понедельник, 20 июня 2016 г.

УГРОЗА ГЕНОВ

Сегодня каждый четвертый еврей является носителем как минимум одного наследственного заболевания, причем у ашкеназов вероятность заполучить его в два раза выше, чем у сефардов. Такая повышенная опасность побудила американскую компанию JScreen запустить массовую кампанию по проведению генетических тестов на 104 болезни, наиболее распространенные в еврейской среде.
Евреев в мире сегодня совсем не так много, как некоторым кажется, – всего чуть больше 14 миллионов. Долгие столетия эта община была закрытой и категорически не приветствовала межэтнические браки, что совершенно не способствовало ее генетическому обогащению. Кроме того, в случае с евреями в полной мере проявился и эффект «бутылочного горлышка»: численность народа существенно сокращалась во времена антисемитских гонений, а затем снова восстанавливалась, но уже с обедненным набором генов. Все это привело к тому, что еврейский генетический фонд просто нечем было обновлять и его «поломки» надежно сохранялись, накапливались и передавались дальше.
Естественно, даже 100 лет назад полностью оценить уровень своего унаследованного нездоровья было непросто. Да, перед свадьбой старшие родственники или свахи скрупулезно изучали «родословную» потенциального жениха или невесты, обращая внимание на любые физические и поведенческие отклонения. Но генетические болезни проявлялись далеко не у всех носителей, а с учетом того, что некоторые нарушения давали о себе знать в младенчестве (если не в утробе) и быстро приводили к летальному исходу или казались вариантом нормы, далеко не всегда удавалось понять, что какая-то проблема вообще есть. Так что не оставалось ничего другого, как передавать «фамильный» набор по наследству как он есть, со всеми его хорошими и плохими кодами.
Сегодня каждый четвертый еврей является носителем как минимум одного наследственного заболевания, а у ашкенази вероятность заполучить его в 2 раза выше, чем у любого другого представителя еврейского народа. И хотя наука сегодня рада служить и предупреждать, в наше время тоже мало кто знает, что в нем «сидит» какая-то болезнь, и в полном неведении беспечно передает эстафету дальше. По статистике, 80% детей с генетическими болезнями рождается у родителей, которые даже не были в курсе, что у них есть какой-то «поломанный» ген.
В условиях такой «повышенной опасности» евреи должны знать о своей генетике все, чтобы правильно выбирать партнера или же просто быть готовыми к рождению ребенка с тем или иным заболеванием. Им в помощь в 2013 году была создана американская компания JScreen, которая проводит генетические тесты на предмет носительства 104 генетических болезней, наиболее распространенных в еврейской среде.
На сайте JScreen 19 нарушений выделены в отдельный список и довольно подробно описаны. В их число среди прочих входит рак яичников, болезнь Тея-Сакса (амавротическая идиотия, считается, что ее ген носит в себе один из 30 евреев-ашкенази), синдром Блума (повышенная предрасположенность к диабету, заболеваниям легких и онкологии), спинальная амиотрофия (СМА, хроническая и прогрессирующая мышечная слабость без когнитивных нарушений), семейная дизавтономия (поражение различных систем организма), а также болезнь Кэнэвэн (нарушение моторики и умственная отсталость). Остальные 85 болезней идут простым перечислением.
Основную часть американских евреев составляют выходцы из Восточной и Центральной Европы, и поэтому в описаниях на сайте JScreen акцент сделан именно на них. Но сама панель тестов разработана с учетом наиболее частых заболеваний во всех трех еврейских группах – ашкеназов, сефардов и мизрахим. В зависимости от кластера степень распространенности той или иной болезни может быть разной – например, среди ашкеназов вероятность стать носителем СМА – 1 к 41, а среди египетских евреев – уже 1 к 10. «Если у обоих родителей есть общий “больной” ген, то каждый из детей с 25%-ной вероятностью может родиться с соответствующей болезнью», – предупреждает JScreen, напоминая о законах рецессивного наследования.
Программа JScreen была открыта на базе частного исследовательского Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия, но ее представители ездят по всей стране и предлагают молодому поколению проверить свои гены. Сдача такого теста – в буквальном смысле плевое дело. Достаточно просто собрать немного слюны в колбочку, отправить ее генетикам, и через 4-5 недель результаты с пояснениями будут готовы. Стоимость исследования немаленькая – $1000, но по страховке его сделают за $99. Но некоторым и столько не нужно платить – бесплатные тестирования уже прошли более 1000 человек в рамках совместной акции Иешива-университета в Нью-Йорке и JScreen, а также 50 студентов Университета Джорджии.
Панель JScreen сложно назвать узкой, но там, например, нет теста на генетическую предрасположенность к развитию болезни Паркинсона, хотя она уже давно находится в списке самых распространенных среди ашкеназов. На сайте знаменитого Фонда Майкла Джей Фокса по исследованию болезни Паркинсона отмечается, что одной из самых частых причин развития этого заболевания являются мутации гена LRRK2. Одна из этих мутаций, G2019S, особенно часто встречается среди ашкеназских евреев и северо-африканских берберов – у 14% и 30–40% пациентов соответственно. Правда, не у каждого из них болезнь может проявиться и начать прогрессировать – исследования носителей измененного LRRK2 среди представителей еврейского мира показали, что только у 25–35% из них развиваются соответствующие симптомы.
Нет в списке и другого прогрессирующего заболевания – торсионной дистонии, которая приводит к навязчивым сокращениям мышц туловища и конечностей, хотя эта болезнь чаще всего встречается именно среди потомков центрально-европейских евреев. Передача этого гена происходит чаще по аутосомно-доминантному типу, то есть для унаследования «поломанного» гена обычно достаточно только одного родителя. Носители торсионной дистонии в ашкеназском кластере встречаются с частотой 1 на 9000 человек, а сама болезнь развивается у 1 из 15 000 представителей этой субэтнической группы. Для понимания масштаба распространения можно взять альбинизм – в мире он тоже встречается в среднем в 1 случае из 15 000.
Но генетические изменения – это не всегда плохо. У довольно большого числа евреев проявляется еще одна мутация, довольно полезная, которая также передается от родителей к детям. Около 20% людей еврейского происхождения имеют измененный ген ADH1B (или, как он назывался раньше, ADH2*2), который повышает устойчивость к алкоголизму. В панели JScreen он тоже не учитывается, но это и понятно – такая «поломка» скорее благо, чем проблема. Эта мутация провоцирует выработку более активной формы энзима, который ускоряет первый этап метаболизма алкоголя. Измененный ген повышает уровень ацетальдегида, который является побочным продуктом разложения алкоголя и в большом количестве вызывает головную боль и тошноту. Тем, у кого имеется этот ген, очень неприятно употреблять алкоголь, и зачастую они пьют крайне редко.
Даже если этот ген у вас есть, злоупотреблять спиртным не нужно, иначе волшебная защита может быть сведена к нулю. Ученые установили, что измененный ADH1B эффективнее всего работает у сефардов, в чьей культуре вообще нет места алкоголю, и хуже у евреев, которые репатриировались из России, где хмельные посиделки – часть культуры.

