воскресенье, 12 июля 2015 г.

ОПЯТЬ БОЛЬШАЯ АЛИЯ?

Минабсорбции: Израиль, возможно, находится на пороге "большой алии"

время публикации: 21:53 | последнее обновление: 22:07
блог версия для печати фото
Минабсорбции: Израиль, возможно, находится на пороге "большой алии"
По итогам первого полугодия министерство абсорбции сообщило о росте темпов репатриации из России.
По данным, опубликованным министерством 12 июля, за первые шесть месяцев этого года Израиль принял больше на 50% репатриантов из России, чем за тот же период прошлого года.
В министерстве абсорбции ожидают, что в летние месяцы число репатриантов увеличится.
Министр абсорбции Зеэв Элькин, закончивший 12 июля официальный визит в Россию, считает, что, возможно, Израиль находится на пороге "большой алии" из России. По словам министра, которого цитирует сайт Ynet, еврейское государство должно приложить максимум усилий, чтобы "подготовиться к приему репатриантов и с максимальной пользой использовать их огромный потенциал".

ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА 11 ИЮЛЯ


Время выхода в эфир: 11 ИЮЛЯ 2015, 19:06


Ю.Латынина Добрый вечер. Юлия Латынина, «Код доступа», +7 985 970-45-45. На этой неделе умерла Екатерина Гениева, директор «Иностранки», один из тех людей, которые, действительно, были в России деятелями культуры. У нее был рак 4-й степени, и, собственно, весь этот год уже после того, как ей поставили диагноз, ее непрестанно таскали на допросы в Таганскую межрайонную прокуратуру. Поводом был, представляете, проект Людмилы Улицкой о толерантности.
Этот проект вызывал гигантское недовольство кремлевских троллей. Этот проект вызывал демонстрации всяких, соответственно, правильно обученных людей в городах, куда он приезжал. По поводу гей-пропаганды таскали ее на допросы. Кроме того, при «Иностранке» помимо прочих Центров работал Американский Центр. Естественно, только культурный, но 6 комиссий от всяких разных органов проверяло этот Центр, она гасла на глазах и всё это время ей приходилось объясняться-объясняться. Ей звонили из Минкульта с требованием закрыть этот Центр, она ответила, что «Пожалуйста, принесите мне бумажку – я его закрою». После этого звонки прекратились, а комиссии, наоборот, участились.
Она, например, проводила концерт Макаревича – ей опять звонили из Минкульта с требованием настоятельно отказаться от концерта Макаревича. И так далее, и так далее. Некоторые эпизоды из того, что я говорю, описаны в ее последнем интервью Медузе предсмертном, которое, на самом деле, очень позитивное, очень такое вот, когда только один раз прорывается у Екатерины (она говорит «Страшно, что будет после меня»).
Вот, действительно, страшно, что будет после нее, потому что я вот сейчас думаю, что на ее похоронах будут все те убийцы и палачи, которые ее травили. Конечно, рак четвертой степени – это рак четвертой степени, но мы никогда не сможем сказать, сколько вот те следователи прокуратуры дополнительно отняли у нее жизни.
Это просто к тому, что… Вот, я думаю, как Мединский и все остальные товарищи будут вести себя на этих похоронах? Ведь, будут говорить, какая замечательная женщина, как много она сделала для русской культуры. А про себя я думаю, что многие будут думать «Наконец-то сдохла сучка, и мы не будем переживать за Американский Центр и за концерты Макаревича».
+7 985 970-45-45. Ну, собственно, главная международная новость – это греческий референдум. Таки, да, кто бы сомневался? Греческая демократия количеством 61% проголосовала против злобных планов проклятых европейских фашистов и даже жидомасонов. У меня человек, который ведет мое сообщество в ЖЖ, вывесил там очень смешной один рассказ. Правда, конечно, это изолированный рассказ человека, который стоял в греческой очереди в банкомат и слышал, как его собеседник рассказывает о том, что всё это против Греции устроили жидомасоны и олигархи с соответствующими финансовыми центрами. Просто, видимо, этот греческий товарищ нашел бы, много о чем поговорить с главой РЖД господином Якуниным.
Ю.ЛАТЫНИНА: Кто бы сомневался, что греки проголосуют за то, чтобы не платить долгов?
Так вот. Кто бы сомневался, что греки проголосуют за то, чтобы не платить долгов? И, собственно, на этом вообще-то теоретически всё должно было закончиться. То есть Евросоюз должен был бы ставить точку, и сказать «Хорошо, мы – проклятые жидомасоны, олигархи и прочее-прочее, и мы не будем вас бедных дальше угнетать».
Но проклятые жидомасоны, конечно, продолжают: бросились спасать Грецию, делают всё, чтобы она осталась в Еврозоне. Тем более, что, на самом деле, ситуация достаточно сложная, потому что новые предложения, которые после этого референдума выкатил Ципрас Евросоюзу, они, в общем, действительно, в значительной степени повторяют предложения Евросоюза, и таким образом видно, что, несмотря на то, что Ципрас отчаянный левак, он, в общем-то, как и многие шизофренические политики такого рода, он очень хороший манипулятор.
Вот, все социопаты – хорошие манипуляторы именно ровно потому, что они не чувствуют никакой ответственности ни перед чем кроме своих собственных манипуляций. И таким образом Евросоюз, действительно, оказался в очень сложном положении, потому что формально Евросоюзу плюнули в лицо и Ципрас показал им, какой он великий и как он имел Евросоюз. А реально он выкатил предложение, которое, действительно, мало отличается от первоначальных жестких предложений Евросоюза.
Хотя, я должна сказать еще одну замечательную вещь по поводу вот этого левого правительства в Греции. Я не знаю, заметили вы или нет, что почему-то этому замечательному правительству, которое, вроде, левое, троцкистское, атеистическое, не пришла в голову одна очень простая вещь – конфисковать имущество Греческой Православной Церкви. Я вас уверяю, что Греческая Православная Церковь как и в Византии является главным экономическим субъектом Греции. Количество земель, которыми она владеет, и количество хозяйств, и количество налогов, которые они не платят… Вот, если просто льготы по налогам отменить, то все греческие долги, вернее, все проценты по греческим долгам можно будет заплатить с лихвой. Там, по-моему, с греков в качестве процентов требуют миллиард 700, а налоги с Православной Церкви, если бы она их платила, составляли 2 миллиарда с лишним в евро, но за эти цифры я очень точно не ручаюсь.
Православная Церковь Греческая – это совершенно замечательные ребята. Хозяйствуют они, понятно, как примерно наш Госплан. То есть когда, например, года 2 назад был сверхурожай оливок, все цены упали. Естественно, Греческая Церковь не продавала оливок, на ее землях росших, по другой цене, кроме как по той, по которой она хотела. В результате, насколько я понимаю, оливки так и не продались.
Я слыхала от своих приятелей другую замечательную историю с одним греческим епископом, который угрожал отлучить от церкви людей, которые фисташки будут продавать по цене ниже.
