Могила Шевченко на Голанах, или Умань наоборотКризисная ситуация вокруг могилы Тараса Шевченко на Голанских высотах создалась не сразу. Поначалу никто в Израиле не видел угрозы национальной безопасности в том, что тысячи украинцев ежегодно приезжали к своей святыне. Они шепотом читали стихи своего духовного лидера, забавно раскачиваясь на высоком холме с видом на озеро Кинерет и гору Хермон.Правительство Биньямина Нетаниягу начало осознавать масштабы проблемы только в 2014 году, когда 10 марта – в честь 200-летия со дня рождения Великого Кобзаря, из киевского Борисполя в аэропорт Бен-Гурион прибыли десятки чартерных рейсов, которые привезли сразу 20 тысяч украинских паломников.В тот день воздушные ворота Израиля оказались впервые парализованы странными людьми в овчинных бекешах и барашковых шапках, которые громко декламировали вслух и требовали борща со сметаной и пампушками в зоне “дьюти-фри”.Израильские пограничники и таможенники работали в невыносимых условиях, обнаруживая во время досмотров сумок и чемоданов свертки сала с чесноком. Увиденное и унюханное включало у израильтян “тревожную кнопку” - срабатывала генная память их прадедов о гайдамацких набегах.Надежды на уменьшение потока паломников после юбилея не сбылись в 2015 году, когда в Израиль из Украины прилетели сразу 25 тысяч человек.Прогноз на 2016 год составлял уже 30 тысяч украинцев, рвущихся почитать стихи и помолиться на могиле своей национального гения.Проблема обострилась, когда многие украинцы решили не покидать Голаны, незаконно оставаясь в Израиле и после окончания сезона паломничества.Традиционный период поклонения святым местам украинства - с 8-9 марта (даты рождения и смерти поэта) по 22 апреля (дата выкупа Шевченко из крепостного рабства), стал растягиваться на год и больше пребывания, что нарушало условия безвизового режима между двумя странами.Вокруг могилы Шевченко на холме с видом на Кинерет и гору Хермон стихийно вырос постоянный городок украинских паломников Кфар-Тарас. Более тысячи паломников круглый год жили в антисанитарных условиях, теснясь в палатках и наскоро сколоченных бараках, разводя костры и разбивая огороды. Участились случаи пропажи овец и коров из соседних израильских кибуцев.Сначала в посёлках Рамот и Маале-Гамла, а затем в Тверии, Хайфе и Иерусалиме на стенах домов стали появляться странные надписи: “Ш.. ше.. шев.. Шевченко мi-Голан”.Журналисты, побывавшие в Кфар-Тарасе, слышали из некоторых шатров подозрительное хрюкание совершенно недопустимых в Израиле животных. Фотографы “Едиот Ахронот” засняли над палатками паломников дымящиеся трубы самогонных аппаратов. Жители Голанских высот, города Тверия и всей Галилеи быстро подсели на украинскую горилку, причем её разлив и продажа обходились совершенно без контроля израильских налоговиков.В криминальных кругах Украины тем временем ширилась легенда: якобы Тарас Шевченко завещал, что тому, кто посетит его могилу 8-9 марта, на весь год простятся грехи. Из разных городов Украины к могиле Шевченко на Голанах потянулись гопники, владельцы чебуречных киосков и уволенные по люстрации прокуроры. Все они участвовали в особых молениях по “Кобзарю” с употреблением легких наркотиков для духовного очищения и медитации.Робкие попытки полиции Израиля навести порядок в “украинском квартале” на Голанах привели к столкновениям с паломниками. Из некоторых палаток раздались даже выстрелы из травматических пистолетов, сопровождаемые обильными цитатами из поэмы Шевченко “Гайдамаки”.Тогда из Киева стали приглашать ежегодно по 10 сотрудников Национальной полиции Украины, но они приезжали только на первую декаду марта – на пике ежегодного паломничества. Остальное время города ситуация в Кфар-Тарасе всё больше выходила из-под контроля. Поток украинских паломников на Голанах создал правовую “чёрную дыру”, не подчинявшуюся ни законам Израиля, ни законам Украины.Украинский институт национальной памяти назвал Голаны и северный берег озера Кинерет “этнографическими украинскими землями, на которых нужно реализовать закон о декоммунизации”. По инициативе этого Института Верховная рада внесла в Кнессет предложение о переименовании города Тверия – “так как это название похоже на российскую Тверь и напоминает об имперском наследии римского кесаря Тиберия”.