Ганна Руденко


Источник: http://www.jewish.ru/them...

ТАЙНЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ

Байкал является одним из самых загадочных и мистических мест на Земле. Здесь очень высокая плотность аномальных с физической точки зрения зон, большое количество исторических памятников и сакральных мест, которым на протяжении многих веков поклоняется местное население. С озером связано множество тайн и невероятных событий, не всегда имеющих научное объяснение, но некоторые из них вполне можно объяснить…

Миражи
Местные жители не раз за свою жизнь сталкивались, выходя на лодках рыбачить, с реалистичными картинками, изображающими то, чего здесь не должно было быть. Наиболее распространенные миражи — замки, древние суда и острова.
20730
Ученые объясняют этот феномен просто: глубокие воды озера никогда не прогреваются, оставаясь холодными даже жарким летом, а воздух над гладью теплый, что и создает резонанс.
Разные по плотности слои воздуха преломляют солнечные лучи, из-за чего образуются картинки. Местные называют их «голоменицей». Это явление на Байкале, при котором на горизонте возможно рассмотреть предметы, в действительности находящиеся на расстоянии 40 километров.

Лёд
Байкальский лед преподносит ученым немало загадок. Так, в 1930-х годах специалисты Байкальской лимнологической станции обнаружили необычные формы ледового покрова, характерные только для Байкала.
clip_image003
Например, сопки — конусовидные ледяные холмы высотой до 6 метров, полые внутри. Внешним видом они напоминают ледяные шатры, «открытые» в противоположную от берега сторону. Сопки могут располагаться по отдельности, а иногда образуют миниатюрные «горные хребты».
Воронка
У острова Ольхон возникают не только миражи, но и жуткая воронка, которая образуется спонтанно вне зависимости от метеорологических условий. Чтобы ее увидеть, нужно двигаться в юго-восточном направлении от острова, примерно в 30 километрах от него располагается место, названное Чертовой воронкой. Пару раз в год именно здесь при полном штиле начинает буйствовать стихия, образуя вращающийся столб воды.
clip_image004
Это изображение обработано с помощью Photoshop. Сфотографировать воронку в реальности пока никому не удалось.
Ученые предлагают несколько версий причин феномена. Одна из них основывается на предположении о локальных провалах дна Байкала с образованием быстро заполняемых водой полостей, что и приводит к образованию водоворота на поверхности.
По другой теории, именно в месте образования воронки происходит столкновение двух локальных встречных течений. Направления и сила этих течений зависит от времени года и погоды, так что при определенных условиях потоки воды двигаются строго навстречу друг другу. Такое взаимодействие встречных течений действительно может приводить к очень мощным водоворотам.
Ведьмины круги
По дороге к соленому озеру Шара-Нур, в 3 километрах от западного берега острова, можно встретить интересное явление — загадочные oльxoнские круги. Они появляются сами собой на полях, никогда не знавших пашни.
clip_image005
Никаких признаков вытаптывания, наоборот: по границе идеально ровной окружности возникает полоска более сочной и высокой травы — она особенно хорошо заметна на обычно сухих участках земли.
Загадочные круги на полях известны народам разных стран — для них даже придумали название «ведьмины круги» Так как, по легенде, они появляются здесь из-за хороводов ведьм. Исследователи пока определили, что интенсивный рост растений в кольцах не связан с особенностями грунта или подземными источниками воды.
Кольца на льду
На космических снимках Байкала на весеннем льду иногда можно увидеть темные кольца диаметром 5-7 километров. Впервые такое кольцо было замечено на космоснимке, сделанном в апреле 1999 года. Кольцо располагалось напротив мыса Крестовского (недалеко от поселка Бугульдейка).
clip_image006
Предположительно образование кругов связано с выбросами природного горючего газа (метана) из многокилометровой осадочной толщи дна Байкала. Летом в таких местах из глубины на поверхность поднимаются пузыри, а зимой образуются «пропарины» диаметром от полуметра до сотен метров, где лед очень тонкий или вообще отсутствует.
Клык дракона
clip_image007
По легенде, однажды над озером пролетал дракон и обронил над островом Ольхон свой клык. Клык упал на мыс Хобой, вонзился глубоко в землю, оставив в ней отчетливый отпечаток. Местные считают, что это их оберег. Однако ученые убеждены, что впадина образовалась из-за падения космического тела.
Светящаяся вода
Свечение байкальской воды было обнаружено ведущим научным сотрудником Иркутского физико-технического института Виктором Добрыниным еще в 1982 году. Исследования показывают: практически любая вода является источником света. Но, к примеру, дистиллированная светится слабо. Та, что из-под крана, быстро затухает. А самое интенсивное свечение — в Байкале. Здесь оно может продолжаться и месяц.
clip_image008
Чтобы поймать невидимые глазу световые потоки, используются высокочувствительные приборы, которые создали специально. Также исследования показали, что свечение вод неоднородное и на глубине теряет интенсивность, а его яркость снижается в период с ноября по середину января.


Источник: http://www.softmixer.com/...

РОССИЯ. САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ САМОЗВАНЦЫ

Самозванство – загадочное явление, которое, по прихоти истории, возникало чаще всего именно в России. Ни в одной из стран мира явление это не было таким частым и не играло такой значимой роли. По самым скромным подсчётам историков, только в XVII столетии на Руси было около 20 самозванцев, в XVIII - уже в 2 раза больше. Сегодня о самых известных русских самозванцах…

