суббота, 6 июня 2015 г.

ПОЧЕМУ В США НЕ ПОНИМАЮТ БЛИЖНИЙ ВОСТОК

 ПОЧЕМУ В АМЕРИКЕ НЕ ПОНИМАЮТ БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Статья старая, но вполне актуальная.
Д-р Мордехай Кейдар:


ПОЧЕМУ В АМЕРИКЕ НЕ ПОНИМАЮТ БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Неудивительно, что в госдепартаменте США нет больших специалистов по

Ближнему Востоку. Большинство американских университетских преподавателей
на кафедрах Ближнего Востока и ислама не владеют арабским языком, а те из них
кто владеет – это в основном арабы и мусульмане, которые преданы арабским

и исламским интересам больше, чем поискам академической истины.

Вот уже почти месяц как я нахожусь в Северной Америке и читаю лекции в восьми

университетах США и Канады. За это время у меня только усилилось чувство, что
США, лидер и оплот свободного мира, страдают серьезным отсутствием
понимания Ближнего Востока и исламского мира вообще. Это относится не только
к нынешней администрации президента Обамы. Проблема значительно глубже
и шире, глубже потому что корнями она уходит в историю, а шире потому что она

охватывает широкие слои населения Америки.

С самого начала и на протяжении всей его истории, внешнеполитическое

ведомство США – госдепартамент – возглавляли и направляли люди, которые не
блистали знаниями Ближнего Востока, среди них не было заметных специалистов
востоковедов, исследовавших на академическом уровне Ближний Восток.
Самым значительным специалистом по Ближнему Востоку в госдепартаменте
США был Дан Карцер, занимавший пост посла США в Израиле и в Египте,
выпускник и преподаватель университета США, профессионально занимавшийся
изучением Ближнего Востока. Но и он не сумел изменить царящей в
госдепартаменте общей тенденции невежества в делах Ближнего Востока,
тенденции, которая во многом предопределила провалы политики США в Ираке

и в Афганистане.

Система академического образования в США также оказалась неспособной

подготовить должным образом специалистов по Ближнему Востоку.

Как найти этому объяснение? Ниже изложены четыре причины:

Первая причина. Большинство преподавателей американских факультетов,

изучающих Ближний Восток, не владеют арабским языком, не могут читать тексты,
написанные по-арабски, не понимают арабской устной речи, не имеют
коммуникации с простым человеком с улицы, который говорит только на арабском
и не знает других языков. То же самое можно сказать и о знании ими других

ближневосточных языков, таких как парси, турецкий, пушту и урду.

Таким образом, знания американских выпускников академических учебных

заведений об арабском и исламском мире полностью зависят от того, как
переведены для них на английский язык оригинальные тексты по изучаемым
предметам, и от того, насколько точно и верно переводчик сумел понять

и перевести смыслы исламских терминов и выражений.

Тот, кто знаком с профессией переводчика, знает как непросто переводить на

другой язык текст изобилующий тонкими смысловыми нюансами, так чтобы эти
нюансы полностью передать и не исказить. Но даже и переведенных на
английский язык текстов совсем немного, они охватывают только часть огромного
количества первоисточников на исламских языках, оставляя недоступными для

американских исследователей все остальные оригинальные тексты.

Вторая причина. Появление арабских и мусульманских преподавателей

в американских университетах на кафедрах изучения Ближнего Востока и ислама,
для большинства из которых арабские интересы и ислам значат гораздо больше,
чем поиск академической истины. В своих научных лекциях и публичных
выступлениях они часто изображают действительность в угоду своим
национальным и религиозным приоритетам, стоящим у них на повестке дня.
Они пользуются тем, что в их аудиториях почти нет людей, знающих языки
Ближнего Востока, которые могли бы перепроверить и оспорить их "научные"
выводы и их ссылки на первоисточники. Примером такого типа "научных"

лекторов был Эдвард Саид.

Третьей причиной очень посредственного общего уровня американских

академических исследований на тему: "арабский мир и ислам" являются
саудовские деньги, которыми оплачиваются эти исследования и на которые
содержатся американские академические центры по изучению Ближнего Востока
и ислама. Когда источник финансирования научного исследования
– арабо-исламский, получатель денег старается формулировать и подавать свои

научные мысли так, чтобы и спонсора не разозлить и соблюсти научность мысли.

