понедельник, 10 апреля 2017 г.

ПРОСЬБА ПЕРЕДАТЬ СВЕЧУ!

Просьба передать свечу !!!

11 апреля - День памяти жертв Холокоста.
Пожалуйста, подождите 20 секунд, прежде чем перейти к другому посту.
Этим сообщением мы просим вас сделать немногое: вспомнить о шести миллионах еврейских жизней, которые были загублены в годы Холокоста.
Отправьте это сообщение всем, кого вы знаете, кто является евреем.
Если это послание достигнет шести миллионов еврейских имен до 11 апреля, мы выполним перед Богом своё обещание: шесть миллионов евреев, которые живы сегодня, помнят шесть миллионов погибших.
Пожалуйста, отправьте это сообщение и попросите их также направить его другим.

СОН ФЕЛИКСА МЕНДЕЛЬСОНА


Сон Феликса Мендельсона
Александр Гордон, Хайфа

«Это Моцарт XIX столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их» - 
Роберт Шуман. 

«Это чудесный малый, его исполнительский талант так же велик, как и его музыкальный гений, и, по правде говоря, это много. Всё, что я слышал из его произведений, очаровало меня; я твёрдо уверен, что это одно из самых высоких музыкальных дарований эпохи…Это талант огромный, необычайный, великолепный, чудесный. Меня нельзя заподозрить в товарищеском пристрастии, когда я это говорю, так как он откровенно сказал мне, что ничего не понимает в моей музыке» - Гектор Берлиоз. 

«Мендельсон всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля, и за ним будет признана резко очерченная музыкальная индивидуальность, бледнеющая перед сиянием таких гениев, как Бетховен, - но высоко выдвигающаяся из толпы многочисленных музыкантов-профессионалов немецкой школы» -
 П. И. Чайковский. 

«Позвольте вам напомнить, что если у вас есть друзья и почитатели более близкие и более достойные, то нет более искренне преданного» -
 Фредерик Шопен Феликсу Мендельсону. 

Оккупация не всегда приносит вред оккупируемым, не всем оккупируемым. Войны Наполеона дали евреям Германии «свободу, равенство и братство», то есть эмансипацию. Стены гетто пали, ограничения в приёме на учёбу и работу были сняты. Евреи вставали со скамей, на которых они изучали священные книги, и обращались к общенемецким занятиям. Они получили доступ к европейской культуре. Гейне сравнил прибытие Наполеона в Дюссельдорф с въездом Иисуса в Иерусалим. 

Один из основоположников сионизма Макс Нордау сравнивал эмансипацию евреев в Европе, начавшуюся на волне Французской революции, с введением в революционной Франции метрической системы мер и весов. Он утверждал, что равноправие евреев было скорее данью моде новой эпохи, чем результатом прогрессивной и осознанной деятельности императора Наполеона, или европейским признанием несправедливого отношения к евреям. Он писал: «Эмансипация евреев была одной из таких вещей, необходимых в обиходе государства, претендующего на высокую культуру, наподобие рояля, который должен стоять в порядочной гостиной, даже если никто из членов семьи играть на нём не умеет. Итак, евреи Западной Европы были освобождены не под внутренним нажимом, а из подражания политической моде эпохи». 

Евреи богатели, приобретали экономическое, культурное, научное влияние. Скорость стремления евреев к «свободе, равенству и братству» была огромной, как и их отход от еврейства и онемечивание. Историк Семён Дубнов писал: «После веков рабства, унижений и замкнутости мысли евреи, конечно, должны были устремиться к просвещению, умственному и социальному возрождению, и вообще к человечению в высшем смысле слова, наравне с передовыми европейскими народами; на деле же они устремились к онемечению, обрусению и т. д., то есть к искусственному подчинению своей национальной личности чужим». В обмен на дарование им гражданских и политических прав евреи жертвовали принадлежностью к своему народу. Однако борьба за равноправие, начавшаяся с трудов немецкого философа и просветителя Моисея Мендельсона, была для евреев сложной, долгой, болезненной и полной унижений. В книге «Иерусалим» (1783) Мендельсон описывал свою версию еврейской жизни, основанной на разуме и соответствующей главным идеям Просвещения: можно быть евреем, соблюдающим заповеди, и просвещённым немцем, евреи – культурная, религиозная, но не национальная группа. Большая часть семьи этого идеолога борьбы за равноправие не выдержала его нравственного императива: четверо из шести его детей и восемь из девяти его внуков крестились. Соблазн быть, как все, одолел притяжение к своему народу. 

Среди созвездия блестящих эмансипированных евреев ярко сияла звезда композитора, дирижёра и пианиста Феликса Мендельсона, внука философа и просветителя, идеолога эмансипации. Пожалуй, не было среди немецких композиторов такого широко образованного, обеспеченного и окружённого мощной поддержкой семьи - родителей, жены, дяди, брата, сестёр – человека, как Феликс («счастливый») Мендельсон. Он был не только богатым и образованным, но успешным и знаменитым музыкантом при жизни, в отличие от многих выдающихся коллег-композиторов, заслуживших лишь посмертную славу. Он был скромным человеком, сознававшим степень своего таланта. Он был романтиком. Его концерт ми минор для скрипки с оркестром, написанный в 1844 году, насыщен духом романтизма, полон лиризма, изящества, напевности и красоты. Блестящий, успешный, благополучный и прославленный Феликс Мендельсон сгорел за 38 лет в огне своего творчества. 

Феликс Мендельсон. Рис. с сайта inmozartsfootsteps.com/

Романтические настроения немецких евреев в период борьбы за эмансипацию омрачались приступами германского национализма. Германия до 1871 года была разъединена на 36 государств, но антисемитизм объединил немцев разных стран. После поражения Наполеона идеалы «свободы, равенства и братства» в отношении евреев в германских государствах время от времени подвергались ревизии и исправлению. Германо-еврейский конфликт можно рассмотреть ретроспективно, идя от открытия рентгеновских лучей. 

8 ноября 1895 года Вильгельм Конрад Рентген открыл в Вюрцбурге (Бавария) знаменитые лучи. В университете Юлия Максимилиана Вюрцбурга работали 13 лауреатов Нобелевской премии по физике, химии и медицине. Однако Вюрцбург вошёл в историю не только благодаря успехам в науке, но и из-за еврейских погромов, известных как Хеп-Хеп, зачинщиками которых стали студенты местного университета. Во время академической церемонии толпа студентов атаковала старого профессора, недавно призывавшего предоставить равные права евреям. К студентам присоединились мелкие торговцы, конкуренты евреев по малому бизнесу. 2 августа 1819 года в Вюрцбурге толпа рабочих, ремесленников, торговцев и студентов ворвалась в магазины, принадлежавшие евреям. Погромщики избивали евреев с криками «Хеп-Хеп, Смерть евреям!» («Hep-Hep! Jude verreck!» Глагол verreck – подохнуть - относится только к животным), грабили и разрушали магазины. Два еврея были убиты, примерно 20 ранены. Власти подавили беспорядки, чтобы предотвратить резню. Около 400 евреев города были вынуждены бежать и жили в течение нескольких дней в окрестных деревнях в шалашах, как их предки по выходе из Египта. 