Вот, я обращаю ваше внимание к вопросу о высокой духовности. Греческая церковь – она, конечно, высокая духовная, но, на мой взгляд, вот в нынешней экономической ситуации, не дожидаясь вообще даже требований правительства, Греческая Церковь – ну, они же не по части материальных ценностей, они ж по части духовных ценностей. Они должны были бы сами предложить народу распродать соответствующие земли. А вместо этого мы видим удивительную вещь, что во всем виноваты злобные масоны из Лондона и еще там откуда-то, и правительство, которое рекомендует себя как левое, даже не заговаривает о том, чтобы, например, что-то сделать с очень крупными экономическими владениями Греческой Церкви.
Но, конечно, я могу честно вам сказать, что если бы да, если бы античные историки воскресли и посмотрели по телевизору результаты воскресного греческого референдума, то они были довольны, потому что как 2,5 тысячи лет назад греческая демократия заключалась в прощении долгов и переделе земель, точно так и сейчас: прощение долгов (тех, которые они должны Евросоюзу) и передел земель в том смысле, что Ципрас обещает… Естественно, это (как раз передел земель) не касается в данном случае Греческой Православной Церкви. Господин Ципрас обещает раскулачить всех проклятых богачей: с его точки зрения, это обеспечит экономический рост.
Но еще раз, вот это удивительная вещь, потому что сейчас, конечно, Евросоюз в первую очередь заинтересован в том, чтобы выпнуть Грецию из Еврозоны, особенно в этом заинтересована Германия, потому что уже ясно, что ничего страшного от этого не происходит. Потому что всё падение, связанное с Грецией, отыграно уже евро, и вообще евро, которое слабое, это хорошо для европейского производства. Вроде бы, само греческое правительство – оно же обещало, оно теоретически должно быть заинтересовано в том, чтобы освободиться от этого проклятого Евросоюза и прочих жидомасонов, и кровопийц, которые кровь пьют у православного греческого народа.
И, вот, мы видим евробюрократию, которая а) единственная заинтересована в том, чтобы оставить Грецию в Евросоюзе, потому что, ну, евробюрократия… Бюрократы всегда так устроены: для них, вот, перемены – это всегда плохо.
Ну и, конечно, Ципрас поставил их в очень сложное положение, потому что, сначала гордо плюнув им в лицо, он, на самом деле, предложил очень похожий план, будучи превосходным манипулятором.
Но вот интересно, что всё, что ни делают социопаты и манипуляторы во главе правительств, они, конечно, сохраняют, даже устроив катастрофу со своим народом, очень высокие избирательные рейтинги, потому что они всегда очень плавно переходят от обещания булок на деревьев к поиску врагов, из-за которых эти булки не произросли (что мы, собственно, сейчас и наблюдаем в Греции). Но всегда их личная выгода кончается очень большими проблемами для народа.
Вообще я должна сказать… Хочу рассказать по поводу этих самых булок, которые когда они не растут, виноваты оказываются те, кто их украли. Есть такая замечательная исландская сага, Сага об Эгиле, и в ней рассказывается следующая история. Был такой конунг Харальд в Норвегии, у него был дружинник, которого звали Торольв. И этого Торольва Харальд поставил в одну из областей лендрманном, то есть собирать дань. А, соответственно, у этого Торольва были недруги, которые… Ну, это были сводные братья, их звали «Сыновья Хильдирид» и они всё время конунгу клеветали на Торольва и объясняли, что Торольв его обкрадывает, что дань совершенно недостаточна, что, на самом деле, он ее крадет себе.
Ю.ЛАТЫНИНА: Знаете, я иногда читаю африканские блоги – очень интересно
В конце концов, конунг Торольва увольняет и сыновей Хильдирид назначает на это место. И, естественно, они, поскольку они гораздо слабее и хуже администраторы, и дружина у них меньше, они приводят дань гораздо более меньшую. И конунг говорит «Ребят, так чего это такое, да? Вы мне говорили, что Торольв меня обкрадывает, а вы привезли мне теперь какие-то ошметки вместо беличьих шкурок». И тут что отвечают сыновья Хильдирид? Правильно, они говорят: «Правильно. Конунг, очень хорошо, что ты заметил, насколько более плохая дань, потому что знаете, что случилось? Что пока мы собирали эту дань, Торольв ездил со своими людьми по той же самой местности, запрещал всем платить вам дань и всё забирал себе».
Да? То есть вот это классическая история: если ты с чем-то не справляешься, ты всегда должен обвинять того, место которого ты занял клеветой.
У Роберта Мугабе, который пришел к власти на волне экспроприации, на волне, что «Вот они, проклятые белые, нас ограбили», когда стало хуже, что стал рассказывать своему народу Роберт Мугабе? Что это всё проклятые белые виноваты.
У Алексиса Ципраса будет то же самое: чем хуже будет Греции, тем больше будет Германия виновата. А чем больше будет виноват кто-то другой, тем меньше желания исправляться, потому что из этой ненависти образуется такой, вечный двигатель.
+7 985 970-45-45. И, конечно, главная российская новость этой недели буквально этих дней – это поразительная статья, опубликованная в Газете.Ru о Майкопских десантниках-контрактниках. Казалось бы, никто не ожидал от такого сервильного ресурса, но абсолютно сильная статья, в которой рассказывается подробно с именами, с цитатами о нескольких людях (по утверждению Газеты.Ru их число достигает нескольких десятков), которые не хотели отправляться на войну в Украину и, соответственно, на них завели уголовное дело за дезертирство.
Я вам очень рекомендую эту статью, потому что, ну, как бы, ее, конечно, Минобороны будет опровергать сколько угодно, но любой человек, который ее прочтет, понимает, что там всё правда от первого до последнего слова.
Я вам очень рекомендую в этой статье два замечательных момента. Это объяснение этих десантников, почему они не хотят отправляться в Украину, когда они, во-первых, объясняют, что они живут в абсолютно нечеловеческих условиях (нечеловеческих даже для привыкших, в общем, к нечеловеческим условиям наших российских солдат). А во-вторых, они объясняют, что когда на полигоне объявлялся человек, который обещал им по 8 тысяч рублей за каждый день… Почему, собственно, эта статья появилась так поздно, вернее, почему эти десантники убежали так поздно? Сразу несколько этих десантников говорят, что «Мы по факту знаем, что нифига не заплатят – кидают».
Вот, на мой взгляд, это очень важный момент, потому что есть 2 проблемы, которые сейчас стоят перед российской армией. Вот, перед российским обывателем, которого 85% «за», надо мочить проклятых укров, Россия при этом самая миролюбивая страна в мире, таких вопросов не стоит. Но перед людьми, которых непосредственно отправляют на войну, стоит 2 вопроса.
Первый, это вот то, что можно назвать синдромом Ерофеева-Александрова. Когда попались украинцам Ерофеев и Александров, когда их командование (а они выполняли приказ) стало от них отказываться, это самое постыдное и страшное, что может случиться с солдатом. Потому что, ну, вот, израильская армия готова за своего солдата отпускать сотни реальных террористов… И здесь люди, которые воюют, они не могут не знать. Даже если они трижды заморочены российской пропагандой, даже если они серьезно убеждены, что укры все находятся на содержании Госдепа и что они сейчас у попавшегося в плен российского солдата вырежут печенку, как в этом были убеждены, собственно, Ерофеев и Александров, когда они отказывались оперироваться с полной анестезией, потому что боялись, что их сейчас разберут на органы (им это сказали). Вот, человек, который непосредственно воюет, он понимает, что есть такая вещь как воинская слава, просто элементарное признание страной своего солдата. И когда он попадет в плен или, не дай бог, с ним что-то случится, то скажут, что его там не было, что он дезертир, что он наемник, что он участник незаконного вооруженного формирования, всё, что угодно.
