пятница, 2 октября 2015 г.

ТРЕСТ "ДОЛОЙ ЕВРОПУ" ЗА РАБОТОЙ

02.10.15
Мирон Я. Амусья,
профессор физики

Трест «Долой Европу» за работой
(Окончательная гибель или окно возможностей?)

Плохому танцору всегда штаны мешают.
Народ

Не раз, тебя похоронивши, блистали лучшие умы от душки Шпенглера до Ницше; и ярче всех блистали мы. Все эти мрачные пророки опять твердят свои слова, свои мечты, свои уроки… Они мертвы, а ты жива.
Дм. Быков

          Недавнее нашествие беглецов из Азии и Африки стало привлекательнейшим для прессы событием. В течение недели, если не более, соответствующие снимки и репортажи занимали первые страницы газет. Наряду с профессиональными журналистами, своими, в основном тягостными впечатлениями, делились и очевидцы.
          В этом нашествии, несколько уступившем сейчас основные позиции в новостях СМИ сообщениям о российских авиаударах в Сирии по прозападной[i] оппозиции, многое удивляет. Во-первых, количество беглецов (или освещение происходящего в печати) внезапно резко увеличилось. Якобы неожиданно, что удивительно, обнаружились новые пути движения, по которым, что ещё более удивительно, смогло ринуться большое количество беженцев, в основном, из Сирии. Чётко обозначена была цель движения – рай для беженцев – Германия. Сам по себе путь движения отнюдь не прост и включает переход границ, последовательно Турции, Греции, Сербии, Венгрии и Германии. На среднем этапе пути возможны варианты.
          Утверждается, что проход по новой «тропе надежды» отнюдь не дёшев – он стоит более тысячи долларов США. Это означает, что в числе беженцев особо бедных нет. А если они есть, то финансируются кем-то со стороны. Не скупятся и на одежду. Это подтверждается видом толпы, вполне прилично одетой. На тех снимках, что я видел – беженцы в основном молодые мужчины, которые могли, казалось бы, служить, насильно призванные, в одной из борющихся в Сирии друг с другом армий. Обращает внимание организованность беженцев, их умение проявлять, где нужно, физический напор, а где, напротив, покладистость, умело добиваться помощи, взывая к гуманизму.
          Насколько могу судить, поворотным пунктом, резко усилившим внимание и симпатию к этим людям, стала публикация фотоснимка маленького ребёнка, утонувшего при попытке его семьи бежать морем, на руках безутешного отца. Увы, в век фотошопа и аморальности многих журналистов снимки и видеоклипы как убедительные документы сильно девальвировались. Множество фальшивок, начиная с мальчика Аль Дурры, убиваемого в 2000 израильскими солдатами, что потом оказалось постановочным кадром, фальшивые свидетельства массового уничтожения детей израильской армией в Ливане в 2006, вплоть до поставленного в последнее время буквально на поток изготовления фотомонтажей относительно зверств «киевской хунты» в Украине, свело, по меньшей мере в моих глазах, почти на нет доказательную силу видео и фотодокумента. Подкупность людская сильно снизила и достоверность «свидетельских показаний» в прессе, восходящих к довольно старому выражению «врёт как очевидец».
          И, тем не менее, факт массового нашествия беженцев в Европу явно не поставишь под сомнение. Он сразу ставит вопросы о том, был ли кто-то, кто это нашествие организовал, оплачивал, и к чему оно приведёт в недалёком будущем. Важнейшим здесь является вопрос, есть ли у потока «организующая рука» или руки. На первый взгляд, это маловероятно, поскольку проведение подобного массового действия представляется крайне трудным. Это понимает каждый, кто пытался хоть когда-то что-то согласованное организовать даже в рамках малочисленной группы. Сказанное безусловно верно для устойчивой системы. Но если в ходе четырёхлетней гражданской войны в Сирии возникла масса беженцев, расселившихся в приграничных странах, в основном Турции, то тем самым возникла неустойчивая система, сама ищущая выхода из своего незавидного положения. А здесь уже внешнее воздействие, даже весьма ограниченное, в частности, «направляющая рука», могут вполне влиять. Как говорил крупный эксперт в этом деле, для постройки железнодорожного моста требуются многие сотни людей, а для разрушения построенного моста – всего несколько подрывников.
          Есть авторы, которые прямо называют имя российского президента, как наиболее вероятного организатора потока беженцев Европу, например, Ю. Магаршак в статье «Кто организовал кризис с беженцами в Европу[ii]» на сайте Эха Москвы 12 сентября. Ранее другой, но близкий адрес, именно ГРУ, указал в своей прямо-таки восторженной статье журналист «Комсомольской правды», имя которого я позабыл. Само собой, в российских и русскоязычных СМИ есть и масса сообщений либо о том, что европейская «унтер-офицерская вдова» сама себя высекла, либо разговоры о проклятых СЩА, которые заинтересованы в нашествии беженцев, чтобы окончательно подчинить и добить ненавистную Европу как конкурентку. Здесь обращает на себя внимание цикл статей под названием «Хроника гибели Германии», своего рода дневник переехавшей из России в Германии женщины, опубликованный в той же "Комсомольской правде" печально известной У. Сойбедой[iii]. Сомнительная достоверность материалов этой статьи отмечалась в сети.
