среда, 11 февраля 2015 г.

КОНЕЦ ВОЙНЕ. КОГДА?

09:20 , 11 февраля 2015

Когда была начата и когда будет закончена эта война?
У каждой войны есть дата ее начала и дата ее завершения.
Началом войны обычно считают либо день объявления войны, либо день начала непосредственных военных действий, либо то и другое, если оба события произошли в один и тот же день.

Первая мировая война была начата 28 июля 1914 г., в день, когда Австро-Венгрия объявила войну Сербии и начала бомбардировку Белграда.
Вторая мировая война была начата 1 сентября 1939 г., в день, когда германские и словацкие войска вторглись в Польшу, а А.Гитлер в речи в рейхстаге предъявил ей претензии и объявил о бомбардировках польских городов.
Началом Холодной (вар.: Третьей мировой) войны стало 12 марта 1947 года, когда Г.Трумэн произнес в Конгрессе США речь, названную затем Доктриной Трумэна. 

1. Когда была начата эта война?
Эта война была начата не 24 августа 2014 г., когда батальонно-тактические группы регулярных российских войск пересекли международно признанную российско-украинскую границу и вторглись на территорию Украины.

Она была начата не в ночь с 6 на 7 апреля 2014 г., когда диверсионные группы спецназа ГРУ начали захваты административных зданий в городах Восточного Донбасса.

Она была начата не в ночь с 26 на 27 февраля 2014 г., когда группа российского спецназа захватила здание Верховной Рады в Симферополе.

Она была начата и не 20 февраля 2014 г., в дату, отчеканенную министерством обороны России в качестве начала военной операции по захвату полуострова на медали «За возвращение Крыма».

Путинская война против Украины, с каждым днем рискующая превратиться в гораздо более масштабную войну в Европе и мире, была начата 27 июля 2013 года.

2. Цель этой войны
В этот день Владимир Путин объявил о де-факто начале войны против Украины, выступив в Киеве на конференции «Православно-славянские ценности – основа цивилизационного выбора Украины». В этой речи он впервые публично назвал русский, украинский и белорусский народы единым народом и обнародовал цель того, что он скромно назвал предстоящей работой, – объединение России и Украины в рамках одного государства:

«...Как значится в вашей повестке дня и в основных тезисах, – значение цивилизационного выбора Украины. Должен сразу оговориться, что это не просто цивилизационный выбор Украины. Ведь на том месте, где мы находимся, как я уже сегодня говорил, на днепровской купели, на киевской купели был сделан выбор для всей Святой Руси. Здесь был сделан выбор для всех нас. Наши с вами предки, которые жили на этих территориях, сделали этот выбор для всего нашего народа. «Для всего нашего народа»– я говорю так, имея в виду, что, безусловно, мы понимаем сегодняшние реалии, есть и украинский народ, и белорусский, и другие есть народы, и мы с уважениемко всему этому наследию относимся, но в основе лежат, безусловно, наши общие духовные ценности, которые делают нас единым народом...
Крещение Руси стало тем самым великим событием, которое на века определило духовное и культурное развитие России и УкраиныМы не вправе забывать это братство, обязаны хранить традиции наших предков. Они вместе выстроили уникальную систему православных ценностей, укрепились в своей вере.
Конечно, у Украины, собственно говоря, так же, как и у России, непростая судьба. Я имею в виду средние века, когда Украина была составной частью то одного, то другого европейского центра, переходила то в одно государство, то в другое. Но мысль о единстве запада и востока Руси, которая началась здесь, ещё раз повторю, в киевской и днепровской купели, всегда присутствовала как на востоке, так и на западе, где проживал наш народ. С воссоединением востока и запада жизнь населения и так называемойэлиты Украины коренным образом изменилась и изменилась, безусловно, к лучшему, это знают всеУроженцы Киева и Львова начиная с ХVIII века сделались хозяевами положения на научном, литературном, церковном поприще России...
Множество малороссиян пребывало на дипломатической, высшей государственной службе в России, за рубежом и в центральных органах. После воссоединения с Россией в XVII–XVIII веках Украина развивается очень бурными темпами. Я напомню вам, она стала главной житницей России. В конце ХIХ века Донецкий бассейн превратился в один из главных горнодобывающих и металлургических центров России, а Одесса стала одним из главных морских портов Российской империи...
...наше общее историческое прошлое, оно является нашим преимуществом, основой для строительства новых интеграционных связей. У нас с вами, слава богу, сегодня единая транспортная система, единая энергетическая система, электроэнергетика, у нас глубочайшая кооперация между целым рядом важнейших отраслей экономики, без которой эффективно развиваться соответствующие предприятия, целые отрасли экономики не в состоянии. Сегодня идёт очень напряжённая конкурентная борьба на мировых рынках, за эти рынки. И уверен, что подавляющее большинство присутствующих здесь понимает, что, только объединяя усилия, мы можем быть конкурентоспособными и выиграть в этой достаточно жёсткой конкурентной борьбе. При этом у нас есть все основания полагать, что мы можем и должны это сделать.
Вы знаете, что на постсоветском пространстве идут разные процессы, связанные синтеграцией... Вопрос только в том, как мы договоримся о совместной работе на абсолютно равноправных, честных, понятных и прозрачных условиях.
Я знаю, какую большую работу вы проводите в направлении поиска наиболее оптимальных путей сотрудничества между Россией и Украиной. Хочу вас за это сердечно поблагодарить и пожелать вам успехов».

3. Лингвистическая агрессия против Украины, отрицание украинской государственности со стороны В.Путина
В том же выступлении наряду с формулировкой стратегической цели войны Путин сделал прямой, исключающий любую двусмысленность, выпад против суверенной Украины, де-факто отказав ей в наличии у нее государственности. Путин применил по отношению к названию соседней страны (Украина) не предлог «в», традиционно используемый в русском языке по отношению к независимым государствам, а предлог «на», обычно применяемый по отношению к территориям, не имеющим признаков государственности:
«К концу ХIХ века чугуна производилось на Украине вдвое больше, чем на Урале».


На первый взгляд, такая замена в использовании предлогов – с «в» на «на» – может показаться незначительной деталью, не заслуживающей специального внимания. Однако это не так. В.Путин исключительно серьезно относится к такого рода «деталям». В течение всего времени своего нахождения на высших государственных постах в России (до 27 июля 2013 г.) Путин в своей официальной речи использовал исключительно правильную грамматическую форму русского языка – «в Украине»:

ВАЙНШТЕЙН ГОТОВ ПРОСТИТЬ ВСЕ, КРОМЕ...

Верховный суд Израиля (БАГАЦ)
"Юридический советник правительства Иегуда Вайнштейн передал в Центральную комиссию заключение на требования снять с выборов кандидата от арабского объединенного списка Ханин Зуаби.
Вайнштейн отметил, что некоторые высказывания Ханин Зуаби были вызывающими и даже могли быть истолкованы так, будто политик поддерживает вооруженную борьбу террористических организаций. Однако после серьезного и глубокого изучения всех представленных доказательств, он склоняется к тому, что Ханин Зуаби может быть допущена к выборам". Из СМИ
Никто и не сомневался, что этот Вайнштейн готов простить врагу его собственного государства все, кроме покушения на самого Иегуду Вайнштейна. У меня нет так же сомнений, что в задачу левого Израиля, начиная с предательских соглашений в Осло, входит активная поддержка арабского террора, как "справедливой борьбы "палестинского" народа за свою свободу и независимость".

АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ: "ИНОГДА И НА ЗАБОРАХ ПИШУТ ПРАВДУ"

Андрей Макаревич: "Иногда и на заборах пишут правду"

С 28 марта по 1 апреля в Израиле состоится премьера нового уникального проекта Андрея Макаревича "Идиш-джаз", в котором он фактически впервые за всю историю своего творческого пути всерьез обращается к еврейской музыкальной теме. В проект вошли песни на идиш. Исполнят их знаменитые джазовые музыканты: вокалистки Ирина Родилес, Диана Поленова, Полина Касьянова, пианист Евгений Борец, трубач Константин Гевондян, контрабасист Сергей Хутас, барабанщик Сергей Остроумов, а также саксофонисты Дмитрий и Александр Бриль. Перед премьерой Андрей Макаревич говорит о самом сокровенном: о детских открытиях, о тех, к чьим советам прислушивается, об отношении к людям, о случайностях и закономерностях, из которых соткана его жизнь.





- Андрей, с какого возраста себя помните?

- С двух лет. С того момента, как няня уронила меня на асфальт и я почувствовал во рту песок и привкус крови. Нет ничего удивительного в том, что детство и юность мы помним лучше всего. Самые яркие всплески эмоций происходят, когда с какими-то вещами сталкиваешься впервые, и это тебя потрясает. Такая реакция у меня была, когда я узнал, что колбаса не растет на деревьях, хотя лет до четырех свято в это верил. Или когда понял, что мужчины в отличие от женщин не дают молока. Такие же непосредственные и бурные реакции случались, когда впервые сунул палец в горячее молоко, сломал ногу, услышал "Битлз".
- А море? Когда оно стало вашей страстью?
- Его запах я унюхал в шестилетнем возрасте. Тогда родители взяли меня в Евпаторию. Море было бесконечным и пахло выброшенными на берег водорослями и сортиром. Даже несмотря на этот специфический аромат, море я полюбил. Пахнущий солью и ветром океан я увидел гораздо позже, уже взрослым дядькой… Ракушки и камушки, найденные на черноморском побережье, мне, как любому другому ребенку, казались чем-то очень ценным. Еще большей ценностью обладали рыженькие кусочки расплавленного стекла, которые я находил, вернувшись с отдыха, совсем рядом с домом на месте разрушенного храма Христа Спасителя, пока там еще не построили бассейн. Столько лет прошло, а я помню, как они выглядели и какими были на ощупь. Я несколько раз на эту тему говорил с Борей Гребенщиковым, которого очень люблю. Он советовал отсекать от себя все, что связано с ностальгией. Потому что это якорь, который держит человека во вчерашнем дне, не давая возможности открыть глаза на день сегодняшний и завтрашний. Я понимаю его. Одна из причин, по которым я написал биографическую книгу "Сам овца", - желание отодвинуть от себя свое прошлое и свои воспоминания.
- В этой книге есть такие строки: "Несколько лет назад я вдруг увидел, что все люди - в сущности, тоненькие полупрозрачные мешочки, наполненные различными, в основном дурно пахнущими жидкостями и субстанциями".
- Был период, когда я людей только так и воспринимал. Они казались мне ужасно неприятными. Но потом отпустило. Если бы я окончательно и бесповоротно разлюбил их, перестал бы сочинять песни и рисовать картинки. Хотя должен признать, чем больше узнаю людей, тем меньше их люблю.
- Вы законченный мизантроп…
- Вовсе нет. У меня есть те, кто мне очень дорог и кого я люблю больше себя. Это родная сестра Наташа, дети - сын Иван, старшая дочка Дана и младшая Нюша. А еще друзья. С ними мне очень повезло. В какой-то момент я заметил, что меня всю жизнь тянуло исключительно к людям, которые умели делать что-то, чего не умел я. Если это актер, то это Саша Абдулов. Если человек, который делает телевидение в начале 90-х, то это Саша Любимов. Если писатели, то Михаил Веллер и Василий Павлович Аксенов. Если художник - Саша Бродский. Именно ими я восхищался, и так сложилось, что мы стали друзьями. Я каким-то чудом попал в этот круг, совершенно к этому не стремясь.
- Но с каждым годом он сужается…
- Люди умирают, что ж тут поделаешь. Наверное, в смерти есть какой-то смысл. Все мы при жизни проходим какой-то курс обучения. И если хорошо усвоили урок, переходим на высший уровень. Если нет - остаемся на второй год. Все это написано в книжке Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". К смерти я отношусь как к неизбежности. Правда, очень жаль, когда это происходит рано. Сашу Абдулова невозможно было заставить пойти к врачу, пока он не свалился. Он спал по три часа в сутки, все остальное время у него уходило на бешеное производство энергии. Возможно, он исчерпал все силы, которые ему были отпущены. Василий Павлович Аксенов, к счастью, прожил не так мало. До последнего дня был в прекрасной форме: спортивный, подтянутый, совершал регулярные пробежки. Казалось, он заряжен на более продолжительную жизнь… Я очень рад, что он встретился на моем пути.
- А в личной жизни что-то ждёте?
- Ничего не жду, честно. И по весьма банальной причине. Девушки до 20 лет меня не интересуют. Что-то случилось с сознанием молодого поколения, а с марсианами я не общаюсь. При этом девушки моего возраста - уже не совсем девушки. А все хорошее между этими двумя категориями, как правило, занято. Вот и все… Но меня это не расстраивает. Я холостяк и прекрасно себя в этом качестве чувствую. Наверное, для меня это состояние более комфортное, чем семейное. Мы все себе представляем какое-то идеальное сожительство, когда ни тебя, ни ее ничего не напрягает. Но на практике это невозможно. Поэтому кто-то из двоих запасается терпением.
- Но только не вы?
- Это случалось довольно часто. На некоторых был женат, и даже какое-то непродолжительное время счастлив. Но все разрушалось. Причина, видимо, в том, что я запрограммирован на какой-то особенный женский генотип. У меня нет параметров и эталонов в смысле внешности. Все мои женщины были необыкновенно разные. Но их объединяло одно - все они оказывались немножко сумасшедшими, с неуравновешенной психикой, очень эмоциональны. На первом этапе именно это меня и подкупало: если человек радуется, то бурно, если печалится - тоже. Но именно это делало женщину труднопереносимой спустя какое-то время. Наверное, мне нужен кто-то более спокойный. Но для этого надо влюбиться в такого человека, а этого не происходит. Это, кстати, совсем не значит, что я женщинами перестал интересоваться…
- А что перестало вызывать интерес?
- Я охладел к прослушиванию всякого рода рок-музыки. Все, что я люблю, звучит у меня внутри. Любую пластинку "Битлз" я могу проиграть в голове. А то, что происходит сегодня, мне совершенно не интересно. 20 лет назад это уже было, только лучше. На все остальные жанры это не распространяется. Я очень люблю джаз и не устаю его слушать. Мне очень интересно изобразительное искусство. Только искусство, а не так называемые актуальные эксперименты!
- По образованию вы архитектор и называете себя художником, который поет. Где можно увидеть вашу графику?
- В ЦДХ в "Галерее Аллы Булянской" постоянно лежат мои работы. Когда проходил большой ежегодный фестиваль искусств в Манеже под названием "Традиции и современность", мне там отвели закуток. До этого была выставка в маленькой галерее "Роза Азора" с восхитительным израильским художником Сашей Галицким. Для нее мы в четыре руки, страшно веселясь, сделали серию под названием "Котаблос", и вся выставка была распродана, что случается крайне редко. Я выставлялся бы чаще, но не хватает времени.

