова» (исп. Islas Canarias) происходит от латинского canis – собака: римский ученый Плиний Старший утверждал, что там якобы водятся огромные собаки.
Любопытно, что теперь уже вымершие аборигены Канар, если верить старинным хроникам, хоть и жили в тропиках, но были светлокожими, голубоглазыми и рыже-блондинистыми.
Первым этапным спектаклем в разнообразной творческой биографии режиссера стала постановка «Гибели эскадры» А. Корнейчука в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола в 1952 году. Пьеса осмысливается Товстоноговым как острая личная трагедия каждого из моряков. Уже здесь проявилось умение Мастера найти такое физическое действие, которое одновременно было бы и бытовым, и психологически оправданным, но в то же время превращалось бы в символическое, в воплощенную метафору. В финале «Гибели эскадры» шваброй драили палубу, которая через несколько минут скрывалась под водой. Матросы уходили со сцены долго, кто-то нес узелок вещей, кто-то вел корабельного пса. Ощущение бесконечности ухода вызывало трагическое чувство неизбежности конца. Перед зрителями возникала не только драма моряков, вынужденных затопить свои корабли, но и трагедия, рассказывающая о жертвах, которые требуется принести во имя высших целей.
«Собирая все лучи, преломляя их, призма становится источником радуги»
В 1955 году в Ленинградском театре им. Пушкина Товстоногов ставит «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского. После знаменитого спектакля создателя «Камерного театра» Александра Таирова с Алисой Коонен в главной роли пьеса исчезла со сцены, и возвращение «Оптимистической трагедии» могло расцениваться как еще один знак наступления новой эпохи. Тем более, что Товстоногов сознательно вводил переклички с таировским спектаклем, и даже декорация А. Ф. Босулаева чем-то напоминала полную экспрессии конструкцию постановки 1933 года. Но режиссер уходил от монументализма, ему важны были характеры конкретных людей: Комиссара, которую Ольга Лебзак играла обыкновенной женщиной, и лишь крайние обстоятельства заставили ее обнаружить в себе неженскую силу и настоящее мужество; Вожака (Юрий Толубеев), вполне типичного невежественного хама, бездумно распоряжающегося доставшейся ему властью; Алексея (Игорь Горбачев), искреннего и непосредственного человека.
Сцена из спектакля «Оптимистическая трагедия»
Пьесы одного из главных провозвестников «оттепели» Александра Володина порывали с драматургическими канонами прежних лет, и это обуславливало интерес к ним нового поколения режиссеров. В 1959 году пьеса Володина «Пять вечеров» ставится сразу в Большом драматическом театре в Ленинграде и в московском «Современнике». Товстоногов в БДТ строил спектакль на крупных планах у самой линии рампы. Он не скрывал личной драмы Тамары (Зинаида Шарко) и Ильина (Ефим Копелян), но отсутствие какой бы то ни было патетики придавало происходящему особенную интимность и простоту, сразу же находя отклик у зрительного зала.
«В переполненном зале господствует ощущение, что не всякий день увидишь творимое в этот раз на сцене» — так писал литературовед и театрал Наум Берковский о спектакле «Идиот» (1957), поставленном Георгием Товстоноговым в БДТ, театре, который он возглавил в 1956 году. Работая над инсценировкой, режиссер исключил философские монологи, словно растворив их во всей композиции строгого по форме, лишенного излишних бытовых подробностей спектакля. Да и молодому актеру Иннокентию Смоктуновскому для создания образа князя Мышкина не требовалось быть многословным. Он раскрывался в реакциях, улыбке, взгляде, интонациях. Редкая утонченность духовной жизни, особенное ощущение хрупкости добра и трагических противоречий мира соединялись в этом Мышкине с поразительной естественностью поведения. Мышкин Смоктуновского не выглядел странным — странным оказывался мир вокруг него, враждебный добру и красоте.
