суббота, 4 января 2014 г.

РОССИЯ ДЛЯ РУССКИХ!



Лозунг "Россия для русских" появился вовсе не в 1990-е годы. Он существовал ещё, как минимум, со времён царя Александра III. О том, как появился этот лозунг в царской России и что в него вкладывали в то время, и пойдёт речь в этой заметке. 
Есть две версии одного и того же исторического анекдота. 
1. Александр 3-й спросил у историка С.Ф. Платонова: 
- Сергей Фёдорович, как вы полагаете Екатерина была верна мужу? 
На что дипломатичный Платонов ответил: 
- Ваше Величество, Екатерина Алексеевна была великой императрицей и очень любила жизнь. 
- Ну слава Тебе Господи,- сказал Император, - что во мне есть и толика русской крови. 

2. Говорят, что как-то Император Александр III собрал у себя в покоях группу историков, что-бы выяснить один единственный вопрос - всё-таки Павел I сын Петра III или нет? 
Историки разделились на две группы. 
- Ваше Величество, - сказала ему первая группа - ну как Павел I может быть сыном Петра III, если известно точно, что Пётр был совершенно ни на что не способен как мужчина? Тем более, что в этот момент у Екатерины был бурный роман с графом Салтыковым (что так же хорошо известно) ... 
- Слава Богу! - сказал Император - значит в Нас есть хоть капля русской крови!.. 
- Ну, что вы, Ваше Величество - сказала вторая группа - о каком Салтыкове может идти речь? Вы посмотрите на портреты Петра III и Павла I, это практически одно лицо, родство несомненное!.. 
- Слава Богу! - сказал Александр III - значит Мы законные!.. 

Это был эпиграф. 

Где-то перед Первой Мировой (точная дата, к сожалению, мне неизвестна) генерал-лейтенант Генерального штаба Николай Николаевич Янушкевич написал исследование "Состояние вооружённых сил России со времени введения общеобязательной воинской повинности. Важнейшие реформы в военном деле в царствование императора Александра III" (опубликовано в сборнике "История русской армии", М.: Эксмо, 2009). 
Россия для русских. История лозунга
 
Вот отрывок из заключения этого исследования: 

В общем, царствование императора Александра III, хотя и кратковременное, оставило по себе большой след в русской истории вообще и в истории русской вооруженной силы в частности. Оно не было славно внешними деяниями в смысле блестящих подвигов русского оружия или значительных территориальных приобретений, но исторические страницы этих 13 лет дороги каждому русскому тем, что за это время впервые с высоты престола было твердо указано, что отныне Россия — для русских, что к голосу ее должны внимательно прислушиваться иноземцы и что наступил давно желанный конец слепого поклонения Западу. В этом отношении Россия поднялась на такую высоту, какой давно не досягала за ряд предшествовавших лет. В этом выразилась неизгладимая заслуга царя-миротворца, беззаветно любившего Россию и свой русский народ. 


Первое появление этого лозунга документально зафиксировано 23 июня 1905 в газете "Московские ведомости". Один из основателей и главных идеологов черносотенного движения Владимир Андреевич Грингмут в статье "Русский народ в России" написал: 

"Россия — для русских", – таков лозунг Русской Монархической партии, ясно понимающей, что если предоставить Россию иноплеменникам, иноверцам и иностранцам, – то не только в России не будет Самодержавной Монархии, но не будет и самой России. 
.. 
В самом деле, кому должна принадлежать Россия, как не тому народу, который ее создал, ее развил и сделал одною из первых мировых держав? Все входящие в состав Российской империи иноплеменные народности всеми силами противились созданию и развитию России, а многие из них, как, например, татары, шведы, поляки, кавказцы и среднеазиатские племена, наносили ей в разные времена тяжелые удары; а потому не им быть хозяевами в возникшей несмотря на создаваемые ими препятствия, России, а русскому народу, который один со своими князьями и царями преодолел под сенью Православной Церкви эти препятствия и создал то стройное культурное государство, в состав которого вошли прежние его враги, найдя в нем крепкий оплот своему мирному дальнейшему существованию. 


Впрочем, ходит версия, что сам Александр III как-то сказал, что "Россия должна принадлежать русским и всякий, кто живет на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ", однако документальных подтверждений этому нет. 
Россия для русских. История лозунга
 
Слово "русский" из чисто этнического понятия стало в том числе и политическим в 1881 году. После убийства Александра II глава Синода Константин Победоносцев предложил назначить на должность министра внутренних дел вместо Лорис-Меликова графа Николая Игнатьева. Он был склонен к интригам и лжи, но это не смущало Победоносцева, ведь главное было в другом: «Граф Игнатьев,— писал Победоносцев в пись­мах к Е. Ф. Тютчевой,— человек не из чистого металла, напротив, весь из лигатуры, но в нем звенит серебро русско­го инстинкта, если бы не оно, эту монету надо бы выбросить далеко-далеко». Игнатьев был близок к славянофилам, и его рассуждения о российской государственности как твердыне с незыбле­мыми принципами, о нерасторжимом единстве народа и царя пришлись по душе Александру III и Победоносцеву. В переписке Александра III с приближенными весной 1881 г. Игнатьев характеризуется как «истинно русский» человек, подлинный патриот, на которого «вполне можно надеяться». Понятие «русскости» служит здесь не национальной, а прежде всего политической характеристикой. Быть «истин­но русским» в сознании императора означало почитать исто­рическую традицию, связанную с самодержавием и право­славием, признавая изначальное преимущество отечествен­ных форм государственной жизни перед европейскими. 

 
Генерал Алексей Николаевич Куропаткин (участник среднеазиатских походов, в 1898—1904 годах - военный министр) в своей книге "Русская армия" в главе "Программы по внутренним и внешним делам России императора Александра III" написал: 


Короткое по времени царствование императора Александра III должно было оставить глубокий след в истории России и русского народа. Истинный богатырь русской земли, император Александр III руководящим девизом своего царствования поставил: «Россия для русских». Для достижения такой цели, составлявшей возврат к русской национальной политике XVI, XVII и XVIII веков, император Александр III, по словам бывшего во время его царствования министра финансов Н. Бунге, признавал необходимым принять следующую программу действий: 

1) удовлетворить народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским; 

2) освободить нашу внешнюю политику от опеки иностранных держав; 

3) упорядочить и скрепить внутренний строй управления; 

4) развить духовные и материальные силы русского народа. Для достижения этих целей в русском государстве должны были господствовать: 

а) русская государственность, т. е. русская государственная власть и русские учреждения, примененные, где то требовалось, к бытовым условиям инородцев и окраин; 

б) русская народность, освобожденная от иноплеменного преобладания; 

в) русский язык как общегосударственный; 

г) уважение к вере, исповедуемой русским народом и его государем. 