Вместо Тверии Украинский институт национальной памяти предложил название “Генiсаретськi Плавнi”, найдя это выражение в дневнике одного утонувшего украинского паломника 19-го века.Мосад сообщил, что отдельные группы украинских паломников призывного возраста и спортивного телосложения не только возлагают цветы у могилы Шевченко, но и проникают с Голанских высот на восток – в соседнюю Сирию. По странному стечению обстоятельств, там как раз участились взрывы на российских военных базах и падения самолетов с российскими триколорами. Москва потребовала от Иерусалима остановить паломничество украинцев на Голаны.Именно тогда по приказу премьер-министра Нетаниягу был создан межминистерский оперативный штаб “Шевченко”, объединивший представителей армии, спецслужб, МИДа, МВД, транспортников, медиков, психологов и историков. Штабу поручалось в кратчайшие сроки составить рекомендации по окончательному решению “украинской проблемы”.Историкам была поставлена задача: дать правительству подробнейшую научную справку о том, как вообще так получилось, что великий украинский поэт был похоронен именно на Голанах.Далее мы процитируем попавший нам в руки конфиденциальный отчет группы историков, подготовленный ими для оперативного штаба “Шевченко”. Приводим этот секретный документ без купюр.“Совершенно секретно.В 4-х экземплярах – Премьер-министру, главе Мосада, министру обороны и министру иностранных дел Государства Израиль.Тема: История захоронения Тараса Шевченко на Голанских высотах и формирование проблемы массового паломничества украинцев к этому месту".
Исторический контекстВ 1847 году украинский поэт Тарас Шевченко был сослан в солдаты царским правительством, после чего он проходил службу в различных российских крепостях на юго-восточном берегу Каспийского моря (сегодня – Туркменистан) – в качестве наказания за свои стихи.Годы мучительной солдатчины усилили религиозность Тараса Шевченко, а пребывание в азиатском регионе вызвало его интерес к странам Востока. Поэтому после окончания срока службы в 1857 году Шевченко не стал возвращаться в холодную Российскую империю. Вместо этого он по берегу Каспия добрался на юг в ближайший персидский порт, затем достиг Тегерана, и с караваном персидских купцов-евреев отправился в Иерусалим.О путешествии Тараса Шевченко по Святой Земле мы имеем лишь отрывочные сведения, Поэт и художник перемещался без паспорта ненавистной ему Российской империи, поэтому ему пришлось стать турецко-подданным. Некий еврей Янкель (“наш гарний жидок з-пiд Винницi”, как напишет позже Шевченко в своем дневнике) заплатил турецким властям бакшиш за новое удостоверение личности для Шевченко.Пребывание на Святой Земле и библейские пейзажи вызвали у измученного армией Тараса Шевченко прилив сильнейших религиозных чувств, которые позднее были описаны психиатрами как “Иерусалимский синдром”. Поэт ходил по Иерусалиму, воображая себя то царем Давидом, то Моисеем, то пророком Иеремией.Сочувствуя лишенным родины евреям, Шевченко осенью 1858 года пишет украинские переводы псалмов Давида. Например, псалом 137-й:“На ріках круг Вавилона,Під вербами в полі,Сиділи ми і плакалиВ далекій неволіІ коли тебе забуду,Ієрусалиме,Забвен буду, покинутийРабом на чужині.І язик мій оніміє,Висохне, лукавий,Як забуду пом’янутиТебе, наша славо”Вера в помощь Всевышнего и будущее возвращение еврейского народа на Святую Землю проявились в шевченковском переводе 53-го псалма, который, по сути, стал предвестником сионизма за 40 лет до Теодора Герцля:“Хто ж пошле нам спасеніє,Верне добру долю?Колись Бог нам верне волю,Розіб’є неволю.Восхвалимо Тебе, Боже,Хваленієм всяким;Возрадується ІзраїльІ святий Іаков”.Глубокие религиозные переживания Шевченка и ожидание мистического Избавления от руки Творца выразились в его переводе 82-го псалма:“Встань же, Боже, суди землюІ судей лукавих.На всім світі Твоя правда.І воля, і слава”.Наши эксперты отмечают, что финальная строчка перевода этого псалма, который в рукописи был доставлен в Украину, подтолкнула осенью 1862 года украинского этнографа и поэта Павла Чубинского написать стихотворение “Ще не вмерла України, ні слава, ні воля”, ставшее впоследствии гимном Украины.
