воскресенье, 22 марта 2015 г.
ИЗРАИЛЬ 1955
НИКАК НЕЛЬЗЯ БЕЗ ГЛАМУРА
Почему нам нельзя без гламура
Что ждет человечество в будущем? Грозят ли ему войны и кризисы? А может, напротив, планета станет более благоустроенной? Сможет ли Россия вписаться в новую обстановку или пойдет своим путем? "Росбалт" продолжает публикацию цикла статей "Мы не узнаем наш мир".
Мир традиционного общества был иерархичен. Наверху – монарх, ниже – аристократия, под ней – простой народ. Эту иерархию все знали и признавали. Если вдруг кто-то выражал несогласие и заявлял, что царь, мол, ненастоящий, начиналась война, которая продолжалась до тех пор, пока не восстанавливались привычные представления общества о верхах и низах.
Модернизация разрушила прежнюю иерархию и создала формальное равенство: низы голосуют, верхи сменяются. Рядом с иерархией власти выросла, правда, иерархия капитала, в которой верхи так просто не сменишь, не проголосуешь за передачу денег Абрамовича народу по шариковскому принципу "взять и поделить". Впрочем, особенность иерархии капитала в том, что низы недолюбливают верхи, и даже успехи футбольного клуба "Челси" не делают Романа Абрамовича народным кумиром. В этом отличие нового мира от старого, где подданные боготворили монарха или, во всяком случае, считали, что в его жилах течет "голубая кровь", дающая право казнить и миловать.
У Абрамовича, Гейтса, Баффета и всей прочей публики с яхтами, виллами и многомиллиардными состояниями никаких особых прав нет. Американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд как-то раз попытался, правда, сказать, будто богатые не похожи на всех остальных, но ему на это цинично заметили: "Правильно, у них денег больше". Ничего божественного, никакой "голубой крови".
Казалось бы, все замечательно. Равенство лучше иерархии. Но человек странно устроен. Ему хочется сотворить себе кумира. И построить вертикаль, в которой он будет близок к вершине. Или хотя бы получит шанс к ней немного продвинуться, не имея ни денег, ни связей, ни "голубой крови".
И вот современный мир формирует такую странную, вроде бы, конструкцию, как мирно сосуществующие, но при этом конкурирующие иерархии. С одной стороны – рудимент прошлого (иерархия), с другой – чистый продукт рынка и демократии (конкуренция). В этих иерархиях почитают кумиров, уважают лидеров, но самое главное – ощущают себя выше всех тех, кто остается на обочине жизни и не играет по правилам, задаваемым кумирами и лидерами.
Гламур
Самый яркий пример подобной иерархии – это гламур. Миллионы людей интересуются жизнью гламурных звезд. Сотни тысяч стремятся на них походить, хотя бы в одежде или прическах. Тысячи – откровенно фанатируют, собирают автографы, фото и книги, вызубривают биографии кумиров. Наконец, сотни – гоняются за ними по всему миру, стремятся увидеть, постоять рядом, хоть пальцем прикоснуться к одежде.
Характер занятий гламурных звезд абсолютно неважен. Это могут быть певцы, киноартисты, модели, спортсмены или просто светские персонажи, вроде Пэрис Хилтон. Главное, что для условных членов гламурной иерархии мир четко структурируется. На самом верху – кумир, который важнее любых президентов, генералов, патриархов и олигархов. Ниже — приближенные "к телу": пресса, фотографы, ассистенты, чада и домочадцы. Дальше – те, кто ориентируется на предложенные кумирами "ценности" и в соответствии с ними мыслит, одевается, проводит время. Все остальные оказываются за пределами данной иерархии — независимо от своего общественного, политического или экономического статуса.
Следующий важный момент – любое событие в гламурном мире обязательно должно становиться информационным поводом, т.е. активно обыгрываться в прессе, чтобы привлекать внимание. Потухшая звезда может проиграть в борьбе за интерес публики. Иерархии-то у нас конкурирующие.
Звезды кормят своих поклонников духовной пищей, но те кормят их материально. Гламурные иерархии являются причиной активного использования звезд в рекламных кампаниях. Если кумир, скажем, пользуется определенной косметикой, то большая часть "свиты" пойдет по его стопам, поскольку данный одеколон относится к "истинным ценностям". Доход от рекламного контракта, в свою очередь, позволит звезде выглядеть еще ярче и еще больше людей вовлечь в орбиту своего влияния.
Вообще-то гламур – не новый феномен. Гламурные тусовки существовали еще в XIX веке вокруг известных балерин, актрис, куртизанок. Однако тогда это был крайне узкий круг, включавший лишь богатых искателей приключений. По-настоящему народный гламур возник только в современном обществе потребления, где, с одной стороны, у миллионов людей есть средства, чтобы идентифицироваться с кумиром (тратить деньги на соответствующую одежду, косметику, прически, развлечения и т.д.), а с другой – масс-медиа создают возможность следить за всеми перипетиями жизни интересующей народ персоны.
И еще один важный момент. Современность развела в разные стороны гламур и авторитаризм. Наполеон для своего времени был гламурным персонажем, превосходящим по влиянию любую куртизанку и балерину. Но в XXI веке лидеры не гламурны, а те, кто пытается встроиться в гламурную иерархию (вроде недавнего итальянского премьера Сильвио Берлускони), вызывают усмешки. Впрочем, в изрядно запоздавшей России Владимир Путин – все еще гламурный герой, вокруг которого выстроена целая индустрия (майки, кружки, тусовки с байкерами и тщательно организованные "путинги").
Искусство
Гламурная иерархия – самая широкая из всех возможных. Она охватывает миллионы людей, ориентирующихся на простую житейскую схему, которую предлагают им масс-медиа. Однако сам факт существования подобной иерархии должен порождать альтернативу, объединяющую тех, кто считает поклонение гламурным звездам слишком уж примитивным занятием. Поэтому появилась иерархия ценителей современного искусства.
Случайно оказавшись в какой-нибудь модной художественной галерее, искренние поклонники поп-звезд удивленно задаются вопросом, почему три закорючки, нарисованные на холсте и заключенные в раму, представляют для человечества какой-то интерес и продаются за большие деньги. На это поклонники современного искусства отвечают обычно (если, конечно, вообще удостаивают профанов своим вниманием), что всякий человек, обладающий вкусом, должен понимать ценность представленной картины.