Являясь истолкователем мыслей государя, Н. Бунге признавал, что, следуя путем, указанным державным вождем русского народа, требовалось добиваться, чтобы иноплеменники стали со временем сынами русской земли, а не оставались вечно ее приемышами. 

Государственные учреждения и законы, по мнению Н. Бунге, не должны были во что бы то ни стало ломать исторически сложившийся строй жизни иноплеменников в ущерб их благосостоянию и без пользы для всего государства. Государственный язык должен был стать господствующим без насильственного искоренения всех других языков и наречий инородцев и иноплеменников. 

Государственная церковь должна быть ограждена и уважаема без стеснения свободы совести иноверцев и даже сектантов. 


Т.е., как видим, лозунг "Россия для русских" понимался в то время частью общества вовсе не в узком этническом смысле, а вполне в духе классического европейского национализма. 

Один из генералов Белого Движения, Антон Деникин, указывает на то, что именно Александр III ввёл лозунг "Россия для русских". Вот что он пишет в своей книге "Путь русского офицера" 

В академические годы мне пришлось впервые и потом неоднократно видеть императора Николая II и его семью — в различной обстановке. 
Открытие офицерского «Собрания гвардии, армии и флота», заложенного повелением императора Александра III... Громадный зал переполнен. 

Присутствует император Николай II, великие князья, высший генералитет и много рядового офицерства... На кафедре — наш профессор, полковник Золотарев, речь которого посвящена царствованию основателя Собрания. Пока Золотарев говорил о внутренней политике Александра III, как известно, весьма консервативной, зал слушал в напряженном молчании. Но вот лектор перешел к внешней политике. Очертив в резкой форме «унизительную для русского достоинства, крайне вредную и убыточную для интересов России пронемецкую политику предшественников Александра III», Золотарев поставил в большую заслугу последнему установление лозунга — «Россия для русских», отказ от всех обязательств в отношении Гогенцолернов и возвращение себе свободы действий по отношению к другим западным державам»... 

Другой участник Белого Движения, Михаил Дитерихс, полагал, что лозунг "Россия для русских" был воспринят и сыном Александра III - Николаем II: 

«Устранение с российского престола бывшего Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны вполне отвечало политическим планам Германии и согласовалось с личными не симпатиями Вильгельма к покойному главе дома Романовых и его супруге В политическом отношении бывший Царь по личным воззрениям и качествам был твердой преградой для германских вожделений, непреклонно отстаивая национальные интересы России и не допуская немцев к самостоятельному хозяйничанию.
 Николай II унаследовал от Отца в полной мере тезис "Россия для русских”, и если германофильствующие русские круги и германофильски настроенные некоторые Члены Дома Романовых, часть министров и придворных, стоявших "у власти”, создали Ему в отечестве репутацию пособника Вильгельма, то будущая бесстрастная и справедливая история сумеет разобраться в исторической интриге, создавшей трагедию последнего царствования, объективно, отнеся успех этой интриги к слабости воли покойного Государя Императора и его слишком большому (тоже чисто русской черте) доверию к людям, при неумении их выбирать, но не к Его личному германофильству, какового в Нем не было и не могло быть». 


При этом, что интересно, и Деникин, и Дитерихс делают акцент на том, что "Россия для русских" - это средство для внешней политики и противостояния немецкому влиянию в России. 

Лозунг этот был отражён и в поэтической форме. Поэтэсса Лидия Александровна Кологривова, монархистка и член Русского Монархического Собрания, в своих стихах продвигавшая классическую формулу "Православие. Самодержавие. Народность", в 1906 году написала стихотворение "Россия для русских". 

Святой молитвой и трудом, 
Снося невзгоды и страданья, 
Народ свой отчий строил дом, 
Слагал Руси державной зданье. 
Широко дверь раскрыта дома, 
И он соседей и рабов 
Зовет на пир в свои хоромы. 
Хотя страны подвластный сын 
Здесь встретил ласку и вниманье, 
Народ лишь Русский – господин, 
Просторный дом – его созданье. 
Хозяин полный он всему, 
Своими все создав трудами, 
И место первое – ему 
В углу палат под образами. 
Напрасно праздная молва 
Чужим пророчит одоленье, 
Он за исконные права 
Восстанет в мощном единеньи; 
Он все попытки отразит 
И волей твердою и стойкой 
Свое владенье закрепит 
Над дорогой своей постройкой. 
Прочь руки! Кровью и трудом 
Народ родное строил зданье 
И не отдаст свой отчий дом 
Он пришлецам на поруганье. 


Вернёмся к цитате из книги генерала Куропаткина "Русская армия". Весьма интересен пункт 1 - "удовлетворить народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским". Если такой пункт был, значит в обществе были настроения, что Россия русским не вполне принадлежит. 

Наиболее ярким высказыванием на этот счёт являются слова первого русского этнического националиста Михаила Осиповича Меньшикова из его эссе 1908 года "Чьё государство Россия?": 

В то время как свой господствующий (!) народ обращали в рабство — ни один еврей, ни один цыган не знал, что такое крепостное состояние. В то время как господствующий (!) народ cекли кому было не лень — ни один инородец не подвергался телесному наказанию. За инородцами, до отдаленных бурят включительно, ухаживали, устраивали их быт, ограждали свободу веры, давали широкие наделы, тогда как в отношении коренного, господствующего (!) населения только теперь собираются что-нибудь сделать. Разве в самом деле русским колонистам в Поволжье, в Крыму, на Кавказе давали те же громадные наделы и те же льготы что немцам-колонистам? Разве русское крестьянство было устроено столь же заботливо, как, например, польское 40 лет тому назад? Что ж тут говорить о равноправии, когда какой-нибудь слесарь-еврей, несмотря на черту оседлости, мог путешествовать по всей России, до Самарканда и Владивостока, а коренной русский слесарь еще посейчас связан, точно петлей, тем, вышлют ему паспорт из деревни или нет. Вместо одной до смешного переходимой "черты оседлости” коренной русский народ до самого последнего времени был опутан целой сетью затяжных бессмысленных ограничений — при основной и тяжкой повинности нести на себе всю ответственность за громадное, раскинувшееся на два материка государство. Или вы думаете, что армяне, например, или евреи, или финны озабочены в такой же степени, как мы, существованием нашей Империи? Всероссийский национальный союз, исходя из мысли, что государство есть господство, ставит первой задачей господство русской народности, но уж какое тут господство! Для начала хоть бы уравняли нас в правах с г-дами покоренными народностями!" 