Татьяна Доронина и Иннокентий Смоктуновский в спектакле «Идиот»
Эта тема снова подхватывалась в «Варварах» 1959 года. В пьесе Горького Товстоногову была важна не только социальная конкретика, но и обобщенно-философская проблематика. Надежду Монахову играла Татьяна Доронина. Тему красоты — яркой, земной, чувственно притягательной, но и обещающей неведомые духовные взлеты — актриса вела трагично, не лишая при этом свою героиню иронии, загадки и даже некоторой доли наивности. Доронина органично вписывалась в общую тональность спектакля, лишенную какой бы то ни было романтизации. Трагедия смешивалась с фарсом, и выяснялось, что слово «человек» звучит гордо далеко не всегда. Товстоногов не хотел однозначности оценок, избегали ее и артисты Евгений Лебедев (Монахов), Владислав Стржельчик (Цыганов), Павел Луспекаев (Чиркун).
Товстоногов превратил БДТ в центр театральной жизни страны
Неожиданным, чуждым всяких условностей был Чацкий Сергея Юрского в «Горе от ума» 1962 года. То возмущенный, то удивленный, то восторженный, но неизменно искренний, он в финале падал в обморок, чем повергал некоторую часть зрительного зала в недоумение — настолько такая трактовка не соответствовала представлениям о постановке классической русской комедии. Товстоногов не скрывал молодости и чувственности своих героев, тем более что и Софья — Татьяна Доронина, и Молчалин — Кирилл Лавров были вызывающе красивы, дерзки, уверенны в себе. В этот период творчества режиссеру интересна яркая, неординарная личность, не вписывающаяся в привычные стереотипы и социальные условности. Спектакли выстраиваются с расчетом на мощные актерские индивидуальности, которые существуют в ансамбле, подчеркивают концептуальную оригинальность режиссерского решения.
Сергей Юрский в роли Чацкого в спектакле «Горе от ума»
В 1965 году Товстоногов поставил пьесу «Три сестры», о которой писал: «Чеховские герои, — умные, тонкие, страдающие, — своей пассивностью, безволием губят друг друга». На сцене происходит распад дома, в котором виновны все без исключения. В спектакле был блестящий актерский ансамбль, «алмазная корона» БДТ: Андрей — Олег Басилашвили, Ольга — Зинаида Шарко, Маша — Татьяна Доронина, Ирина — Эмма Попова, Наташа — Людмила Макарова, Вершинин — Ефим Копелян, Соленый — Кирилл Лавров, Тузенбах — Сергей Юрский. Каждый ведет свою трагическую тему, поданную остро и страстно. Режиссер же сводил эти актерские образы в единое полифоническое произведение — так возникала атмосфера, которую очевидцы сравнивали с напряженным моментом перед разверзнувшейся грозой. Герои стали как будто будничнее, прозаичнее, но конфликт пьесы обозначился с безжалостной откровенностью, порой даже жестокостью.
Сцена из спектакля «Три сестры»
Ставя пьесы «Мещане» в 1966 году, Товстоногов также уходил от узко-социального прочтения. «Найти круг наваждения, в который попали эти люди и который сделал абсурдным само их существование, было для меня главным в процессе работы, — писал Товстоногов. — Причем трагичность их бессмысленного вращения заключается в том, что людям вообще свойственно поддаваться наваждению, свойственно создавать эти замкнутые круги, по которым мечутся вхолостую». Круг вещей, старых, несущих опыт поколений, был лишь первым уровнем воплощения мещанства. Скандал оказывался главной формой человеческих отношений. Вся обыденная жизнь проходила до, после и во время скандала. Но, исследуя причины его возникновения, Товстоногов был далек от прямолинейности. Евгений Лебедев в роли Бессеменова искал логику образа, причины, сформировавшие именно такой человеческий тип, доказывал его правоту, невозможность поступать иначе, напоминая шекспировского короля Лира. Столь же неоднозначен и объемен был Нил в исполнении Кирилла Лаврова. Внешне это был сильный, здоровый юноша, невероятно обаятельный. Последнее качество заставляло прощать ему и грубость, и эгоизм, и даже жестокость. Но можно ли такое прощать? Режиссер не собирался давать готовых ответов: «Зритель должен отнестись к показанной нами жизни философски, увидеть ее широко». И он воссоздавал этот поток жизни во всей полноте и многоплановости, показывая собственную правду каждого героя, но именно столкновение «правд» и приводило к ситуации скандал. А скандал, в свою очередь, переставал быть бытовой склокой, а превращался в символ неблагополучия и в семье, и в доме, и в обществе, где мещанство становилось законом и не давало человеку быть самим собой.