Понятие "хороший вкус" является интеллектуальным аналогом гламура. Оно непереводимо на русский язык, да и на все прочие тоже. Его смысл не объяснить человеку, чуждому иерархии современного искусства. "Хорошим вкусом" либо обладают, либо нет.
Впрочем, успех и вознесение на высшие ступени иерархии в современном искусстве часто достигается теми же методами, что и в гламуре. Необходимо добиться известности любой ценой. А для этого необходим скандал. Создать его можно, например, если художник представит себя собакой, встанет на четвереньки и будет бегать голышом, покусывая посетителей выставки за ноги. На первый взгляд, выглядит, как сцена в дурдоме. Но если назвать это перфомансом, то вскоре можно будет уже вести речь и о хорошем вкусе.
Истоки известности обычно забываются, а сама известность остается. И вот уже дама, приятная во всех отношениях, произносит при виде модной инсталляции слова "сделано со вкусом". При этом она выражает, в общем-то, те же самые чувства, какие просто приятная дама заключает в слово "гламурно", вырывающееся при виде изящно дефилирующей по подиуму модели. Две дамы принадлежат к совершенно разным мирам, но, по большому счету, решают для себя одну и ту же проблему. Они пытаются обнаружить истинные ценности в нашем суматошном, хаотическом мире, и выстроить их в виде иерархии, отвечающей на извечные вопросы, что такое хорошо и что такое плохо.
На вершине иерархии стоят творцы, создающие ценности. Чуть ниже – критики, формирующие информационный фон. Затем – истинные ценители, обладающие "хорошим вкусом". Дальше – те, кто искренне интересуется современным искусством и стремится развивать вкус. А вокруг – просто толпа профанов, не интересующая членов иерархии точно так же, как членов гламурной иерархии не интересуют люди, не умеющие модно одеваться.
Наука
Иерархия людей с "хорошим вкусом", как и гламурная, представляет собой открытое сообщество. В него может войти каждый, кто готов играть по соответствующим правилам. Иной тип иерархии – закрытый – представляет собой современная наука. Ученые отсекают профанов значительно более жестко, чем все остальные сообщества. В качестве "фильтра" они используют ученые степени и индексы цитирования.
Когда судили будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского, его сочли тунеядцем, поскольку, согласно "бумажкам", он не трудился. Сегодня это воспринимается нами как дикость. Однако в науке ты по сей день будешь никем, если не имеешь свидетельства об ученой степени. Без нее человек читается в лучшем случае публицистом. Для естественных наук формальные ограничители не очень важны, но общественные науки часто используют механизмы закрытости, поскольку всякий профан может высказывать свои взгляды на развитие экономики, устройство политической системы, а также на то, был ли Сталин тираном или эффективным менеджером.
Мнение человека без ученой степени члены иерархии автоматически признают ненаучным. Более того, в качестве признака истинности того или иного мнения используется специфический язык. Скажем, экономиста считают таковым обычно лишь в том случае, если он разрабатывает математические модели. Историка признают, если он проводит исследование на первичных источниках с включением архивных материалов. Философ же не использует, как правило, ни фактов, ни цифр, однако обязан строить фразу так, чтобы профан быстро потерял нить рассуждения.
Если человек обладает ученой степенью, правильно изъясняется и имеет хороший индекс цитируемости, он находится наверху ученой иерархии. Если он соответствует лишь по двум параметрам (степень и язык), его все же считают членом сообщества. Если признанный член сообщества позволяет себе писать для профанов (то есть без математики, занудства и использования слов типа "дискурс"), его называют опасным вольнодумцем. Если же успехом у профанов пользуется человек без степени, о нем в научных кругах говорят с усмешкой. Примерно так же, как ценители современного искусства — об отсутствии "хорошего вкуса", а гламурные дамы — о тех, кто плохо одевается.
Нам порой кажется, будто иерархия в науке принципиально не похожа на другие, поскольку научные выводы принято доказывать, а значит, крупный исследователь имеет бесспорные основания считаться таковым — в отличие от гламурной звезды или мастера инсталляций. Однако на деле все гораздо сложнее. Американский аналитик Томас Кун показал, что революции в науке происходят не благодаря строгим доказательствам, а потому, что молодежь или новички, пришедшие со стороны, предлагают ученому сообществу новые парадигмы, не удовлетворяясь господствующими старыми. Признанные лидеры научных иерархий редко признают доказательства новых подходов и уходят в мир иной со своей точкой зрения. По мере смены поколений наука обновляется, и утверждаются иные парадигмы. А на вершину иерархии взлетает вчерашняя молодежь. Несколько упрощая, этот процесс можно сравнить с приходом новой моды в одежде или со сменой направлений в искусстве.
Молодежь
Кстати, говоря о молодежи, следует заметить, что она может образовать собственную иерархию, отвергая все остальные вне зависимости от их отношений между собой. Молодые люди, как правило, в иерархиях оказываются на нижних ступенях просто потому, что у них еще не было времени, сил и ресурсов для того, чтобы выделиться из массы профанов.
В традиционном обществе быстрое продвижение наверх для молодежи вообще было практически невозможно, поскольку оно строилось на признании стариков носителями единственно верной традиции и того векового опыта, которому надо следовать для достижения благополучия. В модернизирующемся обществе молодежь время от времени может сделать быструю карьеру, поскольку жизнь непрерывно меняется и традиционные подходы тормозят развитие. Но все же тинэйджеру, не завершившему образования и не имеющему явных достижений, почти всегда приходится смотреть на стариков снизу вверх. Отсюда вытекает естественное желание перевернуть иерархию и выстроить новую, руководствуясь одним лишь возрастным подходом.
"Не доверяйте тем, кому за тридцать", – таков был популярный лозунг бунтующей молодежи 1968 года. Студенты тогда выдвинули собственных лидеров и сотворили собственных кумиров, из которых по сей день удержался, пожалуй, лишь моложавый и бородатый Эрнесто Че Гевара.