М.О. Меньшиков был этническим националистом, поэтому не согласился бы с такой трактовкой лозунга "Россия для русских", которую предложил министр финансов Н. Бунге, согласно которой "требовалось добиваться, чтобы иноплеменники стали со временем сынами русской земли, а не оставались вечно ее приемышами." 

Меньшиков по этому поводу в своей статье "Защита веры" в 1911 году писал: "Обрусить всё не русское" значит разрусить Россию, сделать её страной ублюдков, растворить благородный металл расы в дешёвых сплавах." 

В "Письмах к русской нации" (1908 г.) Меньшиков писал: 

Мы, русские, нуждаемся в общечеловеческом опыте и принимаем все, что цивилизация дает бесспорно полезного. Но Россия в данный момент ее развития совершенно не нуждается в услугах инородцев, особенно таких, которых фальсификаторская репутация установлена прочно. Россия — для русских и русские — для России. Довольно великой стране быть гостеприимным телом для паразитов. Довольно быть жертвой и материалом для укрепления своих врагов. Времена подошли тяжелые: извне и изнутри тысячелетний народ наш стоит как легкодоступная для всех добыча. Если есть у русских людей Отечество, если есть память о славном прошлом, если есть гордое чувство жизни — пора им соединиться! 


Меньшиков был одним из создателей и идеологов националистического Всероссийского национального союза, в уставе которого было записано: 

Союз имеет целью содействовать: 
а) господству русской народности; 
б) укреплению сознания русского народного единства; 
в) устройству бытовой самопомощи и развитию русской культуры; 
г) укреплению русской государственности 


Однако, внутри самого ВНС взгляды на то, что есть русская народность, различались. Так, другой идеолог ВНС, Н. И. Герасимов писал: «Каждый чужой по плоти, облекшись в полноту духа и истины русской, становится национально-русским», а А. Лодыгин говорил следующее: «не следует забывать… что когда националисты говорят о российской народности, они понимают под этим выражением не только людей славяно-русского корня, но и всех людей, которые, от какого бы они корня ни произошли, считают национальные интересы России своими собственными и не отделяют других своих частных интересов от национальных интересов России, а тем более не становятся к ним враждебно настроенными». 

Черносотенец Георгий Замысловский, в 1907-м году одном из интервью в период выборов в третью Думу говорил: «В основу своей программы я кладу национальный вопрос, который для русского населения края имеет решающее значение. Не желая зла Полякам и Евреям, и не желая притеснить, мы, члены окраинного союза, должны твердо и решительно заявить: «Руки прочь, Россия для Русских». Я антисемит и противник автономии Польши и, кроме того, подчеркиваю необходимость энергичной борьбы с революцией. Я буду сторонником введения земского самоуправления в Северо-Западном крае при условии обеспечения интересов русского меньшинства. Я считаю, что нельзя допустить еврейский элемент в деревню, т. к. евреи носители революционных идей». 

Занятным образом у него в коротком абзаце сочетается "нежелание зла полякам и евреям" с заявлением о своём антисемитизме и нежелании допускать евреев в деревню. 

Видный киевский националист, (в прошлом – трудовик) профессор Тимофей Локоть, открыто провозгласив со страниц издаваемой им умеренно-правой газеты "Киев" лозунг "Россия для русских!", недоуменно отвечал своим оппонентам: "Ну, а для кого же Россия?.. Россия для евреев? Россия для немцев? Россия для англичан?.. Удивительная у нас логика! Если бы немцу сказали, что Германия не для немцев, или что позорно говорить – "Германия – для немцев", он бы счел это в лучшем случае – за глупость, за полное отсутствие национального и государственного самосознания. А у нас… считается не только некультурным, а просто даже неприличным думать и говорить "Россия для русских!"". Но при этом Локоть сразу же оговаривался, что "это совершенно не значит, что мы хотели бы не пускать в Россию немцев, англичан, американцев, китайцев… Это значит лишь одно: всякий русский гражданин должен свято уважать свое государство, как целое, а отдельным народностям, входящим в состав государства отводить то место, какое принадлежит им по справедливости!". 

Однако, не все монархисты придерживались этого лозунга. Многие ставили религиозную идентичность выше национальной. Так, русский экономист, издатель и публицист Сергей Шарапов, один из учредителей Союза Русских Людей в Москве писал: «наш девиз – не Россия для русских, а святая Русь!, а святою мы имеем право называть ее только потому, что ее основная идея – осуществление по мере сил, любви и Божьей на земле, смиренное и бескорыстное служение всему человечеству, защита угнетенных и слабых, словом посильное осуществление христианской политики». Он полагал, что необходимо «искренне признание за каждым народом, за каждым племенем его собственной души, столь же дорогой и неприкосновенной, как душа отдельного человека». 

Член Главной палаты Русского народного союза Михаила Архангела, депутат фракции крайне-правых III и IV Государственных дум черносотенец Григорий Шечков писал: 
Нет, Россия не для русских (sic), если мы не хотим, чтобы в черте еврейской оседлости она мечталась якобы призванной служить только для евреев, а в черте армянской – для армян и т.д. <…> Россия – для православных! – восклицал он. – Нам недостаточно одной кровной связи: у нас на первом месте связь духовная. Мы прежде всего православные, а потом уже великорусы, грузины, малорусы, молдаване, литовцы, белорусы и т.д." Лозунг "Россия для православных", полагал Шечков, является наиболее точным и не для кого не обидным, поскольку "только тот истинно русский, кто православен". 

"...Без Православия нет русского народа в культурном и национальном значении этого слова", – считал член Главного совета ВНС граф Владимир Бобринский. Публицист Анатолий Савенко, депутат IV Государственной думы, один из лидеров Киевского клуба русских националистов заявлял: "Русский народ создан так, что если он перестает быть православным, он перестает быть русским". 

