четверг, 4 сентября 2014 г.

МИР С САТАНОЙ

Мир с адским сатаной. Субстантивные переговоры

Мир с адским сатаной. Субстантивные переговорыИллюстрация: Фра Анджелико
Порошенко и Путин вроде бы договорились о мире, но Порошенко рискует гораздо больше, и ясно почему. Путин в России – самый воинственный, а Порошенко в Украине – не самый. Конечно, и в России хватает людей, которые готовы воевать, а еще больше болтать о войне до последнего мертвого либерала. Но в практическом смысле они никто: их используют, а сами они использовать никого не могут. Вся реальная сила этой войны, вся настоящая воля к ней сосредоточена в Путине. Война с российской стороны остановится тогда и там, где скажет он – с небольшой поправкой на просьбы с мест. 
Другое дело на Украине. Здесь сила и воля войны не в президенте, а в народе. По меньшей мере в той его части, которая была Майданом, а он скорее за войну. Потому что помириться сейчас, когда враг не сдается – значит принять волю Путина. Но Путин – это зло, Россия – это зло, простое и ясное, абсолютное и ни с чем не смешанное. Путин худший на свете злодей и убийца, мириться с ним нельзя, с террористами разговаривать нельзя, поэтому лучше мы будем убивать, чем он: все-таки лучше, когда убивают хорошие.
Опять же понятно, к чему идет дело, на чем могут договориться: Крым откладываем, Донбасс остается в составе Украины как автономия. Границы и полномочия автономности выясняются на мирных переговорах с участием в том числе «народных республик», то есть с террористами. Россия перестает помогать сепаратистам оружием и людьми, а они – стрелять. Украинская армия прекращает осады и обстрелы.
Говорят, будто переход к разговорам о мире означает: обе стороны признали, что не могут добиться своего оружием, одержать военной победы, что это – ничья. Это ничья, но только в том случае, если предполагать, что Путин хотел взять Киев и аннексировать Новороссию от Одессы до Харькова. А если он хотел ровно того, что получается сейчас: посадить Киев на переговоры об автономии с «другой стороной гражданского противостояния», а самому разруливать, тогда ничьей нет. Американцы чувствуют, что никакая не ничья, и подсказывают Порошенко, чтобы продолжал.

Правит бал

Американцам-то можно возразить: вы сами с русскими воевать отказываетесь, а от нас требуете. Но у Порошенко таких американцев дома полстраны, и все точно знают, что на мир соглашаться нельзя. Трудно принять идею переговоров, после того как долго и аргументированно уверял себя, что воюем не с такими же, как мы сами, тем более не со своими, а с силами всемирного и абсолютного зла. И вдруг с ним мирись.
С Путиным ясно: презрел границы, отобрал земли, нарушил мир, поддержал внутренних врагов, прислал им в помощь внешних. Но полное расчеловечивание и абсолютная демонизация противника плохи тем, что ты перестаешь понимать, чего он на самом деле хочет, чего от него ждать, где он готов остановиться и как ты сам и ваша вражда выглядят со стороны.
Как «чего хочет»: уничтожить свободу, поработить украинцев, раздавить и захватить Украину, а за ней Европу, а за ней весь мир. Разве не ясно? Как «где остановится»? Он не остановится – ведь он маньяк и убийца, преступник, которого радует само преступление. Ему нужен не результат, а муки жертвы. Большинство русских вообще таковы. Тому есть множество доказательств в истории и в наши дни (вставить свое.) А украинцы этому противостоят в качестве передового рубежа обороны цивилизованного человечества. 
Попытки разобраться, какой результат нужен Путину, где его можно остановить, на чем с ним можно поладить и спасти людей, города, промышленность, в чем его логика и замысел, где его слабые и сильные места, кто такие русские на самом деле и чего хотят, сплошь и рядом наталкиваются на крайнее раздражение: искать мотивы и цели в действиях безумного маньяка – значит оправдывать маньяка; нащупывать, где можно остановить абсолютное зло, – значит лишать его абсолютности. А это моральный релятивизм. Вот и нечего рассуждать, надо обличать. А если из России, то каяться. А мы пока будем бить врага, с увы неизбежными побочными жертвами. Но они умрут за то, чтобы Путин был побежден, то есть не зря.

Семя антихристово

Меркель вполне справедливо заметила, что Путин живет в своем мире и потерял связь с реальностью. Но ведь и украинцы в ответ на это зажили в своем мире, где связь с реальностью опосредована прослойкой из допущений (вставить любимое свое), усомниться в которых – национальное предательство.
Демонизация противника плоха не только тем, что ты перестаешь понимать его цели. Она плоха тем, что дает тебе индульгенцию от собственных аналогичных грехов – в том числе греха потери связи с реальностью, который в старых христианских этиках именуется «нетрезвенностью».
Можно враждовать с соседом, свекровью, братом своим: печально, но бывает. Однако конфликт с ними неправильно, «нетрезвенно» представлять как борьбу с порожденьем тьмы, дьявольским отродьем и семенем антихристовым. Но именно этим упорно занимаются обе стороны: Путин борется с фашистами за высокоморальный русский мир, а противостоящие ему силы добра борются с фашистами за европейские ценности, среди которых почему-то контрабандой оказываются единственный госязык и назначение губернаторов.
Любые попытки рассуждать о противниках как о людях живо пресекаются обеими сторонами: ведь когда ты борешься с абсолютным всемирным злом, тебе все позволено. Вот если с относительным и локальным, тогда не все, а очень хочется.
Российская публика обижается, когда ей показывают, что то, что делает Россия, похоже совсем не на освобождение Украины от немецко-фашистских захватчиков, а скорее на гораздо более скромные и менее симпатичные дела Милошевича.
Тут, однако, есть вот какая разница: русская интеллигенция довольно мало участвует в демонизации противника, за что и бранима партией и народом, а украинская участвует в этом почти наравне с государством. Вероятно, потому, что у нее более хрупкое государство и это представляется правильным поведением во время войны. Однако для самой интеллигенции результат выходит печальный.
После сбитого «Боинга» украинский интеллектуал создал, а соцсети распространили сравнительный фотоснимок: у голландского посольства в Киеве море людей и цветов, у голландского посольства в Москве тьма внешняя.