Четвертой причиной удручающей ситуации с подготовкой специалистов

востоковедов в академических центрах Америки является тенденция, вот уже
почти двадцать лет господствующая и в академической школе, и в СМИ, и в
политике, и в сознании широкой общественности Америки

– Во всех бедах стран третьего мира винить западный колониализм.

Народы западных государств, в соответствии с этим мировоззрением, должны

повиниться за сотни лет захватнической политики в Африке, в Азии и в Америке,
за эксплуатацию коренных народов и их земель, за создание третьего мира,
разделенного на несостоявшиеся и постоянно конфликтующие между собой
государства. Израиль, как государство западного типа, при таком подходе,
оказался на той же "скамье подсудимых". Израиль обвиняется в том, что является
последним из колониальных государств, "захватившим в качестве колоний

палестинские земли" и расселившим на них колонистов-поселенцев.

Но почему-то эти же антиколониалисты молчат о том, что Британия и Франция,

например, имеют островные колониальные владения в Атлантическом и
Индийском океанах, удаленные от них на тысячи километров. Никто не называет
Британию и Францию колониалистскими государствами.
И только один народ, народ Израиля, освободивший землю своих отцов

и живущий непосредственно на своей земле - "колониалист!".

Такое лицемерие глубоко проникло в академические круги Запада, в его СМИ


и политику, и США не стали в этом исключением.

Таковы четыре основные причины, объясняющие каким образом выпускники

американской академической школы, находящиеся сегодня в СМИ и в политике,
прошли усиленную анти-израильскую индоктринацию, результатом которой стали
систематические проявления ненависти к Израилю в академических кампусах

США и Канады.

Эти проявления ненависти к Израилю становятся частью более общей тенденции

поддержки арабов и мусульман на Западе, даже в условиях когда Западному
обществу они открыто навязывают свои условия и свои законы.
Есть и такие в Америке, кто оправдывает террор против Израиля, США и стран
Запада как естественную, понятную и даже справедливую реакцию в ответ на
"преступления Запада и Израиля совершенные против арабских и исламских
народов".

(Я бы добавил ещё один фактор  - политкорректность, самоцензураограничивающая предмет изучения и предписывающая искаженные выводы. - Д.).

Искусство противостояния нападкам и лжи.

Одним из наиболее настораживающих явлений анти-израильской пропаганды

в последние годы стали "недели израильского апартеида", которые проводятся
из года в год всё в больших количествах и с большим размахом группами арабских
и исламских студентов в кампусах США и Канады.
В рамках этих "недель" звучат лекции, устраиваются выставки и пикеты, на которых
Израиль представлен как государство апартеида и расизма, предпринимаются
попытки приклеить к Израилю образ бывшего режима ЮАР, времен апартеида
между белыми и черными, с целью делегитимировать Израиль.

Но причем тут апартеид?

В Израиле нет закона запрещающего арабам покупать недвижимость в городах

и в районах, населенных преимущественно евреями. Примером где живут вместе
евреи и арабы являются такие города как Назарет-Иллит, Акко, Кармиель и многие
другие. В Израиле нет раздельного транспорта для арабов и для евреев.
В Израиле нет закона запрещающего браки между евреями и арабами.
В Израиле нет предприятий на которых по закону были бы разделены рабочие
места на еврейские и арабские.
Но всё равно устроители анти-израильских акций называют Израиль государством

апартеида, используя при этом право на свободу слова, которое подразумевает

возможность для каждого говорить всё что ему думается.

Удручает и то, что подобные анти-израильские мероприятия поддерживаются

некоторыми преподавателями из Израиля, в том числе евреями, которые
принимают в них активное участие. Арабские депутаты Кнессета тоже участвуют
в них, выступая с речами полными вражды, яда и ненависти к государству

Израиль и к народу Израиля.

Руководство американских университетов, как правило, не вмешивается

в проведение этих акций, равнодушно взирая на анти-израильское
подстрекательство, ссылаясь на то, что это общественные мероприятия,
а не академические.. Хотя всем вокруг ясно, что основным мотивом организаторов

и участников этих акций является юдофобия.