Но не все были с этим согласны. Депутат III Государственной Думы Дмитрий Чихачёв, член ВСН писал: "Православие есть отличительная черта русского народа, но <…> совпадение понятий "русский" и "православный" является лишь общим правилом, допускающим исключения". 
Депутат второй, третьей и четвёртой Государственных дум, Василий Шульгин, член ВНС и историк Платон Кураковский, член Совета Русского Собрания шли в этом вопросе еще дальше, считая, что вероисповедание вообще "не есть признак национальности", что русские люди не только могут быть православными, старообрядцами и лютеранами, и что даже белорусы-католики "должны быть признаны русскими". 

Понятия империя и национализм для правых начала 20 века были неразделимы. Одним из наиболее ярких высказываний, иллюстрирующих это, является вступительное слово Председателя "Всероссийского национального союза" Петра Балашева на первом собрании представителей союза 19 февраля 1912 г. 


Нам <…> постоянно кидают упрек в человеконенавистничестве, в желании поглотить, уничтожить нерусские народности <…> Не в этом задача наша и не к этому мы стремимся. Наша обязанность поддержать полезные и обезвредить тлетворные начала на всем протяжении нашего отечества. Наш долг – громко и властно заявить: местные интересы да подчиниться русским, общегосударственным интересам; а нерусским поданным Великого Белого Царя мы говорим: примиритесь, раз и навсегда с тем, что вы составляете неотъемлемую часть неделимой России, подчините ваши мелкие местные вожделения задачам Русского государства, скиньте шапки перед этой святынею, и живите и развивайтесь в мире; не мы вам будем в этом препятствовать: наш прямой расчет, чтобы все части великого целого процветали, чтобы всюду царили мир и согласие. Ну, а если не хотите, – то не взыщите. 


О том, что целью русских националистов не является угнетение других народов, писал в 1908 году в журнале "Новое время" и один из организаторов ВНС князь Александр Урусов: "всем – и русским и инородцам – на Руси должно быть безобидное житье". 

Можно сделать вывод, что сто лет назад, как и сейчас, лозунг "Россия для русских" имел весьма широкий диапазон толкования. 

Толковая статья. Не отмечено в ней одно обстоятельство, как совместить имперскую политику, постоянный захват соседних земель с лозунгом: "Россия для русских"? Евреи, армяне, татары, буряты, молдаване и прочие не присоединились к России, а были присоединены. Здесь Москве нужно было выбирать: или нормальное НАЦИОНАЛЬНОЕ государство или ИМПЕРИЯ, обреченная на неизбежные войны, на вечные разборки, какой ей быть и психозы того же национального сознания, связанные с  комплексом неполноценности.

РАЙ НА КРОВИ


"В конце концов мы должны привыкнуть к простой мысли о том, что плохих наций не существует. Их просто нет в природе".

Евгений Евтушенко 


Тут и привыкать нет нужды. Не бывает плохих наций – это точно. Только случаются почему-то плохие времена, когда та или иная нация вдруг поддается злому гипнозу и становится послушником Сатаны. В массовом, естественно, порядке.
В этом и есть извечная беда либерализма: выбросят либералы лозунг красивый, справедливый и начинают им размахивать, забывая, что жизнь реальная далека от чудных слов и благих пожеланий. Да и забывчивость эта ведет по сути к потворству тем силам, которые, вооружаясь теми же лозунгами, только и умеют швырять в землю "семена дракона".

Никто не скажет о немцах, что они плохой народ, но что делать с годами нацизма в прошлом веке?.. Нынешние китайцы совсем не похожи на хунвейбинов "культурной" революции, а граждане России сегодня не зубрят всенародно "Краткий курс ВКП (б)". Никак нельзя назвать хорошей нацию кхмеров в те прискорбные времена, когда одна половина народа Камбоджи убивала палками другую половину. А чем не хороший народ арабы Газы? Вот только времена у них настали скверные. И так далее…
В общем, история - пресволочнейшая штуковина. "Существует – и ни в зуб ногой".

В норме человеку свойственно ценить свою жизнь и жизнь своего рода. Страсть к суициду сплошь и рядом связана с психическими заболеваниями. Убежден, что время от время целые племена и народы становятся жертвой массового психоза, и явная неадекватность масс начинает определять политику охваченных чумой безумия регионов.

Евреи, по какой-то фатальной закономерности постоянно становимся жертвами подобного явления. Безумие инквизиции, шизофрения европейской юдофобии, истеричность большевизма, паранойя нацизма... И вот - очередной острый приступ маниакального психоза, поразивший реваншистов Исламского халифата и так называемый народ Палестины.

"И пусть вознаградит Аллах каждого за его добрые дела! Пусть благословит Всевышний каждого нашего воина-брата, который вместе со всеми нами предпринимал усилия во имя нашего общего дела! Мы обращаемся к Аллаху с просьбой и умоляем Его о встрече в раю, – с соизволения Аллаха Всевышнего и Благословляющего, – с шахидами, правдивейшими и пророками!" - писал Салах Шхаде, командир военного крыла ХАМАСа, уничтоженный в 2002 году. Этот Шхаде был убежден, что путь в райские кущи лежит только через убийство еврея, причем любого: ребенка, старика, женщины.

Нацисты были убеждены, что "тысячелетний рейх" наступит только тогда, когда последний еврей задохнется в газовой камере. Не вижу разницы с нынешними фанатиками ислама. Мы справедливо мечем громы и молнии в адрес этих и им подобных людоедов, но не хотим понять, что и за фанатичным нацизмом, и за фанатичным исламом стоит тяжелое психическое заболевание, практически не поддающееся лечению.

Еще в русской классике было отмечено: вести диалог с людьми, убежденными, что в Индии живут человеческие существа с песьими головами, - пустая трата времени. Однако еврейское государство только этим и занимается на протяжении всего своего существования. А мировое сообщество убеждено, что можно уговорить буйно помешанного психопата жить в мире и любви с нормальным соседом.

Кое-кто считает, что не все арабские лидеры в ПА страдают умственным расстройством и стремятся переселиться в рай с помощью убийства "неверного". Допускаю. Но эпидемия массового психоза, охватившая подвластное им население, зашла так далеко, что нет никаких шансов заставить этих политиков пойти против воли своего народа. Доказательств тому сколько угодно.