Сцена из спектакля «История лошади»
Огромный успех у зрителя имела «История лошади» 1975 года — уникальная товстоноговская постановка, учитывающая все достижения отечественного и мирового театра XX века. Повесть Толстого «Холстомер» превратилась в многозначную и глубокую по смыслу притчу о взаимоотношениях человека и общества, которые исследовались во всей своей сложности. Вражда, любовь, ненависть, дружба, жестокость, власть — эти категории выявлялись средствами театра, который не скрывал своей откровенно условной природы, но при этом не терял серьезной интонации. Актеры скользили по грани сценического переживания или представления эмоций своих героев, действие прерывалось зонгами и интермедиями, а жанровый диапазон простирался от эпоса до мюзикла. Евгений Лебедев в роли Холстомера достигал высот истинной трагедии, тема одиночества звучала у него пронзительно и страшно, заставляя зрителей сопереживать до слез, когда суровый холст, составляющий основу оформления спектакля, обагрялся кровью.
Для актеров режиссер был абсолютным монархом и диктатором
Опыт искусства XX века от отказавшего в жизнеподобии Брехта до трагикомических форм мюзикла, приправленного исконным русским психологизмом, детская игра, ностальгия по античному хору и русскому балагану, искусство эстрадного шлягера — все соединилось в этом спектакле. Умудренный разнообразным опытом, пытаясь предложить свое уникальное видение мира, которое скрепляло воедино все разнообразные лоскуты сценической ткани, режиссер подводил некий итог своих творческих исканий. Может быть, это было самое свободное театральное высказывание Георгия Товстоногова.
Разговорчивый Майкл Макфол, бывший посол США в Москве, подтверждает статус «личного врага» российского президента (который так и не простил ему двух неуместных слов) и начинает контратаку.
В рейтинге одержимостей Владимира Путина почетное место отводится Майклу Макфолу (Michael McFaul), преподавателю Стэнфорда, бывшему послу США в Москве и особому помощнику Барака Обамы по делам России.
Мы многого не знаем о содержании разговора без советников между Путиным и Трампом в Хельсинки, но, безусловно, российский президент попросил разрешения, чтобы его следователи допросили Макфола, которого он воспринимает как символ и как главного из 11 американцев, с которыми Кремль хотел бы разобраться.
Это был бы, по словам Путина, пропорциональный ответ на предъявленное 12 российским шпионам обвинение в рамках расследования специального советника Роберта Мюллера (Robert Mueller). Идея, которую восторженный Трамп охарактеризовал как «невероятную» в ходе катастрофической пресс-конференции в Финляндии, была в дальнейшем раскритикована Государственным департаментом как «абсурдная», отклонена после голосования 98 к одному резолюцией Сената и, наконец, отвергнута Белым домом. Пресс-секретарь Белого дома Сара Хакаби Сандерс (Sarah Huckabee Sanders) сказала, что президент «не согласен» с предложением России, которое, однако, Путин выдвинул совершенно «искренне». Относительно искренности Макфол как раз несколько сомневается: «Я не считаю „искренностью" выдвижение лживых обвинений в адрес чиновников американского правительства в том, что они — преступники», — написал в Твиттере бывший посол. Профессионал своего дела с прекрасно подвешенным языком, ориентирующийся в социальных сетях, способный привлечь на свою сторону оппозиционеров режима, этот ученый и дипломат — воплощение всего, что Путин презирает, и российский президент избрал его в качестве любимой мишени своей антиамериканской кампании, причем Макфол возглавил список людей, которых следует допросить.
Макфол ни разу не отступал и, напротив, всякий раз, когда Путин нападает на него, он отвечает ему и поднимает ставку. В своем профиле в Твиттере он объявил о своей книге об отношениях России и Америки со следующим лозунгом: «Когда я был послом, я пытался перезагрузить отношения с Россией и в результате стал личным врагом Путина». Когда в Хельсинки президент России заявил, что Москва «больше не нападает на Соединенные Штаты», практически высмеивая менталитет холодной войны, распространенный среди американских чиновников, Макфол перешел на личности: «Путин безусловно нападает на меня и угрожает мне. А я — американец».
