пятница, 2 августа 2013 г.

МЕДИЦИНА В ИЗРАИЛЕ


От врача: Это не мной услышано но...
"Утром прохожу по коридору клиники, в которой работаю, краем глаза вижу двух женщин - пациентка клиники в кресле на колесиках и сопровождающая. И тут я слышу на хорошем русском:
- Такая операция, такой уровень! Вчера сделали, а завтра обещали выписать! Прекрасная страна!
- Прекрасная, мам. Вот бы еще евреев здесь не было.
- Да где их нет. Нигде от них, иродов, не спрячешься!
И обе недовольно покачали головой."

УМНЫЙ "ЗАЕЦ" ГРИШКОВЕЦ




Иной раз сам себя спрашиваю, почему меня так занимают судьбы разного рода вероотступников, вроде таких великих борцов с собственным народом, как Изя Шамир или "тихих" выкрестов, не унизивших себя до ненависти к своим предкам, наподобие двух Александров — Галича (Гинзбурга) или Володина (Лифшица).

"Да, еврей — это духовная принадлежность. Ты не можешь стать из француза итальянцем, ты не можешь стать из немца русским, а вот евреем ты можешь стать, приняв эту идеологию", — говорит в одном из интервью М.Лайтман. Что правда, то правда, но удивительное дело, почему обратный процесс: превращение еврея в немца, русского, христианина, мусульманина, да в кого угодно, происходит, как правило, мучительно, во лжи, часто на грани морального краха: предательства себя самого и своего народа? Скажут, и справедливо, — виновата юдофобия. Не уверен, что только она. Отметят: сорок веков иудаизма крепко держат потомков Яакова — и это верно, но и здесь вопросы остаются.

Мой папа, светлой памяти, оказавшись 86-ти лет в Еврейском государстве, был поражен тем, что в местном клубе никто не хотел слушать его исполнение прелюдов Шопена. Он прямо-таки со слезами жаловался на полное равнодушие "местечковой публики" к его таланту, вдруг забыв, что сам прибыл в Питер из местечка, и даже на семейных праздниках в Ленинграде его игра встречала всего лишь равнодушно-терпеливую реакцию. Об отце вспомнил, читая недавнее интервью Евгения Гришковца газете "Известия":
"Гришковец: А от поездок, когда меня приглашают играть для наших эмигрантов, я отказываюсь, я не хочу. Не интересно это.

И: Почему? Российские эмигранты должны быть вам ближе, чем американцы, нет?
Гришковец: Нет, они далеки от меня. Эмигранты все больные. Все без исключения, особенно американские. Я с ними встречался.

И: Чем больны?
Гришковец: Эмигрантщиной. По ним — по тому, какую они носят прическу и как они одеты — можно определить, в каком году они уехали. Для них в этот момент время, развитие — все остановилось. И от меня они хотят только одного: как-то меня пожалеть, посочувствовать мне, что я продолжаю жить в этой ужасной стране, и услышать от меня, что все очень плохо. А я не готов им быть в этом смысле полезен. Мне не интересно. С этим я в первый раз столкнулся, к своему невероятному удивлению, в Израиле. Я ждал встретить какую-то рафинированную тонкую публику, таких чудесных одесситов, остроумных, веселых, брызжущих жизнью, Михал Михалычей Жванецких таких. А встретил очень провинциальную, чуть ли не дремучую публику. И первые гастроли были для меня таким шоком, после чего я отказался играть по разным маленьким городам".

Такие дела. Есть у еврея Гришковца любимый еврей — Жванецкий, а в остальном все мы здесь дикий народ и "дремучий", не модный, еще и "больной, весь, без исключения". Надо думать, в нынешней России публика сплошь Чеховы и Салтыковы-Щедрины, в Англии — наследники Джерома и Диккенса, в США — дети Марка Твена, О.Генри и так далее. Все одеваются по последней моде, при этом исключительно здоровы физически и духовно.

