вторник, 5 января 2016 г.

АНДРЕЙ ЗУБОВ ПОЗДРАВЛЯЕТ


 Получил это поздравление от замечательного ученого - редактора блистательного, честного и мужественного труда по истории России. Человека, делающего все, что в его силах, чтобы остановить новую волну мракобесия в стране, где он живет. Человека, чье православие лишено даже намека на привычную юдофобию. Знаю, что вокруг него небольшая группа единомышленников, но все они цвет религиозной мысли России. Дай им Бог быть услышанными и понятыми хоть какой-то частью населения северной державы.

 С Новым Годом, дорогие друзья! С новым поприщем для нашей воли, для наших трудов, для нашего сердца. У меня нет чувства, что наступивший 2016 год будет страшным, и нет чувства, что он вдруг будет особенно хорошим. Но почему-то меня не оставляет мысль, что этот год будет именно таким, каким мы его сделаем. Мы можем обратить его к созиданию, к распространению добра и любви, а можем развернуть его к ненависти и злу. Это зависит от нас. Начнем с самых простых отношений, в семье, с ближайшими к нам людьми. Как будем мы строить их, так выстроятся отношения и с более внешним кругом и, не будем обманываться, такими будут и отношения в нашей стране, и отношения с соседними странами, ближними и дальними. Злодей правитель питается злостью народа. Если народ добр - он бессилен. Разве победили бы Ленин и Сталин в добром и совестливом народе, если бы люди отказались чинить преступления, на которые их толкали большевики? Так же и сейчас. Каждый должен понять, что будущее семьи, друзей, народа и мира зависит не от "объективных сил" и не от "сильных мира сего", а от него самого. Каждый из нас может стать очень сильным и в добре и в зле. Помните слова Иисуса из Евангелия от Иоанна "дела, которые Я совершил - вы совершите, и больше сих совершите". Вот какая перспектива открыта нам всегда и в этом году особенно, потому что мы вошли именно в этот 2016 год. Начнем же жить так, как будто всё вокруг зависит от нас. Не пожалеем усилий. Меня часто спрашивают, даже укоряют - как нам жить, что делать, вы советов не даете, путей не указываете. Не мне указывать пути другим, а свой путь я знаю - это путь следования воле Божьей, путь, на котором любой человек, любое существо несет на себе отблеск Творца, а человек - Его истинное подобие. Так относясь к миру, к жизни, к любому человеку и народу - всегда созидаешь, а не разрушаешь. Так я пытаюсь жить, хотя часто и не получается, и соскальзываю в банальный эгоизм и цинизм. Но желаю и себе и всем побольше побед и поменьше "соскальзований" в наступившем году, и тогда год этот точно будет поворотным к добру, правде и свету. Так начнем же 2016 с верой и упованием, с чувством ответственности и с уверенностью в целокупности мира. Свершающееся в любом его уголке - значимо для всех! Ваш Андрей Зубов.

КЁЛЬН. БЕЖЕНЦЫ. ВОЛНА НАСИЛИЯ

В Кельне в Новый год мигранты грабили и срывали одежду с женщин

В новогоднюю ночь в немецком Кельне около ста женщин стали жертвами нападений и домогательств со стороны мигрантов. Такую шокирующую информацию приводят местные СМИ со ссылкой на правоохранительные органы. В полиции сообщили, что получили десятки заявлений с жалобами на приезжих "предположительно арабской или североафриканской наружности".
Действовали злоумышленники группами. Окружали молодых девушек, чаще всего выпивших, приставали к ним, срывали с них одежду, грабили. Известно и о, как минимум, одном изнасиловании, сообщает "Россия 24".
Хайко Маас, министр юстиции Германии, заявил: "Около тысячи человек вышли на улицы и атаковали женщин. С ними не просто заигрывали: на них нападали, не давали им уйти. Были и те, кто окружал их, и это не просто свидетели, а соучастники".
"Это, конечно, что-то новое, — сказал Арнольд Пликерт, представитель полиции Кёльна. — Сам метод нам хорошо известен: в выходные в больших городах преступники специально высматривают пьяных людей и, чаще всего, просто грабят их. Но в этом случае уровень насилия зашкаливает. И мы должны уделить этому должное внимание".

СМЕХ В ЗАЛЕ?

Next Entry

 
НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ

Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте – интеллектуальной экономике, интеллекте как факторе развития, экономике знаний и т.п. Эта тема мне очень близка. Вот о чём я скажу на этом чрезвычайно интеллектуальном собрании.


НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ – МОТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

Профессор Катасонов рассказал в ЛГ. Он любит задавать студентам такой вопрос: «Что является главным ресурсом современной экономики?» Ответы разные: нефть, деньги, знания. И всё мимо. «Главный ресурс современной экономики, - торжественно возглашает профессор, - это дурак. Ему можно впарить всё». Смех в зале.
Забавно, правда? А на самом деле это не шутка, а, как говаривал Остап Бендер, «медицинский факт». Мотором современного развития являются невежество и мракобесие.

«ОСТАНОВИМ ЕЁ И РАССПРОСИМ: «КАК ДОШЛА ТЫ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ?»

Человечество достигло максимума своей научно-технической мощи в 60-е годы ХХ века. После этого ничего радикального в науке и технике не произошло. Движущей силой этого развития была ракетно-ядерная гонка. Символом и апофеозом научно-технической мощи был выход человека в Космос.

В это время научная профессия была самой модной и престижной, бородатые физики были героями книг и фильмов, их любили девушки, им подражали «юноши, обдумывающие житьё». Я помню, насколько был моден Космос в моё детство – в 60-е годы. Мы знали на память всех космонавтов, я, помнится, выпускала стенгазету с заголовком, которым очень гордилась: «Новая веха космической эры – радиограмма с далёкой Венеры».