Как следует из анализа событий на саммите в Хельсинки, Макфол восстановил свой статус главного антипутинского героя, и его имя привлекло внимание СМИ, пусть даже в списке рядом с ним фигурировали менее публичные, но более политически значимые персонажи. Кайл Паркер (Kyle Parker), советник Хельсинкской комиссии США, является автором «Акта Магнитского», и тот факт, что его имя всплыло на поверхность, означает, что Путин нападает не только на дипломатов и избранных чиновников, но и на представителей законодательных структур.
«Его включение в этот список означает значительный качественный скачок в этом деле», — сообщил нашей редакции источник из Конгресса. Макфол же известен как главный герой путинской одержимости, по меньшей мере со времен его назначения послом в Москве, в 2012 году. Его резиденцию посещала вся путинская оппозиция (в том числе и Борис Немцов, убитый в 2015 году), представители правозащитных организаций и самые разнообразные прозападные интеллектуалы — компания, против которой Кремль выставлял активистов националистических движений, чтобы они срывали любые мероприятия и общественные встречи Макфола. Бывший посол, маэстро общественных и публичных связей, вел публичные дневники репрессивного режима вместо того, чтобы залечь на дно. Сергей Марков, коллега Макфола по Стэнфорду и его друг, ставший впоследствии советником Кремля, сказал как-то раз, что Путин «должен наградить его за роль жертвы».
Во время одной из повседневных засад проплаченных Путиным активистов Макфол потерял терпение и закричал, что Россия — «дикая страна», отсталая, и здесь эпитет выражает то западное чувство превосходства, которое приводит в бешенство националистического тирана. Макфол всячески извинялся за те фатальные слова, но Путин так никогда и не простил их ему.
Левый марш Вл. МАЯКОВСКИЙ Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу истории загоним. Левой! Левой! Левой! ..... Глаз ли померкнет орлий? В старое станем ли пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! Грудью вперед бравой! Флагами небо оклеивай! Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой! "Правой" в то время шагали Бухарин, Рыков и Томский. Эти трое дали Сталину программу, исключающую рабство, развал сельского хозяйства, убийства частной инициативы и всех остатков свобод в державе российской. Сталин шагнул левой, уничтожив через 6 лет всех троих за попытку спасти Россию. С тех пор вся страна, все ее граждане, не смели и помнить о другой "походке". История, как это ей свойственно, повторяется. Человеческий гений не так уж изобретателен. Вновь современные либералы-большевики хотят "загнать клячу истории", снова не хотят они жить "законом, данным Адамом и Евой", т.е. -ЗАКОНОМ БОЖЬИМ. Снова мир наш оказался на краю кризисов, войн, террора. Но здесь возник Дональд Трамп, посмевший, вместе с частью народа США, шагнуть правой. Ну, и понятно, что вся левая сволочь завопила по рецепту "лучшего поэта революции": "Кто там шагает правой? Левой!Левой! Левой! Не были идеальными героями Бухарин, Рыков, Томский, но были они людьми здравого смысла и пытались спасти страну, которую любили. Убежден, и у Трампа тысяча недостатков, но есть одно огромное достоинство - ОН РИСКНУЛ ШАГНУТЬ ПРАВОЙ.
Большинство заключенных российских колоний имеют право на длительные свидания с близкими родственниками. Их количество зависит от вида режима, но не более четырех раз в год. Поскольку ФСИН весьма часто отправляет арестантов отбывать наказание за тысячи километров от мест их жительства, то для близких свидание начинается с длительной тяжелой поездки. Однако физические трудности несопоставимы с психологическими и моральными унижениями, которым подвергаются родственники осужденных, переступая порог колонии. Публикуем свидетельства трех женщин, приехавших на свидание к своим сыновьям в ОИК-36 (объединение исправительных колоний) Красноярского края.
Мария Петрова (имя и фамилия изменены по этическим соображениям и в целях безопасности заключенных): «ОИК-36 — объединение трех колоний. Под одним забором — туберкулезная колония, особый режим, строгий режим. Комнаты для длительных свиданий, для всех одни и те же. С 1-го по 10-е — туберкулезники идут. У нашей колонии № 5, где мой сын сидит, свидания начинаются с 16 числа по 30-е. Обрабатывают они помещения после туберкулезников или нет, никто не знает. Но мы все боимся заразиться.