Впрочем, бунт – совсем не обязательное условие молодежных иерархий. Они могут быть не бунтующими, а, скажем, эскапистскими. Тинэйджеры плюют на заветы отцов, тусуются сами по себе, одеваются, как считают нужным, отрицая в равной степени и мир гламура, и мир искусства, и мир науки, и мир официальных политико-экономических иерархий. Взрослые говорят им, что так жить нельзя, так можно навсегда стать маргиналом, так можно опоздать "к раздаче" и ничего не получить от жизни. Но молодежные иерархии игнорируют подобную мудрость, поскольку здесь и сейчас получают самое ценное из того, что существует на свете – чувство собственной значимости и принадлежности к социальной среде, в которой тебя уважают.
Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/03/14/1376678.html
УМЕР АРКАДИЙ АРКАНОВ (ШТЕЙНБОК)
Аркадий Арканов : «Евреи умеют смеяться над собой»
01.04.2003
Известный сатирик в юмористической манере изложил свою биографию, окончив ее заявлением «Дата моей смерти пока неизвестна». Левон Оганезов, выступавший на вечере вместе с Аркановым, создавал музыкальное сопровождение произведениям, прочитанным Аркановым. Вдвоем они исполнили несколько песен, изобилующих аллюзиями с излюбленной Аркановым русской литературой.
Между всем этим сатирик активно отвечал на записки зрителей, осадивших его вопросами, связанными с семейной жизнью, биографией, а также взаимоотношениями между деятелями искусства. Арканов поведал о происхождении своего псевдонима, учебе в медицинском институте и прочих занимательных моментах своей жизни. Зрители не отпустили Арканова и после окончания вечера, засыпав его всевозможными вопросами и обращаясь за автографами. Тем не менее нам удалось взять у юмориста небольшое интервью. Арканов изящно курил внушительных размеров сигару и отвечал на вопросы.
Расскажите немного о Вашем детстве ? Кем были Ваши родители?
Я родился в Киеве в 1933 году. В 1941 году мы уехали в эвакуацию в Красноярск. Мама была домохозяйкой, отец работал в системе снабжения.
В Вашей семье оставались какие-то элементы еврейской традиции, языка, кухни?
Отец и мать говорили на идиш, когда хотели, чтобы мы с братом не поняли. Но, насколько я понимаю, это был разговорный идиш. Сохранялись, конечно, блюда еврейской кухни - гефилте-фиш, форшмак. Их великолепно готовила моя мать - больше я таких никогда не пробовал. Конечно, все это делалось по мере возможности, потому что жили мы достаточно бедно.
Ваша жена не готовит эти блюда для Вас?
Нет, она не умеет. У меня есть много друзей и мест , где я могу отведать эти замечательные блюда.
А когда Вы впервые ощутили себя евреем?
Впервые, когда мальчик, с которым я учился во втором классе, прислал мне записку: «Штейнбок – жит» (Штейнбок – настоящая фамилия Арканова. – Е.Щ.). Я не очень вникал в значение этого, а просто обозвал своих обидчиков в ответной записке «житами». Позже, когда моя обеспокоенная мать пришла в школу, увидев записку, он объяснил учительнице, что «жит» - это «воробей». После этого были еще какие-то случаи. Но слава Б- гу, жестокая сторона бытового антисемитизма обошла меня стороной. Сверстники меня, в целом, любили.
У Вас осталось в памяти дело врачей?
Разумеется, в это время я учился в мединституте. Все это дело я знаю от начала до конца - оно прошло на моих глазах. Я видел, как людей увольняют с кафедр Я присутствовал на обходе профессора Владимира Виноградова , только что выпущенного с Лубянки. Он отправился на обход непосредственно оттуда.
Считаете ли Вы что медицина – хороший источник для юмора?
Профессиональный юмор есть в любой профессии. Просто дело в том , что человек - это понятие общее и знакомо каждому – и авиатору, и плотнику, и демократу, и коммунисту . Поэтому считается, что медицина – это большой кладезь юмора. Но у авиаторов тоже много своего юмора, а у шахтеров – своего. Просто это более специфично, нежели медицина.
Как вы относитесь к утверждению Хазанова, сделанному не так давно, что эстрадно-юмористический жанр умер?
На самом деле это умер жанр Гены Хазанова. Жанр не может умереть – он может лишь претерпеть изменения. Я, например, сейчас не вписываюсь в понятия этого жанра – в его массовом виде. Но я и не хочу вписываться. Не хочу говорить нецензурных слов, но мне неловко вписываться в этот жанр.
А в этом жанре существует своя конкуренция, иерархия?
В том, массовом жанре – существует, а среди нормальных людей ее быть не может. Там же кто может больше, имеет меньше успеха.
А как Вы думаете, почему в юмористическом жанре так много евреев?
Да, действительно, объективно в жанре юмора больше представителей еврейской национальности – не только в России, но и в других странах. Может быть, потому, что исторически в остальных аспектах жизни у евреев существует много запретов, а в этом аспекте все это прорвалось. Может быть, евреи более ироничны к себе, чем представители других национальностей. И если шутят над ними, они не обижаются. Но в целом, конечно, это необъяснимое явление.
МИФ О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ УГРОЗЕ ИЗРАИЛЮ
Большинство с ментальностью меньшинства. |
Арабская демографическая угроза - устойчивый миф или козырная карта сторонников создания Палестинского государства? На этот вопрос отвечает статья «Еврейское большинство в Эрец Исраэль» в авторитетном американском журнале Middle East Quarterly, с автором которой - Яковом Файтельсоном - мы сегодня беседуем.
- Яков, насколько я знаю, ваш интерес к демографическим проблемам подстегнул материал, опубликованный в 1987 году в «Едиот ахронот»: «В 2000 году - Израиль не еврейский».
- Да, это название знаменитой статьи пророка демографического апокалипсиса, профессора и одного из основателей Хайфского университета Арнона Софера. Характерно, что, начиная полемику с Софером, я наткнулся на столь же удручающие (и оказавшиеся ложными) прогнозы куда более выдающихся ученых. Так, великий историк Шимон Дубнов на рубеже XIX - XX веков опубликовал серию статей, где сделал из Герцля и Пинскера, как говорят на идиш, «какштул», назвав сионистский проект мессианским бредом и утверждая, что в лучшем случае «…в начале XXI века будет полмиллиона наших братьев на нашей древней родине». Дальнейшее - известно. Полмиллиона евреев в Эрец Исраэль было примерно в то время, когда профессор Дубнов погиб от руки своего ученика - офицера СС - в рижском гетто.