Неглупый человек этот Гришковец, приличный драматург, писатель и музыкант, а городит чушь несусветную, опять же по той же, извечной причине: не хочет быть тем, кем его мама родила, а желает быть родным, отечественным, близким. По-человечески понятная мечта: почувствовать силу, примкнув к большинству, хоть и подленькая, особенно для "инженера человеческих душ". Беда только в том, что большая часть "рафинированной, тонкой" публики в России даже при паническом бегстве еврея от своего еврейства принимать беглеца за своего парня никак не желает. Вот Константин Райкин нынче у нас православный, о чем не раз оповещал публику, а на афише его театра кто-то недавно, как сообщает М.Шемякин, намалевал слово ЖИД. Тут при всех талантах и регалиях проглядывает подлинное нездоровье души, о котором сокрушался Гришковец при виде эмигрантов и репатриантов. Упомянутые беженцы хоть знают, что на дверях их дома никто не изобразит свастику. По этой причине, кстати, и сочувствовали Гришковцу, гражданину Российской Федерации, в Израиле и США. Здесь еще и дурная, уродливая мода — отмазка начинает проглядывать. Сколько русских исполнителей посещают Тель-Авив и окрестности — и ничего такого, довольны залом, но занесет московского еврея — и он начинает брюзжать, жаловаться и клясться, что не туда попал, словно боится, что и его заподозрят в желании покинуть северную державу, причем незамедлительно, а там и "кислород" перекроют.

В том же интервью Гришковец признался в нежных чувствах к черным африканцам и рассказал о тамошних зайцах так: "А потом мы увидели зайцев. А африканские зайцы такие маленькие и черненькие. Я сказал: "У нас не такие. Они у нас побольше и зимой белые, а летом серые". Они спросили: "Как — они меняют цвет?". Я говорю: "Да". — "А почему?". Я говорю: "Потому что они так маскируются". — "Какие умные зайцы!".

Вот и сам Гришковец, похоже, хочет быть замаскированным, умным зайцем, словно на него день и ночь, летом и зимой охотятся юдофобы с двустволкой.
Но вернемся к "публике". Вот М.Веллер отметил точно и с юмором в "Критических заметках по еврейскому вопросу":
"Мнение о высокой интеллектуальности евреев сильно и злостно преувеличено. Я лично встречал среди них массу фантастических идиотов. Преувеличено и мнение о всеобщей интеллигентности. Это, может, в Ленинграде и Москве было много наинтеллигентившихся. А что касается наших парней со Жмэринки и Конотопа, шо ныне уси в Израиловке — эдаких жлобов любо-дорого поискать. И — на Брайтоне тоже".

Прав Михаил Иосифович. Он прекрасно понимает, что за излишним облизыванием еврейских задов всегда прячется юдофобия худшего, лицемерного разлива. Отсюда и слово "злостно". В общем, позиция порядочного человека, любой национальности, проста: не нужно нас хвалить безмерно и ругательски ругать всех скопом не следует, как не надо спешить с оценками любого народа, даже в эмиграции. Ну, мало денег собрал в Израиле — езжай в упомянутый Веллером Конотоп. Он тебе, судя по всему, родней и понятней, да и мы здесь, в Израиле, умные и глупые, интеллигентные и не очень, не так уж много потеряем без новых визитов Е.Гришковца. На Брайтоне, надо думать, тоже.

ЗАКОН О "ПИРАТСТВЕ"


"В Москве манифестанты соберутся у метро "Улица 1905 года". Мероприятие согласовано с властями. Крупная акция анонсирована и в Петербурге на Марсовом поле. Местные власти также разрешили ее проведение. Если верить сайту "Пиратской партии", аналогичные выступления пройдут еще в десятке городов по всей России. Так называемый "антипиратский закон" призван защитить интересы правообладателей, чьи материалы попадают в интернет без их разрешения. Документ дает возможность блокировки сайтов с таким контентом. В IT-отрасли неоднократно выступали резко против новых норм. Закон вступает в силу 1 августа".  Эхо Москвы.

 Понимаю манифестантов. Платить за собственное растление пошлостью, враньём и глупостью как-то глупо. Население соглашается стать подопытными кроликами в лаборатории идеологической обработки души и мозга помоями массового искусства и требовать, чтобы оно еще платило за это - абсурд. Технический прогресс напрямую связан с очевидным регрессом разных искусств. "Пиратство" стало нормальным итогом такого положения. Предельно низкое качество продукции идет с "молотка" за бесценок, а то и даром - правило Рынка, Подобный "Закон по защите интеллектуальной продукции" нужен, но только в том случае, когда она становится следствием интеллекта и таланта, а не результатом халтуры ловких бездарей. Вот здесь и нужен особый совет компетентных, уважаемых граждан, которые и будут решать, что в мире искусств стоит оплаты. а что и так не пропадет.
 Закон в нынешнем виде будет способствовать дельцам от искусства - и только. Есть, правда, опасность, что , в итоге, настоящее, подлинное и вовсе не будет востребовано. Верно, но это проблема потребителей и не производителей.