Первым российским самозванцем был «мужицкий царевич» Осиновик
«Первооткрывателем» в череде российских самозванцев стал Осиновик, который называл себя внуком царя Ивана IV Грозного. Доподлинно о происхождении этого самозванца ничего не известно, но, судя по отрывочным данным, он был то ли казаком, то ли «показачившимся» крестьянином.
В первый раз он объявился в Астрахани в 1607 году. Поддержку ему оказали лжецаревичи Лаврентий и Иван-Августин. Троица смогла убедить донских и волжских казаков, что нужно «искать правду» в Москве. И всё, казалось бы, шло как по маслу, но во время похода то ли троица повздорила по поводу «ты меня уважаешь?», и во время разборок Осиновика убили, то ли казаки не смогли ему простить поражения в бою при Саратове, и «вора и самозванца» повесили. В народе Осиновика и двух его подельников окрестили «мужицкие царевичи».
Лжедмитрия II признала жена Лжедмитрия I Мария Мнишек
Лжедмитрия II признала жена Лжедмитрия I Мария Мнишек Смутное время в России наступило после гибели младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Сегодня так и неизвестно, зарезали ли его люди Годунова, или он по неосторожности погиб в драке. Но смерть царевича Дмитрия привела к тому, что самозванцы начали появляться как грибы после дождя.
Лжедмитрием I и самым, пожалуй, известным и успешным российским самозванцем стал Григорий Отрепьев – беглый монах, который взошёл на Российский трон в 1605 году. Царствовал он ровно год, а после был убит в ходе народного восстания.
page2
Лжедмитрий I и Мария Мнишек.
Практически сразу объявился и Лжедмитрий II, известный в истории как «Тушинский вор». Он выдавал себя за спасшегося от боярской расправы Лжедмитрия I и сумел взять под контроль существенную часть европейской территории России. Лжедмитрия II, о личности которого ничего не известно, поддерживали поляки, а Мария Мнишек «признала» в нём своего супруга и жила с ним. Убили Лжедмитрия II в Калуге в 1610 году.
clip_image002
Лжедмитрий II и Лжедмитрий III.
Через 6 лет в России появился Лжедмитрий III, «Псковский вор». Он утвердился на некоторое время в Пскове, и его поддерживала часть московского казачества и местное население. По одним данным, за царя Дмитрия себя выдавал московский беглый дьякон Матвей, а по другим - преступник Сидорка. В 1617 году Лжедмитрий III был убит во время заговора.
“Лжеивашку” в Москве помиловали
Множество лжеотпрысков Лжедмитрия I и Марии Мнишек в русскую историю вошли как «лжеивашки». Некоторые историки утверждают, что настоящий сын Лжедмитрия I и Мнишек, звали которого Ивашка «Ворёнок», был повешен в Москве у Серпуховских ворот. Действительно, из-за малого веса мальчика петля на его шее могла не затянуться, но ребёнок, скорее всего, погиб от холода.
clip_image003
Л.Вычолковский. Марина Мнишек с сыном Иваном на острове на реке Яик.
Через некоторое время появился польский шляхтич Ян Луба, который заявил, что он никто иной, как чудом спасшийся Ивашка. В 1645 году после длительных переговоров Лубу выдали Москве. Он признался в самозванстве, после чего был помилован. В 1646 году, уже в Стамбуле, объявился ещё один Лжеивашка. Им был украинский казак Иван Вергуненок.
Не существовавший сын Василия IV Шуйского обещал европейским монархам «поделиться» Русью
Тимофей Анкудинов, чиновник из Вологды, самозванцем стал, судя по всему, по воле случая. Он запутался с финансами, из-за чего и вынужден был бежать за границу. Предварительно он сжёг собственный дом вместе с супругой и прихватил солидную денежную сумму. А за границей Тимофея, как говорится, «понесло». 9 лет он ездил по Европе, называя себя «князем Великопермским», сыном царя Василия IV Шуйского (хотя у этого царя и сыновей-то не было).
Благодаря своему артистизму и изобретательности, Анкудинов заручился поддержкой таких влиятельных особ, как Папа Римский Иннокентий X, Богдан Хмельницкий, королева Швеции Кристина. Он обещал, что как только взойдёт на трон, обязательно «поделится территорией», издавал указы и собственноручно их подписывал. В результате князя Великопермского выдали царю Алексею Михайловичу, доставили в Москву, где и четвертовали.
clip_image004
Письмо датировано 3 мая 1648 г., написано из Рима в Масерату и адресовано некоему капитану Франческо Ситулли. В нем самозванец Тимофей Анкудинов называет себя Владимиром Шуйским, великим князем Владимирским, законным наследником престола Московского царства.
Лжепетра подвели горячительные напитки
Многие поступки Петра I у народа вызывали непонимание. В стране в этой связи время от времени муссировались слухи, что на российском троне «подмененный немец», и появлялись «настоящие цари». Терентий Чумаков из Смоленска был первым Лжепетром. Этот полусумасшедший человек «тайно изучал свои земли, а также следил за тем, кто и что говорит про царя». Схвачен он был всё в том же Смоленске, где и умер, не снеся пыток.
Еще один «Петр I» - Тимофей Кобылкин, московский купец. Пришлось ему из-за «лихих людей», ограбивших его по дороге в Псков, домой добираться пешком. В придорожных трактирах, где он останавливался на ночлег, Кобылкин называл себя первым капитаном Преображенского полка Петром Алексеевым, получал уважение, почёт, а главное – бесплатные обеды и напитки «для аппетита».
И всё бы ничего, но горячительные напитки настолько пропитали ум бедняги, что он стал рассылать воеводам угрожающие депеши. Историю бы можно было считать презабавной, если бы не грустный её финал. Как только Кобылкин добрался до дома, его арестовали, пытали, а потом отрубили голову.
Самозванцев, выдававших себя за Петра III, было несколько десятков
Смерть императора Петра III, который был убит во время дворцового переворота в 1762 году, повлекла за собой новый поток самозванцев. Всего их было несколько десятков, но более известны из этой когорты двое: донской казак Емельян Пугачёв – участник Русско-турецкой войны и участник Семилетней войны 1756-1762 и беглый солдат Гаврила Кремнев.
clip_image005
Емельян Пугачёв.
Правда, если Пугачёву удалось разжечь в Поволжье и Южном Урале Крестьянскую войну, то Кремнев получил поддержку всего 500 человек, а для подавления его восстания было достаточно гусарского отряда. В августе 1774 года Пугачёва предали его соратники. Его выдали царю, а в январе 1775 года казнили в Москве. Кремнева же сослали в Сибирь, и его дальнейшая судьба неизвестна.
Самая многочисленная же группа самозванцев – «спасшиеся от расстрела Романовы»
Самой известной, пожалуй, из самозванных Романовых, была Анна Андерсон, выдававшая себя за сумевшую спастись великую княжну Анастасию. У неё было достаточно много сторонников, поддерживающих версию её монаршего происхождения. Но после смерти Андерсон в 1984 году генетическая экспертиза показала, что она принадлежала к семье рабочих Шанцковских из Берлина.
clip_image006
Самозванка Анна Андерсон и великая княжна Анастасия.
В 1920 году во Франции появилась самозванка, которая называла себя спасшейся великой княжной Татьяной. Благодаря своему портретному сходству с дочерью Николая II, она имела множество сторонников в среде русских эмигрантов. Погибла Мишель Анже в загородном доме, а паспорт, выданный на её имя, оказался фальшивкой.
Марджа Боотс из Нидерландов выдавала себя за великую княжну Ольгу и оказалась, пожалуй, единственной из самозванок, что смогла убедить в истинности своей истории родственников настоящих Романовых. На протяжении более 20 лет они платили ей денежное содержание. Умерла Марджа Боотс в Италии в 1976 году.
Бывший польский разведчик, а впоследствии авантюрист Михаил Голеневский, перебравшийся в 1960-х годах в США, рассказывал там, то он не кто иной, как спасшийся цесаревич Алексей. На вопросы о том, почему он так молодо выглядит и почему не страдает гемофилией, Голеневский объяснял, что страшная болезнь всего лишь притормозила его физическое развитие, после чего чудом исчезла.
clip_image007
Авантюрист Михаил Голеневский и цесаревич Алексей.
Легенды каждого из «спасшихся от расстрела Романовых» обладали различной степенью убедительности, однако, в начале XXI века, после того, как были обнаружены останки всех членов царской семьи и проведена генетическая экспертиза, вопрос был решён окончательно.