Был огромный спрос на инженеров-физиков, математиков. Именно физик был в те времена современной версией «добро молодца». Каждая эпоха порождает свою версию героя нашего времени – так вот тогда это был учёный–физик. Лучшие, умнейшие поступали матшколы, а потом в какой-нибудь МИФИ или МФТИ. Очевидно: чтобы один стал мировым чемпионом, тысячи должны начать играть в футбол в дворовой команде. Точно так и чтобы один совершил мировое открытие, мириады должны выйти на старт: прилично учить физику-математику, морщить лоб над задачкой из журнала «Квант», стремиться к победе в районной олимпиаде. И все эти занятия должны быть модными, уважаемыми, престижными. Так тогда и было. Быть умным считалось модно. В моё детство был альманах «Хочу всё знать!» - там писали по большей части о науке и технике. И дети в самом деле хотели это знать.

Уже в 70-е годы словно закончилось горючее в ракете и она вышла на баллистическую орбиту. Всё шло вроде по-прежнему, но шло по инерции, душа мира ушла из этой сферы жизни. Напряжение ракетно-ядерной гонки начало сходить на нет. Постепенно ядерные сверхдержавы перестали взаправду бояться друг друга и ожидать друг от друга ядерного удара. Страх стал скорее ритуальным: советской угрозой пугали избирателей и конгрессменов в Америке, а «происками империализма» - в СССР. То есть гонка вооружений продолжалась: большое дело вообще обладает колоссальной инерцией, просто так его не остановишь: вон у нас советская жизнь до сих пор не до конца развалилась. (Я имею в виду и техническую инфраструктуру, и броделевские «стркутуры повседневности»).

Гонка вооружений продолжалась, но такого, чтоб министр обороны США выбросился из окна с криком: «Русские идут!» - такого уже быть не могло. Гонка вооружений со временем утратила свою пассионарность, стала делом не боевым, а всё больше бюрократическим.

Научно-технические требования правительств к своим научным сообществам понижались. Политическое руководство уже не говорило учёным, как тов. Берия тов.Курчатову, сидя в укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе голову оторву!».

Соответственно и научная профессия, оставаясь по-прежнему престижной, всё более и более становилась просто одной из профессий, не более того.

Из анналов истории нашей семьи. Отец и дядя моего мужа на рубеже в начале 50-х годов поступили в институты: мой свёкор в Бауманский, а его брат – в МГИМО. Так вот тот, кто поступил в Бауманский, считался в своём окружении более удачливым и. так сказать, крутым, чем тот, кто поступил в МГИМО. Уже в моё время, в 70-х годах, шкала престижа изменилась на обратную.

Проявлением этого нового духа оказалась знаменитая Разрядка напряжённости, под знаком которой прошли 70-е годы. Всерьёз в военную угрозу никто не верил, не строил бункеры в огороде, не запасался противогазами. Тогда восторженные певцы Разрядки говорили, что это – истинное окончание Второй мировой войны, истинный переход к миру. Вполне возможно, в духовном, психологическом смысле именно так и было.

Соответственно и мода на науку, на естественно-техническое знание, на научный образ мышления – постепенно сходила на нет. Наука ведь не способна развиваться на собственной основе, из себя. Задачи ей всегда ставятся извне. В подавляющем большинстве случаев это задачи совершенствования военной техники. Из себя научное сообщество способно породить только то, что называется «удовлетворением собственного любопытства за казённый счёт».

В 60-70-е годы научный способ мышления (т.е. вера в познаваемость мира, в эксперимент и логическую его интерпретацию) всё больше уступала месту разного рода эзотерическим знаниям, мистике, восточным учениям. Рационализм и свойственный науке позитивизм стал активно расшатываться. В Советском Союзе это официально не дозволялось, что только подогревало интерес. Великий бытописатель советского общества Юрий Трифонов запечатлел этот переход в своих «городских» повестях. Инженеры, научные работники – герои его повестей - вдруг дружно впадают в мистику, эзотерику, организуют спиритические сеансы. На Западе в это же время распространилась мода на буддизм, йогу и т.п. учения, далёкие от рационализма и научного подхода к действительности.

Это было одной и предпосылок того, что произошло дальше. Были и другие мощные предпосылки.

«ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ»

Примерно в 60-е годы прогрессивное человечество настигла своеобразная напасть.

Примерно в 60-70-е годы в ведущих капиталистических странах случилось то, чего не оно, человечество, не знало с момента изгнания из рая. То, что об этом никто не трубил и не трубит, лишний раз подтверждает неоспоримое: и в своей маленькой жизни, и в общей жизни человечества люди отцеживают пустяки, а большое и главное – даже не замечают. Так что же такое случилось?

Случилось страшное.

Базовые бытовые потребности подавляющего большинства обывателей оказались удовлетворенными.

Что значит: базовые? Это значит: естественные и разумные. Потребности в достаточной и здоровой пище, в нормальной и даже не лишённой определённой красоты одежде по сезону, в достаточно просторном и гигиеничном жилье. У семьи завелись автомобили, бытовая техника.

Ещё в 50-е и в 60-е годы это было американской мечтой – мечтой в смысле доступным далеко не всем. В Англии 50-х годов даже родилось такое слово subtopia – склеенное из двух слов «suburb» (пригород) и «utopia»: мечта о собственном домике в пригороде, оснащённым всеми современными удобствами.

Пару лет назад назад блогер Divov разместил в своём журнале интересный материал на эту тему. Это перевод фрагмента воспоминаний о жизни в Англии, в провинциальном шахтёрском городке рубежа 50-х и 60-х годов. Так вот там на весь городок была одна (!!!) ванная, «удобства» у всех жителей были на дворе, содержимое ночных горшков к утру покрывалось льдом, мама стирала в корыте, фрукты покупались только когда кто-то заболевал, а цветы – когда умирал.