          Напомню, что хорошо известный ловкий термин – «палестинский народ», выдумка какого-то чиновника КГБ, стал важным политическим фактором и мобилизующей и пропагандистской силой. Так что предположение о наличии «направляющей руки» в деле организации потока беженцев в Европу не кажется мне лишённым основания. Напротив, вполне можно найти того и тех, в чей адрес уместно выражение «Вы, сударь, больше некому». Разумеется, подобный организованный поток внесёт некий, вероятно всего, кратковременный раздор в Европейский союз (ЕС), будет стоить ему некоторых денег, и может отвлечь входящие в него страны от каких-то совместных действий на заметный срок. Опять-таки, «мир не без добрых людей», которые отнюдь не возражали бы против внешнеполитического паралича ЕС.
          Мнения людей, рассуждающих о будущем Европы после нашествия беженцев, разделились на две группы. Одни считают, что «перемелется, мука будет», т.е. видят способность 550ти миллионной Европы легко поглотить поток сегодняшний и завтрашний без особых потрясений, другие полагают, что Европа уже гибнет за счёт исламизации, падения рождаемости, и притока ещё нескольких миллионов мусульман ей просто не перенести. Есть и те, что полагает, будто сегодняшнее нашествие – это не наплыв беженцев, а атака ИГИЛа или чего-то игилоподобного. Эти люди полагают, что под видом беженцев в Европу идёт армия мусульман, которых как-то снабдят оружием[iv], и они в указанный момент Х обратятся в мощную всё пронизывающую армию, которая легко покончит с морально разложенной, готовой «лечь под каждого» Европой. Совсем уж странно выглядит статья Э. Шифриной «Божественный бумеранг» в журнале «Мы здесь», видящая поезда, везущие беженцев в Германию, да и другие страны Европы, как Божий ответ на те эшелоны, которые везли евреев на уничтожения во времена Холокоста[v].
          Всякие экстраполяции и предсказания будущего мало надёжны и редко оправдываются. Конечно, нет сомнения в наличии людей, заинтересованных ловлей рыбки в мутной воде организаций и служб. Но было бы фантастично и нелепо видеть здесь переодетую армию, просмотренную всеми ведущими разведками Европы – уж не совсем они просто дармоеды, надо полагать. Да и победа такого наступления крайне сомнительна – у него нет достаточных сил и средств.
          В то же время, мало сомнений в том, что тех, кто являются беженцами, надо не гнать или выбрасывать в море, а принимать, проявляя сострадание. Приятно, что такой точки зрения придерживаются не только многие из моих знакомых, но и множество людей из стран, уже затронутых этим потоком, проявляют достойные человеческие качества. Однако надо по возможности оказывать давление на власти с тем, чтобы поток был взят под контроль, и производилось тщательное разделение тех, кто бежит от войны, в общем, не этими людьми начатой, и просто искателями лучших экономических условий.
          Сказанное, разумеется, не означает, что совсем небольшой по территории Израиль должен броситься принимать беженцев из Сирии, Пакистана или Африки. Эмиграция в Израиль в 2015, в пересчёте на численность его населения, эквивалентна приезду более чем 2х миллионов в Европу. Израиль оказывает помощь и сирийцам, некоторые из которых лечатся в израильских госпиталях. Израиль первым оказал существеннейшую помощь пострадавшему от сильного землетрясения Непалу. Да и на удивление сдержанная реакция на обстрелы бандитами Хамаса из Газы есть тоже гуманитарная помощь арабскому населению, оказываемая в широких масштабах. Кстати, вполне допускаю, что и Асад может в какой-то момент запросить убежище в Израиле.
          В своих статьях об опасностях, связанных с нашествием мусульман в Европу, многие русскоязычные авторы забывают, что они тоже представляют отнюдь не малое, и не совсем безопасное нашествие, вызванное в основном именно экономическими причинами. Действительно, США и Германия, не говоря даже об Израиле, приняли и принимают выходцев из России, определённая часть которых вошла в то, что уместно назвать пятой колонной страны исхода. Печально, что они сейчас отталкивают других, как голодные у окна раздачи. У нормальных людей должно быть сострадание к тем, кого, в массе, именно война заставляет бежать из своих домов.
          Сирийская война тут особая. Она началась с естественного нежелания появляющейся и развивающейся местной интеллигенции жить под властью несменяемого десятилетиями правителя. На мой взгляд, это было исходной точкой начала выступлений и в Тунисе, и в Ливии, и в Египте, и в Сирии. Пожизненные режимы управления вошли в явное противоречие с тем веком технологии, который сегодня на дворе. Другое дело, во что превратился, или во что превратили противоборствующие силы этот первоначальный порыв.
          Нередко говорят, что страны Востока не дозрели до демократии, которая противоречит вековым традициям и всему Исламу. Я не эксперт в этих делах, но на примере Сирии вижу, что в ней разумный, в значительной мере, демократический протест, суливший вменяемое развитие, был остановлен силой, блокированием Китаем и Россией резолюций Совета Безопасности, что спасало и спасает только сирийского мясника, убившего сотни тысяч своих граждан, от заслуженной кары.
          Говоря о будущем Европы, хочу заметить, что совершенно не согласен с часто звучащим пророчеством гибели европейской цивилизации в течение одного-двух ближайших поколений. Более подробно писал об этом в недавней заметке: «Выбор национального пути». Бывая сравнительно нередко в Европе, посещая многие научные конференции, я не вижу ни малейших признаков научного упадка. Напротив, в среднем всё большая доля наград, например, Нобелевских премий, оседает у европейцев. С размахом финансируются международные, главным образом, внутри-европейские научные проекты. Примером здесь служит знаменитый Большой адронный коллайдер, и мощнейшие аттосекундные лазеры, размещаемые, кстати, в новых членах ЕС. Сильна и современна автомобильная промышленность, чрезвычайна развит высокоскоростной железнодорожный транспорт, широко известны своим поразительным качеством автодороги, особенно германские автобаны. Европейские Аэробусы успешно разделили мировые рынки с американскими Боингами. На высочайшем уровне находится фармацевтика, на очень хорошем – медицинская промышленность.