Пребывание Шевченко на ГоланахПокинув Иерусалим, Тарас Шевченко весной 1859 года отправился на север Израиля. Специалисты могут лишь предполагать по косвенным данным, что следующие два года Шевченко провёл в скитаниях по Галилее, в городе Тверия и вокруг озера Кинерет (называвшееся тогда Галилейским или Генисаретским морем).Есть доказательства того, что Шевченко обогнул озеро Кинерет с севера и отправился через Голанские высоты к самой высокой точке этих мест – на гору Хермон (или Ермон, как тогда говорили). Судя по всему, поэт застал сезон таяния снегов на Хермоне, когда водные потоки стекают ручьями в Кинерет и наполняют далее реку Иордан. Это отразилось в шевченковском переводе 133-го псалма:“Або роси ЄрмонськіїНа святії гориВисокії СіонськіїСпадають і творятьДобро тварям земнородним,І землі, і людям, —Отак братів благих своїхГосподь не забуде,Воцариться в дому тихім,В сім’ї тій великій,І пошле їм добру долюОд віка довіка”.Далее мы имеем более достоверную информацию, подтверждаемую турецкими источниками. Зиму 1860/61 годов поэт провёл среди славян-мусульман в деревне Скопье на Голанах возле берега озера Кинерет. Турецкие власти веком ранее предложили эти земли для бесплатного заселения мусульманским мигрантам из района сегодняшней Македонии.Накануне дня рождения 9 марта 1861 года Тарас Шевченко подхватил сильное воспаление легких, которое было усугублено большим объемом выпитого спиртного на праздновании его 47-й годовщины. Всё это привело к скоропостижной смерти украинского поэта 10 марта того же года. Скорбящие жители деревни похоронили его примерно в километре от деревни – на холме среди Голанских высот, откуда открывается вид на озеро Кинерет, реку Иордан и гору Хермон.Только через год траурная делегация с берегов Днепра во главе с Павлом Чубинским смогла добраться до Святой Земли. Земляки Шевченко приехали в деревню, чтобы организовать перевозку тела великого поэта в Украину. Но когда мухтар – староста села, передал гостям личные вещи умершего Кобзаря, произошла шоковая сцена. Среди бумаг Тараса Шевченко была найдена авторская рукопись нового завещания поэта – написанный незадолго до смерти неизвестный вариант “Заповiта”:“Як умру, то поховайтеМене на ГоланахСеред степу широкогоПомiж добрих ланах,Щоб і пальми, i тополi,Іордан і кручіБуло видно, було чути,Як реве ревучий.Як понесе з гiр ЛіванаУ Кiнерет-мореКров ворожу... отойді яІ лани і гори —Все покину, і полинуДо самого Бога..”Украинской делегации ничего не оставалось, как выполнить волю покойного и уехать обратно в Киев ни с чем. Тело Тараса Шевченко осталось на Голанах. На его могиле было поставлено лишь скромное надгробие.Начало паломничества украинцев на ГоланыВ следующие сто лет лишь отдельные путешественники-украинцы добирались до места захоронения своего национального кумира. Сначала этому мешала Турецкая империя, затем обе Мировые войны, затем арабо-израильские войны.Голанские высоты в июне 1967 года были освобождены Израилем в ходе Шестидневной войны. Жители-мусульмане покинули деревню Скопье, а опустевшие старые дома были снесены – кроме небольшого дома, в котором встретил свою последнюю весну великий поэт. На месте Скопье был построен новый израильский посёлок Рамот, который в дальнейшем стал центром украинского паломничества к могиле Шевченко.В ходе Войны Судного дня сирийская армада из 700 советских танков прорвала израильские позиции в центре Голанских высот, но была остановлена и уничтожена в двух километрах от могилы Шевченко в ходе исторического боя 6 октября 1973 года с сорока двумя израильскими танками. Отступившие сирийцы назвали это “битвой у Шейх-Тараса”, что немало способствовало созданию легенды о мистических особенностях этого места.В конце 1970-х годов израильские власти заключили негласное соглашение с главой Компартии Украины Виктором Щербицким, разрешив приезд маленьких групп литературоведов к могиле Тараса Шевченко – по линии Академии Наук Украины. Ажиотажное паломничество к этой могиле началось только после провозглашения независимости Украины, а особенно после победы Майдана в 2014 году.