СПЕШУ ПОДЕЛИТЬСЯ 2 июля


Еврейский интеллект, откуда он?
Альфред Грибер " Жизнь, времена, поколения, события, судьбы."

ЕВРЕИ И ИНТЕЛЛЕКТ.

Выдающийся ученый и писатель Чарльз Мюррей предполагает, что рост интеллекта у евреев произошел из-за того, что иудаизм стал религией, в которой изучение и учение стали не менее, а даже более важным фактором, чем соблюдение религиозных ритуалов.
"Комментарий" (Commentary) - один из наиболее уважаемых и влиятельных ежемесячных журналов в Америке. У него сравнительно небольшой тираж - приблизительно 32 000, но его читают и почитают элитарные круги американских интеллектуалов.

Когда я получаю очередной экземпляр, у меня тут же возникает чувство вины: я знаю, что не смогу прочитать его "от корки до корки" и буду откладывать непрочитанное "до лучших времен".
Но все-таки мне удается добраться до самых лучших статей, и в качестве примера серьезности и необычности публикаций этого журнала я хочу пересказать вам статью "Еврейский гений" Чарльза Мюррея , выдающегося ученого и писателя ирландско-шотландского происхождения из штата Айова. В своей статье он исследует удивительно интересный предмет: возможные причины интеллектуального превосходства евреев.
Автор подразделяет свое исследование на три темы: время и природа достижений евреев; повышенный IQ (коэффициент умственных способностей) у евреев как объяснение этих достижений; современные теории о приобретении евреями их повышенного IQ.
Самые очевидные достижения евреев относятся к религии: они породили монотеизм и христианство, которые существенно повлияли на развитие западной цивилизации. Но до первого тысячелетия нашей эры, когда центрами интеллектуального роста человечества были Греция, Китай и Южная Азия, евреи не упоминались в летописях, относящихся к философии, математике, естественным наукам или театру.
В своей книге "Человеческие достижения" Мюррей составил перечень "значительных личностей", живших в период с 1200 по 1800 годы, в который вошли те, кто был, упомянут, по крайней мере, в половине источников области знаний, соответствующих их полю деятельности. Среди них значатся всего лишь семь евреев, из которых широко известны имена только двоих: Спиноза и Монтьен.
Такое незначительное присутствие евреев среди "значительных личностей" в те времена объясняется их социальным и политическим изгнанием. В 1700-ые годы началась эмансипация евреев, которая была в основном завершена к 1870 году. Этот период представляет собой экстраординарный и неповторимый этап человеческой истории.
Между 1830 и 1870 годами, когда первые евреи, рожденные эмансипированными, достигли сорокалетия, в перечне "значительных личностей" появилось уже 16 евреев. В последующие четыре десятилетия, к 1910 году, их число возросло до 40. В течение следующих сорока лет, с 1910 по 1950, их число почти утроилось - до 114, несмотря на массовое истребление европейского еврейства!
Между 1870 и 1950 годами евреи достигли известности в литературе в 4 раза больше, в 5 раз больше в музыке и изобразительных искусствах, в 6 раз больше в химии, в 8 раз в биологии, в 9 раз в физике, в 12 раз в математике и в 14 раз в философии в пропорциональном соответствии к их численности. Евреи, составляющие всего 0,2% всемирного населения, получили 14% Нобелевских премий в первой половине 20-ого столетия, 29% во 2-ой половине, и, на сегодняшний день, 32% в начале 21-ого столетия.
Почему это происходит? Как только появились первые тесты по измерению IQ, оказалось, что у евреев он необычайно высокий. Конечно, цифры не полностью надежны, но обычно считается, что 110 - это средний уровень IQ для евреев. Учитывая стандартное отклонение в размере 15, получается, что процент евреев с IQ 140 и выше в шесть раз больше, чем среди всех остальных национальностей.
Для более высоких IQ расхождение еще больше. В 1954 году в школах Нью-Йорка было обнаружено 28 детей с IQ 170 и выше. 24 из этих 28 оказались евреями.
Исключительный интеллект не гарантирует выдающихся достижений. Существуют другие факторы, но интеллект, конечно, наиболее определяющий. Наугад выбранный еврей имеет намного большую вероятность обладания исключительным интеллектом, чем наугад выбранный член любой другой этнической или национальной группы. Все вышеприведенное - научные данные, но имеется много расхождений относительно того, как и когда появился у евреев этот повышенный IQ.