Однако голландское посольство в Москве выглядит совсем иначе – не бетонная коробка на пустыре, а историческое здание в узком Калашном переулке
Фото: AP Photo / Ivan Sekretarev
С таким же успехом для фотоснимка можно было выбрать любое здание в Москве или Киеве в любой день и час. Но никто не полез проверять и не смутился.
Цветов и людей у голландского посольства в Москве действительно могло быть и больше. Но сорт этих цветов не одинаков. Одни розы называются «Простите нас», другие «Накажите их». Любой селекционер скажет, что цветы первого сорта вырастить труднее.
Вряд ли разумно бороться с террористами при помощи статей «Шамиль Басаев был прав» и побуждать соседний народ к пониманию при помощи рассуждений о «кровожадной нации алкашей».
Еще более печально это с точки зрения возвращения мира. Уж если интеллигенция, особо чувствительная к смерти и страданию, говорит, что надо бы еще пострелять, то неужели рабочие и крестьяне откажутся.

Ценный актив

В момент напряженной борьбы украинцам стало казаться, что плохое отношение к русским – это путь в Европу: чем ты хуже говоришь об этих азиатских варварах и их «пятой колонне» у себя на родине, тем приятнее тебя слушать европейцам, ведь и они русских не любят. Однако еще больше в Европе не любят любой hate speech, сам прием коллективной демонизации. Именно поэтому здесь вздрагивают от разговоров Путина о христианских ценностях. Европа с большим подозрением смотрит на тех, у кого плохие отношения с соседями. Кроме того, Европа, особенно деловая, не очень хочет, чтобы к ней подходили с вопросом: мы или они. Но когда в ответ на этот вопрос Европа впадает в минутную задумчивость или произносит «вы» недостаточно громко, начинается бунт: «Нас предали, вернулись времена Молотова и фрау Риббентроп».
Одни в упор не замечают русских солдат, другие так же последовательно не замечают никого, кроме них. В чем проблема дискуссий со многими украинцами по поводу этой войны? В том, что они хотят сломать волю собеседников к рассуждению – точно так же, как Путин, только в свою сторону. Не смей рассуждать, обличай. Для этого у них имеется справедливый моральный аргумент. Но в этом «на колени» есть что-то не то. Украинцам кажется, что их состояние противостоит российскому как здоровье болезни, на самом деле они уже довольно давно противостоят как одна болезнь другой.
Часто слышишишь: «Вы нас потеряли навсегда. После того, что Путин сделал с Украиной, мы никогда не сможем относиться к вам хорошо». Судя по этим словам, украинцы рассматривают свое отношение к русским как ценный актив, и правильно делают. Но ведь и отношение русских к Украине тоже в своем роде ценный актив.

Субстантивные переговоры и Армагеддон

Мы более-менее знаем, где именно Путин не в ладах с реальностью (вставить свое.) Но иногда кажется, что украинские политики и общественное мнение соперничают с ним в этом свойстве. Их взгляд на украинско-российский конфликт не как на один из локальных мировых конфликтов, пусть и с участием перворазмерной державы, а как на третью мировую, на схватку абсолютного добра с абсолютным злом, света с тьмой по степени трезвенности не сильно превосходит путинский.
Может казаться, что такая крупно, без светотени набросанная картина помогает победить. Но, судя по тому, что дело идет к началу переговоров по российскому сценарию, помогает не очень. И опять же ясно почему.
Представьте себе, как это выглядит со стороны. Путин, конечно, агрессор и поддерживает боевиков. Но с другой стороны, про фашистов и хунту вспоминает все меньше, а соседнего президента величает Петром Алексеичем (как много в этом звуке). А во вне Путин, хоть и сферическое зло в вакууме, излучает довольно разборчивые сигналы, выраженные в понятных, приятно звучащих словах привычного дипломатического языка: прекращение огня, переговоры противоборствующих сторон, политическое разрешение кризиса. 
Путин пытаетсся сигнализировать, что он понимает: его представления о мире ограничены чужими представлениями о мире и чужой силой, он не ставит недостижимых целей, не готов платить любую цену. Он не пойдет брать Киев, что бы там ни услышал Баррозу, захватывать всю Украину, отправлять авиацию на Львов, запускать тактическую ядерную ракету, вводить танки в Прагу, возвращать СЭВ, Варшавский договор, Берлинскую стену и Карибский кризис. Он не борется с абсолютным злом за конечную победу добра. В то время как украинские политики сплошь и рядом говорят и ведут себя так, будто все это действительно вот-вот случится, и от других требуют того же.
В итоге с одной стороны мы имеем предложение посадить конфликтующие стороны за стол переговоров, с другой – помочь выиграть великую отечественную, дать отпор силам ада, угрожающего всему человечеству восстановлением тоталитарной империи и третьей мировой войной. Первое звучит конкретнее и реалистичнее. И если Путин сейчас начнет переигрывать и навязывать свою версию переговоров, то произойдет это потому, что его предложения проще и скромнее, чем окончательная победа людей доброй воли над вселенским злом. 

Ближний Восток РЕВЕРС ИСТОРИИ


Израиль. Ближний Восток РЕВЕРС ИСТОРИИ, ИЛИ ЧЕТЫРЕ главные Правила ближневосточного "БАЗАРА"


 
 Август » 26
Профессор кафедры востоковедения Еврейского университета в Иерусалиме Моше Шарон - один из ведущих арабистов и специалистов по исламу не только в Израиле, но и2014 в мире. В прошлом советник Менахема Бегина и участник переговоров в Кэмп-Дэвиде, он знаток арабского языка, мусульманских методов ведения переговоров и психологии ближневосточных правителей.
*Возможен ли мир на Ближнем Востоке?*
Возможен, считает профессор Шарон.
И добавляет: если евреи исчезнут с лица земли или беспрекословно подчинятся воле арабов. Впрочем, в отличие от Запада и израильских политиков, арабы никуда не спешат. Они умеют выжидать...