Так вот достаточный житейский комфорт и обеспеченность стали доступны примерно двум третям населения в конце 60-х – начале 70-х годов. С напряжением, с изворотами, но – доступны. Речь, разумеется, идёт о «золотом миллиарде».

Прежде этого не было никогда в истории и нигде в мире! До этого нормой жизни простолюдинов была бедность. И повседневная напряжённая борьба за кусок хлеба. Так было во всех – подчёркиваю: всех! – странах мира. Перечитайте под этим углом зрения реалистическую литературу от Гюго и Диккенса до Ремарка и Драйзера, почитайте «Римские рассказы» 50-х годов итальянского писателя Альберто Моравиа – и вам всё станет ясно.

И вот всё дивно изменилось. Нормальный, средний работающий обыватель получил сносное жильё, оснащённое современными удобствами и бытовой техникой, он стал прилично питаться, стал покупать новую одежду.

Мне доводилось беседовать с пожилыми европейцами, которые помнят этот тектонический сдвиг, этот эпохальный переход, этот … даже и не знаю, как его назвать, до того он эпохальный. Помню, один итальянец рассказывал, как после войны у него была мечта: съесть большую тарелку щедро сдобренных сливочным маслом макарон. А в на излёте 60-х годов он вдруг обнаружил, что «non mi manca niente» - дословно «у меня ничего не отсутствует». А это ужасно! Что же получается? Человек отодвигает тарелку и говорит: «Спасибо, я сыт»? Что же дальше?

Иными словами, модель развития, основанная на удовлетворении нормальных потребностей на заработанные людьми деньги, исчерпала себя. У людей не было и не предвиделось ни роста наличных денег, ни роста потребностей. Бизнес мог расти только с ростом населения, которое тоже как назло прекратило рост в развитых странах.

Достоевский в «Подростке» пророчил. Наестся человек и спросит: а что же дальше? Смысл ему жизни подавай. Или иные какие цели.

Но в реальности спросил не человек. Его опередили. Опередил глобальный бизнес. Он первый спросил «Что дальше?» и первый нашёл ответ.

Капитализм не может существовать без экспансии. Глобальному бизнесу нужны новые и новые рынки сбыта. И эти рынки были найдены. Они были найдены не за морями (там уже было к тому времени нечего ловить), а В ДУШАХ ЛЮДЕЙ.

Капитализм начал уже не удовлетворять, а создавать всё новые, и новые потребности. И триумфально их удовлетворять. Так, операторами сотовой связи создана потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтическими корпорациями – потребность постоянно глотать таблетки, фабрикантами одежды – менять её чуть не каждый день и уж во всяком случае – каждый сезон.

Можно также создавать новые опасности – и защищать от них с помощью соответствующих товаров. Защищают от всего: от перхоти, от микробов в унитазе, от излучения сотового телефона. Как маркетолог могу сказать, что на российском рынке лучше всего идёт модель «бегство от опасности».

На первый план вышел маркетинг. Что такое маркетинг? В сущности, это учение о том, как впендюрить ненужное. То есть как сделать так, чтобы ненужное показалось нужным и его купили. Почему маркетинга не было раньше, в ХIХ, положим, веке? Да потому, что нужды в нём не было. Тогда производились нужные товары и удовлетворялись реальные потребности. А когда нужно стало выдумывать потребности ложные – вот тогда и понадобился маркетинг. Такова же роль тотальной рекламы.

Маркетологи испытывают профессиональную гордость: мы не удовлетворяем потребности – мы их создаём. Это в самом деле так.

Для того чтобы люди покупали что попало, разумные доводы отменили. Поскольку речь идёт о навязанных и ложных потребностях – рационально обсуждать их опасно. Очень легко может оказаться, что они – ложные, а то, о чём, говорят, не существует в природе и вообще не может существовать в силу законов приоды. Навязывание потребностей происходит строго на эмоциональном уровне. Реклама апеллирует к эмоциям – это более низкий пласт психики, чем разум. Ниже эмоций – только инстинкты. Сегодня реклама всё больше апеллирует прямо к ним.

Для того, чтобы процесс шёл бодрее, необходимо устранить препятствие в виде рационального сознания, привычек критического мышления и научных знаний, распространённых в массах. Очень хорошо, что эти привычки и знания стали расшатываться ещё на предыдущем этапе. Всё это мешает глобальной экспансии капитализма! Это мешает продавать горы ненужных и пустых вещей.

Вообще, включать критическое и рациональное мышление сегодня – не требуется. Это не модно, не современно, не trendy. С.Г. Кара-Мурза постоянно говорит о манипуляции сознанием (собственно, одноимённая книжка и принесла ему известность). Это не совсем так. Глобальный капитализм замахивается на задачу более амбициозную, чем манипуляция сознанием. Манипуляция сознанием – это всё-таки точечное жульничество, разовая подтасовка. А сейчас речь идёт о глобальном формировании идеального потребителя, полностью лишённого рационального сознания и научных знаний о мире. Известный философ Александр Зиновьев верно сказал, что идеальный потребитель – это что-то вроде трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку.