Ненависть арабов к евреям и Израилю расположена в означенной плоскости. С одной стороны - народ, убежденный, что сама жизнь есть великое богатство, и пытающийся обустроить эту жизнь с присущими ему энергией и талантом. С другой – миллионы несчастных, клинически неспособных к созиданию и убежденных, что только за "пастью гроба" можно стать счастливым и достичь блаженства.
Казалось бы, чего проще? Рядом существуют два государства, арабское и еврейское. Могли бы существовать в мире и согласии, помогая друг другу. Лет через десять арабы "территорий" стали бы жить припеваючи. Причем на земле, а не на небе. Но это, судя по всему, соседей Израиля не устраивает. Слишком сложная задача получается. Разрушать, убивать, грабить гораздо легче, чем созидать.

Когда-то был у меня приятель - врач-психиатр. Однажды присутствовал при его разговоре с больным.
- Иван Петрович, как самочувствие.
- Нормально, только не сплю по ночам.
- В чем причина?
- Они все время шепчут.
- Кто?
- Соседи по палате. Как только я начинаю засыпать – они шепчут. Просыпаюсь – смолкают. Только глаза закрою – снова шепот...
"Шептали" в Африке англичане, французы, бельгийцы, португальцы. Перестали "шептать" - и вот континент этот медленно умирает от СПИДа, голода, междоусобиц.

Мы, евреи, "шепчем", не давая спать палестинцам, и с этим ничего поделать невозможно. Причем наши безумные соседи дальновидней борцов за свободу Конго или Сомали: независимость им не нужна. Своего государства они боятся больше, чем "сионистского образования", потому что своя государственность – путь к норме, к созидательному труду, когда вместо ножа и автомата в руки придется взять плуг и мастерок. И тогда прости-прощай мечта о хрустальной чистоте райских водопадов, омывающих юные тела нежных девственниц. От безумия, от фанатизма, от ненависти отказаться по своей воле практически невозможно. Это еще один закон истории. И психиатрии.
Верно, не бывает плохих наций – прав поэт. Но что делать, если бывают плохие времена?

СОЛЬЕМСЯ В ЭКСТАЗЕ?

«Целью социализма является не только уничтожение раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближение наций, но и слияние их».
Ленин В.И. «Социалистическая революция и право наций на самоопределение»