И второе, вот этот вот замечательный рефрен: обещают 8 тысяч и кидают. Вот это то, что я слышала от всех людей, с которыми я разговаривала по поводу Донбасса, начиная от Невзорова, который в этом деле большой профессионал, что там уже поставлено вот это кидание на поток. До каких-то случайных знакомых, которые рассказывают разные душераздирающие истории. Одна из самых последних, которые я слышала, о каком-то украинском парне, который приезжает в Москву, спасаясь от украинской поездки, потому что он не хочет воевать. Здесь ему обещают большие деньги, если он отправится воевать на Донбасс, соответственно, за пророссийских сепаратистов. Ему обещают большие деньги, ему обещают гражданство, прописку и так далее. Он отправляется, теряет в первом же бою руку и ногу, потому что там уже отработан механизм переработки нежелательного пушечного мяса ненужного в полутрупы. И, соответственно, он лежит в госпитале – ни прописки, ни денег, ничего.
То есть, вот, обращаю ваше внимание, что это не факт, что можно так обращаться со своей армией. Вот, для пиара это очень хорошо говорить, что мы в Украине не воюем, мы самая мирная нация, 85% рейтингов, офигительно всё. Но возникает вопрос, а насколько боеспособна будет российская армия, если с ней так обращаются?
+7 985 970-45-45. Еще одна история, о которой я, впрочем, подробно пишу в «Новой», это встреча в Уфе, встреча стран БРИКС и встреча Шанхайской Организации Сотрудничества. Я не буду пересказывать, естественно, всю свою статью в «Новой» — скорее, пожалуйста, ее читайте. Но, вот, я 2 вещи скажу. Вот, у нас где-то недели 2 назад господин Патрушев сказал, что Мадлен Олбрайт предлагала переделить богатства Сибири. Всем известно, вернее, как бы, референтам Патрушева, другим людям, которые произносили эту фразу, вернее, комментировали эту фразу, в том числе и Владимиру Путину, должно быть известно, что это липа, это лажа, это вранье, запущенное всякими патриотическими маргинальными группами в конце 90-х годов. Собственно, отсюда Мадлен Олбрайт – это еще времен Югославии история.
Так вот. И это фигня. Мадлен Олбрайт не предлагала переделить богатства Сибири. Это первая история.
И вторая история, это Владимир Владимирович Путин, который по итогам саммита ШОС говорит, что в Российской Федерации правительством принят целый ряд решений, связанных с созданием наиболее благоприятных условий для осуществления бизнеса в регионах нашей страны. Речь идет о создании территории опережающего развития с определенным дотированием участников экономической деятельности. Это в ответ на вопрос об отдаче земель Китаю.
Действительно, такой законопроект лежит в Думе. Действительно, такой законопроект фактически вводит для китайцев (ну, потому что земли мы отдаем только китайцам) правила экстерриториальности. То есть то же самое, что было в свое время с КВЖД: это такой верный признак колониальной зависимости: КВЖД формально находилась на китайской территории, но действовали там российские законы.
Вот сейчас наши власти действуют ровно наоборот: они отдают (уже отдали) в аренду земли Китаю, 115 тысяч гектаров первая ласточка в Забайкальском крае. Само по себе это очень небольшое количество земли, но лиха беда начало. Вот, я должна сказать, что государственный суверенитет обладает свойствами сферы. А сфера – это такая поверхность, что если вы выкалываете из нее одну точку, то она собирается в другую точку (вот, на примере мыльного пузыря это известно). Вот, вы выкололи точку всего 115 гектаров… Ну, еще плюс там Чечня – еще у нас другая выколотая точка. И очень трудно, на самом деле, после этого объяснять кому-нибудь на международной арене, что вы, действительно, крутое сильное современное государство, что вы такие крутые пацаны, что вы всех имели, потому что… Ну, как бы это сказать? Ведь, на самом деле, те соглашения, которые Россия заключает и будет продолжать заключать с Китаем, они очень похожи, допустим, на то, что Иран заключает с Китаем, когда тоже Иран отдавал Китаю месторождения. И причем под такими условиями, что Китай еще и обещался защищать эти месторождения как свою собственную территорию, ну, с понятными последствиями для суверенитета.
Вообще я две вещи очень коротко хочу сказать и про Шанхайскую Организацию Сотрудничества, и про страны БРИКС. С Шанхайской Организации Сотрудничества, на самом деле, вообще ничего интересного, потому что это достаточно слабая организация, которая совершенно явно, в общем, является китайским инструментом, она и создана была в качестве китайского инструмента. И, собственно, если вы посмотрите на карту, то вы увидите, что те области Среднеазиатские, которые еще недавно входили в состав Советского Союза, еще недавно, казалось, находились под влиянием России (это Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия), что часть этих земель входила в земли еще задолго до существования России в китайские земли. Часть находилась под их влиянием, часть находилась на Великом Шелковом Пути.
И, собственно, Шанхайская Организация Сотрудничества – это вот такой способ (не очень, кстати, удачный эффективный) восстановить контроль над этими землями. Гораздо более эффективный способ – это, собственно, возобновление Великого Шелкового Пути, гигантский китайский проект, который предусматривает строительство инфраструктуры в этих странах, который финансируется с помощью специального Азиатского банка инфраструктурного развития. Собственно, об этих инфраструктурных проектах шла речь и на этом саммите в Уфе.
А вот с БРИКС гораздо интереснее, потому что БРИКС вообще-то в свое время была просто неформальным объединением. Собственно, никакого даже объединения не было – был человек, которого звали Джим О’Нил – это был глава Goldman Sachs тогдашний, теперь он уже потерял свою должность. И он тогда, в 2005 году придумал термин БРИК, то есть без «С», без ЮАР (Бразилия, Россия, Индия, Китай) просто как некий инвестиционный акроним, что, вот, дескать, это страны, в которых новые развивающиеся рынки, в которые удобно вкладывать деньги.
С тех пор, кстати, Джим О’Нил пошутил, что если бы он придумывал этот акроним сейчас, то он бы оставил в нем только одну букву «К», то есть Китай.
А дальше Китай начал превращать это абсолютно никак не связанное объединение государств, потому что, ну, реально ничем не связанное: это государства, разные по менталитету, разные по уровню экономики, разные по географии, разные по происхождению. Он начал превращать их в совершенно замечательный инструмент собственного давления, потому что идея, действительно, совершенно великолепна. Китайская экономика не весит больше половины мира, но она весит больше половины БРИКС. Соответственно, БРИКС не может сказать «Нет» Китаю, а мир не может сказать «Нет» БРИКС, потому что остальные страны БРИКС в союзе с Китаем – они как кобальтовая оболочка в атомной бомбе, они усиливают эффект.
