понедельник, 4 мая 2015 г.

ОНИ НЕ ПОЩАДЯТ ДАЖЕ ПЕРЕСА

Преступника Переса испугала перспектива быть арестованным в Марокко
[ 03/05/2015 ]
Оккупированный Иерусалим - ПИЦ


      Королевство Марокко отменило визит экс-президента "Израиля", преступника и убийцы арабских детей Переса.
    Сегодня еврейские СМИ сообщили об официальной отмене поездки Переса в Марокко.
    Идея участия махрового сиониста в международной конференции на территории страны была встречена категорическим нет со стороны местного населения. Состоялись многотысячные демонстрации с требованием не пускать Переса в Марокко. Более тридцати общественных и правозащитных организаций подписали совместное заявление, в котором призвали правительство законодательно наказывать марокканских граждан за любые формы нормализации  отношений с "Израилем" .

 Откровенно нацистская, погромная сущность "палестинцев" после таких заметок еще более очевидна. Они не склонны разделять евреев на своих и чужих, добрых и злых, «голубей» и «ястребов». Даже такой лево-радикальный деятель, как Перес, враг поселений, сторонник мира любым путем – для них «убийца детей». Для всей этой кровавой банды любой еврей  хорош только мертвый… Впрочем, есть один, которому эти людоеды могут доверить открывать и закрывать засов «газовой камеры» - Изя Шамир.

В ОСКОЛКЕ ЗЕРКАЛА


 Гулял я как-то с собакой Басей по пустынным задворкам города Холона, и вдруг, прямо перед собой, на земле, увидел разбитое зеркало, а в нем себя. Странное дело - каждый день видишь свой облик, но тут узрел своё обличье будто впервые, и сразу пришли невеселые строки:

В осколке зеркала
 Обломок от лица.
 Как трещины глубокие морщины
 А между строк последствия – причины
 Начала славного и грустного конца.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ: ПРАЗДНИК ВОЙНЫ ИЛИ МИРА?


4 мая 2015 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

День Победы: праздник войны или мира?

В свете предстоящего 70-летия Победы над нацизмом западные издания анализируют политический контекст нынешней годовщины. Отказ западных лидеров приехать в Москву на Парад Победы можно понять, пишут СМИ: Путин устроит "победное шоу" для возвеличивания своего режима. Однако не стоит забывать, что Россия сыграла ключевую роль в победе над нацистской Германией. Миру следовало бы сплотиться, чтобы осознать нравственные уроки конфликта. FT рекомендует западным лидерам "заявить, что, каковы бы ни были их разногласия с Путиным, у них нет никаких разногласий с российским народом". Журналист Die Welt считает политический посыл праздника "лживым": "военная помпа именно в этот день - позор". Le Monde рассуждает о политических рисках для лидеров, которые хотят поиграть с историей.
О том, "что хочет Запад сказать России в связи с годовщиной Победы", рассуждает редакция Financial Times.
Всякий, кто задумывается о масштабах страданий на той войне, будет сожалеть, что западные лидеры не приедут в Москву 9 мая, пишет газета. СССР потерял более 20 млн граждан. Историки не должны забывать, что Россия сыграла центральную и ключевую роль для победы над Германией.
Кроме того, на 70-летие Победы миру следовало бы сплотиться, чтобы не только почтить память павших борцов с нацистской тиранией, но и осознать непростые нравственные уроки конфликта.
И все же отказ западных лидеров от приезда в Москву можно понять, продолжает издание. На торжествах в Москве "Путин, вероятно, воспользуется случаем для возвеличивания своего режима после захвата Крыма и вылазки на Восточную Украину. Западные лидеры четко дали понять, что не желают участвовать в этом шоу", говорится в статье.
Тон торжеств в Москве тоже, вероятно, вызовет дискомфорт у западных лидеров, так как российская пропаганда регулярно увязывает победу над нацизмом с недавними событиями на Украине.
Издание рекомендует западным лидерам "заявить, что, каковы бы ни были их разногласия с Путиным, у них нет никаких разногласий с российским народом".
"Возможно, Путин желает использовать День Победы как экзерсис по милитаристскому "вставанию в позу", раздувающий значение его режима. Но миллионы русских и представителей других народов бывшего СССР, которые героически сражались, чтобы избавить мир от нацизма, заслуживают чего-то большего. В России и за ее пределами им следует воздать почести за экстраординарное самопожертвование, но ни в каких-либо иных целях", - подытоживает издание.
На военном параде в День Победы в нынешнем году президент Путин решил продемонстрировать первый новый танк, сконструированный в России после краха коммунистического режима, пишет журналист The Sunday Times Марк Франкетти.
Т-14 "Армата", который военные аналитики называют самым грозным в мире боевым танком, - главная "жемчужина" программы перевооружения с бюджетом в 480 млрд фунтов, начатой Путиным.
"Если абстрагироваться от кремлевских попыток пустить пыль в глаза, "Армата" - большое дело, поскольку это совершенно новый танк, а не переделанная или обновленная модель", - говорит российский аналитик Павел Фельгенгауэр.
"То, что Путин презентует его на Параде Победы по случаю 70-летней годовщины, имеет огромный символический смысл: становится ясно, как серьезно Путин относится к перевооружению", - добавил аналитик.
В эту годовщину Победы главы крупных западных стран и их правительств не будут присутствовать на Красной площади. "В России миллионы людей расценили этот бойкот как доказательство того, что "непорядочный" Запад не вполне признает самопожертвование СССР", - отмечает автор статьи.
Журналист немецкой газеты Die Welt Филипп Пятов считает, что празднование Дня Победы над гитлеровской Германией уже давно "приобрело в России совершенно новый смысл". "Причем чем меньше остается ветеранов, тем лживее становится политический посыл праздника. (...) А сам он уже не имеет ничего общего с той, настоящей Победой в мае 1945 года", - пишет автор.
"С тех пор, как Россия (...) направила своих военных на войну на Украину, военный фетишизм достиг в России небывалого со времен холодной войны уровня", - отмечает Пятов. Еще несколько лет тому назад подобная воинствующая риторика "была уделом политических клоунов. Теперь же она - хороший тон и часть новой России". Причина этого, по мнению журналиста, заключается в том, что с началом войны против Украины изменилась и политическая роль России в мире: "Если раньше Путин ограничивался в основном тем, что бросал вызов американцам в Совбезе ООН и поддерживал дружеские отношения с государствами-изгоями, то после ухода президента Януковича он активно проталкивает собственные геополитические интересы в мире".
И все это, подчеркивает Пятов, достигнет "своей высшей точки в День Победы 9 мая, когда Путин будет принимать военный парад, а страна будет сидеть перед телевизором". "В нынешнем году 9 мая не только будут праздновать День Победы, но и представят широкой публике новое российское чудо-оружие - танк Т-14 "Армата", который называют чуть ли не самым лучшим танком в мире", - говорится в статье. В течение нескольких последних лет Путин, как напоминает издание, модернизировал российскую армию и вкладывал огромные средства в оборонку. Теперь же пришло время пожинать плоды.
"Однако военная помпа именно в этот день - это позор, - полагает журналист. - Из победы над фашизмом Кремль извлекает только то, что служит повышению собственных рейтингов и приводит к нагнетанию настроений в обществе". 9 мая - это день, когда Россия бесцеремонно хочет презентовать себя в качестве супердержавы. И новый танк отлично подходит к высказываниям политиков, а пышный парад - к собственному воображаемому образу, а именно - желанию бороться с новым фашизмом. В свою очередь, его новое логово, по мнению Кремля, находится на Украине, и молодое поколение должно показать себя в борьбе с ним.
"Для ветеранов 9 мая 1945 года было днем мира, а не войны, - подытоживает Пятов. - Поэтому стыдно, что для России опять важен не мир, а война".
О политических рисках для лидеров, которые хотят поиграть с историей, пишет Сильви Кауффманн во французской газете Le Monde. В качестве примера автор приводит руководителей Японии и России: страны, побежденной во Второй мировой войне, и страны-победительницы.
Участие в этом году 9 мая в параде на Красной площади 16 тысяч солдат не скроет свободные места на трибуне для важных персон, полагает автор. Как отличается эта годовщина от 60-й годовщины в 2005 году! Рядом с Путиным тогда был весь или почти весь мир: в общей сложности, полсотни лидеров. Отсутствие обидевшихся Литвы, Эстонии или Грузии никто не заметил.
В этом году будет заметно отсутствие лидеров западных стран. Год спустя после аннексии Крыма Владимир Путин поплатится за презрение к международному праву. Слишком большое желание воспользоваться в своих интересах "Великой Отечественной войной" обожгло Путину крылья, пишет издание.
Японский премьер-министр оказался в противоположной ситуации: он хотел заставить забыть историю. В одном из интервью Синдзо Абэ признался, что устал от необходимости извиняться в ходе визитов в зарубежные страны за роль его страны во Второй мировой войне. Подобное отношение на протяжении 70 лет привело к потере японцами гордости, сегодня они стали неспособны к самоутверждению, проявляют пассивность перед лицом реформ. Страна, по мнению Абэ, вновь должна стать великой и сильной, пишет корреспондент. Япония полагает, что уже удовлетворила требования морали. Проблема в том, что речь уже идет не о морали, а о политике. В Азии политика одержала верх над историей, заключает автор статьи.

