понедельник, 4 июня 2018 г.

Яйца-пашот с авокадо и лососем

Яйца-пашот с авокадо и лососем

Ингредиенты:
  • свежие яйца — 4 шт.
  • булочки для гамбургеров — 2 шт.
  • спелое авокадо — 1 шт.
  • копченая семга или лосось — 60 г
Ингредиенты для Голландского соуса:
  • яичные желтки — 3 шт.
  • сливочное масло — 120-150 г
  • лимонный сок — 1 / 2 ст. л.
  • свежемолотый белый перец, соль — по вкусу
  • холодная вода — 1 ст. л.
А также:
  • вода — 1 л
  • уксус — 1 ст. л.

Приготовление яиц–пашот с авокадо и лососем.

Сперва готовим Голландский соус.
Булочки продольно разрезать пополам, выложить на сковороду с небольшим количеством растительного масла срезом вниз и немного поджарить.
Авокадо очистить от кожуры, разрезать пополам, вынуть косточку и резать дольками. Так же нарезать рыбу (я купила уже нарезанную).
Сварить яйца-пашот.
Теперь все подготовленные компоненты собираем в одно блюдо. На половинки булочек выложить авокадо.
На авокадо – копченую семгу или лосось.
На рыбу выложить яйца-пашот, залить теплым Голландским соусом и подавать к столу. Яйца-пашот с авокадо и лососем готовы.
Надеюсь, Вам понравится. Приятного аппетита!

ПОЛЬЗА ГОРЬКОГО ПЕРЦА

Польза горького перца: свойства растения. Противопоказания к употреблению продукта

Горький перец может называться по-разному – острый, чили или стручковый, но суть вовсе не меняется. Горький перец выступает отличной приправой, которую можно добавить практически в любое блюдо, придавая уникальную пикантность и остроту. Но при употреблении важно соблюдать осторожность, так как эфирные масла продукта могут провоцировать раздражение на дерме и будет нанесен вред горьким перцем.

Польза горького перца: свойства

У этого продукта очень богатый витаминный состав. По содержанию аскорбиновой кислоты он опережает лимоны. Совместное воздействие витамина С и Р помогает укрепить и очистить капилляры. Благодаря жгучему качеству продукт отлично борется с микробами и бактериями. Именно поэтому его следует употреблять при простудных недугах.
Компоненты, которые есть в продукте, помогают избавиться от излишнего веса и предотвратить возможность снова набирать килограммы. Этот процесс наблюдается благодаря тому, что компоненты перца стимулируют микроциркуляцию крови и тем самым содействуют расщеплению жировых клеток. Также овощ помогает выводить из толстой кишки токсические и вредные вещества.
Острый перец помогает при производстве эндорфинов, которые притупляют болевой синдром и уменьшают стресс. Они также убыстряют кровообращение, поэтому только положительно воздействуют на кровеносную систему. После применения продукта предотвращается развитие тромбов и атеросклероз. В небольших количествах овощ содействует улучшению пищеварения и улучшает аппетит.
Горький перец имеет способность противостоять процессам старения всего организма. Также овощ имеет возможность предотвращать развитие онкологических болезней. Этот перец специалисты рекомендуют применять для приостановления прогрессирования раковых клеток.
Доказана польза продукта при нарушениях со сном. Польза перца заметна и при излечении бронхиальной астмы, различных аллергических недугов, сопутствующихся нежелательными симптомами.
Горький перец активно используется в косметологии. С его помощью готовят различные маски для лица, увлажняющие кожный покров. Также готовятся настойки для укрепления волос.

Польза горького перца: лечение при помощи овоща

Горький перец часто используется при простудных болезнях. Для этого берется небольшой кусочек перца и заливается 0,25 л теплого молока. Состав ставится на медленный огонь и доводится до кипения. После кусочек перца удалить из целебного состава, а молоко выпить.
Если мучает простуда и появляются сильные боли в суставах, то необходимо приготовить целебную настойку. 10 стручков перца пропустить через блендер или мясорубку. Полученную массу залить 0,25 л растительного масла и влить столько же керосина. Полученный состав поместить в темное и прохладное помещение на 10 суток. Спустя это время целебный состав втирать в болевой участок либо растирать грудь.
Целебные свойства красного перца проявляют себя в качестве жаропонижающего, отхаркивающего, потогонного препарата. Для получения необходимого эффекта смешать в одинаковом соотношении мед и перец. Употреблять по чайной ложке средства. Этот состав заливается водой. Процедуру повторять несколько раз в сутки.
Если у малыша простуда без повышения температуры, то перед сном в носочки ему положить маленькую ложку перца. Поверх обычных носочков одеть шерстяные.