Кто такой идеальный потребитель? Это абсолютно невежественный, жизнерадостный придурок, живущий элементарными эмоциями и жаждой новизны. Можно сказать, не придурок, а деликатнее – шестилетний ребёнок. Но если в тридцать лет у тебя психика шестилетнего – ты всё рано придурок, как ни деликатничай. У него гладкая, не обезображенная лишними мыслями физиономия, обритая бритвой «жилет», белозубая улыбка, обработанная соответствующей зубной пастой. Он бодр, позитивен, динамичен и всегда готов. Потреблять. Что именно? Что скажут – то и будет. На то он и идеальный потребитель. Он не будет ныть: «А не что мне новый айфон, когда я старый-то не освоил? И вообще мне это не надо». Ему должно быть надо – всё. Схватив новую игрушку, он должен немедленно бросать прежнюю.

Он должен постоянно перекусывать, испытывая «райское наслаждение» и при этом героически бороться с лишним весом. И при этом не замечать идиотизма своего поведения. Он должен постоянно болтать по телефону, и при этом исступлённо экономить на услугах сотовой связи. Он должен (это уже скорее – она) непрерывно защищать своих близких от микробов, что вообще-то совершенно не требуется и даже вредно. И главное, он должен верить – верить всему, что ему скажут, не требуя доказательств.

Вообще, самый феномен рационального доказательства, который когда-то был большим достижением античной цивилизации и с тех пор неразрывен с мыслящим человечеством, на глазах угасает и грозит исчезнуть. Люди уже не испытывают в нём потребности.

СМИ – ВИРТУАЛЬНЫЙ «ОСТРОВ ДУРАКОВ»

Для воспитания позитивного гедониста – идеального потребителя, который непрерывно радует себя покупками, обжирается и при этом активно худеет, не замечая нелепости своего поведения, необходима повседневная целенаправленная работа по оболваниванию масс.
Главнейшую роль в этом деле играет телевидение как наиболее потребляемое СМИ, но этим дело не ограничивается.
Потребление не сказать «духовного», но скажем: «виртуального» продукта должно тоже непрестанно радовать или, во всяком случае, не огорчать затруднительностью, непонятностью, сложностью. Всё должно быть радостно и позитивно. Любая информация о чём угодно должна низводить всё до уровня элементарной жвачки. Например, любые великие люди должны представать как объект кухонных пересудов, как такие же простые и глуповатые, как сами зрители, и даже не сами зрители, а как те идеальные потребители, которых из зрителей планируется вырастить.
Ни о чём потребитель не должен сказать: «Этого я не понимаю» или «В этом я не разбираюсь». Это было бы огорчительно и не позитивно.

Когда-то М.Горький писал, что есть два типа подхода к созданию литературы и прессы для народа. Буржуазный подход – это стараться опустить тексты до уровня читателя, а второй подход, советский, – поднять читателя до уровня литературы. Советские писатели и журналисты, - считал Горький, - должны поднимать читателя до уровня понимания настоящей литературы и вообще серьёзных текстов. Современные СМИ не опускаются до наличного уровня читателя – они активно тянут этого читателя вниз.

Всё шире распространяются книжки-картинки, но не для трёхлетних, как это было всегда, а для взрослых. Например, удачное издание этого типа – последний период новейшей истории СССР и России в картинках от телеведущего Парфенова.

В сущности, современные СМИ – это виртуальный Остров Дураков, блистательно описанный Н.Носовым в «Незнайке на Луне». Мне кажется, что в этой сатире автор поднимается до свифтовской высоты. Речь в этом замечательном тексте идёт, кто забыл, вот о чём. На некий остров свозят бездомных бродяг. Там их непрерывно развлекают, показывают детективы и мультики, катают на каруселях и др. аттракционах. После некоторого времени пребывания там, надышавшись отравленным воздухом этого острова, нормальные коротышки превращаются в баранов, которых стригут, получая доход от продажи шерсти.

Наши СМИ исправно поставляют заказчикам баранов для стрижки.

Заказчики в узком смысле – это рекламодатели, а заказчики в широком смысле – это глобальный бизнес, для которого необходимы достаточные контингенты потребителей. Как советская пресса имела целью коммунистическое воспитание трудящихся, точно так сегодняшние СМИ имеют целью воспитание идеальных потребителей. Только совершенно оболваненные граждане способны считать целью жизни непрерывную смену телефонов или непрерывную трату денег на радующие глаз пустяки. А раз это так – граждан нужно привести в надлежащий вид, т.е. оболванивать.

Оболванивание начинается со школы, с детских журналов с комиксами, которые купить можно везде, в то время как более разумные журналы распространяются только по подписке и нигде не рекламируются. Я сама с удивлением узнала, что издаются газеты и журналы нашего детства «Пионерская правда», «Пионер». Но они нигде не проявляют себя, школьники о них не знают, это что-то вроде подпольной газеты «Искра». Этих изданий (качество которых тоже не идеально, но вполне сносно) нет ни в школьных библиотеках, ни в киосках, их вообще нет в обиходе. В результате большинство детей читают только фэнтези, что готовит их к восприятию гламурной прессы, дамских и детективных романов и т.п.

Результатом такой целенаправленной политики является невозможность и немыслимость никакой серьёзной дискуссии в СМИ, вообще никакого серьёзного обсуждения чего бы то ни было. Даже если бы кто-то такое обсуждение и затеял, оно бы просто не было никем понято и поддержано. Американские специалисты установили, что нормальный взрослый американец-телезритель не способен воспринимать и отслеживать последовательное развёртывание какой-либо темы долее трёх минут; дальше он теряет нить разговора и отвлекается. Относительно нашей аудитории данных нет. Сделаем лестное для нашего патриотического чувства предположение, что наши в два раза умней. Тогда они могут слушать не три минуты, а, например, шесть. Ну и что? О каком серьёзном обсуждении может вообще идти речь?

Характерно, что даже люди с формально высоким уровнем образования (т.е. имеющие дипломы) не ощущают необходимости в рациональных доказательствах какого бы то ни было утверждения. Им не требуются ни факты, ни логика, достаточно шаманских выкриков, вроде получившего в последнее время широкое хождение универсального способа аргументации: «Это так!»