ПЕРВЫЙ КАНАЛ ОБРЕЗАЛ "МАСТЕРА И МАРГАРИТУ"

16:46 , 04 мая 2015

Голова Берлиоза

Хорошо, когда есть кто-то умный, который умнее тебя. Ты садишься в кресло, включаешь телевизор, по телевизору показывают какой-нибудь сериал, а ты при этом совершенно спокоен. Потому что прежде, чем ты сел в кресло и решил посмотреть это кино, какой-то другой человек, гораздо умнее тебя тоже сел и посмотрел. А поскольку он умнее тебя, то этому человеку виднее, что тебе видеть нужно, а что видеть не следует. Ему виднее – а тебе нет. Поэтому он посмотрел и решил, что тебе это видеть уже не обязательно.
Да и если рассудить здраво – много ли потеряли зрители, не увидев в сериале «Мастер и Маргарита» как трамвай отрезал голову Берлиозу? Может и правильно, что вырезали. У людей праздник, они сели за стол четвертый день подряд поесть, не исключено, что даже детей посадили рядом. А без телевизора – какая еда, тем более четвертый день подряд? А здесь голову режут, да еще трамваем! Я бы даже сказал, что редакторы достаточно халатно отнеслись к своей работе. Вот, внимательные зрители сигнализируют, что Жоржу Бенгальскому голову отрывают преспокойно – не знаю, правда это или нет. По идее головы никакие отрывать не надо. А там же по сюжету еще и бабы голые будут, и распятие на кресте и романтизация всякой дьявольщины и чертовщины. Да и подтекст у произведения какой-то мутный. Это еще 80 лет назад подметили. Поэтому странно, что только Берлиоза решили отредактировать.
И вообще странно. На нашем телевидении какая-то избирательная духовность и целомудрие. Гопота и похабень по полдня на экране – и вдруг раз и кусок из Булгакова вырежут. И дальше похабень и гопота. Да и не только на телевидении. Например, пока одни дураки рисуют георгиевские ленты на презервативах, других дураки закрашивают свастику на плакатах времен войны. И те и другие уверены, что действуют из духовных и патриотических соображений. А я теперь жду, что сцену с Берлиозом вычеркнут и из самого текста романа. Потому что сцена жестокая. И не надо говорить, что, мол, в кино это страшно, а в книжке – сойдет. Это как с порнографией. Запрещают не только картинки, но и тексты. Тексты такие бывают, что поазартнее любых картинок получаются.
Короче говоря, с нетерпением ждем, когда люди более умные, чем мы, приведут в порядок фильмы и книги, чтобы наше душевное равновесие не пострадало ненароком. Что же касается режиссера Бортко, то ему я сочувствую лишь частично. Заседая в Думе все эти годы он своими словами и поступками сделал достаточно, чтобы вот эта ересь теперь торжествовала. Так что он сам помогал разливать это масло Аннушке и сам подгонял трамвай, который отрезал, слава богу, не голову, а всего лишь кусок пленки.

СЕРАФИМА БИРМАН ХОТЕЛА СТАТЬ КРАСАВИЦЕЙ

Бирман Серафима Германовна


Лауреат Государственной премии (1946, за участие в фильме «Иван Грозный»)
Народная артистка РСФСР (1946)





Серафима Бирман родилась 10 августа 1890 года в Кишиневе.

Она с детства знала, что будет поступать в театральную школу, а там из нее наверняка сделают красавицу. «Все актрисы — красавицы», — для Бирман это было аксиомой. Она слышала о Стрепетовой, которой поклонялся весь Петербург, забыв о ее горбатой спине. Бирман тоже хотела преобразиться. Родственники между собой называли ее… не совсем нормальной. Но Симу это не испугало. Вначале она попала в московскую Драматическую школу под руководством Адашева. Там ей предложили готовить сцену из «Орлеанской девы» Шиллера. Точное попадание!

Одержимость, самоотрешенность и некое простодушное высокомерие — все, что составляет шиллеровскую героиню, было заложено в этой нескладной и вдохновенной провинциалке из солнечного Кишинева. Все так, но Бирман провалила роль. Она каменела, замыкалась… Зато на просмотре у Станиславского случилось чудо.

Бирман предложили сыграть нечто совсем ей чуждое, и даже Константина Сергеевича проняло.

Он сидел, устремив взгляд в пустоту, думая о том, что сегодня еще не обедал. И тут появилась она. Села рядом на свободное место, закинув ногу на ногу. Она закурила — он посмотрел на нее и содрогнулся. Такой выдающийся во всех смыслах нос он видел впервые в жизни. Она продолжала безмятежно дымить сигареткой, все ближе придвигаясь к нему.

Он заметил, что ее юбка стала раза в два короче, открывая длинные, уж очень длинные ноги. Она прижалась к нему плечом и одарила самой соблазнительной улыбкой, на какую была способна. «Верю!!! — закричал он. — Верю!!! Только остановитесь!..»