          Не видно ни малейших признаков того, что Европа перестанет кормить себя. Она давно и устойчиво преуспела в импортозамещении, о чём другим, в частности России, пока приходится лишь мечтать. Отмечу, что продукты питания в Европе, по отношению к пенсиям, не говоря о зарплатах, дешевы, а их качество, как хорошо известно, высокое. Объём производства Европы (ВВП) огромен, и идёт следом за американским и китайским. Европейские социальные программы позволили успешно принять множество эмигрантов из бывшего СССР, да и других стран. Разумеется, наличие приезжих нередко нарушает порядок и чистоту некоторых районов европейских городов, как и отражаются на безопасности проживания в них. Замечу, однако, что и в городах США есть «плохие районы»[vi]
          Примечательно, что евро, который в момент введения был заметно меньше доллара, его обогнал[vii]. Этот обгон сохраняется и сегодня. Замечу, что «пророки», от экономиста М. Хазина до астролога П. Глобы, уже давно пророчившие этим валютам полный крах и их постепенную замену разными другими, включая в первую очередь рубль и юань, явно не угадали. В действительности, и доллар, и евро выросли за это время по отношению к рублю примерно в 2.5 раза.
          Я толком ничего не знаю о происходящем в Европе в области литературы, музыки, изобразительного искусства. Но подозреваю, что отсутствие сегодняшних Шекспиров, Моцартов или Рафаэлей скорее мировая, чем чисто европейская проблема. Да и судить о гениальности сегодняшних деятелей культуры и искусства уместно через пару столетий после их смерти, т.е. на сегодняшний день просто невозможно.
          Слабым пунктом Европы было её явно недостаточное нефтегазовое обеспечение. Здесь ситуация быстро меняется за счёт открытия новых газовых месторождений, использования сланцев и энергии Солнца и ветра. Очень важно и приход в производстве новых технологий, в частности так называемых трёхмерных принтеров, что позволяет резко сократить энергетические затраты, в первую очередь, за счёт экономии исходного сырья.
          Вообще, я мало верю апокалиптическим прогнозам, особенно предсказывающим апокалипсис «здесь и сейчас». Точка нашей жизни ничем, собственно, не выделена на временной оси, и сомнительно, что катаклизмы ознаменуют именно нашу жизнь. Помню, как в начале 70х прошлого века Римский клуб предсказал стремительный и скорый рост народонаселения в мире, быстрое (за пару десятилетий) исчерпание нефтегазовых ресурсов и запасов пресной воды. По счастью, слухи о неизбежной гибели человечества (точнее, необходимости сокращения народонаселения в эдак 10 раз) оказались преждевременными.
          Не вижу оснований для предсказания «гибели Европы» и сейчас. Уверен, что «пока богатый сбеднеет, бедный сдохнет». Европа абсорбирует значительную часть беженцев, среди которых, что видно и из того, откуда люди бегут, заметная доля трудоспособных, в том числе и образованных, и имеющих профессиональную подготовку людей. Не за «социалом»[viii] в 350 евро, думаю я, рвутся молодые люди в Германию. Их общая цель едва ли состоит в том, чтобы отбросить Европу назад, до уровня Сирии или Египта с Марокко, ликвидируя, тем самым, надежду бегства – европейское качество жизни, уменьшая и обесценивая вожделенный «социал».
          В Европу бегут, пока там сладко. Это саморегулирующаяся система. Станет несладко – уменьшится бегство. Да и невозможно поверить, что сама Европа, её не левацкая часть, вполне сильная, откажется от имеющегося у неё уровня жизни. Кстати, это видно невооружённым взглядом, что в Европе уровень жизни растёт практически постоянно.
          Преступников переловят, активную рабочую силу используют, а незримая «рука», если она есть, потратившая деньги и силы на организацию данного всплеска переселения народов, останется с носом.
          Конечно, массовый приезд носителей иной культуры скажется в определённой мере на стиле жизни ЕС. Возможно и усиление антисемитизма за счёт исходного воспитания приезжих, их природных взглядов. Этот антисемитизм вполне может усилить те антиизраильские и антиеврейские настроения, которые и сейчас нередки в среде даже видных политиков, и некоторых так называемых интеллектуалов.
          Не думаю, однако, что появление сирийских или африканских беженцев может существенно ухудшить ситуацию для Израиля. Напротив, обустройство их скорее всего переключит внимание населения и политиков на новую социальную группу. Можно прямо опереться на еврейскую поговорку – пусть у них будет столько забот, чтобы они о нас забыли. Что забудут – сомнительно, но и при сохранении памяти время работает в пользу Израиля. Тем более, что российские бомбардировки уж определённо не направят ИГИЛ и повстанцев против нашей страны. А спасаемому внешней силой мяснику уже давно не до Израиля.
          Вскоре цифры от погибших в ходе российских бомбёжек с Сирии намного превзойдут то, что так заботило больную мировую совесть при израильских бомбардировках Газы. Разумеется, Израилю не промолчат ни ЕС, ни США, если он будет действовать против Хамаса или Хезболлы столь же энергично, как начала Россия в Сирии. Однако вынуждены будут подотвлечься в другую сторону. И на том спасибо.
Санкт-Петербург