Прошлое всегда давало евреям силы жить сегодня, сейчас. История потомков Иакова — это не перечисление дат и событий, а сама философия жизни, ее смысл. Здесь и наивный идеализм очевиден, столь противный материалистической, атеистической составляющей левых взглядов. Прошлое хоть в какой-то степени реально. Будущее — иллюзия, миф. Любопытно, что датским или шведским социалистам Бог и история их стран не мешает, а вот в Израиле все это оказывается помехой на пути в светлое будущее. Все у евреев не так, как у людей, даже пресловутый социализм. 
Массовая поддержка большевистской революции евреями была формой отказа от своей национальной идентификации. Результат — ассимиляция с последующим Холокостом. Слишком высокая цена за приверженность социалистическим идеям. Внешне мечта социалистов о слиянии рас и государств в одно целое привлекательна. «Сольемся в экстазе» — и не станет зависти, расизма, национализма, ненависти и войн. Никаких избранных народов быть не должно. Какой уж тут Бог и Закон Божий! Да и вся история человечества не имеет смысла. Как говорил в интервью Хаиму Мисгаву нынешний президент Израиля Шимон Перес: «Совершенно очевидно, что история не в состоянии дать представление о будущем… Лидер же обязан упражняться в предвидении будущего… Нет смысла преподавать прошлое. Надо преподавать будущее». Получается, жить нужно фантазиями о неизвестном, грядущем, а не памятью о прошлом? Но память о прошлом — основа еврейского самосознания, сами корни народной жизни. Без прошлого нет будущего — это всё народа Торы. Сама суть существования «жестоковыйного племени» ставится под вопрос. Без истории нет у потомков Иакова права на землю Израиля.
Когда-то в одной бедной стране он сыграл большую роль в организации и обороне государства, но страна стала богатеть. Из партии социальной защиты населения израильские левые стали партией лоббирующей монополии — обычной партией власти, крепко связанной со своими идеологическими сторонниками за рубежом, а в условиях постоянной конфронтации с соседями именно эта особенность перестала способствовать задачам защиты страны, когда интересы Израиля может отстоять только национальная, а не интернациональная партия. Это на практике. В теории, сохраняя природные особенности, мы и здесь метим в пророки. Выходит, кому-то у руля власти будущее доподлинно известно, как оно было известно классикам марксизма-ленинизма. Они точно знают, что коммунизм, или нечто подобное, сдобренное новым «календарем», нужно преподавать в школе: все то, что, по обещанию Н.С Хрущева, давно уже должно было случиться с СССР в 1980 году, но не случилось. Не беда — историю преподавать и поминать не нужно. Уроки поражений не в счет. И бегом по старым «граблям».
«От каждого по способностям и всем по потребностям». Проще говоря, на одного с сошкой — семеро с ложкой, при условии «слияния наций» и ликвидации «мелких государств», полной победе «светлого будущего». Коммунизм еще не построен, но социализм в действии, и по этому принципу уже пробует жить «цивилизованный мир», растлевая, так называемой, гуманитарной помощью, то есть подачками, страны «третьего мира», вместо того чтобы научить этот мир работать и кормить самого себя.
В многообразии мыслящей материи, разности религий, традиций и культур, считали классики марксизма, — все несчастья рода людского. В подобии, однообразии — счастье. И по сей день идеи социалистического мироустройства живы, мало того, по этим схемам строит свое бытие большая часть стран Западной Европы. Отсюда их воинствующий либерализм с попытками сблизить не только нации и государства, но и легализовать однополые браки, а карнавалы сексуальных меньшинств представить как великую победу демократии. Отсюда пресловутая политкорректность, когда черное перестает быть черным, а белое становится серым. Отсюда чудовищная, преступная, если судить по результату, деколонизация Африки в прошлом веке. Отсюда и «общий рынок в единой Европе» с заменой национальных денежных единиц монстром евро, как будто общее злато способно изменить его обычную природу. В этом, а не в распрях с соседями, кроются основные проблемы Израиля, стремящегося одновременно быть частью «цивилизованного мира» и сохранить себя как народ, быть верным религии, традициям и культуре предков. В этом и корни современной юдофобии в странах Запада. В этом и фатальная слабость Европы перед исламской экспансией, своего рода религиозным социализмом: вот станут все люди мира слугами Аллаха во всемирном халифате — и будет им счастье. Все, как завещал добрый дедушка Ленин, вместе с подельниками заливший Россию кровью. Нынешний благостный, либеральный, розовый социализм не менее опасен, как всякая попытка в угаре атеизма идти против самой природы мира и человека, тщетной попыткой уравнять то, что равенству не подлежит.
Я специально огрубляю и «оглупляю» ряд положений, чтобы избавить от красивых масок изуродованное лицо сегодняшней Европы. Достаточно пройтись по улицам Брюсселя, Парижа или Вены, чтобы понять: материк этот готов принести себя в жертву своим безумным либеральным схемам.
«Космическое пространство материально пусто, за исключением материальных следов в нем», — писал К. Циолковский. Пустота однообразна и агрессивна, материя живет, сопротивляется пустоте разнообразием видов. Мыслящая материя в том числе. Вполне возможно, ее создание в последний день Творения и есть способ сохранения материи вообще в космической битве с вакуумом пустоты. Любая попытка привести мир человека к однообразию чревата победой этой пустоты, то есть смертью «камня, огня и мысли». Собственно, ХХ век наглядно доказал это практикой большевизма Ленина-Сталина и национал-социализма Гитлера. Нет смысла в тысячный раз повторять, что история никого ничему не учит, особенно тех, кто эту историю не признает. В понятие «народ избранный», как его можно расшифровать, входит право на личность, на индивидуальность, на талант. Всевышний проповедовал это не только евреям. Все человечество должно стать «народом отдельным, избранным». Но все это противно революционному духу с нетерпеливым стремлением молодых, горячих сердец к немедленному переустройству мира, в котором они сразу же займут место, положенное лишь по праву опыта и обретенного профессионализма. Обязанность, необходимость ждать призы и награды кажется юности произволом. Долой эволюцию! Да здравствует революция! Вперед! На штурм старого мира! А дальше — пустая демагогия насчет несовершенства этого мира и его всевозможных грехов. При этом молодость, взяв власть, готова на такие преступления, которые и не снились унылым и слабым «старикам» прежней власти.
«Если в 18 лет ты не радикал, то ты подлец, а если в 40 не консерватор — ты дурак». Мысль эта приписывается то Черчиллю, то Талейрану, но дело в том, что слово «дурак» на сегодняшний день не раскрывает сути вопроса. Чаще всего радикалы после 40 лет — это откровенные циники, живущие за счет силы своего рода, могучей мафии, исповедующей идеалы Прудона-Маркса-Ленина, припудренные идеями Просвещения. Во времена Талейрана и даже Черчилля это было не столь очевидным, отсюда и мягкая характеристика радикализма. Сегодня «старики» — циники взяли под контроль «реальный социализм». Революции, бунты, мятежи они терпят и пытаются направить в нужную сторону по необходимости. Свои же принципы бытия навязывают непокорным силой денег и современного оружия.
Нынешние социалисты все еще убеждены, что возможность мира между львом и ягненком — в исчезновении травоядных и плотоядных пород и мичуринской замене их новой, общей для всех видов живого породой: пресловутого козлотура, высмеянного Фазилем Искандером. Можно вспомнить и бородатый анекдот о самом Мичурине, который погиб, упав с клубники. Так вот, эту клубнику и собираются вырастить нынешние либерал-социалисты, не думая о том, как опасно и больно с нее падать в мире, услужливо снабженным Сатаной ядерным оружием.
Гордыня — смертный грех социализма, не желающего признавать, что Бог наградил человека свободой воли, возможностью выбирать между добром и злом. И вечный выбор этот — залог развития и совершенствования человеческой цивилизации. Этим выбором, например, озабочены сегодня племена, кланы, секты арабского Ближнего Востока. Социалисты, атеисты, шииты, сунниты, алавиты — все они заняты выбором между добром и злом, как его понимают лидеры упомянутых групп и сами толпы послушников. В этот вполне нормальный для юной, пассионарной нации, хоть и кровавый процесс вновь хочет вмешаться Запад с его неуемной страстью немедленно примирить льва с ягненком и вывести новую породу демократов на новом Ближнем Востоке. Наши же проблемы в том, что эти «селекционеры-ботаники» чрезвычайно озабочены еврейским государством, в котором, по их мнению, следует вывести новую человеческую породу: евреараба. Он и нефть будет качать исправно, и в высоких технологиях преуспевать при полном подчинении демократическим институтам, как эти институты понимают в Норвегии, Швеции, Дании или Франции. Бред! Но именно этим бредом живут социалисты Запада и наши доморощенные леваки-атеисты, убежденные, что им известно будущее планеты, а история прошлого никому не указ.
Есть еще одна особенность, которую никак не хочет понять либеральная Европа, понять и примириться с ней. Это пресловутый человеческий фактор. Фридрих Дюрренматт еще в 1975 году писал в эссе «Взаимосвязи»: «Государство Израиль представляет для арабского мира не только политическую проблему, с чем я соглашаюсь, не только невротическую проблему, чего я опасаюсь, так как Израиль выступает в качестве объекта ненависти, которая только и может объединить этот мир, но, кроме того, это еще и религиозный конфликт, вновь навязывающий еврейскому народу проблематику, уходя от которой он и основал собственное государство».
За прошедшие годы постоянная пропаганда ненависти превратила арабский мир в кипящий котел. Израиль надежно защитил свои границы, а пар из котла ненависти требовал выхода. Вот арабы и стали убивать друг друга. Если бы все эти Каддафи, Мубараки или Асады могли предоставить своим народам кровавую, победную драку с еврейским государством, они бы и по сей день спокойно сидели на троне. Дюрренматт понимал и то, что в его время было скрыто за легким покрывалом арабского социализма: религиозную нетерпимость ислама. Он увидел очевидную опасность не только для Израиля, но и для всей человеческой цивилизации. Еще 37 лет назад этот большой писатель ясно понимал и видел то, что по сей день не хотят и не способны понять и увидеть многие политики.
Похоже, мир наш столкнулся с новым видом тоталитаризма догматических идей, террором либерализма, который, на мой взгляд, мало чем отличается от прописей и практики Маркса-Ленина-Сталина-Мао-Пол-Пота и прочих молодцов, убежденных, что только они знают, во что должно верить, как и чем обязано жить человечество. Не могу не вспомнить Галича: «Не бойся сумы, не бойся чумы, а бойся тех, кто знает, как надо»… Все бы ничего, но знание истины в конечной инстанции парадоксальным образом сопряжено с малодушием «стокгольмского синдрома», когда под воздействием сильного шока исламской экспансии и террора Запад начинает сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия и в конечном счете отождествлять себя с ними, легитимируя идеи бандитов. Здесь и единственной демократией на Ближнем Востоке можно пожертвовать. Чего уж мелочиться… В прошлом веке Европа безропотно «скормила» фюреру своих евреев, сегодня она готова умилостивить тем же фанатиков ислама.
Понимаю, что перед нашими соседями нет смысла падать на колени и просить о пощаде. Приходиться драться, когда к горлу приставлен нож. Другое дело — вся эта «белая и пушистая» компания доброхотов с Запада и из США, готовых задушить еврейское государство во имя своих левых иллюзий и догм либерализма. К этой публике я хочу обратиться.
Господа! Оставьте в покое мой народ, дерзнувший вернуться на свою святую землю и занять незначительный участок средиземноморского пляжа. Позвольте нам быть теми, кем нас произвели на свет, молиться своему Богу, учить свою историю и верить в свои идеалы. Мы никому не мешаем этим, никому не причиняем зла, никому не навязываем наш образ жизни. Не трогайте мой древний народ, не учите жить, не рассматривайте под извечным въедливым микроскопом грехи наши. Забудьте о нас, перестаньте нас замечать. И вы увидите, сколько еще замечательного и прекрасного талантливый Израиль, да и вообще евреи, подарят миру