И, кстати, почему к БРИКСу присоединилась по просьбе Китая ЮАР? Эта страна вообще ничем не заслужила пропуск даже в этот клуб. Перерыв на новости.
НОВОСТИ
Ю.Латынина Добрый вечер. Юлия Латынина, «Код доступа». Итак, я, собственно, про БРИКС, про то, что это, действительно, организация, которая формально объединяет страны, которые составляют 20% мировой экономики. Но если вы посмотрите, что ВВП Китая при этом 11,2 триллиона, а Индии уже 2,3 триллиона долларов, Бразилии меньше 2-х, России меньше 1,5. ЮАР вообще 324 миллиарда. Каким образом ЮАР попала в БРИКС? Именно по приглашению Китая. И притом, что эта страна не заслуживает статуса даже в БРИКС, понятно почему: потому что Китай активно осваивает черную Африку, Китаю надоело слышать обвинения о том, что он построил очередную дорогу…
Знаете, я иногда читаю африканские блоги – очень интересно. Там рассказывается, что «Вот, китайцы у нас строили дорогу. И поскольку они колдуны, то поэтому, пока они строили дорогу, не шел дождь».
И, вот, Китаю надоели обвинения в том, что пока он строил дорогу, не шел дождь. А другое дело, если это всё делать через новый банк БРИКС, который будет играть роль мирового банка для БРИКС и называется New Development Bank и там будет какой-нибудь племянник африканского президента Джейкоба Зумы заниматься финансированием дорог в Африке.
Правда, конечно, рано или поздно это кончится тем, что 2 года после строительства дороги не будет дождя и местные всё равно разорвут всех китайцев. Вот, самое интересное, что будет тогда делать Китай.
Но вот на наших глазах Китай превращает БРИКС в жестко структурированный инструмент геополитической экспансии (уже не среднеазиатской, а мировой). И, собственно, те 2 финансовых института, которые, собственно, были учреждены на саммите в Уфе. Один из них – это NDB, New Development Bank (это аналог мирового банка), а другой – CRA (это аналог Международного Валютного Фонда). Вот эти 2 учреждения – они, как я уже сказала, будут выполнять именно такую роль.
Ю.ЛАТЫНИНА: Каждая новая территория – головная боль. Демократии не стремятся прирастать территориями последние 150 лет
Почему Бразилия? Потому что в Южной Америке. Почему ЮАР? Потому что в Африке. Ну а всё остальное среднеазиатское у Китая уже есть.
Характерно, что штаб-квартира NDB расположена в Шанхае. И как я уже сказала, вот, самое замечательное во всем происходящем – это, конечно, Россия, потому что Россия является объектом экспансии Китая. И я уже только что говорила о вот этих злосчастных 115 тысячах гектаров земель, которые не являются сами по себе чем-то важным, но являются чем-то очень показательным.
И самое важное в этой ситуации, ведь, вот что. Что несмотря на все крики о том, что Запад хочет забрать российскую территорию, Запад (особенно Америка) не хочет забрать российскую территорию. Во-первых, потому что… Ну, представляете, где Америка и где Сибирь, и как это технически делать?
А во-вторых, поскольку, ну, Америка по-другому устроена. Даже как-то, вот, в Ираке и Афганистане, куда она посылала войска, она никуда не забрала. Это свойство демократических стран. Оно имманентное свойство демократических стран, связанное прежде всего с тем, что если ты демократия, ты, как правило, социальная демократия, ты берешь на себя гигантскую ответственность за социальное содержание тех граждан, которые находятся на этой территории. Поэтому каждая новая территория – она для тебя, на самом деле, головная боль. И демократии не стремятся прирастать территориями последние 150 лет – это замечено.
С Китаем совершенно другая история. Помимо того, что он граничит с этими землями, у него гигантское популяционное давление. У него граждане являются не пассивом, на который надо тратить деньги, а граждане и новые территории являются ресурсом, являются активом. И Китаю, действительно, нужен Lebensraum, тот самый, который был нужен Нацистской Германии… Я это говорю совершенно не в минус Китаю, я, наоборот, хочу обратить ваше внимание, что Китай, конечно, является самой реальной рыночной экономикой в современном мире. Китай является страной, в которой едва ли не самое вменяемое правительство в том смысле, что… Безусловно, оно озабочено сохранением власти и… Ну, всякое правительство озабочено сохранением власти. Но это правительство может в отличие от Ципраса и тому подобных людей не думать о том, что скажет люмпенизированный и не люмпенизированный, но просто голодный избиратель. И это правительство, действительно, рассуждает в рамках той самой геополитики, той самой геостратегии, которые всегда напрасно приписываются нашими властями Америке и Западу вообще, потому что, к сожалению, геополитика с демократией не очень совместима.
И, в общем-то, понятно, на мой взгляд, для чего российские власти это делают. Потому что они понимают, что Запад не склонен разговаривать с авторитарными режимами, потому что у Запада есть принципы. Они могут быть слабые, плохие, мелкие, но, все-таки, они у Запада есть.
А, вот, у Китая есть только стратегия: принципов у него нет, он готов поддерживать хоть Северную Корею. И, конечно, в Кремле считают, что если отдаться под покровительство Китая, то Китай реально спасет от Запада. Что при этом останется от России, ну, видимо, наши власти заботит гораздо меньше.
+7 985 970-45-45. У меня большой вопрос, много вопросов по смскам о тех замечательных священниках и прихожанах в количестве нескольких десятков человек, которые вперлись на праздник «Серебряного Дождя». Ну, собственно, одно к одному, да? То «Серебряный Дождь» им там за несколько километров от их храма громко играл, то «Тангейзер» их оскорблял и так далее, и так далее. И, вот, вопрос у меня тут по смске, считаю ли я этих ребят настоящими христианами. Ответ: «Конечно, считаю!» Конечно, ребята. Эти ребята вели себя как настоящие христиане. А когда христиане вели себя иначе? Когда они громили языческие храмы (и не только громили, но и грабили)? Когда они, там, под влиянием пропаганды о христианских мучениках, построенной совершенно по образцу мальчика, распятого в Славянске (ну, то есть, вернее, мальчик, распятый в Славянске, был построен по этому образцу), там рвали на куски Гипатию? Когда они, еще не будучи официальной религией, сочиняли подметные письма о том, что Марк Аврелий приказал казнить их гонителей? Вопрос: когда христиане любили кого-либо кроме друг друга и ненавидели всех тех, кто не принадлежал, вот, даже не к христианству вообще, а вот к этой конкретной разновидности христианства?
Ребята, вы о чем? Я уже говорила, что… Цитировала замечательного антрополога Марвина Харриса, который рассказывал, как христианство начиналось как древнееврейский культ Карго. Вот, как в Меланезии пророки культа Карго обещали, что если вы будете правильно молиться, то все холодильники и телевизоры, которые послали духи предков хорошим меланезийцам и которые проклятые белые перехватили по дороге, они придут по назначению.