Она была счастлива, как может быть счастлив человек, которому только что поверил сам Константин Сергеевич Станиславский. Это педагоги из приемной комиссии специально предложили несуразной шестнадцатилетней абитуриентке разыграть этюд «соблазнение мужчины», чтобы наверняка выбить ее из равновесия. Подыграть вызвался сам Станиславский.

Эффект получился обратный. Это она привела всех в состояние полного оцепенения. Будущая королева трагического гротеска и фантасмагории, «безобразная герцогиня» сцены (так ее тоже называли) раз и навсегда приговорившая себя к искусству. Она не сразу научилась извлекать пользу из своей вопиющей нестандартности. Сколько слез пролила у зеркала юная Сима Бирман? Более красивые сверстницы отказывались с ней дружить, мальчишки кричали вслед: «Бледная, как смерть, тощая, как жердь!». Сима отмалчивалась.

Еще не оправившись от шока, комиссия приняла решение зачислить Бирман Серафиму в труппу Московского Художественного театра. В 1913 году Бирман присоединилась к группе молодежи, образовавшей легендарную впоследствии Первую студию МХАТ. Кроме Бирман, туда входили Евгений Вахтангов, Михаил Чехов, Алексей Дикий, Софья Гиацинтова.




Чехов так говорил об этой компании: «Собрание верующих в религию Станиславского...». Впрочем, скоро у адептов Системы появились претензии к ее создателю. С апостолами такое часто случается. В общем, студия не пожелала терять самостоятельность, на ее основе был создан второй МХАТ.

Серафима Бирман отработала в этом театре 12 лет до самого его разгона. Именно там она приобрела статус выдающейся актрисы. Бирман — это всегда невероятный, почти «фантасмагорический» грим, беспощадное изображение духовного и физического уродства. Актриса считала: не умеешь пленять — удивляй. Удивить — значить победить, приковать внимание…

Например, выпускники вахтанговской школы долго не могли забыть, как Бирман явилась к ним на исполнительский вечер (что—то вроде капустника) в костюме ангела. Белоснежные крылья, золотистый нимб над головой. И вела себя так, словно она неземная красавица. Бирман — красавица! Окружающие еле сдерживали смех. Когда в 1925 году Яков Протазанов предложил ей, уже знаменитой артистке, сняться в эпизоде в комедии «Закройщик из Торжка», Серафима Германовна неожиданно согласилась. Хотя и оговорилась: «Не нравится мне это ваше… так называемое искусство».

При сравнении работы в театре и кино, Бирман всегда бросалось в глаза то, что в кино нарушается привычная для театрального актера схема работы. Спектакли играются не один раз, актеру постоянно можно совершенствоваться. В кинофильм же попадают избранные дубли, как будто избавляя актера и режиссера от допущенных промахов, но зато готовый кинофильм не становится от частых повторений лучше. Для Бирман надо было специально писать роли. Она владела даром одной краской передать очень сложные переживания. Но так получалось, что ее брали только на роли чудачек и каких—то комедийных персонажей. Она оказалась слишком яркой для кино и часто вынуждена была играть на полутонах. «Беспокойно, рискованно быть актрисой острой характерности, — признавалась как—то Бирман. — А я — актриса именно острой характерности, доходящей порой до гротеска, если под гротеском не разуметь бессмысленного и безответственного кривляния».



Острохарактерный актер, как воздушный акробат — миг и свалится в безвкусицу. Недоброжелатели обвиняли Серафиму Бирман в формализме, «штукарстве», окрестили «техничкой» и даже «мудрствующей фокусницей». Она выслушивала критику, и все равно поступала по—своему. Бирман любила давать определения — мгновенные характеристики, выхватывающие в человеке его зерно—парадокс. Как—то сидели они в гримерке с Михаилом Чеховым и тот, придирчиво изучая свое зеркальное отражение, спросил: «Серафима! Что ты думаешь обо мне?» Она ответила сразу, без паузы: «Ты лужа, в которую улыбнулся Бог!» Просто и понятно! Лучшая «немая» роль Бирман — мадам Ирэн в фильме Бориса Барнета «Девушка с коробкой». Этот персонаж был задуман режиссером специально в расчете на Серафиму Германовну. И расчет полностью оправдался.

Тираническая нэпманша в исполнении Бирман внушала сперва ужас, затем презрение, а потом и вовсе превращалась в трагическую клоунессу. Барнет правильно распорядился доставшимся ему сокровищем. Многим его коллегам такой чуткости не хватало, поэтому Бирман стала часто отказываться от ролей. Как следствие, ее кинокарьера надолго заглохла. Но по большому счету актриса этого даже не заметила. Она была всецело предана театру.

Между тем, обстановка вокруг второго МХАТа накалялась. Поводом к планомерной травле послужил отъезд за границу Михаила Чехова, а дальше... Театр обвинили в идеологическом расхождении с линией партии и поставили вопрос о его закрытии. И в 1936 второй МХАТ приказал долго жить. Бирман вместе с частью труппы перешла в Театр имени Московских профессиональных союзов. Там она начала работать и в качестве режиссера. А уже в 1938 перешла в Театр имени Ленинского комсомола. Ее позвал бывший коллега по МХАТу Иван Берсенев, который в то время возглавлял Ленком.

Молодые пролетарии от искусства не сразу поняли, с кем имеют дело. Пролетариев от искусства было много. Они торжественно и грозно спускались по парадной лестнице театра. Она скромно стояла в отдалении. Одинокая женщина с длинным носом. Молчали все, но, наконец, прорезались голоса демагогов:

— Я как считаю, — крикнул первый демагог, — тем, кто пришел с производства — только главные роли давать. Правильно, товарищи?

— И, еще! — подхватил второй идеолог восстания, — никогда не ставить никаких классических пьес. Долой классику! Народу она не нужна!

— Подойдите ближе, — властно оборвала разговоры Бирман. — Ближе, еще ближе... Смотрите мне в глаза… Все слышат? Вон отсюда! Вас ждут заводы! Вы слышите гудки…

Бунт был подавлен. Как у Суворова, не числом, но умением. Если в театре Серафима Бирман была герцогиней, то в кино кем—то вроде падчерицы. Нелюбимой, но крайне необходимой тогда, когда, например, нужно собрать корзину подснежников в январе месяце.



Режиссер фильма «Друзья» Лео Арнштам убедил ее сыграть роль крестьянки—кабардинки, которую ослепляли белогвардейцы. Экзотичность, декоративность роли привлекла актрису, но скоро она уже об этом жалела.

Бирман шла на съемку с тяжелым чувством. Ей было стыдно, что она загримирована и «костюмирована» раньше, чем что—либо узнала о внутренней жизни своего образа. Как это в корне отличается от всего того, к чему она привыкла в театре… Правда, на этот раз ей не пришлось снова испытывать горького чувства актерского банкротства. Поднимаясь по склону горы, актриса сорвала веточку серебристо—серой полыни. И эта веточка неожиданно дала ей сведений больше, чем многостраничный сценарий и все режиссерские объяснения.