[i] Её еще иногда, весьма условно, на мой взгляд, именуют умеренной.
[ii] В сети есть и развёрнутая версия данной статьи.
[iii] Пару лет назад она прилюдно сетовала на то, что не из всех достойной этой процедуры нацисты наделали абажуры.
[iv] Примеры пересылки оружия как будто зафиксированы.
[v] Такая кара была бы явно несправедливо мягкой.
[vi] Так называемые bad area.
[vii] Я на этом проиграл пари.
[viii] Так называется денежная сумма, выплачиваемая социальными службами Германии беженцам. Цифру получил от своей двоюродной среды.

НОВЫЙ МАЙДАН НЕМИНУЕМ


УКРАИНА
Население
• Оценка (2015)
• Перепись (2001) 48.222.665 чел.
• 


 42 643 920[11][12] чел. (32-е)

 Наткнулся я случайно на эти цифры и ужаснулся: население Украины за 14 лет сократилось почти на 6 миллионов человек. Если так пойдет дальше , страна к 2050 г. перестанет существовать. И как работает оставшееся в незалежной население? ВВП  - 8 т. долл. на человека. Для сравнения в Израиле - 38 т. долл.. Проще говоря, один работник в Израиле производит товаров в ЧЕТЫРЕ раза больше, чем тот, кто занят в производстве Украины. Объяснить такое плохими олигархами, президентами и министрами трудно. Надеяться, что Запад и демократия научат украинцев плодиться и хорошо работать тоже затруднительно. 
Видимо, проблемы этой страны лежат гораздо глубже, чем кажется. На фоне чудовищного кризиса, куда Украина загнала сама себя, аннексия Крыма и агрессия Москвы в Донбассе играет чуть ли не спасительную роль. Путин, судя по всему, вовремя понял это и унял своих карбонариев, обратив взор за пределы б. СССР. Осталось - отдать Киеву на кормление Крым - и тогда новый Майдан неминуем.


ЖЕНЩИНЫ В МУЗЫКЕ

Женщины в музыке

Репортаж Ольги Славниной о музыкальном вечере в клубе "Вечера на Гудзоне".
Идея вечера, посвященного женщинам-композиторам, возникла после того, как такой концерт успешно прошёл в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.
Вот уже более 10 лет март в Америке считается месяцем истории женщин; в это время во многих городах и весях нашей страны проходят мероприятия, акцентирующие внимание на достижениях женщин в различных областях человеческой деятельности.
Программа концерта, посвященного вкладу женщин в музыкальное искусство, включала в себя произведения женщин-композиторов: Лили Буланже, Ребекки Кларк, Софии Губайдулиной и Клары Шуман. Исполнителями программы были, конечно, тоже женщины...
Актив клуба "Вечера на Гудзоне" предложил исполнительницам повторить вашингтонскую премьеру на берегу Гудзона, а если быть точным, в Нью-Йорке, в центре Манхэттена. Музыканты не только откликнулись на это предложение, но и существенно обогатили программу, включив в нее сочинение современного американского композитора, лаурета премии Грэмми Либби Ларсен. Произведения, звучавшие в концерте, были в полном смысле слова открытием для слушателей. Исключением, пожалуй, была ‘Чакона’ Софии Губайдулиной - одно из самых исполняемых фортепианных произведений этого выдающегося композитора, мэтра российской композиторской школы. На Западе Софию Губайдулину называют "последним великим композитором 20 века". Возвышенная ‘Чакона’, в исполнении Ирины Нузовой, звучала как скорбное раздумье, и явилась как бы духовным стержнем всей программы, придала ей цельность и одухотворенность, подчеркнув символичность самой идеи проекта. Композитор Губайдулина, отвечая на вопрос корреспондента об ощущении женского начала в процессе творчества, ответила, что для нее важна софийность. Ведь София во многих религиях, в том числе греческой, языческой русской - олицетворение мудрости. Она явилась миру как спасительница духовного начала, которая в то же время небезразлична к материи, ее устройству и качеству…Так, по мнению Губайдулиной, творит женщина – в той или иной сфере.
‘Чакона’, о которой было сказано выше, подготовила драматическую кульминацию концерта. Ею явился цикл песен композитора Либби Ларсен, основанный на текстах писем и последних слов шести жен короля Генриха VIII, обреченных либо на изгнание, либо на смерть. В концерте прозвучали песни на слова Екатерины Арагонской, Анны Болейн, Джейн Сеймур и Анны Клевской. В эмоционально насыщенной трактовке певицы Елени Каленос, обладательницы глубокого драматического сопрано, каждая из песен прозвучала как моноспектакль, героиня которого переживает трагический момент в жизни. Каждая из героинь спектакля по-своему воспринимает свою участь: это и мольба о пощаде, и покорность судьбе, и протест против подлой клеветы, и нежные признании в любви, и смирение перед волею некогда любящего и любимого, несмотря ни на что, короля. Невозможно остаться равнодушным к этим женским голосам, которые благодаря прекрасной музыке из глубины веков взывают к состраданию.
Ну а теперь мне хочется вернуться к началу концерта и представить читателям композитора Лили Буланже, произведениями которой открылся вечер. Это были три фортепианные миниатюры, их светлая теплая палитра полна очарования и какой-то недосказанности. Этим настроениям соответствовал гибкий пианизм Ирины Нузовой.
Вслед за этим прозвучали две пьесы Буланже для скрипки и фортепиано. Партию скрипки исполнила Евгения Стренгер. Проникновенное звучание скрипки отличалось изяществом фразировки и трогательной теплотой.
Имя Лили Буланже незнакомо даже любителям классической музыки, в то время как в начале ХХ века с ним была связана громкая музыкальная сенсация: впервые за всю 115 летнюю историю существования Большой Римской премии эта награда была вручена женщине! Обладательнице этой премии в 1913 году исполнилось 20 лет, она была студенткой Парижской консерватории.К сожалению, жизнь Лили оборвалась в 25 лет от неизлечимого тогда туберкулеза. Имя её старшей сестры- выдающегося композитора и педагога Нади Буланже, прожившей 90 лет, прославили её ученики: Джордж Гершвин, Астор Пьяццолла, Леонард Бернстайн, Мишель Легран и другие.
Вторым композитором, представленным в описываемом нами концерте, была англичанка Ребекка Кларк, получившая музыкальное образование на родине и ставшая первой женщиной, игравшей в профессиональном оркестре. К тому же она играла на редком в те времена для женщин инструменте - альте. Поссорившись с отцом, Ребекка в 1916 году переехала в Соединенные Штаты и обосновалась в Нью-Йорке. Три года спустя Ребекка стала победительницей одного из престижных конкурсов композиторов, представив на нем свою Сонату для альта и фортепиано. Музыка, одновременно задумчивая и чувственная, настолько поражала слушателей, что многие считали, что Ребекка Кларк- всего навсего псевдоним композитора- мужчины- ведь женщине написать такую музыка, говоря современным языком, - слабо. В концерте Соната была представлена в аранжировке для виолончели.. Партию виолончели исполнила Роберта Купер, замечательный музыкант, тонкий интерпретатор. Произведение звучало поэтично и завораживающе, возможно, благодаря пряным, красочным гармониям в стиле Дебюсси, влияние которого испытала на себе Кларк, а также благодаря мастерству музыкантов - Ирины Нузовой и Роберты Купер.
Завершился концерт фортепианным трио композитора Клары Шуман, жены Роберта Шумана. Выдающаяся пианистка ХIX века, она во всех сферах творческой деятельности отличалась тонким вкусом и чувством меры. При насыщенной артистической жизни - гастроли по Европе, сочинение музыки, преподавание - Клара была преданной и заботливой женой, матерью 9 детей. Интересно заметить, что в своем творчестве Клара Шуман испытала влияние многих композиторов, в том числе Шопена, Мендельсона, Брамса, а вот влияния творчества своего великого мужа она сумела каким-то образом избежать! В то же время музыка самого Шумана пронизана цитатами из произведений... его жены!
Фортепианное трио Клары Шуман, исполненное скрипачкой Евгенией Стренгер, виолончелисткой Робертой Купер и пианисткой Ириной Нузовой, глубоко затронуло сердца слушателей. Музыка, преисполненная силы и благородства, звучала темпераментно и гармонично.