Вот, то же самое происходило в Палестине в начале I-го века нашей эры, которая кишела сектами и пророками, которые все утверждали одно и то же, что появится сын дома Давидова, царь Израилев и низвергнет проклятую Римскую империю, и заменит ее Царством Божиим. Под Царством Божиим имелось в виду физическое Царство Израилево с центром в Иерусалиме и, соответственно, и надо было себя вести людям, которые были приверженцами. Ессеи очень в это верили: один из их гимнов гласит «Герат храбрец».
Очень много было таких пророков, которые ходили по Иерусалиму. Был около 40-го года некий пророк из самаритян, который собрал большую толпу на горе Гаризим. Говорил, что вот сейчас он выкопает здесь Моисеем закопанные священные сосуды и после этого начнется Царство Божие.
Через 10 лет — новый пророк, некто Тюда — собрал своих последователей на реке Иордан. Воды Иордана должны были разойтись перед ним как перед Иисусом Навином, после чего пророк во главе своей армии должен был идти на Иерусалим. Вместо разошедшихся вод толпу встретила римская кавалерия. Кончилось это страшным восстанием, кончилось это гибелью храма. И кончилось это тем, что когда осада была Иерусалима римскими войсками, внутри города сражались между собой целых 3 пророка, выясняли, кто из них настоящий, а кто нет. Всё это грабило, всё это был чистый Донбасс. И уже по гибнущему городу пророки бегали и кричали, что «Бегите к храму, потому что в этот момент начнется Царство Небесное, когда римские войска пойдут на приступ».
Вот, если посмотреть… Несмотря на то, что Евангелия были записаны через 30 лет после смерти Христа, очень сильно отредактированы, видно, что Иисус Христос, царь иудейский, сын Давидов проповедовал достаточно похожие вещи. Не зря его учеников одного называли Симон Зелот… То есть зелоты – это тогда и были люди, которые, собственно, бегали с ножами. Другой – Иуда Искариот. Искариот – это секарий. Секарии – это тогдашние фанатики, которые, собственно, скрытно убивали в толпе как шахиды. И то, что он проповедовал, Лука 19:11: «Ибо он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царство Божие. Он говорил, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие».
Царство Божие в то время означало только одно – физическую победу над проклятыми римлянами. Более того, это с точки зрения участников тех событий чудеса, совершаемые Иисусом, собственно, и означали пришествие Царства Божия. «Если я духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царство Божие», — это от Матфея.
Апостолам обещались совершенно конкретные вещи. Я напомню, что Иисус Христос прямо обещал своим ученикам: «Ныне и во время сие среди гонений во сто крат более домов и братьев, и сестер, и детей, и земель». Да? То есть не на небе, не в будущей жизни, а вот этой ныне, во время гонений во сто крат более домов. Да?
А как вступали, собственно, в Иерусалим? На осле. Откуда взяли осла? Реквизировали. Не заплатили, не попросили, а во имя революционной сознательности забрали осла. Сказал Иисус Христос «Вот там есть осел – идите, возьмите его». Вот, как в Донбассе освободители (НЕРАЗБОРЧИВО) берут.
И что при этом еще говорит Христос? «Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». Тут, суть, на самом интересном месте обрывается, что случилось с врагами.
Вы скажете «А откуда же тогда, вот, можно считать, что христианство было мирной проповедью?» Ну, а вот посмотрите по телевизору: самый мирный народ на Земле, нас только все обижают.
И, конечно, еще речь идет о потрясающей способности применяться к обстановке, потому что, вот, когда Иисус входит в Иерусалим, он говорит «Избейте предо мною». А когда, например, ранее чуть-чуть Иаков и Иоанн хотят истребить целую самаритянскую деревню только за то, что там отказались принять Иисуса… Внимание: не за то, что прогнали, побили камнями – отказались принять. Видя это, ученики его Иоанн и Иаков сказали «Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их как Илия сделал?» Но тут, видимо, силы были неравны, и Иисус заявляет, что сын человеческий пришел не губить души, а спасать.
Это прекрасно, да? Вот, деревню… Да?
И, собственно, еще раз повторяю, его ученики надеялись, что он есть тот, который должен избавить Израиль, что его приход – суть возвращения Царства Израиля. Это Царство было предельно конкретно материальным, вот, как холодильники и телевизоры в культе Карго.
Собственно, именно этот воинственный характер проповедей Иисуса может объяснить кажущееся иначе необъяснимым поведение его учеников и обожавшей его толпы, потому что Иисус вступает в Иерусалим, перед ним постилают всё, кричат, что се царь Израилев. Вдруг в тот момент, когда его арестовывают, ученики его разбегаются, а толпа потом начинает кричать «Распни его!» и проклинает. И это объяснимо только в рамках представления о том, что… Ну как? Все думали, что он взмахнет, хлопнет рукой и проклятые римляне падут. А римляне не пали. Значит, он не настоящий пророк.
И, вот, собственно, это был первый момент. Ученики не верили, что Мессия мог позволить себя распять, они там не имели ни малейшего представления, что культ Иисуса будет культом мирного, а не мстительного Спасителя. Ну, вот эти люди инвестировали очень много душевных сил, ведь они уже видели себя сидящими на тронах, судящими 12 колен Израилев. Вообще они впервые в жизни нормально кушали! Это были бедные люди. Они впервые в жизни там испытывали опьянение властью: можно взять любого осла. И тут такой облом – его распяли. А как же «стократ земель»? А как же «золотые троны»?
Ну и тут явилось открытие, что он не умер, он воскрес, он сейчас вернется. И это первая поразительная трансформация этого культа. Вообще на этом примере очень хорошо можно следить, как культ Карго всегда объясняет любые причуды реальности, как бы они ему ни противоречили.
И при этом после того, как оказывается, что он воскрес, вторая начинается серия, когда у последователей Христа нет ни малейшего сомнения, что всё равно, вот, второе пришествие будет вот-вот.
«Я вам сказываю, братья, время уже коротко», — говорит апостол Павел. Ни у кого ни малейшего сомнения, что это произойдет сейчас, «ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся», — это опять же Апостол Павел, первое послание к коринфянам. То есть мертвые-то воскреснут, а мы не успеем умереть (мы – вот они).
Вы спросите, а как же любовь, как же знаменитое того же Апостола Павла «Если я говорю языками человеческими или ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий»? Ответ: да, это любовь. Но проблема в том, что это любовь к людям внутри своего коллектива.
И тут же обсуждается вопрос, а есть ли с язычниками? Нифига себе любовь. Люди эти очень любят друг друга, но вот только, да, вот, есть с язычниками можно, но они ж язычники, они ж, вы понимаете, они ж даже не воскреснут. И вот это второй поворот трансформации.
И дальше наступает третий поворот, потому что… Третий поворот наступает, собственно, тогда, когда Апостол Павел, человек, который не был личным последователем Петра, который был, наоборот, иудеем, которого послали гнать Христа, к которому он явился по дороге в Дамаск. И поскольку в этот момент уже спасутся не все иудеи, а спасутся только те, которые уверовали в Христа, то Апостол Павел делает следующий шаг. А почему же тогда не могут спастись те язычники, которые уверовали в Христа? Почему же мы не будем проповедовать язычникам?