Погромы распространились на другие города и сёла Баварии, а оттуда в центр и на юго-запад Германии: Лемберг, Байрейт, Дармштадт, Карлсруэ, Мангейм, Франкфурт, Кобленц, Кёльн и другие города вдоль Рейна и на север до Бремена, Гамбурга и Любека. Из Гамбурга бежали сотни евреев, попросившие убежище в Дании. Всюду местное население было пассивными наблюдателями. Только в Гейдельберге два профессора местного университета и их студенты выступили на защиту евреев и сумели предотвратить погром. Таких преследований евреев не было со времён средних веков. 18 августа 1819 года Фридрих Шлегель писал своей жене Доротее, дочери Моисея Мендельсона, одного из идеологов еврейской эмансипации, тёте композитора Феликса Мендельсона, о том, что происходящие события являются возвращением в тёмное средневековье. 

В начале XIX века Берлин был покорён сверх эмансипированными евреями-выкрестами, выдающимися личностями, богатыми людьми, знатоками и ценителями культуры. За 19 лет до описанного погрома философ-антисемит Иоганн Готлиб Фихте был представлен Доротеей Мендельсон-Шлегель, дочерью Моисея Мендельсона, сначала ставшей католичкой, а затем протестанткой ради брака со Шлегелем, в одном из престижных еврейских салонов Берлина. Потрясённый её личностью, Фихте писал жене: «Хвала еврейке может прозвучать странно в моих устах, но эта женщина разрушила мою уверенность в том, что этот народ не способен породить ничего хорошего». Феликсу Мендельсону было в 1819 году десять лет. Когда юный музыкант шёл по берлинской улице, юноша-христианин плюнул ему в лицо и сказал: «Хеп-Хеп, еврей!». 

Погромные возгласы Хеп-Хеп произошли от латинского сокращения Hierosolyma est Perdita, (Иерусалим пал), передававшего возгласы римских солдат, осаждавших Иерусалим в 70-м году, и лозунг крестоносцев, выкрикиваемый ими во время крестовых походов. Погромы были реакцией на эмансипацию немецких евреев, которая укрепила их экономически, ускорила социальное развитие и содействовала мотивации евреев творить, богатеть, получать высшее образование и продвигаться в немецком обществе. 

21 марта 1816 года семилетний Феликс Мендельсон был крещён как лютеранин. Его отец Абрахам и мать Лея крестились в 1822 году. Своей дочери Фанни Абрахам писал после её конфирмации в 1820 году: «Мы, твоя мать, чья жизнь – образец святости, преданности и любви, - и я родились и были воспитаны нашими родителями как евреи. Без всякой необходимости поменять наше вероисповедание мы могли следовать нашему божественному ощущению и нашей совести. Тебя и твоих братьев мы вырастили в христианской вере, так как она является сегодня верой культурного большинства. В этом деянии нет ничего, что могло бы увести тебя от прямой дороги, и есть в нём много такого, что будет вести тебя к любви, послушанию, терпимости и смирению». 

Старший сын Моисея Мендельсона, переводчика Библии на немецкий язык, банкир Абрахам Мендельсон решил креститься и тайно от своей матери воспитывал детей в протестантской вере. Он переживал, что отвергает еврейское наследие отца, но стремился присоединиться к религии большинства. Свой отход от веры отцов он подслащал славой сына-композитора. Он любил говорить: «Раньше я был сыном своего отца, теперь я отец своего сына». Вся семья Абрахама и Леи стала носить двойную фамилию Мендельсон-Бартольди с намерением снять со временем еврейскую часть фамилии. 

Феликс Мендельсон получил солидное домашнее образование, слушал лекции в Берлинском университете, в совершенстве владел пятью европейскими языками, встречался с выдающимися людьми Германии И. В. Гёте, Ф. В. Гегелем, братьями В. и Я. Гримм, Г. Гейне, К. М. Вебером, братьями В. и А. Гумбольдт и Э. Т. А. Гофманом. Он был знатоком литературы и философии, сильным гимнастом, хорошим пловцом и фехтовальщиком, опытным наездником и танцором и красивым мужчиной. Ф. Мендельсон был преданным мужем и любящим отцом и необычайно добрым, деликатным и благожелательным человеком. 

Феликс Мендельсон-Бартольди принял свою новую религию всерьёз. Он писал много церковной музыки – гимны, хоралы, кантаты и оратории. Одним из его больших успехов была оратория «Павел». Позже он написал ораторию «Илия» на сюжет Ветхого Завета. Премьера оратории была огромным успехом, о котором Феликс писал брату Паулю: «Ещё никогда первое исполнение не проходило так превосходно. Все три с половиной часа, которые она (оратория. – А. Г.) продолжалась, большой зал с двумя тысячами слушателей, весь оркестр, все были в таком напряжении, что не было слышно ни единого шороха». 

Переводом Библии на немецкий язык дед композитора хотел ознакомить своих детей с Книгой. Его перевод Танаха во многих местах выгодно отличался от перевода Лютера. Франц Шуберт взял текст Моисея Мендельсона для мелодии к псалму 23. Внук философа Феликс Мендельсон-Бартольди предпочёл для того же отрывка текст Лютера. Ясно осознанное еврейское происхождение сюжета «Илии» обязывало творца оратории задуматься над его еврейской составляющей. Самая большая оратория Мендельсона «Илия» выдаёт его глубокое погружение в Танах. Она заполнена библейскими стихами. В оратории есть места, содержащие призывы к помощи народу Израиля. Композитор пишет и о заповедях (мицвот): «Божье милосердие придёт к тысячам, ко всем, кто любит Его и соблюдает Его заповеди». О главном герое оратории Мендельсон писал: «Мне Илья представляется истинным пророком — из тех, что так пригодились бы нам сейчас, — сильным, страстным, гневным, печальным, даже недобрым, когда вступает в схватку с придворным сбродом и всем нашим порочным миром». Композитор считает, что Илья «из тех (пророков-А.Г.) что так пригодились бы нам сейчас». Он как бы открывает дверь Илье-пророку, как евреи на трапезе праздника Песах. Мендельсон сочинил хоралы для псалмов 19, 100, 66, 115, 42, 95, 114 и 98 в этом порядке. Одно из его сочинений называется «Израиль в Египте». Мендельсон планировал сочинить ораторию «Моисей», которая не была завершена. В ней есть строчка: «Господь поможет Израилю и спасёт свой избранный народ». Еврейские элементы показаны композитором двойственно. В его произведениях на библейские темы чувствовалось и то, что Дарвин называл «мимикрией». Это была имитация, с помощью которой выкресты маскировали национальные черты и заимствовали дух и творческий почерк другого народа. 

Ещё в 1835 году двадцатишестилетний Мендельсон получил должность музыкального администратора, капельмейстера симфонического оркестра «Гевендхауза» в Лейпциге. В 1843 году он основал и возглавил Лейпцигскую консерваторию (ныне Музыкальная академия имени Мендельсона). Здесь он исполнил забытое произведение И. С. Баха «Страсти по Матфею». Это сочинение не исполняли почти столетие, да и вообще Баха не играли публично после его смерти. Мендельсон не без гордости сообщал в Лондон своему другу, пианисту Игнацу (Исааку) Мошелесу, также крещёному еврею: «Артист и еврей открыл это великое христианское сочинение человечеству». Ф. Мендельсон, оказывается, не забыл о своём еврейском происхождении, даже надев тогу христианского композитора. 