Во всех колониях Российской Федерации комнаты свиданий расписываются заранее. Заключенный написал заявление, хочет на свидание, ему разрешили и говорят ему дни, когда будет свидание. У него есть возможность позвонить родителям и сообщить. И люди идут, зная, что у сына есть разрешение и если заключенный не попал в ШИЗО, то свидание состоится в назначенное время.
А здесь никакой очередности. Приезжают все хором. И я приехала ровно 16 числа, а попала на свидание только 18-го июня. Там 13 комнат, приезжает человек 20 родителей, вот 13 человек пропустили, семерым говорят: «Идите до дома». Родственники, чтобы попасть на это свидание, целую неделю ездят. Если из другого города приехали, то пропускают, а местным отказывают, якобы делают такую поблажку. Но это же не выход из положения, правильно?
Как все это происходит? Приезжаешь туда в 6 утра, занимаешь очередь. Где-то в 9 часов приходит инспектор, приносит отпечатанные бланки, пишешь заявление. Дальше ждем до часа дня, до трех дня. Хотя этот день уже идет как свидание. Они должны часов в 9–10 привести заключенных, а мы где-то в три часа дня только зашли. И идешь ведь не пустыми руками. Сумки затягиваешь туда. Прежде чем попасть в комнату свиданий, заходишь в огромную комнату, где стоят столы, и тебе говорят: «Доставайте продукты из сумки». А у меня 13 сумок было. На свидания ведь количество продуктов не ограничивается. Если положена передача заключенному, то 20 кг можно взять на зону.
Все-все-все достаешь на стол. На этом огромном длинном казарменном столе три инспектора-женщины одновременно проверяют у троих приехавших. Смотрю, одна мамаша, ее передо мной запустили, возбухает конкретно: «Вы что делаете, изверги?! Вы чего перевернули все?» Человек идет на свидание на три дня, у него же свои предметы, туалетные принадлежности, средства гигиены, шампунь, зубная паста… И, представляете, заставили все это вылить в целлофановые пакеты.
То есть не важно — себе, заключенному, шампуни, кремы, зубную пасту, — все-все выливай в полиэтиленовый мешок.
Причем пакеты целлофановые нужно с собой приносить, их не колония дает. Каждый уже знает и несет рулон.
И эта мамаша говорит: «И что я с этим шампунем буду делать?» А сотрудница ей отвечает: «Ну сделайте дырку в этом полиэтиленовом мешке и заливайте в бутылку опять». Она говорит: «А зубную…» — «Ну ничего, через пакет можно почистить». Вот на что деньги тратишь, чтобы они все в пакеты вываливали?!
Овощи — всё режется. Еще у них какие-то деревянные палки, они ими пробивают помидоры. Потом начинают рыться этими палками в сгущенке, потом эту сгущенку переливать в пакеты, мед тоже в пакеты льют.
На столе лежит грязная тряпка и одна доска, на чем резать… Одним ножом режется мыло, этим же ножом режется мясо, этим же ножом режутся овощи… Потом нож протирается грязной тряпкой и опять на стол кидается. У меня были таблетки, которые мне нужно каждый день принимать, так они эту коробку всю разодрали, давай она в ней рыться.
Я говорю: «Господи, неужели у такого учреждения как ФСИН, где такие деньги водятся, нельзя сделать, как в аэропорту, рентген?!»
Сумки текут. Все же мясо несут, чтоб в эти три дня готовить, ребенка накормить нормальной едой и самим надо кушать. Начиная с марта месяца копченая колбаса не принимается, принимается только сырокопченая. Сырокопченая стоит не рубль, а там — мамы-пенсионеры. Потом мясо в вакуумных упаковках сырокопченое… Они это все давай резать. И все разгерметизировано.Плюс ведь еще и вещи же несешь. А потом говорят: «Все собирайте!» — и руками пододвигает в одну кучу — одежду, постель, томат, колбасу, все перерезанное. И стоишь потом час, разбираешь, что куда запихивать. Сгребли, и так несем в комнату свидания».