*- Мирный процесс в его нынешнем виде - это пародия. Но возможен ли гипотетический мир с палестинцами? *
- Я всегда был убежден и никогда не скрывал своего мнения, что нам не с кем и не о чем говорить. Я полностью согласен с тем, что сказал Авигдор Либерман, выступая в ООН. Могу только добавить, что мир с арабами невозможен ни завтра, ни послезавтра, ни через 50 лет. Он невозможен в принципе. Арабы не примирятся с существованием независимого еврейского
государства. Это не тактическое, а принципиальное решение. Их цель - уничтожить эту страну. Мир, по исламским канонам, наступит только с триумфом ислама. И они идут к своей цели в Европе, России, а сегодня и в США. Прежде чем начинать переговоры, надо увидеть мир с точки зрения ислама. Для мусульман само существование Израиля - это реверс истории,
вынужденное отступление с уже завоеванных позиций. Они не смирятся с этим ни при каких обстоятельствах. Хуже того, они не воспринимают евреев даже как народ, отрицают историю евреев, их существование как этноса.
*- Но ведь ислам признает праотцев евреев и их пророков?*
- Это не имеет значения. С точки зрения традиционных канонов ислама, именно эта религия является единственной правильной, а иудаизм представляет собой ее ложную, искаженную версию.


Главная проблема – в разнице мировоззрений людей Запада и арабов. Западная культура, представляющая собой синтез культур греческой, римской, христианской, взращена на понятии относительной ценности тех или иных мировоззренческих подходов. Здесь верят, что в каждой из концепций есть своя правота. У мусульман нет понятия "относительно". В их представлении
они носители не относительного, а абсолютного знания, и это наделяет их высшим правом в отношении "неверных". Согласно этой концепции, все, что арабы захватили в 7 веке, принадлежит исламу, в том числе Испания, Сицилия, не говоря уже о Земле Израиля.  И это подход не тех, кого считают радикалами, а "умеренных" мусульманских деятелей, с которыми Запад столь охотно ведет переговоры. Возьмем, например, основателя "Кордовской инициативы" Абдулу Рауфа, по проекту которого на "Гранд Зеро" планируется возведение исламского центра с мечетью. Кто-либо на Западе задумывался, почему эта инициатива называется Кордовской? Вряд ли. А названа она так, потому что символизирует право мусульман на Андалузию, утраченную арабами во время реконкисты.
*- Вы предлагаете вообще отказаться от переговоров с арабами?*


 - Переговоры можно и нужно вести, но не так, как это делают израильские политики. Мы не ведем переговоры - мы просто уступаем, даже не пытаясь назначить свою цену и поторговаться. Тем самым мы лишь разжигаем их аппетиты. Надо понять: арабы - древняя культура, и они очень сильны и изобретательны в политических играх. Они сообразили, что Израиль можно подорвать с помощью дипломатии и делегитимации, и здесь все средства идут в ход, начиная от раздувания антисемитских настроений и кончая использованием "полезных идиотов" на Западе и в самом Израиле. Арабы используют природное тяготение левых ко всем репрессивным тоталитарным режимам, сколь бы отвратительны они ни были. Они поддерживали и Гитлера, выдвинув его кандидатом на Нобелевскую премию. По времени это совпало как раз с Хрустальной ночью. Арабы умело используют стремление Запада к сиюминутным, скорым решениям. У нас это называется "шалом ахшав". Но в арабской


политической культуре в принципе нет слова "сейчас". То есть оно существует, но в исключительно негативном контексте. "Поспешность – от Сатаны", - гласит арабская поговорка. Здесь никуда не спешат, а уж поспешность в решении политических проблем вообще немыслима. На Западе и в Израиле этого не хотят понимать. Более того, здесь проецируют свои чувства и желания на другую сторону. В свое время я написал статью о том, как ведутся переговоры на Ближнем Востоке. Они не ведутся, чтобы разрешить проблему здесь и сейчас. Переговоры ведутся ради самих переговоров. Это своеобразная игра, в которой главное - терпение и изощренность. Стороны стремятся заставить своего противника допустить оплошность и навязать ему свои условия. Мы же не просто допускаем оплошности – мы сами подставляемся под удары противника, и наша наивность, поспешность и глупость их просто
ошеломляет. Когда я, будучи советником Менахема Бегина в 1977 году, вел переговоры с египтянами, Садат сказал мне: "Передай Бегину: это базар, и цена здесь высока". Бегин не услышал меня...


*- Каковы же законы арабского "базара"?*
- Они по сути те же, что и на обычном базаре.
*• Правило номер один: переговоры ведутся один на один.*
Именно так Садат и хотел вести их. Но Бегин желал участия американцев и англичан. Тогда Садат согласился и использовал это в своих целях. Посредник никогда не бывает объективным. У каждого посредника свои интересы и уязвимые точки, и на них всегда можно надавить.
*• Правило номер два: всегда есть время, торговаться можно безгранично. *
Но если ты хочешь взять товар быстрее, прямо сейчас, плати высокую цену. И чем больше ты торопишься, тем выше цена. Так и вышло. Садат пришел на переговоры, будучи готовым (звучит фантастически!) уступить половину Синая за мирный договор, в котором он нуждался. Ведь Садат проиграл войну, несмотря на победные реляции Египта: израильтяне были в сотне километров от Каира. О палестинцах он вообще не вспоминал. Но когда он увидел, что евреи отдают ему весь Синай, даже не торгуясь, он выдвинул новое условие: палестинское государство. Он понял, что получает все без сопротивления, и начал диктовать свои условия.


И мы, вместо того, чтобы обсуждать раздел Синая, обсуждали палестинскую проблему. Причем, обратите внимание, все уступки были сделаны "Ликудом". "Авода" всегда настаивала на сохранении части Синая.
*• Правило номер три: проверяй, какой товар тебе предлагают.*
Если тебе говорят, что за Голаны тебе будет позволено поесть хумус в Дамаске, это гнилой товар, ибо хумус вполне можно поесть и в Абу-Гоше. Если тебе говорят, что в обмен на территории ты получишь мир, проверь сперва, какой мир имеется в виду и есть ли вообще такой товар на складе у твоего партнера или это только пустые слова. Заслуга Либермана в том, что он кардинально изменил этот подход. Он говорит: мы не будем платить за мир. Мир нужен вам не меньше, чем нам, а возможно, даже больше, и если вы хотите его, то платите, а мы можем подождать. Сирийцы три раза нападали на нас, а теперь хотят, чтобы мы платили им Голанскими высотами за мир. Если они хотят мира - пусть платят. Сначала пусть официально признают, что Израиль - еврейское государство. Именно еврейское, а не еврейское демократическое. Демократия аутентично присуща еврейскому государству, и не надо это каждый раз подчеркивать.