Источник: http://www.softmixer.com/...

ОЛЬГА ВИКЛАНД И МИХАИЛ НАЗВАНОВ. Фильм


https://my.mail.ru/mail/nototrema70/video/4080/5311.html
Выделить ссылку  "перейти по адресу..."

ВАЛЕРИЯ НОВОДВОРСКАЯ О БОРИСЕ ПАСТЕРНАКЕ

валерия новодворская о борисе пастернаке

Что сказал о поэтах самый эталонный поэт из них из всех: небожитель, архангел, творец, избранник, гений, райская птица? Борис Пастернак, умевший находить наслаждение даже в мученичестве, даже в смерти. Все гедонисты, эпикурейцы и киники умерли бы от зависти, если бы узрели (и прочитали) эти слова Бориса Леонидовича. 
Это позднее стихотворение, «Ночь». 1956 г. Прожито почти всё, до старости. Пастернаку остается четыре года. Он достиг предела мудрости, но состариться не успел.
Мудрость его, пастернаковской, осени, спелой, прекрасной, сочной, теплой, но с ночным холодком вечности: «Обыкновенно свет без пламени исходит в этот день с Фавора, и осень, ясная, как знаменье, к себе приковывает взоры». Или: «Лес разбрасывает, как насмешник, этот шум на обрывистый склон, где сгоревший на солнце орешник словно жаром костра опален». Вот тогда он и написал в «Ночи»: «Не спи, не спи, художник, не предавайся сну. Ты – вечности заложник у времени в плену». Принято считать, что заложники только страдают. А уж заложники советской власти – и подавно. Пастернаку, родившемуся в 1890 г., и умершему в 1960-м, поневоле пришлось стать советским поэтом, хотя к его дивным, божественным стихам советскость абсолютно не пристала. Никакой Иисус Христос не ведет у него на экскурсию по чужим квартирам и этажам вооруженных маузерами и ножичками двенадцать погромщиков. Но жить с волками пришлось. Ему почти удалось не выть по-волчьи, только в 30-е годы чуточку подвыл, а дальше Борис Леонидович просто и молча делал вид, что он из их стаи. Соловей должен был примазаться к волкам (хотя Пастернак, бывало, с ними скандалил). До поры до времени это устраивало волков. (Они долго держали напоказ «попутчиков».) А когда перестало устраивать, они соловья загрызли. В самую «оттепель»загрызли, в 1959 г., за добытую для СССР Нобелевскую премию, за что «они» должны были Пастернаку ноги целовать. От дедушки и от бабушки он ушел, и от волка, и от лисы; от Сталина, от Берии, от РАППа, ЛЕФа, Пролеткульта. А уйти не удалось от Колобка. От Хрущева, от Суслова, от Ставского, от Павленко. От жалких эпигонов диктатора. Черные Властелины Сталин и Николай I могли заигрывать с Пушкиным, Булгаковым, Пастернаком. Торжествующая же серость просто наступала ногой и на Пастернака, и на Бродского. Две наших Нобелевки уплыли на сторону: от одной пришлось отказаться, а другую вручили уже американскому поэту, которого СССР сослал и выгнал.
Но Бродского хоть не прикончили. А Пастернак не должен был умереть так рано. Его добьют 14 марта 1959 г.: допросами в Генпрокуратуре, угрозой высылки, облавной травлей (а ведь загонщикам смерть в конце 50-х уже не грозила, могли бы и помолчать). Рак легкого наступает зачастую от нервного стресса...
Так как же ему, «свидетелю тьмы и позора» 20-х, 30-х, 40-х, удалось сохранять вкус к жизни и радость бытия, гармонию и хорошее настроение? Из «большой шестерки» великих русских поэтов радоваться умел только он, радоваться после 1917 г., когда другие коллеги по вершине Парнаса только страдали и мучились. Ахматова, Цветаева, Блок, Мандельштам – вообще открытая рана, творчество как боль.
А как же жить с волками и остаться поэтом? Гумилев, например, заставил себя убить, а Пастернак хотел и умел жить. Его секрет страшно прост, но до сих пор не разгадан. Мандельштам, столько писавший (и познавший эту проблему до конца) об Элладе и Риме, был постоянно несчастен и горек, как подобает русскому интеллигенту, а столько писавший о Христе и христианстве Пастернак был поздним воплощением дохристианской Эллады. Эллины умирали с улыбкой, жили с улыбкой, их солнечный аполлоновский мир не знал ни рефлексии, ни нытья. Пастернак был прекрасен и однозначен, как белый сверкающий Парфенон на вершине Акрополя. Это уловил и Блок. Сам он был в стихах достаточно печален, но для Пастернака, вернее для понимания его необъяснимой жизнерадостности, у него есть так-о-о-е стихотворение.
Если к кому-то оно и относится, то именно к Борису Леонидовичу, называвшего жизнь своей сестрой, а смерть взявшего едва ли не в супруги: «... смягчи последней лаской женскою мне горечь рокового часа».
Как это подходит к блоковскому «О,весна без конца и без краю– без конца и без краюмечта! Узнаю тебя, жизнь!Принимаю! Иприветствую звоном щита!…Принимаю пустынные веси! Иколодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий и томлениярабьих трудов!» Да, Пастернак подписался бы под блоковским финалом, в который не вышел автор, но вышел он сам: «И смотрю, и вражду измеряю, ненавидя, кляня и любя: за мученья, за гибель – я знаю – все равно принимаю тебя!».
Гении бывают разные, есть и злые, и угрюмые, и мрачные. Пастернак был улыбчивым, радостным, веселым и светлым гением. К творчеству своему он относился религиозно, как к миссии, и это тоже было от Эллады: дар Аполлона, талант, требовал воплощения и прилежания, ведь надо же было выполнить волю богов. Божественный ретранслятор, вместилище Бога – это определение поэта, данное Платоном, – тоже Эллада.
Самое необыкновенное мироощущение и самое необыкновенное происхождение. Род Пастернаков шел от средневекового испанского теолога Исаака Абарбанеля, знаменитого на всю страну. Умер он в 1508 г. Ему наследовал сын, врач Иуда, и мастерство его было таково, что когда из Испании изгоняли евреев, его умоляли остаться. Но он в обиде на Реконкисту уехал в Италию и там прославился как химик, целитель и фармацевт Леон Эбрео (Леон-еврей), хотя он и принял крещение.
Борис Пастернак 