- Надо отсекать лишнее. 

- Мне перестать рисовать? Или перестать играть в "Оркестре креольского танго"? Или распустить "Машину времени"? Или не работать с "Джазовыми трансформациями"? Что мне отсечь в первую очередь? Сон? Я и так сплю мало. Меньше уже не получится. Времени катастрофически не хватает. Оно сжимается… Его становится все меньше и меньше. А потом раз - и умираешь. Жаль, но ни одному человеку это не под силу изменить.

- Слышала, когда умер ваш отец, в квартиру прилетела синица, а на девятый день вы видели желтую канарейку, и вам показалось, что это его душа…
- Это правда. Но не ждите подробностей. Есть вещи, которые не надо трогать пальцами и заворачивать в газету. Это из области моих личных ощущений. Ужасно бесит эксгибиционизм сегодняшнего мира. Я знаю, что наш мир - не единственный, я видел чудеса, они со мной случались. Но предпочитаю об этом не рассказывать. Говорят же: ангелы слышат мысли, а бесы - слова.
- Когда я читала вашу книгу, поразилась, каким вы видите мир: населенным разными сущностями - домовыми, русалками, ангелами. На острове Пасхи вы слышали голоса каменных идолов, которые говорили вам: "Уходи!"
- Но до этого было сказано много хорошего. Мы с товарищем сидели неподвижно в 20 метрах друг от друга. Была ночь, абсолютная тишина. И мы одновременно слышали одно и то же. Потом нам дали знать, что встреча закончена…
- Вот вы все шутите, а ведь у вас легко и непринужденно выходят замечательные сказки. Вы рассказывали их когда-нибудь на ночь детям?

- Нет. К сожалению, это совершенно упущено. 

- Может быть, наверстаете с внуками? Вы ведь несколько лет назад в Америке выдали старшую дочь Дану замуж, может быть, уже стали дедом?


- Формально стал. Там в семье три ребенка, но это дети ее мужа, а не моей дочери. Так что фактически я еще не дед. Этот дуб еще пошумит. 

- Видите в своих детях отражение себя?

- В каком-то смысле. Старшая дочка похожа весьма. Сын Иван просто мой двойник. Об этом говорят все друзья. А со стороны, как известно, проще сравнивать. Младшая Аня взяла от меня главное - природный оптимизм. Мы с ней в прошлом году ездили в Кению, я хотел ей зверей показать, потому что помню, как мне была интересна в десять лет Африка и ее обитатели. Нюша восприняла путешествие с восторгом. У нее все ужасные гады и монстры были хорошенькими. Я только и слышал от нее: крокодил хорошенький, носорог хорошенький, удав хорошенький. Замечательное отношение к жизни!
- Она такая же трепетная, как и вы? Вы в детстве по два дня рыдали, если видели раздавленную лягушку...
-Да какой же я, к черту, "трепетный"! История с лягушкой случилась 55 лет назад. Сейчас я, наверное, сдержу слезы, хотя приятно мне от этого не будет. Сентиментальным становлюсь, только если меня напоить каким-нибудь хорошим напитком.


- А кто сейчас обитает в вашем доме?


- Тигровый питон Брунгильда. Девочка. Растет просто на глазах. Недавно была 80-и -сантиметровым червячком, а стала 2,5 метра. Скоро вырастет до пяти или шести. Я с ужасом думаю, что с ней буду делать через год, потому что даже сейчас поднимаю с трудом. Если питона не брать на руки, он быстро отвыкнет от этого, одичает. А это опасно. 

- Теперь с питонихой проживете всю свою жизнь?

- В общем-то, да. Они живут лет 25, так что Брунгильда вполне может меня пережить. У нас в семье все мужчины живут не слишком долго и уходят примерно в одном возрасте. Эту закономерность я заметил.
- А еще какие закономерности заметили?
- Их множество. Одна, например, касается мечтаний. Смотрите: начитавшись О. Генри и посмотрев "Великолепную семерку", я понял, что страшно хочу игрушечный ковбойский револьвер "Смит-Вессон". Я прекрасно знал, как он выглядит, сколько в нем патронов. Мой отец раз в год уезжал в заграничные командировки и, спасибо ему, в первую очередь выполнял мои просьбы и капризы. Не сразу, значительно позже, но он все-таки привез то, что я хотел. Но я не испытал при этом ни трепета, ни особой радости. Такая же история произошла с игрушечным немецким самолетиком "Мессершмитт Bf. 109". Я его хотел и получил, и снова позже: пластмассовый, сине-стальной, с заклепочками. И снова никакой радости. Я даже внутренне ахнул этому обстоятельству. Повзрослев, я мечтал о массе глупостей: магнитофоне, настоящих джинсах, о том, чтобы волосы не курчавились, а были гладкие, как у Харрисона.
- И сейчас волосы у вас не курчавятся?
- Именно! Перестали через 20 лет! Даже это абсурдное желание сбылось. С завидным упорством судьба давала мне то, что я хотел именно тогда, когда мое желание угасало. Потом я понял: это урок. Кто-то свыше пытался объяснить мне, что все это не имеет никакого значения. Сегодня ты очень чего-то хочешь, а завтра забудешь, о чем мечтал... При этом вот парадокс: практически все, что со мной произошло, превзошло мои мечты и ожидания. Я никогда не предполагал, что когда-нибудь стану ездить по миру, куда захочу. Я жадный до впечатлений. Стараюсь не бывать в одном месте дважды. Исключение - юг Кубы, где я гарантированно могу поплавать и пообщаться с акулами, которых обожаю. Недавно дома повесил карту и отметил места, где побывал, булавками с разноцветными головками. Площадь покрытия меня впечатлила. Не так уж много мест я еще не видел - Антарктиду, Северный Полюс и кое-что в Сибири. Но это поправимо. Скоро отправлюсь с проводником на реку Оленёк, где нехоженые места и полно рыбы и зверья. Есть люди, которые путешествуют по диким местам одни, но я считаю это глупостью. Я не адреналинщик, и гораздо больше острых эмоций меня интересует запах тайги. Знаю, что попаду туда и получу невероятные впечатления без риска для жизни. Путешествия - это мое счастье. Вообще все, что я делаю, доставляет мне огромное удовольствие. Так и должно быть, ведь жизнь очень коротка, лучше провести ее в радости. Мучиться и страдать, занимаясь тем, что не любишь, при этом жалуясь на свою несчастную судьбу, как минимум, глупо.
- А вы знаете, что такое судьба?
- Представьте себе железнодорожный полустанок недалеко от Углича - три бревенчатых стены и навес, ничего больше. И все исписано текстами типа: "Люба дура", "Катя б…", "ушел в армию", "х…". И вдруг надпись, сделанная ровным-ровным почерком: "Что есть наша судьба, как не проявление нашей воли и рассудка среди инертной массы обстоятельств, кои предоставляет нам жизнь". Я был потрясен, поэтому так точно запомнил… Прочел это лет сорок назад, будучи еще юношей. Но мне и сейчас это послание кажется очень точным. В жизни случается все: иногда и на заборах пишут правду.