*• Правило номер четыре: надо знать, когда встать из-за стола и перевернуть стулья.*
Есть вещи, которые не обсуждаются. Право евреев на свою землю не может становиться темой для дискуссий. Это наша земля, и не имеет значения, что написано в Коране. Если у нас нет такого права, то о чем можно говорить? Когда Садат начал выдвигать все новые и новые претензии, я написал Бегину записку: "Встань из-за стола". Он только отмахнулся. А вот арабы знают, как вести себя в таких случаях. Во время переговоров в Париже Арафат демонстративно вышел из-за стола, и Олбрайт (госсекретарь в то время) бежала за ним с воплями: "Мистер Арафат, мистер Арафат!"...  Арабам безразлично, что написано в ТАНАХе, они не хотят даже видеть ТАНАХ. А если им показываешь, что там сказано, они говорят, что это еврейские фабрикации. На арабском базаре проигрывает тот, кто предлагает первым. Если ты предлагаешь, тебе сразу же говорят: этого недостаточно. И чем больше ты предлагаешь, тем больший аппетит это пробуждает. Ты должен заставить вторую сторону предложить - вот один из главных законов игры. Наши политики думают об удержании власти на ближайшие пару лет, а арабы мыслят долгосрочными категориями. Добавьте к этому "полезных идиотов", и вам станет ясной вся картина происходящего.
*- Как относиться к предложениям Либермана об обмене населением и территориями?*


- Это тонкий ход. Он знает, что арабы никогда на это не пойдут, а раз так, они будут виноваты в срыве переговоров. Арабская культура ведения переговоров немыслима для западного человека. Например, в арабский сектор в Израиле вкладываются огромные средства, а налоги в муниципальную казну арабских городов практически не поступают. Это традиционный подход: взять, а потом кричать "нам не дают". Я помню, как ко мне обратились представители
арабского сектора с жалобой, что у их муниципалитетов нет средств из-за отрицательного баланса. Я предложил: мы вкладываем шекель на каждый ваш шекель. Они важно поблагодарили и ушли. Потому что изначально не собирались платить налоги. Да и как они будут платить налоги, если власть там принадлежит нескольким кланам?! Значит, они должны собирать деньги со своих же членов семьи. Зачем, если они и так получат все, чего хотят? Когда осенью 2000 года они устроили вакханалию насилия, а полицейские убили 13 разбушевавшихся демонстрантов, Барак пообещал им в качестве компенсации 4 млрд. шекелей в качестве подарка. За что? За то, что они парализовали своими действиями полстраны? Разве это не абсурд? Я считаю, что закон о лояльности необходим: ты не можешь быть гражданином
страны, которая тебя содержит, и одновременно поддерживать ее врагов.
*- Насколько вероятно, с вашей точки зрения, осознание Западом угрозы, исходящей от ислама?*
- Я не слишком оптимистичен. Социалистическая, либеральная идеология достигла предела своего абсурда. Политкорректность - ее порождение, связывающее руки Западу. Обама - воплощение этого мировоззрения, он первый антиамериканский президент Америки.


 *- Его поддерживают 80 процентов американских евреев...*
- У евреев комплекс вины перед чернокожими, перед Третьим миром, перед всеми "угнетенными". Что касается Обамы и его окружения, трудно сказать, чего у них больше, ханжества или невежества. Он делает вид, будто не знает, что ислам узаконивает рабовладение. Во время речи в Каире он умудрился фактически сравнить Катастрофу и ситуацию в Газе. Такое еще недавно было немыслимо для американского государственного деятеля. Что касается Европы, ее народы утратили свою национальную идентификацию, а она – основа национального выживания. В ЕС упразднены удостоверения личности, европейцев
лишили корней, а мусульмане навязывают им свои нормы жизни. В одной Германии 4800 мечетей! По оценкам специалистов, при сохранении нынешних тенденций через 25-30 лет Европа станет исламской.

*- Каковы ваши прогнозы относительно России?*
- Не слишком радужные. Проблема здесь не в отсутствии национального самосознания, а в демографии. Россия так и не оправилась от потерь в годы войны, репрессий и сталинских лагерей, когда были уничтожены десятки миллионов молодых мужчин, цвет нации.
*- Вы сказали, что практически все уступки были сделаны правыми. Значит ли это, что в Израиле фактически отсутствует правый лагерь?*


 - Теоретически в Израиле есть правые, но в реальности они поют под дудку левых. Это старое явление. Бегин, несмотря на победу "Ликуда" в 1977 году, пошел на переговоры только с согласия Моше Даяна. Хотя сегодня у власти правая коалиция, политический курс определяют левые. Тон задает Барак. Его поддерживают СМИ, богема, левые интеллектуалы, а за ними, в свою очередь, стоит Европа. У нас сложилась патовая ситуация: мы покинули Газу, где возникло откровенно враждебное террористическое образование, и при этом продолжаем поставлять им продукты и товары первой необходимости. Мы кормим и лечим террористов, которые хотят нас уничтожить. При этом европейцы отвергают инициативу Либермана о создании в Газе собственной экономики и инфраструктуры, чтобы она не зависела от Израиля. Европа создала абсурдное положение, при котором Израиль, не являясь оккупантом, продолжает быть им. Мы должны отменить, денонсировать все соглашения в Осло, которые отныне нас ни к чему не обязывают, так как в Газе создано враждебное образование, и
объявить, что к определенному сроку (чтобы никто не мог обвинить нас в бесчеловечности), например, к маю 2011 года, граница с сектором будет полностью закрыта. Пусть палестинцы сами во главе с ХАМАСом или европейцы строят здесь электростанции, предприятия, современные больницы...
США укрепляют границу с Мексикой, хотя мексиканские беженцы не представляют никакой угрозы безопасности США. Трагедия в том, что в Израиле идеология диктует политику. Хотя должно быть наоборот: государственные интересы должны определять идеологию.


*- Последние события свидетельствуют, что Израиль вполне может сотрудничать с арабскими странами. Египет и Иордания, как и Израиль, заинтересованы в ослаблении ХАМАСа.*
 - Такое сотрудничество носит исключительно тактический характер. С Египтом было подписано много соглашений в самых различных областях, но выполняются
ли они сегодня? Есть ли туризм из Египта? Любого желающего посетить Израиль будут допрашивать, зачем он едет в нашу страну. СМИ без устали пишут, что Израиль - мошенническое государство, а сами евреи - лгуны и негодяи. В Культурном центре Каира иврит изучают офицеры египетских спецслужб. На книжной выставке в Каире я видел Тору и "Протоколы сионских мудрецов", лежащие рядом. "Майн кампф" здесь - бестселлер. Ученые мужи Египта называют "Протоколы" серьезным исследованием и говорят, что даже если они
вымышленные, то содержат правдоподобные факты.