АННА АХМАТОВА И ЛЕВ ГУМИЛЁВ


Мать и сын. Анна Ахматова и Лев Гумилев

Три первых дня сентября смотрела по КУЛЬТУРЕ захватывающий телефильм «Ты сын и ужас мой», снятый в 2005 году, но мною почему-то пропущенный. А смотреть его нужно. Он еще раз возвращает нас к неразрешимой  и тяжкой проблеме взаимоотношений двух очень близких людей, оставивших ощутимый след в российской культуре, Анны Ахматовой и Льва Гумилева.
Вклад в нее Анны Ахматовой вряд ли кто решится оспаривать, но и Лев Гумилев, при всей драматичности и скукоженности своей жизни на воле (он провел 14 лет в лагерях, четырежды его арестовывали), остался в истории как крупный ученый-востоковед, выдвинувший известную теорию «пассионарности».
Оба были фигурами яркими, незаурядными, оба прожили тяжелейшие жизни, каждый из них по-своему любил и жалел другого, но понять не мог. Даже исповедуя христианские взгляды, эти двое ничего не прощали друг другу, и нам неведомо, узнали ли они один другого «в мире новом».

 Но скажу о фильме. В нем участвуют два человека. Автор сценария и ведущая Нина Попова, она же директор музея Анны Ахматовой. В питерском музее Ахматовой я не была, но порадовалась, что такая симпатичная, многознающая и  артистичная личность им руководит.
Она сумела преподнести нам историю матери и сына тонко, без излишнего пафоса, с большой долей такта по отношению ко всем ее участникам.
На долю народного артиста России Николая Бурова пришлась «роль Гумилева», он читает письма Николая - маме из Слепнева, Бежецка, ей и другим женщинам – из лагерей. У хороших артистов так получается – а я поняла, что Буров – очень хороший артист, правда, сейчас он на административной должности – директор Исаакиевского собора, - что сквозь звучание и вибрацию голоса, сквозь тон и интонацию, живо видишь автора письма, с его характером и со всеми повадками...

Письма же читаются уникальные, ранее не публиковавшиеся, что особо оговорено в титрах. В самом деле, никогда не слышала и не читала писем Анны Ивановны Гумилевой к своей невестке, Ахматовой. В них она называет Анну Андреевну «дорогая моя Аничка», а подписывает письма так: «Горячо любящая тебя мама». Ахматова на это отзывается ответной лаской «Дорогая моя мамочка».
Согласитесь, отношения между свекровью и невесткой редкие, прямо-таки удивительные, особенно если учесть, что Лев Николаевич Гумилев (1912 – 1992), единственный сын Ахматовой и Гумилева, все детство провел у бабушки. Анна Ивановна с внуком жили в имении Слепнево, затем в Бежецке, а Анна Андреевна (везло Гумилеву на Аннушек, вторая жена его также была Анной, Анной Энгельгардт) изредка наезжала из Петербурга проведать сына.
Но не будем бросать камня в Ахматову, каявшуюся: «Я плохая мать». Не в этом, как кажется, было дело. Ребенок был копией Николая, с детства и всю жизнь боготворил Гумилева, с матерью был всегда неоправданно резок, ей не верил.

Если оглянуться на прошлое и задаться вопросом, любила ли Ахматова Гумилева, то вспомнятся ее многочисленные отказы на его предложения руки, его попытка самоубийства и то, как, взятая измором, она наконец согласилась стать его женой. И что за этим последовало? Ссоры, ревность, долгие отлучки Гумилева, уезжавшего самоутверждаться в Африку, его измены, их свадебная поездка в Париж, в которой уже наметился ее будущий роман с Модильяни...
Конечно же, не любила. И был в ее жизни кто-то, кто предшествовал Гумилеву.
Вообще жизнь Ахматовой 1910 - 20-х годов для меня полна загадок. И стихи порой не только не помогают, а мешают достоверной картине.
Но я не сказала еще об одной – главнейшей – причине, по которой Ахматова не спешила брать Леву к себе. Кроме отстутствия жилья, кроме неустроенного быта, она была Поэт, поэт Божьей милостью, что признавал и ее муж Гумилев, считавшийся поэтическим мэтром и приведший ее, неофитку, в поэтический круг. Именно в год  рождения Левушки (1912) Ахматова издала свой первый поэтический сборник "Вечер". Совмещать материнские обязанности с делом Поэта она не то чтобы не могла – не хотела.