Беседовала Наталья Николайченко



С 28 марта по 1 апреля Андрей Макаревич, в рамках фестиваля "Вишневый сад" (США) и при поддержке театра "Гешер", представит в Израиле свой новый проект "Идиш-джаз". Популярные песни на идиш, русском, и английском, старые и любимые хиты в исполнении Андрея Макаревича и знаменитых джазовых музыкантов прозвучат на сценах Хайфы, Тель-Авива, Ашдода и Беэр-Шевы.

ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ГУЛАГа



Несколько дней назад в интернете по новостным ресурсам прошла относительно незамеченной, казалось бы, достаточно безобидная информация о празднике в управлении федеральной службы исполнения наказаний, со ссылкой на пресс-службу ГУ ФСИН РФ по Пермскому краю.

Советую всем френдам посмотреть ролик,- 2 минуты, зато накал психоделизма зашкаливает.

Процитирую.
"В Соликамском отделе ГУ ФСИН РФ по Пермскому краю отметили 75-летие Усольлага – одного из первых лагерей системы ГУЛАГ. Примечательно, с какой нежностью работники пресс-службы управления описывают работу лагеря, являвшегося частью явления, которое в современной общепринятой системе ценностей характеризуется негативно. "
<…>
 photo gulag_zps9618e49f.jpg


«В январе 1938 года в Усольском ИТЛ НКВД СССР были заложены традиции, которые имеют ценность и в нынешнее время. Это верность Родине, взаимовыручка, уважение к ветеранам. Усольлаг это тысячи километров дорог, сотни лесных поселков, более 60 тыс. сотрудников, рабочих и служащих, трудившихся на протяжении 75 лет, это школы, детсады, клубы. В какое лихолетье был образован Усольский ИТЛ, через сколько тяжких испытаний прошел! Какое мужество за это время проявили его руководители, аттестованный и вольнонаемный состав, чтобы учреждение встало на ноги и успешно решало производственные и социальные задачи», - поделился воспоминаниями заместитель председателя краевого совета ветеранов ГУФСИН России по Пермскому краю Сергей Ерофеев»», - говорится в пресс-релизе."(http://www.znak.com/perm/news/2013-01-30/1001736.html)

Местные пермские новости показали небольшой сюжет по краевому ТВ, посвященный этому событию:“Сегодня исполнилось 75-лет со дня основания со дня основания Усольского управления лесными исправительными учережденииям. В честь памятной даты, в бывшем управлении Усольлага, состоялось торжественное мероприятие. Наш корреспондент побывал на празднике.”. В сюжете очень празднично сообщают о том, что за время существования управления было обработано 100 млн. кубометров древесины. В конце двухминутного сюжета повествуется о том, что для гостей на юбилее Усольлага заиграла живая музыка,- была приглашена саксофонистка.

В определенной части блогосферы это вызвало диаметрально противоположные мнения, но  в постах как возмущающихся, так и в новостях фигурируют ошибочные цифры.
Предлагаю уважаемым читателям для независимого анализа краткий исторический обзор, архивные данные и статистические ряды, чтобы осмыслить этот, по меньшей мере, примечательный “юбилей” и восхититься в полной мере этим "праздником души и сердца."

В свете статистики и документов, заявления председателя совета ветеранов ГУФСИН, а также сюжет краевого ТВ заиграют новыми гранями.

Процитирую одну из самых фундаментальных монографий на тему, чтобы уяснить контекст появления лесных лагерей:
"С середины 1937 г. система мест заключения оказалась в новых условиях. Власть развязала массовый террор в самых жестоких формах. Достаточно отметить, что число расстрелянных увеличилось с 1118 в 1936 г. до 353 074 в 1937 г.( ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2740. Л.42.).
В места заключения хлынул невиданный поток. За 9 месяцев (с 1 июля 1937 г. по 1 апреля 1938 г.) число заключенных в ГУЛАГе увеличилось более чем на 800 000, превысив 2 миллиона единовременно сидящих.

Во второй половине 1937 г. и в 1938 г. для руководства страны важнейшей стала карательная функция мест заключения, куда теперь «сбрасывали» избежавших расстрела. Для самого же ГУЛАГа главными проблемами стали прием, размещение, организация охраны и создание хотя бы видимости трудового использования этого гигантского потока людей.(цит.по Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. М., 1998)

I. Создание Усольлага и катастрофа со смертностью заключенных в лесных лагерях ГУЛАГа 1938г.
Первым следствием новой репрессивной политики была поспешная организация уже в августе 1937 г. сразу семи (!) лесозаготовительных лагерей (Ивдельского, Каргопольского, Кулойского, Локчимского, Тайшетского, Томско-Асинского и Устьвымского) с одновременной реорганизацией Лесного сектора ГУЛАГа в Лесной отдел(ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1140. Л. 140–141; Д. 1155. Л. 20–22.). Уже в октябре 1937 г. в санотделе ГУЛАГа появляются первые сведения о смертности заключенных в этих лагерях(Там же. Д. 2740. Л.62, 63.). К 1 января 1938 г. в них находилось более 80 000 заключенных. В начале 1938 г. добавляются еще шесть лесных лагерей (Вятский, Красноярский, Онежский, Северо-Уральский, Унженский и интересующий нас Усольский ИТЛ, 75-летие которого с такой помпой отметили несколько назад в Перми. Вероятно, решение организовать именно лесные лагеря было обусловлено чисто экономическими причинами. Лесозаготовительные работы, по крайней мере на первом этапе, не требовали капиталовложений и подготовленной проектно-сметной документации; обустроить лагеря можно было, используя в основном местные материалы; большое количество крупных лесных массивов по всему северу европейской части страны и в Сибири позволяло хотя бы частично рассредоточить заключенных.( Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. М., 1998)

Скоропалительность этих решений, связанных с проведением репрессивных операций, необеспеченность соответствующими ресурсами привели к тому, что заключенные переброшенные в новые лесные районы, оказались в тяжелейших условиях.Статистические отчеты ГУЛАГа, касающиеся новых лагерей, скупо свидетельствовали о трагедии, разыгравшейся в лесных районах Севера и Сибири. Декабрь демонстрирует резкое увеличение смертности(Усольлаг был основан в феврале 1938 года)

Невероятно высокой была смертность среди заключенных лесных лагерей в 1938г., в том числе и Усольского.
В декабре согласно отчетным данным общая смертность по новообразованным лагерям составляла 2415, в январе 1938г  ,- 3343, в феврале- 3244, в марте- 3040 человек.
Это составляло в среднем чуть меньше половины заключенных, числившихся умершими за этот период по всем лагерям(в декабре 1937-марте 1938 около 26 тыс.(ГА РФ.Ф.Р.9414.Оп.1.Д.2740.Л.53)
Результаты создания новых лагерей, в том числе и широко праздновавшего были ужасающими,- за первые полгода существования более 12.5 тысяч умерших, 1272 беглеца, более 20 тыс. нетрудоспособных, в том числе около 5 тыс.инвалидов.( О.В.Хлевнюк. — Хозяин: Сталин и утверждение сталинской диктатуры / М. : РОССПЭН,2010.)