Под руководством Мендельсона город Баха стал метрополией немецкой музыки. Вагнер, уроженец Лейпцига был неизвестным музыкантом и старался произвести впечатление на Мендельсона, послав ему свою симфонию. Письмо Вагнера кончалось словами: «Ваш самый искренний почитатель». Реакция Мендельсона на симфонию Вагнера неизвестна, однако известно, что капельмейстер включил в программу концерта оркестра Лейпцига увертюру к опере Вагнера «Тангейзер». Премьера была провальной. Вагнер не мог простить своего неуспеха Мендельсону. Для Вагнера Мендельсон был преступником, евреем, возомнившим себя немецким, христианским композитором. Яркая немецкая доминанта Мендельсона выводила Вагнера из себя и нарушала «арийскую чистоту» искусства Германии. 

В 1850 году состоялся еврейский погром в музыкальной культуре Германии. Рихард Вагнер написал статью «Еврейство в музыке». Через 30 лет после выхода в свет, а точнее во тьму и мракобесие статьи Вагнера, были опубликованы книги нового антисемитского направления – расистского – Вильгельма Марра, Евгения Дюринга, Генриха фон Трейчке и других. Вагнер стал пионером расового антисемитизма на базе музыкального материала: «Сколько бы ни говорилось хороших слов о справедливой необходимости еврейского равноправия, при реальном столкновении с евреями мы не переставали чувствовать по отношению к ним самую искреннюю антипатию… мы в недоумении остановились перед неизбежной необходимостью освободить искусство от еврейского гнетущего влияния… осмысленный дар созерцания у евреев никогда не был достаточно велик, чтобы из их среды вышли великие художники… И подобно тому, как в еврейском жаргоне перемешаны слова и конструкции с удивительным отсутствием выразительности, так и в творчестве еврейского композитора сплетены разнообразные формы и особенности стиля всех времён и всех композиторов, и в их тесном ряду, в пестрейшем хаосе мы найдём отзвуки всех школ… Неспособность заключается в самом духе нашего искусства, стремящегося к иной, чисто художественной жизни, которая теперь вряд ли для него существует. Эта неспособность выясняется в художественной деятельности специфически одарённого композитора Мендельсона». П. И. Чайковский, прочитавший статью Вагнера, направленную против евреев в искусстве и особенно против Мендельсона, иронически отреагировал на писания Вагнера: «Не стыдно ли было высокодаровитому еврею с таким коварным ехидством услаждать человечество своими инструментальными сочинениями вместо того, чтобы с немецкой честностью усыплять его подобно Вагнеру в длинных, трудных, шумных и подчас невыносимо скучных операх!» 

Феликс Мендельсон удостоился стать жертвой погрома не только при жизни, но и посмертно: через три года после смерти композитора его коллега Вагнер, при жизни композитора «Ваш самый искренний почитатель», писал: «Но мы ничего не испытывали, когда музыкальные образы Мендельсона должны были служить возбуждению более глубоких и сильных чувств человеческого сердца. И сам Мендельсон чувствует те пределы, за которыми для него прекращается уже творческая, производительная способность. Там, где ему, как в оратории, нужно подняться до драмы, Мендельсон не может избежать необходимости прибегнуть к такой форме выражения, которая уже служила композитору, выбранному им для образца, как определённо индивидуальный признак. При этом, следует принять во внимание, что композитор взял себе за образец музыкальный стиль нашего старого мастера — Баха, формами которого он пользовался, взамен собственного, неспособного к выразительности, языка. Творческие же усилия Мендельсона, направленные к тому, чтобы неясные, ничтожные идеи нашли не только интересное, но умопоражающее выражение, активно содействовали распущенности и произволу в нашем музыкальном стиле. В то, время, как последний в цепи наших истинных музыкальных героев, Бетховен, добивался, с величайшим желанием и чудодейственной мощью, наиболее полного выражения невыразимого содержания при помощи ярко очерченной пластической формы своих музыкальных картин, Мендельсон только растирает в своих произведениях эти полученные образы в расплывчатую, фантастическую тень […]. Только там, где давящее чувство этой неспособности, кажется, овладевает Мендельсоном и заставляет его выражать нежное и грустное смирение, композитор субъективно показывает нам себя, мы видим его утончённую индивидуальность, которая сознаётся в своём бессилии в борьбе с невозможным». Вагнер впервые в истории антисемитизма не различал между крестившимися евреями Мендельсоном и Гейне, и евреями, не переменившими веру, Ротшильдом и Мейербером. Он отставлял в сторону конфликт между иудаизмом и христианством и выдвигал на первый план противоборство между немцами и евреями. Для Вагнера евреи не могли быть подлинными творцами искусства, а лишь подражателями. Согласно Вагнеру, Мендельсон был эпигоном Баха. Мнение Вагнера о Мендельсоне Макс Нордау обобщил в характеристике эмансипированных евреев в статье «История сынов Израиля» (1901): «Таково положение эмансипированного еврея в Западной Европе: он отказался от еврейской самобытности, а прочие народы объявляют ему, что их самобытности он не усвоил». 

В 1842 году Мендельсон написал свой знаменитый «Свадебный марш» для пьесы-комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Это мог бы быть марш для его счастливого брака (1837) на дочери пастора Сесилии Жан-Рено, с которой он имел пятерых детей. Светлый человек, Феликс Мендельсон написал музыку к комедии Шекспира. Ему снился сон: он -немецкий композитор, автор христианских музыкальных сочинений. Он новый Бах, духовный сын одного из самых немецких и протестантских композиторов Германии. Мендельсон был романтиком, и его сны были окрашены в светлые тона. Но его с детства преследовала чёрная, зимняя картина из Берлина: плевок в лицо христианского юноши, обозвавшего его евреем и издавшего погромный клич Хеп-Хеп. В 1833 году композитор получил ещё один незабываемый удар. Берлинская певческая академия отказалась принять Мендельсона на должность директора, предпочтя ему Карла Фридриха Рунгенхагена, намного уступавшего композитору по всем статьям. Ф. Мендельсон снова почувствовал, что такое антисемитизм. 

Абрахам Мендельсон взял фамилию Бартольди, которая должна была заменить фамилию Мендельсон. В письме к сыну Абрахам убеждал Феликса, что принятие фамилии Бартольди демонстрирует решительный разрыв с традициями его отца Моисея, религиозного еврея, а разрыв этот необходим для присоединения к передовой христианской культуре: «Не может быть христианского Мендельсона так же, как не может быть еврейского Конфуция». Абрахам с пренебрежением относился к иудаизму как к «устаревшей, искажённой и самоуничтожающей религии». Крещение он оправдывал, «поскольку христианство – это религия большинства цивилизованных людей». 

Хотя Ф. Мендельсон был ревностным протестантом, он гордился своим происхождением от великого деда, которого никогда не видел. Он был инициатором издания Генрихом Брокгаузом полного собрания трудов Моисея Мендельсона, которое продолжалось с помощью богатого дяди композитора, сына философа Иосифа Мендельсона, оставшегося евреем. В письме к сестре Ревекке Феликс упрекает её за выпад против неприятного родственника: «Что ты подразумеваешь, говоря, что ты не враждебна к евреям? Я надеясь, что это была шутка… Это действительно мило с твоей стороны не презирать твою семью. Не правда ли?» Он неоднократно упрекал сестру Фанни за её недостаточный интерес к своему еврейскому происхождению. Феликс не отказался от фамилии Мендельсон в пользу навязанной его семье крещением фамилии Бартольди. В нём проявилась духовная дуальность, душевное раздвоение. Он чувствовал необходимость подписывать свои сочинения двойной фамилией Мендельсон – Бартольди. Он был немецким, христианским композитором, отцом пяти немцев, но он был внуком Моисея Мендельсона и сохранил еврейскую фамилию Мендельсон, под которой вошёл в историю музыки. 