Важный фактор - генетика. Гораздо менее важные факторы - это высокий доход, присутствие книг, родительское влияние. Известно, что дети, усыновленные или удочеренные с рождения, не достигают IQ своих приемных родителей. Имеются исследования, доказывающие, что приемные дети в еврейских семьях не имеют высокий интеллект, свойственный евреям, следовательно, ответ надо искать в еврейских генах.
Существует два популярных объяснения еврейских "интеллектуальных" генов:
1. естественный отбор, когда из преследуемых на протяжении веков евреев выживали только самые умные и сильные;
2. заключение браков по принципу предпочтения умственных способностей, когда ученые и дети ученых были наиболее желательными кандидатами в супруги.
Проблема 1-го объяснения состоит в том, что ум и сила (раввинские знания и приверженность иудаизму) никак не могли быть факторами "выживания" в условиях насилия толпы. Напротив, наиболее успешные и видные люди были наверняка первой целью истребления.
2-ое объяснение - бракосочетание по принципу предпочтения умственных способностей также проблематично: богатые и успешные евреи - купцы совсем не стремились отдать своих дочерей за нищих ученых, чьи способности не имели никакой практической ценности.
В 2006 году крупнейшее научное исследование еврейского интеллекта показало, что высокий IQ - это прерогатива евреев-ашкеназов Северной и Центральной Европы, и вырабатывался он с 800 до приблизительно 1600 года нашей эры.
Авторы исследования пришли к выводу, что выбор профессии был главным фактором развития еврейского интеллекта. С 800 н.э. европейским евреям разрешалось заниматься только торговлей и финансами, для чего необходим развитый интеллект. Не евреи занимались в основном сельским хозяйством, где больших интеллектуальных способностей не требовалось. Экономический успех евреев привел к более низкой смертности в младенческом возрасте и развитию способностей, которые были необходимы в отданных им на откуп отраслях. Кроме того, смешанных браков в то время было очень мало, так что генетический код не "загрязнялся".
Сефардские и восточные евреи также занимались городскими профессиями. Но имеются доказательства, что они больше концентрировались на ремесленных отраслях, которые не требовали высокого интеллекта. Таким образом, у них повышенный интеллект не развивался, современные тесты в Израиле показывают, что IQ неевропейских евреев в основном равен IQ не евреев.
Привожу цитату из этого исследования:
"Предложенный процесс отбора объясняет стереотип умственных способностей в евреях ашкенази: при высоко развитых риторических и математических способностях недостаток пространственно-визуальных способностей. Риторические и математические способности помогали средневековым бизнесменам преуспеть, тогда, как пространственно-визуальные способности были им не нужны".
Мюррей не согласен с этой вполне приемлемой гипотезой: евреи, оставшиеся в исламском мире, показали чрезвычайно высокий уровень достижений в начале второго тысячелетия. Они не были ашкеназами, для которых тогда доступ к интеллектуальной деятельности был закрыт, они были сефардами на Иберийском полуострове, в Багдаде и других исламских центрах. После того, как их изгнали в 1400-ых годах, сефарды достигли многого в тех странах, где они обосновались. Некоторые историки считают, что упадок Испании и расцвет Нидерландов обязаны переселению евреев из одной страны в другую. В Англии потомки сефардов также внесли большой вклад в развитие страны, лучший пример тому - Бенджамин Дизраэли.
Мюррей объясняет более высокий IQ ашкеназов по сравнению с сефардами в настоящее время тем, что хотя все евреи повсюду имели более высокий интеллект на уровне приблизительно 1000 годов н.э., впоследствии у евреев-ашкеназов этот уровень пошел вверх, а у сефардов уменьшился. Мюррей предполагает, что рост интеллекта у евреев произошел из-за того, что иудаизм стал религией, в которой изучение и учение стали не менее, а даже более важным фактором, чем соблюдение религиозных ритуалов.