ШУТКА ДНЯ 4 ЯНВАРЯ



Каких выдающихся провокаторов вы знаете?
- Композитор Мендельсон.
- Боже мой, но почему?!
- Для миллионов дураков он написал нежный и завлекательный "Свадебный марш", а сам...
А сам - всю жизнь спокойно прожил холостяком!

Если бы. В марте 1837 года Мендельсон женится на Сесилии Жанрено, с которой он познакомился во Франкфурте. У Мендельсона было пять детей.

А. МИНКИН. ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ


 
Г-н президент! Помилование, милость, милосердие — очень важные слова. Библейские. Нельзя, чтобы такие слова утратили смысл, обесценились, стали фальшью.
Фальшивые деньги, фальшивые диссертации — чепуха по сравнению с фальшивыми чувствами. Фальшивая улыбка вызывает у людей инстинктивное отвращение, как прогорклое масло или тухлое яйцо. (Как вы выдерживаете фальшивые улыбки окружающих? Не тошнит?
Настоящее милосердие — внутреннее чувство. Как совесть, как любовь. Совесть по принуждению — абсурд. Любви по принуждению не бывает (а кто думает, будто бывает, — для тех в Уголовном кодексе статья «изнасилование»).

Сделанное с Ходорковским вы, конечно, можете называть «помилованием». Не можем согласиться; это было бы лицемерием.

Политики иногда называют войну «принуждением к миру». Ваши люди принуждали Ходорковского к прошению. А Геншер, Меркель и другие мировые лидеры принуждали вас к помилованию.

Оно состоялось; несколько дней только об этом и говорили («Сенсация года»); в результате слово «помилование» — у всех на устах. Но ведь его не было.

Тот, кто действительно милует, — милует от души.

Милуют преступника. (Невинного помиловать нельзя. Если человека посадили несправедливо, надо отпускать с извинениями.)

Но Ходорковский не более преступник, чем ваши друзья-олигархи. Значит, все эти Потанины, Абрамовичи, Фридманы, Прохоровы должны были бы сидеть в соседней камере.

Тот, кто милует преступника, испытывает удовлетворение от того, что поступил по-христиански.

Полагаем, вы не испытываете христианского умиления от того, что помиловали. Скорее ярость, ибо вас принудили к милосердию. И эта ярость выплеснется на кого-то. (Хорошо бы, Лебедев, которому осталось сидеть три месяца, не заболел вдруг, как Щекочихин или Литвиненко.)

********

Фальшивое милосердие — такое же лицемерие, как фальшивая явка с повинной.

В идеале к явке с повинной человека толкают муки совести. Терзается, терзается, а потом идёт на площадь, встаёт на колени и говорит: «Я убил». И всем почему-то кажется, что Раскольников (помните роман Достоевского «Преступление и наказание»?) именно это и делает.

Но Раскольников не сам встал на колени. Его поставил следователь Порфирий Петрович. Вот как это было. Порфирий уговаривает Раскольникова сделать явку с повинной:

— Ей-богу, лучше будет, Родион Романыч!

Раскольников злобно усмехнулся.

— С какой стати мне к вам являться с повинною?

— Эх, Родион Романыч, да известно ли вам, какая вам за это воспоследует сбавка? А я вам, вот самим богом клянусь, так «там» подделаю и устрою, что ваша явка выйдет как будто совсем неожиданная.

Г-н президент, Порфирий действительно мог так всё «подделать», чтобы явка с повинной выглядела натурально. А вы, увы, не можете сделать вид, будто сами вдруг решили помиловать. Слишком много людей было задействовано. Операция «Помилование» очевидно была тщательно подготовлена и продумана. В полной тайне готовили вертолёт, самолёт, перелёт — хоть кино снимай (и снимут). Но вся эта таинственность — старое мышление, старые приёмы спецслужб. Эта таинственность бессмысленна, ибо не через 50 лет, а через 5 минут всё вылезло наружу. (По исполнению очень похоже на эвакуацию Собчака, которого вы извлекли из тюрьмы; инфаркт, врачи, носилки, самолёт, перелёт; а на следующий день он сидел в парижском кафе и давал интервью.)

********

Милосердие — внутреннее свойство человека. Оно не может существовать только по отношению к кому-то одному, хоть бы и очень знаменитому.

Вы «помиловали» красавца миллиардера. Но вы не помиловали больных сирот — калек без рук, без ног, даунов, паралитиков (ДЦП). Таких здесь не усыновляют, не лечат, а некоторые болезни и не могут лечить.

Значит, вы обрекли их на пожизненное заключение (обычно не слишком долгое, каких-нибудь 15–20 лет).

Если бы они знали и понимали, что происходит, когда принимался закон о запрете усыновления, они проклинали бы вас, и Думу, и Совет Федерации каждый день своей немилосердной, беспощадной жизни.