А отец поэта, Исаак Иосифович, был сыном набожного владельца гостиницы из Одессы. Как он стал Леонидом? В детстве у ребенка был круп, он задыхался от кашля. Отец бросил на пол фарфоровый горшок, мальчик испугался и кашлять перестал. Выжившего сына надо было переименовать, чтобы отвадить болезнь. Старинный еврейский обычай... Леонид Осипович был очень талантливым иллюстратором. Толстой увидел его работы и другого художника для своих произведений иметь уже не захотел. Лев Николаевич очень любил своего иллюстратора и познакомил его с Рильке. Великие имена, великие гости склонялись над колыбелью маленького Бориса.
Мать ребенка была тоже уникальна. Розалия Исидоровна Кауфман, любимый в Одессе вундеркинд. Музыкантша, пианистка, лучшая в России исполнительница. Музы дежурили у колыбели, и уж, конечно, два одессита должны были породить очень жизнерадостное дитя. Отец – академик живописи, мать – профессор музыки. В 1894 г. Леониду Осиповичу предлагают профессуру в Училище живописи, ваяния и зодчества (попечитель – великий князь Сергей Александрович, муж великой княгини Елизаветы, христианской подвижницы, сестры императрицы. Ее ждала страшная смерть от руки большевиков, а Сергея Александровича разорвет на куски бомба Ивана Каляева). Он соглашается, но предупреждает: креститься он не пойдет, это условие принято не будет.
Родители Пастернака были люди Ветхого Завета, настаивавшие на своем еврействе; Борис же свое еврейство всегда отрицал, оно ему было неинтересно. Русская няня водила его в церковь, священник благословил мальчика и окропил его святой водой. Пастернак воспринял это как крещение. Потом он вырос и перестал ходить в храм (у него будет свой: Храм русской литературы). Он не практиковал, но верил. Он был вольнодумцем, но ревностным христианином: самые глубокие и проникновенные стихи о христианстве принадлежат ему, поколение 50-х (и уж, конечно, последующих десятилетий) выросло на них и не мыслит себе без этих стихов ни звуков органа, ни колокольного звона, ни крестного хода.
Пастернак мечтал воспитать народ, он, как почти любой интеллигент начала XX века, перед ним преклонялся. Но понять его смогла только интеллигенция. Пастернак прозрачен, но не прост, как, впрочем, все российские поэты. Демократизм не сделал доступнее ни Блока, ни Цветаеву, ни Пастернака.
Семья поэта была доброй, нервной, многодетной (шестеро детей) и восторженной еврейской семьей. И немного мистической: когда дети болели, Розалия Исидоровна поклялась двенадцать лет не концертировать, если они выздоровеют, и слово сдержала. Как все интеллигентские дети, Боря читал и писал чуть ли не с пеленок, в том числе и стихи. Но он не любил «экзерсисы», он ценил потом только качественную свою работу. А в 1910 г. христианин Пастернак впервые столкнется со своим еврейством, его ткнут в него, как кутенка. Националистическая, фундаменталистская империя стригла всех под одну гребенку, в том числе и гениев. Мальчика не приняли в 5-ю московскую гимназию: надо было соблюдать процентную норму, на Пастернака не хватило квоты. Порешили на том, что блестяще сдавший экзамены отрок будет год готовиться дома, а потом пойдет сразу во второй класс, потому что освободится одно место из квоты. Так все и произошло.
В старших классах начинаетсяего переписка с петербургской кузиной, Ольгой Фрейденберг, лучшей его собеседницей за всю жизнь, понимавшей и его, и его творчество, девушкой очень некрасивой, строгой, но умной и образованной. Борис увлечется музыкой, композицией и добьется восторженного отзыва самого Скрябина, несмотря на отсутствие абсолютного слуха. Но он не захочет продолжать. Зачем становиться вторым Скрябиным, когда нужно стать единственным Пастернаком?
В 1906 г. он закончит гимназию и поступит на юридический факультет Московского университета, но не выдержит пыли и казенщины кодексов и перейдет на родной историко-филологический. Где еще учиться поэту? Окончит он университет в 1913 г. К войне.
Борис Пастернак
В апреле 1912 г. на скудные родительские деньги (даже двум профессорам нелегко прокормить, одеть и выучить шестерых детей) Пастернак съездит на семестр в Марбург подучиться у неокантианцев. И здесь успех, и здесь можно остаться и сделаться профессиональным философом. Но он сам впоследствии переведет из «Фауста»: «Суха теория, мой друг, но зеленеет жизни древо».
Так что, посмотрев на те же скудные (для Серебряного века) деньги Швейцарию и Италию, Пастернак уедет в Москву. Муза ведет поэтаего дорогой. Первые пять стихотворений он напечатает в альманахе «Лирика» в 1913 г. А в 1914-м уже появляется сборник «Близнец в тучах». Слава пришла сразу, без покровителей, без испытательного срока, потому что с такой ноты, с такого мастерства не начинал никто. Водопад, хрустальный, алмазный, низвергался с немыслимой высоты. Критики, читатели, завистливые мелкие литераторы, достойные собратья по цеху – все утонули, все пускали пузыри. И для врагов, и для друзей было ясно: пришел гений.
«Где, как обугленные груши, с деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей» – это 1912 г.
Ему 22 года, и он уже достиг зрелости. «Но время шло, и старилось, и глохло, и поволокой рамы серебря, заря из сада обдавала стекла кровавыми слезами сентября». Это 1913 г. Он закончил университет. «Молодой специалист» – и мудрый гений, не имеющий возраста.
Великий поэт едва не попал на германский фронт. Его Антипова, Патулю, Пашу (из «Доктора Живаго») потом не сумеют отговорить. Он попадет в окопы и оттуда не вернется, превратится в большевика Стрельникова. А охваченного романтическим порывом поэта остановят друзья. Окопы не для соловьев. Стихи печатаются, но денег приносят мало. Пастернак подрабатывает домашним учителем, готовит к университету богатых тинейджеров, как в будущем его Лара. Тогда такие заработки ценились, были любимым занятием «студенческой молодежи», а «богатенькие буратино» вызывали положительную реакцию у всех, кроме эсдеков и эсеров, да и те хорошо воспринимали их в качестве спонсоров. Конечно, у молодого Пастернака были левые настроения; конечно, он был в восторге от народовольцев, народников, трагического и харизматического лейтенанта Шмидта, пресненских баррикад, динамитчиков и динамитчиц, восставшего народа и Февраля. Он на все это смотрел сквозь свой «магический кристалл» возвышенного идеализма.