Польза горького перца: лечение заболеваний

Продукт помогает избавиться от множества заболеваний. Всего несколько процедур и болезнь отступает:
1. Пневмония. Чтобы избавиться от кашля необходимо измельчить перец. Должна получиться маленькая ложка порошка. Закипятить 0,25 л молока и добавить в него имбирь, , шафран, молотый черный перец. Смесь хорошо вымешать, а посудину плотно закрыть на 5 минут. Состав употреблять перед сном.
2. Лечение сухого кашля. Для отхождения мокроты 60 г порошка залить 0,25 л белого вина. Все прокипятить и пропустить через марлю. Пить горячи трижды в сутки.
3. Радикулит. 2 стручка перца залить 400 мл спирта и оставить состав на 2 недели в темном помещении. Емкость с целебным средством встряхивать каждый день. Как только настой будет готов наносить средство на пораженные участки.
4. Бронхит. Измельчить стручки, чтобы получилась маленькая ложка порошка. Ее смешать с 2 большими ложками свиного жира. Получившееся средство втирать в грудную клетку, а после хорошо укрываться и ложиться спать.
5. Суставные боли. Четыре стручка перца залить 0,5 л водки. Состав оставить на 2 недели. После пропустить через марлю и смешать с 0,35 л растительного масла. Перед сном этой настойкой растираться.
6. Проблемы с аппетитом. 25 г перетертого перца залить 0,2 л водки. Оставить на 14 суток. После употреблять по 10 капель.
7. Зубная боль. Для лечения зубной боли готовится настойка в пропорции 1 к 20. Полученное средство капнуть на ватку и приложить к больному зубу.
8. Витилинго. Немного подсушить 5-7 стручков. После положить в емкость и залить 0,5 л водки. Емкость плотно закрыть и замотать. Оставить в темном месте на 25 суток. Ежедневно бутыль встряхивать. Спустя это время состав наносить на проблемные места. Втирать в течение 10 минут. Хорошо будет после процедуры проблемные участки подержать на солнце.
9. Выпадение волос. Для восстановления и улучшения роста волосин необходимо сделать настой. 4 стручка горького перца залить 0,5 л водки и оставить в затемненном помещении на три недели. После состав пропустить через марлю и втирать в кожный покров головы. За один раз использовать не менее 50 мл средства. Процедуру повторять не чаще, чем раз в 14 суток.
10. Очистка кишечника. 2-3 раза в день съедать небольшое количества продукта, обернутого в хлебный мякиш. Этот рецепт также помогает при возникновении тромбов.

Вред горького перца: противопоказания к употреблению

Жгучесть продукта нравится многим, но она может быть неимоверно опасной. Запрещается его использовать в таких случаях:
1. Кардиологические недуги. Если наблюдается аритмия, гипертония или стенокардия, то овощ может спровоцировать изменение сердечного ритма. В некоторых случаях вызывается сердечный приступ. При таких недугах вовсе не желательно употреблять острую еду.
2. Язвы и гастриты. Красный перец может провоцировать раздражение слизистой, а порой даже ожог. По этой причине возникает внутреннее течение крови. Острый перец вызывает ожог пищевода и островоспалительный процесс в нем.
3. Воспаленный геморрой. При таком заболевании продукт при употреблении даже в малых количествах вызывает серьезное обострение. Перец характеризуется сосудорасширяющим свойством, по причине чего может усилиться кровотечение. Помимо этого, заболевание будет сопутствоваться такой симптоматикой, как сильное жжение. Такой симптом провоцирует еще большее раздражение.
4. Заболевания почек и печенки. При попадании в организм такого острого вещества указанным органам очень трудно справляться с очищающими функциями.
5. Детям. Запрещается давать малышам острую еду, так как слизистые у них не до конца созрели и их можно с легкостью травмировать.
При несоблюдении предписаний можно нанести только вред горьким перцем.
Элла Борисюк

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ИНТРОВЕРТОМ

Легко ли быть интровертом: мы ошибаемся, считая их необщительными лентяями

Услышав слово «интроверт», вы, скорее всего, представите тихого, замкнутого человека, которому нравится проводить время в одиночестве, избегая социального взаимодействия.
Но интровертизм не имеет ничего общего с тем, сколько времени вы проводите с другими людьми. На самом деле дружба интроверта может быть самой верной и надёжной.
Фактически разница между интровертами и экстравертами — биологическая и заключается в ощущениях после взаимодействия с другими людьми.
Психолог Перпетуа Нео говорит, что у интровертов более низкий порог чувствительности дофамина (гормона, связанного с удовольствием от получения вознаграждения), а чем ниже этот порог, тем легче вы раздражаетесь.
«Интроверты черпают энергию, проводя время наедине с собой или с несколькими близкими людьми, — говорит Нео. — Поэтому, находясь в социальной среде, которая сильно раздражает, экстраверт становится всё более ярким и общительным, а интроверт закрывается».