«У каждого актера бывает роль, сразу сердцу близкая, — говорила Бирман, — но это как выигрыш, как счастливая случайность. Приходится сжевать не один каравай, а то и зубы переломать на штампах — замшелых сухарях…» «Пряник», который ей в 1943 году подсунул, Сергей Эйзенштейн, выглядел очень аппетитно: роль боярыни Ефросиньи Старицкой, не побоявшейся бросить вызов самому Ивану Грозному. Исключительная личность, а Серафима Бирман любила исключительных.

Есть версия, что вначале играть Старицкую должна была Фаина Раневская. Но поскольку в ее анкете, в графе пятой — «национальность» — значилось что—то неправильное, кандидатуру завернули. Серафима Германовна в этом смысле тоже не была святой, зато в анкете гражданки Бирман было черным по белому написано — молдаванка. Но это скорее легенда из собрания мифов о соперничестве двух неординарных актрис. Надо заметить, автор легендарного «Броненосца» редко производил случайные замены. Эйзенштейн четко представлял, кто на что способен, кто может быть ему полезен.

Завел гений советского кино «дело» и на Бирман. Гений говорил про нее так: «Есть такие актрисы, которые облекаются в оперенье райских птиц собственного воображения, хватая их на лету и беспощадно разбирая на перышки. Такова Серафима Бирман».

Ощипанные райские птицы в страхе разлетаются… Режиссеру требовалась именно она. Ему нужен был не сарказм Раневской, а зловещее обаяние Серафимы Германовны. И он угостил ее «пряничком» собственной выпечки. А Бирман, если продолжить аналогию, чуть было не сломала челюсть: начинкой—то оказались гаечки—болтики, знаки—символы…

Эйзенштейн резко отличался от тех кинорежиссеров, с которыми Бирман работала раньше. Жесткие краткие указания — и ничего похожего на театральные репетиции. Актрису охватило обычно несвойственное ей равнодушие. Состояние было как при спешной замене в чужом спектакле: напялен костюм заболевшей коллеги, в мозг кое—как втиснуты слова роли, занавес открылся — лицедействуй на здоровье!

Она не понимала и не принимала методов Эйзенштейна. Бирман предпочитала общаться с режиссером в письменной форме. Вот фрагмент одного из этих посланий: «Глубокоуважаемый товарищ режиссер, Я с предельной преданностью Вам и «в строгом подчерке» выполню собой, все нотные знаки, все интервалы, все диезы и бемоли, какие нужны Вам — композитору — для звучания Вами создаваемой симфонии. И я, черт возьми, не понимаю…. Совершенно не понимаю, кого я играю! Так нельзя!»

Да, их было много, этих знаков альтерации. У этого композитора… К примеру, глаза держать только на определенном уровне, сохранять ракурс головы и в длинном одеянии подниматься по лестнице, не глядя на ступеньки.



Серафима Германовна страшно мучилась, а Эйзенштейн злился и обзывал ее «стрекозой в целлофане». В кино она пыталась играть как в театре. Готовилась к съемке сутками, приходила с утра на съемочную площадку, вживалась в образ по Станиславскому. А чего вы ожидали от его ученицы? В ней жил Второй МХАТ. И когда Эйзенштейн сказал Бирман, что на его площадке актер должен быть как электрическая лампочка: повернули включатель — включил эмоцию, выключили — снова в нормальной жизни, это ее оскорбило. Оскорбить Серафиму Бирман было достаточно легко. Она очень болезненно реагировала на нарушение правил этикета.

Ее надо было видеть, когда умничка—эрудит Сергей Михайлович Эйзенштейн вдруг рявкнул по поводу дублеров на площадке: «Не могу больше задницы снимать!» Бирман скривилась так, что до вечера не могла вернуться в прежнее состояние.

«Киношникам» Бирман казалась ужасной ханжой: ни покурить при ней, ни посплетничать, ни выругаться. Она, видите ли, тонкая натура. Она, понимаете ли, «сосредотачивается». Проще надо быть, и к вам потянутся люди! Вот как раз этого непримиримая старуха Серафима Германовна боялась больше всего.

В актерской трактовке образа Ефросиньи Старицкой, несомненно, много спорного. Внешность актрисы, рисунок ее движений — порывистых и стремительных — мало отвечают классическому представлению о русской боярыне шестнадцатого века. Но, в конце концов, Бирман — актриса, а не археолог, ее задачей было не восстановить лицо по черепу, а создать образ. И Серафима Германовна играла с огромной экспрессией, достигая вершин выразительности.



Щепетильность Серафимы Бирман вошла в театральный фольклор. Некоторые вещи она не прощала даже друзьям. Например, Ивану Берсеневу, вместе с ней руководившему «Ленкомом». Как—то, заглянув на репетицию, Бирман увидела, как на режиссерский столик Берсеневу принесли чай с бутербродами. Она затаилась в ожидании. И, когда Берсенев спокойно принялся жевать докторскую колбасу, аппетитно почавкивая, Серафима Германовна пришла в ярость:

— Как ты можешь?! Ты! Как ты можешь?! В храме искусств! А еще режиссер! Это же храм — святое место!

И точно храм… «Храм—храм» — и нет человека.

В тот вечер в знак протеста Бирман возвращалась из театра домой не как обычно, на машине вместе с Берсеневым, а пешком. Берсенев с Гиацинтовой медленно ехали вслед за ней вдоль тротуара и кричали:

— Сима, не валяй дурака!

Бирман делала вид, что не слышит. И так до самого подъезда. Фокус состоял в том, что никто не знал, в какой момент она может проявиться. Однажды некая молодая актриса прошлась по пустой, темной сцене — просто так прошлась, бесцельно. Серафима Германовна чуть не задохнулась от гнева. «Как вы посмели?, — грохотала она, — вразвалочку пройтись по сцене?! Станиславский ходил по сцене на цыпочках! Где вы, где Станиславский?! Есть разница?»



Такие всплески эмоций были нормой. Но с эмоциями, как и с алкоголем — сложно определить свою меру. На концерте в Институте долголетия Серафима Германовна решила воспользоваться случаем и впрямую спросила, в чем секрет долгой жизни.

— Спите, сколько хотите, — ответили ей. — Выпивайте в день стакан сухого вина и никому никогда не завидуйте.

Если она кому и завидовала, то Раневской. И не столько завидовала, сколько злилась на нее. Бирман нередко путали со «злой Фуфой». Реже — наоборот. И вот это и доводило Серафиму Германовну до белого каления.

Некорректно говорить, что они враждовали, они конкурировали.

Принципиальный матч, даже дерби двух актрис состоялось в рамках спектакля «Дядюшкин сон». У Раневской была солидная фора — она играла главную роль. Бирман же проводила на сцене в общей сложности минут пять. И то по протекции добрейшей Фаины Георгиевны. «Судейскую бригаду» возглавил заокеанский гость — знаменитый драматург Артур Миллер. Вердикт Миллера оказался безжалостным и однозначным: «Ranevskaya — замечательная актриса, но это дважды два — четыре, а то, что делает missis Birman — это дважды два — пять».