На своих занятиях с продавцами прямых продаж (практически все с высшим образованием, полученным ещё в советское время – учителя, инженеры, экономисты, врачи) я многократно убеждалась: людям не нужна аргументация. Она только занимает время и попусту утяжеляет выступление. Аргументированное выступление воспринимается как нудное. «Вы скажите, как оно есть, и дело с концом». Гораздо лучше всяких аргументов воспринимается то, что Руссо называл «эмоциональными выкриками» и приписывал доисторическим дикарям.

Привычка созерцать любимых телеведущих формирует представление (возможно, неосознанное): главное не что говорится, а главное – кто говорит. Если говорит человек уважаемый, любимый, симпатичный – всё принимается за истину, «пипл схавает». Люди испытывают потребность видеть «говорящую голову» на телеэкране, восприятие даже простого текста в печатном виде очень трудно. Недаром многие мои слушатели охотно приобретают видеозаписи моих выступлений, хотя гораздо проще (с точки зрения традиционной) их прочитать.

ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ?

В простоте своей министр Фурсенко проболтался: цель образование – воспитание культурного потребителя. И современная школа – средняя и высшая – постепенно подтягивается к данной задаче. Не сразу, но подтягивается.

Чему сейчас учат? Как себя вести в социуме, как вписаться в коллектив, как сделать видеопрезентацию или написать CV. А физика с химией – это нудьга, совок, прошлый век.
Не так давно на шоссе Энтузиастов висел билборд, изображающий симпатичную «молекулу серебра», содержащуюся уж не помню в чём – кажется, в –дезодоранте-антиперспиранте. Идиотизм этой рекламы среди трудящихся моей компании заметила только одна пожилая женщина – инженер-химик по дореволюционной профессии. Потом билборд сняли.

Знать, в смысле держать в голове, – учат нас – ничего не надо. Всё можно посмотреть в Яндексе. Это очень продуктивная точка зрения. Если человек ничего не знает, то ему можно впарить всё. А пустая голова очень хороша для закачивания в неё подробностей тарифных планов или свойств разных сортов туалетной бумаги.

В этом деле достигнуты огромные успехи. Мне иногда приходится беседовать с молодыми людьми, поступающими к нам на работу. Они прилично держатся, опрятно выглядят, имеют некоторые навыки селф-промоушена и при этом являются совершенными дикарями: не имеют представления ни об истории, ни о географии, ни о базовых законах природы. Так, у нас работала учительница истории по образованию, не знающая, кто такие большевики.

Чего голову-то забивать? Знать надо совершенно другое. Как-то раз я прошла в интернете тест на знание разных модных штучек, свойственных, по мнению устроителей, образу жизни среднего класса. Тест я позорно провалила, ответ пришёл такой: даже странно, что у вас есть компьютер и интернетом, чтобы пройти этот тест.

Вот именно на формирование такого рода знатоков и рассчитаны современные учебные заведения и современные образовательные технологии.

Мракобесие и невежество – это последнее прибежище современного капитализма. Это не просто некий дефект современного общества – это его важнейший компонент. Без этого современный рынок существовать не может.

Логичный вопрос: кто же в таком случае будет создавать новые товары для «впарки» идеальным потребителям? И кто будет вести человеческое стадо, кто будет пастухами? Очевидно – идеальные потребители для этой цели не годятся. В современных США сегодня эту роль играют выходцы из стран третьего мира, из бывшего СССР. Что будет дальше – трудно сказать. Современный капитализм, вообще современная западная цивилизация не смотрит вперёд, ей главное – сегодняшняя экспансия. И она достигается посредством тотальной дебилизации населения. Потому что это – сегодня главный ресурс.

ЧЕМ ОПАСНЫ ИДИОТЫ?

 Статья известного экономиста о том, чем опасны идиоты и можно ли с ними бороться.

Итальянский историк-экономист Карло Чиполла очень основательно подошел к вопросу о природе глупости. Долгие годы исследований привели ученого к тому, что он сформулировал пять универсальных законов, работающих в любом обществе. Оказалось, что глупость сама по себе намного опаснее, чем мы привыкли о ней думать.

Первый закон глупости. Человек всегда недооценивает количество идиотов, которые его окружают. Звучит как размытая банальность и снобизм, но жизнь доказывает его истинность. Как бы вы ни оценивали людей, вы постоянно будете сталкиваться со следующими ситуациями:

Человек, который всегда выглядел умным и рациональным, оказывается невероятным идиотом;
Глупцы все время возникают в самых неожиданных местах в самое неподходящее время, чтобы разрушить ваши планы.

Второй закон глупости. Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств. Годы наблюдений и опытов утвердили меня в мысли, что люди не равны, одни глупы, другие нет, и это качество закладывается природой, а не культурными факторами. Человек является глупцом так же, как он является рыжим или имеет первую группу крови. Он таким родился по воле Провидения, если хотите. Образование не имеет ничего общего с вероятностью наличия определенного числа глупцов в обществе. Это подтвердили многочисленные эксперименты в университетах над пятью группами: студенты, офисные служащие, обслуживающий персонал, сотрудники администрации и преподаватели. Когда я анализировал группу низкоквалифицированных сотрудников, число глупцов оказалось большим, чем я ожидал (Первый закон), и я списал это на социальные условия: бедность, сегрегацию, недостаток образования. Но поднимаясь выше по социальной лестнице, то же соотношение я увидел среди белых воротничков и студентов. Еще более впечатляющим оказалось увидеть то же число среди профессуры — брал ли я маленький провинциальный колледж или крупный университет, та же доля преподавателей оказывалась глупцами. Я был так поражен результатами, что решил провести эксперимент над интеллектуальной элитой — Нобелевскими лауреатами. Итог подтвердил суперсилы природы: то же определенное количество лауреатов были глупы.