У интровертов своя химия

Проводящие пути мозга интроверта и экстраверта в период общения в социуме отличаются друг от друга. В то время как у экстраверта этот путь очень короток, у интроверта он гораздо длиннее. Это говорит о том, что раздражители проходят через большее количество мозговых долей.
Одна их них – правая островковая доля мозга, отвечающая за обнаружение ошибок. Интроверты замечают все детали, и их напрягают собственные оплошности. Другая – лобная доля, оценивающая результаты. Это означает, что интроверт обладает очень напряжённым умом, беспокоящимся о том, что будет происходить.
Экстраверты могут практически мгновенно реагировать на происходящее вокруг, а интроверты нет, поскольку слишком много всего происходит у них в голове.
«Вот почему они могут выглядеть более озабоченными в момент общения, — говорит Нео. — Но это просто потому, что их мозг так устроен. По сути, после слишком сильного раздражения социумом, будь то общение в маленькой группе или шумная вечеринка, нервная система интроверта находится в состоянии шока».

«Похмелье интроверта»

Из-за этого интровертам необходимо проводить какое-то время в одиночестве, чтобы отойти и перегрузиться, так называемое «похмелье интроверта». Это активирует другой проводящий путь мозга, стимулирующий парасимпатическую нервную систему, отвечающую за функцию отдыха и усвоения информации. Так интроверты расслабляются при переизбытке стрессового гормона кортизола и адреналина. Их успокаивает и делает счастливее простое сидение дома, уборка, просмотр сериалов или чтение хорошей книги.
Наличие в вас черт интроверта или экстраверта (а, скорее всего, вы где-то посередине) — всего лишь нейроразнообразие. Это не имеет ничего общего с тем, насколько вы стеснительны или с тем, что вы социофоб.
«Социофобия – это страх, заставляющий вас избегать взаимодействия с другими людьми из-за боязни повести себя не так, — говорит Нео. — Вам кажется, что вы глупы, и люди будут смеяться над вами, или что вы не отвечаете требованиям общества. Ваш мозг всё время ищет ошибки в вашем поведении, и из-за этого вы занимаетесь самоедством».
После такого общения социофоб будет снова и снова проматывать каждую мелочь в своей голове, игнорируя всё хорошее. Ему будет казаться, что он не то сказал или не так поступил. Это приводит к желанию избегать общения в дальнейшем из-за испытываемого дискомфорта.
«Многие объединяют интровертизм и социофобию, а это в корне не верно, — говорит Нео. — Можно быть экстравертом и при этом социофобом или жутко стеснительным человеком. Разница лишь в том, что интроверт будет пытаться справиться с этим в одиночку, а экстраверту нужны люди вокруг и ощущение полной занятости».

Интроверты ненавидят пустую болтовню

Интровертам, как и многим людям, удаётся отлично общаться. Просто они добиваются этого другим способом. Например, светской львице-экстраверту необходимо пообщаться с максимально возможным количеством людей за вечер. Интроверту достаточно знакомства с двумя, но с прицелом на дальнейшую дружбу. Это одна из причин, по которой интроверты не любят пустую болтовню.
Интровертизм – это не изъян, а всего лишь другой способ жизни. Главное – научиться использовать свои отличия себе на пользу.
«Отдыхая или развлекаясь во время «интровертивного похмелья», можно заниматься своим профессиональным или личностным ростом, — говорит Нео. – Не думайте, что с вами что-то не так. Чувствуйте себя комфортно, говоря людям, что какое-то время вам надо побыть одному».

Как шпионы могут найти вас по вашему сотовому телефону, а также подслушивать ваши разговоры и подглядывать за вашими sms

Как шпионы могут найти вас по вашему сотовому телефону, а также подслушивать ваши разговоры и подглядывать за вашими sms