Ирина Сидорова: «Все продукты перерезали — колбасу в вакууме перерезали, проткнули огурцы, помидоры. Одним ножом помидоры, огурцы, колбасу резали, а в йогурты палочки деревянные опускали, мешали в бутылочках. Мы мясо привезли и сырокопченую колбасу. Про мясо спросила — да, можно в вакууме. Срок годности у него месяц, но после вскрытия — три дня. Представляете, а мы три дня там находились. У меня пенсия 10 тысяч, у мужа — 13. У нас в комнате свидания холодильника не было, и все это пропало. И все помидоры, огурцы, что прокололи, разрезали — все пропало, на две с лишним тысячи продуктов. Но, извините, мы каждую копейку считаем».
Андрей Бабушкин
Правозащитник, член СПЧ
— Эти действия сотрудников колонии по разрезанию и протыканию — незаконны. Да, речь может идти о выборочной проверке при наличии информации о возможности проноса запрещенных предметов. Тотальное повреждение предметов, которое приводит к тому, что они утрачивают свои потребительские качества или быстрее портятся, — это злоупотребление правом.
Мария Петрова: «Пока я вещи собирала, мамаши, которые уже прошли в комнаты свиданий, кричат: «Вы что делаете?! Вы совсем с ума сошли?!» Это я потом уже поняла, из-за чего они кричали.
Заходим в комнату свидания. У каждого инспектора видеорегистраторы на груди. Женщина-инспектор мне говорит: «Пройдемте в комнату». Пошли в комнату. Она говорит: «Раздевайтесь догола». Я говорю: «Скажите, пожалуйста, а то, что вы сейчас говорите, законно?» Она: «Это режимная территория, это приказ, это законно. Вы, может быть, что-то проносите».
И она меня заставила снять платье, плавки, разорвать прокладки, поднять грудь, поднять живот, распустить волосы, присесть. Другие мамы рассказывали, что их заставили ягодицы раздвигать.
Перед нами женщину довели до истерики. Непонятный какой-то гинеколог ее осматривал, типа искал что-то, и после у нее сердечный приступ случился, вызывали скорую. А не согласишься на такой осмотр — лишат свидания.
Я сказала сотруднице: «Вы меня обыскиваете при включенном видеорегистраторе, и на том проводе это кто-то смотрит?» Она ответила: «Ну давайте не будем ругаться. Снимайте обувь». Снимаю. А у меня были туфли дорогие очень, а в них, где каблук, с внутренней стороны на стельке сердечко, оно вшито, и оно мягкость дает ногам. Она говорит: «Ой, а что это такое? Что вы несете?» Схватила эту туфлю и давай пальцем выковыривать это сердечко. Я говорю: «Вы чего делаете?! Туфли сорок с лишним тысяч стоят, сейчас повредите, будете платить». Она держит туфлю: «Да, ничего себе, туфли какие дорогие! От кутюр? А вот мы тоже от Юдашкина носим форму!» Я говорю: «Ну и будете носить пожизненно!»
Ирина Сидорова: «Я подверглась такому унижению… Мне 59 лет, я уважаемый в своем поселке человек, и мое достоинство просто растоптали. Чего мне это все стоило, этого никто не знает, кроме моего супруга. Это было 18 июня. Меня завели в комнату, сотрудница ощупала меня. Сказала: «Раздевайтесь». Я говорю: «Что, мне платье снять?» Она сказала снять все, остаться голой. Она сидела и смотрела, как я раздеваюсь, как я платье расстегивала и снимала, как бюстгальтер, плавки сняла. Ну извините, конечно, я каждодневными прокладками пользуюсь. «Покажите, отлепите». Заставила эту прокладку отлепить. Потом заставила голой повернуться со всех сторон, сказала приподнять груди… Я такого натерпелась, это такое было для меня унижение. Это ужас, это ужас…
Фамилию сотрудницы, кто меня раздевал, не знаю. Она коренастая, полноватая, темные волосы короткие. Лет 40 ей.
Говорила ли я сотрудникам колонии, что их действия незаконны? Когда идешь на свидание с сыном, не думаешь, что тебя будут унижать. У них же на груди у всех видеорегистраторы. Мне сказали, что это видео потом смотрели в колонии. Одну бабушку, которая к внуку приехала, так ее присесть заставили голой, потом она и встать не смогла.