За время моего месячного пребывания в Северной Америке, я был приглашен

в канадский университет Йорк, в Торонто, поучаствовать в студенческой дискуссии
и обсудить вопрос о том, что могут еврейские студенты противопоставить
нападкам на Израиль, которые ежегодно устраиваются в ряде канадских
университетов в начале марта.
В ходе обсуждения всплыл вопрос, какова реальная ситуация в Израиле

с апартеидом. Апартеида в Израиле не существует, по крайней мере на
законодательном и правоприменительном уровне. Но, отвечая на этот вопрос,
я усомнился в том, что реальные данные на этот счет как-то смогут повлиять
на убеждения арабов и мусульман, ведь они уже решили для себя что

"Израиль – государство апартеида".

Вместо этого, я предложил присутствующим организовать "месяц арабского

апартеида", в котором каждый день будет посвящен определенному виду
арабского апартеида, осуществляемого по отношению к любому отдельно взятому
сектору внутри арабского и исламского мира: например копты в Египте (недавно
хладнокровно убили восьмерых на выходе из церкви); курды в Сирии, в Турции и
в Иране; берберы в Марокко; дарфорцы в Западном Судане; христиане в Южном
Судане (уничтожение целого народа); христиане в каждом государстве Ближнего
Востока; шииты в Саудовской Аравии; арабы, белуджи и бахаи в Иране; женщины
в Саудовской Аравии; и ещё, ещё и ещё.. различные сектора и меньшинства
в арабских и мусульманских странах, преследуемые и угнетаемые так, что
придется организовывать целые "месяцы арабского и исламского апартеида",
потому что одной недели для этого не хватит. Можно даже смело предположить,
что немало студентов из угнетенных в арабском и мусульманском мире
меньшинств примут участие, бок о бок с евреями, в "неделях арабского апартеида",

возможно не столько из любви к евреям, сколько из ненависти к своим тиранам.

Еврейские студенты были удивлены таким предложением, а оно основано

на концепции: "лучшая оборона – нападение". Мяч следует перекинуть на поле
противника и заставить его обороняться.
После короткого обсуждения участники дискуссии решили действовать и

приступить к подготовке "недели арабского апартеида" с расчетом на то, что
арабские студенты обратятся к руководству университета с требованием
запретить еврейскую акцию, и что руководство университета в конечном итоге
запретит обе "недели апартеида", израильского и арабского в равной мере, без
разделения по национальному и религиозному признаку.
Таким образом, еврейские студенты смогут добиться поставленной цели.

Поживем - увидим..

Прозрачность – удар по исламу.

Общественные дискуссии о постмодернизме и об антиколониализме, о которых

говорилось выше, поощряют арабов и мусульман, проживающих на Западе,
выдвигать требования, одно абсурднее другого, к властям принимающих их г
осударств. Вот свежий пример из США.
В результате попытки нигерийского мусульманина взорвать пассажирский самолет

над Детройтом с помощью взрывчатки, которую не удалось при проверке
обнаружить в его одежде, службы безопасности американских аэропортов решили
ввести в строй новые средства обнаружения взрывчатых веществ. Этим средством
является прибор просвечивающий одежду пассажира перед полетом и

выявляющий взрывчатые вещества, не обладающие магнитными свойствами.

Но, не тут то было! Исламский Совет США по фетвам (религиозным

постановлениям) тут же издал фетву, запрещающую проходить просвечивающие
проверки в аэропортах на том основании, что они позорят и оскорбляют личное
достоинство пассажиров.
Эта фетва вызвала острую общественную дискуссию в США. Нужно ли заставлять

мусульман проходить проверку на прозрачность одежды, наряду со всеми
остальными пассажирами, или разрешить мусульманам заходить в самолет без
проверки их одежды на содержание в ней взрывчатки?
Опрос общественного мнения показал, что в США есть много американцев,

считающих, что право мусульман не проходить просвечивающую проверку более

важно для них, чем право американцев на безопасный полет.

Когда меня попросили высказать свое мнение на этот счет на радио Детройта,

я задал им в ответ два простых вопроса:
Первый - протестуют ли мусульмане США против прохождения просвечивающих

проверок в медицинских учреждениях когда это им необходимо для лечения
болезни?
Второй - принял ли уважаемый Совет по фетвам религиозное постановление,


запрещающее мусульманам террористические акты-самоубийства?