Цари – это такая рутина... Порядок, казаки, полицейские, мещане... тьфу! Революционеры куда интереснее для поэтов, барышень и гимназистов (как раз бывший гимназист Бухарин будет покровительствовать великому поэту). Мы всё теперь понимаем, но очень трудно чем-то перекрыть пастернаковские слова о народовольческом подполье: «Но положенным слогом и нынче писались доклады, и в неведеньибед за Невою пролетка гремит. Асентябрьская ночь задыхается тайною клада, и Степану Халтурину спать не дает динамит».
С гениями трудно спорить, даже когда они не правы. Как многие интеллигенты и как почти все поэты (и Маяковский, и Багрицкий; и даже иногда Мандельштам и Волошин; как Блок и Сельвинский, как кое-где и кое-когда Есенин, как Брюсов, как Эренбург в своих стихах, как даже Хлебников), Пастернак мечтал о революции как о празднике, конце обыденности, неслыханном освобождении от пошлости и быта, о чистоте и новизне, прямо по Бодлеру (кстати, в переводе Цветаевой): «Неведомого вглубь – чтоб новое обресть».
Вот как видел это Борис Леонидович: «В нашу прозу с ее безобразьем с октября забредает зима. Небеса опускаются наземь, словно занавеса бахрома. Ещеспутан и свежпервопуток, еще чуток и жуток, как весть, в неземной новизне этих суток, революция,вся ты, как есть. Жанна д`Арк из сибирских колодниц, каторжанка в вождях, ты из тех, что бросалисьв житейский колодец, не успев соразмерить разбег». После смерти Блока, расстрела Гумилева и начала массовых расправ с интеллигенцией («заговор» Таганцева) он просто бросил об этом писать.
В дальнейшем все попытки Пастернака «откликнуться на современность» выглядят как жалкая стряпня с элементами бреда, настолько он это не умел. Судите сами. 1917 г . Феврали, Октябри, Учредилки, «Авроры». А у него выходит сборник «Поверх барьеров». Определение поэзии: «Это – сладкий заглохший горох, это – слезы вселенной в лопатках, это – с пультов и cфлейт – Figaroнизвергается градом на грядку». 1921 г. Расстрелян Гумилев, и уехала целая плеяда интеллигентов из гостиной Таганцева. Начинается НЭП. А у Пастернака свое. Путь поэта. Детство.
«Так открываются, паря поверх плетней, где быть домам бы, внезапные, как вздох, моря. Так будут начинаться ямбы».
Борис Пастернак
Историки и литературоведы ломают себе голову над вопросом: почему выжил Пастернак, почему не погиб ни в 20-е, ни в 30-е, ни в 40-е? Все, по-моему, предельно просто. В 20-е он не лез на рожон, ничего о современности не писал, писал же великолепные стихи. В 30-е и 40-е Сталин его сохранял сознательно: «попутчик», то есть человек из дореволюционного прошлого, но не вредный, поперек дороги не стоит, а слава велика, и уже мировая. Сохранить, как украшение, как ценный предмет. А природа и при советской власти природа. Это можно. Конечно, лучше бы о чугуне и колхозниках, но гении почему-то об этом не пишут. Не было случая. Для Запада – отмазка. Мол, что вы о нас врете: вон Пастернак жив и не репрессирован. Бухарин даже в пример его ставил на Первом съезде писателей и заявил, что он «выше Маяковского, пишущего дешевые агитки». Поэмы про 1905 г. и лейтенанта Шмидта очень даже устраивали официоз, им нужна была героизация «предшественников». А Пастернак так думал. Он не лгал.
В 1921 г. он женится на Евгении Лурье, умнице, отличнице, начинающем скульпторе. Они проживут вместе десять лет, Женя родит Борису Леонидовичу сына Женю, но общее мнение современников было против нее. Друзья полагали, что она не смогла стать хорошей женой. Она считала себя талантом, не преклонялась перед гениальным мужем, заставляла великого поэта ставить самовар и помогать по хозяйству. Эти тяготы сопровождались вполне материальными неурядицами: вечная погоня за куском хлеба или мяса, переводы, переводы, переводы... Пастернак отомстил жене Жене просто и изысканно.
Все известные лирические и «любовные» стихи посвящены не ей. И в «Докторе Живаго», где в образе Лары и Тонечки Громеко мирно присутствуют Зинаида Николаевна Нейгауз и прелестная Ольга Ивинская, ей тоже не нашлось места. Не надо заставлять гениев ставить самовар! Им надо подавать чай прямо в кабинет.
Так как же мирилась власть с таким попутчиком, который ничего попутного не написал? Неужели обошлось без «проработок»? Самое смешное – это то, что Пастернака постоянно учили писать и быть «в ногу» с жизнью, постоянно снимали с него «стружку» на разных съездах и худ-, лит- и прочих советах. Он вежливо отвечал, но совсем о другом и на другую тему. Собственно, он их посылал очень далеко, но в такой туманной форме, что они не догадывались, что их послали. Все эти мелкие и бездарные литчины были уже тому рады, что он приходил и говорил что-то непонятное, но учтивое. Им нравился примирительный тон, а слов они не понимали. Странно, но с Маяковским у Пастернака была взаимная приязнь. Владимир Владимирович никогда его не топил. Они уважали друг в друге больших художников. Вокруг были лилипуты, а великий Мандельштам так и не стал советским поэтом.
Но кормили Пастернаков всё-таки его шикарные переводы. А вот в 1931 г. он встречает прекрасную Зинаиду, жену большого музыканта Генриха Нейгауза. Нейгауз – друг Пастернака, и у него с Зинаидой двое детей, Адик и Стасик. Оба влюбляются друг в друга до безумия, Зинаида признаётся Генриху, Генрих сначала не может играть, потом не отдаёт детей, а дальше спрашивает у жены, чего она, собственно, хочет. Пастернак спрашивает о том же. Они уже близки, получается какой-то треугольник, как у Бриков с Маяковским (у гроба которого Борис Леонидович рыдал полдня). Мужчины галантно оставляют решение за дамой, а она колеблется, решиться не может. (Заметьте, что Нейгауз считал Пастернака гением и любил не меньше жены.) Этот гордиев узел разрубил Пастернак. Он за пять минут (счастливое совпадение) до прихода Зинаиды выпил с горя флакон йода, исжёг горло. Зинаида была когда-то медсестрой, она промывала и прополаскивала поэта и всё-таки спасла. Когда Нейгауз узнал, он наорал на жену, сказал, что у неё нет ни сердца, ни совести, дал развод и велел идти к Пастернаку и выходить за него замуж.