Идею, которую выражает Второй закон, сложно принять, но многочисленные эксперименты подтверждают ее железобетонную правоту. Феминистки поддержат Второй закон, поскольку он гласит, что дур среди женщин не больше, чем дураков среди мужчин. Жители стран третьего мира утешатся тем, что развитые страны не такие уж и развитые. Выводы из Второго закона пугают: станете ли вы вращаться в британском высшем обществе или переедете в Полинезию, подружившись с местными охотниками за головами; заточите ли вы себя в монастыре или проведете остаток жизни в казино в окружении продажных женщин, вам везде придется сталкиваться с таким же количеством идиотов, которое (Первый закон) всегда будет превышать ваши ожидания.

Третий закон глупости. Глупец — это человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него. Третий закон предполагает, что все люди делятся на 4 группы: простаки (П), умники (У), бандиты (Б) и глупцы (Г). Если Петя предпринимает действие, от которого несет потери и при этом приносит выгоду Васе, то он относится к простакам (зона П). Если Петя делает нечто, что приносит выгоду и ему, и Васе, он умник, потому что действовал умно (зона У). Если действия Пети несут ему выгоду, а Вася от них страдает, то Петя — бандит (зона Б). И наконец, Петя-глупец находится в зоне Г, в минусовой зоне по обеим осям. Нетрудно вообразить масштабы урона, который способны нанести дураки, попадая в управленческие органы и обладая политическими и социальными полномочиями. Но отдельно стоит уточнить, что именно делает дурака опасным.

Глупые люди опасны потому, что рациональные люди с трудом могут представить логику неразумного поведения. Умный человек способен понять логику бандита, потому что бандит рационален — он всего лишь хочет получить больше благ и при этом недостаточно умен, чтобы заработать их. Бандит предсказуем, потому против него можно выстроить защиту. Спрогнозировать действия глупца невозможно, он навредит вам без причины, без цели, без плана, в самом неожиданном месте, в самое неподходящее время. У вас нет способов предугадать, когда идиот нанесет удар. В конфронтации с дураком умный человек полностью отдает себя на милость дурака, рандомного создания без понятных умнику правил.
Атака глупца обычно застает врасплох. Даже когда атака становится очевидной, от нее сложно защититься, потому что она не имеет рациональной структуры. Это то, о чем писал Шиллер: «Против глупости бессильны даже боги».

Четвертый закон глупости. Не-глупцы всегда недооценивают разрушительный потенциал глупцов. В частности, не-глупцы постоянно забывают о том, что иметь дело с дураком, в любой момент времени, в любом месте и при любых обстоятельствах — означает совершать ошибку, которая дорого обойдется в будущем. Простаки из зоны П обычно не способны распознать опасность дураков из зоны Г, что неудивительно. Удивительно как раз то, что глупцов также недооценивают и умники, и бандиты. В присутствии глупца они расслабляются и наслаждаются своим интеллектуальным превосходством, вместо того, чтобы срочно мобилизироваться и минимизировать ущерб, когда дурак что-нибудь выкинет. Распространенный стереотип — что дурак вредит лишь самому себе. Нет. Не нужно путать дураков с беспомощными простаками. Никогда не вступайте в альянс с дураками, воображая, что можете использовать их ради своей выгоды — если вы так поступите, то очевидно, что вы не понимаете природы глупости. Так вы сами предоставляете дураку поле, на котором он может разгуляться и нанести больший урон.

Пятый закон глупости. Глупец — самый опасный тип личности. Следствие: Глупец опаснее, чем бандит. Результат действий идеального бандита — простой переход благ от одного человека к другому. Обществу в целом от этого ни холодно ни жарко. Если бы все члены этого социума были идеальными бандитами, оно бы тихо гнило, но катастрофы бы не случилось. Вся система сводилась бы к трансферу богатств в пользу тех, кто предпринимает ради этого действия, и поскольку идеальными бандитами были бы все, система наслаждалась бы стабильностью. Это легко видеть на примере любой страны, где власти коррумпированы, а граждане постоянно обходят законы.

Когда на сцену выходят дураки, картина полностью меняется. Они наносят урон, не извлекая выгоды. Блага уничтожаются, общество беднеет.
История подтверждает, что в любой период страна прогрессирует тогда, когда у власти находится достаточно умных людей, чтобы сдерживать активных дураков и не давать им разрушить то, что умники произвели. В регрессирующей стране дураков столько же, однако среди верхушки наблюдается рост доли глупых бандитов, а среди остального населения — наивных простаков. Такая смена расклада неизменно усиливает деструктивные последствия действий дураков, и вся страна катится к чертям.

В ТАКОЕ ТРУДНО ПОВЕРИТЬ

 Среди комментариев к материалам в моем блоге встречаются свидетельства удивительной, страшной силы. Привожу одно из них:


Unknown прокомментировал(а) ваше сообщение "«ЗА ТАКОЕ КИНО НАДО УБИВАТЬ...»": 

Моя мама была угнана в Германию и была в Восточной Пруссии, когда советские войска ее занимали. Она работала на фольварке. Маме было 20 лет. Когда наши пришли, бабушка хозяина спрятала ее на чердаке и закрыла сеном. Мама видела, как убили всех работников фольварка - француза, семейную пару поляков и других. Она провела на чердаке 3 дня. Когда спустилась под вечер, старуха дала еду. Пока мама ела хозяйка рассказала, что в ближайшем небольшом городке советские солдаты расстреляли барак угнанных украинок. Их было около 200 человек. Мама не успела поесть и снова спрятаться, как вошли два наших солдата. Как мама говорила пожилой и молодой. Когда выяснилось, что мама угнана с Украины, пожилой солдат приставил ей к груди автомат и выстрелил. Но молодой солдат отбил автомат и мама была ранена в плечо. У нее был сильный шок. Подробности мама начала вспоминать через 15 лет и всегда сильно плакала. 