Ответы на оба этих вопроса – отрицательны.

Тогда простая логика подводит нас к следующему выводу - представители
радикального ислама, доминирующие в Совете США по фетвам, молчаливо
одобряют воздушный террор в США, и открыто выступают против средств защиты,
призванных защитить американцев от воздушного террора.
Интересно отметить, что двое членов Совета по фетвам - жители Детройта,

города над которым пытался взорвать пассажирский самолет террорист из Нигерии.

Еще один пример абсурда, на этот раз из Британии.

Молодой саудовский эмигрант приехал в Лондон по рабочей визе, устроился на

работу в супермаркет водителем автокара на складе. Там он проработал несколько
лет, передвигая с места на место тяжелые грузы, среди которых были ящики
с пивом, вином, ликерами и виски. Через несколько лет парень приобщился
к исламу, и в мечети имам сказал ему, что мусульманину запрещено не только
употреблять алкоголь, но и участвовать в процессе его производства, продажи
и перевозки.
Автокарщику стало плохо от осознания того, что несколько лет он занимался

запрещенным для мусульманина делом, и он подал иск в британский суд с
требованием выплаты ему компенсаций за принуждение его к труду, попирающему
законы ислама.
Британский Суд удовлетворил иск саудовского иммигранта мусульманина

и постановил, что супермаркет должен выплатить ему компенсацию за моральный
ущерб понесенный им за годы работы в качестве водителя автокара.
Вместе с тем, британский Суд, конечно же, не обязал работника-мусульманина
отказаться от денег, заработанных им на перевозке алкоголя, несмотря на то,

что этого требует ислам..

(перевод с иврита В.Катсон)

РАСИЗМ В РОССИИ


июня 2015 г.

Алек Лун | The Guardian

Вся подноготная расизма в России: более 100 инцидентов всего за два сезона

На матче голландского "Алкмара" и махачкалинского "Анжи", который проходил на стадионе "Локомотив" в Москве 23 августа 2012 года, болельщики "Локомотива" начали скандировать "Вперед, русские", добавляя непристойные слова в адрес "кавказцев", пишет The Guardian. "Полиция задержала примерно 80 болельщиков, в матче победил "Анжи", - отмечает журналист Алек Лун. Затем "группы футбольных фанатов атаковали болельщиков "Анжи" на станции метро "Чистые пруды".
Сейчас, когда Россия готовится проводить ЧМ-2018, высказываются опасения в связи со стремительно растущей стоимостью турнира и подозрениями в коррупции во время заявочной кампании в ФИФА, продолжает автор.
"Но инциденты на почве расизма - например, то, что случилось на игре "Анжи" с "Алкмаром" (а днем ранее, в Петербурге, группа из 50 молодых людей напала на фанатов "Анжи", которые ехали на матч) - создает дополнительные опасения: как примут в России футболистов и даже болельщиков, которые не принадлежат к белой расе?" - говорится в статье.
"В свежем докладе сети Fare и московского информационно-аналитического центра "Сова" задокументировано 99 проявлений расизма и ультраправых взглядов, а также 21 нападение на почве расизма - все это было совершено российскими футбольными фанатами во время сезонов 2012-2013 и 2013-2014 годов", - пишет автор.
Алек Лун перечисляет: расистские речовки, "транспаранты с кельтскими крестами и другой символикой ультраправых и неонацистов", граффити, нападения на антифашистов и выходцев с Кавказа и из Центральной Азии. "Группы поддержки также торговали одеждой с символикой ультраправых и организовывали кампании в помощь неонацистам, заключенным в тюрьму", - говорится в статье.
"Вероятность того, что [во время ЧМ-2018] произойдет расистский инцидент, очень высока. Дело не только в том, что он может произойти, а в том, что такое случается очень часто", - сказал директор центра "Сова" Александр Верховский в мае на панельной дискуссии, где российские и иностранные аналитики футбола обсуждали дискриминацию в российском футболе.
"РФС предпринимает все усилия, чтобы искоренить такие вещи, - заверил в октябре Алексей Сорокин, глава оргкомитета ЧМ-2018. - Это [расизм] - угроза, которая характера не только для России".
Но в том же месяце министр спорта Виталий Мутко сказал, что "по-настоящему не видит никаких проблем" с положением темнокожих футболистов в России. По мнению автора, следует опасаться, "что власти слишком беспечно относятся к проблеме".
"Я хотел бы увидеть статистику по другим странам - Великобритании или США: как много расизма там на стадионах. Не думаю, что его меньше", - сказал в интервью The Guardian Игорь Ананских, председатель комитета Госдумы по спорту. Он заявил, что российский закон о поведении болельщиков снизил накал беспорядков на стадионах.
Между тем в докладе Fare и центра "Сова" сказано: "Мы признаем, что российское государство и футбольные организации приняли меры, но нельзя сказать, что меры первого или вторых были эффективны для борьбы с масштабом и серьезностью проблем". "Доныне подход фокусируется на отдельных полицейских операциях и непоследовательных дисциплинарных мерах в футбольной сфере", - пишут авторы доклада.
"Доклад призывает правительство, РФС и местный оргкомитет ЧМ разработать планы мер по устранению дискриминации в футболе, подавления деятельности ультраправых фанатских объединений и пропаганды толерантности в городах-хозяевах чемпионата", - говорится в статье. Спортивный комментатор Дэвид Голдблат, со своей стороны, заметил на дискуссии, что опыт Великобритании указывает на необходимость тройного подхода: официальные футбольные организации должны осуждать расизм, должны развиваться фанатские объединения, которые борются с дискриминацией, а фанатов, которые совершают громкие нарушения, следует отдавать под суд.
По словам автора, такие организации, как "ЦСКА против расизма", делают первые шаги к борьбе с проблемой. Футболисты ряда команд опубликовали видеоролики, осуждающие расизм.
На этой неделе Fare обсуждает тему дискриминации на совещании с участием РФС, Минспорта РФ, ФИФА и УЕФА в Москве.
Мутко заявил журналистам: Олимпиада в Сочи показала, что Россия может проводить международные спортивные состязания без проблем, порожденных дискриминацией. "Все будет добросовестно, атмосфера будет дружелюбная, - заявил он. - В России все спортсмены и зрители будут в полной безопасности, мы не допустим никаких форм дискриминации".
Источник: The Guardian