*- Насколько фундаменталистский ваххабитский ислам отличается от традиционного суннитского ислама? *

- В исламе нет разделения на умеренное и радикальное направления. Умеренный ислам - выдумка Запада. Ислам изначально фундаменталистское учение, основывающееся исключительно на Коране и священных текстах. У него по определению нет иных версий. Есть еще суфии - мистики, но они не играют роли в определении религиозных и политических догматов. Если вы хотите сделать вывод о характере религии, обратите внимание прежде всего на эсхатологические пророчества. Согласно исламскому вероучению, мессия (мехди) не придет, пока не будут убиты евреи, а христиане не будут гореть в аду. Этому учат в школах, и не только ваххабитских.
*- Тем не менее, в средние века ислам был толерантен к евреям ?*
- Во-первых, далеко не столь толерантен, как нам это пытаются представить, а во-вторых, и это главное, такая терпимость объяснялась подчиненным и униженным положением как евреев, так и христиан. Их терпели, пока хотели терпеть, не более и не менее.
Моше Шарон, профессор Иерусалимского ун-та

ПРОШЛО 2 ГОДА, КТО ПРАВ?


Аркадий Красильщиков: Оппозиция по-русски

Аркадий Красильщиков

Оппозиция по-русски


10 марта на протестном митинге в Москве лучшей признана речь актера театра и кино Максима Эммануиловича Виторгана – сына Эммануила Гедеоновича Виторгана и Аллы Давидовны Балтер. В конце своей речи актер объявил, что прочтет стихи Александра Моисеевича Володина. Так и сказал – Моисеевича. Фамилию замечательного драматурга (Лифшиц) не уточнил, но хватило сказанного. Максима выслушал. Стихи о том, что обязательно придет правда, – тоже. Выслушал – и подумал: что же это мы, «народ жестоковыйный», всегда в оппозиции. Всегда «лезем в пекло поперек батьки» Ну, в Израиле, понятно дело, кому еще в этой оппозиции быть. Но на снежном Арбате, за тысячи километров от Иерусалима! Нет, удивительный мы все-таки народ. Впрочем, тяжкие проблемы русской оппозиции не только в чрезмерном еврейском присутствии.
«Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргию, и пируют. Народу больше нечего делать, как, пользуясь страстями этих людей, выманивать у них назад награбленное». Написано все это о России больше ста лет назад. Львом Толстым написано. Что изменилось с тех пор? Если верить нынешней «оппозиции», не так уж много. Я сознательно поставил слово «оппозиция» в кавычки. Беда в том, что ее, этой самой «оппозиции» правящему режиму, в России никогда не было. Отсюда и трагедия большевизма, отсюда и неудавшаяся попытка демократических преобразований в 90-х годах прошлого века. Да и сегодняшняя победа В. Путина закономерна по этой же причине.
Во всем «виноват» Н. Некрасов, некогда заявивший, что «поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». В результате, так называемая, российская интеллигенция и стала картонной, бумажной оппозицией самодержавию. Но кто был русским интеллигентом-разночинцем: ученый, учитель, врач, журналист, артист, писатель… То есть люди, никакого отношения к профессии политика не имеющие. Отсюда и бессмысленность попыток людей честных, мужественных и совестливых: от Александра Радищева до Андрея Сахарова что-то изменить в своем отечестве.
Когда-то начался процесс воспитания подлинной русской оппозиции. Государственная дума при Николае 11 сделала для этого немало, но все это было «верховым» процессом, не успело стать наследием масс, а потому в России вновь победили узурпаторы власти – новый вид все того же тоталитаризма.
Исаак Бабель и Андрей Платонов, Марк Шагал и Павел Филонов, Осип Мандельштам и Анна Ахматова… Все эти замечательные таланты были единственной, серьезной оппозицией кровавому большевицкому режиму, потому этот режим и продержался больше семи десятков лет.
Дело, так называемой, Новой России тоже было обречено по причине отсутствия реальной оппозиции большевизму. Старые аппаратчики, члены КПСС, вроде Горбачева, Ельцина или Гайдара, несли за  собой реформы, пусть и кардинальные, но за этими реформаторами не было сильной, опытной партии, организаторской, решительной силы, нового мировоззрения, способного обеспечить поддержку снизу, а потому и реформы завершились пресловутым «бандитским капитализмом» и очередной моделью авторитарного общества.
Перед последними выборами в России протестные голоса стали слышны, как никогда. Но как только выяснилось, кто их транслирует, сразу появилась уверенность, что ничего путного из новой российской «революции» не выйдет, просто по той причине, что появился верный призрак отсутствия реальной оппозиции – активность упомянутых «инженеров человеческих душ». Тон антипутинской риторики, по несчастной российской традиции, задали журналисты, писатели. артисты и даже рок-певцы. Богатым профессионалам: Путину и его команде – вновь предстояло бороться с бедными любителями. ( Зюганова со товарищами можно считать реальной силой реванша, но не оппозицией режиму, который сам, хромая, пятится вперед, обернувшись назад).
Я понимаю страстное желание Акунина, Быкова, Улицкой, Лимонова, Каспарова, Шендеровича и пр. – жить в той стране, которая им будет нравиться, но одно появление этих лиц на политической трибуне стало знаком того, что ничем хорошим очередные демократические потуги в России не кончатся. Вспомним, что даже такой гений, как Лев Толстой с его проповедью любви и мира, не смог образумить народ российский, а стал «зеркалом русской революции». Куда там Диме Быкову с его стишками. Я уж не говорю о том, что, на мой взгляд, членство любого художника в какой-либо политической партии, пусть самой либеральной и демократической, – вопиющая безвкусица, просто по той причине, что у каждой творческой единицы должна быть своя, индивидуальная партия, никакого отношения к коллективным организациям не имеющая.
На «гнилом Западе»  каждая группа населения давно уже занимается своим делом: писатели и журналисты -  пишут, шахматисты – играют в шахматы, ученые – ставят опыты, учителя – учат, а врачи -  лечат… Все это происходит совсем не потому, что указанные категории населения презирают грязное дело политики, а потому, что занятие политикой давно признано делом профессионалов. Делом, требующим определенной школы, навыков, воспитания, традиций. СМИ в Европе и США, конечно же, четвертая власть, но оппозицией ИХ назвать никак нельзя. Все там делают свое дело, а потому и дела ладятся, чего никак нельзя сказать о России.
 Умение хорошо и честно работать, быть профессионалом, само по себе создает в государстве атмосферу, при которой злая и подлая власть не может одержать победу. Разруха, нищета, коррупция, воровство, пьянство на всех уровнях не может способствовать появлению контролируемой и выборной власти.
 Понимаю, что это очень трудно. Трудно честно работать у станка, грамотно пахать земельку, трудно чиновникам не брать взятки, учителям не лгать и так далее. Трудно при неудаче не обвинять во всем «дядю» и надеяться на хозяина, но только за подобным трудом в России и появится реальная оппозиция нынешней или будущей власти, возникнет основа демократического общества. Если есть у нации жизненные силы, в конце концов, такая оппозиция появится. Хотелось бы верить, что они есть.
 ***
Я с этой статьёй А. Красильщикова в ряде пунктов не согласен, а потому позволил себе добавить комментарий.