«Системы слежки, которые фиксируют местоположение пользователей сотовых телефонов и шпионят за их разговорами, sms и потоками данных, сейчас используются против американцев, пока те странствуют по своей стране и всему миру», — пишет The Washington Post, ссылаясь на экспертов и американских официальных лиц. Журналист Крэйг Тимберг поясняет: «На прошлой неделе федеральные чиновники признали риск, нависший над тайнами частной жизни американцев, в ранее не обнародованном письме Министерства внутренней безопасности к сенатору Рону Уайдену; они заявили, что получили сообщения, что «акторы-злоумышленники, возможно, воспользовались в своих целях» глобальными сетями сотовой связи, «чтобы сделать своей мишенью контакты американских граждан».
«В письме, датированном 22 мая и оказавшемся в распоряжении The Washington Post, описаны системы слежки, которые подключаются к глобальной системе обмена сообщениями, позволяющей клиентам сотовых операторов переходить из одной сети в другую во время путешествия. Эта система обмена сообщениями под названием SS7, существующая несколько десятилетий, почти не защищена, что позволяет разведслужбам и некоторым преступным шайкам следить за ничего не подозревающими людьми, располагая всего лишь номерами их сотовых телефонов», — говорится в статье.
«Полагаю, большинство американцев не осознает, насколько небезопасны телефонные сети США, — заявил Уайден. — Если бы больше клиентов знало, как легко преступникам отследить или взломать их мобильники, они бы требовали, чтобы FCC (Федеральная комиссия США по связи. — Прим. ред.) и сотовые операторы приняли меры. Это не просто гипотезы».
«Во вторник в другом письме Уайден также сообщил, что некий крупный американский сотовый оператор попросил федеральные правоохранительные органы расследовать «брешь в SS7», касающуюся данных пользователей. В письме сенатор отчитал FCC, заявив, что она «не смогла заняться этой сохраняющейся угрозой национальной безопасности», — говорится в статье.
SS7, что означает «Система сигнализации 7», была создана в 70-е годы ХХ века для обмена информацией при маршрутизации телефонных звонков, а позднее стала обслуживать глобальную систему сотовой связи. «Но, когда доступ к SS7 получили не считанные компании, а много тысяч операторов, отсутствие встроенных средств безопасности стало все более насущной проблемой. Всякий, имевший доступ к сети, запросто мог притвориться сотовым оператором, который законно запрашивает информацию о клиентах», — говорится в статье.
«По словам исследователей, теперь системы-трекеры SS7 по всему миру ежемесячно создают миллионы «злокозненных запросов» — сообщений, рассылаемых, чтобы получить несанкционированный доступ к информации пользователей», — говорится в статье.
«Уайден сказал, что риски, которые несет наблюдение через SS7, затрагивают не только тайну частной жизни, но и национальную безопасность. По словам экспертов, американские, китайские, израильские и российские разведслужбы — самые активные пользователи наблюдения через SS7, а вендоры из частного сектора сделали системы доступными для правительств десятков других стран по всему миру. Технологии наблюдения также используются изощренными преступниками и частными поставщиками разведданных о бизнесе», — пишет газета.
«По словам экспертов, новейшие системы слежки через SS7 могут наблюдать за передвижениями десятков человек много часов одновременно и посылать предупреждения, если эти лица приближаются к определенным районам или друг к другу», — говорится в статье.
Немецкий исследователь Тобиас Энгель говорит, что фаерволы, установленные тем или иным оператором, защищают их клиентов, но обычно оставляют без защиты тех, кто находится в роуминге. «Возможно, вы становитесь уязвимы, едва входите в чужую сеть — отечественную или иностранную», — говорит он.
Уайден и другие призывают правительство США активнее защищать американских пользователей сотовой связи.
Крэйг Тимберг | The Washington Post