Рекомендация группы историков для оперативного штаба “Шевченко”Единственным способом решения “украинской проблемы” на Голанах и наведением порядка на севере Израиля является соглашение с правительством Киева о перезахоронении останков Тараса Шевченко в Украине – с оплатой эксгумации и транспортировки останков за счет Израиля”.Редактор по Израилю и СНГ американской газеты "Форум Daily"
понедельник, 9 января 2017 г.
Могила Шевченко на Голанах, или Умань наоборот
Красота по-еврейски: история Макса Фактора
Красота по-еврейски: история Макса Фактора
09.01.2017 19:49
Макс Фактор (настоящее имя – Максимилиан Факторович) – знаменитый американский гример еврейского происхождения, косметолог, стилист и бизнесмен, основавший косметический бренд Max Factor.
Историю его успеха рассказал проект Музей Русско-Американского Наследия.
Он родился в городе Здуньская-Воля (сейчас — Польша), который в то время был в составе Российской империи.
Максимилиан рос в большой семье (8 братьев и сестер), поэтому ему приходилось работать с 7 лет. Он продавал сладости в театре, подрабатывал помощником фармацевта в аптеке, а также был посыльным в косметическом салоне.
В 14 лет Максимилиан переехал в Москву и устроился в Большой театр в качестве помощника гримера, где приобрел первые навыки в сфере визажа.
После обязательной военной службы в армии Российской империи, в 1895 году, он открыл свой собственный магазин, где продавал румяна, кремы, парфюмерию и парики — собственного изготовления. Он также подсказывал клиентам, как им с помощью косметики подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. Это выгодно отличало Факторовича от конкурентов и сыграло ключевую роль на его пути к славе.
Фото: Emaze
Через некоторое время он переехал в Санкт-Петербург, где стал работать в Оперном театре, занимаясь костюмами и гримом. Загримированные Максом Фактором актеры, играли перед Николаем II, и вскоре имя талантливого гримера стало широко известно среди знати. Несколько лет он работал специалистом по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах.
В 1904 году, из-за роста антисемитских настроений в России, Макс Фактор вместе с женой и 2 детьми вынужден был уехать из страны.
В 1908 году он открыл собственный косметический магазин неподалеку от «Фабрики Грез» на Голливудском Бульваре. Место было очень удачным, и вскоре он приобрел популярность среди актрис Голливуда, причем не только как косметолог, но и как стилист.
Именно он сделал из Джин Харлоу первую в мире «платиновую блондинку». И когда она стала суперзвездой, тысячи женщин по всему миру начали копировать ее внешность, а Фактор разработал отдельную линию макияжа для такого типа внешности.
Его услугами пользовались не только актрисы, но и актеры, например, Чарли Чаплин и Бастер Китон.
В 1920 году именно Фактор ввел в обиход термин «макияж» (make-up), до тех пор считавшийся вульгарным выражением.
Он также усиленно экспериментировал и создал замену театральному гриму, наносившемуся слишком толстым для съемок в кино слоем. Поэтому голливудские режиссеры начали обращаться к нему за помощью.
Фото: Max Factor
В 1925 году его компания получила заказ на 600 галлонов (2271 литр) грима оливкового цвета для съемок фильма «Бен-Гур», чтобы создать смуглый цвет кожи актеров. В следующем году он разработал первый водостойкий грим для очередного исторического мега-фильма Mare Nostrum.