Другой демографический прогноз. Ноябрь 1944 года, секретная записка профессора Роберто Бакки руководству ишува с анализом демографической ситуации до 2001 года. Согласно самому пессимистическому сценарию Бакки, в 2001 году в Палестине от моря до Иордана будут проживать 563 тысячи евреев (что почти совпало с оценкой Дубнова!) и 5,9 млн арабов, а при наиболее благоприятном развитии ситуации - 2,25 млн евреев и 4,4 млн арабов. В реальности к началу нынешнего века в Израиле проживало порядка 5 млн евреев. Хочу заметить, что проректор Еврейского университета, лауреат Премии Израиля профессор Бакки - не мелкий политический шулер, жонглировавший цифрами ради сиюминутной выгоды, а основоположник израильской демографии и основатель нашего Центрального статистического бюро.
- Почему же, на ваш взгляд, профессионалы так промахнулись (и промахиваются до сих пор) в своих оценках?
- Потому что видят только то, что происходит «здесь и сейчас» и, экстраполируя свои расчеты на отдаленную перспективу, становятся заложниками собственной концепции, не учитывающей, что реальность подвижна. Поэтому прогнозы отцов-основателей сионизма оказались намного более обоснованы, хотя и выглядели поначалу как абсолютное прожектерство. И Герцль, и Жаботинский были профессиональными журналистами с очень широким и активным взглядом на мир - они не просто видели реальную ситуацию, но хотели ее изменить. Миллионы евреев Европы пребывали в сложнейшем политическом, социальном и экономическом положении, что создавало предпосылки для эмиграции. Когда давление в котле возрастает, пар ищет выход, и если направить его в нужную сторону - это полностью изменит существующие реалии. Демография - это ведь не только статистика, но и, по определению ее основателя - Жан-Клода Ашиль Гийяра, «естественная и социальная история человеческого рода», что, к сожалению, не учитывали многие ученые - от Дубнова до Софера.
- Прошу прощения, но если Дубнов пытался заглянуть на сто лет вперед, то наш современник Софер делает краткосрочный прогноз, где точкой отсчета служит вполне конкретное событие - установление после Шестидневной войны израильского контроля над многочисленным арабским населением Иудеи, Самарии и Газы…
- И в этом Софер не одинок. Еще 18 августа 1967 года министр полиции Израиля Элиягу Сассон заявил, что «…надо достичь соглашения как можно быстрее …для того, чтобы прекратить израильский контроль над полутора миллионами арабов, иначе это уничтожит нас уже через два месяца». В 1973-м министр финансов Пинхас Сапир предупреждал, что «если Израиль немедленно не избавится от территорий, населенных палестинцами, то к 1990 году прекратит быть еврейским государством». Тот же Бакки, пугая демографической угрозой, в конце 1960-х отмечал, что алия фактически прекратилась, поскольку евреи Запада в ней не заинтересованы, а евреев Советского Союза не выпустят никогда…
Борьба за свободную эмиграцию внесла коррективы в эти прогнозы, хотя мы тоже тогда ошиблись - помню, как на Хануку 1969 года, когда в Вильнюсе была создана ячейка «Иргуна», мы обсуждали потенциал алии, придя к выводу, что он не превышает 150 тыс. человек - в основном, евреев западных областей СССР, остальных мы записали в ассимилянты.
- И были не так уж неправы, ведь алия 1970-х - сионистская и идеологическая - составила порядка 200 тыс., большинство же репатриантов 1990-х ехали не куда, а откуда…
- А это уже не столь важно, ведь демографические процессы, среди прочего, определяются и эффектом толпы. Человек вдруг обнаруживает себя в вакууме и, видя, что все его окружение идет в другом направлении, начинает двигаться в этом потоке. Другое дело, что в 1990-е Израиль оказался к этому потоку совершенно не готов, поскольку еще один крупный демограф - профессор Серджио делла Пергола - оценил потенциал алии из СССР в 1990 году в 40 тыс. человек - и на прием этого количества репатриантов был выделен бюджет… Между тем только в декабре 1990-го приехало 36,5 тысячи олим, а всего за тот год Израиль принял 185 тыс. репатриантов из СССР!
- Все это так, но сегодня ваш оптимизм (и это - главный тезис статьи в Middle East Quarterly) основывается не столько на алие, сколько на высоком естественном приросте еврейского населения и низком - арабского...
- В последние годы этот фактор стал решающим, хотя еще в 1987-м, представляя свой первый прогноз премьер-министру Шамиру, я подчеркивал, что арабский мир вступает в полосу демографического перехода (быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений, - прим. ред.).
После Шестидневной войны Иудея и Самария под израильским контролем действительно пережили демографический взрыв - благодаря улучшению медицинского обслуживания, увеличению продолжительности жизни и т.д. Но он давно отгремел - этот взрыв - а падение рождаемости на территориях привело к тому, что на сегодняшний день, по данным CIA World Factbook, суммарный коэффициент рождаемости (СКР) у арабов Иудеи и Самарии ниже, чем у евреев Израиля (2, 91 ребенка на одну женщину против 3,04). Это произошло впервые в истории, причем даже раньше, чем я прогнозировал в статье 1987 года, опубликованной в Jerusalem Post - по моим расчетам арабская и еврейская рождаемость должны были совпасть к 2017-2020 годам.
- На этом основании и учитывая разочарование в мирном процессе, в последние годы в правом лагере заговорили об идее одного государства - от моря до Иордана - для двух народов. Даже такие ястребы, как экс-министр обороны Моше Аренс и один из лидеров «Ликуда» Руби Ривлин, готовы после аннексии Иудеи и Самарии смириться со значительным арабским меньшинством в Большом Израиле, не видя в нем угрозы для национальной безопасности. Насколько, с вашей точки зрения, осуществим этот проект?
- Идея вполне здравая, обсуждавшася еще в 1920-е, когда мы составляли явное меньшинство в Эрец Исраэль. Разве Жаботинский не писал о том, что вице-премьером в еврейском государстве может быть араб? А ученики Жаботинского - в ситуации, о которой учитель мог только мечтать, - рассуждают, сможем ли мы выжить в стране со значительным арабским меньшинством. Потому что отцы-основатели сионизма мечтали о государстве, а нынешние лидеры этого государства по факту относятся к нему как к гетто. В этом контексте приходит на ум очень проницательная оценка одного профессора-араба, данная евреям-израильтянам, - большинство с ментальностью меньшинства.