Лично для меня катастрофические лесные лагеря 1938г. занимают особую роль, 24 мая 1938г., 4 месяца спустя после осуждения на 10 лет в Вятском ИТЛ умер мой прадед, Василий Алексеевич Царев.
Вот его извещение о смерти из Псковского архива УФСБ.
 photo Bo5VznTKWuc_zps4c168dda.jpg

Для сравнения напомню, что в концлагерях Рейха(Дахау, Заксенхаузене, Матхаузене и Бухенвальде) за весь 1938г.(а не за полгода)умерло 1406 человек.
Иначе говоря, в абсолютных цифрах только в лесных лагерях ГУЛАГа за полгода 1938г. умерло в 9 раз больше, чем в четырех самых крупных лагерях нацистской Германии за весь 1938г.( The Order of Terror:The Concentration Camp by Wolfgang Sofsky
Translated from the German by William Templer. Издание Princeton Universery Press.,1999)

Новые лесные лагеря, в том числе и Усольлаг, по существу оказались в 1938г. временными лагерями с невероятной летальностью,- так, в Каргопольлаге она составила 18,53 процента(умер каждый 6-7), в Тайшетлаге — 21,05(каждый пятый), а в Кулойлаге — 24,29 процента (здесь за год умер почти каждый четвертый заключенный, это абсолютный "антирекорд" ГУЛАГа в  невоенном 1938 году).

Чтобы понять всю масштабность катастрофы со смертностью в этот год, приведем совсем грустное сравнение,- в одиозном и печально знаменитом концлагере Бухенвальд в 1938г. уровень смертности колебался у 10% отметки. Сравните относительные показатели смертности  с удельными цифрами смертности, приведенными выше.

Это не мемуары лагерников, не работы Солженицына и Шаламова, это архивные данные самого ГУЛАГа.

Иначе говоря, абсолютно точно зафиксировано статистикой САНО ГУЛАГ,- лесные лагеря в мирном, невоюющем СССР 1938г. было настолько катастрофичны, что превосходили Бухенвальд(иногда в 2.-2.5 раза) в тот страшный кризисный год в относительных и абсолютных показателях. Это в первом приближении дает представление о степени катастрофы в мировом контексте в лесных лагерях ГУЛАГа, в том числе и Усольлаге.
.
Закономерный  вопорс,- и что мы празднуем в таком случае?

По какому-то фантастическому стечению обстоятельств, юбилей славного лесного лагеря и отмечает Пермский УФСИН с песнями и плясками. Как там сказал полковник Ерофеев?
«В январе 1938 года в Усольском ИТЛ НКВД СССР были заложены традиции, которые имеют ценность и в нынешнее время. Это верность Родине, взаимовыручка, уважение к ветеранам.”
А почему в официальном пресс-релизе не было сказано, что лесные лагеря в мирном 1938г. превосходили Бухенвальд в относительных и абсолютных показателях смертности? Или колониальные тюрьмы Гвианы и Вьетнама? Это взаимовыручка? Просто вдумайтесь. Какой-то невероятный сюр.

В феврале 1938г. в Усольлаг была заброшена первая партия заключенных в количестве десяти тысяч человек, к началу 1939 их количество увеличилось до 32 тысяч человек.

Очень примечательный нюанс,- в Усольлаге, в отличии от большинства других лагерей ГУЛАГа, на момент основания количество политических заключенных, осужденных по 58-й статье превосходило количество уголовников,- “политиков” к концу 1938 года в Усольлаге было больше половины.

Если быть точным на первое октября 1938 года  общее количество заключенных Усольлага равнялось цифре 18 192, из них 7420 осужденных за к/р преступления, 5279 — как социально опасный и социально вредный элемент(ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1140. Л. 141.) 12.01.42 в Усольлаге был создан отряд из мобилизованных немцев

II.Хозяйственная деятельность Усольлага:повод для гордости?
В выпуске пермских новостей, посвященных юбилею Усольлага, почему-то решили пойти по очень странной дорожке и в духе советских передовиц 1930-х сообщить умопомрачительную статистику о количестве заготовленной лагерным управлением древесины. В праздничных и игривых тонах. Не сказав ни единого слова про санитарные антирекорды Усольлага в аспекте смертности заключенных. Только про лагерную газету “Борьба за лес”. Опуская закономерные сомнения в элементарной этичности и даже банальной рациональности подобной новостной парадигмы в 2013 году(все-таки речь о концлагере, где массово умирали от той же алиментарной дистрофии, какие кубометры леса, Вы о чем, уважаемые?), проанализируем производственные показатели лагерного комплекса около Солимкамска. Есть ли повод для гордости?

Из документа «Финансовые результаты по предприятиям Усольлага за 1938 год» следует, что большинство подразделений закончили год с убытками . Причем сумма убытков была гораздо больше суммы прибыли.(ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1085. Л. 27, 28)

Финансовым итогом 1939 г. для Усольлага стали убытки в размере 32 млн руб. и следующая характеристика: «Усольлаг в числе лагерей ГУЛАГа стоит на самом последнем и позорном месте”( ГОПАПО. Ф. 4460. Оп. 1. Д. 192. Л. 233; Д. 194. Л. 2.) Прямая цитата.
Производительность труда заключенных в 1939 г. понизилась по сравнению с 1938 г. на 20% (с 2,62 фестметра до 2,1 фестметра на человека в день). В итоге лагерь выполнил лишь 58,5% от плана. Такие показатели объяснялись неудовлетворительным состоянием рабочей силы и техники. Из имевшихся в лагере тракторов (104 штуки) на день проверки – 13 ноября 1939 г. – работали только 14.

Финансовые итоги, подведенные на партийно-хозяйственном активе лагеря в конце 1940 г., выглядели удручающе: «Общий убыток лагеря за 1940 г. составляет 42 200 тыс. руб. …Плановый убыток, или разница в ценах, составляет 37 436 тыс. руб., остается чистый убыток в 643 тыс. руб(.ГОПАПО. Ф. 4460 . . Оп. 1 Д. 18. Л. 47)
В довоенные месяцы 1941 г. состояние производственной деятельности было почти такое же, как и в предыдущий год.
Молотовский обком партии работу Усольлага за 1944 г. признал неудовлетворительной и отметил, что на лагерь приходится до 8 млн руб. убытка.
(цит.по по С.А.Шевирын.Производственная деятельность Усольского ИТЛ (1938–1953 гг.)”//История пенитенциарной системы России в ХХ веке: Сборник материалов международного научного семинара. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 286 с.)

III.Смертность заключенных Усольлага в 1939-1944гг.
Поясню, чем определен выбор хронологических рамок статистических рядов смертности.
Дело в том, что смертность в Усольлаге известна фрагментарно. После 1945г. данные отрывочны, хотя, судя по общей смертности в ГУЛАГе, можно предположить, что после 1947 года смертность наконец-то снизилась.
Но разве это отменяет катастрофы мирных 1930-х или военного времени в этом лагере?
Ведь и в концлагерной системе Рейха до начала Второй мировой войны умирали десятками и сотнями человек, уровень смертности там был зачастую в разы меньше, чем в ГУЛАГе в сопоставимый период.
Соответственно, логично, что и ГУЛАГ, и концлагеря Рейха примечательны именно своими аномалиями в аспекте смертности, именно за это их и критикуют.
Рассмотрим статистику подробнее.
К сожалению, до сих пор в научном обороте нет точной цифры умерших именно в Усольлаге в 1938г(я собираюсь восполнить этот пробел в ГА РФ), есть только общие цифры по всем лесным лагерям, но исходя из абсолютно чудовищной смертности остальных новообразованных лесных лагерей, резонно предположить, что она колебалась у 10-20% отметки в тот год.
В 1939 в Усольлаге умерло 1782 заключенных(6% -7% от среднегодовой численности, в Бухенвальде в тот год умирает в два раза больше в относительных показателях,- 14% ), в 1940 году наблюдается некоторая стабилизация в санитарном отношении. Умирает 910 заключенных(3%-4%)- это примерно уровень смертности Бухенвальда 1937 года, Бухенвальд в этот год обходит Усольлаг в 7 раз .( ГА РФ, ф.9414,оп.1, д.1155, л.2,д.2740,л.1,5,8,14,26,38,42,48,58,96-110. и документ под шифром 2171-PS, опубликован в Nazi Conspiracy and Aggression, U. S. Government Printing Office, Washington, DC, 1946–1948. Vol. 4. с. 800–835.Из массива материалов Нюрнбергского трибунала,)