Фактор создал грим для звуковых фильмов, в съемках которых использовалось отличное от немых фильмов освещение. А с приходом в кино цвета он разработал макияж, при котором актеры в полноцветных фильмах выглядели естественно.
Фактору принадлежит изобретение «калибратора красоты» – аппарата, измеряющего параметры лица и позволяющего визажисту ликвидировать изъяны образа.
Калибратор красоты | Фото: Wikipedia/Jllm06
В 20-30-х годах ХХ столетия Макс Фактор и его сыновья начали производство собственной косметики, расширили сеть магазинов по всей Америке, а затем и в Европе. Вскоре бренд приобрел мировое имя и популярность.
В 1938 году во время бизнес-тура по Европе Макс стал жертвой шантажистов. По прибытии в Париж он получил письмо с угрозами — вымогатели требовали деньги в обмен на жизнь бизнесмена. Попытка задержать преступников не увенчалась успехом – шантажисты не явились на условленное место передачи денег.
Визажист был настолько потрясен случившимся, что по возвращении в США слег и в том же году скончался. Ему было 65 лет.
После смерти Макса Фактора его дело продолжил сын Фрэнк, который сменил имя на Макс Фактор-младший.
Гений грима и макияжа, собственноручно создавший целую индустрию косметики, во многом повлиял на развитие Голливуда, поэтому в его честь на Голливудской аллее славы заложена звезда.
Источник: ForumDaily
Фото обложки: Wikipedi
Источник: ForumDaily
Фото обложки: Wikipedi
А КРУГОМ ТИШИНА
09.01.17
Мирон
Я. Амусья,
профессор
физики
А кругом тишина…
(О реакции
некоторых либералов и их СМИ на резолюцию СБ №2334 от 23.12.16)
Не в шумной беседе
друзья познаются -
Друзья познаются в
беде.
Коль горе нагрянет
и слёзы польются
Тот друг, кто поможет
тебе.
Автор мне
неизвестен
Возмутительная
резолюция СБ №2334 меня поразила своей несправедливостью и полной
бессовестностью. Поэтому для меня была интересна публичная реакция на неё не
официальных политиков, в каждом шаге которых проступает и сиюминутный интерес,
а образованных, имеющих все права и возможности не только думать широко и
свободно, но и открыто выражать свои мысли людей.
Реакция тех, у кого
нет моральных ценностей, очевидна и предсказуема. Им хоть, вежливо говоря, в
лицо дождём, всё равно скажут «божья роса» или «Так надо». Но есть, в теории,
по меньшей мере, носители и адепты моральных, а не только сугубо материальных,
ценностей. Слова их поддержки в адрес Израиля всегда были не слишком щедры. Это
явление в некотором смысле понятно – реальное государство всегда идёт несколько
вразрез с идеальными умозрительными моделями. Как писал по несколько иному
поводу Г. Гейне (цитирую по памяти): «Оскорблён мой идеал - тот же член мочу
сливает и потомство продлевает».
Меня упомянутая в
заголовке тишина уже один раз потрясала, когда Израиль был атакован бандитами
из «палестинской автономии» в 2000 – с большим размахом, наглостью и открытой
надеждой на реванш за прошлые, с 1948, неудачи. Широк круг тех, к кому я тогда
обращался непосредственно - в поисках публично выраженной моральной поддержки
буквально истекающей кровью страны. Это и знаменитое Пагуошское движение
учёных, и Сахаровский комитет, и ряд знакомых Нобелевских лауреатов, и М. Ростропович
с Г. Вишневской, и ряд известных и известнейших писателей и журналистов.
Словом, ко всем тем людям, чьё публичное мнение было весомо, и к кому я имел
основания для прямого обращения и обоснованную надежду получить благоприятный
публичный ответ. «Как я ошибся, как наказан!»
Всех знаменитостей,
которых я тогда обеспокоил настойчивыми просьбами выступить с осуждением
бандитизма, и не перечислить. Я звонил и писал, посылал электронные письма им самим
или соответствующим их помощникам. Ответы либо отсутствовали вообще, либо состояли
в обещаниях, не воплотившихся ни в какое дело – публичное слово против
бандитов, наглых от безнаказанности. Счастливое исключение составляла лишь Е.