Мирон Амусья

Платон мне дорог…

(Ты, Аркадий, неправ)


В мои лета уж должно сметь
Своё суждение иметь.
Навеяно А. Грибоедовым
  1. Полагаю, что беспокоящее и неуместное , по мнению А. Красильщикова, участие евреев, живущих в России, в оппозиции к власти вполне уместно и оправдано. Как уместна и критика Израиля или любой другой страны со стороны живущих в ней русских.
  2. Совершенно не обязательно своё несогласие реализовывать лишь покупкой билета и отъездом в приятную для проживания страну, в окружении приятного для соседства народа. Свободные выборы – есть посильный каждому, дешёвый и доступный способ выражения согласия и несогласия.
  3. Честные и доступные выборы – гарантия доверия к власти и основание для подчинения её действиям тех, кто результатами выборов не доволен.
  4. Ключевым является вопрос о том, права ли оппозиция в своих претензиях к власти, не скатывается ли она к облыжной клевете. В применении к сегодняшней российской оппозиции, действующей под лозунгом «За честные и свободные выборы», ключевым является вопрос о том, действительно ли такие выборы нужны, или их отсутствие и имитация есть благо для страны и её населения.
  5. Крайне важно, является ли сохранение сегодняшнего руководства и третий срок президентства Путина необходимым и достаточным условием стабильного развития страны, желанного, вполне возможно, абсолютному большинству её граждан. Или, напротив, это вернейший и прямейший путь к свирепому и беспощадному российскому бунту.
  6. Плохо понятно, как стыкуется идея стабильности с поддержкой одиозных политических режимов по всему миру: Чавеса в Венесуэле, Каддафи в Ливии, Асада в Сирии, с постоянными поисками внешнего врага даже там, где его заведомо нет.
  7. Трудно отдать политическое поприще «профессионалам», оставив себе лишь совершенствование в своей области. Трудно хотя бы потому, что нет ВУЗа со специальностью «президент страны». Есть много примеров успешно справившихся с политическими обязанностями научных работников, как немало и  их провалов.
  8. Немал вклад деятелей культуры и науки в смягчение режима в СССР. Здесь считаю уместным вспомнить отказ Эренбурга подписать известное покаянное письмо евреев Сталину в самом начале 1953 г. и письмо М. М. Плисецкой и др. Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина в 1979 г.
  9. При любых условиях предложение отдать политику профессионалам звучит в чисто историческом контексте странно, как и наименование Путина и его команды «Богатыми профессионалами», если слово «богатыми» не понимать буквально.
  10. Помню, как в своё время в российской прессе третировали Рейгана как «актёришку». Я, однако, не видел преимущества перед ним у бывшего «шахтёришки» (Н. С. Хрущёва). Не вижу, каким особым профессионализмом наделяет и КГБ своих работников.
  11. Стоит помнить, что сам по себе профессионализм каждого в своём деле не ведёт общество к стабильности и успеху. Ярчайшим примером служит Германия, где именно профессионализм каждого отдельного гражданина в своём деле способствовал их общей уверенности в том, что руль страны, переданный Гитлеру, оказался в надёжных, профессиональных руках.
  12. Трудно считать, например, А. Илларионова непрофессионалом, а ведь его кандидатуру, как и ряда других ярких личностей, просто не упоминают. Непонятно, как авторитет страны и её стабильность укрепляются, когда за оппозиционное выступление арестовывается её гордость – Г. К. Каспаров.
  13. Мне кажется ошибочным связывать антисемитские настроения с активностью евреев. Это упрощенчество. Увы, есть примеры распространённого, буквально народного, антисемитизма, без наличия его объекта. В этом смысле уместно вспомнить слова С. Я. Маршака, который в знаменитом «Ответе А. Маркову»[1] писал: «Хотела бы вновь недобитая гнусь / Спасти от евреев Пречистую Русь ./ И Маркову-третьему Марков-Второй / Кричит из могилы:“Спасибо, герой!”
  14. Лозунг «Россия – русским» – не вчера появился,  и едва ли завтра исчезнет. Но это не мешает абсолютному большинству граждан считать этническую немку Екатерину 2ую великой императрицей России, а грузина И. В. Сталина – одним из самых выдающихся деятелей России. Нелишне помнить, что примерно полтора последних столетия царской России ею управляли люди с всё убывающей долей русской крови. Соответственно, и значительная часть высокопоставленных лиц государства в этническом отношении была не чистокровно русской, хотя и вполне антисемитской.
  15. Трудно поверить, однако, что именно нарастающая доля немецкой крови у власть предержащих привела к революциям 1917 г. февральской и Октябрьской.
  16. Отмечаю, что оппозиционно настроены по отношению к режиму большевиков были не только деятели культуры и искусства, в частности Исаак Бабель и Андрей Платонов, Марк Шагал и Павел Филонов, Осип Мандельштам и Анна Ахматова…  Среди противников советского строя видное место занимали и учёные, например, И. П. Павлов и А. Д. Сахаров. Кстати, упорно насаждались слухи, будто Сахаров – еврей, что не мешало в определённые годы развитию буквально его культа.
  17. Живучесть большевизма определялась не малочисленностью яркой интеллектуальной элиты, а куда более глубокими причинами, связанными и с самой организацией власти, и с отношением между ней и населением.
  18. Идея, что перестроить страну может лишь партия с сильной идеологией, а не несколько энтузиастов – очевидна. Но из этого отнюдь не следует, что надо ждать, чтобы кто-то создал такую партию, прежде чем выступить против откровенных и, скажу прямо, наглых злоупотреблений власти. В этом смысле, соответствующие стихи Д. Быкова, заявление для прессы И. Кваши и Л. Ахеджаковой и ряда других ошибочно считать абсолютно неэффективными.
  19. Конечно, «короли прошлого» сами по себе не есть угроза существующему режиму. Но не их присутствие в стране породило протест, а действия власти по ряду направлений, никак не имеющих отношения к укреплению стабильности. Именно власть спровоцировала протест, подобно тому, как неправильная реакция на справедливый протест матросов привела к восстанию на броненосце «Потёмкин».
  20. «Короли прошлого», разумеется, не главная сила сегодняшнего протеста, но и не то, что приводит к малому числу сторонников оппозиции, если сравнить с народонаселением страны. Но, благодаря власти, «процесс пошёл», как говаривал ещё сравнительно недавно неустанный реформатор.
  21. Протестные настроения, как в прошлом, так и сейчас, в том числе и среди видных интеллигентов – евреев есть результат попытки власти сохранить свой персональный состав. Постоянные лица, помимо всего прочего, просто надоедают. Думаю, что свержение более чем сорокалетних режимов на Ближнем Востоке определяется, помимо прочего, засиделостью лидеров. Лёгкость поездок за границу, интернет и т.п. оказывают своё «тлетворное» влияние, и всё возрастающая часть граждан России будет стремиться для своей страны обойтись без позора ближневосточного пути развития, с его драматическим концом.
  22. Лечить эту засиделость надо не натравливанием толпы на протестующих, что требует от власти всё больших усилий, а регулярной сменяемостью властных лиц. Чтоб было, «как у людей».