C началом войны ситуация в лагерях лесной промышленности становиться катастрофичной даже по сравнению с остальными лагерями ГУЛАГа.
В ИТЛ наибольшая смертность наблюдалась в декабре 1941 года именно в лесных лагерях. Так, в Ивдельлаге умерло 1213 заключенных, Кулойлаге — 1041, Усольлаге — 1105 человек.
Всего по Усольлагу за 1941 и 1942гг. умерло 6741 человек.
Начало 1942 г. было отмечено самой высокой смертностью и заболеваемостью среди заключенных Усольлага. В 1-м квартале умирало в среднем 800 чел. в месяц.( ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 8. Д. 94. Л. 47) Если до 1 сентября умирало в среднем за месяц по 97 человек(численность лагеря 28 тыс.), то за 4 квартал 1941 и 1 квартал 1942г. эта цифра выросла до 800 человек. Повторяю. 800 человек в месяц.

Это верность Родине, взаимовыручка, уважение к ветеранам.(с) как сообщил нам полковник УФСИН Ерофеев.

Самым трагичным в истории ГУЛАГа стал 1942 год, когда в лагерях и колониях умерло почти 376 тысяч человек (при среднегодовой численности заключенных в 1 472 393 человека, из них в ИТЛ — 248 877, в ИТК — 126 733) — абсолютный максимум за всю историю мест лишения свободы нашей страны двух веков. Общей уровень смертности в лагерях вырос с 6,47 процента в 1941 году до 22,69 процента (в 3,5 раза), а в колониях — с 7,06 до 33,75 процента (в 4,5 раза). В ИТЛ умер почти каждый четвертый, а в ИТК — каждый третий заключенный. Наивысшая в 1942 году смертность в лагерях наблюдалась в мае, когда умерло 28 642 лагерника; затем смертность пошла на убыль и в октябре сократилась до 13 193 человек.( Кокурин А. И., Моруков Ю. Н. ГУЛАГ: структура и кадры // Свободная мысль (Москва).1999-2000.)

Характерно, что даже за 1944 г. Усольлаг среди лесных лагерей ГУЛАГа имел самую высокую смертность и заболеваемость. ( ГОПАПО. Ф. 4460. Оп. 1. Д. 62, 41)

В Усольском ИТЛ, умерло за 1944 год 4017 заключенных, что составило 16,4% среднегодовой численности заключенных.

Бухенвальд,для сравнения, показал в 1944 году 15% смертности.

 photo 1228344687_zps63e6f848.jpg

Представитель Управления лагерей лесной промышленности НКВД Берлянд опроверг обычную отговорку лагерного начальства о том, что умирают в основном прибывшие из тюрем по этапу заключенные. Он проанализировал статистику смертности в Усольлаге за декабрь 1944 г. и пришел к выводу, что 62% умерших в момент поступления в лагерь находились в хорошей физической форме, «молодом, цветущем возрасте». Большая часть этих заключенных умерла после 4 месяцев пребывания в лагере от дистрофии(Там же. Д. 74. Л. 41–44.)
(цит.по по С.А.Шевирын.Производственная деятельность Усольского ИТЛ (1938–1953 гг.)”//История пенитенциарной системы России в ХХ веке: Сборник материалов международного научного семинара. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 286 с)


Не забываем,- Усольлаг это не только алиментарная дистрофия, но это верность Родине, взаимовыручка, уважение к ветеранам.(с) полковник УФСИН Ерофеев.

IV.Трудармейцы в Усольлаге.
На территории СССР еще с далеких дореволюционных времен проживало сотни тысяч немцев-колонистов.Многие даже не знали немецкого языка. Фактически, это были обычные советские граждане, частично ассимилированные русским этносом.
После начала войны ГКО решает использовать советских этнических немцев в качестве рабочей силы в ГУЛАГе.
Соответственно, люди были отправлены на работы в лагеря, формально не обвиненные ни в каких преступлениях, просто в силу их национальности.
Всего в трудармию было мобилизовано около 400 тыс. советских немцев. Из них на Урале, по данным Г. Я. Маламуда, на 1 января 1944 г. насчитывалось 119358 мобилизованных советских немцев, в том числе в лагерях и на стройках НКВД - 68713, в зонах при промышленных предприятиях других наркоматов - 50654.
После прибытия по месту назначения, из трудармейцев формировались рабочие колонны по производственному принципу численностью 1,5-2тыс. человек. Отряды подразделялись на колонны по 300-500человек, колонны- на бригады по 35-100 человек.
В лагерях НКВД режим содержания советских немцев не отличался от режима содержания заключенных. Ситуация усугублялась тем, что мужчины и женщины детородного возраста были разделены по половому признаку более 10 лет, соответственно, все эти годы дети не рождались. Это нарушило процесс нормального воспроизводства этноса, образовав брешь между поколениями. Ухудшению физического состояния способствовали антисанитария и отсутствие элементарных бытовых условий. Многочисленные проверки санитарного состояния бараков выявляли отсутствие вентиляции, деревянных полов и кипяченой воды, вшивость, сырость, большую скученность трудармейцев.
Приведу характерные воспоминания академика Бориса Раушенбаха, отбывавшего трудовую повинность в Тагиллаге.
“...Формально у меня статьи не было, статья — немец, без обвинений, а это означало бессрочный приговор. Но ГУЛАГ есть ГУЛАГ — решетки, собаки, все, как положено. Формально я считался мобилизованным в трудармию, а фактически трудармия была хуже лагерей, нас кормили скудней, чем заключенных, а сидели мы в таких же зонах, за той же колючей проволокой, с тем же конвоем и всем прочим.
Мой отряд — около тысячи человек — за первый год потерял половину своего состава, в иной день умирало по десять человек. В самом начале попавшие в отряд жили под навесом без стен, а морозы на Северном Урале 30 – 40 градусов!
Трудились на кирпичном заводе. Мне повезло, что я не попал на лесоповал или на угольную шахту, но тем не менее половина наших на кирпичном заводе умерла от голода и от непосильной работы. Я уцелел случайно, как случайно все на белом свете.<…>

Люди погибали от комбинации – голод и непосильная работа. Если бы не было такой тяжелой работы, — на кирпичном заводе, в забое или на лесоповале, — они, может быть, и выжили. Но при той работе, которая у нас была, они выжить не могли. Это продолжалось примерно полгода.( Раушенбах Б. В. Пристрастие. — М.: «Аграф», 1997.
Раушенбах Б. В. Постскриптум. — М.: РГБ, изд. «Пашков дом», 1999.Бернгардт Э. Г. Штрихи к судьбе народа. Борис Раушенбах. – М.: Общественная Академия наук российских немцев, 2000.)