Боннэр. У меня, кстати, хранятся письма тех времён, и мне есть, чем отчитаться
перед людьми, сомневающимися в правдивости этой моей информации.
Конечно, ни
террористическая война в 2000, тем более, резолюция СБ в 2016 – эти мерзости не
единственные в адрес приближающегося к семидесятилетию своей новой истории
Израилю. Нет сомнения, что они не кончатся резолюцией СБ №2334. Но её
особенность в том, что она первая, принята СБ, когда происходящее в Израиле из
далёкой экзотики стало печальной повседневностью для многих стран мира. Уже
российские пассажирские самолёты по опасности с точки зрения террористических
атак ушли, пожалуй, вперёд по сравнению с европейскими и американскими. Террористические
атаки уже не редкость, а повседневность в Европе. По Парижу, Брюсселю и Берлину
бродят полицейские-автоматчики в бронежилетах. Под Новый год в очередной раз
рвануло в Турции, где стамбульский ночной клуб печально породнился с дискотекой
в Тель-Авиве. Вроде бы, должны люди с совестью или умом кое-что понять в этом
мире. А на поверку, оказывается – нет. Улетучилась заметная часть спокойствия и
благополучия, а голосования во вред Израилю, равно как посильные действия с той
же неблагородной целью, вроде планируемой на середину января 2017 парижской «мирной»
конференции – остались.
Были, конечно, и публичные
обсуждения упомянутой резолюции №2334, например, на первом канале Российского
телевидения. Но там это стало скорее сеансом антиамериканизма и проявлением
противостояния с Европой, в котором всё сгодится. Часто на российском ТВ в
диспутах и комментариях прозрачно намекают, что теперь есть новые варианты дружбы для Израиля –
вместо США и давно антиизраильской Европы приходит, или даже уже пришла Россия.
В это хотелось бы верить, но мешает история взаимоотношений, многочисленные
антиизраильские, даже без всяких воздержаний, российские голосования буквально
на всех площадках ООН, включая СБ, массированные поставки оружия, в достатке
питающие Хезболлу, при которых и Хамасу совсем не мало перепадает. Трудно пропустить мимо глаз и ушей
и тот факт, что Хамас и Хезболла для РФ не террористы, а посольство «Палестины»
уже давно и прочно поселилось в Москве.
Нередко людьми,
даже заявляющими о своём свободомыслии, дело с резолюцией №2334 представляется
так, будто демократы в США вообще и Обама (часто уточняется, что он «слезший
только что с дерева») под конец карьеры, в частности, просто решили «нагадить»
Израилю и России. Однако для меня в самом приравнивании Израиля и России как
жертв действия европейцев и американцев есть нечто несоразмерное и неуместное. Приведу
таким объяснениям конкретный пример. В недавней статье известный
блоггер С. Тучинская, автор, как у неё самой указано, «прозы, эссе и публицистики»,
пишет следующее: «Истеричный психопат Президент выкинул 35 дипломатов из
российских посольств и консулатов Америки». А потому «надо проветрить
Белый дом, и выморозить холодным воздухом смрад восьми лет пребывания в нём
врага Америки, Израиля, и всего человечества за исключением его, врага, чёрных
и/или мусульманских сородичей». А вывод эссеиста «Нет, что ни говорите,
а в "уме и сообразительности", в отличие от нашего упыря, Путину не
откажешь» просто подавил логичностью. Нет, в таком подходе и контексте я сочувствия
и понимания Израиля не нахожу.
В сходном ключе журналистка
Китти Сандерс, тоже очень
известный блоггер, и, вероятно, эссеист, выдержала свою статью Предсмертные судороги
администрации Обамы. В ней тоже есть объяснение «воздержания США»
при голосовании резолюции №2334. Сандерс пишет: «как только нация
проголосовала "не так", он начал применять тактику выжженной земли (Россия,
Израиль, etc): "Раз так, то я вам устрою такой бардак, который вы
ещё год будете разгребать и меня помнить". Типичный мелкий левачок с
замашками оккупанта».