Манифест Политической Некорректности

Игорь Гиндлер | Манифест Политической Некорректности

Я отказываюсь от политической самоцензуры. Я не собираюсь более обмениваться информацией с другими людьми на политкорректном новоязе. Война – это война, а не «кинетическая акция», и не является «непредвиденными обстоятельствами за рубежом». А «изменение климата» (которое пришло на смену «глобальному потеплению», которое, в свою очередь, пришло на смену «глобальному похолоданию») – такой же нонсенс, как и «изменение времени».
Я отказываюсь рассматривать политические процессы в Америке с точки зрения противостояния «красных» и «синих». Красный цвет не был выбран консерваторами. Леваки присвоили это цвет консерваторам, потому, что этот цвет традиционно обозначает врагов. Леваки выбрали себе «синий» цвет, намекая на то, что консерваторы – враги Америки. Если вы говорите о «синей волне» или «красной волне» на выборах – вы говорите на их новоязе, и тем самым признаете их правоту.
Я отказываюсь признавать, что все мировые религии одинаково миролюбивы. Более того, у меня есть все основания полагать, что некоторые религии не являются религией как таковой, то есть не являются взаимоотношением Бога и Человека. Эти псевдорелигии используют религию как дымовую завесу, которая прикрывает их планы захвата мирового господства с помощью агрессии, терроризма, насилия и пропаганды.
Я отказываюсь называть леваков «либералами». Они узурпировали этот термин. Классический либерализм XVIII века не имеет ничего общего с «либералами» XXI века, то есть нео-марксистами. Настоящий либерализм должен рассматриваться с позиции парадигмы человек-государство. Точно так же, как религия – это взаимоотношение Бога и Человека, свобода – это взаимоотношение Человека и Государства. Либерализм – это верховенство Человека над Государством, что противоречит основной догме леваков о верховенстве Государства над Человеком.
Я отказываюсь от политизации тех сторон жизни, которые отсутствуют в Конституции США. Например, мне надоело следить за политическими дискуссиями об абортах (напомню, что именно движение расистских левых феминисток в начале XX века, направленное на прекращение рождаемости черного населения Америки, привело к политизации абортов). Кроме того, мне надоело участвовать в политических дискуссиях о геях. Я не вижу в геях ничего политического, что заставляло бы нас обсуждать их проблемы на федеральном уровне.
Я отказываюсь называть Демократическую партию США демократической. На самом деле эта партия из демократической партии правого толка давно дегенерировала в банальную левацкую социалистическую партию.
Я отказываюсь уважать членов бывшей Демократической, а ныне – социалистической партии Америки. Они, как и все остальные социалистические партии до них, трансформировались в некогерентный конгломерат маргинальных левых группировок, объединенных идеей виктимизации, нетерпимости к инакомыслию, и агрессивного антисемитизма.
Я отказываюсь принимать методы вашингтонского болота, унаследованные от предыдущих поколений леваков. Методы, ранее предназначенные только по отношению к внешним врагам, теперь практикуются по отношению к политической оппозиции: слежка, электронное наблюдение и агентурная разведка.
Я отказываюсь называть шпионов, внедренных партией власти в кампанию политической оппозиции, «конфиденциальными агентурными источниками». Они – шпионы, и точка. И те, кто их направил, не только создали самый громкий политический скандал за всю историю США, но и попрали Конституцию в беспрецедентном масштабе.
Я отказываюсь различать людей по их цвету кожи. Да, человечество состоит из нескольких рас. Но граждане Америки всех рас должны иметь не только одинаковые права. Они должны иметь еще и одинаковые обязанности, и одинаковые привилегии. При этом никто и никогда из нелегальных обитателей США не должен иметь какие-либо привилегии на американской земле.
Я отказываюсь признавать существование палестинцев. Они – обыкновенные арабы. Это народ, который никогда не имел собственного языка, собственной культуры, и собственной страны, был изобретен в конце 1960-х в советском КГБ (до 1967 года палестинцами называли евреев). Они были одними из первых, кого КГБ обучил тактике политического террора.
Я отказываюсь подчиняться левацкому алгоритму Google. Этот алгоритм, как известно, не удаляет, а искусственно помещает ссылки на неугодные левакам вебсайты за пределы первых 100 результатов поиска. Google знает, что более 90% пользователей интернета ограничиваются первыми 50 результатами поиска, и практически никто не смотрит за пределами первых 100 линков. Поразительна корреляция алгоритма Google с методами Сталина, который выселял неугодных коммунистическому режиму диссидентов за 100 километров от Москвы и региональных столиц СССР.
Я отказываюсь подчиняться политике массовой демонетизации неполиткорректных каналов на YouTube и массовой анфолловизации инакомыслящих диссидентов в Twitter.
Я отказываюсь держать себя в руках, если женщина-трасджендер с членом намеревается войти в тот же общественный туалет, что и моя жена.
Наконец, я отказываюсь от каких-либо компромиссов не только по поводу Первой поправки, но и по поводу Второй поправки к Конституции США. Никаких компромиссов, ни с кем и никогда. Никаких конфискаций оружия у законопослушных граждан.
«Если народ боится правительства – это тирания. Если правительство боится народа – это свобода». Если вы думаете, что эти слова Джона Барнхилла, сказанные в далеком 1914 году, устарели, вы совершаете ошибку. Возможно, это будет ваша последняя ошибка. «Мы, народ» очень серьезно относились к этому в 1787 году, и мы очень серьезно относимся к этому сегодня. Совершенно серьезно.
Игорь Гиндлер