ВЫСТРЕЛ В УПОР



Yosef Begun

 Выстрелил в упор
Премьер-министр Рабин воспринимался народом как герой Шестидневной войны с арабами. Многие ему доверяли, поэтому считали, что раз сам премьер с его боевым прошлым идет на заключение мира, то опасности для страны нет. Однако другие израильтяне боялись создания палестинского государства и передачи ему части своей территории.
- 4 ноября 1995 года я услышала, что студент юридического факультета Игаль Амир во время демонстрации в поддержку мира выстрелил в упор в премьер-министра и убил его. Понятно, что это был акт отчаяния, - считает Трембовлер. - Молодой человек меня не интересовал, но меня переполняло чувство сострадания. Потом мне Игаль говорил: «Я не верил тогда в то, что останусь в живых». Он шел - как на смерть. Считал, если арабы могут умереть за идею, то почему евреи не способны ради родины пойти на такой шаг. Игаль рассчитывал, что после убийства начнется перемена политического курса.
После покушения в стране началась паника.
- Все залезли под столы - боялись нападения, - вспоминает Лариса. - Те, кто вещали, что Рабин предатель, заговорили, мол, он - мудрый руководитель.
На суде Амир заявил, что действовал в одиночку.
- Пытались найти сообщников. Но Игаль стоял на своем: «Я сделал это один!» - рассказывает Лариса. - Тогда арестовали его брата Хагая, который отсидел 17 лет и лишь три месяца назад вышел на свободу. В этот момент я увидела личность, и мне стало понятно, почему он это сделал, хотя обсуждалась куча версий: вплоть до заговора секретных служб. Однако все они не подтвердились.

<image005.jpg>

Игаль

<image006.jpg>Политологи до сих пор спорят, как сложилась бы история Израиля, если бы не был убит Рабин. Одни считают, что, подпиши руководитель страны договор о признании Палестины отдельным государством, не было бы войны. Другие уверены, что в случае подписания договора не было бы Израиля. Так или иначе, это убийство стало событием, изменившим ход истории.
Убийца был схвачен на месте преступления. Им оказался 25-летний студент юридического факультета тель-авивского университета Игаль Амир. Он мотивировал свой поступок тем, что «защищал народ Израиля от подписания договора». Суд приговорил его к пожизненному заключению.
Его брат Хагай Амир за соучастие в убийстве был приговорён к 16 годам заключения. Братья происходили из многодетной еврейской семьи, репатриировавшей в Израиль из Йемена. Игаль учился в религиозной школе, служил в армии Израиля, причём в одной из самых боевых её частей — знаменитой бригаде «Голани». Потом был направлен в Ригу для изучения иудаизма.

Лариса

Лариса Трембовлер эмигрировала в Израиль в 1989 году. Бросив престижную работу в Москве, она с мужем и детьми перебралась в Иерусалим. Сделали они это из религиозных соображений.
В Израиле Лариса, по профессии биолог, успешно защитила диссертацию по средневековой еврейской и арабской философии, стала историком. Её приглашали преподавать в лучшие университеты страны, пророчили большое будущее в науке.
На выборах Трембовлеры обычно голосовали за религиозную партию: ни левые, ни правые их не привлекали. Но прокатившиеся по стране теракты палестинцев затрагивали каждого жителя Земли обетованной. Трудно остаться равнодушным, когда у тебя дети и ты не знаешь, вернутся они домой из школы или нет. Лариса стала принимать участие в акциях гражданского неповиновения, которые правительство активно подавляло. А роковые выстрелы Амира перевернули её жизнь.
Лариса присутствовала на суде над ним и прониклась сочувствием. «Для меня Игаль был бедным, наивным студентом, — рассказывает Трембовлер. — Мы с мужем связались с его родителями, которых преследовали власти и инакомыслящие, дом которых не раз поджигали». Тогда Лариса и подумать не могла о том, что у неё с Игалем могут возникнуть романтические отношения. Во-первых, он на несколько лет моложе. Во-вторых, оба они весьма религиозны. Кроме того, Игаль у себя в одиночной камере находился под круглосуточным наблюдением видеокамер. Только два раза в месяц ему давали разрешение на общее свидание. И Лариса добилась участия в таком свидании.
Со временем их встречи с Игалем стали регулярными. Когда брак Ларисы с первым мужем распался, Игаль оказался тем мужчиной, который помог ей преодолеть кризис.
Он сделал Ларисе предложение по телефону, но в тот момент она была ещё не готова сказать да. Помнила о своих четырёх детях и о пожизненном сроке жениха. Честно сказала Игалю — не могу. А через месяц передумала.

Трудное счастье

За право стать мужем и женой им пришлось побороться. Глава управления тюрем отказал в прошении, как он объяснил, «по соображениям совести». Тогда они подали в суд, но и в этой инстанции ничего не решили. Суд счёл, что их брак может нанести ущерб безопасности Израиля.
И всё же они добились своего — нашли выход в том, чтобы провести свадьбу по древнему религиозному обряду. Подобная свадебная церемония не проводилась тысячи лет. Надо было соблюсти целый ряд условий: сначала тайно пронести в камеру кольцо, что сумел сделать отец Игаля. Затем кольцо вернули посреднику, а тот передал его Ларисе. После этого будущие супруги подали очередное заявление в раввинат, который целый год проверял, все ли религиозные тонкости соблюдены, и, проверив, признал брак законным. Произошло это в 2004 году.
Но и после этого Игалю и Ларисе не давали семейных свиданий. А она, как любая женщина, мечтала иметь ребёнка от любимого.
И они вновь обратились в суд — просили, чтобы разрешили хотя бы искусственное оплодотворение. Неожиданно в их поддержку выступила пресса, и через пару месяцев они получили семейное свидание.
Через год на свет появился сын Инон, копия Игаля. Сегодня Лариса Трембовлер не теряет надежды, что когда-нибудь её муж выйдет на свободу.