А мужа обыскивал мужчина-сотрудник. Он просто провел вдоль тела аппаратом, и все. Никто догола не раздевал. Только женщин подвергли такому унижению.
Потом, когда уже на выходе все возмущались, потребовали выйти начальника ИК-5 колонии Еремина, я ему сказала, утрируя, конечно: «Пришлось прокладкой перед носом помахать». Конечно, сгрубила. Там много возмущения было ото всех. А он стоит: «Я ничего сделать не могу. У нас были случаи проноса наркотиков. Пишите в Москву». Я говорю: «Почему вы не можете ничего сделать? Меня-то вы в чем подозреваете? Досмотр — это досмотр, но вы же обыск устроили с пристрастием. Может, кто-то другой тут порядок может навести, раз вы не можете?»
Андрей Бабушкин
Правозащитник, член СПЧ
— Полный обыск предусмотрен в отношении осужденных, когда есть достаточные основания полагать, что у человека есть при себе запрещенные предметы или предметы, изъятые из оборота в колонии. Те же действия в отношении родственников совершенно незаконны, так как родственники не являются лицами, отбывающими наказание. И в случае, если есть основания полагать, что родственник на себе спрятал какой-то запрещенный предмет, например, наркотики, конечно, администрация имеет право такой обыск организовать, но это в рамках либо оперативно-разыскного мероприятия, либо в рамках уголовного дела. Есть уголовное дело — есть обыск. Нет уголовного дела или нет информации, являющейся основанием для возбуждения дела, — нет обыска. Если это сделано просто в порядке профилактики, как бы чего не вышло, то в этом случае действия администрации укладываются или в состав дисциплинарного правонарушения, или в состав уголовного преступления по статье о превышении служебных полномочий.
Если обыскивали всех подряд, кто пришел на свидание, то в данном случае ни о каком оперативном мероприятии не может быть и речи. Это издевательство над людьми.
Мария Петрова: «Теперь про размер комнаты для свиданий. На свидание к осужденному едут двое-трое. Ширина комнаты — 1,5 метра, длина — 2,90. Стоят две кровати местного производства с матрасом, на котором 150 человек умерло: ширина — 60 см и длина — 1,87 метра. И как там втроем или вчетвером поместиться? В итоге муж мой спал на диване в коридоре в полусогнутом виде. В комнате решетки, окна вообще не открываются. Мы там задыхались. Вместо штор висят полиэтиленовые шторки для ванной комнаты.
Люди начали жаловаться, что продукты портятся, ведь холодильники не работают. Рабочие всего две плиты, забиты все санузлы. На кухне стоит 100-литровый огромный полиэтиленовый бак без крышки, в него кидают отходы, стоит день и ночь. Вонь страшная.
Обратно мы шли через трое суток. На выходе в зону у заключенных опять проверяют продукты, кому положена передача, эти 20 килограммов. У нас же на входе все эти продукты проверяли, все вываливали на этот грязный стол, и уже проверенные при входе, разрезанные продукты режутся заново — вот эта разгерметизированная, в нерабочем холодильнике лежащая колбаса, которая уже вся клеится…
Мясо, которое уже пропало. Мед, сгущенка, все это опять протыкается, переливается из пакета в пакет, обратно вся та же процедура, и продукты превращаются в свинячье пойло, в месиво.
Я за всем этим наблюдала и говорю: «Девочки, вы что делаете, вы почему так поступаете? Это же денег стоит, это пенсионеры с последних денег купили». А они мне: «Так положено».
Ну а после того, когда отпустили наших пацанов, нас опять начали проверять. Опять надо все вываливать, вплоть до нижнего грязного белья».
Тамара Иванова (имя и фамилия изменены по этическим соображениям и в целях безопасности заключенных): «Сотрудница сказала выложить на стол все, что было в моей сумке. Я выложила. А в маленьком пакете у меня лежали грязные трусы. Она спрашивает: «Что это здесь у вас?» Я говорю: «Вы извините, тут негде было их постирать, грязное нижнее белье». Она: «Открывайте». Ну я психанула, открыла и прямо на стол кинула это все».