Словом, на этом фоне
мне вдруг захотелось просто услышать про Израиль, без всяких etc, слова
сопонимания - от тех, кто отстаивает гражданские права в России, независимость
Украины, добивается нормальных отношений с Западом. Я захотел услышать мнение влиятельных
и сколь-нибудь известных, образованных, нормальных, порядочных людей, евреев и
не-евреев, которые, казалось бы, могли Израилю сопереживать.
И я начал искать. Вот на вроде добропорядочном известном сайте «Медуза»
26.12.19 появилась статья «Резолюция ООН против
израильских поселений. Что она означает?
Почему США позволили ее принять?». Принялся
читать и сразу же обнаружил уместный раздел «Что такое «израильские поселения». Но
начинался он словами: «Это населенные пункты на тех палестинских
территориях, которые оказались под контролем Израиля после Шестидневной войны
1967 года, то есть на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме».
Прочитанное поразило. Что значат слова «после войны», кто это поймёт правильно
через полвека после того, как Израилю в 1967 удалось отбить сильнейшую агрессивную
атаку Египта, Сирии, Иордании и ряда других арабских стран, за которых горой
стоял весь «Лагерь мира и социализма»? Стоял силой своего оружия , голосами в
ООН и голосом СССР в СБ. Какие такие «палестинские территории», которых просто
никогда не существовало? Что значит «оказались»? Ведь насколько же надо не
знать истории с географией, чтобы подобное написать.
Сам по себе вопрос
российского издания в заголовке чего стоит – авторы материала не задаются
вопросом, почему Россия проголосовала, как всегда, за антиизраильскую резолюцию.
Их интересует, почему США, всегда бывшие против таких резолюций, на этот раз
воздержались. Этот вопрос проясняет дело лучше, чем любой ответ. Видно, что не
очень-то вводят в правильную историю с географией Израиля такие «эксперты», как
буквально не вылезающие с экранов российского ТВ израильтяне А. Эскин и Я.
Кедми, а также россиянин, да ещё к тому же директор института всего Ближнего
Востока Е. Сатановский. Впрочем, эти господа не тем озабочены, не то
разъясняют. Да, собственно, их и не для того на ТВ зовут.
Примечательно,
что я совершенно не встречал на русском языке (про другие – не знаю) обсуждения
другого, нежели в «Медузе», на самом деле весьма интересного вопроса: почему
Израиль никогда не избирался непостоянным, т. е. на два года, членом СБ? Все
страны Ближнего Востока на этом посту были, а он нет. Я понимаю множество
возможных, почти лежащих на поверхности, объяснений. Но отсутствие самого
вопроса меня и удивляет, и задевает. Ведь все видят явную дискриминацию по
сравнению с другими странами региона, и своим молчанием показывают, что готовы
с ней примириться даже не на уровне действий, но просто суждений.
В то же время, незнание
многими людьми, читающими и думающими, азбуки в вопросе арабо-израильских отношений,
есть важный симптом. Он со всей очевидностью демонстрирует промахи израильской
пропаганды. На самом деле, мало правдивой информации имеется в мире об Израиле.
Притом, информируя, говорят о нём как о стране с выдающимися достижениями в области
техники и технологии, медицины, образования, военного дела, но совсем ничего
как о свободной стране с равными правами для всех граждан, вне зависимости от
этнического происхождения и религии. Очень мало в мире известно, например, и про
моральные основания занимаемой Израилем на международной арене позиции.
Конечно, в
связи с резолюцией №2334, можно было бы, не проясняя для себя ситуации, сидеть
тихо, и ждать, например, прихода Трампа, который после 20 января наведёт, мол,
порядок и справедливость, хотя бы в связи с израильскими делами. Словом, «вот
приедет барин, барин нас рассудит». А если не рассудит, или рассудит немного
иначе?
Словом, я решил сам попытаться
получить отклик на волнующий меня вопрос от тех, с чьим мнением считаюсь, чью
точку зрения нередко хорошо понимаю. Так, я часто читаю сайт kasparov.ru. К его авторам, основным, хорошо известным я и решил обратиться. Сначала
писал комментарии к их статьям. Очень сходные по тексту, с чуть меняющимся
обращением, привязанным к конкретному автору, и их комментаторам. Однако ни от
кого не получил не то что ответа, но и просто отклика. Никто из комментаторов не
бранил, не отмечал, что это «не по теме». Они просто в абсолютном большинстве
никак не реагировали. Тогда я написал в редакцию сайта то письмо, которое
привожу ниже.