Так же, как не хотела заниматься хозяйством.
Я запомнила один удивительный рассказ в очень интересных воспоминаниях Марианны Козыревой. На следующий день после последнего - четвертого – ареста Левы (а его забирали в 1933, 1935, 1938 и 1949) Ахматова пришла в квартиру, где Марианна делила комнату с Птицей, женщиной, которую Лев любил. Сказала, что нужно срочно уничтожить все ее рукописи, что у нее самой уже второй обыск, в волненье попросила дать ей какой-нибудь носок – заштопать.
И вот когда она ушла, Марианна поразилась филигранной штопке этого носка, вспомнив при этом, что прореху на своем черном халате с хризантемами Анна Андреевна никогда не заделывала. Что это? Похоже, что отнюдь не неумение, а нежелание. Поэт, она не хотела отвлекаться от своего дела, того главного дела, которое принесло ей высокое место в истории.
 Свое название телесериал получил по строчкам из РЕКВИЕМА:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу -
Ты сын и ужас мой.
(1939)
Сын и ужас. Характерно сочетание этих двух слов. Сын расстрелянного большевиками поэта и далекой от революции, «камерной» поэтессы, Лев с самого рождения был под ударом. Он сидел «за отца и за мать», но отец был в могиле, и имя его было свято, матери же всегда можно было бросить в лицо обвинение.

Ответить ей было нечем. Не спасала? Но вот это: «кидалась в ноги палачу» разве не говорит само за себя? В фильме перечислены те многочисленные адресаты, к которым Ахматова обращалась от своего и (из боязни навредить) не от своего имени. Все ли делала? Почему Льва не освобождали так долго? Но легче всего обвинить слабую, одинокую женщину, которую не издавали, подвергали идеологическим преследованиям, в том, что она живет только для себя, других любит больше, чем сына, ничего для него не делает...
Лев ругал Ахматову и за «Реквием». Он был недоволен тем, что по нему, живому человеку, прошедшему невредимым через войну и лагеря, мать сложила РЕКВИЕМ.
А вот интересно, Моцарт написал свой РЕКВИЕМ по тому умершему, чья семья заказала ему музыку? Нет, конечно. Это был реквием и по своей жизни, что прекрасно почувствовал Пушкин, и по жизни каждого из нас, живших, живущих и собирающихся жить в этом мире. Странно, как взрослый и глубокий человек не понял, что РЕКВИЕМ Ахматова посвятила далеко не только ему. Это плач по всем убиенным в страшный морок террора, окутавший в те годы страну. По женам и матерям, стоявшим в очереди с передачей возле Большого дома. По всем несчастным жителям городов и поселков, запуганным, издерганным страхом, обезумевшим от тогдашнего мрака и абсурда.

Обезумившим.
Нина Попова говорит, что в годы сталинщины у Ахматовой была навязчивая идея, что кто-то читает ее рукописи. Чтобы проверить, она клала на страницу волосок (?), возвращалась – и ей кзалось, что волосок сдвинут. Не безумие ли это? И не сама ли Ахматова в Реквиеме скажет: «Уже безумие крылом души накрыло половину»?
Было и еще одно: доходящая до мании подозрительность. Ахматова считала, что главная женщина в жизни Гумилева, Наталья Васильевна Варбовец (1916 - 1987), или Птица как звал ее Лев, была подосланным к нему агентом Госбезопасности. Считала бездоказательно, но смогла его убедить. Однако не это помешало Льву и Птице соединиться, создать семейное гнездо. Наталья Васильевна, по воспоминаниям Марианны Козыревой, «была необыкновенно красива. Настоящая Настасья Филипповна». Лев влюбился сразу, на следующий день после встречи пришел делать предложение. Но сердце Натальи было занято, всю жизнь она любила коллегу по работе в отделе редкой книги Владимира Люблинского. Льву она ответила, что «подумает». Ничего хорошего не вышло из этого романа.
Птица после смерти Ахматовой узнала о подозрениях, которые мать передала сыну, была в ужасе «от клеветы».
Не удивительно ли, что Ахматова, всю жизнь страдавшая от клеветы («И всюду клевета сопутствовала мне»), стала ее источником для другого человека? И не страшное ли время, мутящее и деформирующее людское сознание в том виновато?

А Лев Николаевич обошелся с бывшей возлюбленной совсем не по-джентельменски. Встретив ее в питерском трамвае через десять лет, остановился и прокричал на весь трамвай, цитируя Пушкина: «Возможно ль, ах, Наина,  ты ли? Наина, где твоя краса?» Бедная женщина бросилась прочь из трамвая. И снова задумываюсь... А мог ли быть у Льва Гумилева другой характер? Спокойный, уравновешенный? При такой его жизни, не дававшей его душе ни сна, ни отдыха?
В молодости слышала лекцию Льва Николаевича в Московском университете. Тогда шла молва об его необыкновенной теории, объясняющей мощные перемещения целых народов процессами, происходящими в атмосфере (так, во всяком случае, мне запомнилось).
Лекция была большая. Удивило, что среди пассионарных народов были названы очень многие, все, кроме евреев. Вообще в процессе дальнейшего чтения его трудов я выяснила, что в отличие от матери, настоящей юдофилки, сын был скорее юдофобом. Может быть, и здесь действовал принцип: быть во всем непохожим на мать?
В этих своих записках я временами ухожу от фильма, но это и хорошо – он вызвал у меня много мыслей «в пандан». Уверена, что вызовет и у вас.
Пять последних лет жизни Ахматовой она и Лев Гумилев не общались, не видели друг друга.
Архив матери, завещанный ему, Льву Николаевичу не достался. Нина Попова объясняет это так: «В 1969 году советский суд не мог передать наследство лагернику». Архив Ахматовой, доставшийся семье Пуниных, был распродан.
Лев Гумилев в 1967 году, в 55 лет, женился – опять на Наталье, только уже Викторовне. Последние его годы прошли в тишине и покое. Он пережил мать на 26 лет. И когда я сейчас думаю о них обоих, мне почему-то кажется, что «в мире новом» они окликнут друг друга и простят. А ? Как вы думаете? Ведь бывает?