ЖИВЁТ ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА... СОВСЕМ!


Валерий с конца 1999 года живёт без электричества Фото: Global Look Сейчас в небольшой квартире «сумасшедшего» имеются керосинка, фонарик, экономная светодиодная лампа на батарейках и множество свечек разного калибра. На балконе – солнечные батареи, энергии которых вполне хватает на подзарядку мобильного телефона. При этом в доме нет стиральной машины, утюга и прочих необходимых в быту приборов. Биороботов узнает сразу Зимой художник держит продукты на балконе. Летом питается овощами и фруктами, а колбасу не употребляет вовсе. Еще из техники есть небольшой телевизор. Он в рабочем состоянии, однако экран густо замалеван красками – Валерий уже 25 лет принципиально не смотрит ТВ, ибо знать подробности катастроф и политических баталий ему совсем неинтересно. При этом информационного голода он не испытывает. Важные новости узнает от знакомых, от продавцов, из разговоров в маршрутках или подброшенных в почтовый ящик газет. – У меня будто бы произошло очищение сознания, – делится художник. – На многие вещи я взглянул совершенно другими глазами, разглядел насквозь примитивные и лживые технологии, которые навязывают нам политики. Признаться, когда кто-то мне говорит, что он занимается политикой, я сразу ставлю диагноз: биоробот, который по своей воле участвует в клоунаде... Уже 25 лет художник принципиально не смотрит ТВ, ибо знать подробности катастроф и политических баталий ему совсем неинтересно Фото: Russian Look Со своей второй женой художник развелся еще до начала эксперимента со светом. И это, считает он, хорошо, ведь выжить семьей в таких условиях, сохранив нормальные отношения, практически невозможно. По словам художника, за зиму ему приходится выжигать около 60 восковых свечей, которые тоже стоят денег. Но тут уже дело принципа: Валерий хочет жить в стабильном мире, переменный ток ему ни к чему! 