Зинаида стала поэту настоящей женой. Когда Тоня солит огурцы, меняет вещи на еду, баюкает Шурочку, а Лара моет полы, стирает бельё, варит суп, выхаживает Юрия Живаго, занимается с Катенькой – знайте, это Зинаида Николаевна, умелая, умная, организованная, стойкая и домовитая. Кстати, все признают, что она была вполне советская женщина, бодро принимавшая советскую власть, в отличие от Надежды Яковлевны Мандельштам, махровой диссидентки. Даже слишком советская. Когда в 1958-1959 гг. перед ней встанет роковой вопрос, она решит его вполне по-советски. И это советское решение определит, как несложная песня кукушки, сколько ещё Пастернаку жить. (Жить ему остаётся меньше двух лет.)
Борис Пастернак
Вот, скажем, поездка на Урал. Поэтов даром не кормили, их запрягали в казённую телегу. Поезжайте, пишите очерки на местах, зовите в бой, воспевайте. Пастернака с Зинаидой посылают в Свердловск. Какие-то заводы, какие-то колхозы. Бред. Ничего он им не напишет ни про турбины, ни про трактора. Но запомнят они с Зиночкой разное: она – горячие пирожные в доме отдыха чекистов, где их поселили, а он – раскулаченных и сосланных, просивших под окнами и на перроне корку хлеба. Больше в такие «командировки» Пастернак не ездил. Кроме Грузии. Бедная, но щедрая и хлебосольная Грузия, весёлая и гордая, пришлась ему по душе. Все поэты: и Паоло Яшвили, и Тициан Табидзе становятся его друзьями. Он переводит их стихи, даже омерзительные вирши о Сталине. Он пишет о Кавказе так, как со времён Лермонтова никто о нём не писал. Только гордое непокорство горцев ему непонятно. Он даже к Сталину стал лучше относиться за то, что он грузин.
А в мире и в стране темнело. В 1934 г. взяли Мандельштама, который куда лучше разобрался в «текущем моменте» в своём антисталинском стихотворении. Когда Пастернаку автор его прочёл, он сказал, что ничего не слышал, что это самоубийство, а не стихотворение, что он в этом участвовать не хочет. Доносить, ясное дело, не пошёл, но возмущался неполиткорректным «и широкая грудь осетина». Не оценил он этой алмазной стрелы, направленной в сердце тирана. Не понимал политических резкостей и полемики.
Когда Сталин 13 июня ему позвонил, он очень осторожно защищал беднягу Мандельштама, так что Сталин даже попенял ему на малодушие и чёрствость. А это был испуг. Он у него чередовался с отчаянной храбростью. За гражданского мужа А. Ахматовой Пунина и Льва Гумилёва он попросил в самые тёмные дни 30-х, поручился за них, и их освободили до следующего ареста. После сталинского звонка он год не писал: винил себя, каялся. В 1935 г. его силой («Вы мобилизованы») загоняют в Париж на Антифашистский писательский конгресс. А правду о положении писателей в СССР сказать нельзя: дома семья, заложники. У Пастернака началась жуткая бессонница, депрессия, он то ли притворялся сумасшедшим, то ли действительно сходил с ума. Опять год не мог писать. Потом арестуют Бабеля, Мейерхольда. Из них выбьют показания на поэта. Но они возьмут их назад, когда пытки кончатся.
В 1956 г. он напишет об этом времени: «Душа моя, печальница о всех в кругу моём, ты стала усыпальницей замученных живьём... Ты в наше время шкурное за совесть и за страх стоишь могильной урною, покоящей их прах».
Поэт то устраивал истерику в 1936 г. по поводу подписи под гнусной бумагой «Стереть с лица земли», где требовали казни для Каменева и Зиновьева, то молча присоединялся к аналогичному документу по поводу «группы-17» уже в 1937-м... А когда дошло до одобрения казни Якира и Тухачевского, то отказался наотрез и сказал Зиночке, беременной его сыном Лёней, что предпочитает умереть, что пусть ребёнок погибнет тоже, «что ребёнок человека, способного такое подписать, его не волнует». И добился, послав Сталину письмо, чтоб его не заставляли подписывать такое, и больше инцидентов не было, и Сталин это проглотил.
А в 1947 г. он встречает её: тайну, чудо, красоту, лёгкость эльфа, абсолютно несоветский характер. Ольга Ивинская и её дети, которых он полюбил, как своих: Дима и Ира Емельяновы. Он только что написал великий христианский цикл, и она – его награда. Зиночка и Ольга долго выясняли отношения и перетягивали канат, но Пастернак, любя Ольгу, в силу чистой порядочности не мог оставить Зину и так и ходил между Большой и Малой дачами в Переделкине, разделёнными мостиком. Ольгу возьмут в заложницы и посадят в 1949 г.: попытаются получить показания на любимого человека. Лара сгинула в одном из женских лагерей – так вот, это про Ольгу. Она ничего не скажет, ничего не подпишет и получит пять лет. Верная из верных, когда встанет вопрос об отъезде из СССР после истории с Нобелевской премией, она готова будет ехать с детьми. И надо было ехать, получить свои миллионные гонорары, премию, бродить по Европе, читать лекции, и пусть бы вся писательская свора, поднимавшая руку за исключение из Союза писателей и топтавшая его ногами, сдохла бы от зависти. Но Зина сказала, что не поедет, что останется с Лёней в СССР (хотя Женя хотел ехать), и великий поэт лёг под три сосны на Переделкинском кладбище, убитый тупостью, подлостью и злобой. Как его лирический герой.
«Но книга жизни подошла к странице, которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, пускай же сбудется оно. Аминь. Ты видишь, ход веков подобен притче и может загореться на ходу. Во имя страшного еевеличья я в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду и в третий день восстану, и, как сплавляют по реке плоты, ко мне на суд, как баржи каравана, столетья поплывут из темноты». Голгофа – понятие не географическое. На русской земле много Голгоф.