Ты сын и ужас мой. Дорогами разлук

ШЕНДЕРОВИЧ ВСЁ ЕЩЁ СРАЖАЕТСЯ

Виктор Шендерович в сражениях с абсурдом

Вообще-то абсурд не только в России - а именно ей и ее жителям посвящены были юморески, куски пьесы и даже стихи Виктора Шендеровича на прошедшем в Вашингтоне аншлаговом концерте, - но о нем речь впереди.
Пока же скажу несколько слов о здешнем американском абсурде. Случается, что вечером я оказываюсь в спортивном зале, как здесь говорят, «джиме". Любимый снаряд у меня пешеходная дорожка, по которой ты идешь на привычной скорости, отдыхая от забот дня.
И вот идешь по дорожке – а напротив на стене, прямо перед глазами, с одного из телеэкранов смотрит на тебя человек средних лет, с явно крашеными волосами, усиленно жестикулирующий и что-то без умолку говорящий.
Пять минут говорит, десять... на соседних экранах давно уже сменилась картинка: на этом вместо аппетитных бутербродов показывают стиральный порошок, на другом – участника спортивного шоу, сорвавшегося со стенки в воду, сменил атлет, проделавший этот аттракцион без запинки.
И только на одном экране картинка не меняется: раскрытый рот говорит, говорит, говорит. Неужели этот вульгарный, не слишком обремененный образованием человек, чем-то напоминающий – и не мне одной – Жириновского, - станет хозяином Белого дома? А ведь близко. Пока он на первом месте среди республиканских депутатов. И разве это не абсурд?

Вообще абсурдные ситуации встречаются сегодня постоянно. Одна из самых катастрофических, грозящая привести к гибели человечество, - ситуация противостояния Америки и России.
Все видят, что она надумана, что старый матрас «конфронтации» с Америкой вытаскивается российскими властями «на солнышко» всякий раз, когда нужно отвлечь людей от внутренних проблем, найти подходящего внешнего врага.
Тут задача - и гнев народный отвести от себя и своих «чудес», и сконцентрировать ненависть на чужом, нероссийском. Именно потому мы в журнале ЧАЙКА объявили сатирический конкурс на тему этого «противостояния». Нам казалось, что средствами сатиры и юмора можно с ним сразиться, его осмеять, показать глупым и нестрашным.
И что же? На конкурс прибыло всего несколько работ. А надо сказать, что самый большой читательский контингент у нас из России. Почему же люди на наш конкурс не откликнулись? Отсутствуют  сатирические дарования, дефицит юмористов?
Ответ можно найти у того же Виктора Шендеровича, к разговору о котором я приступаю.
Виктор работает в жанре политической сатиры – весьма редком для отечества.
В интервью, данном перед концертом «Голосу Америки», он сказал по этому поводу так:  «В России политическая сатира слаба из-за страха и традиции».
Итак, страх. Он на первом месте. Люди боятся. Боятся выходить на демонстрации и митинги, даже разрешенные, – вдруг, как на Болотной, тебя схватят и посадят, придравшись непонятно к чему? Боятся высказывать свои мнения – мало ли что? Вдруг это все фиксируется и передается по инстанции? Сталинские репрессии еще не наступили, но страх из тех времен засел в жилах, да и новые времена слишком уж стали напоминать и 1930-е, и 1949 -1952. Кто это время не застал, знает о нем по литературе, по семейным преданиям, несет его в генной памяти...
Традиция – о да, она давняя. Спрятаться, не реагировать, укрыться в футляр, заткнуть уши ватой, жить по-пескариному – дрожа, но жить. Исключения - даже среди писателей - редки. В 19-м веке можно вспомнить гоголевского «Ревизора». Он был представлен на сцене Александринки в 1836 году, к тому же на премьере был сам Николай Первый. Комик Дюр, игравший Хлестакова, нажимал на все педали.
Царь много смеялся над забавником. После спектакля сказал Гоголю, что в пьеске «всем досталось, а больше всех – мне». Хитрил. В конце пьесы лавочка «служебных воров и грабителей» накрывается, прибывает настоящий ревизор – по императорскому «Именному повелению». Зло наказано.
И все же пьесы остерегались. Из предосторожности ставили мало.