Авергун Евгений

ГРЕМЯТ ЕВРЕЙСКИЕ ГОЛОСА


 Каждый раз обещаю себе, что больше не пущу в блог все эти еврейские голоса: всех этих Мильштейнов, Рубинштейнов, Носиков, Быковых, Портниковых, Левинсонов, Радзиховских, Белковских, Чубайсов и прочих Коганов. Ищу русские фамилия. Иногда нахожу, но какие-то они робкие, невнятные, странные, блёклые до обиды. Есть, конечно, исключения, но редко, редко. Господи, думаю, вроде бы почти все потомки Иакова покинули Россию - так нет же - опять гремят набатом, бьют во все колокола, опять им больше всех надо, опять они лучше всех знают, "как обустроить Россию", опять у них больше всех душа болит за родину, и знают они точно, как нужно народу русскому выкарабкиваться из очередной исторической ямы. 

 Вот и Мильштейн Илья (он почему-то в Германии живет) болеет за российский футбол и чемпионат мира в этой стране. Красиво болеет, вдохновенно.

До футбольного чемпионата, который должен состояться в России, еще три года, но ситуация так накалена, будто нас уже дисквалифицировали. За Путина, за войну на Украине, за взятки деятелям ФИФА, за очередной аглицкий спич Мутко - поди пойми. За все вместе, пожалуй, по совокупности содеянного. А в целом конфликт является несомненным продолжением дискуссий вокруг Олимпиады-80, увенчавшихся частичным бойкотом. С тем, однако, важным отличием, что на сей раз может случиться так, что в Москву вообще никто не приедет. Все поедут, допустим, в Англию, а российской команде придется остаться дома, в знак протеста против подлой провокации американских спецслужб, против беззакония и произвола, против русофобии.
Впрочем, ничего еще не решено. Ясно лишь, что решать проблему станут с оглядкой на президента РФ и его малопредсказуемые ответные действия. Конечно, при этом будут учитываться и другие обстоятельства. В частности, сведения, добытые в ходе допросов арестованных и томящихся на воле функционеров ФИФА. Однако о нарушении международных законов, о холодной войне, которая в силу своей гибридности может обернуться вселенской бедой, в мире сегодня думают гораздо больше, чем о коррупционном футбольном скандале и прочей уголовщине. Оттого и закулисные споры вокруг мундиаля-2018 тоже носят, как бы сказать, гибридный характер.
Вопрос, как обычно, стоит так: спорт вне политики или внутри? Известно, что футбол - это суррогат войны в мирное время: достаточно взглянуть на фанатов и их кровавые побоища, сопровождающие футбольные матчи. Но если война уже громыхает, как тогда в Афганистане и теперь в районе Марьинки, то политику никуда не отодвинешь. Исторические примеры, взять хоть берлинскую Олимпиаду, тоже сильно мешают сосредоточиться на спортивном празднике. Скорее уж спорт - это ведение войны другими средствами, и победа, порождающая эйфорию, может стать прелюдией к настоящей мировой бойне. Напротив, решительный, пусть и частичный бойкот, как это было в 1980 году, способен оказать мощное воспитательное воздействие на агрессора.
Впрочем, всякий спортивный праздник неповторим, как уникальна на свой лад любая холодная война. Можно вспомнить, например, с каким похвальным внешним хладнокровием Владимир Владимирович отслеживал события на Украине зимой прошлого года, и если бы сочинскую Олимпиаду можно было продлить еще на пару лет, то тысячи людей остались бы живы и сотни тысяч беженцев не лишились бы своих домов. А если бы, в знак протеста против российско-грузинской войны, мировое сообщество стало бойкотировать или отбирать у Путина спортивный праздник, то он, глядишь, еще тогда устроил бы нам какую-нибудь новую маленькую победоносную бойню с приметами апокалипсиса.