ШУТКИ И САРКАЗМЫ


 

За преступления против американского государства, суд США приговорил
Эдварда Сноудена к высшей мере наказания - проживанию в России.

- Вы кто по национальности?
 >- А как вы догадались?
 >
 >Взрослыми становятся не когда перестают слушать маму, а когда
понимают, что мама была права.
 >
 >"Работать надо не 12 часов, а головой".Стив Джобс
 >
 >Феминизм - до первого достойного мужчины.Коммунизм - до первого
личного капитала.Атеизм - до первой тряски в полёте.
 >
 >У меня дом в Лос-Анжелесе, бассейн, свой самолет, коробка с
бриллиантами.А санитары... Они мне просто завидуют.

 >Знаете ли вы, что самое распространённое слово, употребляемое женщиной
после выражения "настоящий мужчина" - это слово "должен"?

 >Швейцария может семь раз поместиться на территории Тюменской
области.Но не хочет.
 >
 >То, что молодость проходит- это полбеды.Беда в том, что и старость
тоже проходит...

 >Ищешь счастья, а приобретаешь опыт.Иногда думаешь - вот оно счастье!
Ан нет, опять опыт!
 >
 >Старость- это когда будущее становится настоящим.

 >Если ты начинаешь разочаровываться в людях- не пугайся, ты на
правильном пути.
 >
 >"Громадная сила- упорство тупоумия".М.Е Салтыков-Щедрин.
 >
 >- Что бы вам такого пожелать, чтобы потом самому не завидовать?
 >
 >- Выйдешь за меня замуж?- Что ещё за тебя сделать?
 >
 >Если в споре с женщиной ты вооружён лишь логикой, фактами и здравым
смыслом- ХАНА ТЕБЕ, МУЖИК!
 >
 >- Как я отношусь к сексу? Да я ему жизнью обязан!

 >- Вина надо испить, а не бухать.
 >- Друзей надо любить, а не иметь.
 >- Дитя надо родить, а не зачать.
 >- За друга умереть, а не болеть.
 >- Жену надо любить, а не терпеть.

 >-

ТРИ ЖЕНЫ МАРКА ШАГАЛА

Три грации Марка Шагала



 
Портрет молодого Шагала кисти его учителя Пэна (1914)

Белла Розенфельд была восьмым ребенком в ортодоксальной еврейской семье. Ее родители держали ювелирный магазин и считались довольно состоятельными.Отец был постоянно погружен в тору, сметливая и практичная мать занималась делами торговли. Несмотря на патриархальный уклад жизни семьи Розенфельдов, их взгляды были достаточно широки, чтобы дать Белле возможность получить светское образование. Девушка училась в Москве на женских курсах историка В.И. Герье, интересовалась литературой, театром.



Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, никем не признанный, бедный, у окружающих Мойша вызывал недоумение и жалость. А Белла увидела в нем талант 


В 1909 году в гостях у своей подруги Белла познакомилась с молодым художником Мойшей Сегалом. Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, которую он считал делом своей жизни, никем не признанный, бедный, у окружающих Мойша вызывал недоумение и жалость. А Белла увидела в нем талант и твердость духа, она поверила в него еще тогда, поверила на всю жизнь. Короче говоря, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Позднее он писал: "Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал". Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. 


Марк Шагал и Белла до переезда в Париж. 1922 


Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее выпуклые черные глаза, ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Характерный для живописи Шагала мотив воспарения, отрыва от реальности – это их совместный с Беллой полет. 


ПРОГУЛКА



Белла прожила с Марком Шагалом долгую и счастливую жизнь, деля с ним все трудности и победы, она подарила ему дочь Иду. Но художнику пришлось намного пережить свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года.



Марк Шагал с женой Беллой и дочерью Идой. Фото с сайта izhblog.ru

"Когда Белла ушла из жизни, второго сентября 1944 года в шесть часов вечера, громыхнула грозовая буря и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело" (Марк Шагал).


Белла в белом воротничке 1917

А потом он изобразит, в шагаловском стиле, и картину "Одиночество" - т.е. свою "осиротевшую жизнь" на фоне порхающей, вознесшейся на небеса, Беллы.

После смерти Беллы овдовевший мэтр на девять месяцев утратил интерес к жизни и творчеству. Ничто не могло вывести его из депрессии. 