Народная артистка России, актриса Омского театра драмы Надежда Надеждина рассказывала: «В своей книге «Путь актрисы» Серафима Германовна Бирман писала: «Именно канатоходцы, а не просто пешеходы привлекают к себе самое живое и острое внимание зрителя. Любила и люблю в искусстве чрезвычайное, и зрители доверяют мне больше, когда играю женщин, из ряда вон выходящих. И верила, и верю, что искусство обладает правом преувеличения». Одну из своих первых книг Бирман подарила мне, я этим очень горжусь: «Надежда! В путь своей жизни возьмите эту книгу — она о путях. Она — дорожная запись. Серафима Бирман. Москва. 3 мая 1966 г.» В 1950 году я пыталась устроиться в московский Ленком, но места в штате не было, и, чтобы не терять время, я уехала к режиссеру А.В.Шубину, возглавлявшему Омский театр, — с ним я работала после войны в Смоленске. А когда через год появилась возможность поступить в труппу московского Ленкома, вернулась в столицу. В Ленкоме сразу познакомилась с великой троицей — Берсеневым, Гиацинтовой, Бирман. Именно они меня прослушивали и брали. В этом театре было правило: мастера наблюдали за творческим ростом молодежи. Нас, четырнадцать молодых способных артистов, как бы подразделяли на группы, и так случилось, что я попала в группу, которую наблюдала, пригревала, учила Серафима Германовна, за что я до сих пор благодарна судьбе. Потому что, в какой школе ты ни учишься, все равно формирует актера театр, режиссер, с которым он работает. Я в театре уже 53 года, и если что—то умею, то во многом благодаря Серафиме Германовне. Она — в моей душе, в сердце, в памяти… Поступив в московский Ленком, я проработала там почти десять лет. Сейчас после института часто молодых артистов «забрасывают» ролями, а раньше надо было ждать — сидеть в зрительном зале, смотреть и все запоминать. Заболеет кто—то, тебя спрашивают: «Надя, знаешь роль, мизансцены?» — «Да». — «Иди на сцену». И таким образом мне несколько ролей удалось сыграть в Ленкоме, в том числе Рашель в «Вассе Железновой» — на нее меня ввела в спектакль Серафима Германовна. Отдушину мы получали, когда готовились к смотрам творческой молодежи, так как выбирали те роли, какие хотели. И каждый раз Серафима Германовна работала со мной… Помню, я выбрала роль Маши в «Живом трупе». Бирман считала: она мне не подходит. «Ты земная очень». — «А я хочу!» И, поработав полгода, я все же сыграла Машу в ее спектакле. Со мной и Валей Бегтиным она репетировала «Свидание» Тургенева — на смотре мы заслужили много похвал. И вообще, что бы я ни играла, она всегда отсматривала и после спектакля мы обязательно разговаривали. А самое интересное: я всегда смотрела ее спектакли из—за кулис. И она об этом знала. Особенно я любила смотреть ее в спектакле «Особняк в переулке» братьев Тур. Она играла роль фашистки. По сюжету, ее вызывали на допрос, и в этой сцене у нее был большой монолог, минут на десять. Отрицательная роль как будто бы не может вызывать симпатии у зрителя, но Бирман играла ее так блистательно, что уходила под шквал аплодисментов. Я до сих пор помню, как она по—военному поворачивалась, высоко, чуть не до носа, поднимала ногу и строевым маршем уходила за кулисы. И сразу зал взрывался аплодисментами.

А как—то раз аплодисментов не было, она увидела меня, подозвала: «Надежда! Почему нет аплодисментов? Я что, хуже играла?» — «Да нет, Серафима Германовна, зритель потрясен… молчание бывает иногда дороже аплодисментов». Она могла не спать ночи, если ей казалось: что—то не так…

Бирман — великая актриса. Не блистательная, не просто талантливая — великая. Режиссер Михаил Левитин, ставивший у нас «Елку у Ивановых» Введенского, заметил, по—моему, правильно: «У Бирман всегда было дважды два — пять» (он знал Бирман по театру Моссовета). Бирман очень любила острую форму. Ее даже обвиняли в формализме, так и называли: «актриса—формалистка». Тогда преследовалось увлечение формой. Ее оскорбляли, уничтожали. И вынудили—таки уйти из Ленкома. Как она выжила, я не знаю. Об этом горьком — в ее письмах. Она писала мне и в Омск, и в Вологду, и в Норильск, и в другие города. Нет дат, многие события стерлись. Но помню, что я, когда бывала не удовлетворена работой и искала новый театр, советовалась с ней, и она, если знала ситуацию, всегда мне отвечала. Со всеми пигалицами она в театре была на «Вы». Писала она многим, получала огромное количество писем. Я спрашивала: «Как вы успеваете всем отвечать?» — «Если я не отвечу, у меня такое чувство, что я положу человеку в его протянутую руку камень».



К похвалам Серафима Бирман относилась спокойно, рассматривая их как атрибут профессии. И скоро забыла о словах сэра Миллера. И о нем самом. На всю жизнь с ней остался другой комплимент. Как—то Бирман покупала мороженое, а продавщица вдруг заявила ей, что в телевизоре она казалась гораздо моложе. Стоявший рядом мужчина совершенно серьезно возразил: «Да какая разница — старше, моложе! Она — красавица...». Бирман выронила эскимо. С детских лет она мечтала услышать это — и вот свершилось. Магия искусства подействовала. И теперь актриса поверила в эту магию еще сильнее.

Как многие большие актрисы, Бирман боялась остаться без ролей, боялась, что ее забудут, обойдут. Ничто человеческое ей не было чуждо. И потому лепила Серафима Германовна шедевры, как она выражалась, изо всякой ерунды, из придорожного сора, строго придерживаясь заповедей Станиславского.



«Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким, а легкое прекрасным». Так говорил Станиславский, и так работала королева трагического гротеска, настоящая герцогиня сцены, Серафима Бирман.

Серафима Бирман — автор книг «Актёр и образ», «Труд актёра», «Путь актрисы» и «Судьбой дарованные встречи».



Последние дни ее оказались трагичны. Она провела их в психиатрической клинике, куда ее, абсолютно беспомощную, перевезла племянница — своих детей у Бирман не было. Почти ослепшая актриса репетировала в больнице «Синюю птицу» Метерлинка. Серафима Германовна даже не осознавала толком, где находится.

Серафима Бирман скончалась в психиатрической клинике 11 мая 1976 года и была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

ЗАКАЗ ВЫПОЛНЕН


"В понедельник, 4 мая, в 15:00 члены парламентской фракции партии НДИ собрались на специальное заседание, где Авигдор Либерман объявил о своем решении не присоединяться к правительственной коалиции и покинуть пост главы МИД. Это заявление было сделано до того, как Либерман сообщил о принятом решении главе правительства Биньямину Нетаниягу". Из СМИ

 Ни минуту не сомневался в том, что это случится. Упрямая логика отступничества, скажем мягко, ни к чему другому и не могла привести. Либерман, тем самым, активно способствует созданию правительства "национального единства". что поставит Израиль перед неизбежностью новых выборов и полностью нивелирует победу правых на выборах. Не мытьем, так катаньем эта публика своего, похоже, добилась. Спасибо Либерману. Заказ выполнен. И бывший хозяин МИДа теперь уж, наверняка, избежит судебного преследования, а заодно и прикончит свою партию.