<image007.jpg>А пока ей дают одно семейное свидание и два общих в месяц.
Живёт Лариса в религиозном районе Иерусалима, на зелёных холмах. Как принято у ортодоксальных иудеев, соблюдает все религиозные традиции и обряды. Все её дети знают русский язык, правда, даже дома предпочитают говорить на иврите. У семьи просторная квартира, но в целом живут они довольно скромно. Старшая дочь Ларисы вышла замуж за одного из братьев Игаля, что ещё сильнее сплотило две семьи.

<image008.jpg>
Игаль АМИР застрелил премьер-министра Израиля и изменил ход истории

На пороге страха

О неординарной, драматичной и одновременно романтичной истории любви и борьбы за своё счастье Ларисы Трембовлер и Игаля Амира рассказал Герц Франк в своём фильме «На пороге страха». Режиссёр-документалист снимал его в течение нескольких лет. Ожидал ли он, что его творение вызовет такую острую реакцию, чуть ли не раскол в израильском обществе?
В центре драмы чисто человеческий аспект, хотя об этом не любят говорить в Израиле, как, впрочем, вообще поминать всуе имя преступника, поднявшего руку на любимого народом главу правительства. Тем более что режиссёр ставит неудобный вопрос, на который зрители должны ответить сами себе: можно ли простить того, кто по определению прощения недостоин?
Видимо, чтобы не расчувствоваться и не дать слабину, министр культуры Израиля Мири Регев отдала приказ: ленту из программы убрать, в противном случае кинофестиваль будет лишён государственного финансирования. Однако запрет лишь усилил интерес к фильму.
Израильские деятели культуры выразили бурный протест против «введения политической цензуры и удушения свободы слова». Можно сказать, что в стране началась культурная революция. На церемонии вручения премий деятелям театра, проходившей в Тель-Авиве, министр культуры была буквально освистана публикой. Три тысячи человек подписали петицию с требованием её отставки.
Ситуация накалилась до такой степени, что уладить конфликт министра культуры с культурой взялся сам президент страны. Во всяком случае, как стало известно, израильский зритель всё же увидит драматическую историю любви двух отвергнутых обществом людей.

ВОСТОРГ ПОЗНЕРА И ГЛУПОСТЬ МЕИРА ШАЛЕВА


С каким, нескрываемым восторгом слушал В.Познер Меира Шалева - одного из лучших писателей Израиля. Прямо-таки светилось радостью лицо гостя Еврейского государства. Особенно в тот момент, когда Шалев, в припадке откровения, признался, что он очень жалеет, что евреи отринули Христа. Своего же, родного, из плоти и крови, повторившего Заветы Торы, а отринули, не признали.
 Я не оговорился, что считаю Шалева самым талантливым писателем Израиля. Мало того, несмотря на его привычную, шаблонную левизну в публицистике, писателем, уважающим историю и традиции своего народа. Книга  Шалева "Впервые в Библии" - полное тому доказательство. Приведу небольшой отрывок из этой прекрасной книги: "Но наш Господь Бог един, нет у нас других , кроме Него, и нет у Него других, кроме нас. Иногда кажется, что в этом кроется подлинная причина изобретения монотеизма. Мы создали себе одинокого единого Бога, чтобы Он занимался нами и только нами".
И вдруг такая ересь в  заказном, московском фильме "Еврейское счастье"
 Впрочем, достаточно обычная для левого Израиля, сделавшего попытку уйти в атеизм-социализм. Создать, как и положено, ученикам Робеспьера и Маркса, новый народ. Перековать старого еврея, потерпевшего, с их точки зрения, сокрушительное поражение за годы Холокоста, в новое, прежде невиданное существо, которое вырвется из одиночества, заповеданного Богом, уйдет из-под постоянного удара юдофобов, и заживет совсем другой, счастливой жизнью.
 Бен Гурион с компанией не противились религиозным институтам, так как были уверенны, что дело это временное; и, поняв свою страшную ошибку, старый еврей сбросит свои черные одежды, снимет бороду, отстрижет пейсы - и вольется в светские, народные массы, строящие социализм на Святой Земле.
 Но еврей, как упрямился 40 веков, так и продолжал упрямиться, вцепившись в Тору, Талмуд и свои, только ему одному, принадлежащие традиции. Проще говоря, еврей Израиля не захотел исчезнуть, не видя за собой особых грехов и усталости тела и мозга. Мало того, не захотел в полном убеждении, что его жестоковыйное упрямство необходимо всему человечеству в борьбе со злом. Он, еврей, был согласен на одиночество, на ненависть соседей, на травлю Интернационала юдофобов, только бы остаться самим собой, сохранив чудо, дарованное ему Небом - гений. Остаться таким, как заповедовал ему Всевышний.
 В общем, ничего не вышло у социалистов Израиля с новым евреем, как и мало что вышло с самим социализмом. Слава Богу, что не вышло, а то бы не возродилась к жизни и могуществу великая Земля Израиля, а вместе с ней многое, чем по праву гордится народ еврейский, включая замечательного писателя Меира Шалева.