http://www.medved-magazine.ru/  

ПРОКЛЯТЬЕ РАЙСКОЙ ЖИЗНИ

Эксперимент с мышиным Раем и тревога о будущем человечества


Категория: Футуристика 
У многих людей понятие «райская жизнь» прочно ассоциируется с библейским существованием Адама и Евы: обилие пищи и литья, теплый климат, отсутствие врагов и, самое главное, нет никакой необходимости заниматься физическим трудом. Для большинства людей форма подобного существования представляется идеальной, но немногие представляют, чем все это может закончиться.
Полный комфорт
Сорок с лишним лет назад американский исследователь Джон Кэлхун решил проверить концепцию «райской жизни» и организовал серию экспериментов, которые назвал«Вселенная». Суть экспериментов, проводившихся на грызунах, заключалась в следующем. 
Сначала было построено идеальное жилище для мышей - огромная емкость. В ней постоянно поддерживалась самая комфортабельная для грызунов температура (20 градусов по Цельсию); «рай» регулярно и в изобилии снабжался чистейшей питьевой водой и отборной пищей; внутри было организовано множество уютных уголков - гнезда для беременных самок или жилища для самцов-одиночек на выбор. 
Мышиный "Рай"
 
Группа ассенизаторов убирала отходы жизнедеятельности грызунов, а специальная команда врачей следила за здоровьем обитателей «рая», лечила их в случае болезней и контролировала количество животных, чтобы всем всего хватало с избытком.
Появление хищников или инфекций было исключено. «Рай» был рассчитан на безбедное и комфортное существование одновременно девяти с половиной тысяч мышей, но в реальности за все время существования колонии их там проживало чуть больше двух тысяч.
Первые поселенцы
Итак, эксперимент начался. Четыре самца и четыре самки первыми вступили в свои владения. Согласно градации Кэлхуна это была стадия «А» - период освоения незнакомой территории. Вскоре наступила стадия «В» - обитатели оценили шикарные условия существования и активно начали размножаться - число мышей удваивалось каждые 55 дней.
Но уже через десять месяцев, несмотря на то, что места было все еще вполне достаточно, а вода и пища по-прежнему имелись в изобилии, наступила стадия «С» - рост популяции существенно сократился. Теперь численность удваивалась каждые 145 дней. На момент наступления стадии «С» в «раю» проживало около 600 мышей.

Начало падения
На третьей стадии «рай» представлял собой четко разграниченную иерархию. Имелись мыши-повелители, занимавшие лучшие места вдоль стен, и мыши-изгнанники - их сгоняли в середину. Изгои отличались потрепанным видом, царапинами и кровоподтеками - соотечественники постоянно на них нападали, и это несмотря на обилие воды, пищи, самок и уютных жилищ.
Благодаря усилиям врачей срок жизни грызунов увеличился на треть, при этом «старцы» становились все более агрессивными, именно они провоцировали нападения на молодежь.
Самки тоже сильно изменились. Они начали отказываться от спаривания, а многие просто сжирали свой приплод и уходили в удаленные от основной колонии лежбища, куда больше никого не пускали. Несмотря на то, что «рай» еще не был заполнен даже на половину, популяция мышей начала постепенно сокращаться.

«Красивые» и «независимые»
А вскоре наступила последняя стадия «D» - стадия смерти. Оставшиеся в живых молодые мыши вели себя как рабы, психика их была надломлена частыми нападениями. Обычно они забивались в какое-нибудь укромное место, даже не пытаясь защищаться от агрессивных «старых» самцов и самок, которые старались захватить как можно больше никому по существу не нужной территории.
Самки же отгоняли от себя всех подряд, всячески препятствуя размножению. Еще на стадии «D» в колонии развилась новая популяция мышей-самцов, которых ученые назвали «красивыми». 
Эти мыши практиковали гомосексуализм, занимались только тем, что ели, пили, спали и чистили свою шкурку. На них никто не нападал, но и они не проявляли в жизни никакой активности, не боролись за самок и за территорию. Вскоре в мышином «раю» большинство населения составили «красивые» грызуны-гомосексуалисты и обитавшие в дальних уголках «одинокие и независимые» самки, которые не желали размножаться.
Конец колонии
К моменту наступления стадии «D» средний возраст мышей составил 776 дней, то есть на 200 дней превышал верхнюю границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка составила 100 процентов, а количество беременностей стремилось к нулю. 
 
При этом, несмотря на обилие пищи, вовсю процветал каннибализм, между самцами практиковался гомосексуализм, а немногие забеременевшие самки отказывались воспитывать детенышей и просто убивали их. На 1780-й день после начала эксперимента умер последний обитатель «рая».
Незадолго до столь печального конца Джон Кэлхун взял из колонии несколько групп «красивых» самцов и «одиноких и независимых» самок и переселил их в отдельный «рай» с такими же идеальными условиями существования, где было, однако, еще больше места. 
Ученые рассчитывали, что мыши, попав на незаселенную территорию, начнут вести себя так же, как первые поселенцы, то есть активно размножаться. Но чуда не случилось - «красивые» и самки-одиночки отказались от создания семей и вскоре умерли от старости.
Две смерти
По результатам эксперимента Джон Кэлхун создал теорию двух смертей. Первая - это смерть духа, когда, несмотря на неограниченные ресурсы, молодые не могут найти себе места в жизни. «Красивые» самцы и «одинокие и независимые» самки, по мнению Кэлхуна, являются прямой аналогией людей, которые, живя в условиях давления и стресса, просто отказываются от борьбы за продолжение своего рода.
Такие люди сводят свою жизнь к выполнению рутинной работы и простейшему существованию, куда входит исключительно ухаживание за собой. 
Более того, навсегда отказавшись от борьбы за что бы то ни было, «красавцы» очень быстро теряют всякую способность к сильному поведению, то есть перестают быть мужчинами в прямом и переносном смысле слова. Ну а после смерти духа физическая смерть неизбежна и наступает очень быстро.
Джон Кэлхун провел 25 подобных экспериментов, и все они заканчивались одинаково. Людям есть над чем задуматься.
Константин КАРЕЛОВ

ВЕЧЕР МИХАИЛА ЗИВА


 В четверг 23 июня в 19 часов в литературном клубе «Иерусалимского Журнала» (Дом Ури Цви Гринберга, ул. Яффо, 34) состоится презентация книги Михаила Зива «Из переписки с Лавинией», вышедшей в «Библиотеке ИЖ».
О Мише рассказывают и читают его стихи Семен Гринберг, Юлия ДрабкинаBoris Karavanov (Борис Караванов), Shimon Kraitman (Семен Крайтман), Leonid Levinzon (Леонид Левинзон, Елена Лось, Марина МеламедNella Rozenberg (Нелла Розенберг), Aleks Tarn (Алекс Тарн),Felix Kharmats (Феликс Хармац), Игорь Бяльский и другие друзья поэта.