Если уж на то пошло, то принцип мононациональности противоречит политической истории большинства государств, иначе ООН насчитывало бы сегодня пять тысяч членов.
Безусловно, у палестинцев есть свои национальные чаяния, которые необходимо учитывать, - вопрос в пропорциях. Когда нас пугают одним государством для двух народов, спросим себя: а какое оно сейчас? Каким оно было 50 лет назад? В нем до сегодняшнего дня не проживали два народа, арабский язык не был вторым государственным? Посмотрите на Казахстан - в этой стране 30 лет назад казахи составляли 35% населения, сегодня - аж 55%. У них когда-нибудь возникал вопрос о национальном характере своего государства?
- Но русские или украинцы, живущие в Казахстане, являются гражданами этой страны. А сторонники идеи Большого Израиля вряд ли готовы предоставить израильское гражданство арабам Иудеи и Самарии...
- Вы правы, речь идет о статусе постоянного жителя, который обладает всеми гражданскими правами, кроме права голосовать и быть избранным в Кнессет. А в Латвии - государстве-члене ЕС - разве не так? Треть русскоязычного населения этой республики не является ее гражданами. Вы можете стать счастливым обладателем латвийского паспорта, сдав экзамен по латышскому языку, истории и приняв присягу, поклявшись, что ваши действия «никогда не будут направлены против Латвии как независимого и демократического государства».
- К сожалению, отношения израильтян с жителями Палестинской автономии куда хуже, чем между русскими и латышами в Латвии... Сложно представить, чтобы большая часть русских латвийцев одобряла вооруженное восстание против избранного правительства... А в наших Палестинах - это реальность, причем израильские арабы в этом плане ненамного уступают палестинцам.
- В этом есть и наша вина. На Ближнем Востоке существуют определенные правила игры - мне объяснил их один арабский мухтар, с которым я в бытность мэром Ариэля плотно взамодействовал - еще до первой интифады. «Вы знаете, саид Якуб, - сказал он как-то, - никогда мы не жили так хорошо - ни при турках, ни при англичанах, ни при иорданцах - как при вас, евреях. Но это, - добавил он, - ничего не значит, потому что мы всегда идем за теми, кого боимся. А вас мы не боимся, в отличие от «Шабиба» (молодежная экстремистская группировка, - прим. ред.), - вот они смертельно опасны».
Но дело не только в «железной руке», а и в глубоких противоречиях между арабскими кланами, многие из которых вполне лояльны Израилю. Они вправе рассчитывать на нашу взаимность. Жители Абу Гоша выступили на стороне евреев в ходе Войны за независимость не потому, что вдруг стали сионистами, а просто увидев в евреях союзников в противостоянии с другими племенами. Друзы, например, прекрасно интегрировались в израильское общество, буквально на днях полковник Расан Алиян из Шфарама - крупного арабского города на севере страны - был назначен командующим знаменитой бригадой «Голани» - одной из самых элитных в ЦАХАЛе.
На днях вышло интервью с девушкой-мусульманкой - офицером ЦАХАЛа, которая говорит об Израиле как о своей стране. Летом этого года была создана партия арабов-христиан, чьи лидеры поддерживают введение обязательной воинской повинности для арабов, требуют полной их интеграции и отмечают, что Израиль - единственная страна на Ближнем Востоке, откуда христиане массово не эмигрируют.
Вспомните, кто автор так называемого «искусственного носа», благодаря которому удалось в свое время вычислить и ликвидировать одного из вождей ХАМАСа, а сегодня используемого для ранней диагностики онкозаболеваний. Д-р Хосен Хаик - молодой профессор-араб из Хайфского Техниона. А кому принадлежит компания SolidRun из Йокнеама, анонсировавшая в сентябре этого года компьютер-кубик стоимостью 45 долларов? Рабии Хури и Кусаю Омари. Так почему гетто, в которое мы никого не пустим, предпочтительнее общества с равными правами и возможностями для всех граждан?
А, кроме того, апологетам идеи «двух государств для двух народов» стоило бы обратить внимание на настроения самих палестинцев. Например, большинство жителей Восточного Иерусалима в случае провозглашения Палестинского государства хотят получить израильский, а не палестинский паспорт. И, поверьте, им есть что терять. Один из лидеров иерусалимских арабов - Фейсал аль-Хусейни - племянник знаменитого муфтия - в свое время сказал, что мы - арабы - здесь родились, здесь живем, никуда отсюда не уйдем и если они - евреи - поставят условием нашего пребывания здесь гиюр - так мы станем евреями, но не сдвинемся с места. Это тоже вариант, хотя и гипотетический.
- Допустим, палестинцев вы убедили... Но что будет представлять собой экономика Большого Израиля, если сейчас израильский ВВП превышает $32 000 на душу населения, а палестинский не дотягивает и до $3000? Это все равно, что присоединить к Канаде Гватемалу...
- Разница в том, что Канаду и Гватемалу разделяют тысячи километров, а мы с палестинцами и так живем бок о бок - хотим того или нет. Не надо недооценивать жителей Иудеи и Самарии - сегодня там действуют 11 университетов (и все они возникли после 1967 года), а уровень образования - самый высокий на арабском Востоке и очень близок к израильскому. Хочу напомнить, что инженеры и техники Западного берега заложили основы промышленности стран Персидского залива, а врачи внесли большой вклад в становление системы здравоохранения.
В 1990 году, с началом массовой алии, 100 000 палестинцев из Иудеи, Самарии и Газы приступили к работе в Израиле - и сразу прекратилась интифада, на Западном берегу начался экономический рост, доходы населения выросли. После второй интифады, когда палестинцев перестали брать на работу, к нам приехали 250 тыс. иностранных рабочих - вакуум все равно пришлось заполнить.
Палестинская автономия - второй наш торговый партнер после США, да, собственно, и основной бюджет ПНА формируется из налогов, которые Израиль собирает с работающих в пределах «зеленой черты» палестинцев. На самом деле мы имеем дело с давно сросшейся экономикой, поэтому усилия по искусственному разделению обходятся нам с каждым годом все дороже. В конце концов, в Израиле до 1966 года действовал военный режим в отношении арабских населенных пунктов, и страна не рухнула после его отмены, несмотря на то, что в некоторых регионах Галилеи арабы составляли 95% населения.