Ю.ЛАТЫНИНА: У Китая есть только стратегия: принципов у него нет
Это было решающим моментом, потому что внутри еремейской среды, конечно, распятый Христос не выдерживал конкуренции с новыми, еще не опозорившимися кандидатами на роль сына Давидова. А вот за пределами иудаизма в разреженной религиозной атмосфере Римской империи, где, в общем-то, низы верили в самые примитивные суеверия, где у верхов не было веры, которую они пытались заменить философией, вот, вера в Христа с обещанием вечной жизни, страшного суда, воскрешения во плоти – она была, конечно, вне конкуренции, потому что, ну, это было, знаете, вот как какую-нибудь рыбу вынешь из ее естественного ареала, перевезешь в Австралию и она там чрезвычайно расплодится.
И, собственно, при этом продолжалось верование в то, что мертвые во Христе воскреснут прежде вот-вот. В ожидании этого близкого конца каждая община вела себя по-разному. Еще раз, да? Соответственно, достаточно сказать, что когда Апостола Павла арестовали, то как раз в нем заподозрили одного очередного пророка, который днями семи взвел возмущение и вывел в пустыню 4 тысячи разбойников. Спустя несколько лет, Иаков, брат Иисуса на Пасху громко возгласил о скором сошествии Христа с неба на облаках. Христос задерживается почти на 2 тысячи лет. Был сброшен со стены и забит камнями.
И тут четвертый поворот. Уже где-то прошло несколько десятков лет, прошла сотня лет. И четвертый поворот начался, потому что надо было объяснить, где же Христос – ведь, он еще живому Павлу обещал прийти. И двумя главными вариантами ответа на это стали гностицизм и монтанизм. И появились где-то около 130 года нашей эры различные… До этого тоже очень много было христианских сект, но появилась, например, секта Маркиона.
Что объяснял Маркион? Он вдруг сказал «Смотрите, это же 2 разных бога. Вот, есть бог Ветхого Завета – он мстительный и яростный. А есть Апостол Павел, бог которого призывает любить друг друга. Это два разных бога. Бог Ветхого Завета – это злой бог, который создал материальный мир. А Иисус Христос послан в этот материальный мир не затем, чтобы превратить его в Царство Божие, а, наоборот, затем, чтобы освободить людей его власти».
Гностики верили примерно в то же самое. Почему я цитирую Маркиона? Он признан еретиком, но он составил и собрал значительную часть Нового Завета, в особенности послания Апостола Павла. Мы не знаем, сколько было стерто, но я прошу вас обратить внимание на тот факт, что первый составитель Евангелия – это человек, который потом был признан еретиком именно за то, что он утверждал, что господь велел любить друг друга.
Вообще это было решение всех гностиков: Христос проповедовал не про материальный мир, а про освобождение от него. Ответ монтанистов, которые тогда же родились как секта, был другой, что «Нет, вот, Иисус Христос – он придет вот-вот».
Монтанус начинает проповедовать в середине II-го века. У него есть при нем 2 пророчицы – Присцилла и Максимилла.
И наконец, в этот момент происходит еще очень много вещей, когда начинают христиане врать. Очень рано они начинают врать, потому что благочестивое вранье считается позволенным. И, например, Тертуллиан, ничтоже сумняшеся, сообщает, что вообще когда Тиберию сообщили о казни Христа, то Тиберий признал в нем бога, а всех его гонителей велел наказать. Или есть другое анонимное письмо, подделанное письмо Марка Аврелия, в котором говорится, что император Марк Аврелий приказывает казнить всех тех, кто против христианства.
Еще раз повторяю, это всё происходит задолго до того, как христианство стало официальной религией. И вы, наверное, могли удивиться, потому что… Ну как же? Вы же слыхали, что христиане подвергались страшным гонениям. Ответ заключается в том, что страшные гонения христиан были крайне преувеличены. У меня практически нет времени об этом говорить – я, может быть, к этому вернусь на следующей программе, если получится. Но сейчас я хочу сказать очень коротко, что практически было 3 серии гонений христиан: одна при Нероне, другая, спустя несколько десятков лет, при императорах Деции и Валериане. И еще другая в начале IV-го века при Диоклетиане. При этом последняя была замечательна тем, что поскольку при Диоклетиане империя была разделена на 4 части, а реальным инициатором гонений являлся император Галерий, то гонения сначала были на востоке, а потом, уже при приемнике Галерия вообще только в Африке.
Гонения как и всегда гонения на христиан преследовали только одну цель – заставить их отречься. Если человек отрекался от Христа добровольно, с ним ничего не делалось, то есть это была принципиально другая история, чем когда христиане потом казнили людей, не взирая на то, что те говорили «Нет, я не ведьма», «Нет, я отрекаюсь от ереси».
И, вот, только одну маленькую историю я… Видите, я невзоровствую. И вообще всё, что я говорю, не касается бога и не касается… Я не знаю, есть бог или нет. Я могу только одно сказать, что церковь – это другая история. И поскольку у меня остается, действительно, буквально минута, а история очень серьезная, я, все-таки, сделаю так, что просто вернусь к этому на следующей программе.
Так вот я хочу сказать, что в начале IV-го века произошла удивительная вещь. В Африке большинство христиан под влиянием гонений отреклось, поскольку от них не требовали жизни – достаточно было отречься. А те, которые не отреклись, были донатисты. И, вот, через несколько лет эти люди (донатисты) были признаны ересью только за то, что они не отреклись, и только за то, что они говорили, что те епископы, которые отреклись, не имеют права раздавать христианские таинства, если вторично не пройдут посвящения. Из этого мы можем понять уже, как мало было гонений на христиан и какая странная церковь образовалась уже тогда, если эта церковь признала еретиками тех людей, которые считали, что отрекаться от Христа плохо.
Так что, вот, еще раз повторяю, с моей точки зрения, всё, что делают вот эти наши православные, они преследуют все существующие традиции христианства, они их продолжают.
Всего лучшего, до встречи через неделю.

РУССКИЙ ЭФФЕКТ АБРАМА ЭФРОСА


Эффект Эфроса


9 июля 2015 2
или почему американцы не "видят" картины Сурикова
Про странную реакцию иностранцев на картины Василия Сурикова, которых они "не видят", написал искусствовед Абрам Эфрос в своем сборнике эссе о русских художниках "Профили". Было большое подозрение, что то, о чем рассказал Эфрос, было проявлением когнитивной слепоты.

Что такое когнитивная слепота? Это когда люди чего-то не видят, и даже не понимают, что они этого "чего-то" не видят. Так индейцы видели лодки конкистадоров, но не видели их парусников - для них они были подобны облакам. Так окружение Михаила Ромма не видело на съемках фильма "Убийство на улице Данте" таланта Иннокентия Смоктуновского, что Ромм отразил в своей знаменитой фразе. Попробуйте найти что-нибудь о когнитивной слепоте в русскоязычном интернете - разочаруетесь. Кроме материала "Когнитивная слепота и феномен шоу Дом-2" ничего нет. А вот на запрос "cognitive blindness" получите около 3000 ссылок. Все это крайне примечательно, поскольку "Преодоление когнитивной слепоты" считается "первой практикой инноваций"… Ну и что прикажете думать о наших радетелях за инновации? По-видимому, то же что и о реформаторах образования.