Трудармейцы, не считая женщин, попали в Усольлаг в основном в составе двух потоков: в начале 1942 г., когда туда были отправлены около 5 тыс. российских немцев, депортированных в 1941 г. на Алтай и в Северный Казахстан или ранее проживавших в последнем регионе, и с лета 1942 г., когда взамен умиравших трудармейских узников Усольлага сюда стали перебрасывать трудармейцев из других лагерей, а также немцев-

На крупных трудармейских стройках, как писал Г. Вольтер, немцам пришлось все начинать с нуля, "с первых колышков, первых просек для дорог", "с первых выемок для бараков”.В результате первые трудармейцы, живя в палатках и землянках, питаясь впроголодь, занимаясь каторжным трудом на морозе, в совершенно непригодной для этих условий одежде, уже через несколько месяцев превратились в полуживые или настоящие трупы.

В одном Усольлаге в 1942-1947 гг. погибли от голода, болезней, каторжного труда на лесоповале и лесосплаве более 3500 русских немцев-трудармейцев, мужчин и женщин самого разного возраста-от совсем юных до пожилых.

Архивные данные позволяют проследить динамику смертности в Усольлаге в зависимости от возраста трудармейцев. Этот фактор влиял на уровень смертности, видимо, сильнее любого другого, отраженного в учетной карточке. Подобная статистика приводится в литературе впервые. Проведенные нами подсчеты показывают прежде всего чрезвычайно высокую смертность в наиболее работоспособном возрасте. В трудармию официально призывались немцы с 15 до 55 лет, но почти половине погибших в Усольлаге (45,6%) было в возрасте от 30 до 39 лет. В 1942 г. эта цифра оказалась еще выше – 48,0%.

В первой партии трудармейцев фактически не было всплеска смертности в 1944 г., столь заметного у трудармейцев Усольлага в целом, и вообще с середины 1943 г. она давала все более исчезающее меньшинство умерших.Страшная разгадка лежит на поверхности, достаточно просто подсчитать общий уровень смертности «старожилов» за годы трудармии. Поначалу в этой партии было 4945 человек. Из них в Усольлаге умерли 2176, что составляет44% – почти половина. А если еще учесть большое число осужденных и демобилизованных по болезни, то становится ясно, что уже через полтора года пребывания в трудармии среди этих людей практически больше некому было умирать. Основная масса первых трудармейцев Усольлага превратилась в лагерную пыль. И так было, конечно, не только в этом лагере Т. е. умер фактически каждый второй.(cм: GEDENKBUCH : Книга Памяти немцев-трудармейцев Усольлага НКВД/МВД СССР (1942-1947 гг.)
Для сравнения ,в абсолютно чудовищном для нацистской системы KL Бухенвальд в 1942 уровень смертности составляли жуткие, но все же меньшие 34%.

Вот отрывки из воспоминаний советского немца Фридриха Лореша, отбывавшего повинность в Усольлаге в качестве трудармейца.

“В этой переполненной комнате 12 на 10 метров находились 90-95 невесомых людей. Мой вес составлял в это время не более 41-42 килограммов. Так было и у других армейцев, потому что нам давали одну и ту же еду.<..>

Ночью через окно мы видели, как из лагеря вывозят нагруженные сани с трупами. Бывший армеец Тимшера Фридрих Руш рассказал мне в 1991 г. следующее: «Весной 1943 г. я был так изможден, что больше не мог работать на лесоповале. Мне разрешили плести лапти в хозроте. Од¬нажды меня послали в лес, чтобы принести сухой золы. По дороге я натк¬нулся на массовое захоронение. Картина была ужасная: из снега торчали руки, ноги и даже головы мертвецов. Трупы зарывали только тогда, когда оттаивала земля».
Армеец Эмиль Ример, которого я тоже хорошо знал по Тимшеру, го¬ворил: «Зимой 1942/43 гг. я - кожа и кости - стоял перед врачом. Посколь¬ку смертность в стационаре была очень высокой, нужен был еще один са¬нитар. Врач предложил мне эту работу в 3-й секции, и я согласился. Моя задача как санитара состояла в том, чтобы мыть полы и выносить умерших. Со мной работал Готлиб Шнейдер из Эндерса, 1920 года рождения. Каждо¬му мертвецу к руке привязывали деревянную бирку. Больные из 1-й и 2-й секций уже не выбирались оттуда живыми, каждый день от поноса умирали 15-20 человек. Ночью, в 11-12 часов, мертвецов штабелями укладывали на сани, чаще всего голыми, и доставляли их к массовому захоронению, что¬бы сбросить туда трупы как мусор. Яму зарывали только тогда, когда она наполнялась. В стационаре не было лекарств, не считая марганцовки».(Фридрих Лореш. Жизнь в Тимшере и других каторжных лагерях Усольлага в Прикамье)

Выводы и итоги.
Пермские журналисты в своем оптимистичном сюжете о юбилее Усольлага договорились до прекрасного, - отрапортовали в бодрых тонах о том, что за годы своего существования усольское управление заготовило почти сто миллионов кубов древесины. И выпускал газету “Борьба за лес”.

О санитарной катастрофе лесных лагерей мирного 1938г. и других лет,- в пресс релизе Пермского УФСИН и выпуске местных новостей, посвященном 75-летию Усольлага, не было сказано ни единого слова. А ведь тюрьмы и лагеря колониального Вьетнама и Гвианы в тот год показали меньшую смертность, чем ГУЛАГ вообще и лесные лагеря в частности. О том, что лесные лагеря в 1938г. даже по гулаговским меркам были одними из самых летальных в мировом и национальном контексте, превосходя даже каторжные тюрьмы колоний в тот год,- в пермских новостях в 2013 году в пост-советской РФ не сказали ни слова. О том, что Усольлаг по своему составу в пропорциональном отношении в 1938-1939гг., по большей части, был именно лагерем для политических заключенных и умирали там в эти годы именно они в значительных пропорциях,- ни слова.
О том, что из первой партии трудармейцев, людей ни в чем невиновных и даже не имеющих формальной статьи УК, в Усольлаге умерло 45%, почти каждый второй,- ни слова.
О том, что в 1944г. Усольлаг показывал худшие санитарные показатели среди всех лесных лагерей советской системы исполнения наказаний и один из самых негативных по всей системе ГУЛАГа, даже немного превзойдя абсолютно чудовищный Бухенвальд- ни слова.
Зато административный восторг про 60 тыс. сотрудников, саксофон и славные традиции управления.

Как можно сравнивать Бухенвальд с Усольлагом? Я отвечаю,- вполне легко. Бухенвальд не был лагерем уничтожения, каковыми являлись лагеря смерти вроде Освенцима или Треблинки на территории генерал-губернаторств. Это был именно трудовой концентрационный лагерь, где заключенные погибали от ужасных условий содержания и сверхэксплуатации подневольного труда, а не от газа или пули. Аналогия с советскими ИТЛ очевидна.
Абсолютно четко зафиксированный статистикой, нейтральный, железный факт,- Усольлаг, как концентрационный лагерь, превосходил тот же Бухенвальда по уровню смертности в некоторые годы,в некоторые годы Бухенвальд вырывался вперед.