14 мая 1847 года Фанни Мендельсон, старшая сестра композитора, талантливый музыкант, доверенное лицо брата, его «второе я» умерла на сцене, в своём домашнем театре во время пения оратории Феликса Мендельсона «Первая Вальпургиева ночь». Для композитора эта была трагедия, от которой он не оправился. 4 ноября 1847 года в 9 часов 24 минуты вечера Феликс Мендельсон умер от инсульта. 7 ноября толпы жителей Лейпцига провожали гроб с телом композитора на поезд в Берлин под звуки его «Похоронного марша» («Песни без слов» №27). В тот же день он был похоронен в семейном склепе, рядом с родителями и любимой сестрой Фанни. День похорон Феликса совпал с днём рождения Фанни. Год назад брат не смог присутствовать на торжестве дня рождения сестры, её последнего дня рождения. Тогда он обещал ей: «Положись на меня, в следующий раз я буду с тобой». Так и случилось: брат и сестра больше не расставались. Одним из людей, несших гроб с телом Мендельсона в Берлине, был Роберт Шуман. 

(Сокращённый вариант опубликован в ежемесячном приложении
«Еврейский камертон» 
к еженедельнику «Новости недели» 6 апреля 2017 года)

БОЛЕЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЁЁ СЛЕДСТВИЯ

Увы, мне уже указали на ошибку. Я обозвал еврея друзом. Посылаю тот же текст без друза.
Борис
Болезнь общества и её следствия.                   
Борис Гулько
Судьба обществ и цивилизаций подобна человеческой. Основное сходство – все три смертны. Причиной смерти становятся болезни, а также свойство старости – общее дряхление организма.
Ситуация кажется безнадёжной, но у человеческих обществ есть надежда. Перед их глазами исключение – история евреев. Придя на Шаббат в синагогу, любопытный обнаружит, что первым к Торе, во время чтения недельной её порции, приглашают когена, потомка Аарона, брата Моисея. Особые права когенов, читавший Тору вспомнит, продолжаются более 33-х столетий, со времён странствования евреев по пустыне. И, любопытный сообразит, что вечность евреев связана с вечностью Торы. Исчезни евреи, и Вечная книга станет не о чём. Исчезнут её персонажи.
Явным знаком вечности евреев служит отсутствие в нас старческой дряхлости. Не смотря на то, что количество евреев в мире равно, как пошутил социограф Милтон Химмельфарб, статистической погрешности при подсчёте китайцев, евреи доминируют во многих интеллектуальных и духовных областях. Еврейское общество подвержено болезням как любое другое. Целые общины под влиянием внутренних или внешних причин исчезают. В последний век евреи перенесли, казалось, фатальные удары – увлечение марксизмом и Холокост. Но после этого народ мистическим образом восстал в возрождённом Израиле. Евреи Израиля ныне – это молодой, полный энергии этнос, со своим языком, вернувшимся для обыденной жизни из глубин прошлой эры, с замечательной демографией.
Одновременно с этим чудом происходит обыденное для народов мира явление – умирание недавно самой большой, но стремительно ассимилирующейся еврейской общины –  американской. Её судьба демонстрирует в гротескной форме социальную болезнь, поразившую Западный мир – прогрессивизм.
Тысячелетия евреи сохранялись благодаря верности иудаизму. После их секуляризации в первой половине ХХ века самоидентификация галутных евреев происходила на основе солидарности с борьбой Израиля за выживание. Так ренессанс российского еврейства, тоже, казалось, обречённого, начался после чуда победы Израиля в Шестидневной войне 1967-го года. Аналогичной представлялась надежда на выживание неортодоксальных американских евреев. Но сейчас, из-за болезни прогрессивизма, уходит в прошлое чувство общности американских евреев с израильскими собратьями, обрывается нить, связывавшая их с еврейством.
Газета The Algemeiner сообщила о форуме американских «еврейских активистов» с четырьмя членами Кнессета, прошедшем в большой бостонской консервативной синагоге «Kehillath Israel». «Активистка» Шифра заявила на форуме израильским политикам: «Вы теряете меня и многих людей в еврейской общине... Я не могу смотреть в другую сторону, когда из-за убийства трёх израильских подростков в ответ убиты 2300 палестинцев (в операции Защитная стена 2014 года). Я хочу знать, что вы делаете, чтобы заключить мир с палестинцами. Я хочу знать, что делает правительство, чтобы достичь мира». Шифре ответил депутат от Ликуда друз Амир Охана. Он отметил, что Израиль повёл войну с ХАМАСом из-за десятков тысяч мин и ракет, сыпавшихся на головы евреям и признался Шифре: «Если мне придется выбирать между тем, чтобы потерять больше жизней израильтян, независимо, гражданских или военных, или потерять тебя, я выберу с сожалением, со скорбью, потерять тебя».
Собравшиеся в синагоге активисты разделяли взгляды Шифры. Какова паства, таковы и пастыри – так же «теряет Израиль» и большинство неортодоксальных раввинов. После недавно завершившейся  конференции AIPAC раввин одной из самых больших и влиятельных консервативных синагог Америка – «Парк Авеню» в Манхеттене, Элиот Косгроув, выступая, обвинил Израиль в апартеиде, поскольку арабы из Палестинской автономии не могут участвовать в выборах в израильский Кнессет. Раввин мог бы возмутиться, что власти автономии много лет не проводят свои выборы. Но пока Израиль не аннексировал Иудею и Шомрон, с какой стати арабы автономии должны участвовать в израильских выборах?
На ежегодной конференции антиизраильской организации ЕСНов (евреев-самоненавистников) «Еврейские голоса за мир», недавно завершившейся в Чикаго, чествовали арабскую террористку Расмею Одех, участвовавшую в 1969-м году в теракте, в котором погибли двое студентов-евреев. Убийцу более чем тысяче собравшихся представила раввин Алиса Вайс.
Общества иудео-христианской цивилизации страдают ныне, в разной степени, признаками и старческой дряхлости, проявляющейся так же, как у человека, крушением самовоспроизводства, и приступами той же тяжкой болезни, что американские евреи – прогрессивизмом, зовущимся также либерализмом или левизной. Роковое следствие этой болезни общества, подобной СПИДу у человека – поражённый организм оказывается неспособным противиться внешней инфекции – вторжению  агрессивного ислама, откровенно сообщающего о своей цели – разрушении Западных обществ и подчинении себе их народов.
Решающие для судьбы Западной цивилизации события происходят ныне в Америке, народ которой значительно моложе европейских и, как показали последние выборы, способен сопротивляться болезни. Прогрессивизм за 8 лет президентства Обамы продвинулся к своим целям неимоверно, казалось, бесповоротно. Отмена библейской половой морали сделала возможными абсурд однополых браков, смены пола (самый знаменитый транвестит олимпийский чемпион в десятибории Брюс Дженнер уже заявил о желании вернуться назад в мужской облик) и даже отмены самого понятия пола, проявляющейся в общих туалетах и душевых в школах. Победы «борьбы с расизмом» раскололи общества на группы с разными правами – то есть добились обратного ставившимся целям. «Права женщин» сделали мужчин заложниками и привели в колледжах к эпидемии беспочвенных обвинений их в изнасилованиях. Самый известный случай – безосновательное обвинение душевнобольной чернокожей стриптизёршей в изнасиловании группы студентов – игроков в лакросс университета Дюк, стоившее парням трёх лет тяжб, а их родителям немеряных расходов на адвокатов.
Судьбоносной победой прогрессивистов обещали стать их успехи в борьбе с «изменением климата», сулившие правительствам и надправительственым организациям вроде ООН контроль над промышленностью и сельским хозяйством, а также над распределением среди обедневшего из-за такого контроля населения продовольствия и жизненных благ, то есть тотальную диктатуру. А наплыв в Америку мусульман с Ближнего Востока должен был подавить возможность к сопротивлению прогрессивизму демократическими способами граждан с традиционными ценностями.
Но в тот момент, когда история иудео-христианской цивилизации в Америке, казалось, завершалась, случилось невероятное. Против позиции всех элит и медиа, а также не смотря на предсказания, на президентских выборах победил Доналд Трамп, человек со здравым смыслом и с традиционными ценностями. Он взялся за отмену наиболее разрушительных «достижений» президента Обамы, с «навязчивой последовательностью», как жалуются прогрессивные журналисты, выполняя свои предвыборные обещания.
У прогрессивных журналистов (а это почти все) и политиков началась и продолжается уже 4 месяца истерика: гибнет достигнутое либерализмом. Не в силах его защищать, прогрессивисты напрягли всю мощь своих лёгких для вопля обличения связей администрации Трампа с российскими агентами, которым, по оценке начальника разведывательных служб в администрации Обамы Джеймса Клаппера, нет никаких свидетельств.
Эти потуги: обвинения, что генеральный прокурор США Сешнс ещё в ранге сенатора разговаривал с послом России, а какой-то советник Трампа в 2013-м году встречался с российским бизнесменом, напоминающие борьбу с троцкизмом, о которой мы читали в книжках (кто-то там с кем-то встречался), были бы занятны, если бы вся эта антироссийская «борьба» сегодня не ставила в опасность судьбу мира, зависящую от взаимодействия США и России в противодействии мусульманской угрозе.
Некоторые болезни российского общества специфичны («особый путь»!), а некоторые роднят Россию с Западом. Самая тяжёлая специфичная проблема – анти-отбор, массовое вымывание лучших людей из всех слоёв общества, которому вот уже столетие подвергается население страны. Ещё на сталинских «шарашках» Королёв конструировал ракеты, которые вынесли в космос первый искусственный спутник и первого человека, а Туполев создавал самолёты, годные и для войны, и для мира. Сегодня же сажай людей или плати им деньги – развивать современные технологии в России некому. Реальные учёные, выжившие в социализм, уехали при послаблениях. Московский университет, единственный российский, упомянутый в сотне лучших в мире, находится в этом списке в хвосте.
Ещё страшнее последствия анти-отбора населения в разрушении морали. В индексе восприятия коррупции, подготовленном Transparency International в декабре 2014 года, Россия делит 136-е место из 175 вместе с Нигерией, Камеруном, Ираном, Киргизией и Ливаном. Коррупция для общества – что рак для человека. Средств борьбы с ней нет. Обычно в инфицированном коррупцией обществе успех в такой борьбе – это лишь замена одних коррупционеров другими.
И общая проблема России и Запада – демографическая. Решение её в России аналогично Европе – за счёт эмигрантов из мусульманских стран. В случае России это бывшие республики СССР. Ныне мусульмане составляют около 15% страны. В ближайшее десятилетие эта цифра, ожидается, достигнет 20%, примерно, как в Израиле и значительно выше, чем в других европейских странах.
В связи с этим и проблема терроризма для России чрезвычайно актуальна. Последний крупный теракт – в петербургском метро – совершил выходец из Киргизии.
Наибольшую опасность для сегодняшнего мира среди исламистских сил представляет агрессивный режим Ирана, подпитанный Обамой 150-ю размороженными миллиардами и находящийся на пути к овладению ядерным оружием.  Хорошо информированная Каролайн Глик в статье от 23-го марта объясняет: “Венцом внешней политики Обамы была его ядерная сделка с муллами. Она открыла Ирану дорогу к ядерному арсеналу и обещает режиму аятоллы Хаменеи реализацию его самой смелой мечты... В свой последний год в офисе наибольшим беспокойством Обамы было обеспечить, чтобы его ядерная сделка с Ираном пережила его президентство».
Глик указывает средство решения смертельной угрозы: «Десятилетия Россия была главным поставщиком вооружений Ирану ... Если бы Трамп смог убедить Россию отказаться от поддержки Ирана, он бы имел возможность демонтировать режим в Тегеране, нейтрализовать иранскую ядерную программу и уничтожить Хезболлу без необходимости крупной войны. Плата России за согласие на такую сделку будет значительной. Но если Трамп примет такую политику, США имеют много переговорных «доводов», которые он сможет использовать, чтобы убедить Путина уйти от аятолл и устранить угрозу, которую они представляют для интересов США».
Проблема, связанная с этой стратегией, очевидна. Глик поясняет: «Со дня выборов демократы и их громко хлопающие ластами тюлени в средствах массовой информации, а также союзники в разведывательном сообществе США, ударили в барабаны войны против России и обвинили Трампа и его советников, что те выступают в качестве российских марионеток в лучшем случае, агентов в худшем… Трамп нуждается в сделке с русскими. Единственный вопрос: готов ли он заплатить политическую цену, которую эта сделка потребует?»