КАК МЫ ЖИЛИ РАНЬШЕ



Мальчик спросил своего отца : "Как вы жили раньше?
Без доступа к технологиям, без интернета,
без компьютеров,
без телевизоров,
без кондиционеров,
без мобильных телефонов?"
Папа ответил: "Точно так же, как ваше поколение живет сегодня": 
Без молитв,
без сострадания,
без чести, 
без уважения,
без стыда,
без скромности,
без чтения.
 Мы, люди, которые родились между 1940-1980, являемся благословенными. Наша жизнь -живое доказательство: 
играя и катаясь на велосипедах, мы никогда не носили шлемов. 
После школы мы играли до заката. 
Мы никогда не смотрели телевизор. 
Мы играли с настоящими друзьями, а не с друзьями из интернета. 
Если мы когда-либо испытывали жажду, мы пили водопроводную воду, а не воду в бутылках. 
Мы мало болели, хотя раньше мы делили один и тот же стакан сока с четырьмя друзьями. Наши родители лечили нас копеечными средствами отечественного производства или при помощи народной медицины.
Мы никогда не набирали вес, хотя мы ели много хлеба и картошки каждый день. 
Мы привыкли создавать свои игрушки и играть с ними. Мы делились игрушками, книжками.
Наши родители не были богаты. Они давали нам любовь,научили ценить духовное,а не материальное, дали нам понятие о настоящих человеческих ценностях - честности,верности,уважении, трудолюбии.
У нас никогда не было мобильных телефонов, DVD, play station, XBox, видеоигр, персональных компьютеров, интернет - чата, но у нас были настоящие друзья. 
Мы посещали дом нашего друга без приглашения,нас угощали простой и скромной едой.
Наши воспоминания были на черно-белых фотографиях, но они были яркими и красочными,мы листали с наслаждением семейные альбомы и хранили с благоговением портреты наших предков.Мы не отправляли на помойку книги, мы стояли за ними в очередях и потом запоем их читали.Мы не выносили свою жизнь на чужое обозрение и не обсуждали с таким упоением чужую жизнь,как это делаете вы - выставляя свою жизнь напоказ в Инстаграмме,обсуждая прилюдно в масс-медиа пространстве свои семейные тайны.
Мы - уникальное и наиболее понимающее поколение, потому что мы-последнее поколение, которое слушало своих родителей. 
* Кроме того, первые, кто должен был слушать своих детей.* 
и мы те, кто все еще умнее и помогает вам, как использовать технологии, которые никогда не существовали в то время как мы были в вашем возрасте!!! 
Мы ограниченное издание! 
 Наслаждайтесь нами. 
Учитесь у нас. 
Цените нас. Прежде чем мы исчезнем.

ПЛОХИЕ РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ТАМ, ГДЕ ЦАРИТ ЕДИНОМЫСЛИЕ

«Плохие решения принимаются там, где царит единомыслие»