31.12.16, В редакцию Сайта kasparov.ru
Уважаемые господа!
Я написал это
письмо, в том числе, и как ответ на интервью глубокоуважаемого Гарри Кимовича
Каспарова по поводу попытки А. Навального самовыдвинуться в президенты России.
Посылаю вам
Комментарий к статьям на вашем, да и, увы, не только на вашем, пожалуй, лучшим
среди либеральных, сайтов.
Обращаю внимание
авторов, равно как и диспутантов на то, что мимо их всеобъемлющего внимания
буквально ко всему прошёл незамеченным и не оценённым публично вопиющий по
своей несправедливости, акт - принятие СБ 23.12.16 резолюции №2334 - о
незаконности еврейских поселений в Иудее и Самарии. Эта резолюция, при
неприличном и основанном на потайном сговоре воздержании США была поддержана
как странами либерализма, т. е. интернационализма - Францией и Великобританией,
так и державного национализма - Россией и Китаем. Даже Украина, третий год
подряд не только в бою, но и на всех дипломатических площадках мира
противостоящая во всём России, здесь выступила синхронно с ней. А ведь резолюция
эта - торжество зла, лжи и двуличия. Она принята в надежде, что голосованием
многим удастся решить свои внутренние проблемы, успокоить весьма ретивую часть
своих граждан. Не выйдет, господа, уверяю вас. Но за общее молчание вообще и на
сайте Каспаров в особенности - стыдно.
Вспоминаю, как
утром 11 сентября 2001 на «Радио Петербург» я час говорил о террористической
угрозе для всего мира, что просто видно было мне на израильском направлении,
где бандитские атаки происходили буквально каждый день, забирая большое число
жизней. Меня тогда поразило молчание мировых держав, мировой общественности,
что было равносильно помощи бандитам, которых пресса даже бандитами и
террористами отказывалась называть – лишь восставшими или даже борцами. А ведь
потери Израиля в среднем теракте при пересчёте на одного жителя означали, что в
применение к США или России они составляли бы примерно 100-200 человек на
теракт. Я окончил своё интервью-монолог словами: «Если кто-либо надеется, что,
«скармливая» Израиль бандитам, удастся отвести опасность от себя, то он
ошибается. И ему предстоит убедиться в этом в будущем, притом, боюсь, не очень далёком».
Через несколько часов, придя домой, я услышал сообщение из Нью-Йорка… Прямое
поощрение бандитской деятельности против Израиля, чем, по сути, является
резолюция СБ от 23 декабря 2016 – ни что иное, как прямое поощрение террора. И
платить по счетам придётся, с учётом сильно выросших по сравнению с 2001
ставок, очень многим.
Конечно, некоторые
скажут, что по сравнению с гибелью множества людей в других местах, по
сравнению с тектоническими, геополитическими, и Бог его знает какими ещё
проблемами, разворачивающимися на 1/7 части суши, на 20% мирового ВВП, среди
1/4 населения Земли, страсти вокруг Израиля - это мелочь, не заслуживающая
внимания на фоне истинных проблем. Что Израиль и его беды и заботы всё-таки
нечто местечковое по сравнению с остальным огромным миром. Я отвечу на это
советом задуматься, почему буквально всё, происходящее в этой маленькой части
мира, среди капли населения живёт веками и тысячелетиями, а большое и
грандиозное уходит быстро на задний план?
Что-то есть
непростое в этом месте. Чтобы понять будущее, а не просто вляпаться в него,
стоит этой «провинции» уделять своё внимание.
Искренне Ваш, Мирон Я. Амусья, профессор физики,
Санкт-Петербург и Иерусалим
ПС. Считайте это письмо, если хотите, открытым, т.е.
допускаемым автором к публикации.
А дальше пошло
обычное телефонное – «Ждите ответа». Выждав приличествующее время, и ничего,
кроме отсутствия ответа не дождавшийся, я решил распространить эту заметку.
Иерусалим