КТО НАЧАЛ ПЕРВЫМ?


04.05.15 08:14

 Террористы бьют из тяжелой и реактивной артиллерии. Обстрелы как до Минска-2 - пресс-центр АТО


3 мая российско-террористические войска значительно усилили огневую активность.

Об этом сообщает Цензор.НЕТ со ссылкой на пресс-центр АТО.


По информации штаба, с 18 часов до полуночи преступники совершили 45 обстрелов: "Таким образом, количество нарушений режима прекращения огня за минувшие сутки составила 95 - это почти на том уровне, который был до заключения соглашений в Минске. При этом противник уже не стесняется несколько раз в сутки открывать огонь по нашим позициям из тяжелой и реактивной артиллерии, дерзко провоцируя силы Антитеррористической операции на адекватный ответ".

"В Донецкой области за вечер преступники 5 раз обстреляли из артиллерии калибра 122 миллиметра позиции сил АТО неподалеку Авдеевки, трижды - в районе населенного пункта Водяное и по одному разу неподалеку Опытного, Широкино и Каменки", - сказано в сообщении.


Также отмечается, что по позициям украинских войск в районе Песок бандформирования провели 5 обстрелов из 120-миллиметровых минометов и 3 обстрела - вблизи Авдеевки. Также неподалеку Авдеевки преступники вели огонь из танка.

"Около полуночи преступники прибегли к обстрелу нашего опорного пункта в районе населенного пункта Новобахмутовка из артиллерии калибра 152 миллиметра. В полночь позиции сил АТО недалеко от населенного пункта Новоселовка во время боевого столкновения успешно отразили нападение диверсионно-разведывательной группы противника в составе 10 человек", - сообщили в штабе.

Вместе с тем, на Луганщине украинские подразделения зафиксировали пролеты двух беспилотников противника.



Украинские силовики пытаются прорвать позиции ополчения в районе Горловки и Широкино, сообщили в пресс-службе республиканской гвардии ДНР.
«По Горловке несколько дней ведется минометный обстрел. Украинские силовики его используют с целью продвижения в город. Ополченцы удерживают свои позиции, не прибегая к использованию тяжелого вооружения. Силами стрелкового оружия пытаемся сдерживать противника и не допустить его продвижения в город», - цитирует представителя гвардии РИА «Новости».
Там также отметили, что обстрел Донецка в ночь на 3 мая был отвлекающим маневром украинских силовиков. В это же время они развернули полномасштабное наступление в районе поселка Широкино. «Около полутора тысяч силовиков начали наступление с целью продвижения в Новоазовск, при этом использовали 152-миллиметровые минометы и гаубицы Д-30», - добавил представитель ДНР.
По информации ополчения, бой в Широкино продолжался с семи вечера 2 мая до восьми утра 3 мая, атаку удалось остановить. «Используя лишь стрелковое оружие, ополченцы сдержали наступление на Новоазовск. Но в результате атаки силовиков в Широкино разрушено три улицы», - сообщили в пресс-службе республиканской гвардии.
Накануне заместитель командующего корпусом минобороны Донецкой народной республики Эдуард Басурин сообщил, что бойцы украинских добровольческих батальонов по-прежнемуостаются в поселке Широкино.
В воскресенье сообщалось, что украинский батальон специального назначения «Донбасс» ввелдополнительные военные подразделения в поселок Широкино.
Напомним, в конце апреля представители контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе обсудили в ходе видеоконференции план по демилитаризации Широкино.
27 апреля наблюдатели ОБСЕ сообщили, что 26 апреля зафиксировали самые интенсивные боестолкновения в районе села Широкино начиная с февраля 2015 года.

ХАЛТУРЫ НЕ БУДЕТ



Должен был перепостить эту рекламу. Никогда этого не делаю, так как не верю в добросовестность русских гастролеров в Израиле, но на этот раз уверен, что ХАЛТУРЫ НЕ БУДЕТ. В нашем мире, где осталось так мало настоящего, подлинного, два эти музыканта, скорее, исключение из правил, чем правило. Оба - настоящие мастера, мужественные борцы с попсой, талантливейшие  музыканты.

Дорогие друзья,
в Иерусалимском клубе "А-Цолелет а-Цеуба" (Yellow Submarine) 10 мая 2015 г высадится московский джазовый десант, то есть дуэт в составе:
ДАНИИЛ КРАМЕР (ф-но)
ВАДИМ ЭЙЛЕНКРИГ (труба).

Всем любителям классного джаза от души рекомендую поторопиться с билетами на этот уникальный концерт: клуб весьма популярен, мест в нем не так много. И кроме того, сейчас билеты продаются со скидкой - 85 шекелей, а в день концерта они будут стоить 95 шек. 

Билеты можно заказать здесь (иврит и английский): 

или на русском языке - через кассу "Браво": 
 

Телефон клуба: 026794040
Адрес: הצוללת הצהובה
הרכבים 13 תלפיות,
ירושלים
Начало концерта в 21:00 (открытие дверей в 20:00).

И НЕМНОГО ОБ УЧАСТНИКАХ ДУЭТА:

Вадим ЭЙЛЕНКРИГ —  на сегодняшний день один из самых популярных и востребованных российских джазовых музыкантов. Когда-то газета «Коммерсант» назвала его «русским Крисом Ботти». Но от концерта к концерту, от пластинки к пластинке Вадим вырабатывал свой собственный, самобытный стиль, неповторимый звук и индивидуальную подачу.
 
Десять лет  музыкант был известен как солист Биг-бэнда Игоря Бутмана. В 2009 году вышел первый сольный альбом «The Shadow of your smile», который стал одним из самых продаваемых релизов лейбла «Butman music». Продюсером выступил Игорь Бутман, а в записи принимали участие музыканты легендарной группы Brecker Brothers во главе с Рэнди Брекером. Второй альбом под названием "ЭЙЛЕНКРИГ" объединил таланты ряда именитых музыкантов: Алана Харриса, Верджила Донатти, Дугласа Шрива, Игоря Бутмана и других.
Артист с огромным успехом выступает в составе Квинтета Вадима Эйленкрига, в дуэтах с Антоном Барониным и Даниилом Крамером, ведет проект с шоуменом Тимуром Родригезом, электронный дуэт с DJ LeGran. Вадим представляет Россию в Европе, на сольных концертах и фестивалях в Мюнхене, Дюссельдорфе, Риге и Таллине. Музыкант солировал на сценах Карнеги-Холла, Линкольн-центра, Чикагской и Бостонской филармонии. На протяжении всего этого времени Вадим Эйленкриг ведет педагогическую работу, ныне - доцент джазовой кафедры в Государственной академии им. Маймонида. 
На российском телеканале «Культура» Вадим Эйленкриг - ведущий популярного шоу «Большой джаз».