Но принципиальным мне в данных сравнениях мне представляется то, что и там, и там люди вымирали в фантастических масштабах.
В любом случае cам факт подстановки в контекстный сравнительный ряд этих лагерей,в том, что соревнование шло иногда на равных уже звучит более чем симптоматично. Поиграем в честь Усольлага на саксафоне? Ведь 100 млн кубометров древесины, газета “Борьба за лес”!
Мы определенно фиксируем по документам один и тот же порядок относительных и абсолютных индексов статистики смертности заключенных для Усольлага и Бухенвальда.
Соответственно, чисто математически, а не эмоционально, Усольлаг и Бухенвальд интегрально   являются  катастрофическими прецедентами в истории организации пенитенциарных систем. Это  факт, нравиться он читателю или нет, но это объективный, математически обоснованный факт.
И вот по какой-то совсем нехорошей иронии, именно этот лагерь, лагерь-могильник, лагерь- прецедент,  а не какой-нибудь относительно вегетарианский Норильлаг, решили чевствовать в Соликамске . И не где-нибудь , а в бывшем здании управления Усольлага. Под саксофон и торжественные речи.


 photo 1225299878_zps858c007e.jpg
Статуя Ф.Дзержинского у здания бывш.управления лагерем в Соликамске.


Чем хороша(если можно так говорить) статистика смертности,- она очень бесстрастна, фактурна и объективна.
Можно отрапортовать про 100 млн. кубометров древесины , пригласить саксофонистку, но по факту 16-17% среднегодовой смертности в некоторые года Усольлага никуда не денутся. Санитарная катастрофа зафиксирована документами с математической точностью, это если угодно, объективная документальная, статистическая реальность. Прятаться от нее, замалчивать.  когда смертность даже в мирное время в XX веке(Думаете, смертность в 1938 и 1939 году в Усольлаге нормальна?) в системе исполнения наказания поднималась до чудовищных и аномальных величин, невиданных за сотню лет нашей истории,- крайне оригинальный и экстравагантный способ подчеркнуть свои исторические корни.
 photo qBCVUt3VPo8_zps618da143.jpg
Музей Усольлага в Соликамске.Прямая линяя преемственности
Лично меня поражает, что нынешний УФСИН, абсолютно открыто и не стесняясь, подчеркивает свою преемственность от наиболее одиозной и зловещей части советской пенитенциарной системы, унесшей сотни тысяч жизней. Федеральное ведомство, юбилей Усольлага.
Более того, даже если поиграть в адвоката дъявола и на секунду допустить сам полубезумный прецедент празднования юбилея со дня основания концлагеря(!), где люди умирали с чудовищной интенсивностью( иногда за год-два умирал каждый шестой от среднегодового состава заключенных и каждый второй от первого состава трудармейцев, прошедших через лагерь),  то остается масса вопросов. Почему именно вот Усольлаг?  То ли от абсолютной бестактности и отсутствия чувства уместности, то ли по исторической безграмотности, чевствуется ведь даже не какой-нибудь относительно вегетарианский Норильлаг или там Дальлаг, где индексы смертности были в разы меньшими, а вот конкретно один из самых чудовищных лагерей даже по отнюдь негуманным меркам самого ГУЛАГа  Это Кафка, Джойс, Босх и Вицли Пуцли в одном флаконе.
У нас ведь есть достаточно позитивный опыт дореволюционной тюремной системы 1885-1917гг., которая была большую часть времени своего существования благополучнее в санитарном отношении той же французской, с поправкой на критерии эпохи, -ну постройте преемственность к ней, наконец. Зачем на официальном государственном уровне лезть с саксофоном и танцами именно в концентрационный лагерь Усольлаг с его алиментарной дистрофией и туберкулезом? И пафосно, не моргнув глазом и без сомнения,сообщать в новостях в радужных и праздничных тонах о кубометрах древесины в духе советской прессы 1930-х.

В январе 1938 года в Усольском ИТЛ НКВД СССР были заложены традиции, которые имеют ценность и в нынешнее время. Это верность Родине, взаимовыручка, уважение к ветеранам. Усольлаг это тысячи километров дорог, сотни лесных поселков, более 60 тыс. сотрудников, рабочих и служащих, трудившихся на протяжении 75 лет, это школы, детсады, клубы.” Но еще в 1-м квартале 1942г. в лагере умирало в среднем 800 чел. в месяц(!)(ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 8. Д. 94. Л. 47.)  Небольшой нюансик. Но о нем мы почему-то умолчим. И в 1944 году лагерь был одним из худших в ГУЛАГе,- это тоже никому не интересно.

Это формат новостей 2013 года, О вполне официальном празднике федерального ведомства исполнения наказания , якобы, демократического государства с конституцией и федеральном законом о реабилитации жертв политических репрессий сообщают не просто нейтрально,- в радостных тонах, без упоминаний о судьбе заключенных и трудармейцев.

Наконец, в заключение, некая параллель.



 photo 0dCoIVR93t0_zpse1933ae8.jpg
Сотрудники УФСИН на юбилее Усольлага.Эпика.

На секунду,в некой фантасмагорической и безумной параллельной реальности, представьте себе слет ветеранов-работников Дахау и Бухенвальда.
Конечно, в Бухенвальде не рубили древесину, там работали на оборонку Третьего Рейха и крупные немецкие концерны.
Бухенвальд поставлял рабочую силу для оборонной промышленности Рейха,-  фирм DAW , шахт,BMW, I.G. Farben and Ford,  Cologne Fordwerke и т.д. Часть заключенных была использована в качестве живого материала для тестирования новой вакцины против тифа и ряда других экспериментов. В медицинских опытах было использовано l 729 заключенных из которых умерло154(Spitz, Vivien. Doctors from Hell., с. 199, 2005)
И вот, на юбилее, под звуки саксофона, нам сообщают, что для Cologne Fordwerke в лагере, который формировал традиции взаимовыручки и любви к фатерлянду, изготовили 100 тыс. болванок для великой Германии. И ни слова про 15% смертность в 1944 году.

 photo 1260338634_13-1_zps37282d9d.jpg
Освобожденные узники концлагеря Бухенвальд, Тюрингия, 1945г.

А теперь замените элементы этой мозайки произошедшим в Cоликамске, в здании бывшего управления лагеря   в 2013 году в Российской Федерации. Напомню, что в 1944 году в Усольлаге была 16.4% смертность. Немного, но выше, чем в Бухенвальде в тот год.

Завершу очерк цитатой из воспоминаний академика и трудармейца Бориса Раушенбаха: “Люди умирали от непосильной работы при очень скудной еде, есть давали чудовищно мало. Поэтому позже я равнодушно смотрел на ужасающие фотографии в Бухенвальде — у нас в лагере происходило то же самое, такие же иссохшие скелеты бродили и падали замертво. Я был настолько худой, что под сильным ветром валился наземь, как былинка. Но поскольку все были неимоверно тощие, это как-то не бросалось в глаза.Конечно, главной мыслью почти всегда была мысль о еде. Пауль Рикерт любил говорить, что когда все кончится и он окажется на свободе, то попросит жену сварить таз макарон или лапши и съест их с сахаром! Такая вот мечта. Условная, потому что все мы понимали, что можем и не выжить, ведь солагерники мерли на наших глазах как мухи, мы это видели, но что могли поделать? Что могли этому ужасу противопоставить? Только духовность, только интеллектуальное свое существование, жизнь своей души...».