Короче, есть точка зрения, что лучше бы его не злить раньше времени. Более того. Согласие обновленного состава ФИФА все-таки провести чемпионат мира в Москве может благотворно повлиять на Путина, как-то его успокоить. Временно принудить к миру. И он, ежели помечтать, даже не станет слишком резко реагировать на грозящие новые санкции в связи с эскалацией напряженности в Донбассе.
Собственно, он еще в силах, если захочет, и войну притормозить, и отпускникам-добровольцам как-то ограничить доступ в Донецк и Луганск, но только в том случае, если ему гарантируют проведение чемпионата в России. Если же Обама поклянется, что российская сборная как минимум выйдет в финал мирового первенства, это может благотворнейшим образом повлиять на мирный процесс и выполнение минских договоренностей политическими лидерами независимых ДНР и ЛНР.
Что говорить, этот сценарий, лишний раз доказывающий неразделимость спорта и политики, представляется идеальным. Три года, посвященных тщательной подготовке к великолепному зрелищу и распилу денег, недораспиленных в эпоху Блаттера. Три года, в течение которых грядущий футбол станет главной темой новостных сводок. Три года относительно мирного сосуществования. Человечество наконец расслабится и переведет дух.
О чем думать тяжело, даже невыносимо, так это о том, что случится на следующий день после завершения мундиаля. Вне зависимости от того, станет российская сборная чемпионом или, не дай бог, проиграет, как канадцам в хоккей на льду. Страшно даже подумать, что произойдет через неделю, через месяц, через год, через пару-тройку лет, ибо тут опять приходят на ум обе эти олимпиады - и берлинская, и сочинская.
Аншлюс как пролог к спортивному празднику. Спортивный праздник в качестве пролога к войне. Есть какая-то нерасторжимая связь между этими событиями, и как ни подкармливай оккупанта победами на лыжных трассах и на футбольных полях, все он как-то чувствует себя голодным. Все ему мало, и тут проявляется еще такая закономерность: чужие победы вдохновляют его на личные подвиги, и хорошо еще если он только выходит с клюшкой на лед и забрасывает шайбы в опустевшие ворота. Как правило, спортом дело не ограничивается.
Стало быть, деваться некуда и надо, превозмогая страх и другие неприятные чувства, осваивать успешный опыт 1980 года. Теоретически размышляя еще и о том, что если бы Запад бойкотировал Сочи, то и в Крым Владимир Владимирович бы не полез, как знать. Конечно, Путин пострашнее Брежнева, но ровно настолько, насколько застойный Советский Союз был мощнее пребывающей в острейшей стадии внушенного величия России. Правда, нерушимый Союз вызывал отвращение, а нынешняя Россия вызывает самые разные чувства, среди которых преобладают ужас и жалость, но все это не имеет прямого отношения к футбольному первенству. Кроме того, три года - срок немалый, а твердость в диалоге с несменяемыми национальными лидерами еще никогда не удлиняла их политическую жизнь. Может, скоро и не будет никакого Путина, и тогда футбольный чемпионат пройдет у нас в объявленные ранее сроки, и чудесное это зрелище станет реальной заменой войне.
Илья Мильштейн05.06.2015