Даниил КРАМЕР - пианист, импровизатор, руководитель множества джазовых фестивалей. Народный артист России,Лауреат Европейской премии им. Густава Малера.
Сольные концерты и выступления с различными музыкантами, в том числе в США, во многих странах Европы, Африки и Центральной Америки и Китая. Крамер участвует в международных джазовых фестивалях, таких, как "Munchner Klavier sommer" (Германия), "Manly Jazz Festival" (Австралия), "European Jazz Festival" (Испания), "Baltic Jazz" (Финляндия), "Foire de Paris" (Франция) и т. д.
По каналу ОРТ в 90-х годах прошла программа уроков джазовой музыки, впоследствии ставшая видео-серией "Уроки джаза с Даниилом Крамером".
Музыкант много лет преподавал в институте им. Гнесиных, а в 1994 году Даниил Крамер открыл в Московской Государственной Консерватории (впервые в ее истории) класс джазовой импровизации. Педагогические разработки и программы Крамера используются на джазовых отделениях музыкальных школ и училищ страны.
В России стали популярными сборники джазовых пьес и обработок джазовых тем Крамера, выпущенные различными издательствами.

С 1994 года Даниил Крамер интенсивно сотрудничает с Международным благотворительным фондом "Новые Имена", занимающимся высокоодаренными детьми. Он является своего рода куратором классико-джазового направления этой организации, работает с талантливыми детьми, занимающимися классической музыкой, развивая в них также знание, понимание и исполнение джаза. Как результат этой работы, в 2001 году совместно с "Новыми Именами" создан детский квинтет "Классика и джаз".

Даниил Крамер является арт-директором многих российских джазовых фестивалей.
Является заведующим эстрадно-джазовой кафедрой в Институте Современного Искусства в Москве.
Много лент его уникальный концертно-гастрольный абонемент "Джазовая музыка в академических залах" собирает полные залы во многих городах России.

Даниил Крамер занимается организацией и проведением профессиональных джазовых конкурсов в России. В марте 2005 года впервые в Москве состоялся первый международный конкурс джазовых пианистов, соорганизаторами которого выступили Павел Слободкин и Даниил Крамер, среди членов жюри - наиболее известные пианисты из различных стран Европы и России.

   Мероприятие организовано концертным агентством "White sail".  


Итак, друзья, до встречи в "подводной лодке" 10 мая в воскресенье (йом ришон)!
Ну, и ВСЕХ  - с наступающим Праздником Лаг ба-Омер! 
и с Днем Победы!
Ваша Мириам ГУРОВА

ТОЛПА НА ГРАНИ ПОГРОМА


«Демонстрация выходцев из Эфиопии, проходившая 3 мая в центре Тель-Авива, переросла в массовые беспорядки. Манифестанты бросали в полицейских камни, бутылки и петарды. Полиция была вынуждена применить спецсредства для разгона демонстраций». Из СМИ

 Мне кажется, что народонаселение нашей планеты можно, условно конечно, разделить на две категории. Одна - свято верит, что весь мир ей должен. Другая - живет в сознании своего долга миру.
 Первая убеждена, что им должны родители, государство, близкие, друзья и знакомые. Вторая – постоянно стремится раздать свои долги.  Первая позиция мне кажется суетливой, злой и неблагодарной. Вторая – плодотворной. Увы, чаще всего встречал тех, кто убежден, что его обошли, обидели, не до дали, а должны. Не важно - кто: Бог, партия и правительство, папа с мамой, жена, муж, дети. Должны – и всё. Такой человек существует в лихорадке постоянных мелочных счетов, он вечно обижен. Мало того, он ищет эти самые обиды. Он их холит и лелеет.  Он постоянно заряжен пожирающим огнем протеста против тех, кто, якобы, обещал ему, по праву, райские кущи, а поместил в чистилище. Он всю свою жизнь тратит на бесполезные поиски должников, а не на продуктивные попытки сделать себя, получить образование, стать мастером своего дела, и отдать свой долг  за одно редкое счастье родиться в нашей Вселенной, где норма – пустота и смерть, а не жизнь, способность мыслить, любить и работать.
 Не на полицию обижены наши чернокожие братья. Полиция везде, во всех странах мира, переходит красную черту. ПОРЯДОК – слово жесткое, а криминал и постоянный террор не учат полицию Израиля ходить в белых перчатках. Мало того, в полицейские не идут поэты, гуманисты и будущие философы, а от ребят простых не следует ждать особых сложностей и такта в общении.
 Так что, уверен в этом, дело не в каком-то расизме и насилии полицейских, а в извечной убежденности определенной части населения Израиля, что она обижена, что ей что-то обещали, а не до дали, в понятной зависти и отчаянии, что что-то мешает жить так богато и привольно, как живет сосед. В ненависти к самому ПОРЯДКУ, который не позволяет тебе получить своё – желаемое просто так,  жить на халяву.

 Думаю, это люди, убежденные, что весь мир им должен, - вечная армия бунта, мятежа, революций разного рода. Именно из этой публики лепится агрессивная толпа. В нашем случае, та толпа, которая чудом остановилась в Тель-Авиве на грани погрома.

"24 ДНЯ" ФИЛЬМ ОБ УБИТОМ СЫНЕ


Александра Свиридова.
Только что посмотрела фильм...
«Факин джу, факин Фрэнс»
Так следовало бы назвать новый французский фильм режиссера Александра Аркади, который вышел на экраны Америки сейчас. Но он называется бесцветно «24 дня». Снят по одноименной книге не-писателя, а обыкновенной женщины по имени Руфь Халими. Это книга мамы, у которой в центре Парижа 10 лет назад черные украли взрослого сына, издевались над ним три недели и потом убили. Маме помогал писатель Эмиль Фрэч. Он вместе с ней старательно прошел шаг за шагом страшной дорогой воспоминаний. А режиссер только реконструировал события. Премьера фильма состоялась в Нью-Йорке, Лос Анжелесе, по всей Америке, и ни слова о фильме на русском языке нет. Молчат газеты, радио, телевидение. Молчат советские евреи, приехавшие в Америку беженцами, спасающимися от антисемитизма. Не понимаю, в чем дело. Приходится садиться писать.
Страшно в этом бесхитростном фильме все, и обыденность - в первую очередь. В кадре Париж, среднестатистический микрорайон, обычная квартира. Мама в сумерки в субботу собирает за столом семью – дочь лет 20 и сына чуть за 20. Красивый мальчик служит в магазине радиоаппаратуры – продает карманные телефоны. Красивые девушки кокетничают с ним. А одна – придет –уйдет, и вернется – попросит у сослуживцев его номер. Позвонит с придыханием в субботний вечер, предложит выпить с ней кофе…И как бы мама не просила Илана – так зовут героя – не уходить, - он умчится, польщенный вниманием красавицы. И невдомек ему, что девушка – член банды «Варваров», как называют себя сами эти граждане Франции – выходцы из арабских стран. Его заталкивают в автомобиль, увозят в черный микрорайон, где прячут связанного в квартире. И звонят родителям, требуя выкуп…
Остальное – монотонное проживание ада ожидания, когда полиция дает указания матери, отцу и двум сестрам, как себя вести, как держать себя с вымогателями, пока полицейские честно пытаются отследить, откуда проходят звонки. Родители подчиняются, но – операция срывается из-за неточных действий полиции, и «Варвары» убивают мальчика. Не до конца…
Изможденного – связанного три недели по рукам и ногам, - без крошки еды, - его вывозят на окраину, поливают бензином и поджигают. Но мальчик не сгорает. Он жив. Голый, с обгоревшей спиной, цепляясь руками, намертво застегнутыми железными наручниками, он взбирается на высокую насыпь, по которой несется пригородный поезд. И его замечают. Успевает приехать полиция. Застать его живым. Но на руках у полицейских он умирает. Мальчика хоронят.
Это не конец. Банду вылавливают. Их 29 человек. И не все черные. Белый – «супер» дома, подельник, который выделяет банде свободную квартиру, где они долго держат заложника. Белые все барышни банды, которым обещаны быстрые и легкие деньги. По суду дают небольшие сроки только 19ти участникам преступления. И пожизненное – главному. Огромному красивому черному зверю по имени или по кличке Джанго.
Год спустя мама с друзьями и близкими извлекают гроб из земли на кладбище Парижа и перевозят тело мальчика в Израиль. Финальная сцена убийственна в своей простоте – мама на камеру говорит полицейскому о том, что бандиты скоро выйдут из тюрем и придут плевать на могилу ее замученного сына. А она этого не хочет. И везет гроб в Израиль, где опускает тело сына в землю и сажает дерево.