Не все они идиоты. Годовалые, конечно, не понимают. Но многие дети от 9 и старше кое-что понимают. И их проклятия там, наверху, перевесят все ордена и хвалебные речи. (Если вы действительно верующий христианин — вам это не может быть безразлично. Что говорит, чем утешает Кирилл? Или и вам, и ему не до этого.)

В декабре 2012-го принят людоедский закон. В декабре 2013-го отпущен Ходорковский. И Запад поверит в ваше милосердие? Не идиоты же они. По вашей воле посадили Ходорковского и др. По вашей воле запретили усыновлять в США и расширяют эту географию.

Милость? Зачем же она коснулась одного только Ходора? Прошение? Но эти дети не умеют писать, или письма их перехватывает дирекция детдома, нижние чины вашей администрации…

А ведь на той же пресс-конференции, после окончания которой вы сказали о «помиловании», мог бы прозвучать заготовленный вопрос об усыновлении. И у вас была прекрасная возможность сказать: «Я разобрался в этой истории. К сожалению, меня ввели в заблуждение. Надо срочно принять закон, отменяющий запрет. И я прошу Думу сделать это до ухода на каникулы!».

Поверьте, г-н президент, грянули бы бурные аплодисменты. А все шакалы проголосовали бы как миленькие.

********

Выпустить после десяти лет преследования. После фальшивого второго дела (украли якобы всю нефть, с которой платили налоги больше, чем «Газпром»). После скандального суда, где прокуроры выглядели ничтожно и позорно, а судья — жалким запуганным зэком (вот уж кто приговорил себя пожизненно). После того как уморили в тюрьме Алексаняна; после того как Бахмина родила в тюрьме… После всего этого отпустить отсидевшего 10 лет и назвать это милостью?

Теперь госТВ должно совершить какие-то немыслимые тройные сальто, чтоб публика поверила, будто это милость.

Вы, конечно, гораздо более царь, чем президент. И мы надеемся, вам будет интересно прочитать «Балладу о царской милости». Автор — Киплинг (который «Маугли» написал).

БАЛЛАДА О ЦАРСКОЙ МИЛОСТИ

Абдур Рахман, вождь Дурани, о нем повествуем мы,
От милости его дрожат Хайберские холмы,
Он с Юга и с Севера дань собрал — слава его как пожар,
И знают о том, как он милосерд, и Балх, и Кандагар.

Этот самый Абдур Рахман приказал своему министру казнить неверного. Для министра Яр-хана это было страшно унизительно. Он оскорбился и сказал необдуманные слова (как Ходорковский на вашей встрече с олигархами).

Ему, чью гордость не смирят ни Ад, ни Небеса,
Царь повелел стать палачом презреннейшего пса…
Яр-хан взметнул хайберский нож, ударил тем ножом:
«О человек, ты так хотел! Зарезан пес Царем».

Понимаете, этот Яр-хан публично сам себя назвал царём. В ту же ночь к царю Абдур Рахману приходит Хаким (типа Сечин).

Еще не занял караул в ту ночь свои посты,
Когда Хаким промолвил так: «Царь, не боишься ты?
Ты знал... ты слышал?..»
Смолкла речь перед лицом Царя.
Афганский Царь сказал в сердцах: «Народом правлю Я!»

Они, конечно, подготовились к опасному визиту.

И в сердце тьмы, когда луна кончает свой дозор,
Яр-хан, таясь, прошел к Царю, чтоб смыть с себя позор.
Но кто-то возле стен схватил его из темноты,
Царь молвил за его плечом: «Мертвец! Что вздумал ты?

Они его арестовали. И вот тут, г-н президент, внимание! Начинается речь о царской милости. Царь говорит неудачнику:

Но если Бог даст сил тебе, то вот пройдет три дня,
Ты будешь милости просить и в муке звать меня.
Я милосерд, и это ты скорее всех поймешь…

Побивание камнями — мучительная казнь. А смысл её ещё и в том, чтобы не было палача. Сотни людей кидают камни в преступника (типа единогласное голосование) и стараются попасть в ноги, в туловище, только не в голову — чтобы не убить случайно, чтобы не было быстрой, лёгкой смерти. Казнимый должен медленно сдохнуть под грудой камней.

Он был каменьями побит на свалке в час зари,
Согласно писаным словам: «Чтоб был он жив, смотри».
И камни выросли над ним курганом средь полей,
И, если шевелился он, шел новый град камней.
…То было на вторую ночь, был праздник Рамазан,
И страж, припав к земле, слыхал, что говорит Яр-хан.
Из исковерканной груди, хрипя, срывался звук:
«Созданье Божье, помоги, избавь меня от мук!»
И, смерти не боясь, они нашли Царя средь жён:
«Ты, покровитель бедняков, вели, чтоб умер он».
Неспешно прозвучал ответ: «Пусть он дождется дня,
Ночь коротка, и должен он благословлять меня».

Понимаете, г-н президент, этот Яр-хан должен не только умолять о смерти, но и благословлять царя. И бывший министр сломался.

Он трижды ночью звал и раз, когда взошла заря:
«Созданье Божье, помоги и тем прославь Царя!»
И вот в час утренних молитв пролилась Яр-хана кровь,
И, слыша щелканье курков, Царя он славил вновь.
Сложили песнь о том певцы, чтоб слышали моря,
Чтоб пел и день и ночь весь мир о милости Царя.

Его пристрелили. А мир пел о милосердии.

Абдур Рахман, вождь Дурани, мы повествуем о нём.
Растворил он пасть, и набили всласть ее золотым зерном.
Вы знаете плод от его щедрот, как сладок каждый дар.
Вы слышали песнь: Доколь? Доколь? О, Балх и Кандагар!

Жалко было сокращать эту балладу, уж больно хорош Киплинг. И история хороша.

Впереди Новый год. Закончим это письмо позитивно.

Поскольку никаких христианских чувств к людоедам и мучителям детей мы не испытываем, то от души желаем им всем подавиться шампанским в последнюю секунду 2013 года.

Независимо: родные мамы-папы истязают детей или приёмные, русские или американские, белые или чёрные — пусть все подавятся. И 2014-й будет гораздо лучше.


Александр Минкин

А. Минкин много пишет о лицемерии, но разве не лицемерия писать письмо не только тому, кто его никогда не прочтет, но, даже если прочтет, не поймет в нем ни слова?