Сценарист Павел Гельман — об угрозе утраты свободы в искусстве и жизни

Кадр из сериала "Этюды о свободе"
Телеканал "Дождь"
Недавно телеканал «Дождь» выпустил собственный мини-сериал «Этюды о свободе» в жанре политической антиутопии. Сценаристом выступил член Академии российского телевидения Павел Гельман. В интервью Znak.сom он рассказал, почему мировое искусство захватила тема мрачных антиутопий, могут ли появиться в России серьезные фильмы на политические темы и к чему ведет постепенная утрата свободы.
— Есть две базовые концепции взаимоотношений искусства и общества. Первая — что искусство должно читателя чему-то учить, в радикальной трактовке — быть инструментом пропаганды. Вторая — это как формулировал Оскар Уайльд: «Настоящее искусство всегда бесполезно». Что сейчас актуально для России?
— Искусство само по себе не может ничего изменить в обществе. Но внести свой вклад в эти изменения может. Изменения в обществе начинаются с того, что меняются стандарты: то, что вчера еще казалось людям приемлемым, становится неприемлемым. Или наоборот. И вот тут роль искусства очень велика: оно как раз влияет на эти стандарты, остро и по-новому показывая грань между допустимым и недопустимым.  Взгляд на эту грань — это личный взгляд автора, но он бывает заразителен.  
И вторая важная функция искусства — оно меняет мышление людей. Потому что учит инакомыслию. Искусство — это всегда другой взгляд на вещи, не общепринятый, даже «чужой».
Если говорить о нашем проекте «Этюды о свободе», то мы в нем занимаемся таким гуманитарным прогнозированием. Мы говорим: если идти вот по такому- то пути, то в результате можно прийти вот сюда. И это не совсем приятное место. Первые три эпизода нашего мини-сериала посвящены теме утраты свободы. В первой новелле речь идет об утрате свободы в частной, семейной жизни, вторая история — о контроле государства над творчеством, а значит, и над сознанием, и в третьей новелле героиня теряет власть уже над всей своей жизнью, над выбором — жить или умереть.
Угроза утраты свободы кажется мне очень важной. И не потому, что я такой свободолюбивый. Дело в том, что мир очень изменился: он стал очень сложным, многофакторным, калейдоскопичным, и чтобы выжить в таком мире, и отдельному человеку  и обществу необходима большая степень свободы. 
Мы не пророки и не знаем, каким будет будущее. Но мы точно знаем, каким мы не хотим его видеть. Этот проект про наше «не хочу». И, наверное, не только наше. 
Кадр из сериала "Этюды о свободе"
Кадр из сериала «Этюды о свободе»
Телеканал «Дождь»
— А если обобщить — какое искусство, на ваш взгляд, для России сейчас актуально?
— Если бы я был теоретиком искусства, я бы сказал, что у искусства в России сегодня есть три важные задачи. Первая — искусство должно говорить о будущем. Говорить о нем в форме утопии, антиутопии, фантастики, пророческих снов, как угодно. Мне кажется, что будущее — это единственная оставшаяся платформа, на которой могли бы найти общий язык люди разных взглядов. Поскольку по поводу прошлого и настоящего мы все разругались окончательно. 
Вторая — с экранов не сходит образ «человека в погонах», и все мы начинаем чувствовать себя немножко военнослужащими. Но мы — не только военнослужащие. Мы — и ученые, и поэты, и рабочие, и музыканты. Наше настоящее призвание — не война, а мирная жизнь. И, чтобы мы вспомнили об этом, искусство должно показать нам нас самих с иной стороны. 
Наконец, третья — у одного французского философа есть фраза: «Добру не хватает воображения». Жизнь научила нас, что зло порой бывает изобретательно, изощренно, соблазнительно, а человек добра — скучный, безжизненный, дидактичный. Он без энтузиазма, только по чувству долга, повторяет как попугай свои правильные истины. Но из этих истин ушла энергия. Вот вернуть ее — и есть задача искусства. Чтобы наш зритель мог ощутить, что жить по принципам милосердия, справедливости, солидарности не только правильно, но и увлекательно, осмысленно и порой непредсказуемо.
— Вы написали сценарии трех серий мини-сериала жанра антиутопии. Мы видим всплеск сериалов в этом жанре и за рубежом: «Черное зеркало», «Рассказ служанки», «Мир дикого Запада», многие другие. Почему во всем мире возникает такой интерес к будущему, причем к самым мрачным сценариям его развития?
— Будущее — это прежде всего угрозы. Мир стал настолько сложен и малопредсказуем, что никто не знает, что будет завтра. Никакие институты, футурологи и аналитические центры не могут его предсказать. Поэтому люди хотят увидеть будущее глазами творческого человека — в надежде, что его интуиция что-то ему подскажет. 
В том же, что в первую очередь рассматриваются самые мрачные варианты, есть и такой момент: наслаждайся жизнью сейчас, потому что будущее ужасно. То есть, в каком-то смысле, цель апокалиптических сериалов о будущем — заставить вас не думать о будущем, а сосредоточиться целиком на текущем моменте. Или даже вернее сказать, что это не цель, а неожиданный для создателей эффект от таких сериалов. 
Но у всего есть и обратная сторона. Поэтому важен и другой момент — когда мы разглядываем ужасное будущее, мы хотим увидеть в нем день сегодняшний. Что в сегодняшнем дне привело к ужасному завтра? Что мы недоглядели, просмотрели, чему вовремя не придали значения? В этом смысле сериалы о будущем очень полезны — они могут точно оценить наши сегодняшние действия. 
— В мини-сериале «Этюды о свободе» бросается в глаза существенное отличие с перечисленными западными сериалами. Каждая новелла «Этюдов» — это по большей части просто разговор, действия минимум (возможно, этим объясняется такой небольшой хронометраж). В западных сериалах же герои довольно много действуют и взаимодействуют. Чем обусловлена такая специфика?
— Это проблема денег. Денег у нас было совсем чуть-чуть. У Владимира Мирзоева я научился принципам независимого кино. Первый принцип — ты должен быть готов к тому, что ты ничего не заработаешь. В независимом кино нет денег. Твоя мотивация должна быть иной. Второй принцип: ты должен написать сценарий, в котором у актеров есть возможность сыграть то, чего они не сыграют больше нигде. Сценарий должен нравиться актерам. Тогда хорошие, известные актеры могут прийти к тебе бесплатно. В нашем случае не только актеры работали у нас как волонтеры, но еще и скинулись, чтобы помочь нам осуществить наш проект. И третий принцип — сценарий должен позволять снять его за минимум денег. Это значит: минимум объектов, никаких спецэффектов, массовок, сценарий строится по принципам хорошей пьесы. А основа любой хорошей пьесы — это диалог. 