От ответа на этот вопрос, возможно, зависит – будет ли в ближайшие десятилетие-два взорвана иранская атомная бомба в пока непредсказуемом месте?

МЕЗУЗА ТВОЕГО ДОМА

Мезуза твоего дома   Мезуза твоего дома 

Я смотрела на изображение Израиля на карте мира, и подумала: может, Израиль - как мезуза на двери дома под названием Земля?!


Земля, дарующая медом,
Земля, что молоком течет, -
Берёт под ярким небосводом
Здесь мироздание отсчет.

 
Сквозь вязь времен, веленьем музы, 
Во мне проснулась эта связь.
Спешу, коснувшись как к мезузе*,
К земле Израиля припасть.

 
Галина Маламант

Недавно я получил письмо от автора фильмов на мои песни украинки Мирославы Сидор. Она пламенная сионистка, искренне любит мой народ. Впрочем, это не мешает ей быть ярой патриоткой незалежной Украины.
 
Не многие правильно понимают, что такое патриотизм. Большинство считает, что для этого надо поливать грязью представителей других народов и превозносить всё свое. Даже зло!
 
А это - не любовь. Любовь - это как в песне Владимира Высоцкого: «материться, шепча: дорогая!». Наверное, с этой целью Мирослава открыла группу в фейсбуке «Украина без антисемитизма». Как искренне верующая, она знает, что заручиться поддержкой Всевышнего гораздо важнее, чем Евросоюза или даже Америки. И тогда никакой тебе Путин не страшен.


В письме она написала: «Когда я последний раз смотрела на изображение Израиля на карте мира, то эта полоска  напомнила мне мезузу. И я подумала: может быть, это правда, что Израиль - как мезуза с охраняющей молитвой на двери дома под названием Земля?!»

Такая ассоциация мне понравилась. Более того, я нашел сходство со словами наших мудрецов. Наверное, от лени попытался переложить свою работу на поэта Арье Юдасина. Он мне ответил, что не все знают, что такое мезуза, а в поэзии не должно быть вопросов. Действительно, пытаясь найти эпиграф к своему рассказу, я обнаружил, что многие путают мезузу с медузой.