УГАСАЮЩЕЕ "ЭХО МОСКВЫ"

Вы ослышались

Виталий Портников05.06.2015
Виталий Портников. Courtesy photo
Виталий Портников. Courtesy photo



Когда мне попадаются на глаза дискуссии вокруг "Эха Москвы" и помощницы главного редактора, распугивающей маститых политиков и публицистов очередной космической глупостью, когда я слышу, что эта юная необразованная помощница при посредничестве самого потерявшего здравый смысл главного редактора гробит репутацию радиостанции, мне начинает казаться, что я попал в какой-то особый странный мир, лишенный настоящего кислорода. Беда в том, что обитатели этого мира отвыкли от настоящего воздуха настолько, что искренне воспринимают то, чем дышат, в качестве атмосферы.
На "Эхе Москвы" работает немало искренне уважаемых мною коллег. Среди гостей эфира тоже немало тех, к кому я отношусь с уважением и интересом. Да и сам я не раз принимал приглашения от этой радиостанции. Я искренне благодарен "Эху" за возможность еще в 90-е вести первую и последнюю украинскую программу в московском эфире. Более того, когда мне выпало решить, какое именно СМИ первым в мире сообщит о провозглашении государственной независимости Украины 24 августа 1991 года, я выбрал именно "Эхо Москвы".
Но вместе с тем я совершенно не понимаю, о какой репутации может идти речь, когда мы говорим о радиостанции, в эфире которой могут появляться Леонтьев, Проханов, Шевченко и прочие ну как бы это сказать помягче... агитаторы, что ли? Ну, пусть будет "агитаторы". И не надо мне тут впаривать о свободе мнений и о конкуренции позиций. Я не продюсер Би-Би-Си. Я точно знаю различия между позицией и пропагандой, правдой и ложью, добром и злом. И я прекрасно понимаю, что какой-нибудь пропагандист напротив меня уже завтра запоет совсем другую арию - если ему сменят кассету. А не сменят, так пришлют другого пропагандиста, Проханова можно заменить Шаргуновым - никто и не заметит.
Но разве я сам когда-нибудь уходил из эфира, когда оказывался напротив Проханова? Или напротив Леонтьева? Да никогда в жизни! Просто потому что я прекрасно понимаю, что "Эхо" - это никакая не репутация. Это возможность.
Моя журналистская карьера сложилась таким образом, что я непосредственно присутствовал при создании первых демократических СМИ в России. И у меня не было никаких сомнений относительно того, кто и зачем их создавал. Да, тогда я был очень молодым журналистом, но хорошо помнил, что такое "Литературная газета", и еще школьником познакомился в Юрмале с Александром Чаковским. Не потому, что думал о его репутации. А потому, что меня интересовала сама возможность хотя бы относительно честной работы в стране лжецов и мне было интересно, как это делается. Но даже тогда, в детстве, когда я был крайне далек от московской журналистики, мне и в голову не приходило считать Чаковского одним из нас. Нет, это был один из "них" - умный, жесткий, властный чиновник от публицистики, который тем не менее предоставлял возможность. Этой возможностью можно было воспользоваться - а можно было избрать бескомпромиссную позицию, писать в стол или "самиздат", бежать от всего этого кошмара поближе к микрофонам "Радио Свобода" и "Немецкой волны" - но это уже личный выбор каждого.
Так вот, Леша Венедиктов тоже никогда не был одним из нас. Он всегда был одним из "них" - умным, жестким, властным чиновником, намертво впаянным в существующую номенклатурную конструкцию. Но разве он не предоставлял или не предоставляет возможности? И разве не понятно, что за все эти возможности нужно платить целым каскадом компромиссов, уловок, договоренностей и "обманок"? И разве Леша когда-нибудь скрывал от нас свою близость к ним? Нет, он всегда гордился тем, что на короткой ноге с жульем. И когда это жулье незаметно превратилось в банду военных преступников, разве он от них отрекся, выступил с возмущенным заявлением? А если бы выступил, то где бы вы выступали и что бы вы слушали? И если даже - предположим - поставлена задача превращения "Литературной газеты" в "Крокодил" и переквалификации инженеров человеческих душ в персонажи карикатур - то что он может сделать кроме как замедлить выполнение приказа? Ну что? Или вы считаете, что он может отказаться? Может. И тогда "Литературку" в шапито превратит кто-то другой - и быстрее. Зато Венедиктов сохранит свою репутацию. Можно спросить: зачем вам нужна репутация Венедиктова? Или даже иначе: вы правда думаете, что у него есть репутация? Или что ему самому нужна его репутация? Но он, как и "Эхо", не репутация. Он возможность.
Мы нередко говорим о детском уровне развития российского общества. Да, не повзрослели. И когда было взрослеть-то - крепостничество, большевики, войны, Путин... Но хотя бы вы-то, те, кто хочет России добра, можете наконец быть если не взрослыми, то хотя бы реалистичными? Можете один раз сказать себе не полуправду, а всю правду? Нет ничего зазорного в выступлении на "Эхе Москвы", если вами не манипулируют в эфире. И нет никакой необходимости в таком выступлении, если вас используют. И это не только "Эха" и Венедиктова касается. Это касается разнообразных Савиков Шустеров, Владимиров Познеров, Евгениев Киселевых и даже Владимиров Соловьевых. Если вы понимаете, что сможете выйти из схватки с прожженным манипулятором победителем, - идите и обрящете. Если подозреваете, что можете просто стать гарниром в том остром блюде, которое они привычно готовят, - оставайтесь дома и ищите другие возможности для общения с аудиторией. Но, пожалуйста, не приписывайте репутаций тем, кто в них никогда не нуждался и кто предоставляет вам возможность только тогда, когда ничем не рискует, когда это предоставление является либо частью большой игры, либо следствием аппаратной глупости.
Да, и последнее. При чем тут вообще Леся Рябцева? Да в том-то и дело, что Леся Рябцева тут совершенно ни при чем.