Поэтому, если мы будем продолжать наш сериал, мы, скорее всего, обратимся в первую очередь к театральным драматургам, которые умеют работать именно в таком формате.
Кадр из сериала "Этюды о свободе"
Кадр из сериала «Этюды о свободе»
Телеканал «Дождь»
— Насколько перечисленные выше темы новелл-антиутопий актуальны для западного зрителя? Являются ли эти проблемы в некоторой степени универсальными, стоящими сейчас перед мировым обществом?
— В 1953 году Рей Брэдбери опубликовал свою знаменитую антиутопию «451 по Фаренгейту» — о мире, в котором запрещено читать книги. Это были годы маккартизма в Америке, годы «охоты на ведьм», на всех, кто придерживался левых взглядов, — но Бредбери увидел в этой политической ситуации угрозу всей человеческой культуре. Его читательская аудитория не решила, что автор сошел с ума или же истерит не по делу — читатели во всем мире поняли, что Бредбери говорит о чем-то важном. Утрата свободы — это тема, с которой любой человек в мире не обязательно сталкивается сегодня лично, но это тема понятная каждому. Мир стал очень тесен, и даже если в вашем уголке мира нет острой угрозы вашим свободам, то все равно те уголки мира, где эта угроза существует, не так уж далеки от вас. 
— Если говорить о российском кино, в последние годы мы видим попытку возродить жанр политического кинематографа, правда, скорее сатирического жанра. «День выборов-2», «Каникулы президента» — это фильмы о политике, но комедийные. Может ли быть создан в России сейчас политический сериал, но серьезного жанра?
— Это зависит от того, в какой стране нам будет предложено жить. Если в стране тотального единомыслия, то, конечно, ни о каком политическом кино речи быть не может. Если же будет возможно инакомыслие, альтернативные точки зрения, то политическое кино как инструмент осмысления реальности возможно. Другое дело, что жить в стране тотального единомыслия опасно. И не только для тех, кто с чем-то не согласен. Было, например, проведено исследование самых неудачных решений в мире бизнеса. В 98 процентах случаев все неудачные решения принимались в тех организациях, где даже не рассматривались альтернативные решения. Плохие решения часто принимаются там, где царит единомыслие. Но чтобы альтернатива существовала, ее кто-то должен обдумывать, растить, публично обсуждать, должно быть место, где она может жить и не умереть.
Меня интересует кино, которое не боится исследовать свое время… Именно таким кино в СССР занимался, я считаю, мой отец драматург Александр Гельман, когда в условиях советской цензуры говорил о проблемах советской экономики, говорил о бесчеловечности этой экономической системы, о том, что ее основные постулаты просто не соответствуют законам нормальной человеческой психологии. Таким кино занимались и Александр Миндадзе с Вадимом Абдрашитовым, и Григорий Горин, и не только они.
Люди кино, люди театра должны иметь право говорить об актуальном. Высказывать свои взгляды, делиться своими опасениями и прогнозами. Вот мы, например, сделали сериал о будущем. Сегодня в России нет, как в нашем сериале, института семейных кураторов, сегодня авторов не вызывают в комиссию по профилактике экстремизма в культуре, да и комиссии такой пока нет… Но эти инициативы уже звучали. И наш творческий метод — сделать из мухи слона. Увидеть в сегодняшнем дне какую-то тенденцию, деталь — и посмотреть, что будет, если эта тенденция дорастет до абсурда. Но именно по такому принципу и формируется реальность — что-то вроде бы мелкое и незначительное вырастает в тотальное. Нужно просто успеть вовремя это заметить. Являемся ли мы в наших опасениях параноиками или наши прогнозы вполне реалистичны — пусть каждый зритель решает сам, исходя из своего жизненного опыта и наблюдений над жизнью.
Павел Гельман
Павел Гельман
Facebook Павла Гельмана
— Одна из новелл «Наставники» (об участии семейных пар со стажем в кураторстве молодых семейных пар, включая самые личные аспекты жизни) отчасти перекликается с одним эпизодом сериала «Черное зеркало» о мире, в котором социальный успех и условия жизни человека оффлайн зависят от его рейтинга в соцсетях. Насколько вы считаете перспективу такого развития общества реальной?
— Очень трудно спрогнозировать, чем станет социальный успех, например, через несколько десятков лет. Возможно, мы будем жить в мире, в котором у людей будет меньше работы, а жизнь станет длиннее. Сейчас социальный успех накрепко связан с понятием «работа», но завтра он может перейти в сферу досуга, увлечений, хобби, внутренних и внешних исканий… Я, честно говоря, боюсь мира, в котором люди будут лишены необходимости работать — мне кажется, в таком мире нам будет очень сложно найти общий язык друг с другом. 

— Будет ли второй сезон сериала? Есть ли уже идеи, на каких проблемах и тенденциях можно построить новеллы следующего сезона — например, в этом сезоне не было темы вездесущих соцсетей?
— Будет ли продолжение — пока сказать трудно. Пилотные серии мы смогли снять на своем энтузиазме, но для того, чтобы снимать новые серии регулярно, нужна уже более солидная база. Пока мы ищем ее. Новые серии у нас задуманы и отчасти написаны. Но раскрывать их содержание пока не будем.  
— Может ли в ближайшие годы в России появиться свой аналог знаменитого «Карточного домика» — то есть именно серьезный политический сериал, причем без положительных героев, но и без лубочной картинки «хорошая власть/пятая колонна» или «плохая власть/ героические бунтари»?
— В России власть сакральна, божественна. А значит, это исключает критический и препарирующий  взгляд на нее. Власть в России требует к себе религиозного отношения: либо поклоняйся ей, либо бунтуй против нее. Если станет возможным преодолеть такое отношение, то может стать и возможным русский «Карточный домик».