Мария Петрова: «Меня на обратном пути шмонали конкретно, чтобы я не взяла у кого-нибудь жалобу. Я говорю: «Вы скажите, что вы ищете, может, я вам отдам». В бумагах она у меня роется и говорит: «Может, вы нашу посуду украли». Все белье грязное, прокладки в коробке — переворачивают, дно сумки чуть не ломают, проверяют каждую мелочь, каждый уголок. Потом говорят: «Заходите в комнату, вас проверять будем. Люди вообще зарвались. Опять под камеру, опять так же покажите, разорвите прокладки, раздвиньте ягодицы, поднимите грудь, поднимите живот, распустите волосы…
Оттуда выходишь, как изнасилованная, понимаете, в прямом смысле этого слова».
Ирина Сидорова: «Когда мы назад выходили, тоже перетряхнули все, каждую тряпочку перетряхнули, все документики перетряхнули. Сыну с Европейского суда пришла бумага на английском языке. Он говорит: «Мама, я знаю, что здесь написано, но мне дословный перевод надо», — и он мне отдал эту бумагу. У меня забрали, говорят: «Это на иностранном языке, я не могу вам отдать». Я говорю: «Себе заберете?» — Она: «Да я здесь оставлю». Вот странно: мне, значит, раз на иностранном, то я не могу это вынести? Отдала им».
Мария Петрова: «Там ор, крики, люди сумки покидали, там, наверное, человек сорок стояло. Ну пришел Еремин, начальник колонии, и ничего сказать не может. Почему люди это терпят? Отказаться от личного досмотра нельзя было. Откажешься, и все, отменяется свидание. Но это не досмотр, это уже обыск, с пристрастием».
Андрей Бабушкин
Правозащитник, член СПЧ
— Сотрудники используют свои полномочия для того, чтобы максимально доставить людям неприятность и неудобства. Это издевательские действия.
Сотрудники берут некую норму законодательства, реально существующую, но ограниченную в применении, и переносят ее на те правоотношения, в которых она не может применяться.
Ну, грубо говоря, может сотрудник полиции стрелять? Может. Но когда на него идет убийца с автоматом. А если он видит мальчика в песочнице, который просыпал песок мимо песочницы и отказывается песок убрать, он стрелять в него не может…
Послесловие
Красноярские зоны не уникальны в своем желании унизить женщин, приехавших на свидание к родным. Пристрастному досмотру посетительниц подвергали в колониях Свердловской области и Удмуртии. Одна из женщин, прошедшая через унизительный личный досмотр в Удмуртии, в январе этого года обратилась к местным правозащитникам и написала жалобу в прокуратуру. В своем ответе прокурор полностью оправдал действия сотрудников колонии, ссылаясь на некий приказ Минюста от 20.03.2015 г. № 64-дсп «О порядке проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях УИС и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования», согласно которому перед проведением длительного свидания полный досмотр проводится в обязательном порядке. «Полный досмотр производится со снятием одежды (за исключением нательного белья, которое подлежит осмотру без его полного снятия), головного убора и обуви», — сказано в ответе прокурора, со ссылкой на приказ Минюста.
Правозащитники же ссылаются на другой приказ Минюста — № 268-дсп от 25 августа 2006 г., разрешающий личный досмотр родственников, прибывших на длительное свидание, только в случае подозрения на пронос ими на территорию зоны запрещенных предметов. Кроме того, сотрудники, принявшие решение о досмотре, обязаны составить протокол досмотра.
Красноярские тюремщики не просто исполняют секретный приказ Минюста от 2015 г., нарушающий конституционные гарантии государства о защите достоинства личности, они этот приказ усовершенствовали: они проводят обыски, а не досмотры. Зачем с родственников заключенных снимать трусы до колен, когда их можно снять совсем?!
Андрей Бабушкин
Правозащитник, член СПЧ
— Мы уже лет 20 боремся со ФСИН, чтобы они прекратили повальный обыск родственников, приезжающих на длительные свидания. — Но действия ФСИН напрямую зависят от того, что происходит в государстве: если в стране идут демократические процессы, то досмотры сводятся к минимуму, а если закручиваются гайки, принимается один запретительный закон за другим, то обыски становятся тотальными.