- А что делать с Газой, которую никто не собирается аннексировать?
- Мы ушли из Газы, но она от нас не ушла. В 1992 году, когда разговоры об эвакуации из сектора только начинались, я говорил, что вместо того, чтобы ловить 150 террористов, мы получим 150 000 человек, которым нечего терять и которые будут обстреливать Ашкелон. Где работают 100 000 палестинцев из Газы после размежевания? Нигде... И уехать им не дают. В 2005 году из Газы эмигрировало 24 000 человек, после прихода к власти ХАМАСа - 1500, еще через год - 500. Там что, коммунизм построили? Нет, просто закрыли границу, и выехать смогли только обладатели иностранных паспортов, например, украинские супруги палестинцев. Но эта ситуация беременна взрывом. Газа как была, так и осталась подбрюшьем Тель-Авива - от нее не отгородиться забором - будут стрелять поверх него либо пророют туннель под ним. Почему-то мы думаем, что как только уйдем, нас перестанут трогать, но получается как раз наоборот.
Простых решений здесь нет, но это не значит, что их нет вообще. Например, Саудовская Аравия столкнулась с серьезной проблемой шиитов, заселивших весь район ее нефтяных скважин и доставляющих очень много неприятностей саудовскому режиму. Представьте себе фантастическую ситуацию - саудовцы предлагают Израилю выпустить 1,5 миллиона палестинцев-суннитов в обмен на мирный договор. Бред? А ведь это именно то, что предлагал нам Саддам Хуссейн, столкнувшийся с той же шиитской проблемой. Посоветовавшись с Соединенными Штатами, израильтяне тогда решили, что это нехорошо, некрасиво, знаете ли. Зато сейчас - красота.
Была еще одна опция, которой мы не воспользовались в полной мере. В 1968 году Моше Даян без особого шума запустил программу по поощрению эмиграции из Газы. Около 50 000 палестинцев использовали эту возможность, уехав в Парагвай, Чили и Перу, получив при этом компенсации от правительства Израиля. Через два года в одно из наших консульств пришел молодой араб и, видимо, недовольный размером компенсации, застрелил консула. Программу тут же свернули.
- В отличие от Газы эмиграция из Иудеи и Самарии, по утверждению палестинских демографов, не прекращается уже полвека…
- И они правы. Более того, эта тенденция усиливается - по иорданским данным Иудею и Самарию покидают уже порядка 40-50 тыс. человек в год. Единственные, кто с этим не согласен, - израильтяне, хотя наше ЦСБ прекратило обработку данных по Иудее и Самарии еще в 1994 году! В качестве аргумента приводятся данные гражданской администрации ЦАХАЛа, которые совпадают с официальными (т.е. заниженными) палестинскими. Что вполне естественно, поскольку от палестинцев мы их и получаем. Разве в ЦАХАЛе есть демографы? А у иорданцев есть и, отслеживая ситуацию на иордано-палестинской границе, они отмечают, например, что в 2009 году отрицательный миграционный баланс составил 64 тыс. человек. Это публикуется в Иордании, цитируется египетскими исследователями, это известно в Европе, так зачем закрывать на это глаза и кормить нас баснями? Потому, что это не соответствует вашей концепции, согласно которой евреи неминуемо станут меньшинством, если не запрут себя в гетто. Осуществление прогноза о превращении Израиля в нееврейское государство отодвигается уже в девятый раз: с 1960-го на 1968 год, затем на 1985-й, потом на 1990-й, на 2000-й, 2010-й, 2012-й, 2016-й, а сейчас уже на 2020 год. Но концепция - превыше всего.
- Яков, а каковы ваши оценки численности палестинского населения на сегодняшний день?
- Порядка 1,4 млн человек в Иудее и Самарии и около 1,3 млн в Газе.
- Что тоже, согласитесь, немало для Израиля с его 1,5 млн арабских сограждан…
- Безусловно, поэтому вариант одного государства для двух народов - не единственный. Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, например, предлагает для палестинских территорий статус Пуэрто-Рико. Но для любого решения правительство Израиля должно вести себя, как правительство, а не отпихиваться от проблемы. Если мы смирились с введением в ПА закона о смертной казни для палестинцев, продающих землю евреям, если в школьных учебниках автономии отрицается право евреев на свое государство - и мы это терпим, то какие претензии можем предъявлять кому бы то ни было? Если вы демонстрируете, что от вас ничего не зависит, так убирайтесь к чертовой матери.
Запад простит нам отсутствие армии и национальной валюты у палестинцев, но он не может простить, что мы пытаемся усидеть одной задницей на двух стульях. Запад - прагматик - он не меняет действительность, он к ней приспосабливается. И если мы пытаемся запереться в гетто, как предлагает Арнон Софер, то в гетто и окажемся. Кто в здравом уме вложится в бизнес, если его владелец заранее объявляет, что хочет раздать свое дело конкурентам?
К счастью, то ли судьба, то ли Высшая сила не дает евреям делать слишком опасные ошибки. Угроза объединенного арабского мира, который обрушится на маленькое еврейское государство, испаряется, как мираж. Вместо нее перед глазами изумленных политологов открывается трагическая картина разваливающихся на свои естественные части государств, искусственно созданных европейскими державами. И этот процесс только начинается…
Беседовал Михаил Гольд
|
ДОСТУПНО ТОЛЬКО РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Беседуют англичанин, француз и русский. Англичанин:
- У нас произношение трудное. Мы говорим "Инаф", а пишем "Enough".
Француз:
- О-ля-ля, у нас-то как сложно! Мы говорим "Бордо" а пишем "Bordeaux".
Русский:
- Да это всё пустяки. Мы говорим: "Чё?", а пишем: "Повторите, пожалуйста".
Русский язык очень краткий и лаконичный. Например, надпись "Здесь были туристы из России" состоит всего из трёх букв...
Льюис Кэролл, проезжая по России, записал чудное русское слово "защищающихся" (thоsе whо рrоtесt thеmsеlvеs), как он пометил в дневнике. Вид этого слова вызывает ужас...
zаshtshееshtshауоуshtshееkhsуа.