В США как-то поняли простую вещь. Она заключается в том, что "мир сложен". А для того, чтобы в нем существовать и не исчезнуть, "нужно видеть образы и потоки". Видите, опять "видеть". До широкой публики эту невесть какую новость Камерон доносит в своем «Аватаре». А американские профессора и дяди с широкими погонами талдычат об этом на конференциях, апеллируя к советской системе, которая образование давала не клиповое, а широкое, и глаза молодым людям раскрывало. Как молитву повторяют: "Основная цель современного образования - научить видеть образы и потоки".
Сказанное отдало дань тематике конференции: ключевые слова распознавание образов и когнитивная слепота были произнесены. А теперь, бегом к Эфросу и Сурикову.
Эфрос был искусствоведом, литературоведом, художественным критиком, театроведом, исследователем рисунков Пушкина, переводчиком, хранителем собрания Третьяковской галереи. Кроме того, также поэтом-автором эротических сонетов. Так вот, Суриков был его любимым художником. И вот, работая в Третьяковке, Эфрос заметил, и в "Профилях" написал, что "Иностранцы не задерживаются у Сурикова. Они его не видят". В 1928 г. к 100-летию со дня рождения Льва Толстого в Москву приехал Стефан Цвейг. Эфрос водил его по Третьяковке, Цвейг всем живо интересовался, записывал. Но когда вошел в суриковский зал, то, не останавливаясь, пошел дальше. Эфрос попросил его задержаться, объяснив, что Суриков - это Толстой русской живописи, и начал о нем рассказывать, но увидел "пустые глаза человека, стоявшего перед ничем". На Эфроса этот критический эксперимент подействовал, видимо, очень сильно, и он выразил свое отношение к слепоте иностранцев через очень сильные слова, относящиеся к Сурикову: "Сурикова Западу уступить нельзя. Его нельзя выдать даже потомкам. Здесь спор культур, который скоро станет спором поколений". "Суриков - "самое общее", что есть в русском искусстве". "Суриков тот, кто сообщает подлинный смысл понятию "русская живопись"". И, наконец, "Суриков - это рубеж земли русской". В общем, Эфрос обиделся, но дело в том, что он действительно увидел что-то важное, и ему нужно быть за это благодарными.
Если есть удивительное явление, то ему надо хотя бы попытаться дать какое-то объяснение.
В январе 2009г. я как-то рассказал о нем Сергею Александровичу Терехову - физику-теоретику. Сергей Александрович сразу предложил объяснение. Иностранцы - люди высоко оценивающие достойную праведную жизнь, а все ссылаемые боярыни и замерзающие юродивые вызывают у них чувство брезгливости, ну как если бы перед нами больные или калеки нарочито демонстрировали свои раны и язвы.
Назовем эту гипотезу "bounded confidence". Так в социофизике называют предположение о том, что агенты взаимодействуют только тогда, когда они не очень отличаются друг от друга. На Западе эта технология считается технологией успеха. Не надо общаться с неудачниками. Не надо слушать советов лузеров.
Эта гипотез хороша, но, к сожалению, в зале Репина, соседствующем с залом Сурикова, на картине "Крестный ход в Курской губернии" в центре тоже калека на костылях, которого оттесняют от процессии. Но о негативной реакции иностранцев на Репина ничего не известно. А если еще вспомнить о калеках на картинах Брейгеля? Тем не менее, что-то эта гипотеза улавливает.
Вторая гипотеза странная. Назовем ее гипотезой пестроты. Один из моих знакомых, Яков Казанович, признался, что картины Сурикова оказывали на него тревожное впечатление гаммой красок. На особенности живописи Сурикова обращали внимание многие. Например, Бенуа: «Разумеется, Суриков – русский художник. Он не чувствует и не любит абсолютной красоты форм, и он в погоне за общим поэтическим впечатлением подчиняет чисто формальную сторону содержательной. По краскам не только «Морозова», но все его картины прямо даже красивы. Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».
То есть в западной живописи этого нет. Но почему реакция отрицательная? Трудно сказать, но один забавный случай все-таки приходит на ум. Не так давно одном из американских форумах любителей кино возникло бурное обсуждение старого советского фильма, случайно попавшего в США в один из сборников фантастики. Отклики были, например, такие.
"Это плохой, очень плохой фильм".
"Фильм - депрессивное зрелище, как и все что попадало к нам из СССР во времена холодной войны".
"Что за ужасный фильм! Как такое вообще можно было сделать?"
"После просмотра этого фильма меня мучили ночные кошмары. Хорошо это, или плохо, но это - ужасное зрелище. Он абсолютно не имеет смысла".
Не догадываетесь, о каком фильме идет речь? Тогда еще один отклик.
"Причина, по которой я ненавижу этот фильм в том, что его основная аудитория - дети, и послание к детям, которое в нем содержится, заключается в том, что привлекательные люди - это хорошие люди, а несимпатичные - исчадия ада".
Этим "одним из худших фильмов всех времен и народов" оказался «Морозко». Через некоторое время на форум подтянулись чехи, для которых этот фильм непременный атрибут 31 декабря. Они пристыдили американских любителей кино, но "осадок остался". Есть ли связь между эстетикой фильма-сказки и суриковскими полотнами? Есть, наверное. Вспомните красивые узорные платки княгини Урусовой и Настеньки. Что-то есть в этой гипотезе пестрой, многоцветной узорности русской жизни.
Но пора обратиться к гипотезе, которая может оказаться если не наиболее правдоподобной, то, по крайней мере, много проясняющей.
Для этого придется немного уточнить, в чем же заключается эффект Эфроса. Он писал, что в отличие от иностранцев, "наши сограждане", даже работники Третьяковки, заходя в зал Сурикова замедляются, останавливаются и начинают подолгу всматриваться в его картины, как будто пытаясь увидеть в них то, что ранее ускользнуло от их взора. То есть они, если и не видят, то, по крайней мере, это понимают. Но понимают не все. Сам Суриков с горечью писал о Стасове: «Бывало Стасов хвалит, превозносит мои картины,  а я чувствую: не видит, не понимает он самого главного». То есть наши могут тоже не видеть. Но хоть не бегут из зала? - Еще как бегут!
В мае 2009 г. мы больше четырех часов просидели в МГУ с заместителем директора Института прикладной математики Георгием Малинецким, с которым давно не виделись, и горячо обсуждали одну приближавшуюся конференцию и много чего другого. Я вспомнил про Эфроса и Сурикова, и Малинецкий вдруг сказал: «Наши западники его, наверное, на дух не переносят. Пойдем, проведем эксперимент. Мне тут на химфаке надо одному выдающемуся приятелю, не вылезающему из заграницы, бумаги передать». Приятель оказался симпатичным ученым, но когда Малинецкий сладким голосом спросил его о Сурикове, тот резко ответил: "Терпеть не могу!" Когда мы спускались по лестнице, Георгий Геннадьевич горестно заключил: "Теория настолько верна, что даже противно". Ну вот, с "нашими", нужно быть осторожными.