А как после революции? Маяковский?
На «Прозаседавшихся» Ленин отреагировал довольно беззлобно, на первый раз сошло, с «Клопом» и «Баней» было посложнее, пьесы отчаянно критиковались, на сцене шли редко.
Юмористы сталинского времени Ильф и Петров на политическую сатиру не посягали, отчасти на нее посягнувший Зощенко – поплатился.
Поплатился и Эрдман с его «Мандатом» и «Самоубийцей» – годами каторги.
Булгаков? Его сатирические пьесы не ставились и не издавались.
Даже замечательный Евгений Шварц не увидел своих острых и ярких сатирических парабол, запрятанных в сказочную оболочку и направленных якобы против тех, «которые за рубежами»; на театре – ни «Голого короля», ни «Дракона» при его жизни не поставили.
Слышали ли вы про какую-нибудь современную злободневную политическую пьесу, востребованную театром? До меня донеслось лишь известие, что Театр Сатиры взял к постановке очередной сатирический опус Юрия Полякова, чье направление и чья репутация, по-видимому, искупают прямо-таки невероятную смелость дирекции.
И вот при такой ситуации в тот небольшой, подаренный нашей стране промежуток свободы, что обозначен был словом «Перестройка», появился писатель-сатирик, не боящийся политических тем. Говорю о Викторе Шендеровиче. О да, в тот период появились и другие, из коих самым талантливым был, конечно, Михаил Жванецкий.
Но, воля ваша, удивительный, искрометный дар Михаила Михаиловича не посягал на основы, избегал уж очень острых, опасных тем.

Правда, на недавнем вечере в честь ТЭФФИ сидящим в зале телевизионщикам не понравился беспощадно точный, нелицеприятный материал Жванецкого о российском ТВ. Кто же хочет, чтоб его в глаза высмеивали?
Сказали: не смешно – и вырезали выступление Мих. Миха как неудачное. Не занимайся впредь сатирой на работодателей!
А Виктор Шендерович только тем всю жизнь и занимается. Кто помнит его знаменитые «Куклы» и даже не столь давний «Плавленый сырок» - разили они власть имущих не в бровь, а в глаз, да и вообще ударяли по самым чувствительным местам.
На прошедшем концерте в Роквилле (Большой Вашингтон), где собралась, казалась, вся русскоязычая община региона, Виктор Анатольевич – по-молодому живой, легкий и артистичный, в простой неяркой рубашке, - читал отрывки из последней книги «Блокада мозга». Книга до Вашингтона не добралась – раскупили по дороге – в Бостоне и Кливленде, Чикаго и Филадельфии, во всех пунктах, куда вели гастрольные маршруты.
Книга эта, как я понимаю, публицистическая.  А публицистикой Шендерович занимается  тридцать лет, начиная с 1980-х.
Вот мои отрывочные записи, сделанные по ходу концерта:
- Время? Да как всегда говорят - судьбоносное.
- Политический строй России - садомазодержавие.
-  Индейцы. Скуки нет: то у них Евровидение, то война, то Олимпийские игры.
- Соловей. Возникает законный вопрос, с какого голоса поет этот соловей... лучше пусть отправляется вон к своим заокеанским хозяевам.
- Чем меньше знания, тем крепче убеждения.

Потрясла меня история, которая человеку, не знакомому с советскими реалиями, могла показаться абсолютно фантастической, - как под впечатлением от «армейских буден» молодой Шендерович написал рассказ «Крыса». Было сие в 1983-м.
В нем он описывал реальный факт многочасового садисткого убиения несчастного зверька советскими солдатами и их командиром.
Начинающему автору повезло: в журнале «Иностранная литература» нашелся редактор - добрая душа - предложивший рассказ опубликовать. На страницах журнала «Иностранная литература». В переводе с испанского. Под названием «Опоссум». И чтобы действие происходило в армии Гондураса, где власть захватила хунта.
Не правда ли, действительность перехлестывает фантазию?
А вот еще одно тому подтверждение. Тогда рассказ опубликован не был – молодой автор проявил норов. Но сейчас, сейчас... вы можете его найти в журнале «Иностранная литература» № 2, за 2000 год. Рассказ, естественно, называется «Опоссум», дан в переводе с испанского и описывает армейские будни гондурасской хунты. Автор - некто Хулио Сакраментос, переводчик - Виктор Шендерович, он же написал предисловие, в котором длянепонятливых рассказывается вся предыстория.
Тот, кто следит за биографией Виктора Анатольевича, понимает, что в настоящее время писатель не только и не столько сатирик, сколько комментатор и интерпретатор происходящих в России процессов. Для власти, не терпящей критики и принимающей лишь славословие, он «из маргиналов перешел в главные враги». Слушаете ли вы его выступления на «Эхе Москвы», на «Свободе»? Я слушаю - и каждый раз боюсь, что это выступление будет последним, что Виктор не сумеет уберечься от мести разъяренного Левиафана.
Болею за него.  И благодарна.  Другой бы на его месте отмахнулся – подступают тут всякие с просьбой об интервью!  Вот «Голос Америки» -  они с писателем договорились заранее, а тут какая-то ЧАЙКА, без всяких согласований, хочет, чтобы ей уделили время! И однако – согласился. Сказал: отвечу на три ваши вопроса. Пришлось не просто сократиться – полностью вопросы перекроить, чтобы вышла компактная трехчастная форма. В результате вот вам, дорогие читатели ЧАЙКИ, эксклюзивное интервью, данное нашему журналу Виктором Шендеровичем:
С театра событий
(Интервью с Виктором Шендеровичем)
И.Ч. Вы как драматург в каком жанре написали бы пьесу о сегодняшнем противостоянии России и Америки - комедийном? трагедийном?
В.Ш. Конечно, такой сюжет сегодня - в отличие от андроповской эпохи - был бы трагикомическим.
И.Ч. Чем Ваша пьеса кончится?
В.Ш. Закончиться все могло бы внезапным обнаружением, что все это происходит в лечебнице, и герой, воевавший с Америкой, засыпает после порции галоперидола...

И.Ч. Как предположительно может сложиться судьба ее автора?
В.Ш. О судьбе автора такой пьесы хочется думать хорошо, - если, конечно, он вовремя отъедет от реальных психов на достаточное расстояние.
 Не воображаемый драматург – реальный Виктор Шендерович – продолжает свои гастроли по городам Америки. Успеха Вам, Виктор Анатольевич, и будьте осторожны, возвратившись на родную землю!

Концерт в Америке, февраль 2015

***