Он говорит, и с ним согласны подавляющее большинство ученых, что в начале нашей эры приблизительно 80-90% всех евреев были заняты в сельском хозяйстве, но уже к XI веку это число снизилось до 10-20%. Мюррей предполагает, что миграция евреев из сельских местностей в города была результатом указа, изданного в 64 году н.э. палестинским мудрецом - раввином Йошуа бен Гамла. Этот указ обязывал всех детей мужского пола, начиная с 6 лет, пройти универсальное обучение, и претворялся в жизнь практически неукоснительно. Поэтому евреи стали единственными среди всех остальных народов мира, получившими уникальную возможность овладеть грамотой и арифметикой.
Образование было очень ценным фактором в городской среде, но мало чего стоило в сельском хозяйстве. В течение столетий евреи тянулись в города, чтобы заниматься торговлей.
Между I и VI веками н.э., всемирное еврейское население уменьшилось с приблизительно 4.5 миллионов до 1.5 миллиона. Около миллиона евреев погибли в римских восстаниях, другие были насильственно вынуждены перейти из своей веры в другую. Но, тем не менее, цифры никак не приближаются к трем миллионам исчезнувших евреев. Куда они исчезли?
Одно из приемлемых объяснений - это то, что евреи, оставшиеся фермерами, не получили никаких преимуществ от образования и ушли из иудаизма. Более того, с разрушением Храма, иудаизм стал религией, сконцентрированной на изучении Торы в децентрализованных синагогах и молельных домах. Раввины и преподаватели Торы стали лидерами общин. Все еврейские мужчины, для поддержания своей веры должны были читать и понимать то, что они читали, не только про себя, но и вслух, в присутствии других.
Они были должны быть грамотными, они были обязаны обучать своих сыновей. Короче говоря, хороший еврей должен был быть интеллектуалом. Мюррей предполагает, что те, кто не могли справиться с требованиями, предъявляемыми иудаизмом к их интеллекту, уходили из иудаизма, в то время как оставшиеся продолжали развивать свой интеллект
Мюррей спрашивает: означает ли вышесказанное то, что до 1 века н.э. интеллектуальный уровень евреев был обычным? Вавилонское изгнание является добавочным, но исторически более ранним фактором в росте интеллекта евреев. Нам известно из Торы, что Навуходоносор "выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско - десять тысяч было переселенных, - и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли" (4-ая Книга Царств - 24:14). Столетие спустя, когда изгнанники возвратились, они обнаружили, что большинство оставшихся перешли в другие религии. Возвратившиеся же потомки элиты оказались намного сильнее в интеллектуальном отношении, чем потомки оставшихся.
В заключение хочу привести два заключительных абзаца из исследования Чарльза Мюррея , которые мне пришлось сократить:
" … я стою безоружным перед неизбежным вопросом, который зададут мне эволюционные психологи: "Каким образом именно это племя уже в Моисеево время, жившее в той же самой среде, как все другие кочевые и аграрные народы Ближнего Востока, могло развить высокий интеллект, тогда как другие этого не смогли?
Тут я беру на себя смелость ответить гипотезой, которую еще никто не смог опровергнуть: евреи - это избранный Б-гом народ".
Мы познакомили вас с исследованием Чарльза Мюррея , а какие выводы из него делать, доверять ли ему и в какой степени, предоставляем вам – на то евреи и есть интеллектуальный народ.

 В общем и целом рассуждения и выводы Мюреея справедливы и интересны. Я бы добавил только одно: евреи на протяжении 20 веков не занимались суетным, кровавым и фанатичным делом государственного строительства. Евреи строили сами себя, согласно своему интеллектуальному, религиозному наследию. Количество населения ( а государство способствует именно этому) было отдано на откуп качеству. Еврей во враждебной, почти всегда, среде мог защитить себя не физической силой, а интеллектом. Этот расклад существует и сегодня: очевидные издержки своего государства компенсируются подавляющим по численности враждебным окружением. Еврей и сегодня способен выживать только за счет своего iQ.