Ни один англичанин или американец это слово произнести не в состоянии..
В зависимости от интонации одно матерное слово автомеханика Петрова может означать до 50 различных деталей и приспособлений.
борщ пересолила = с солью переборщила.
Роскомнадзор составил список запрещенных в СМИ слов, но не может их опубликовать.
"Я не русская но вполне сносно знаю русский язык. Звонит знакомый тоже не русский, и спрашивает:
-"Ленка у меня тут к тебе вопрос, что означает слово бесподобный?"
-"Ну, это значит самый хороший, самый лучший или типа этого."
-"Странно, я у русских спросил они сказали что слово бесподобный означает офигенный."
Даже если вы знаете пятнадцать иностранных языков, русский вам всё равно необходим.
Мало ли что: упадёте или что-нибудь тяжёлое на ногу уроните.
Странный этот русский язык! Пирожок - единственное число, а полпирожка - множественное.
Смотри: "Нафига мне ТВОЙ пирожок?" или"Нафига мне ТВОИ полпирожка?
Странности русского языка: девичник - женская вечеринка, а бабник - любвеобильный мужчина.
Муж с женой поссорились, ругаются, кричат.
Она ему резко заявляет:
- А теперь стих!
Он ошеломлённо спрашивает:
- Какой стих?
- Стих - это глагол! Сел и стих, придурок!..
Что лежит, а что сидит... Ох уж этот РУССКИЙ!
Перед нами стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит.
Если мы воткнем вилку в столешницу, вилка будет стоять. То есть стоят вертикальные предметы, а лежат горизонтальные? Добавляем на стол тарелку и сковороду. Они вроде горизонтальные, но на столе стоят. Теперь положим тарелку в сковородку. Там она лежит, а ведь на столе стояла. Может быть, стоят предметы готовые к использованию? Нет, вилка–то готова была, когда лежала.
Теперь на стол залезает кошка. Она может стоять, сидеть и лежать. Если в плане стояния и лежания она как–то лезет в логику "вертикальный–горизонтальный", то сидение — это новое свойство. Сидит она на попе. Теперь на стол села птичка. Она на столесидит, но сидит на ногах, а не на попе. Хотя вроде бы должна стоять. Но стоять она не может вовсе.
Но если мы убьём бедную птичку и сделаем чучело, оно будет на столе стоять.
Может показаться, что сидение — атрибут живого, но сапог на ноге тоже сидит, хотя он не живой и не имеет попы.
Так что, поди ж пойми, что стоит, что лежит, а что сидит.
А мы ещё удивляемся, что иностранцы считают наш язык сложным и сравнивают с китайским.
ПУТЁМКИН ТАВРИЧЕСКИЙ
Если не считать сражений гражданской войны 1920-го года и войн с иноземными
захватчиками в ХIХ и ХХ веках, то получается, что Россия завоёвывала Крым дважды –
уж простите за корявое и труднопроизносимое слово, которое, тем не менее, лучше других
отражает суть рассматриваемого деяния.
Первое завоевание Крыма приписывают Светлейшему князю, генерал-
фельдмаршалу Григорию Алекс
андрович в
собственноручной записке на имя императрицы представил план завоевания Крыма, и,
начиная с 1776 года, этот план постепенно реализовал. В апреле 1783 года Екатерина II
издала указ о включении Крыма в состав России – новоприобретенные крымские владения
назвали Тавридой, а ее первым генерал-губернатором стал Потемкин. В указе
императрица уазывала, что «принуждены мы были, для сохранения целости здания нами
воздвигнутого, одного из лучших от войны приобретения, принять благонамеренных
татар в наше покровительство, доставить им свободу избрать себе... законного Хана и
установить его правление; для сего нужно было привесть военные силы наши в
движение, отрядить из них в самое суровое время энный корпус в Крым, содержать его
там долго, и наконец действовать противу мятежников силою оружия». Потемкин стал
фактическим правителем всей Новороссии, и в 1787 году во время знаменитого
путешествия Екатерины II в Крым Григорий Александрович получил почетный титул
князя Таврического и стал именоваться – Светлейший князь Потемкин-Таврический.
Нельзя не отметить, что светлейший князь не избегал в своей государственной
деятельности, деликатно говоря, «византийской хитрости», которую в простонародье
именуют жульничеством или даже враньем, – об этом красноречиво свидетельствуют
легендарные «потемкинские деревни». Тем не менее, Екатерине II это отнюдь не мешало
высоко ценить достоинства своего сердечного друга, и за взятие Крыма она подарила
Потемкину только что построенный великолепный дворец в Петербурге, названный
Таврическим. Историки рассказывают, что Григорий Александрович устроил во дворце
невиданный по размаху и великолепию бал в честь прибытия императрицы, во время
которого специально для Екатерины Великой был поставлен роскошный спектакль со
стихами Державина на Библейский сюжет борьбы Амана и Мордехая – персонажей Книги
Есфирь и еврейского праздника Пурим. Небезинтересно также напомнить, что
Таврический дворец, бывший символом первого завоевания Крыма, стал впоследствии
колыбелью российской демократии – здесь заседала до большевистского переворота
новорожденная Российская Государственная Дума. Поэтому нынешним придворным
историкам, усмотревшим сакральную связь между завоеванием Крыма и вхождением
России в христианство, следовало бы тщательно проанализировать загадочную связь
через посредство Таврического дворца между Крымом и нынешними российскими
«демократическими институтами» вроде Госдумы и т.п.