Кстати, вспомнил смешную историю. Ко мне двадцать лет тому назад приехал в гости «новый русский». Причем настоящий русский - Витя Иванов.  Братки из «крыши» поручили ему купить в Израиле какие-то дощечки, куда кладут какие-то бумажки и это помогает от воров. Можно сэкономить на охране и сигнализации. Ему поручили купить сто штук самых дорогих и лучших. Я передал его слова своему раввину. Он мне сказал - передай ему, что евреям мезуза помогает, а неевреям наоборот. Витя ответил, что мне верит, но прекратил со мной общение на эту тему. То ли братки ему не поверили, то ли нашли у арабов дощечки с такими бумажечками. Кстати добавлю, что когда Витя от меня уезжал в субботу, я попросил, чтобы прислали водителя-араба,- но вместо него приехал грузинский еврей и заявил мне по-грузински: «клянусь мамой, что я араб!».

Попытаюсь объяснить, что такое мезуза и одновременно поразмышлять о предположении Мирославы. Мезуза – это свиток с двумя фрагментами Торы, написанными на иврите. Это первые два абзаца молитвы Шма. Они провозглашают единство Б-га и существование Завета между Ним и еврейским народом.

В обязанности народов мира на основании семи заповедей Ноаха (Ноя) входит осознание единства Б-га и признание существования Завета между Ним и еврейским народом. Из этого вытекает одно любопытное следствие: «праведником народов мира» может стать только человек, с симпатией относящийся к евреям. Мне очень везёт, что я нередко встречаю таких людей!

Мезуза пользуется в народе Израиля особой любовью. Редко можно найти еврейский дом без мезузы: каждый еврей чувствует, что без мезузы в доме чего-то не хватает. Не хватает символа, напоминающего всем входящим в дом, что этот дом еврейский.

Однако главное в содержании заповеди о мезузе состоит в том, что она наполняет дом особой святостью. Мезуза превращает дом в маленький храм, находящийся под защитой Творца. Причем эта защита распространяется на всех обитателей дома, даже когда они сами в нём не находятся. Мезуза постоянно напоминает о том, что все дела этого дома и всё, что происходит в стенах этого дома, должно быть служением Б-гу. Ведь на дверях его приведен договор между Б-гом и еврейским народом!

Не зря в пророчествах о времени прихода Мессии говорится, что мезуза человечества – еврейский народ будет безупречно кошерной, а в мире прекратятся все войны и злодеяния!

P.S. Признаюсь вам, что Мирослава написала мне ещё о своём предощущении будущего: когда наконец раскроется Мессия и народы примирятся с Б-гом и между собой, Святая Земля станет больше, ведь её границы («земли десяти народов») указаны в Торе. И ей, Мирославе, кажется, что тогда она будет выглядеть, как талит — молитвенная накидка, окутывающая еврея — или постоянно (малый талит, талит катан), или дополнительным одеянием во время больших молитв (большой талит, талит гадоль). Я поделился с Арье и этим. Он сперва ответил, что это — тема прозы, а не стиха. И вдруг сегодня, когда рассказ уже был окончен — прислал мне стих. Которым я делюсь с вами.

Страна, как мезуза над миром,
Как знак, что не будет беды,
Как камень с вельможной порфиры…
Но крови откуда следы?

То знак нам, что край непочатый
В сражениях с подлостью дела,
То знак, что стреляют солдаты
И ранят и душу и тело.

Но время для песни всё ближе,
Слог вечный в сердцах разольётся!
Я верю, что скоро увижу,
Как в небе талит развернётся.

И каждый, кто ложью изранен,
Увидит, что радость разлита;
Раздвинутся святости грани,
Земля эта станет талитом.

Народы в него запахнутся,
Служению Б-гу послушны,
И мёртвые в поле проснутся,
И правдой очистятся души!

СОБЫТИЯ ПЕРВОЙ НОЧИ ПЕСАХА


Рав Авраам Шмулевич

​​​

Празднование Песаха. Лубок XIX века.
События наступающей ночи, первой ночи Песаха.
Всем известно, что в эту ночь, первую ночь Песаха, время Десятой казни, когда Сам Б-г, Лично спустился в Египет и Им были убиты первенцы египетские. Но в ночь с 14 на 15 нисана произошли и другие значимые события. Вот они:
1). В эту ночь Авраам победил четырех царей;
2). Авраам встретился с тремя ангелами (Берешит, 18, 7);
3). В-севышний произвёл суд на Авимелехом, царем Грара, (в эту ночь ему во сне явился В-севышний) - за то, что тот попытался взять себе Сару; (Берешит, 20, глава Вайера);
4). Были уничтожены Содом и Гоморра;
5). В-севышний остановил Лавана, явившись ему во сне - когда тот преследовал Яакова;
6).Яаков боролся с ангелом, и одолел его, и получил наутро имя Исраэль.
7). Произошло сражение с Сисрой. В период Судей. (Шофтим), после смерти Эйуда, евреи забыли стезю Торы. И в результате очутились в руках Кенаанитов, которые при Явине, царе Хацора, жестоко их притесняли. Сисра, военачальник царя Явина, стоявший во главе сильной армии, вооруженной железными боевыми колесницами и кавалерией, человек жестокий и грубый, притеснял евреев в течение двадцати лет.
Далее, вот что говорит об этом событии Танах: - Кн. Шофтим (Судей), гл. 4: 1. И продолжили сыны Исраэля делать злое в глазах Господа, а Эhуд умер. 2. И передал их
Г-сподь в руки Йавину, царю Kенаана, который царствовал в Хацоре, а предводителем войска его (был) Сисра, и он обитал в Харошет hа-Гоим. 3. И возопили сыны Исраэля к
Г-споду, ибо девятьсот колесниц железных у него, и он теснил сынов Исраэля крепко двадцать лет. 4. А Двора, жена-пророчица, жена пламенная, она судила (сынов) Исраэля в ту пору; 5. И она восседала под пальмой Дворы меж Рамой и Бет-Элем, на горе Эфраима, и восходили к ней сыны Исраэля на суд. 6. И послала она и призвала Барака, сына Авиноама, из Кедеш-Нафтали, и сказала она ему: Ведь повелел Г-сподь, Б-г Исраэля, тебе: Увлеки на гору Тавор возьми с собой десять тысяч мужей из сынов Нафтали и из сынов 3вулуна. 7. И привлеку Я к тебе к потоку Кишон Сисру, предводителя войска Йавина, и его колесницы и его многолюдье, и отдам Я его в руки тебе. 8. И сказал ей Барак: Если пойдешь со мной, то пойду я, а если не пойдешь со мной, не пойду. 9. И сказала она: Пойти-то пойду я с тобою, но только не будет славы тебе на пути, каким ты идешь, ибо в руки жене передаст Г-сподь Сисру! И встала Двора и пошла с Бараком в Кедеш. 10. И созвал Барак (сынов) 3вулуна и Нафтали в Кедеш, и взошло вслед за ним десять тысяч мужей, и взошла с ним Двора. 11. А Хевер-Кени отделился от (сынов) Каина, из сынов Ховава, тестя Моше, и раскинул он свой шатер до низины болотистой, что при Кедеше. 12. И поведали Сисре, что взошел Барак, сын Авиноама, на гору Тавор. 13. И созвал Сисра все свои колесницы, девятьсот колесниц железных, и весь народ, что при нем, из Харошет hа-Гоим к потоку Кишон. 14. И сказала Двора Бараку: Встань, ибо это день, когда отдал
Г-сподь Сисру в руки тебе, - ведь Г-сподь выступил пред тобою! И спустился Барак с горы Тавор, и десять тысяч мужей за ним. 15. И в смятенье привел Г-сподь Сисру и все колесницы и весь стан мечом пред Бараком, и сошел Сисра с колесницы и обратился в бегство пеший. 16. И Барак преследовал колесницы и стан до Харошет hа-Гоим, и пал весь стан Сисры от меча, не осталось ни единого. 17. А Сисра бежал пеший к шатру Йаэли, жены Хевера-Кени, ибо мир между Йавином, царем Хацора, и между домом Хевера-Кени. 18. И вышла Йаэль навстречу Сисре, и сказала она ему: Зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся! И зашел он к ней в шатер, и она укрыла его одеялом. 19. И сказал он ей: Дай же попить мне немного воды, ибо у меня жажда. И открыла она мех с молоком, и напоила его и укрыла. 20. И сказал он ей: Стой у входа в шатер, и будет: если кто придет и спросит у тебя и скажет: Есть ли здесь муж? - то ты скажи: Нет. 21. И взяла Йаэль, жена Хевера, шатровый кол и вложила молот в руку свою, и подошла она к нему тихо, (чтоб) вонзить кол ему в висок, и (кол) вошел в землю, - а он заснул утомленный, - и умер он. 22. И вот Барак преследует Сисру. И вышла Йаэль ему навстречу, и сказала она ему: Иди, и я покажу тебе мужа того, которого ты ищешь. И вошел он к ней, и вот: Сисра пал мертвый, и кол у него в виске. 23. И покорил Б-г в тот день Йавина, царя Кенаана, пред сынами Исраэля. 24. И все больше и больше рука сынов Исраэля тяготела над Йавином, царем Кенаана, пока не истребили они Йавина, царя Кенаана.
8). Погибло войско ассирийского царя Санхерива, осаждавшее Иерусалим (а Санхерив перед тем увел в изгнание Десять потерянных колен);
9). Низвергнут Бел с пьедестала во мраке. Даниелю открыта тайна сна Навухаднецера (Навуходоносора);
10). Во время пира вавилонского царя Белшацара (Валтасара) появилась огненная надпись на стене и, соответственно, в эту ночь был разрушен Вавилон. А для своего, как оказалось последнего, пира Белшацар взял священные сосуды Храма;
11). Даниель был брошен в ров со львами - и остался цел;
12). Аман в эту ночь составил указ об уничтожении евреев - который в итоге принес гибель ему самому.
13). И Ахашверош именно в эту ночь не мог у уснуть, попросил принести ему книгу царских деяний - и закрутилась история Пурима.
14). Эстер в эту ночь объявила трехдневный пост (вообще, история Песаха и Пурима параллельно-пересечены, как это видно и из совпадения дат).
«Дави врагов, как в давильне виноград, для ждущих конца ночи, и громко закричи: наступит утро после ночи! Приближается пора, когда не будет ни дня, ни ночи.
Вс-вышний! Пусть знают все, что Ты владыка дня и ночи. Стражей поставь в Своем граде для дня и ночи. Пусть светится светом дня тьма ночи!»
 - так говорится в Аггаде об этой ночи.
(По песнопениям Пасхальной Аггады “У ве’хен ва-амартем зевах Песах” и “У ве’хен ваехи бахаци ха-лайла”).