- Илан – на хибру – означает дерево, - поясняет она на камеру. – Мы посадили его… Покойся с миром.
Это – центральная линия сюжета, костяк, хребет. Мясо, материя, ткань повествования еще страшнее: через мелкие незначительные детали режиссер воссоздает атмосферу изолганности и страха, царящую во французском обществе. Руководство полиции, проводя операцию, несомненно желает найти преступника, но пытается скрыть антисемитскую суть киднепинга.
В одном из интервью режиссер Аркади откровенно заявляет, что полиция вела себя слишком осторожно с подозреваемыми, опасаясь вызвать волну насилия со стороны недовольных своей жизнью эмигрантов из арабских и африканских стран.
"Следователи укрывали от общественности некоторые детали, свидетельствующие об антисемитском характере преступления. В пригороде, где орудовала банда "Варваров" многие знали о похищении, но никто не осмелился заявить о преступлении. Мой фильм призван предостеречь общество от подобного поведения. Нельзя равнодушно относиться к проявлениям расовой и религиозной ненависти", - подчеркнул режиссер.
Я смотрю этот фильм в момент, когда в Америке войска наводят порядок в Балтиморе, где я жила и работала, и хорошо понимаю, чего опасалась полиция Франции. Именно этого – восстания черных. И в свете происходящего невероятно смелыми оказываются режиссер фильма – Александр Аркади, родившийся в Алжире в 1947мом, и только в пятнадцать эмигрировавший во Францию, - и исполнитель роли Джанго – главного «варвара». Мне за него даже немного тревожно. Он один играет, не сбавляя темпа – истерику и надрыв. Он торопится сам и торопит родителей жертвы, - ему нужны деньги. И он обращается к тем, у кого они есть. Он продумал операцию, и все должны исполнить по его нотам то, что он задумал, а сюжет буксует. Он звонит с разных телефонов, и говорит маме-папе-сестрам один текст одним сплошным матом, чтобы не оставалось ни у кого сомнений и не возникло даже малейшего желания назвать жертву – юношу Илана – евреем. «Ебаный жид» - «факин джу» - так должен называться фильм на самом деле, так как тот, кого берут в заложники, называется именно так на языке «Варваров». Как ни смягчай перевод с французского или английского. Только при правильном переводе становится совершенно ясно, что нет у черных мусульман к мальчику сострадания, так как в заложниках у них нелюдь – «жидяра». И они звонят родственникам, рабаю, и говорят одну фразу: «У вас – ебаных жидов - есть деньги, вот вы нам их и платите». А в приступе гнева герой добавляет еще и «Ебаная Франция».

Мама первая указывает на то, что в интернет-посланиях, с требованием заплатить, «Варвары» называют мальчика ЖИД, и никак иначе. «Не мужчина-юноша-человек, - указывает она полиции, и добавляет: - Они убьют его». А полиция говорит, что это не антисемитизм, а рядовое экономическое преступление. И режиссер воссоздает каждую сцену, где высшие полицейские чины Парижа отказываются признавать антисемитскую подоплеку. И только, когда мальчик погиб и предан земле, евреи восстают. Деликатно, разумеется. Но все же. Потому что «Дело Илана Халими», еврейского юноши, похищенного бандитской группировкой выходцев из Африки с целью выкупа, вызвало большой резонанс во французском обществе. И в конце концов полиция признает, что это была антисемитская акция.
Страшно видеть свидетелей преступления, которые выбирают молчать – либо потому, что им обещаны за молчание деньги, либо потому, что боятся расправы. В кадре – огромный анклав – многоэтажные дома, стоящие каре вокруг общего двора, через который таскают стонущего мальчика – из квартиры, где он стонет, - в подвал. Черные твари – «Варвары» - несут его в сумерках в открытую, точно зная, что свои – черные – не выдадут, а белые обитатели «проджекта», как принято называть дома подобного рода в НьюЙорке, - побоятся. И режиссер несуетно снимает, как смотрят белые из окон и с балконов, и отступают, задернув штору… Джанго уверен в своих соседях. И не напрасно. Черт не выдаст, свинья не съест.
Я опускаю подробности. Пойдите и посмотрите фильм. Смотреть его невыносимо. Не смотреть – преступно. Я не понимаю, почему еврейские общины Америки не подняли прессу и не призвали зрителя в зал. Об этом фильме известно всем, так как он удостоен наград ряда еврейских кинофестивалей – в Иерусалиме и Бостоне, Сан Диего и других городов Америки. Увы – нет у него ни одной награды НЕ-еврейского фестиваля. И это делает всеамериканскую премьеру каким-то местечковым событием внутри еврейского гетто. Черные гетто Америки вполне могли бы тоже посмотреть это кино…
И самым, конечно, занимательным в фильме оказывается то, что все тексты, писанные буквами на бумаге, под нажимом требований о соблюдении политической корректности, давно требуют приложения усилий при прочтении, дабы обнаружить упоминание цвета преступника, когда читаешь и слушаешь по радио новость о том, что кто-то кого-то грохнул. Кино же дает впрямую и сразу портрет во весь рост этих черных парней в капюшонах, покуривающих траву и ожидающих денег и благ – от всех стран и правительств. А если нужно срочно – то в качестве выкупа… И лучше сразу – за жида. Потому что парни знают две главные вещи про жидов – что те любят своих детей, и что у них есть деньги.
Мама Илана – Руфи Халими – медленно говорит в финале: - Я молчала 24 дня. Делала так, как велела полиция. Но сегодня я не могу молчать. Мой сын убит, так как он еврей. Его пытали, мучали, сожгли. И ничего этого не было бы, если бы он не был евреем.