Второе завоевание Крыма приписывают Президенту Российской Федерации,
Верховному Главнокомандующему ее вооруженных сил Владимиру Владимировичу
Путину – на это имеются весьма серьезные исторические основания. В начальный период
правления Путина Крым принадлежал Украине – кровной сестре и бывшей задушевной
подруге России. Тем не менее, еще до украинской революции 2014 года, под
непосредственным руководством Владимира Владимировича был разработан в общих
чертах весьма смелый и дальновидный план второго после петемкинского завоевания
Крыма. Когда революционные события на Украине приняли форму государственного
переворота, а власть оказалась фактически парализованной, Путин, сообразуясь с
реалиями внезапно возникшей ситуации, ввел свой план в действие. Нет сомнений, что
исключительно благодаря беспримерной, бесшабашной решительности Владимира
Владимировича, равно как и вследствие его «византийской изощренности»,
приобретенной в годы службы в хорошо известных секретных органах, Крым был
завоеван во второй раз – в ночь с 26 на 27 февраля 2014 года российским спецназом было
захвачено здание Верховного Совета и Совета министров автономной республики Крым в
Симферополе, а 18 марта 2014 года в Москве, в Георгиевском зале Кремля в пышной
праздничной обстановке был подписан документ, в соответствии с которым Крым
вторично включался в состав России. Потемкину потребовалось несколько лет для
первого завоевания Крыма, Путин сделал это во второй раз за один месяц! Конечно,
справедливости ради следует отметить, что генерал-фельдмаршалу Потемкину
противостояла великая Османская империя, а верховному главнокомандующему Путину –
немощная Украина. Подобно своему великому предшественнику по крымским баталиям,
Владимир Владимирович не только не чурался, политкорректно говоря, «византийской
хитрости», но и довел это свойство своей политики до высшего совершенства,
одобрительно воспринятого российским населением. В итоге Путин вышел из крымской
истории триумфатором похлеще Потемкина – народ российский возгордился своими
победами и восславил своего лидера.
Впрочем, на наш взгляд, пока еще сделано непростительно мало для исторического
признания и увековечивания исключительных заслуг Владимира Владимировича Путина
– ему, подобно князю Потемкину, непременно следует присвоить почетный титул
Таврический или, по крайней мере, Крымский. Ведь как красиво звучало бы: Светлейший
князь Путин второй Таврический, или совсем просто, но величественно – Великий
Нацлидер Путин Крымский. Конечно, сам Владимир Владимирович, вследствие
присущих ему скромности и нелюбви ко всякой публичности, а также памятуя не столь
уж отдаленный недоброй памяти «культ личности», будет решительно возражать против
подобных возвеличиваний, но отказаться от искреннего народного признания не сможет...
Ю. Окунев
Март, 2015
САТАНОВСКИЙ: НЕ ЛЮБЛЮ ИДИОТОВ
"Не люблю идиотов": Сатановский про израильских левых
Дмитрий Дубов: За ходом предвыборной кампании в Израиле внимательно следили не только в арабских странах и в США, но и в России. Своей оценкой ситуации с нами прямо сейчас поделится президент Института изучения Ближнего Востока Евгений Сатановский. Евгений Янович, здравствуйте.
Евгений Сатановский: Здравствуйте-здравствуйте…
Дмитрий Дубов: В преддверии выборов здесь, в Израиле, многие говорили о том, что правый лагерь и лично Нетаниягу потерпят поражение. Но на деле вышло наоборот. Для вас результат выборов был ожидаем?
Евгений Сатановский: Вполне. То, что израильская социология и пресса из объективных участников процесса превратились в игроков, ставящих на одну из сторон, и пытающихся подтасовками добиться ее успеха, при этом неудачно, просто отправляет их в профессиональную помойку, и более чем.
Дмитрий Дубов: Насколько я знаю, вы не очень жалуете израильских левых, а почему?
Евгений Сатановский: Я вообще не люблю идиотов. Ну что я могу с собой поделать? Когда люди бьются за власть и за все те пряники, которые к этой власти прилагаются, придумывая второе десятилетие с лишним какие-то глупости по поводу мирного процесса, когда погибли тысячи людей, только из-за того, что они оказались глупы настолько, что притащили в последний момент перед тем, как он должен был исчезнуть из истории, в Израиль Арафата, и до сих пор нянчатся с его наследниками, когда те никакого Израиля признавать не собираются, и ничего, кроме как мегаворовства и терактов устраивать не собираются тоже, — отдавать таким людям власть в стране означает стереть ее с карты. С географической.
Дмитрий Дубов: У Биньямина Нетаниягу, в общем, все мы знаем, выстроились довольно неплохие отношения с Владимиром Путиным. При этом палестинцы, у которых с Кремлем тоже хорошие отношения, восприняли победу Нетаниягу на выборах едва ли не как катастрофу для них. Удастся ли Кремлю и впредь действовать по принципу "и нашим, и вашим"?
Евгений Сатановский: Да Кремль действует не по принципу "и нашим, и вашим", а по принципу "сам себе". "Тихо сам с собою я веду беседу". Это принцип разомкнутых треугольников. Вон, у Израиля отличные отношения с Соединенными Штатами, но совершенно отвратительные — с американским президентом. Ну и ничего. А у России есть еще в качестве партнеров Эрдоган, с которым очень плохо у Израиля. Так и у Обамы плохо с Эрдоганом. У России есть еще вообще-то Иран, с которым у Израиля – холодная война на грани горячей. А у Москвы таки неплохие отношения. Тут тоже глубокий прагматизм. Чего остается пожелать и Иерусалиму. Только спокойный холодный прагматизм и жесткое отстаивание своих позиций везде, где их нужно отстаивать, и абсолютно философское отношение к благоглупостям кого угодно, и ласковая улыбка на лице, обращенная к кому угодно, кто дает советы по какому угодно поводу, — совершенно неважно, наш это МИД, европейцы, ООН, или американский Госдеп, — при полном игнорировании этих советов, даст Израилю возможность спокойно продвигаться. В дружеских отношениях с Москвой.
Дмитрий Дубов: Насколько стоит опасаться Израилю действий палестинцев на международной арене? Имеется в виду международный суд в Гааге и Совет безопасности ООН.
Евгений Сатановский: Это палестинские лидеры должны бояться обижать Израиль. Поскольку они понимают, что Израиль можно притаптывать, плевать ему в лицо, получая от него деньги, что их никогда не отправят обратно с билетом в один конец, они ведут себя так, как ведут. До той поры, пока все либо не взорвется вдребезги и пополам, и их выбросят наконец-то с занимаемых должностей, из тех кресел, в которых они сидят, как выбросили когда-то Арафата. И наконец-то палестинцы перестанут быть заложниками своих лидеров. Кстати, произойдет ли это на веку тех, кто живет сегодня в Израиле — не знаю. Израильтяне-то хотят не заниматься этим вопросом, а тут ведь как — если вы не занимаетесь палестинскими лидерами, так они занимаются вами.