Но осторожно нужно относиться и к понятию "иностранцы". Это стало ясно, когда я отправился в Третьяковскую галерею, чтобы наблюдать эффект Эфроса своими глазами. Да, многие туристы из Европы и Америки часто, поозиравшись, и обратив внимание лишь на «Меньшикова в Березове», быстро сворачивают в зал Репина. Другие рассматривают «Утро стрелецкой казни» с мягкими усмешками. Особо продвинутые вежливо слушают экскурсовода, но в зале не задерживаются. Но азиаты ведут себя совершенно по-другому!
Шумные группы японцев и китайцев начинают оживленно жестикулировать и показывать на "Боярыню Морозову", еще только издали увидев картину из зала Верещагина. Может, они про нее узнают еще в школе? По крайней мере, они довольно долго потом ходят по суриковскому залу и внимательно все рассматривают. Ну, в начале века туристов из Азии в Третьяковке могло быть совсем немного, так что Эфрос под иностранцами мог понимать туриста западного. Но вот здесь нам придется разобраться, чем турист западный отличается от восточного. На Востоке преобладают картины с большим количеством персонажей, действующих в хорошо прописанном сложном окружении! На Западе чаще присутствует пейзаж и портрет.
Интересно, что советская живопись - "восточная". Среднее число людей на картинах советских художников, по грубой оценке, превосходит четырёх. Различие между американцами и азиатами легко устанавливается в так называемом "Мичиганском рыбном тесте". Если продемонстрировать тем и другим изображение группы рыб, плавающих то ли в аквариуме, то ли в естественном водоеме, то американцы начнут описание увиденного примерно так: "Вижу группу рыб - крупную и помельче, плывущую ...". Азиаты описывают свои впечатления иначе: "Вижу пруд, или реку с прозрачной водой и илистым дном, в котором ..." То есть, западный зритель в первую очередь видит "героя" - самого крупного окуня, а восточный - контекст.
Совершенно по-разному американцы и азиаты фотографируют своих друзей. У первых преобладает крупный план, у вторых будет хорошо представлено окружение - обстановка в комнате, улица, и прочее, а друг окажется небольшим элементом сложной сцены.
Короче говоря, поскольку азиаты воспринимают живопись не так, как западные зрители, то и на Сурикова у них может быть другой взгляд, и, очевидно, скорее положительный.
Если вспомнить, что не все наши соотечественники Сурикова воспринимают, то можно догадаться, что граница между замедляющимися и ускоряющимися в суриковском зале посетителями Третьяковки проходит немного не там, где думал Эфрос. Не между "нашими" и "иностранцами", ... а между кем и кем?
Намек на ответ дал еще один визит в галерею, в результате которого появилась "гипотеза этической системы". Ею и завершим наше исследование.
Итак, визит. В разных залах галереи сидят дежурные - интеллигентные дамы. Залы они меняют. Всем им был задан один и тот же вопрос: «Не заметили ли они особой реакции иностранных посетителей на картины Сурикова?» Ответы оказались совершенно разными, некоторые - поразительными.
Первая дежурная сказала буквально следующее: «А разве здесь есть что смотреть, кроме Сурикова?»
Вторая: «Нет! Что вы! Иностранцы любят большие картины».
Третья посетовала: «Я не знаю, языками не владею».
И, наконец, четвертая... «Я бы не сказала, что они их избегают, но особенно и не интересуются. И я их понимаю - ведь картины Сурикова полны агрессии».
Слово "агрессия" оказалось ключевым. В одной теории, с успехом применявшейся западными политиками, военными и дипломатами (вот в экономике она не прижилась - мораль ей чужда) среди людей выделялись четыре  главных типа: "святой", "герой", "обыватель" и "лицемер". Чем они отличались?
Герой минимизирует чувство вины, увеличивая страдание.
Обыватель минимизирует страдание, увеличивая вину других.
Лицемер минимизирует и чувство вины, и страдание.
Святой не минимизирует свои негативные чувства, наоборот, он максимизирует чувство вины и страдание в одно и то же время.
И вот что примечательно! Люди различных типов в разных этических системах («наши» и «иностранцы») могут иметь одинаковые характеристики! Так, например, святые и герои второй этической системы "агрессивны" (Эх, Боярыня Морозова, протопоп Аввакум!), а для представителей первой этической системы (эфросовских "иностранцев") они просто обыватели и лицемеры!
Так что спасибо смотрительнице зала, отметившей агрессивность картин Сурикова, - она подсказала связать эффект Эфроса с различием этических систем у посетителей галереи. Там, где мы видим героев, представители другой этической системы видят лицемеров, и т.д. Это и есть суть этической гипотезы.
Нет, ну, конечно, теперь экскурсоводы Третьяковки ведут экскурсии со знанием возложенных на них новых задач и объясняют посетителям: «Мы, конечно, понимаем, что боярыня Морозова вела себя неправильно - конфликтовала с властью…». Но внутренне перестроились еще не все. Одна из экскурсоводов, произнося этот текст, почти плакала(!), а потом тихо сказала: «Но Cурикову почему-то нравились такие люди!» Вообще экскурсоводов слушать иногда весьма забавно - почти каждый второй сообщал иностранцам, что боярыню везут в Сибирь (а не в Боровск, до которого от Москвы чуть более часа езды). Видимо, для иностранцев до сих пор страшнее Сибири нет ничего.
Ну что же. Если гипотеза этической системы окажется правильной, а реформаторы добьются успеха, то от Сурикова наши дети будут бежать как черт от ладана (вспомните, что Эфрос говорил о конфликте поколений, и еще какие-то пугающие пафосные слова - вот чудак, ей-богу!). Но ведь ясно, что и до и после революции от него сильно не бегали, а поэтому советская система и русская (по Лефевру она смешанная!) не антиподы.
Но будьте готовы, что Вас будут убеждать в обратном!
В 2008 г. на Научно-практической конференции «Сложность и самоорганизация. Будущее мира и России» Владимир Лепский говорил в своем докладе, что советская этическая система - не русская, и нас еще ждет возврат к русским ценностям, и тут большая надежда на церковь. При этом он посетовал, что американцы движутся в противоположном направлении, то есть "советизируются", перенимают вторую этическую систему!
Да.... Каждому, как говорится, свое, но некоторым хочется остаться с Суриковым, которому "низшие слои населения" (на потерянном сленге - "народ"), были не безразличны.
И, в заключение, опять о когнитивной слепоте. То, что люди не видят картин - полбеды. Они не видят чего-то более важного. Помните про "видеть образы и потоки". Вот, в заключение, как раз и про "поток".
Каждый раз, когда человек, входящий в Суриковский зал, замедляется и задерживается в нем, я слышу щелчок, как в детекторе частиц - поймался "соотечественник". Иногда человек-частичка со свистом проносится по залу - "иностранец".
Как там говорила Валентина Шаманову в пьесе Вампилова "Прошлым летом в Чулимске"?: «Вы слепой, но не глухой же!».
                                  "ЗАВТРА"
А всё ведь просто: Суриков - художник пресловутой национальной идеи, а у иностранцев она своя. И живопись их интересует интернационального, скажем так, свойства. В отличие от Абрама Эфроса или Якова Казановича. Мне же  картины Сурикова всегда казались удачными иллюстрациями к старым учебникам истории из пионерского детства.