ОДИНОЧЕСТВО

Чтобы отвлечь его, Ида, которая уже стала взрослой женщиной, взяла в дом красивую экономку Вирджинию Хаггард, которая была замужем за неким Макнейлом и имела пятилетнюю дочь. Ее муж-шотландец, художник и театральный оформитель, временами впадал в депрессию и не мог работать, поэтому Вирджинии, дочери бывшего британского консула в США, приходилось самой обеспечивать семью. Когда они познакомились, Шагалу было 58 лет, Вирджинии – 30 с небольшим. Художник не мог не оценить утонченную прелесть молодой женщины, но на первых порах, очевидно, не сознавал этого в полной мере. Вирджиния была для него, скорее, лучом света, скрашивающим одиночество. 


Вирджиния Хаггард-Макнейл (Virginia Haggard-MoNel)



Вряд ли дочери художника приходило в голову, что из этого может выйти что-то серьёзное. Однако план оказался даже чересчур эффективным: между Шагалом и Хаггард вспыхивает сильнейшее чувство, а осенью 1945 возлюбленная Шагала узнаёт, что беременна. Родившегося мальчика назвали Давидом, в честь покойного брата живописца. Поскольку Вирджиния на тот момент не была разведена, мальчик получил фамилию своего шотландского отчима. 


Единственный сын Марка Шагала — Дэвид Макнил

Бурный роман оживил Шагала и этот период становится одним из самых успешных в его биографии. Новые шедевры, выставки, издания, торжественные встречи… Постепенно Хаггард начинает уставать от шумихи. В 1951 году она наконец разводится с Макнейлом, чтобы тут же… бросить и самого Шагала - ради бельгийского фотографа Шарля Лейренса. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка. Вирджиния переселяется в Бельгию, где и живет до самой своей смерти, до 2006 года. Внебрачный сын Шагала и Вирджинии Давид Макнейл, певец и композитор, живёт в Париже.


Единственный сын Марка Шагала — Дэвид Макнил

В 1986 году, уже после смерти художника, Хаггард напомнила миру о своей роли в его жизни и творчестве, опубликовав книгу воспоминаний "Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия". Книга не вызвала ажиотажа: в ней не было ни особых открытий в области искусства, ни сенсационных деталей интимного характера – Вирджиния отдавала дань уважения великому художнику.



Вирджиния сделала для Шагала все, что могла, но Беллу она заменить была не в силах. До последних дней только Беллу обнимал вечно молодой Шагал на своих картинах, и ее лицо было у мадонн на его витражах, и только ее глаза – у кротких коров и озорных коз...


Марк Шагал. День рождения


Шагал был глубоко ранен разрывом с Вирджинией – ведь он любил ее всем сердцем. Художник опять хотел покончить с собой и снова, чтобы отвлечь его, Ида нашла «гейшу» — владелицу лондонского салона мод, молодую, красивую и хозяйственную. Брак с ней Шагал оформил очень быстро – через 4 месяца после знакомства… Эту вторую (а по сути третью) жену звали Валентиной Бродской (все близкие называли ее Вавой). Она происходила из рода миллионеров-сахарозаводчиков. 
Для Шагала, у которого была мини-мания, вынесенная, наверно, из голодного детства — воровать сахар из ресторанов, этот брак был предметом гордости. «Если бы мои родители могли дожить до того, что я женюсь на дочери сахарного магната Бродского из Ставрополя. Они бы гордились своим сыном! Картинами бы не гордились — а этим да». А Ида не раз пожалела о своем сводничестве: мачеха железной рукой взялась за всё: не пускала к Шагалу детей и внуков, «вдохновляла» на рисование декоративных букетов, потому что они «хорошо продаются». С ней он прожил больше тридцати лет — до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.


Валентина Бродская — 33 года с Маркой Шагалом

Вава, которая была на четверть века моложе Шагала и обладала невероятной энергией, сразу навела свой порядок в его жизни, наложив, в первую очередь, табу на все, что касалось взаимоотношений Шагала с Вирджинией Хаггард. Этот "греховный роман", который закончился задолго до знакомства Шагала с Валентиной, ее просто бесил. Скорее всего, она ревновала: ведь период жизни с Хаггард был одним из самых плодотворных в творчестве художника. Радость и счастье, которые дарила Шагалу возлюбленная, нашли воплощение в его работах.


Автопортрет с кистями


Увы, отношения Вавы с Идой почти сразу стали прохладными. Ида все реже бывала у отца и перестала получать от него в подарок картины - всякий раз, когда Шагалу приходила в голову эта мысль, Валентина заявляла, что новая работа уже обещана кому-то другому. Пострадал и Давид, которому она запрещала встречаться с отцом. Вава покушалась даже на святое - на Беллу, но тут встретила твёрдый отпор и сдалась. 

Свадьба состоялась 12 июля 1952 года. По слухам, Вава не была довольна первоначальным брачным соглашением, и через шесть лет вынудила художника развестись и пожениться заново, составив новый контракт на ее условиях. 


Валентина Бродская с Марком Шагалом Фото с сайта izhblog.ru

Свадебное путешествие они проводят в Греции, Италии, что вдохновляет художника на новые сюжеты. В конечном счете семья поселяется в приморском городке Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции близ Ниццы. Как оказалось, навсегда. Брак был, по-видимому, счастливым: Шагал прожил с Валентиной, как мы уже говорили, три десятка лет и период его позднего творчества стал необычайно плодотворным. Специалисты считали новые картины и иллюстрации более светлыми и жизнерадостными, чем прежние, а о цветах отзывались как о более ярких и разнообразных. 


Портрет Вавы 

Валентина уделяла больше внимания творчеству Шагала, чем кто-либо когда-либо. Она стала фактически еще и менеджером, так что благосостояние семьи постоянно росло. Но это привело к тому, что Шагал, по мнению многих, стал слишком заботиться о материальной стороне. Однажды Пикассо поддел его в беседе: "Я знаю, почему ты не выставляешься в России, – ведь там нельзя заработать!" Кроме того, с подачи Валентины "самый еврейский художник столетия" начал сторониться еврейства - перестал рисовать раввинов, грозил подать в суд на человека, предлагавшего включить статью о нём в еврейскую энциклопедию. Старый друг Шагала рассказывает, что на улице между собой они разговаривали на идише, но в присутствии прохожих Шагал мгновенно переходил на французский. 

Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж в мастерскую в Сен-Поль-де-Вансе не дожив двух лет до столетнего юбилея.

После смерти мужа Вава не разрешила главному раввину Ниццы похоронить его на еврейском кладбище, и останки художника обрели покой в Сен-Поль-де-Вансе. 



По материалам сайтов Центрального еврейского ресурса и www.marc-chagall.ru