-- 
С уважением
אברהם שמולביץ
Авраам Шмулевич
Раввин.

ТРАМП ТЕПЕРЬ КТО?

07.04.2017 13:11
Трамп теперь кто? Как в России из-за Сирии меняется отношение к США

Трамп теперь кто? Как в России из-за Сирии меняется отношение к США

В ночь на пятницу, 7 апреля, по приказу президента США Дональда Трампа был нанесен удар крылатыми ракетами по сирийскому аэродрому Шайрат. Ранее Трамп обвинил Дамаск в применении отравляющих веществ в ходе воздушной атаки в провинции Идлиб. Что происходит, разбирались в эфире [Фонтанки.Офис].
Президент Владимир Путин уже назвал удары США по Сирии агрессией против суверенного государства в нарушение норм международного права под надуманным предлогом.  Глава МИД России Сергей Лавров, в свою очередь, заявил, что Вашингтон не удосужился привести какие-либо доказательства причастности президента Сирии Башара Асада к химатаке в Идлибе перед атакой на сирийскую авиабазу Шайрат в провинции Хомс. Ранее в этот же день Россия приостановила действие заключенного с США меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии.
Что происходит в Сирии, и как это отразится на отношениях России и США? Не пора ли патриотически настроенным россиянам менять на своих авто наклейки известного содержания про Обаму, на такие же, но только про Трампа? И как реагируют представители российского политического истеблишмента, которые еще совсем недавно радовались победе Дональда Трампа, на изменившуюся ситуацию? Узнали в эфире интернет-канала [Фонтанка.Офис]. На связь со студией вышел политолог, руководитель Центра международной безопасности РАН, академик Алексей Арбатов и, в том числе, высказал серьезные опасения на счет любого возможного инцидента, который может произойти в сирийском небе с участием российской и американской авиации. "Приостановка меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии – это опасный шаг. Если сейчас, не дай бог, в небе над Сирией столкнутся российский и американский самолеты, то мы окажемся в прямом вооруженном конфликте с США, и обе стороны попадут в очень трудное положение", – пояснил Алексей Арбатов и напомнил, что Америка предупреждала Россию о своих планах по нанесению авиаудара по авиабазе в провинции Хомс.
В свою очередь, политолог, востоковед, преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики Леонид Исаев, который вышел на связь со студией интернет-канала [Фонтанка.Офис] из США, рассказал, как из-за океана смотрят на ситуацию в Сирии, и как авиаудар американских ВВС по позициям Асада отразится на отношениях Трампа и Путина:
Также свое мнение о том, к чему может привести эскалация сирийского конфликта, и к чему приведет активность американского президента в его борьбе против сирийского президента Башара Асада, высказали в эфире известный журналист-международник Михаил Таратута, старший научный сотрудник сектора внешней и внутренней политики США Центра североамериканских исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Виктория Журавлёва и военный эксперт Александр Гольц
Аудиоподкаст всего эфира:

ОНА ЗНАЛА, ЧТО ТАКОЕ ГЕНОЦИД

Ашхен Агопьян

Армения

Дина Рабинович с сестрой Марией
Ольга Рабинович
Армянка Ашхен Саркисовна Агопьян проживала с мужем и двумя дочерьми в многоквартирном доме по улице Серова, 41 в Одессе. Ее соседкой и приятельницей была Ольга Николаевна Рабинович.
В первые дни войны мужья Ольги и Ашхен ушли на фронт. Оставшись с детьми, женщины выживали, помогая друг другу. С приходом в Одессу немцев и румын к материальным трудностям прибавились и страхи за судьбу дочерей Ольги, трехлетней Дины и годовалой Мани, отец которых был евреем.
Сначала власти позволили Ольге с детьми оставаться в ее квартире, с условием, что она будет ежедневно отмечаться в полицейском участке. Но в конце декабря 1941-го года за ними пришла полиция и, несмотря на мольбы и протесты матери,  детей забрали в одесскую тюрьму, а затем в гетто. Ольга отправилась вслед за дочерьми. Как только Ашхен узнала об аресте Рабиновичей, она побежала в гетто, взяв с собой немного продуктов, одеяло и пеленки для маленькой Мани. Условия, в которых оказалась ее подруга, были ужасными: не отапливаемый барак, в котором ютилось несколько семей, без какой-либо мебели и элементарных санитарных удобств. Дети плакали от холода и голода, Ольга была в отчаянии. Ашхен, как могла, успокоила ее, обещала помочь.
В течение следующих нескольких месяцев Ашхен и ее дочери-подростки раз в несколько дней передавали для Ольги в гетто продукты питания и другие необходимые вещи. Иногда Ольга на несколько часов покидала гетто, оставляя детей под присмотром соседей по бараку, шла к Ашхен или к своим родным, пытаясь разработать план побега.
Летом 1942-го года Ольга с дочерьми оказалась в одной из последних партий евреев, депортируемых из Одессы в лагеря Одесской и Николаевской области. По пути их следования кто-то из узников попытался бежать, началась суматоха. Воспользовавшись моментом, Ольга с детьми бросилась бежать.
Вечером того же дня они пришли в свой дом в Одессе по улице Серова 41. Их квартира была давно занята другими жильцами. С согласия соседей по фамилии Билич, Ашхен впустила Ольгу в общий подвал для хранения угля. Там Рабиновичи провели оставшиеся до освобождения полтора года.
Совместными усилиями часть подвала была расчищена, старые деревянные ящики приспособлены под кровати и стол. Несмотря на все усилия придать подвалу жилой вид, он оставался сырым и холодным, кишевшим крысами. Чтобы согреться, Ольга с детьми поднималась к Ашхен или шла к своим родственникам, рискуя быть пойманной.
После освобождения Одессы, в апреле 1944-го года, Ашхен Агопьян получила похоронку на мужа. Яков Рабинович вернулся с войны. Ашхен и Ольга продолжали дружить до ранней смерти последней в 1955-ом году.

17 января 2010 года Яд Вашем удостоил Ашхен Агопьян почетным званием «Праведник народов мира».

УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ


https://isralove.org/load/23-1-0-1133?utm_source=email

Выделить ссылку и "перейти по адресу..."

ЛЮБИТЕЛИ ЛИ ВЫ СЕЛЁДКУ, КАК Я?


Селедки бывают разные: норвежская, голландская, атлантическая, дальневосточная сельдь иваси (хотя она во-первых, мелкая, а во-вторых, не сельдь. Биологически это сардинопс, родственник сардинки, а сельдью прозвали за обилие), гениальная дунайская сельдь (нежная, вкусная и жирная, хоть на хлеб ее мажь).
 
 
 
Человеку, который подарил миру селедку, установлен памятник. До XV века ее никто есть не мог: она горчила. А потом рыбак Виллем Якоб Бойкельзоон из деревни Биерфлинт догадался удалить у нее жабры — тут-то и случилась гастрономическая революция: выяснилось, что вся горечь концентрировалась именно в жабрах, а без них селедка произвела фурор и покорила Голландию.
 
 
Джозеф Хеллер назвал главу своей книги «Роль селедки в истории человечества». Логика писателя такова: благодаря селедке в Голландии появилась процветающая национальная экономика, страна вышла на мировой рынок и обеспечивала товарами пол-Европы, вскоре после этого, в 1600 году, голландские оптики изобрели телескоп, а через шесть лет родился Рембрандт.
 
 
-- 
Мери Димант
 
В 1997 году на чемпионате мира по лыжным видам спорта в Тронхейме произошла следующая история с Алексеем Прокуроровым. Спортсмену не повезло с погодой: держащие смазки на лыжах подмерзли, скольжения не было — нужно было что-то придумать. В конце концов спортсмен, по подсказке ушлых тренеров, взял селедку, повозил ею по поверхности лыж, защитив тем самым мазь от подмерзаний, — и взял золото!
-- 
Зиновий Каменецкий 
 
 
Из сельди делается сюрстремминг— шведский национальный продукт, деликатес с самым отвратительным запахом на свете, хуже даже, чем знаменитый вонючий фрукт дуриан. По сути дела, сюрстремминг — это забродившая селедка. В XVI веке во время военных действий в Швеции стало катастрофически не хватать соли. Но отказываться по этому поводу от селедки шведский народ не собирался. Сельдь стали засаливать экономно: тут нарушился процесс консервации, продукт начал бродить и издавать мерзейший запах.
Но не так-то просто напугать шведов — ели квашеную селедку как миленькие, а после сюрстремминг и вовсе был введен в ранг деликатеса.Между тем для того, чтобы иметь дело с сюрстремминогом, надо обладать поистине нордической выдержкой. Консервная банка с этим продуктом имеет обыкновение взрываться в тот момент, когда ее открывают, и обдавать всех вокруг зловонной жижей. После этого те, кто остался в живых, зажимая нос, едят мерзкие шматочки селедки, заедая картошкой и запивая пивом. Обычно вся эта гастрономическая феерия не выходит за пределы Швеции — многие авиакомпании запрещают провоз сюрстремминга как вещества взрывоопасного.
 
 
В живом журнале существует сообщество любителей селедки.
 
 
Люди говорят: «Как сельди в бочке», «Угадай, что это: зеленое, висит на стене и пищит. Селедка!», «Селедка любит плавать в водке».
 
 
День селедки празднуют по всем Нидерландам. Первый бочонок харринга, по традиции, дарят королеве Беатрикс, а потом устраивают благотворительный аукцион, концерты, песни, пляски и народные гулянья. Поближе к нам, в Калининграде, тоже завели такой праздник: устраивают гала-концерт «От нотки до нотки — все в честь селедки».
 
 
Сонник говорит нам: есть селедку во сне — к легкомысленным поступкам, о которых потом придется пожалеть. Ловить селедку сетями — вы готовы попасться на обман, соблазниться ложными посулами. Вас угощают селедкой — хотят обмануть. Вы угощаете — сами собираетесь совершить бесчестный поступок. Вам придется расплатиться за него с лихвой.
 
 
Селедочная битва— важный эпизод Столетней войны. Французы напали на обоз, доставлявший английским войскам селедку. Англичане ловко воспользовались сельдяными бочонками как прикрытием — и сперва отбили атаки превосходящих сил противника, а затем, перейдя в контратаку, разгромили французов. Сами потом говорили: «Что б мы делали, если б не селедка?!».
 
 
Ucho od śledzia — ухо от селедки — лейтмотив отличного польского фильма «Ва-банк». Реплика сопровождается соответствующим жестом и означает нечто среднее между: «Хрен тебе!» и «Ну что, съел?!»
 
 
Бисмарк, говорят, однажды велел кормить солдат селедкой — дескать, дешево и сердито. Говорил на самом деле или нет, неизвестно, а некий предприимчивый рыбопромышленник тут же запатентовал название маринованной сельди Schlosskase Bismarck — и нажил на ней состояние.
Бисмарк вообще куче блюд дал свое имя, сам того не желая. Селедка по-бисмаркски — это скучновато: просто замариновать филе уксусом, и все. А можно попробовать модифицировать рецепт. Замочить филе селедки в холодной воде часа эдак на четыре, затем вынуть, промокнуть салфеткой, уложить в контейнер на слой тонко нарезанного белого лука. Сверху — слой тонко нарезанной антоновки. Подогреть белый винный уксус и размешать в нем пол-ложки гречишного меда. Бросить пару можжевеловых ягод, пару горошин белого перца, можно лавровый лист (если детский сад не отшиб вам к нему охоту). Залить селедку маринадом — и в холодильник, ну хотя бы на день, лучше на два. Есть с холодной сметаной. С чем пить — на ваше усмотрение.
 
 
 
 





 


Источник: mail.google.com